Нормы санпин в школе 2021 беларусь
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нормы санпин в школе 2021 беларусь». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Образовательным организациям необходимо изучить новые требования действующего СанПиН, касающихся организации питания.
- Организованные перевозки групп детей, мероприятия
При организованных перевозках групп детей автомобильным, водным и другими видами транспорта и при проведении массовых мероприятий с участием детей менее 4 часов допускается использовать набор пищевой продукции («сухой паёк»), свыше 4 часов (за исключением ночного времени с 23:00 до 7:00) – должно быть организовано горячее питание.
При проведении массовых мероприятий длительностью более 2 часов каждый ребёнок должен быть обеспечен дополнительно бутилированной питьевой (негазированной) водой промышленного производства, дневной запас которой во время мероприятия должен составлять не менее 1,5 литра на одного ребёнка.
Также определены требования для организации питания в детских лагерях палаточного типа, при проведении туристических походов и иных массовых мероприятий в природных условиях. Например, должны быть выделены зоны для хранения пищевой продукции, приготовления и приёма пищи, а также сбора и хранения отходов, соблюдений правил личной гигиены. Чтобы ознакомиться с требованиями подробнее, обратитесь к пункту 8.7.
- Питьевой режим
Питьевой режим должен быть организован посредством установки стационарных питьевых фонтанчиков, устройств для выдачи воды, выдачи упакованной питьевой воды или с использованием кипячёной питьевой воды.
- Кухонный инвентарь
По новому СанПиН стало необязательным использование специальных обозначений для маркировки кухонного инвентаря. Теперь его можно маркировать любым удобным способом. Главное, чтобы маркировка была чёткой и понятной.
Однако работники вправе использовать и старые способы маркировки.
Также, согласно правилам, разделочный инвентарь для готовой и сырой продукции должен обрабатываться и храниться раздельно в производственных цехах (зонах, участках).
Столовая и кухонная посуда и инвентарь одноразового использования должны применяться в соответствии с маркировкой по их применению. Повторное использование одноразовой посуды и инвентаря запрещается.
- Выдача работникам халатов и обеспечение одноразовыми перчатками
Всем работникам пищеблока необходимо выдать по одному халату. Его работники смогут использовать во время посещения санузла, надевая поверх рабочей одежды. Однако в случае, если халата нет, при посещении санузла работники пищеблока по-прежнему обязаны снимать рабочую одежду.
Персоналу, который порционирует блюда, готовит холодные закуски и салаты, необходимо надевать одноразовые перчатки. Нормы выдачи перчаток не регламентированы, поэтому Вы можете определить их самостоятельно.
- Обязательная вакцинация
Ранее требования к обязательной вакцинации поступающих на работу в организации общественного питания сотрудников не были прописаны, теперь же при отсутствии прививок могут привлечь к ответственности за нарушение правил документа.
- Совместная перевозка пищевой продукции
Ранее допускалась только раздельная перевозка (транспортирование) продовольственного (пищевого) сырья, полуфабрикатов и готовой пищевой продукции, однако теперь разрешена совместная перевозка, при условии наличия герметической упаковки, а также при соблюдении температурно-влажностных условий хранения и перевозки.
- Хранение продукции
Теперь для предприятий общественного питания, имеющих менее 25 посадочных мест, допускается хранение пищевого сырья и готовой к употреблению пищевой продукции в одном холодильнике при условии их нахождения в закрытых контейнерах и гастроёмкостях.
- Обработка сырья
Согласно действующему правовому акту допускается обработка продовольственного (пищевого) сырья и изготовление из него кулинарных полуфабрикатов в одном цехе при условии выделения раздельных зон (участков) и обеспечения раздельным оборудованием и инвентарём.
- Дополнительное питание
Ассортимент дополнительного питания (буфетной продукции) должен приниматься с учётом ограничений, изложенных в приложении 6.
Также для организации дополнительного питания детей допускается реализация пищевой продукции через аппараты для автоматической выдачи пищевой продукции. Перечень допустимой для реализации продукции приведён в п.8.3.2.
САНПИН Постановление Совета Министров Республики Беларусь 07.08.2019 № 525
Обращаем Ваше внимание на то, что в СанПиН отсутствуют некоторые прямые требования, которые раньше необходимо было соблюдать. Они касались:
- мытья посуды в нескольких секциях ванны и при определённой температуре;
- обязательного присутствия естественного освещения;
- дезинфекции и мойке уборочного инвентаря в конце смены;
- прямого запрета на использование посуды со сколами;
- хранения чистой кухонной посуды на стеллажах установленной высоты;
- наличия инструкции о мытье посуды;
- наличия при себе медицинской книжки у курьера;
- хранения муки и крупы на установленной высоте;
- запрета на приготовление макарон по-флотски, яиц-глазуньи;
- хранения пищевых отходов в отдельном холодильнике;
- конкретной температуре горячих блюд;
- использования ветоши;
- соблюдения процедуры обработки яиц;
- выполнения специальных этапов при обработке овощей;
- выноса отходов.
При необходимости соблюдение этих требований может продолжаться, однако в ходе санитарной проверки оценивать их исполнение не будут.
Таким образом, в данной статье мы рассказали Вам об основных изменениях и нововведениях, которые отображены в СанПиН 2.3/2.4.3590-20. При необходимости мы советуем Вам ознакомиться с новым СанПиН самостоятельно.
Также мы рады сообщить, что наша программа «Школа: Питание» уже обновлена в соответствии с действующим правовым актом и доступна пользователям!
Оптимальная температура воздуха в помещениях учреждений для детей до 3 лет — 21-23 °C. Для детей в возрасте от 3 до 7 лет: приемные-раздевальные, групповые с зоной отдыха, игровые, туалетные, столовые — 19-21 °C, спальные и жилые 20-22 °C.
Дети, находящиеся в детских садах в течение 10,5 часов и более должны гулять не менее двух раз в день, в общей сложности не менее 3 ч. 20 мин.
При плохих погодных условиях руководитель учреждения решает сокращать ли длительность прогулок или вообще их отменять. Детям в возрасте до 3 лет нельзя гулять при скорости ветра более 3 м/с и температуре воздуха -15 °C и ниже. От 3 до 7 лет — при температуре -18 °C и ниже. В возрасте от 7 лет — -22 °C и ниже;
В документе также отмечается, что «при организации дополнительных образовательных услуг не допускается сокращение продолжительности дневного сна, пребывания на открытом воздухе».
По питанию в документе закрепляется, что «интервалы между основными приемами пищи (завтрак, обед, ужин) должны составлять не менее 3,5 часа и не более 4 часов». А количество приемов пищи должно быть при пребывании от 3,5 до 6 часов — не менее одного, от 6 до 8 часов — не менее двух, от 8 до 10,5 часа — не менее трех, от 10,5 до 24 часов — не менее четырех, а в учреждениях с оздоровительной и лечебной деятельностью — не менее пяти.
В документе отмечается, что в детском питании должны использоваться: диетические яйца, нежирное мясо; цыплята-бройлеры, куры или индейка потрошеные первого сорта (категории), субпродукты первой категории; колбасы и сосиски вареные с маркировкой для детей дошкольного и школьного возраста или высшего сорта (не более одного раза в неделю в учреждениях для детей с дневным пребыванием детей, двух раз в неделю — с круглосуточным пребыванием детей); из жиров — масло из коровьего молока и масло растительное; богатые пектином кондитерские изделия (зефир, мармелад, джем); йодированная соль; преимущественно охлажденные, а не замороженные мясные полуфабрикаты.
«В соответствии с нормами питания должна проводиться С-витаминизация супов или сладких блюд (напитков) аскорбиновой кислотой. Не проводится витаминизация соков в связи с запретом их слива в одну емкость», — говорится в постановлении.
Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы
Кстати, согласно документу, санитарные узлы должны быть мужскими и женскими с 5-летнего возраста, отдельными для работников учреждения.
Унитазы в санитарных узлах должны устанавливаться для детей до 10 лет — в закрывающихся без запора полукабинах, для детей от 11 лет — в закрывающихся на запор полукабинах, для взрослых — в закрывающихся на запор полукабинах (кабинах). Должны иметься накладные сиденья, урны, туалетная бумага, дозаторы с жидким мылом, электрополотенца или держатели с бумажными салфетками (разовыми полотенцами).
Постановление вступает в силу после его официального опубликования.
Допускается любое использование публикаций сайта, при условии размещения прямой активной ссылки на источник. Эта ссылка должна быть размещена в первом абзаце перепечатанного материала в виде фразы: «Сообщает Деловой Гомель (здесь размещается гиперссылка на страницу-источник)».
В школах запрещается учиться во вторую смену в I, II, V, IX-XI классах, также в VIII классах – с изучением отдельных учебных предметов на повышенном уровне.
В VI-VII классах, где изучают некоторые предметы на повышенном уровне, допускается вторая смена при условии обеспечения оптимального режима обучения и ежегодного согласования (до начала учебного года) с роно и центрами гигиены.
Расписание занятий на учебную неделю, говорится в постановлении, должно предусматривать «меры по снижению утомляемости» и составляться с учетом трудности учебных предметов.
Максимальная учебная нагрузка учащихся должна быть в дни наибольшей работоспособности:
— во вторник и (или) среду – в I-IV классах,
— вторник, среду и (или) пятницу – в V-XI (XII) классах.
Физкультуру нельзя проводить два дня подряд в одном классе, также нельзя ставить ее больше одного раза первым или последним уроком.
Предметы, требующие большого умственного напряжения, сосредоточенности и внимания (это математика, русский, белорусский, иностранный языки), должны изучаться в I-IV классах преимущественно на втором и третьем уроках.
В V-XI (XII) классах каждый из учебных предметов, требующих большого умственного напряжения, сосредоточенности и внимания (математика, русский, белорусский, иностранный языки, физика, химия), допускается изучать на первом или последнем уроке не чаще одного раза в неделю в одном классе.
Контрольные работы, курсовые проекты (курсовые работы), зачеты (дифференцированные зачеты) и экзамены в учреждениях должны проводиться не более чем по одному учебному предмету (учебной дисциплине) в день в одном классе (учебной группе).
Проведение контрольных работ, курсовых проектов (курсовых работ), зачетов и экзаменов (за исключением выпускных) в пятницу и на последних часах учебных занятий запрещается в школах, профтехлицеях и ссузах.
В столовых учреждений образования алюминиевую посуду можно использовать только
для приготовления и временного (до одного часа) хранения блюд.
В пластмассовой посуде можно хранить сырые и сухие пищевые продукты, можно использовать ее как одноразовую посуду.
Интервалы между основными приемами пищи (завтрак, обед, ужин) должны составлять не менее 3,5 часа и не более 4 часов.
В питании детей должны использоваться:
— диетические яйца, нежирное мясо (свинина мясная, говядина первой категории или телятина);
— цыплята-бройлеры, куры или индейка потрошеные первого сорта (категории), субпродукты первой категории;
— колбасы и сосиски вареные с маркировкой для детей дошкольного и школьного возраста или высшего сорта (не более одного раза в неделю в учреждениях для детей с дневным пребыванием детей, двух раз в неделю – с круглосуточным пребыванием детей);
— из жиров – масло из коровьего молока и масло растительное;
— богатые пектином кондитерские изделия (зефир, мармелад, джем);
— йодированная соль;
— преимущественно охлажденные, а не замороженные мясные полуфабрикаты.
В учреждениях для детей можно открывать буфеты, кафе и кафетерии со свежими фруктами и овощами, салатами из свежих и вареных овощей, из морепродуктов, с сырками, пудингами, сырами, соками, орехами, хлебцами, бутербродами, сладостями (мармелад, зефир, шоколад и другое) в промышленной (порционной) упаковке – не более 10 наименований.
Пиццы, смаженки, сосиски в тесте, другие мучные изделия с начинкой из мясного (колбасного) фарша можно продавать не чаще двух раз в неделю.
СанПиН-2021: что изменится в работе общеобразовательных организаций
Вендинговые автоматы. Для дополнительного питания можно установить автоматы для продажи готовой продукции. В них можно продавать соки, нектары, стерилизованное молоко, питьевую воду, орехи кроме арахиса, сухофрукты и мучные изделия в отдельной упаковке. У продуктов должны быть сертификаты качества и соблюдены условия и сроки хранения. Автоматы нужно мыть и дезинфицировать по мере загрязнения, но не меньше двух раз в месяц.
Дежурство детей. Дети могут быть допущены к дежурству по кухне: чистить и резать сырые овощи, нарезать хлеб, сервировать и убирать стол, мыть посуду под присмотром взрослых. Дети должны работать на кухне в фартуках и головных уборах.
Больше запрещенных продуктов. Расширен список запрещенных продуктов. В нем есть все продукты из старого списка, а также концентрированные диффузионные соки, блюда из (или на основе) сухих пищевых концентратов, в том числе быстрого приготовления, картофельные и кукурузные чипсы, снеки, творожные сырки, молоко и молочные напитки стерилизованные менее 2,5% и более 3,5% жирности; кисломолочные напитки менее 2,5% и более 3,5% жирности, готовые кулинарные блюда, не входящие в меню текущего дня, реализуемые через буфеты.
- 26 Марта 2012, 17:03 0 В Твери пройдет финал регионального этапа Всероссийского конкурса «Воспитатель года России» — 2012
- 16 Марта 2012, 12:03 21 Знакомьтесь, биографии еще двух претендентов на пост сити-менеджера
- 10 Февраля 2012, 15:02 6 Общественная палата Твери обсудила инвестиционную программу ООО «Тверь Водоканал»
Учебные помещения располагаются не выше третьего этажа. (п. 2.3.1)
Про туалеты (п. 2.4.11):
- На каждом этаже размещаются туалеты для детей и молодежи разного пола.
- Площадь туалетов должна составлять:
- для детей до 3 лет не менее 12 м2;
- от 3 до 7 лет — 16,0 м2;
- для детей старше 7 лет — не менее 0,1 м2 на ребенка.
- Туалетные комнаты оборудуются умывальниками и туалетными кабинами с дверями.
- В туалетных кабинах должны быть мусорные ведра, держатели для туалетной бумаги, сиденья на унитазы.
- Умывальные раковины обеспечиваются мылом, электро- или бумажными полотенцами, ведрами для сбора мусора.
- На этаже обучения инвалидов туалетная и душевая комнаты должны быть оборудованы с учетом обеспечения условий доступности для инвалидов. (п. 2.4.11)
Про окна:
- Окна помещений оборудуются регулируемыми солнцезащитными устройствами с длиной не ниже уровня подоконника, а окна, открываемые в весенний, летний и осенний периоды, — москитными сетками. (п. 2.4.13)
- Конструкция окон должна обеспечивать возможность проведения проветривания помещений в любое время года. (п. 2.7.2)
- Зашторивание окон в спальных помещениях проводится во время дневного и ночного сна. (п. 2.8.4)
Про уборку:
- Все помещения подлежат ежедневной влажной уборке с применением моющих средств. Влажная уборка в спальнях проводится после ночного и дневного сна, в спортивных залах и групповых помещениях не реже 2 раз в день. (п. 2.11.2)
- Во всех видах помещений не реже одного раза в месяц проводится генеральная уборка с применением моющих и дезинфицирующих средств. (п. 2.11.7)
Холодной и горячей водой обеспечиваются туалеты, душевые, умывальные, комнаты гигиены для девушек, умывальные перед обеденным залом. (п. 2.6.5)
Полы, стены и потолки помещений не должны иметь дефектов и повреждений. На стенах и потолках не должно быть следов протеканий и признаков поражений грибком. (п. 2.5.2, п. 2.5.3)
Во всех помещениях, предназначенных для пребывания детей, должны быть установлены термометры. (п. 2.7.3)
Про мебель:
- Мебель должна соответствовать требованиям ТР ТС 025/2012. (п. 2.4.3)
- Дети обеспечиваются мебелью в соответствии с их ростом и возрастом. Ростовые группы учебной мебели обозначаются цветовой маркировкой. (п. 2.4.3)
- Парты и учебные столы размещаются по принципу: меньшие по размеру — ближе к доске, большие по размеру — дальше от доски. Если доски нет, порядок мебели может быть любым. (п. 2.4.3)
- В учебных помещениях табуретки и скамейки вместо стульев использоваться не должны. (п. 2.4.3)
- Покрытие столов и стульев должно не иметь дефектов и повреждений. (п. 2.4.3, п. 2.4.6.3)
- Мебель и спортивное оборудование должны иметь покрытие, допускающее проведение влажной обработки с применением моющих и дезинфекционных средств. (п. 2.4.9)
Про электронные средства обучения:
- Диагональ интерактивной доски должна составлять не менее 165,1 см. Она должна быть расположена по центру фронтальной стены классного помещения. Размещение проектора интерактивной доски должно исключать для пользователей возможность возникновения слепящего эффекта. (п. 2.4.4)
- Учебные доски, для работы с которыми используется мел, должны быть оборудованными дополнительными источниками искусственного освещения, направленного непосредственно на рабочее поле. (п. 2.4.4)
- Минимальная диагональ электронных средств обучения:
- компьютеры и ноутбуки – не менее 39,6 см;
- планшет – 26,6 см. (п. 2.4.5)
- Использование мониторов на основе электронно-лучевых трубок не допускается. (п. 2.4.5)
- Расстояние от экрана телевизионной аппаратуры до ближайшего места просмотра должно быть не менее 2 метров. (п. 2.4.10)
- При использовании электронных средств обучения должны быть выполнены мероприятия, предотвращающие неравномерность освещения и появление бликов на экране. (п. 2.8.2)
Про посуду:
- Допускается использование одноразовой столовой посуды и приборов. (п. 2.4.6.2)
- Не допускается использование деформированной, с дефектами и механическими повреждениями кухонной и столовой посуды, инвентаря; столовых приборов (вилки, ложки) из алюминия. (п. 2.4.6.2)
Про спальные места:
- Кровати должны иметь твердое ложе. Допускается оборудование спален раскладными кроватями с жестким ложем или трансформируемыми кроватями, не превышающими трех уровней и имеющими самостоятельный заход на них. (п 2.4.8)
- Каждое спальное место обеспечивается комплектом постельных принадлежностей (матрацем с наматрасником, подушкой, одеялом), постельным бельем (наволочкой, простыней, пододеяльником) и полотенцами (для лица и для ног, а также банным). Допускается использование одноразовых полотенец для лица, рук и ног. Количество комплектов постельного белья, наматрасников и полотенец должно быть не менее 2 на одного человека. (п 2.4.8)
Санитарные нормы для школ и садиков. Обзор новых правил Роспотребнадзора
Обязательное, если дети находятся на объекте более 4 часов. (п. 1.9)
Объем единовременно приготавливаемых блюд должен соответствовать количеству непосредственно принимающих пищу лиц. (п. 2.4.6.2)
Питьевой режим организуется посредством стационарных питьевых фонтанчиков и (или) выдачи детям воды, расфасованной в емкости промышленного производства, или организуется посредством выдачи кипяченой питьевой воды. При использовании бутилированной воды должен быть обеспечен запас чистой посуды. (п. 2.6.6)
Про электронные средства обучения:
- Длительность непрерывного использования экрана (п. 2.10.2):
- для детей 5-7 лет — 5-7 минут,
- для учащихся 1-4-х классов — 10 минут,
- для 5-9-х классов — 15 минут.
- Занятия с электронными средствами обучения для детей до 5 лет не проводятся (п. 2.10.2)
Гимнастика для глаз должна проводиться (п. 2.10.2):
- при использовании электронных средств обучения – во время занятий и перемен;
- при использовании книжной продукции – на переменах.
Про физкультуру и спорт:
- Спортивные занятия и мероприятия не проводятся на мокрых и и/или имеющих дефекты площадках. (п. 2.2.2)
- Во время спортивных соревнований и на занятиях в бассейнах должен присутствовать медицинский работник. (п. 2.10.3)
- В дождливые, ветреные и морозные дни занятия физической культурой должны проводится в зале. (п. 2.10.3)
Для профилактики нарушений осанки должны проводиться физкультминутки во время занятий. (п. 2.10.2)
Расписание занятий составляются с учетом дневной и недельной динамики умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов. (п. 2.10.3)
Проходят медосмотры, профессиональную и гигиеническую подготовку и аттестацию не реже 1 раза в 2 года (занятые в приготовлении и раздаче пищи – раз в год). Кроме того, должны проходить вакцинацию. Вся эта информация отражается в личной медицинской книжке. (п. 1.5)
Контроль за соблюдением правил
Должен осуществляться организацией в обязательном порядке (п. 1.8)
Перечень внесенных изменений в требования СанПиН к школьным помещениям:
- если школа состоит из отдельных строений, они должны быть сообщены между собой (эти переходы должны отапливаться); при этом требования к отапливаемым переходам между корпусами школы не отменяют рекомендаций СанПиН — посещение школы при низких температурах;
- на школьной территории нужно предусматривать места для стоянки транспорта, перевозящего учеников. Пешеходная доступность школы по СанПиН в 2020 году — оптимальный пешеходный переход школьников до места сбора на остановке не должен превышать 500 метров (для сельских местностей — не больше 1 км);
- запрещено устанавливать уличные туалеты для учеников; если нет централизованной канализации, нужно предусмотреть внутреннюю канализацию;
- для малокомплектных заведений установлено минимально допустимое количество помещений;
- спортивные залы, столовые, гардеробные нужно размещать на нижнем этаже; гардероб допускается размещать на цокольном этаже.
Нумеровка мебели | Группа роста в метрах | Цвет маркировки | Высота над полом переднего края сиденья, мм | Высота крышки края стола (обращенного к ученику) над полом, мм |
1 | 1-1,150 | Оранжевый | 260 | 460 |
2 | 1,150-1,300 | Фиолетовый | 300 | 520 |
3 | 1,300-1,450 | Желтый | 340 | 580 |
4 | 1,450-1,600 | Красный | 380 | 640 |
5 | 1,600-1,750 | Зеленый | 420 | 700 |
6 | Свыше 1,750 | Голубой | 460 | 760 |
Обновленные требования к школьной мебели по СанПиН 2020 прописывают, что мебель должна быть изготовлена из безопасных для здоровья детей материалов. Ее конструкция также должна быть безопасной, соответствовать возрасту школьников, их росту, быть эргономичной. Мебель нумеруют по группам (в зависимости от роста детей) и маркируют определенным для каждой группы цветом.
Требования к проходам между партами, расстояниям между ними не изменились. Высота школьной доски от пола по СанПиН остается также равной 700-900 мм (от пола до нижнего края доски). Но есть изменения:
- классные доски должны быть темно-зеленых, темно-коричневых цветов и иметь антибликовое покрытие;
- классы рекомендуется оснащать сенсорными экранами и интерактивными досками с обозначенными временными рамками, в течение которых рекомендуется заниматься с техникой, имеющей жидкокристаллический дисплей.
СанПин с 01.01.2021 для детских садов, школ и т.д. (СП 2.4.3648-20)
Изменения, которые ввел новый СанПиН для школьных столовых в 2020:
- столовая должна быть оборудована отдельным местом для работы с овощами;
- должен быть участок приготовления горячей еды;
- организована заготовочная зона;
- отделен моечный сектор с разделом зон очистки наборов столовой и кухонной посуды;
- должна быть кладовая для хранения продуктов и отдельная комната для хранения скоропортящихся продуктов;
- в школе должен быть обеспечен свободный доступ к водоснабжению;
- организация школы должна решить вопрос организации режима питья: установить питьевые фонтанчики или обеспечить учащихся бутилированной водой. Если используются установки с дозаторами для питьевой воды из емкостей, смена емкостей проводится не реже одного раза в две недели.
Обновленные требования СанПиН к школьному расписанию в 2020 году рекомендуют в построении учебного процесса учитывать физическое состояние детей, зависящее от дня недели и времени суток:
- учащимся младшей школы основные предметы должны проводить на вторых-третьих уроках, учащимся средней школы и старшеклассникам на 2, 3, 4 уроках;
- наибольший объем учебной нагрузки рекомендуют устанавливать на вторник и среду, в эти дни ставят самые трудные предметы или менее трудные предметы, но в большем количестве, чем в остальные дни недели;
- вводить изучение нового материала, проводить контрольные рекомендуют на 2-4 уроках в середине учебной недели;
- не рекомендуют в один день ставить в школьное расписание предметы, которые потребуют больших временных затрат при выполнении домашней работы.
СанПин для школы
С этого года установлены ещё и единые санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения. Новые правила СанПиН 2.3/2.4.3590-20 будут действовать до 2026 года.
— В новом СанПине учли особенности питания всех категорий граждан, включая питание в детских садах, школах, больницах, социальных и специализированных организациях. Если говорить о детях, то в документе есть требования, направленные на снижение риска здоровью детей, обусловленного пищевым фактором, и на повышение роли функции питания, обеспечивающей сохранение здоровья, — рассказали специалисты регионального Роспотребнадзора.
Обновлен перечень запрещённых продуктов питания, и сегодня он состоит из 45 позиций. Например, в список запрещенных продуктов питания добавлены концентрированные диффузионные соки; овощи и фрукты, в консервации которых использовался уксус.
Загрузка…
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Главного
государственного санитарного врача
Российской Федерации
от 28 сентября 2020 года N 28
Санитарные правила
СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
1.1. Настоящие санитарные правила (далее — Правила) направлены на охрану здоровья детей и молодежи, предотвращение инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасных условий образовательной деятельности, оказания услуг по воспитанию и обучению, спортивной подготовке, уходу и присмотру за детьми, включая требования к организации проведения временного досуга детей в помещениях (специально выделенных местах), устроенных в торговых, культурно-досуговых центрах, аэропортах, железнодорожных вокзалах и иных объектах нежилого назначения, отдыху и оздоровлению, предоставлению мест временного проживания, социальных услуг для детей, а также к условиям проведения спортивных, художественных и культурно-массовых мероприятий с участием детей и молодежи и определяют санитарно-противоэпидемические (профилактические) меры при организации перевозок организованных групп детей железнодорожным транспортом.
1.2. Правила являются обязательными для исполнения гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1.1 Правил (далее — Хозяйствующие субъекты).
Правила не распространяются на проведение экскурсионных мероприятий и организованных походов.
1.3. При разработке проектной документации в отношении зданий, строений, сооружений, помещений, используемых хозяйствующими субъектами при осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1.1 Правил (далее — объекты), должны соблюдаться требования Правил, установленные пунктами 2.1.1, 2.1.2 (абзацы первый, второй, четвертый, пятый), 2.1.3, 2.2.1 (абзацы первый — четвертый), 2.2.2 (абзацы первый и четвертый), 2.2.3 (абзацы первый и третий), 2.2.5, 2.2.6, 2.3.1, 2.3.2 (абзацы первый и третий), 2.3.3, 2.4.1, 2.4.2, 2.4.3 (абзацы первый, третий, четвертый, седьмой), 2.4.6 (абзацы первый, одиннадцатый — четырнадцатый), 2.4.7, 2.4.8 (абзацы первый и второй), 2.4.9, 2.4.10, 2.4.11 (абзацы первый, второй, пятый), 2.4.12 (абзац первый), 2.4.13, 2.4.14, 2.5.1, 2.5.3 (абзацы второй и третий), 2.5.4, 2.6.1, 2.6.5, 2.7.1 (абзацы первый и второй), 2.7.2, 2.7.4 (абзацы первый и второй), 2.8.1, 2.8.2 (абзацы первый и второй), 2.8.5 (абзац первый), 2.8.7, 2.8.8, 2.12.2 — ко всем хозяйствующим субъектам с учетом особенностей, определенных для отдельных видов организаций в соответствии с:
пунктами 3.1.1 (абзац первый), 3.1.2 (абзацы первый — четвертый), 3.1.3 (абзацы первый — седьмой, девятый, десятый), 3.1.7 (абзацы первый, второй, четвертый, шестой), 3.1.11 (абзацы первый — четвертый, шестой — восьмой) — в отношении организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, осуществляющих присмотр и уход за детьми, в том числе размещенным в жилых и нежилых помещениях жилищного фонда и нежилых зданий,
пунктами 3.2.1 (абзац первый и второй), 3.2.4, 3.2.7 — в отношении детских центров, центров развития детей и иных хозяйствующих субъектов, реализующих образовательные программы дошкольного образования и (или) осуществляющих присмотр и уход за детьми, размещенным в нежилых помещениях;
пунктами 3.3.1 (абзац первый и второй), 3.3.3 — в отношении детских игровых комнат, размещаемым в торгово-развлекательных и культурно-досуговых центрах, павильонах, аэропортах, железнодорожных вокзалах и иных объектах нежилого назначения;
пунктами 3.4.1 (абзац первый), 3.4.2, 3.4.3 (абзацы первый — третий), 3.4.4, 3.4.5, 3.4.9-3.4.13, 3.4.14 (абзацы первый — четвертый, шестой) — в отношении организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования,
пунктами 3.6.1, 3.6.3 (абзацы первый — четвертый) — в отношении организаций дополнительного образования и физкультурно-спортивных организаций;
3.1. В организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, осуществляющих присмотр и уход за детьми, в том числе размещенных в жилых и нежилых помещениях жилищного фонда и нежилых здания должны соблюдаться следующие требования:
3.1.1. Количество детей в группах организации, реализующей образовательные программы дошкольного образования (далее — дошкольная организация), осуществляющей присмотр и уход за детьми, в том числе в группах, размещенных в жилых и нежилых помещениях жилищного фонда и нежилых зданий, определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) комнаты.
- Работники образовательных организаций должны вакцинироваться согласно национальному календарю прививок, проходить медицинские осмотры, иметь личную медицинскую книжку.
- Образовательная организация должна в течение 2 часов проинформировать территориальные органы исполнительной власти, если в учебном заведении появились групповые инфекционные заболевания. А потом незамедлительно начать выполнять профилактические мероприятия.
- Воспитатели и (или) медицинские работники должны ежедневно устраивать утренний прием детей, на котором необходимо опрашивать родителей о состоянии здоровья детей, а также проводить бесконтактную термометрию. Заболевшие воспитанники, а также дети с подозрением на наличие инфекционного заболевания, не должны допускаться к посещению.
- Здания образовательных учреждений должны быть оборудованы системами холодного и горячего водоснабжения.
- В учебных учреждениях запрещено использовать инфракрасные обогреватели.
- Работники дошкольных организаций должны мыть все игрушки ежедневно в конце дня. Те, что нельзя мочить, нельзя давать детям в руки, но можно использовать при необходимости в качестве демонстрационного материала. А кукольную одежду нужно стирать по мере загрязнения и проглаживать.
- Запрещено проветривать помещения в присутствии учеников.
- После болезни дети будут допускаться к посещению только при наличии медицинской справки.
- Если дети учатся в две смены, то их расписание должно соответствовать постановлению. В первую смену учатся первый класс, пятый класс, старшая школа и классы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Во вторую — все остальные.
- Если дети находятся в образовательных организациях более 4 часов, их должны обеспечить горячим питанием.
Школьников в классах «замораживают» по всем правилам
- Нельзя проводить более одного экзамена в день.
- Время ожидания экзамена в классах не должно превышать 30 минут.
- При продолжительности экзамена от 4 часов и более обучающиеся обеспечиваются питанием.
- Питьевой режим должен быть организован независимо от продолжительности экзамена.
- Перерыв между проведением экзаменов должен быть не менее 2-х календарных дней. Однако есть уточнение:
«При проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в форме единого государственного экзамена (далее — ЕГЭ) по предметам по выбору участников ЕГЭ допускается их проведение через день», — говорится в постановлении.
Фото: Shutterstock / Manu Padilla
Бремя составления по СанПин расписания для начальной школы и старших классов, как правило, закреплено за завучем.
Точкой опоры в правильном распределении часов для учителей и нагрузки для школьников становятся требования нормативных документов.
Критерии уроков:
- Достаточное количество часов по каждому предмету.
- Равномерность распределения нагрузки на учителя.
- Возрастной ценз, максимально допустимая нагрузка для учеников начальной школы.
- Организация дополнительных занятий.
Обязательно учитывают биоритмы детей, в какие часы и дни они более активны, а в какие уроки можно сделать в игровой форме или с послаблениями.
Особое внимание при составлении уроков обращают на первые классы, так как для учеников первые две четверти самые трудные.
Предпочтителен ступенчатый режим занятий, от минимального объема к максимальной нагрузке (п. 10,5) к концу 4 четверти.
Первоклашки занимаются только в дневное время из расчета (По СанПиН 2.4.2.2821-10):
- С сентября – по 3 урока (35 мин.).
- С декабря – по 4 урока (35 мин.).
- С – апреля-мая по 4 урока, протяженностью не более 40 минут.
В светлое время года (весна) уроки в 1 классах должны заканчиваться не позднее 11-20 – 11-30, зимой указанное время сокращается на 10 минут.
Пятым уроком допускается ставить физкультуру или факультатив, при этом по СанПиН уроков физкультуры должно быть не меньше 3 раз в неделю.
Для первоклашек предусмотрена пятидневка, в субботу уроков быть не должно.
Расписание составляется таким образом, чтобы чередовать сложные и легкие предметы, к примеру: математику и ИЗО, русский язык и труд, музыку.
При этом сложные – ставятся 2-3 уроком и только во вторник и среду.
В ряде школ России предусмотрены уроки информатики начиная со 2 класса.
Чтобы их организовать существует свой СанПин для начальной школы по организации уроков на компьютере.
Согласно п. 10.18 СанПин увеличено время нахождения за ноутбуком (компьютером) с жидкокристаллическим монитором.
Актуальность изменений связана с прогрессом, по которому новые типы электронного оборудования в меньшей степени действуют на глаза ребенка и позволяют обеспечить комфортные условия при просмотре информации на экране.
Жидкокристаллические мониторы снижают общую усталость, что дает возможность учителям пересмотреть длительность непрерывной работы за компьютером.
Использование интерактивных досок – новое слово в электронном оснащении начальных классов.
Это уже стало рутинной практикой и урегулировано на законодательном уровне по СанПин.
Дети с 1 по 4 классы должны непрерывно работать с ней не более 5 мин. Суммарно – не более 25-35 минут за урок.
В целом, согласно п. 10.18 в процессе занятий ученики начальных классов не имеют право обучаться на более 2 видов электронных устройств.
СанПин также регламентирует время, за которое ученик должен выполнить домашнее задание в начальной школе (СанПин 2.42.2821-10).
По п. 10.10 в первом классе отсутствует бальная система оценки знаний. Учителя могут писать «удовлетворительно, хорошо, отлично» или заменять на систему поощрительных наклеек.
Санитарными правилами предусмотрено, что на дом ученику 2-4 класса нужно задавать по всем предметам столько, чтобы он укладывался в максимум 1,5-2 часа.
Хотя эти нормативы, безусловно, примерные. Все зависит от психофизических особенностей ребенка, его стремления к знаниям.
Желания выполнять уроки, от собранности или склонности к постоянным отвлечениям.
По СанПин не допускаются объемы, которые заставляют ребенка сидеть весь день и вечер, а тем более – ночь.
Это отражается на его психическом и физическом самочувствии, он быстро утомляется, развиваются иммунные дисфункции, организм плохо сопротивляется заболеваниям.
Утверждены санитарные требования к работе школ до 2027 года
2.1. Пункт исключен. (в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 N 72)
2.2. Здания общеобразовательных организаций должны размещаться в зоне жилой застройки, за пределами санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов, санитарных разрывов, гаражей, автостоянок, автомагистралей, объектов железнодорожного транспорта, метрополитена, маршрутов взлета и посадки воздушного транспорта. (в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 N 72)
Для обеспечения нормативных уровней инсоляции и естественного освещения помещений и игровых площадок при размещении зданий общеобразовательных организаций должны соблюдаться санитарные разрывы от жилых и общественных зданий. (в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 N 72)
Через территорию общеобразовательных организаций не должны проходить магистральные инженерные коммуникации городского (сельского) назначения — водоснабжения, канализации, теплоснабжения, энергоснабжения. (в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 N 72)
2.3. Вновь строящиеся здания общеобразовательных организаций размещают на внутриквартальных территориях жилых микрорайонов, удаленных от городских улиц, межквартальных проездов на расстояние, обеспечивающее уровни шума и загрязнения атмосферного воздуха требованиям санитарных правил и нормативов. (в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 N 72)
2.4. При проектировании и строительстве городских общеобразовательных организаций рекомендуется предусмотреть пешеходную доступность учреждений, расположенных: (в ред.
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 N 72)
- во II и III строительно-климатических зонах — не более 0,5 км;
- в I климатическом районе (I подзона) для обучающихся начального общего и основного общего образования — не более 0,3 км, для обучающихся среднего общего образования — не более 0,4 км; (в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 N 81)
- в I климатическом районе (II подзона) для обучающихся начального общего и основного общего образования — не более 0,4 км, для обучающихся среднего общего образования — не более 0,5 км. (в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 N 81)
2.5. В сельской местности пешеходная доступность для обучающихся общеобразовательных организаций: (в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 N 72)
- во II и III климатических зонах для обучающихся начального общего образования составляет не более 2,0 км; (в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 N 81)
- для обучающихся основного общего и среднего общего образования — не более 4,0 км, в I климатической зоне — 1,5 и 3 км соответственно. (в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 N 81)
4.1. Архитектурно-планировочные решения здания должны обеспечивать:
- выделение в отдельный блок учебных помещений начальных классов с выходами на участок;
- расположение рекреационных помещений в непосредственной близости к учебным помещениям;
- размещение на верхних этажах (выше третьего этажа) учебных помещений и кабинетов, посещаемых обучающимися 8 — 11 классов, административно-хозяйственных помещений;
- исключение вредного воздействия факторов среды обитания в общеобразовательной организации жизни и здоровью обучающихся; (в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 N 72)
- размещение учебных мастерских, актовых и спортивных залов общеобразовательных организаций, их общую площадь, а также набор помещений для кружковой работы, в зависимости от местных условий и возможностей общеобразовательной организации, с соблюдением требований строительных норм и правил и настоящих санитарных правил. (в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 N 72)
При проектировании и строительстве нескольких зданий общеобразовательной организации, находящихся на одной территории, должны предусматриваться отапливаемые (теплые) переходы из одного здания в другое. Неотапливаемые переходы допускаются в III Б климатическом подрайоне и IV климатическом районе. (в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 N 81)
Ранее построенные здания общеобразовательных организаций эксплуатируются в соответствии с проектом. (в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 N 72)
4.2. Не допускается использование цокольных этажей и подвальных помещений под учебные помещения, кабинеты, лаборатории, учебные мастерские, помещения медицинского назначения, спортивные, танцевальные и актовые залы.
4.3. Вместимость вновь строящихся общеобразовательных организаций должна быть рассчитана для обучения только в одну смену. (в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 N 72)
4.4. Входы в здание могут быть оборудованы тамбурами или воздушными и воздушно-тепловыми завесами, в зависимости от климатической зоны и расчетной температуры наружного воздуха, в соответствии с требованиями строительных норм и правил.
Для создания условий пребывания детей с ограниченными возможностями здоровья в строящихся и реконструируемых зданиях в общеобразовательных организаций предусматриваются мероприятия по созданию доступной (безбарьерной) среды. (в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 N 72)
4.5. При проектировании, строительстве и реконструкции здания общеобразовательной организации гардеробы необходимо размещать на 1 этаже с обязательным оборудованием мест для каждого класса. Гардеробы оснащаются вешалками, крючками для одежды, высота крепления которых должна соответствовать росто-возрастным особенностям учащихся, и ячейками для обуви. При гардеробных предусматриваются скамейки. (в ред. Постановлений Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 N 72, от 24.11.2015 N 81)
В существующих зданиях для учащихся начальных классов возможно размещение гардероба в рекреациях при условии оборудования их индивидуальными шкафчиками.
В учреждениях, расположенных в сельской местности, с количеством обучающихся в одном классе не более 10 человек допускается устраивать гардеробы (вешалки или шкафчики) в учебных помещениях, при условии соблюдения нормы площади учебного помещения на 1 обучающегося.
4.6. Обучающиеся начальной общеобразовательной школы должны обучаться в закрепленных за каждым классом учебных помещениях.
Рекомендуется учебные помещения для обучающихся 1-х классов размещать не выше 2-го этажа, а для обучающихся 2 — 4 классов — не выше 3 этажа.
4.7. Во вновь строящихся зданиях общеобразовательных организаций рекомендуется учебные помещения для начальных классов выделять в отдельный блок (здание), группировать в учебные секции. (в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 N 72)
В учебных секциях (блоках) для обучающихся 1 — 4 классов размещают: учебные помещения с рекреациями, игровые комнаты для групп продленного дня (из расчета не менее 2,5 м2 на одного обучающегося), туалеты.
В учебной секции для обучающихся первых классов, посещающих группы продленного дня, рекомендуется предусматривать спальные помещения площадью из расчета не менее 4,0 м2 на одного ребенка. (в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 N 72)
4.8. Для обучающихся основного общего — среднего общего образования допускается организация образовательной деятельности по классно-кабинетной системе. (в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 N 81)
При невозможности обеспечить в кабинетах и лабораториях соответствие учебной мебели росто-возрастным особенностям обучающихся использовать кабинетную систему обучения не рекомендуется.
В общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, при малой наполняемости классов допускается использование учебных кабинетов по двум и более дисциплинам. (в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 N 72)
4.9. Площадь учебных кабинетов принимается без учета площади, необходимой для расстановки дополнительной мебели (шкафы, тумбы и другие) для хранения учебных пособий и оборудования, используемых в образовательной деятельности, из расчета: (в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 N 81)
- не менее 2,5 м2 на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий;
- не менее 3,5 м2 на 1 обучающегося при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий.
5.1. Количество рабочих мест для обучающихся не должно превышать вместимости общеобразовательной организации, предусмотренной проектом, по которому построено (реконструировано) здание. (в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 N 72)
Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом (за партой или столом, игровыми модулями и другими) в соответствии с его ростом.
5.2. В зависимости от назначения учебных помещений могут быть использованы различные виды ученической мебели: школьная парта, столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные в комплекте со стульями, конторки и другие. Табуретки или скамейки вместо стульев не используют.
Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей, и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики.
5.3. Основным видом ученической мебели для обучающихся начального общего образования должна быть школьная парта, обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей плоскости. Во время обучения письму и чтению наклон рабочей поверхности плоскости школьной парты должен составлять 7 — 15В°. Передний край поверхности сиденья должен заходить за передний край рабочей плоскости парты на 4 см у парт 1-го номера, на 5 — 6 см — 2-го и 3-го номеров и на 7 — 8 см у парт 4-го номера. (в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 N 81)
Размеры учебной мебели, в зависимости от роста обучающихся, должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 1.
Таблица 1. Размеры мебели и ее маркировка
Номера мебели по ГОСТам 11015-93 11016-93 | Группа роста (в мм) | Высота над полом крышки края стола, обращенного к ученику, по ГОСТу 11015-93 (в мм) | Цвет маркировки | Высота над полом переднего края сиденья по ГОСТу 11016-93 (в мм) |
1 | 1000 — 1150 | 460 | Оранжевый | 260 |
2 | 1150 — 1300 | 520 | Фиолетовый | 300 |
3 | 1300 — 1450 | 580 | Желтый | 340 |
4 | 1450 — 1600 | 640 | Красный | 380 |
5 | 1600 — 1750 | 700 | Зеленый | 420 |
6 | Свыше 1750 | 760 | Голубой | 460 |
Допускается совмещенный вариант использования разных видов ученической мебели (парты, конторки).
В зависимости от ростовой группы высота над полом переднего края столешницы конторки, обращенной к обучающемуся, должна иметь следующие значения: при длине тела 1150 — 1300 мм — 750 мм, 1300 — 1450 мм — 850 мм и 1450 — 1600 мм — 950 мм. Угол наклона столешницы составляет 15 — 17В°.
Продолжительность непрерывной работы за конторкой для обучающихся начального общего образования не должна превышать 7 — 10 мин., а для обучающихся основного общего — среднего общего образования — 15 минут. (в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 N 81)
5.4. Для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка, которую наносят на видимую боковую наружную поверхность стола и стула в виде круга или полос.
5.5. Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие — ближе к доске, большие — дальше. Для детей с нарушением слуха парты должны размещаться в первом ряду.
Детей с нарушением зрения рекомендуется рассаживать на ближние к классной доске парты.
Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.
Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда (при трехрядной расстановке парт), меняют местами, не нарушая соответствия мебели их росту.
В целях профилактики нарушений осанки необходимо воспитывать правильную рабочую позу у обучающихся с первых дней посещения занятий в соответствии с рекомендациями приложения 1 настоящих санитарных правил.
5.6. При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния в сантиметрах:
- между рядами двухместных столов — не менее 60;
- между рядом столов и наружной продольной стеной — не менее 50 — 70;
- между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены, — не менее 50;
- от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, — не менее 70, от задней стены, являющейся наружной, — 100;
- от демонстрационного стола до учебной доски — не менее 100;
- от первой парты до учебной доски — не менее 240;
- наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски — 860;
- высота нижнего края учебной доски над полом — 70 — 90;
- расстояние от классной доски до первого ряда столов в кабинетах квадратной или поперечной конфигурации при четырехрядной расстановке мебели — не менее 300.
6.1. Здания общеобразовательных организаций оборудуют системами централизованного отопления и вентиляции, которые должны соответствовать нормам проектирования и строительства жилых и общественных зданий и обеспечивать оптимальные параметры микроклимата и воздушной среды. (в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 N 72)
Обследование технического состояния вентиляции проводится специализированными организациями через 2 года после ввода здания в эксплуатацию, в дальнейшем — не реже 1 раза в 10 лет. При обследовании технического состояния вентиляции осуществляются инструментальные измерения объемов вытяжки воздуха. (в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 N 72)
Паровое отопление в учреждениях не используется.
При установке ограждений отопительных приборов используемые материалы должны быть безвредны для здоровья детей.
Ограждения из древесно-стружечных плит и других полимерных материалов не допускаются.
Не допускается использование переносных обогревательных приборов, а также обогревателей с инфракрасным излучением.
6.2. Температура воздуха в зависимости от климатических условий в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18 — 24 В°C ; в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских — 17 — 20 В°C; спальне, игровых комнатах, помещениях подразделений дошкольного образования и пришкольного интерната — 20 — 24 В°C; медицинских кабинетах, раздевальных комнатах спортивного зала — 20 — 22 В°C душевых — 24 — 25 В°С, санитарных узлах и комнатах личной гигиены должна составлять 19 — 21 В°С, душевых — 25 В°C. (в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 N 81)
Для контроля температурного режима учебные помещения и кабинеты должны быть оснащены бытовыми термометрами.
6.3. Во внеучебное время при отсутствии детей в помещениях общеобразовательной организации должна поддерживаться температура не ниже 15 В°C. (в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 N 72)
6.4. В помещениях общеобразовательных организаций относительная влажность воздуха должна составлять 40 — 60%, скорость движения воздуха не более 0,1 м/сек. (в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 N 72)
6.5. При наличии печного отопления в существующих зданиях общеобразовательных организаций топка устраивается в коридоре. Во избежание загрязнения воздуха помещений окисью углерода печные трубы закрываются не ранее полного сгорания топлива и не позднее чем за два часа до прихода обучающихся. (в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 N 72)
Для вновь строящихся и реконструируемых зданий общеобразовательных организаций печное отопление не допускается. (в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 N 72)
6.6. Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные — во время уроков. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Продолжительность сквозного проветривания определяется погодными условиями, направлением и скоростью движения ветра, эффективностью отопительной системы. Рекомендуемая длительность сквозного проветривания приведена в таблице 2.
Таблица 2. Рекомендуемая продолжительность сквозного проветривания учебных помещений в зависимости от температуры наружного воздуха
Наружная температура, В°C | Длительность проветривания в малые перемены | Длительность проветривания в малые перемены в большие перемены и между сменами |
От +10 до +6 | 4 — 10 | 25 — 35 |
От +5 до 0 | 3 — 7 | 20 — 30 |
От 0 до -5 | 2 — 5 | 15 — 25 |
От -5 до -10 | 1 — 3 | 10 — 15 |
Ниже -10 | 1 — 1,5 | 5 — 10 |
7.1. Естественное освещение
7.1.1. Все учебные помещения должны иметь естественное освещение в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий.
7.1.2. Без естественного освещения допускается проектировать: снарядные, умывальные, душевые, туалеты при гимнастическом зале; душевые и туалеты персонала; кладовые и складские помещения, радиоузлы; кинофотолаборатории; книгохранилища; бойлерные, насосные водопровода и канализации; камеры вентиляционные и кондиционирования воздуха; узлы управления и другие помещения для установки и управления инженерным и технологическим оборудованием зданий; помещения для хранения дезинфекционных средств.
7.1.3. В учебных помещениях следует проектировать боковое естественное левостороннее освещение. При глубине учебных помещений более 6 м обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от пола.
Не допускается направление основного светового потока спереди и сзади от обучающихся.
7.1.4. В мастерских для трудового обучения, актовых и спортивных залах может применяться двустороннее боковое естественное освещение.
7.1.5. В помещениях общеобразовательных организаций обеспечиваются нормированные значения коэффициента естественной освещенности (КЕО) в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий. (в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 N 72)
7.1.6. В учебных помещениях при одностороннем боковом естественном освещении КЕО на рабочей поверхности парт в наиболее удаленной от окон точке помещения должен быть не менее 1,5%. При двухстороннем боковом естественном освещении показатель КЕО вычисляется на средних рядах и должен составлять 1,5%.
Световой коэффициент (СК — отношение площади остекленной поверхности к площади пола) должен составлять не менее 1:6.
7.1.7. Пункт утратил силу. (в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2019 N 8)
7.1.8. Светопроемы учебных помещений в зависимости от климатической зоны оборудуют регулируемыми солнцезащитными устройствами (подъемно-поворотные жалюзи, тканевые шторы) с длиной не ниже уровня подоконника.
Рекомендуется использование штор из тканей светлых тонов, обладающих достаточной степенью светопропускания, хорошими светорассеивающими свойствами, которые не должны снижать уровень естественного освещения. Использование штор (занавесок), в том числе штор с ламбрекенами, из поливинилхлоридной пленки и других штор или устройств, ограничивающих естественную освещенность, не допускается.
В нерабочем состоянии шторы необходимо размещать в простенках между окнами.
7.1.9. Для рационального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений следует:
- не закрашивать оконные стекла;
- не расставлять на подоконниках цветы, их размещают в переносных цветочницах высотой 65 — 70 см от пола или подвесных кашпо в простенках между окнами;
- очистку и мытье стекол проводить по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год (осенью и весной).
Продолжительность инсоляции в учебных помещениях и кабинетах должна быть непрерывной, по продолжительности не менее:
- 2,5 ч в северной зоне (севернее 58В° с.ш.);
- 2,0 ч в центральной зоне (58 — 48В° с.ш.);
- 1,5 ч в южной зоне (южнее 48В° с.ш.).
Какие санитарные нормы будут в школах и садах с 2021 г.?
10.1. Оптимальный возраст начала школьного обучения — не ранее 7 лет. В 1-е классы принимают детей 8-го или 7-го года жизни. Прием детей 7-го года жизни осуществляют при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев.
Количество учащихся в классе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдении требований к расстановке мебели в учебных помещениях, в том числе удаленности мест для занятий от светонесущей стены, требований к естественному и искусственному освещению. (в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 N 81)
При наличии необходимых условий и средств для обучения возможно деление классов по учебным предметам на группы. (в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 N 81)
10.2. Обучение детей, не достигших 6 лет 6 месяцев к началу учебного года, рекомендуется проводить в условиях дошкольной организации, осуществляющей образовательную деятельность или в общеобразовательной организации с соблюдением всех гигиенических требований к условиям и организации образовательной деятельности для детей дошкольного возраста. (в ред. Постановлений Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 N 72, от 24.11.2015 N 81)
10.3. Для профилактики переутомления обучающихся в годовом календарном учебном плане рекомендуется предусмотреть равномерное распределение периодов учебного времени и каникул.
10.4. Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков не допускается.
В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях обучение проводят только в первую смену.
В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9 и 11 классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.
Обучение в 3 смены в общеобразовательных организациях не допускается. (в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 N 72)
10.5. Основная образовательная программа реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности. Общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки на обучающихся не должен превышать требований, установленных в таблице 3. (в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 N 81)
Таблица 3. Гигиенические требования к максимальному общему объему недельной образовательной нагрузки обучающихся
(в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 N 81)
Классы | Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка (в академических часах) при 6-ти дневной неделе, не более | Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка (в академических часах) при 5-ти дневной неделе, не более | Максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности (в академических часах) Независимо от продолжительности учебной недели, не более |
1 | — | 21 | 10 |
2 — 4 | 26 | 23 | 10 |
5 | 32 | 29 | 10 |
6 | 33 | 30 | 10 |
7 | 35 | 32 | 10 |
8 — 9 | 36 | 33 | 10 |
10 — 11 | 37 | 34 | 10 |
Примечание:
Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка включает обязательную часть учебного плана и часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений.
Часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни. Внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.
Часы, отведенные на внеурочную деятельность, используются для проведения общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализации образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев и других мероприятий. (в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 N 81)
Допускается перераспределение часов внеурочной деятельности по годам обучения в пределах одного уровня общего образования, а также их суммирование в течение учебного года. (в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 N 81)
10.6. Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой аудиторной недельной нагрузки в течение дня составляет: (в ред. Постановлений Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 N 72, от 24.11.2015 N 81)
- для обучающихся 1-х классов — не должен превышать 4 уроков; (в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 N 81)
- для обучающихся 2 — 4 классов — не более 5 уроков; (в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 N 81)
- для обучающихся 5 — 6 классов — не более 6 уроков;
- для обучающихся 7 — 11 классов — не более 7 уроков.
1. Размеры некоторых столярных и слесарных инструментов
Инструменты | 10 — 12 лет | 13 — 15 лет |
Ножовка столярная | ||
длина полотна | 280 — 300 мм | 320 — 350 мм |
шаг зубьев | 5 мм | 5 мм |
длина ручки (форма призмы) | 80 мм | 90 мм |
ширина со стороны полотна | 13 мм | 15 мм |
ширина со стороны ладони | 20 мм | 24 мм |
ширина со стороны боковой грани | 29 мм | 31 мм |
Шерхебель | ||
длина колодки | 220 мм | 250 мм |
ширина колодки | 38 мм | 45 мм |
длина железки | 140 мм | 180 мм |
ширина железки | 25 мм | 30 мм |
Рубанок | ||
длина | 210 мм | 244 мм |
ширина | 48 мм | 56 мм |
длина металлической колодки | 220 мм | 250 мм |
ширина металлической колодки | 47 мм | 52 мм |
длина железки | 140 мм | 180 мм |
ширина железки | 30 — 40 мм | 40 мм |
Молоток столярный | ||
Масса | 200 г | 300 г |
сечение ручки в месте хвата | 26 x 20 мм | 28 x 22 мм |
Рашпиль | ||
общая длина | 200 | 250 |
длина ручки | 112 мм | 120 мм |
диаметр наиболее толстой части брюшка | 31,5 мм | 34 мм |
Клещи | ||
общая длина | 200 мм | 250 мм |
длина рычагов | 125 мм | 150 мм |
расстояние между внешними сторонами рычагов в месте хвата | 27 мм | 27 мм |
Напильники | ||
общая длина | 200 мм | 250 мм |
длина ручки | 112 мм | 120 мм |
диаметр наиболее толстой части брюшка | 31,5 мм | 34 мм |
Ножовка слесарная | ||
длина полотна | 275 мм | |
длина ручки | 120 мм | |
диаметр наиболее толстой части брюшка | 34 мм | |
Молоток слесарный | ||
Масса | 300 г | 400 г |
Длина | 280 — 300 мм | 300 — 320 мм |
сечение ручки в месте хвата | 26 x 20 мм | 28x 22 мм |
Ножницы по металлу Длина режущей части | 60 мм | 60 мм |
2. Объем ведер и леек:
- для детей 8 — 10 лет — не более 3 литров;
- для детей 11 — 12 лет — не более 4 литров;
- для детей 13 — 14 лет — не более 6 литров;
- для детей 15 — 16 лет — не более 8 литров.
Приложение 3 к СанПиН 2.4.2.2821-10
Согласно новым правилам, на территории образовательных учреждений не должно быть объектов, которые не относятся к их деятельности. По словам директоров, в школах сейчас таких объектов осталось мало.
Примерно 10-15 лет назад в Барнауле началась активная работа по освобождению школьных территорий от посторонних строений, в частности, от погребов и гаражей. Их в 1990-х и нулевые активно строили везде, где только можно, в том числе и на школьных территориях. Сейчас от этого «багажа» практически избавились.
Но некоторые строения все же придется приспосабливать. Например, когда-то во многих школах были свои теплицы, которые использовали на уроках биологии. Сейчас многие из них пришли в запустение. Большинство из них снесли, но кое-где они еще остались, и теперь их надо будет либо восстанавливать и использовать, либо тоже сносить.
Есть объекты, дальнейшая судьба которых пока не совсем понятна. Например, на территории гимназии № 22 расположена ледовая коробка ДЮСШ «Хоккей» им. Алексея Черепанова, которая к школе не имеет отношения. По словам Андрея Громова, директора гимназии, что теперь будет с этим объектом, он не в курсе.
«Мы ничего не планируем делать с ледовой коробкой. Не я ее ставил, не мне ее убирать. Это вопрос не моей компетенции, он принимался на другом уровне. Территория гимназии – это территория гимназии, а все, что под коробкой, – это территория ДЮСШ», – прокомментировал Громов.
Важные пункты в СанПиНах, которые перекочевали из старых правил, – освещение, ограждение и озеленение территорий. Определенные требования были всегда, сейчас их прописали заново и объединили в один пункт, рассказывает Инна Борисенко. Причем в некоторых моментах есть даже послабления.
Согласно старым правилам, 50% территорий должно быть озеленено. Сейчас добавили, что в условиях плотной городской застройки «зеленая» территория может быть сокращена до 25%, уточнила директор.
“Новый” Кодекс и санитарные нормы
Нумеровка мебели | Группа роста в метрах | Цвет маркировки | Высота над полом переднего края сиденья, мм | Высота крышки края стола (обращенного к ученику) над полом, мм |
1 | 1-1,150 | Оранжевый | 260 | 460 |
2 | 1,150-1,300 | Фиолетовый | 300 | 520 |
3 | 1,300-1,450 | Желтый | 340 | 580 |
4 | 1,450-1,600 | Красный | 380 | 640 |
5 | 1,600-1,750 | Зеленый | 420 | 700 |
6 | Свыше 1,750 | Голубой | 460 | 760 |
Обновленные требования к школьной мебели по СанПиН 2020 прописывают, что мебель должна быть изготовлена из безопасных для здоровья детей материалов. Ее конструкция также должна быть безопасной, соответствовать возрасту школьников, их росту, быть эргономичной. Мебель нумеруют по группам (в зависимости от роста детей) и маркируют определенным для каждой группы цветом.
Требования к проходам между партами, расстояниям между ними не изменились. Высота школьной доски от пола по СанПиН остается также равной 700-900 мм (от пола до нижнего края доски). Но есть изменения:
- классные доски должны быть темно-зеленых, темно-коричневых цветов и иметь антибликовое покрытие;
- классы рекомендуется оснащать сенсорными экранами и интерактивными досками с обозначенными временными рамками, в течение которых рекомендуется заниматься с техникой, имеющей жидкокристаллический дисплей.
Обновленные требования СанПиН к школьному расписанию в 2020 году рекомендуют в построении учебного процесса учитывать физическое состояние детей, зависящее от дня недели и времени суток:
- учащимся младшей школы основные предметы должны проводить на вторых-третьих уроках, учащимся средней школы и старшеклассникам на 2, 3, 4 уроках;
- наибольший объем учебной нагрузки рекомендуют устанавливать на вторник и среду, в эти дни ставят самые трудные предметы или менее трудные предметы, но в большем количестве, чем в остальные дни недели;
- вводить изучение нового материала, проводить контрольные рекомендуют на 2-4 уроках в середине учебной недели;
- не рекомендуют в один день ставить в школьное расписание предметы, которые потребуют больших временных затрат при выполнении домашней работы.
Актуальные правила, обязательные к исполнению во всех частных и государственных учебно-образовательных заведениях указаны в СанПиН для школ 2020 года. Они призваны сформировать комфортные и безопасные внешние условия. Это фундамент для разработки и формирования внутренней технической и нормативной документации.
В противном случае регламент не согласуют в соответствующей инстанции. В документе прописаны условия ко всем ключевым сферам – размещению учреждения, пришкольному участку, основным и вспомогательным зданиям, электрооборудованию, уровню освещенности и воздушно-тепловому режиму, канализационной и водопроводной сети, санитарному состоянию, медицинскому обслуживанию. Ключевые требования к помещениям и оборудованию:
- Для строительства образовательного учреждения необходимо получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии земельного участка.
- Школа должна быть укомплектована современной компьютерной техникой, у учеников должен доступ к интернету.
- Ученическая мебель подбирается в зависимости от назначения класса. Это может быть парта, одноместный или двухместный стол, чертежная или лабораторная со стулом.
- Здание должно быть обеспечено в течение всего года горячей и холодной водой, оборудовано централизованной канализационной сетью.
- Столовая и спортивный зал – обязательные помещения в школе. В целом выделяют четыре ключевых зоны – учебно-опытная, хозяйственная, территория отдыха и спортивно-физкультурная.
- На территории около образовательного учреждения необходимо предусмотреть стоянку для школьных автобусов и других транспортных средств, предназначенных для перевозки учеников.
- Разные корпусы здания следует соединить переходами, в которых организована система отопления.
- Обязательные элементы гардеробной комнаты – ячейки для обуви, вешалки или крючки для верхней одежды, скамейки.
- Цвет классной доски – темно-коричневый или темно-зеленый. Разрешено использовать интерактивные и сенсорные экраны, проекторы, отвечающие гигиеническим требованиям.
- В некоторых помещениях (например, химическом, биологическом, физическом) необходимо обеспечить доступ к водоснабжению.
- В школьной столовой должны быть установлены моечные и раковины. Для приготовления пищи разрешено использовать продукты питания и воду, прошедшие контроль качества. К работе на школьном общепите допускаются сотрудники с действующей санитарной книжкой, которые 2 раза в год проходят медицинский осмотр.
Обеспечение соответствующего микроклимата – важная составляющая для комфортного и безопасного обучения школьников. Нормы к воздушно-тепловому режиму прописаны в отдельном разделе СанПин 2020 года:
- Здание необходимо подключить к централизованной вентиляционной и отопительной системе.
- Запрещено применять паровое отопление.
- Материалы для ограждения климатического оборудования соответствуют нормам безопасности, не оказывают вредного влияния на здоровье учащихся. Нельзя использовать полимерные изделия и древесно-стружечные плиты.
- Оптимальная температура и скорость воздухообмена зависит от назначения помещения.
Особое внимание в нормативных документах уделяется выбору архитектурно-планировочного решения. Оно должно предусматривать отдельный блок для младших классов с выходом на участок, отсутствие вредного воздействия внешних факторов на здоровье и жизнь учеников, запрет на использование цокольного и подвального этажа для оборудования учебных помещений (основных и факультативных).
Ежегодно текст СанПиН для образовательных заведений пересматривается и совершенствуется. Новые правила призваны улучшить условия и безопасность школьников, создать такую среду, которая не будет отвлекать от качественного процесса обучения.
СанПиН для школ с изменениями на 2020 год отличается требованиями к территории образовательного учреждения, оборудованию и помещениям. Были добавлены следующие правила:
- Обязательное наличие на пришкольном участке мест для парковки транспорта, перевозящего учеников.
- Соединение отдельно стоящих корпусов одной школы отапливаемым переходом.
- В случае отсутствия централизованной канализации необходимо предусмотреть внутреннюю систему. Установка уличных туалетов запрещена.
Территория, которая принадлежит школе, должна быть полностью огорожена и озеленена минимум на 50%. Запрещено высаживать растения и деревья с ядовитыми плодами. Весной следует проводить декоративную обрезку кустарников. На участке необходимо выполнять ежедневную уборку до начала учебной смены.
Для складирования и временного хранения мусора на пришкольной территории устанавливают контейнеры с плотно закрывающимися крышками. Вывозу на полигон подвергаются баки, заполненные на 2/3 объема. После освобождения от мусора мульда очищается и обрабатывается дезинсекционным раствором. Строго запрещено уничтожать отходы методом сжигания на пришкольной территории.