Как вывести земельный участок из лесного фонда 2021
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как вывести земельный участок из лесного фонда 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Найти орган, который будет виновен в возникновении конфликта не так просто, как кажется на первый взгляд. Это может быть:
- администрация муниципального образования, из-за выдачи документов без согласования с Лесным Фондом;
- ЛФ, так как вовремя не обновил границы лесных насаждений.
Существенно сократить количество проблемных ситуаций можно было бы, согласовав базы Росреестра и ЛФ, а также изменив систему выдачи таких земель.
Первое, что нужно сделать – обновить базы Лесного Фонда. Часто он имеет фактически устаревшую информацию. Где по его данным проходит лес, уже давно была проведена жилая застройка. Иногда наоборот, лесные дороги зарастают, а на картах фактически имеются.
Грубо говоря, ЛФ называет лесом любые земли, где имеется поросль фактически или по бумагам. И только получение актуальных сведений и их обновление поможет хотя бы частично решить проблему противоречий.
Лесная амнистия. Что делать, если участок попал на земли лесного фонда?
В соответствии с российским законодательством, к землям лесного фонда относятся не только сами леса, но и территории хозяйственного назначения, выполняющие защитную, инфраструктурную, восстановительную и иные функции.
Таким образом, ЗЛФ – это территории, предназначенные для:
- лесной растительности;
- ведения лесного хозяйства;
- обслуживания, охраны и защиты лесов;
- иной деятельности, направленной на их сохранение как экосистемы и восстановление как природного ресурса.
Государственный лесной фонд и его составные части могут располагаться не только на ЗЛФ, но и на землях иных подвидов, хотя первая категория является преобладающей. Исходя из этого определяется правовой режим использования, охраны и защиты лесных территорий, но сами земли из-за своего целевого назначения категорию менять не обязаны. Обычно это – особо охраняемые территории, имеющие природоохранное значение.
Регулирование лесных отношений учитывает представления о лесе как о совокупности растительного и животного мира, а также других элементов природы и окружающей среды. Правовой режим земель лесного фонда формируется с учетом их важного экономического, социального, экологического значения, поэтому такие территории не только находятся под особой охраной со стороны государства, но и ограничены в обороте (пп. 2 п. 5 ст. 27 ЗК).
В соответствии со ст. 7 ЛК, участки лесного фонда следует отграничивать от остальных земель посредством нанесения необходимых пометок на планово-картографических материалах и обозначения на местности с помощью специальных лесохозяйственных знаков.
Правовое обеспечение и правовой режим, применяемые к ЗЛФ, зависят от назначения земель, в соответствии с которым они поделены на:
- защитные лесонасаждения, цель освоения которых состоит в сохранении природоохранных, средообразующих, санитарно-гигиенических и иных полезных функций лесов;
- эксплуатационные леса. Цель их освоения – получение высококачественной древесины и прочих лесных ресурсов;
- резервные леса, использование которых не предполагает заготовку древесины в течение 20 лет после их отнесения к этой категории.
Характерная особенность земель лесного фонда – это плодородие и способность находящейся на них растительности самовосстанавливаться. Леса следует особым образом охранять от пожаров, загрязнений и любых других негативных воздействий в том числе природного характера, что отражается и на правовом режиме их использования.
Касается это не только ЗЛФ, но и смежных с ними участков, считающихся землями населенных пунктов.
Нередко границы территорий, отнесенных к разным категориям, являются спорными. В связи с этим наложение земельного участка на земли лесного фонда препятствует, например, оформлению жилых построек, осуществлению межевания и иным действиям, которые на первый взгляд не могут повредить состоянию лесного фонда.
Порядок изъятия земель лесного фонда
ЗЛФ – это земли лесничеств и лесопарков, занятые древесно-кустарниковой растительностью, и нелесные территории, предназначенные для профилактической и иной лесной деятельности. Они находятся под особой охраной, что определяет правовой режим их использования. Так, к ним применяется ограниченный перечень видов использования, исключающий негативное влияние на леса. ЗЛФ не могут находиться в частной собственности, по крайней мере пока их не переведут в иную категорию земель, например, в рамках лесной амнистии.
- Земли водного фонда
- Земли запаса
- Земли лесного фонда
- Земли населенных пунктов
- ИЖС
- Земли особо охраняемых территорий и объектов
- Земли промышленности и иного специального назначения
- Земли сельскохозяйственного назначения
В данном разделе Вы найдете теоретическую и практическую информацию по всем операциям с землей
- Аренда земли
- Инженерные изыскания
- Кадастр
- Категории земель
- Межевание
- Порядок застройки
- Приватизация
- Специальные программы
- Границы участка
- Данные из ЕГРН
- Кадастровые работы
Правительство упростило порядок вывода земель из лесного фонда
Одно из положений «лесной амнистии» – главенство сведений ЕГРН о категории земель участка над данными:
- лесного реестра
- лесного плана субъекта федерации
- иных документов
Эти материалы позволяли относить ЗУ к лесным землям. У собственников ЗУ возникала проблема с доказательством того факта, что участок не относится к лесфонду.
Законом 280-ФЗ (пункт 3 статьи 14) установлено, что когда один и тот же земельный участок, по сведениям ЕГРН, относится, к примеру, к сельхозземлям, выделенным, скажем, под ЛПХ или СНТ, а по данным ГЛР числится в лесном фонде, приоритет отдаётся сведениям, содержащимися в ЕГРН.
Сведения ЕГРН признаются достоверными. Владельцу участка, стоящего на учёте в государственном реестре недвижимости, не придётся доказывать, что участок не относится к лесным землям.
Законом установлены временные рамки применимости положения о приоритетности сведений ЕРГН перед сведениями ГЛР по так называемым «точкам отсечения», снижающим риски в действии «лесной амнистии»:
- 8 августа 2008 года:
- люди получали участки на лесных землях законно
- собственники ЗУ вправе рассчитывать на помощь со стороны государства
- 1 января 2016 года:
начало упреждения мошеннической деятельности при попытках узаконивания перехода в частные руки:
- лесных массивов
- лесных земель на особо охраняемых природных территориях
выявившейся в период подготовки и обсуждения Лесного кодекса.
Не упустил закон и случаи «съезда участков» в лесопарковые зоны.
Рассмотрим положения «лесной амнистии» детальнее.
Речь идёт не о любых участках, а только о тех, права собственности на которые возникли до 8 августа 2008 года, а сами участки были предоставлены для таких целей, как:
- садоводство
- огородничество
- личное подсобное хозяйство
- дачное хозяйство
- индивидуальное жилищное строительство
Таким участкам можно присвоить более удобную для собственника категорию земель:
- земли сельскохозяйственного назначения
- земли населённых пунктов
соответствующую виду использования участка.
Вывести участок из состава земель лесфонда можно даже в случаях, когда:
- в ГЛР о ЗУ указано, что надел находится в границах лесных земель
- в выписке ЕГРН указано, что категория ЗУ – «земли лесфонда»
Присвоение участку новой категории земель определяется только сроком возникновения права на земельный участок (сроком первичного землеотвода), который должен быть ранее 8 августа 2008 года, и не зависит от целого ряда фактов:
- от наличия на участке построек
- от наличия зарегистрированных прав на постройки
- от категории ЗУ «земли лесного фонда», указанную:
- или в кадастровом паспорте
- или в правоустанавливающем документе
- или в ином документе
- от того, что современный владелец участка купил его или унаследовал много позднее, чем 8 августа 2008 года – главное, что первый собственник надела стал его владельцем до указанной даты
Примечание
По «лесной амнистии» кадастровый учёт земельного участка:
- для садоводства
- для огородничество
- для ведения личного подсобного хозяйства
не требует согласования той части границ ЗУ, что расположена в лесу.
Законом 280-ФЗ для перечисленных участков установлен финальный срок согласования границ — 1 января 2023 года (пункт 9 статьи 10 закона).
До истечения этого срока исключается необходимость в согласовании местоположения части границы ЗУ на землях лесничества или лесопарка, при одновременном соблюдения следующих условий:
- земельный участок был предоставлен для указанных целей до 8 августа 2008 года или образован из земельного участка, предоставленного до 8 августа 2008 года
- смежным земельным участком является лесной участок
В случае, когда:
- собственник участка занимается уточнением положения границ ЗУ, смежного с лесным участком
- площадь ЗУ превышает более чем на 10% ту площадь, что указана в правоустанавливающих или в правоудостоверяющих документах
органы власти субъекта РФ в области лесных отношений вправе возразить против согласования местоположения границ ЗУ (пункт 10 статьи 10 закона 280-ФЗ).
Гарантия «лесной амнистии» в оформлении собственности на участки и земли под возведёнными на них объектами обеспечивается только при одновременном выполнении следующих условий:
- объекты не предназначены для нужд лесопользования
- права собственности на построенные объекты недвижимости зарегистрированы до 01.01.2016 г.
Если собственность:
- на здание
- на дом
- на иную постройку
зарегистрирована до 1 января 2016 года, владелец недвижимости имеет право поставить на учёт и земельный участок под объектом. Регистрация проводится вне зависимости от того, что границы ЗУ пересекаются с лесным или лесопарковым наделом (пункт 2 статьи 60 закона 280-ФЗ).
Для подтверждения права собственности на земельный участок владелец дома должен:
- обратиться с заявлением в орган, который предоставил ЗУ
- провести межевание
- внести в ЕГРН сведения:
- об участке
- о границах ЗУ (материалы межевого плана):
- чертёж
- описание участка на кадастровом плане территории)
При подготовке межевого плана кадастровый инженер делает пометку о возможности применения закона о «лесной амнистии».
Далее Росреестр произведёт:
- исключение ЗУ из состава лесных площадей:
- если участок числился в лесном реестре в качестве части лесной территории, а в ЕГРН – как участок ИЖС, ЛПХ, участок с/х назначения и т.д.)
- поставит ЗУ на кадастровый учёт
- произведёт владельца постройки в полноценного собственника земельного надела
- зарегистрирует право собственности в ЕГРН
Проблем с регистрацией участка и его границ в ЕГРН не будет в случае, когда при уточнении местоположения границ ЗУ было выявлено пересечение границ ЗУ с границами:
- лесного участка
- лесничества
- лесопарка
Нужно только ещё раз сделать акцент на том, что обязательными и одновременно соблюдаемыми условиями будут:
- право на участок было оформлено до 1 января 2016 года
- право на участок было возникло до даты внесения в ЕГРН сведений о границах участка
Так установлено пунктом 1 статьи 60 закона 280-ФЗ.
По ФЗ 280, устанавливался судебный порядок признания прав на объекты недвижимости, собственность на которые была утрачена по причине относения участков к лесной территории.
До принятия закона, по решениям судов, принятым по искам органов лесного хозяйства, повсеместно проводился снос жилых домов с выселением из них жильцов, вынужденно освобождались от построек садовые, огородные и дачные участки с полным аннулированием прав на них. Граждане лишались и без какой-либо компенсации своего законного права собственности, ранее подтверждённого государством.
Введение нормы закона о возврате собственности на утраченные участки и здания стало признанием государства своей неправоты и предложением об устранении случившейся несправедливости через обращения пострадавших владельцев недвижимости в суд для обжалования судебного решения и восстановления права собственности. Правда, срок подачи иска был ограничен — в течение года со дня вступления закона в силу, то есть закончился 29 июля 2018 года.
Во всяком случае, такая возможность была и, наверное, многие сумели воспользоваться ею.
- Земельные вопросы
- Отказ от собственности на земельный участок
- Что делать, если сосед отказывается подписывать акт согласования границ земельного участка?
- Что такое обременение на земельный участок?
- Сосед по даче громко слушает музыку? Наш юрист знает, что делать
- В каких случаях допускается использование земель запаса?
- Нарушение и защита прав собственника земельного участка
- Как правильно провести межевание земельного участка в СНТ и обязательно ли это делать?
- Земли сельхозназначения: можно ли строить дом
- Можно ли бесплатно получить землю под родовое поместье?
- Как самостоятельно определить точные границы земельного участка?
- Семейное право
- Наследственное право
- Земельное право
- Трудовое право
- Автомобильное право
- Уголовное право
- Недвижимость
- Финансы
- Налоги
- Льготы
- Ипотека
Сейчас в России существует двойной учет. Одни и те же территории могут иметь разное предназначение — земли населенных пунктов, земли лесного фонда, земли сельхозназначения. По разным сведениям противоречия охватывают от 1,5 млн до 3,7 млн гектаров земли. Наложение границ происходит в 263 тысячах случаев по информации Рослесхоза. По данным Росреестра, такая ситуация характерна для более чем 377 тысяч владений.
Неурегулированность земельных отношений привела к появлению законопроекта, получившего название «лесной амнистии». Нормативный акт призван узаконить спорные границы. Данные единого кадастра по закону должны получить приоритет перед данными лесного фонда. Добросовестные владельцы земель могут получить право вывести свои наделы из «лесных» земель и, таким образом, передвинуть границы.
Владельцы земельных наделов, граничащих с лесом, могут столкнуться с невозможностью распоряжаться своими участками и требованиями освободить территорию. В настоящее время решить вопрос о спорных границах можно только в судебном порядке. Подготавливаемый законопроект по лесной амнистии позволит узаконить участки добросовестным приобретателям. Однако многие проблемы так и останутся нерешенными.
Видео сюжет расскажет, что делать если ваш дом стоит на земле принадлежащей лесному фонду
Единственный законный способ получить землю из лесного фонда в собственность – постараться сменить её категорию. В субъектах РФ этим ведает Департамент лесного хозяйства, чьи «филиалы» есть в любом небольшом городе. Перевод земель неразграниченной государственной собственности производит Правительство РФ. Чтобы добиться перевода земель, нужно собрать большой пакет безошибочно подготовленных документов, который будет тщательно рассматриваться на 3-х уровнях – местном, субъектном и федеральном. Часто бумаги возвращаются на доработку по нескольку раз, что занимает множество времени. Оформление может длиться до года и более. Учитывая сложность и отсутствие гарантий результата при самостоятельной подаче, во многих ситуациях проще землю арендовать.
Арендовать участок в лесу юридическое или физическое лицо может на 10-49 лет. Для разработки земных недр до 1 января 2017 года можно приобрести земли леса, не поставленные на кадастровый учёт. С 2009 года обязательно использование регламентов лесного хозяйства для определения вида использования участка и его параметров. Что разрешено на участке, взятом в аренду
- рубка деревьев;
- сбор лечебных трав и съедобных ресурсов (шишки кедра);
- охотоведение;
- установка пасек;
- научные изыскания;
- выращивание саженцев;
- постройка религиозных зданий официальных религий и т.д.
Землю передают в аренду победителю открытого аукциона. Без участия в нём оформляют документы охотоведам, инвесторам в важные проекты лесного хозяйства собственникам построек – если они стоят на нужном участке. Обязанности арендатора: своевременно вносить плату за аренду, улучшать состояние своих земель экологичным природопользованием, рекультивировать почву. Ему не вправе выдвигать добавочные требования по дополнительным работам, не отражённым в договоре. Участки в аренду выгоднее приобретать на длительный срок и осуществлять разнообразную деятельность, чтобы окупить расходы.
Перевод земель лесного фонда в другую категорию
Если на дачном участке проводилось межевание, то возможно два варианта развития событий. В случае когда в ЕГРН уже есть сведения о границах земельного и лесного участков, надо обратиться в Росреестр, который самостоятельно, без участия владельца участка устранит пересечение. Если же сведения о границах лесного участка не внесены в ЕГРН, проблему можно решить через региональное учреждение Федерального агентства лесного хозяйства. Необходимо подать туда заявление о внесении изменений в сведения государственного лесного реестра и копии документов о праве собственности.
В августе 2017 года в Миасский территориальный отдел Управления Росреестра по Челябинской области обратились десять садоводов СНТ. Граждане сообщили, что их земельные участки накладываются на земли лесного фонда, в связи с чем они уже долгие годы не могут зарегистрировать право собственности на свою землю и стать полноправными владельцами обрабатываемых соток. Специалисты территориального отдела изучили документы, представленные каждым заявителем, проверили имеющиеся в ЕГРН сведения и выяснили, что ситуация с их земельными участками подпадает под действие Федерального закона № 280‑ФЗ. Владельцы участков подали заявления в Росреестр. В итоге участки были исключены из земель лесного фонда, поставлены на кадастровый учёт с уточнёнными площадями, на них зарегистрированы права.
Закон о лесной амнистии – так в разговорной речи называют закон, который регулирует устранение пересечений границ земельного участка с границами лесного фонда в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). Его полное название – Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 280‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определённой категории земель».
Если право собственности на земельный участок возникло у гражданина до 1 января 2016 года, а сведения о границах лесного участка были внесены в ЕГРН позже даты возникновения прав гражданина на земельный участок, Росреестр по заявлению собственника устранит пересечение его границ с границами лесного участка. Платить не придётся: гражданин платит только за учётно-регистрационное действие, если оно требуется. Кроме того, решение будет принято в пользу земельного участка, а не лесного фонда.
Понадобится заявление о кадастровом учёте земельного участка с целью уточнения его границ и подготовленный кадастровым инженером межевой план.
При каких условиях могут отказать
Если земельный участок, границы которого пересекаются с границами лесного участка, расположен в границах особо охраняемых природных территорий и территорий объектов культурного наследия.
Земельный участок относится к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель другого специального назначения, и на нём отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы.
Земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», и в отношении этого участка органами земельного надзора подтверждены факты неиспользования по целевому назначению или использования с нарушением законодательства.
Кроме того, в кадастровом учёте в связи с уточнением границ может быть отказано по другим причинам, например, в случае когда заявитель не является собственником земельного участка.
Лесная амнистия – гарантия защиты собственности на участки на лесных землях
Если участок предоставлен до 8 августа 2008 года и предназначен для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства или индивидуального жилищного строительства, то до 1 января 2023 года согласования границ с органом государственной власти, уполномоченным в области лесных отношений, не требуется.
Другой вариант
Если на дачном участке проводилось межевание, то возможно два варианта развития событий. В случае когда в ЕГРН уже есть сведения о границах земельного и лесного участков, надо обратиться в Росреестр, который самостоятельно, без участия владельца участка устранит пересечение. Если же сведения о границах лесного участка не внесены в ЕГРН, проблему можно решить через региональное учреждение Федерального агентства лесного хозяйства. Необходимо подать туда заявление о внесении изменений в сведения государственного лесного реестра и копии документов о праве собственности.
С начала применения закона о лесной амнистии в Росреестр поступило порядка 7,3 тысячи заявлений об осуществлении учётно-регистрационных действий, подпадающих под применение ст. 60.2 Федерального закона № 218‑ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», введённой законом о лесной амнистии. Из них по 5,6 тысячи заявлений приняты положительные решения: пересечения границ земельных участков с границами лесных участков в ЕГРН устранены. Как правило, решение об отказе в уточнении границ земельного участка не связано с применением закона о лесной амнистии, а касается несоблюдения требований к подготовке межевого плана.
В августе 2017 года в Миасский территориальный отдел Управления Росреестра по Челябинской области обратились десять садоводов СНТ. Граждане сообщили, что их земельные участки накладываются на земли лесного фонда, в связи с чем они уже долгие годы не могут зарегистрировать право собственности на свою землю и стать полноправными владельцами обрабатываемых соток. Специалисты территориального отдела изучили документы, представленные каждым заявителем, проверили имеющиеся в ЕГРН сведения и выяснили, что ситуация с их земельными участками подпадает под действие Федерального закона № 280‑ФЗ. Владельцы участков подали заявления в Росреестр. В итоге участки были исключены из земель лесного фонда, поставлены на кадастровый учёт с уточнёнными площадями, на них зарегистрированы права.
Никто из владельцев земельных участков, расположенных поблизости от лесной зоны, либо граничащих с ней, не застрахован от того, чтобы получить иск. Игнорировать такую повестку не получится, так как даже в том случае, если собственник не явится в зал суда, решение будет принято без его участия.
Если вы получили повестку в суд, не стоит заранее опускать руки. Прежде всего, обратитесь за консультацией к опытному земельному юристу. Порядок его помощи будет следующим:
- В уполномоченной организации необходимо заказать экспертизу земельного участка. Это позволит определить: относится ли данная земля к лесному фонду.
- Если земля и в самом деле спорная, но собственник на ней ничего построить не успел, то существует законный путь вернуть за нее деньги.
- Если же на земле есть строения, то решать спор придется в суде. Помощь юриста повысит шансы получить решение в свою пользу.
Напоминаем, что решение суда первой инстанции не является окончательным. У граждан есть все возможности для подачи апелляционной жалобы в вышестоящую судебную инстанцию. Однако, и в этом случае необходима самая тщательная подготовка аргументированных возражений на решение суда, а также к самому апелляционному процессу. Без юриста сделать это крайне сложно.
По действующему сегодня законодательству к валежнику относятся сухие, трухлявые, гниющие стволы деревьев, кусты, ветки. Если по естественным причинам дерево или куст сгнило, засохло и упало, то они считаются валежником. К таким причинам можно отнести природные явления в виде града, урагана, сильного ветра или снегопада. Нагрузка на растение приводит к его падению.
До первого января 2021 года граждане имели право вывезти из леса ветки в диаметре не более четырех см.
В 2021 году входят в силу новшества касаемые валежника. Новый закон гласит, что валежник перестал считаться платным ресурсом. С первого января гражданам разрешается собирать в лесу и рядом сухие ветки, лежащие на полу, так же остатки от стволов деревьев, кустов и сучьев. Так же стоит помнить, что количество заготовленного валежника не должно быть огромным, иначе не избежать ответственности перед властями. Количество вывозимого древесного мусора во многих регионах лимитировано. При перевозке могут проверить, правда ли везете валежник или же это спиленный лес. Законодательством РФ россиянам разрешено для собственных нужд выносить из леса орехи, грибы, ягоды, так же можно использовать не древесные отходы — бересту, мох, ветки. Сухостой причислили к недревесным отходам с первого января 2021 года.
Закон, принятый в Российской Федерации это еще не все, нужно рассматривать закон для каждого региона отдельно, по-разному трактуются региональные поправки. Где-то можно будет собирать валежник только после уведомления местного министерства природы, где-то в отведенных для этого местах, а где-то без ограничений:
- Московская область выбрала очень лояльный подход, в Подмосковье можно собирать валежник везде, кроме охраняемых территорий, складов древесины или мест, где ведутся лесосечные работы.
- В Пензенской области завалившееся дерево распиливать уже нельзя, собирать валежник разрешено только вручную, без пил и сучкорезов.
- В Краснодарском крае необходимо предупредить учреждение, подведомственное Минприроды. Будет указано место, в котором разрешено собирать валежник и учтен объем заготовленного сухостоя. Органом исполнительной власти будет установлен порядок учета и порядок подачи уведомления гражданами, которые хотят произвести заготовку.
- В Пермском крае разрешено собирать валежник весь год в бесснежный период без ущерба лесным насаждениям и с использованием ручных инструментов.
- Во Владимирской области сбор валежника может производится везде, без ограничений, граждане вправе собирать поваленные деревья и сухие ветки безлимитно, та же ситуация в республике Коми. А вот в Тамбовской области вывоз регламентирован.
- В Ханты-Мансийске в 2021 году с января месяца необходимо оповещать лесничество о планируемом сборе сухого леса. Части леса, находящиеся в пешей доступности к поселкам (не далее пяти километров) или возле дорог можно использовать для заготовки валежника.
- В Башкирии составлен список мест, где разрешено осуществлять безвозмездный сбор сухих веток, на региональных ресурсах есть официальная информация. Информационные стенды находятся в каждом лесничестве. Гражданин обязан оповестить лесника за сутки до планируемого сбора заготовок.
- В Вологодской области предельный объем собранного сухостоя не устанавливается, разрешается жителям региона собирать валежник весь год, соблюдая пожарную и санитарную безопасность.
- Жителям Удмуртии, остро нуждающимся в отоплении своих домов, разрешили собирать лежащие на земле деревья и их части бесплатно, чем очень обрадовали селян. Собирая старые трухлявые деревья, они освобождают лес, там станет чище и приятнее. Валежником самим по себе люди могут отапливать и дома, и бани. На отопление своих жилищ, хозяевам приходилось тратить большие средства, на отопление дома уходит примерно телега дров (10 кубов), примерно 15000 руб., на баню еще 4000. Для селянина, у которого нет газа в доме, это большие деньги. Поэтому закон восприняли на ура!
«В принципе, нельзя сказать, что задача осуществить компенсационное лесовосстановление не стояла перед пользователями лесных участков ранее. Старая редакция статьи 62 Лесного кодекса РФ также предусматривала эту обязанность, но только для арендаторов участков при заготовке древесины», — прокомментировал новый закон Агентству социальной информации юрист Зеленого движения России «ЭКА» и специалист направления «Защита экоправ» Тимур Рахматуллин.
Теперь обязанность восстанавливать леса возложат на тех, кто вырубает леса для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов инфраструктуры, для переработки древесины и других лесных ресурсов, проведения работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых. Они будут обязаны восстановить лес в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Также восстанавливать леса обяжут лица, которые обратились за переводом земель лесного фонда в земли иных категорий. Восстанавливать леса должны будут и компании, занимающиеся переработкой древесины, геологическим изучением недр, разработкой месторождений, строительством и эксплуатацией линейных объектов, водохранилищ, гидросооружений, портов, причалов.
«Теперь леса будут восстанавливать и при реализации инфраструктурных проектов, хотя в этом отношении принцип «гектар за гектар» не вполне оправдан. С учетом приживаемости лесов, а также различий между молодыми и зрелыми лесами, компенсации в виде посадок на равной площади будет, очевидно, недостаточно», — считает Рахматуллин.
Обязанность по высадке нового леса не распространяется на лица, использующие леса для эксплуатации линейных объектов, геологического изучения недр и разработки месторождений полезных ископаемых, при осуществлении ими рубок в границах охранных зон в целях обеспечения безопасности граждан и «создания необходимых условий для эксплуатации таких объектов».
Также исключение предусмотрено для граждан, которые заготавливают древесину для собственных нужд, заготовителей новогодних елей, представителей малого бизнеса, ведущих вырубки в лесничествах и лесопарках, а также в случае, если лес заготавливается для государственных и муниципальных нужд.
Даже если малая часть новых лесов приживется, будет хорошо. Однако, как считает руководитель лесного отдела Гринпис России Алексей Ярошенко, внесение поправок не повлияет на реальную ситуацию с воспроизводством лесов в России. Это связано с отсутствием в России эффективного ухода за молодыми лесами и грамотного лесовыращивания.
«Лесовосстановление в узком смысле этого слова (в том, в каком оно используется в Лесном кодексе РФ) представляет собой только начальный этап воспроизводства лесов; результат же воспроизводства в первую очередь зависит от более поздних этапов — ухода за молодыми насаждениями.
«В подавляющем большинстве случаев лесовосстановление без последующего ухода — агротехнического, осветлений, прочисток — не дает вообще никаких результатов: вырубки и гари зарастают ровно тем же и так же, чем и как они зарастали бы вообще без каких-либо мер по лесовосстановлению»,
Если повысить уровень приживаемости лесов пока не получается, можно было бы постараться увеличить площадь новых посадок.
По мнению Тимура Рахматуллина, было бы целесообразно закрепить в законодательстве требование перекрывающих площадь высадок, а в идеале – из расчета реально понесенного экологического урона.
«Существует методика исчисления размера вреда, причиненного лесам, утвержденная Постановлением Правительства. Но и она неэффективна, поскольку не учитывает многие особенности. Например, нанесение ущерба лесу вследствие прокладки дороги (в Подмосковье много подобных примеров) не ограничивается площадью самой дороги — нарушается целостность лесного массива, и отрезанный малый участок леса может погибнуть. Или, например, одно дело — вырубка гектара сосны, которая растет по 120 лет, а другое — лиственные быстрорастущие породы. А законодатель не учитывает все это и подходит сугубо формально с точки зрения площади», — сказал АСИ Рахматуллин.
Закон вступает в силу с 1 января 2021 года.
Решения по закону о валежнике на местах принимались порой просто абсурдные. К примеру, в Московской и Ленинградской областях собирать сухие ветки и прочие части мертвых деревьев можно было, лишь получив соответствующее разрешение. При этом еще, на основании статьи 32 Лесного кодекса РФ, нужно было заключить договор аренды участка.
Полный текст закона от 2021 года уместится на одной странице:
Статья 32. Заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов
1. Заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов представляют собой предпринимательскую деятельность, связанную с изъятием, хранением и вывозом соответствующих лесных ресурсов из леса.
2. К недревесным лесным ресурсам, заготовка и сбор которых осуществляются в соответствии с настоящим Кодексом, относятся валежник, пни, береста, кора деревьев и кустарников, хворост, веточный корм, еловая, пихтовая, сосновая лапы, ели или деревья других хвойных пород для новогодних праздников, мох, лесная подстилка, камыш, тростник и подобные лесные ресурсы.
3. Граждане, юридические лица, осуществляющие заготовку и сбор недревесных лесных ресурсов, вправе возводить навесы и другие временные постройки на предоставленных им лесных участках.
4. Граждане, юридические лица осуществляют заготовку и сбор недревесных лесных ресурсов на основании договоров аренды лесных участков.
4.1. В исключительных случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, допускается осуществление заготовки елей и (или) деревьев других хвойных пород для новогодних праздников гражданами, юридическими лицами на основании договоров купли-продажи лесных насаждений без предоставления лесных участков.
5. Правила заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
«Лесной кодекс Российской Федерации» от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 03.08.2018 с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) Источник: КонсультантПлюс.
Неизвестно, как себе представляли все это региональные законодатели. Неужели так трудно было понять, что в лес за валежником отправится, чаще всего того, кто живет за чертой бедности? Живет такой человек в какой-нибудь «умирающей» деревне, пенсию, к примеру, получает размером в десять тысяч. Для него сбор нужных документов – задача с десятью неизвестными. Ему надо на чем-то в райцентр добраться, к чиновнику нужному попасть, чтобы узнать, можно ли собирать валежник в лесу. А тот, увидев перед собой желающего дров на зиму заготовить, начнет ему власть свою показывать.
Сложности оформления земельного участка, который граничит с лесом
Впрочем, об этом чуть позже. Вначале о принятом документе. На основании нового закона гражданам разрешили собирать валежник для своих нужд. Никакие разрешения для этого получать не нужно. Нет необходимости и в заключение договоров. Что касается ответственности, то собирающие в лесу валежник к ней привлекаться не могут.
Никто из владельцев земельных участков, расположенных поблизости от лесной зоны, либо граничащих с ней, не застрахован от того, чтобы получить иск. Игнорировать такую повестку не получится, так как даже в том случае, если собственник не явится в зал суда, решение будет принято без его участия.
Если вы получили повестку в суд, не стоит заранее опускать руки. Прежде всего, обратитесь за консультацией к опытному земельному юристу. Порядок его помощи будет следующим:
- В уполномоченной организации необходимо заказать экспертизу земельного участка. Это позволит определить: относится ли данная земля к лесному фонду.
- Если земля и в самом деле спорная, но собственник на ней ничего построить не успел, то существует законный путь вернуть за нее деньги.
- Если же на земле есть строения, то решать спор придется в суде. Помощь юриста повысит шансы получить решение в свою пользу.
Напоминаем, что решение суда первой инстанции не является окончательным. У граждан есть все возможности для подачи апелляционной жалобы в вышестоящую судебную инстанцию. Однако, и в этом случае необходима самая тщательная подготовка аргументированных возражений на решение суда, а также к самому апелляционному процессу. Без юриста сделать это крайне сложно.
Огромная территория страны занята землями лесного фонда. В 2006 году в РФ принят Лесной кодекс, призванный регулировать взаимоотношения собственника всех земель лесного фонда в лице государства и физических, юридических лиц, выступающих в качестве арендаторов или пользователей иного правового статуса.
Детально все вопросы, касающиеся земель лесного фонда России, рассмотрены в лесном законодательстве.
Знайте, что к землям лесного фонда относятся следующие территории:
- Участки земельного массива с растущими лесными растениями;
- Участки земли, выделенные для высадки лесных растений взамен вырубленным;
- Территория лесного фонда, где лесные растения пострадали от пожаров, вырубки. На таких территориях проводят восстановление лесного массива путем высадки молодняка;
- Нелесные земли, которые применяются для охраны лесного фонда или используются для осуществления деятельности по управлению и контролю над территорией лесного фонда. Сюда относятся дороги, просеки, противопожарные рвы, болота.
Поймите, что далеко не всегда получается перевести земли лесного фонда в другие категории земель. Для положительного результата требуется получить особый документ от Правительства РФ, в котором указывается возможность осуществления перевода из лесного фонда в другую категорию конкретного участка лесного массива.
Инициировать процесс смены категории земли могут следующие лица:
- Юридические;
- Физические;
- Администрация поселения, которая на основании генерального плана застройки претендует на расширении территории поселения.
Первоначально подаются следующие бумаги в Правительство РФ:
- Обращение к Правительству России о переводе земель лесного фонда в другую категорию в отношении конкретного участка лесного массива;
- Копию удостоверения личности для физического лица, выписку из ЕГРЮ для юридического лица;
- Справка о владельцах права распоряжаться данным участком из ЕГРП;
- Кадастровый план участка лесного фонда, составленного в соответствии с данными лесоустройства на территории, список сооружений и возведенных конструкций на участке;
- Акта выбора участка лесного фонда;
- Документ, содержащий письменное решение специального федерального органа по лесоустройству в отношении вышеназванного акта;
- Расчет потерь лесного хозяйства в случае перевода земли из лесного фонда в иной;
- Детальный проект возводимого сооружения, которое должно быть размещено на территории, переводимой из лесного фонда в другую категорию землепользования. Данный проект должен быть согласован уполномоченными представителями органов по градостроению и архитектуре;
- Документ, полученный от исполнительной власти, о том, что по итогам геодезических работ и разведки ископаемых ресурсов, полезных и ценных пород не найдено в пределах данного участка;
- Если есть данные о наличии ресурсов на участке, то необходимо получить разрешение на их промышленную разведку и разработку;
- Разрешительный документ из органов государственной экспертизы по экологии и состоянию окружающей среды на перевод земли из лесного фонда. В документе должно быть обоснован факт отсутствия последствий для окружающей среды после вырубки лесного массива;
- Составленный Правительством РФ проект постановления о переводе земель лесного фонда в иную категорию;
- Дополнительная документация, которая требуется в данном случае в отношении конкретной категории земли, в которую осуществляется перевод земель лесного фонда.
Как оформить земли лесного фонда в собственность
Споры, связанные с отнесением того или иного земельного участка к категории земель лесного фонда, включают в себя, в том числе, следующие категории дел:
- по искам Комитета лесного хозяйства Московской области к правообладателям земельных участков об истребовании земельных участков, оспаривании их кадастрового учета и т.д.;
- по заявлениям об оспаривании отказов Комитета лесного хозяйства в исключении сведений из государственного лесного реестра;
- по искам граждан и юридических лиц о признании права федеральной собственности отсутствующим, оспаривании данных государственного лесного реестра и ЕГРН в части границ лесных участков, и т.д.;
- по искам (заявлениям) граждан и юридических лиц об оспаривании решений Росреестра об отказе в регистрации прав на земельный участок, уточнении границ участка;
- по искам (заявлениям) граждан и юридических лиц о признании недействующими Генеральных планов и Правил землепользования и застройки в случае отнесения их участков к землям лесного фонда.
Под термином «лесная амнистия» скрывается набор новых «правил игры» в сфере земельных и лесных отношений, введенных Федеральным законом от 29.07.2017 № 280-ФЗ (вступил в силу с 11.08.2017 г.), прежде всего, применительно к спорам о наложении земель лесного фонда на земельные участки.
Согласно закону о лесной амнистии, участок не может быть отнесен к землям лесного фонда:
- если в соответствии с данными ЕГРН или правоустанавливающими документами земельный участок отнесен к иной категории земель, нежели земли лесного фонда, при этом права на него возникли до 01.01.2016 г. Данные положения не применяются к участкам из состава особо охраняемых природных территорий, незастроенных земель промышленности, а также неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения;
- если до 08.08.2008 г. участок был предоставлен для ведения огородничества, садоводства, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства либо для строительства и (или) эксплуатации жилого дома. Одновременно законом на органы управления лесным хозяйством возложена обязанность к 2023 году уточнить границы лесничеств и лесопарков таким образом, чтобы исключить из их состава земельные участки, подпадающие под вышеназванные критерии.
Нормы «лесной амнистии» имеют универсальное значение и подлежат применению независимо от того, в административном или судебном порядке осуществляется защита права.
Так, законом предусмотрен, прежде всего, внесудебный (административный) порядок урегулирования споров, который сводится к самостоятельному устранению органами Росреестра пересечений лесных и земельных участков на основании заявления заинтересованного лица и без получения согласия соответствующего государственного органа. Более того, согласно действующему закону, к 2023 году Росреестр должен сам выявить и устранить все имеющиеся пересечения лесных и земельных участков.
Следует отметить, что защита прав на землю в указанном административном порядке возможна лишь в случае наличия внесенных в ЕГРН границ лесных участков.
Кроме того, самим Комитетом лесного хозяйства Московской области во исполнение Федерального закона № 280-ФЗ проводится работа по рассмотрению заявлений граждан о корректировке границ лесных участков в части их пересечения с границами земельных участков заявителей.
Также возможно применение норм о «лесной амнистии» в рамках судебных споров. Они являются основанием для отказа в иске Комитета об оспаривании прав на земельный участок либо, наоборот, для удовлетворения требований частного лица о защите своих прав на землю (в т.ч., путем исправления реестровой ошибки, оспаривания отказа Росреестра в регистрации права и т.д.).
Если же конкретные обстоятельства дела не позволяют воспользоваться положениями лесной амнистии, то и в этом случае судебная защита прав не является заведомо бесперспективной. Так, возможно построение правовой позиции на основании ненадлежащего характера доказательств отнесения участка к лесным землям, а также истечении 3-летнего срока исковой давности на обращение с иском (в случае защиты от предъявленного Комитетом иска).
Юристы Правового центра ДВА М помогут сформировать правильную стратегию защиты прав применительно к каждому индивидуальному случаю после представления заказчиком всех относящихся к делу документов и материалов. Кроме того, в зависимости от выбранного пути решения вопроса мы представим Ваши интересы в суде либо в административном органе и поможем устранить имеющуюся проблему.
Право собственности на участки лесного фонда законодательно входит в перечень прав на эти земли.
Согласно пункту 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации:
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся только в федеральной собственности
Оборот лесных участков, находящихся в составе земель лесного фонда не допускается. Поэтому нельзя государству совершать такие сделки (например, купля-продажа, залог), которые повлекут отчуждение земель лесного фонда.
Фактически на практике случаются такие ситуации, когда на земельном участке, находящимся на праве собственности физического или юридического лица находятся земли лесного фонда.
Как уже говорилось выше, Закон о лесной амнистии дает право собственникам сохранить свои права на земли лесного фонда.
Для это необходимо внести изменения в сведения Государственного лесного реестра и тем самым Вы признаете свои права собственности на земли лесного фонда.
Куда следует обратиться для того, чтобы признать право собственности на участок лесного фонда?
Согласно статье 9 Лесного Кодекса Российской Федерации:
Право постоянного бессрочного пользования лесным участком возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, право постоянного бессрочного пользования лесным фондом предоставляется исключительно:
- органам государственной власти и органам местного самоуправления;
- государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным);
- казенным предприятиям;
- центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.
Право безвозмездного пользования лесным участком возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации.