Будут ли проводится плановые проверки трудовой инспекции малых предприятий в 2021 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Будут ли проводится плановые проверки трудовой инспекции малых предприятий в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Как установило постановление Правительства РФ от 30.11.2020 № 1969, продление моратория на проверки коснулось в 2021 году не всех, а только малых предприятий.

Однако и здесь есть исключение, если СМП относится к категории высокого риска, то проверка трудовой инспекции все равно нагрянет.

Поэтому плановые проверки ожидают и малые предприятия, и средние, и крупные, а также некоммерческие организации с численностью сотрудников до 200 человек, на которых высок риск пожаров, несчастных случаев, экологического ущерба и нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.

Кроме того, уточняется, что запрет действует только для плановых проверок и не распространяется на административные расследования, которые проводятся по статье 28.7 КоАП.

Таким образом, инспектор ГИТ имеет право провести расследование при установлении нарушений трудового законодательства.

Напомним: для начала расследования достаточно только информации, указывающей на него: например, обращение работника.

При этом, инспекторы не обязаны уведомлять работодателя, а также согласовывать проведение расследования с прокуратурой.

Поэтому в рамках ограничений инспекторы использовали административные расследования без взаимодействия с работодателями.

Например: Роструд имеет право проводить мероприятия без взаимодействия, чтобы проверить, как организация провела специальную оценку условий труда (СОУТ) и оформила ее результаты (приказ Минтруда от 16.01.2019 № 13н).

КАК ГИТ БУДЕТ ПРОВЕРЯТЬ РАБОТОДАТЕЛЕЙ В 2021 ГОДУ?

При проверке инспекторы могут запросить только определенный перечень документов: он не вправе запрашивать документы и информацию, которые не относятся к предмету проверки.

Плановые проверки проводятся на основе чек-листов – это списки контрольных вопросов. То есть иных вопросов, кроме указанных в проверочных листах, инспекторы задавать не вправе. На текущий момент всего утверждено 133 чек-листа (приказ Роструда от 10.11.2017 № 655 в ред. Приказа Роструда № 201 от 11.04.2018 г. и № 153 от 3 августа 2020 г.).

Однако не все чек-листы утверждены на данный момент: например, Ростехнадзор пока не утвердил чек-лист по сосудам под давлением

Кроме плановых проверок, которые заранее утверждаются на каждый год, проводят ещё внеплановые проверки. Чаще всего они возникают, если в органы контроля сообщили о нарушении прав потребителей или трудового законодательства. Тогда проверяющие могут нагрянуть внезапно и без приглашения. Освобождение от таких проверок не действует.

  • Правовые основы деятельности
  • Нормативные акты
  • Постановления Европейского Суда по правам человека
  • Судебная практика
  • Конституционный Суд
  • Верховный Суд
  • Научно-методические материалы
  • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
  • По иным вопросам надзорной деятельности
  • Статистические данные
  • Об использовании выделяемых бюджетных средств
  • О деятельности органов прокуратуры

Инспекционные визиты: как ФНС обойдет мораторий на проверки в 2021 году

  • Новости
  • Основные документы
  • Главное управление международно-правового сотрудничества
  • Региональное представительство
    Международной ассоциации прокуроров в России
  • Новости Генеральной прокуратуры России
  • Новости прокуратур субъектов федерации
  • События Генеральной прокуратуры
  • Мероприятия и встречи
  • Интервью и выступления
  • Печатные издания
  • Видео
  • К сведению СМИ
  • Инфографика
  • Конкурс
  • Участие в конкурсе
  • Этапы конкурса
  • Итоги конкурса
  • Аккредитация СМИ
  • Информационные материалы
  • Социальные ролики
  • Наглядные материалы
  • Прокурор разъясняет
  • Порядок обращения граждан
  • График приема
  • Интернет приемная
  • Уведомления об экстремизме
  • Статусы уведомлений
  • Прямая линия для предпринимателей

Основные изменения в законодательстве о проверках в 2020 — 2021 годах

Плановые проверки выполняются с соблюдением установленного графика, который утверждается заранее. Согласно постановлению Правительства РФ от 30.06.2010 N 489 ежегодный план должен быть утвержден до 31 декабря года, предшествующего проведению контроля. Этот план должен быть согласован с Генеральной прокуратурой РФ. После его окончательного утверждения план проведения контроля соблюдения требований трудового законодательства размещается в открытом доступе на сайте прокуратуры, Роструда и самого контролирующего ведомства. Территориальные подразделения ГИТ публикуют планы проверок по конкретным субъектам Федерации на соответствующих региональных порталах инспекции.

Составление плана осуществляется в соответствии с правилами, описанными в постановлении Правительства от 1 сентября 2012 года N 875. Сейчас в Российской Федерации в области государственного контроля применяются принципы риск-ориентированного подхода. Он предполагает, что деятельность по организации проверок коммерческих компаний осуществляется с учетом степени риска нарушения ими требований трудового законодательства. Для определения этой степени принимаются во внимание три основных критерия:

  • добросовестность работодателя в отношении соблюдения трудовых прав работников. Обнаружение факта таких нарушений снижает этот показатель вплоть до нуля;
  • потенциальная степень вреда здоровью работников, обусловленная особенностями производства в отрасли. Этот показатель рассчитывается отдельно для каждой сферы деятельности;
  • вероятность распространения негативных последствий. Указанный критерий зависит от численности сотрудников предприятия.

На основании перечисленных параметров компании присваивается определенная категория риска.

Категория риска напрямую определяет частоту проведения плановых проверок в отношении конкретной компании. Государственная инспекция труда присваивает каждой проверяемой компании одну из следующих категорий риска:

  • высокий — для этих компаний плановые проверки организуются 1 раз в 2 года;
  • значительный – плановые проверки проводятся 1 раз в 3 года;
  • средний – проверки проводятся 1 раз в 5 лет;
  • умеренный – проверки выполняются 1 раз в 6 лет;
  • низкий – плановые проверки не проводятся.

При этом в соответствии с действующим законодательством на региональных портала ГИТ публикуются актуализированные списки работодателей, отнесенных к наиболее серьезным категориям – от средней до высокой. Если организация полагает, что такая категория присвоена ей ошибочно, она вправе подать в инспекцию мотивированное заявление о пересмотре этого параметра.

Государственная инспекция труда обязана учитывать нормативную частоту проведения контролирующих мероприятий для конкретной организации с учетом присвоенного ей класса риска. Если в результате ошибки или другой причины в план контроля попала организация, которую инспекторы ГИТ проверяли до истечения установленного срока, компания также вправе подать в государственный орган заявление об исключении из составленного графика.

Такие ошибки действительно случаются, поэтому эксперты рекомендуют руководителям предприятий или ответственным сотрудникам в конце календарного года посещать региональный сайт ГИТ или прокуратуры и изучать опубликованный план проверок. Это лучше сделать заранее, чтобы иметь достаточно времени на обжалование неправомерного решения о включении компании в план: чаще всего это оказывается проще, чем подстраивать график работы организации под визит инспекторов.

График плановых проверок публикуется на сайте ответственных государственных органов в табличном виде. Обычно ее можно скачать в формате Excel. Каждая строка этой таблицы содержит все основные сведения, позволяющие достоверно идентифицировать компанию, включенную в план. В их число входят:

  • название предприятия;
  • место ее государственной регистрации;
  • основные реквизиты, включая ИНН и ОГРН;
  • дата регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  • цель проведения проверки;
  • дата начала предыдущей проверки, которая позволяет оценить соблюдение установленных законодательством сроков организации планового контроля;
  • дата начала запланированной проверки;
  • число дней, отведенных на проведение контроля;
  • тип запланированной проверки – в соответствии с действующим законодательством она может быть выездной или документарной;
  • название государственного органа, ответственного за выполнение контроля.

Для аккумулирования информации о выполненных задачах постановлением Правительства от 28 апреля 2015 года N 415 в Российской Федерации предусмотрено ведение Единого реестра проверок. Каждый запланированный визит инспекторов вносится в указанный реестр с присвоением индивидуального номера.

Права юридических лиц и предпринимателей при выполнении обязательного государственного контроля защищены действующим законодательством. Такие ограничения введены для того, чтобы обезопасить предприятия от необоснованно длительных визитов проверяющих, которые часто негативно отражаются на нормальном жизненном цикле предприятия. Работодатель вынужден отвлекать сотрудников от основной работы для подготовки нужных документов, сопровождения инспекторов и выполнения других операций. Для этого иногда даже требуется останавливать производственные линии, что отражается на объеме производства, а следовательно – на прибыли компании.

Действующие ограничения при проведении контроля определены федеральным законом № 294-ФЗ. Основная их часть сформулирована в главе 2 этого нормативного документа. Они включают следующие правила:

  • проверка может проводиться только на основании соответствующего распоряжения или приказа уполномоченного сотрудника ГИТ. Проводить контроль имеют право только инспекторы, указанные в документе;
  • срок проведения проверки для организации не может превышать 20 дней в год, для малого предприятия — 50 часов в год, для микропредприятия – 15 часов в год.

Не будут проверять в плановом порядке:

  • субъекты малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • некоммерческие организации, среднесписочная численность работников которых за 2019 год не превысила 200 человек (кроме политических партий и некоммерческих организаций, включенных в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента);
  • все иные организации и ИП, не подпадающие под основания проведения плановых проверок в 2020 году.

Помните, такие организации проверят внепланово, если:

  • есть факты или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Проведение проверки должно быть согласовано органами прокуратуры;
  • необходимо проверить исполнение ранее выданного предписания об устранении нарушений, влекущих угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан. Проведение проверки должно быть согласовано органами прокуратуры;
  • требуется провести надзорные мероприятия по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
  • иные основания.

Инспекция по труду проверит в плановом порядке организации и ИП, если их деятельность или используемые производственные объекты отнесены:

  • к категории чрезвычайно высокого или высокого риска либо к 1-му классу опасности;
  • к 1-му классу опасности опасных производственных объектов;
  • к 1-му классу гидротехнических сооружений.

Если в отношении организации и ИП установлен режим постоянного государственного контроля (надзора), то также стоит ожидать плановую проверку.

Плановые и внеплановые проверки проведут с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе с помощью аудио- или видеосвязи. Есть исключения.

Выезд инспектора возможен, если:

  • согласован органами прокуратуры для проведения внеплановой проверки по основаниям:
    а) причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    б) проверки исполнения ранее выданного предписания об устранении нарушений, влекущих угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан;
  • выезд по поручению Президента РФ, Правительства РФ, по требованию прокурора о проведении проверок в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
  • Правила охраны труда при эксплуатации электроустановок в 2021 году
  • Важное за январь: новые правила по охране труда и изменения в спецоценке
  • Экологический сбор — 2021: кому придется платить и по каким ставкам
  • Изменения в охране труда при погрузочно‑разгрузочных работах
  • Новые правила работы на высоте в 2021 году
  • Новые требования к работам на высоте, погрузочно‑разгрузочным работам и отчетности по экосбору
  • Бизнес

    • Банки

    • ИП

    • система Платон

  • Бухгалтерский учет и отчетность

    • ККТ

    • Бухгалтерская отчетность

    • КБК

  • Кадры

    • Выплаты персоналу

    • Больничный лист

    • Декретный отпуск

    • Отпуск

  • Налоги

    • УСН

    • ЕНВД

    • ПСН

    • НДС

    • Страховые взносы ФСС

    • НДФЛ

    • Страховые взносы ПФР

    • 6-НДФЛ

    • Проверки

  • Право

    • Штрафы

Все рубрики

Малый бизнес освободили от плановых проверок на 2021 год

Проверки / 11:00 14 сентября 2020
Мораторий на проверки малых предприятий продлят до конца 2021 года

Проверки / 13:15 15 июля 2020
Роструд опубликовал планы проверок на 2021 год

Проверки / 11:25 21 августа 2020
Ювелирный бизнес ждут ежегодные плановые проверки

Кроме того, постановлением предусматривается возможность проведения выездных проверок в 2021 году с использованием средств дистанционного взаимодействия, в т.ч. аудио- или видеосвязи. Также будет возможность заменены плановой выездной проверки, которая включена в ежегодный план проверок на 2021 год, инспекционным визитом и ограничение продолжительности плановой проверки 10 рабочими днями.

В начале этого года действовал «мягкий мораторий», ограничивающий проведение проверок в отношении субъектов малого предпринимательства по видам контроля, по которым риск-ориентированный подход не был введен. По данным Минэкономразвития, в план проверок на 2020 год включили 376,2 тыс. проверок.

После того, как ввели весенние «антиковидные» меры, прекратили все плановые проверки субъектов МСП, а также ввели для внеплановых проверок серьезные ограничения. Промежуточные итоги за первого полугодие 2020 года показали, что по сравнению с первым полугодием 2019 года число проверок снизилось на 45,7% — с 612 до 332,3 тыс. проверок.

Несмотря на смену правительства и даже пандемию, «лезвие» «регуляторной гильотины» не затупилось. По состоянию на начало сентября 2020-го механизм реализован уже на 81%, заявили «Известиям» в аппарате правительства.

— В рамках «регуляторной гильотины» отмене подлежит около 11 тыс. актов, из них утратившими силу признан 81% — то есть 8797, — рассказали там.

Среди них, например, — правила ввоза и вывоза драгоценных металлов и камней от 1998 года, требования к медосмотрам сотрудников атомных станций, перечень тяжелых работ, на которых запрещается применение труда женщин от 2000 года, правила охраны труда для предприятий книжной торговли.

Взамен отмененных обязательных требований до конца 2020-го предполагается принять значительно меньше — порядка 500, отметили в аппарате кабинета министров. Из них около 130 составят нормативно-правовые акты (НПА) правительства России и более 350 — акты федеральных органов исполнительной власти. Сокращение числа НПА, содержащих обязательные требования, позволит упростить регулирование и улучшить деловой климат, уверены в кабмине.

Там также заверили, что риск «правового вакуума», на который обращал внимание президент, исключен: на сегодняшний день уже принято 17 постановлений и издано 90 ведомственных приказов, регулирующих различные сферы деятельности, а еще 63 находятся на рассмотрении.

Над тем, чтобы не допустить «правового вакуума», а также применения некорректного регулирования, активно работает Минэк. В октябре ведомство внесет в аппарат правительства проект постановления, который обяжет профильные министерства и госкорпорации ежегодно проводить оценку новых обязательных требований к бизнесу, а также сформировать их перечни и опубликовать на своих сайтах. При этом такие реестры должны будут содержать в себе конкретные сведения — ссылки на положения НПА, описание лиц, обязанных их соблюдать, ответственность за нарушение, формы проверочных листов и разъяснения по соблюдению. Это повысит прозрачность регулирования, пояснил Алексей Херсонцев.

Мораторий на плановые проверки малого бизнеса продлевается до конца 2021 года. Такое постановление подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин.

Решение принято по поручению Президента России. Оно не распространяется на компании, чья деятельность сопряжена с рисками причинения вреда окружающей среде или здоровью людей.

По итогам первого моратория, действовавшего в период с 2016 по 2018 год, от плановых проверок освободили более 500 тыс. малых предприятий. Эта мера доказала свою эффективность и впоследствии была продлена ещё на два года.

  • Из вступительного слова Михаила Мишустина на совещании с вице-премьерами 30 ноября 2020 года

В документе содержится ещё несколько положений, направленных на снижение административной нагрузки. Фиксируется, что контролирующий орган может заменить многодневную выездную проверку коротким инспекционным визитом. Одновременно с этим закрепляется возможность вести надзор в дистанционном формате – с помощью аудио- и видеосвязи. Эти послабления коснутся как небольших, так и более крупных компаний.

Принятое постановление позволит ускорить восстановление бизнеса, а также сократит количество личных контактов между контролёрами и предпринимателями, что особенно важно в условиях пандемии.

Работа Правительства:

  • Малое и среднее предпринимательство

Министерства и ведомства, органы при правительстве:

  • Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России)
  • страница1

Январь

  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь
  • Правовые основы деятельности
  • Нормативные акты
  • Постановления Европейского Суда по правам человека
  • Судебная практика
  • Конституционный Суд
  • Верховный Суд
  • Научно-методические материалы
  • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
  • По иным вопросам надзорной деятельности
  • Статистические данные
  • Об использовании выделяемых бюджетных средств
  • О деятельности органов прокуратуры
  • Новости Генеральной прокуратуры России
  • Новости прокуратур субъектов федерации
  • События Генеральной прокуратуры
  • Мероприятия и встречи
  • Интервью и выступления
  • Печатные издания
  • Видео
  • К сведению СМИ
  • Инфографика
  • Конкурс
  • Участие в конкурсе
  • Этапы конкурса
  • Итоги конкурса
  • Аккредитация СМИ
  • Информационные материалы
  • Социальные ролики
  • Наглядные материалы
  • Прокурор разъясняет
  • Порядок обращения граждан
  • График приема
  • Интернет приемная
  • Уведомления об экстремизме
  • Статусы уведомлений
  • Прямая линия для предпринимателей

Генеральная прокуратура Российской Федерации. 02 декабря 2020, 11:24

Правительством Российской Федерации принято постановление от 30.11.2020 № 1969 «Об особенностях формирования ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, проведения проверок в 2021 году и внесении изменений в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Документом установлен запрет на проведение большинства плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства.

Принятию указанного решения предшествовало обращение Генпрокурора Игоря Краснова о необходимости поддержки бизнеса в условиях распространения коронавирусной инфекции путем снижения административного давления со стороны контрольно-надзорных органов.

В целях недопущения фактов необоснованного вмешательства в предпринимательскую деятельность прокурорам предстоит оперативно исключить соответствующие мероприятия из сводного плана проведения плановых проверок на 2021 год.

Вопрос законности планирования контрольно-надзорных мероприятий остается на контроле Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

С 2021 года изменится порядок проведения специальной оценки условий труда (законопроект № 1034649-7). Сейчас декларация соответствия условий труда (СОУТ) действительна в течение 5 лет с момента проведения спецоценки. При отсутствии несчастных случаев на производстве и нарушений требований охраны труда срок действия декларации продлевается еще на 5 лет.

По истечении десятилетнего периода действия декларации (с учетом ее продления) работодатели обязаны проводить новую спецоценку условий труда работников. Новыми же правилами предполагается установить бессрочное действие декларации СОУТ в случае отсутствия оснований для ее прекращения. Это позволит работодателям не проводить спецоценку условий труда по истечении срока действия декларации, если условия труда на рабочих местах не изменились.

Для работодателей это уменьшение издержек и, пускай и небольшая, но значимая отмена бюрократических барьеров. Данные действия направлены на снижение и без того избыточную административную нагрузку на предпринимателей.

Правительство РФ продлило мораторий на плановые проверки малого бизнеса до 31.12.2021. Опять же, это решение поможет предпринимателям в сфере малого бизнеса сосредоточить свои усилия на преодолении последствий коронавируса, не отвлекаясь на плановые проверки со стороны государства. (Постановление Правительства РФ от 30 ноября 2020 года №1969 Об особенностях формирования ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, проведения проверок в 2021 году и внесении изменений в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).

С 01.01.2021 работодателей обяжут проводить регулярный инструктаж работников по действиям при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 № 1485). Такой инструктаж нужно будет проводить среди своих работников не реже одного раза в год и при приеме на работу в течение первого месяца работы. С точки зрения Правительства это поможет населению (работникам) быть более осведомленными о том, что нужно делать при какой-либо чрезвычайной ситуации. Но вызывает сомнения логическое и финансовое обоснование таких проверок – работодатели должны будут привлечь лиц со специальными знаниями для проведения таких инструктажей, что, опять же, выльется в дополнительные статьи расходов.

В целом, новые изменения в законодательство можно характеризовать как в основном положительные. Основное направление изменений – это «цифровизация» отношений предпринимателей и государственных органов. Четко прослеживается желание государства локализовать высокотехнологичное производство, связанное с информационными технологиями в России. Кто выигрывает, а кто проигрывает? Выигрывают явно те компании, которые работают на государство, ведь для получения данных льгот нужно соответствовать требованиям

  • организация должна быть российской;
  • должна быть получена государственная аккредитация как организация, работающая в области IT;
  • доля доходов от операций в сфере IT должна быть не менее 90% от суммы всех доходов;
  • а среднесписочная численность – не менее 7 чел.

Похоже, что проигрывают стартапы, так как у них в начале нет прибыли – сплошные убытки. А без стартапов – какие же отечественные разработки?

Тем не менее, данные изменения – хороший признак того, что правительство желает создать «тепличные условия» для крупных и средних создателей программного обеспечения, с целью уменьшить зависимость от иностранных технологий и создать промышленную базу для дальнейшего укрепления отрасли.

Кроме того, нельзя не отметить похвальные стремления правительства к поддержанию бизнеса во время пандемии – мораторий на плановые проверки со стороны органов государственной власти, изменения механизма оценки условий труда, а также принятый Советом Федерации законопроект о изменении сумм, при которых требуется проведение аудита. Данные решения, без сомнения, несколько облегчат общую бюрократизацию предпринимательской деятельности и помогут сконцентрироваться не на взаимодействии с ОГВ, а на получении прибыли.

Поддержка авиа и сельскохозяйственной отраслей также являются важным событием в мире экономики и предпринимательства. Несмотря на то, что в отличии от авиаотрасли, сельское хозяйство показало, пускай и не быстрый, но планомерный рост на 4% в год. Авиаперевозки же, в связи с закрытием границ и повсеместным локдауном практически всех стран, упали на тридцать процентов, поставив отрасль в крайне затруднительное положение. Государственная поддержка может оказаться решающей в вопросе даже не роста авиакомпаний, а их выживания и выхода «в ноль.»

Но метод поддержки – снижение НДС на внутренние авиаперевозки, выглядит очень и очень странно. Поможет ли это – вопрос открытый, лишь время даст конкретный ответ.

Одним из главных предметов обсуждения и активных дискуссий выступил ЕНВД. Его отмена в 2021 году станет значимым событием в мире налогов. Необходимость внедрения данной системы налогообложения была вызвана тем, что по некоторым видам деятельности (розничная торговля, грузоперевозки и т. д.) у государства не было возможности (на момент введения в 1998 году) определять и осуществлять контроль за объемом выручки, но при этом была необходимость собирать налоги. ЕНВД был направлен на получение хоть какого-нибудь дохода с предпринимателей в условиях экономического шока. Малый бизнес мог прятать выручку в черной кассе и проводить операции через черную бухгалтерию, но вот скрывать имущество и сотрудников ему было куда сложнее. Поэтому и сложилась такая ситуация – государство предложило работать с маленькой налоговой ставкой, а бизнес получал возможность, практически без потери прибыли, работать «в белую». Такое продолжилось примерно десять лет. С 2012 года стало понятно, что этот налоговый режим будет отменен (изначально планировалась отмена в 2018 году), и с того времени государство плавно и планомерно подходило к этому:

  • внедрило онлайн-кассы (они позволили контролировать выручку);
  • внедрило патентную систему налогообложения (в какой-то степени это альтернатива ЕНВД для мелких ИП);
  • ввело маркировку товара (она помогла контролировать оборот товаров на территории Российской Федерации).

Кроме того, изменения коснулись и УСН. Оно стало более гибким и удобным для тех, кто ведет свою деятельность на границе с переходом на ОСН. Это поможет предпринимателям продолжать оставаться на УСН, несмотря на незначительное превышение объемов выручки или принятия в штат ещё одного работника. Кроме того, субъекты РФ получили возможность предоставлять льготы для ИП: вводить новые каникулы и получить пониженную налоговую ставку. Так, организации или ИП удастся существенно сэкономить на налогах, если в их регионе введены пониженные ставки и деятельность соответствует выдвигаемым законодателем требованиям.

Предприниматель сможет оценить доступность региональной льготы после детального изучения законодательства и оценки своей деятельности на соответствие критериям льготы.

  • Расценки
  • Оплатить

Качественная реформа госнадзора началась ещё год назад, когда тогдашний премьер-министр Дмитрий Медведев объявил старт «регуляторной гильотины». Для начала разработали новый законопроект о госконтроле, который создал новую систему надзора и установил единые правила проверок во всех отраслях. Основными приоритетами стали профилактика нарушений и риск-ориентированный подход. «Приоритетной задачей контролёра станет профилактика, а не поиск нарушений и сбор штрафов», — пояснял Максим Орешкин, возглавлявший тогда Министерство экономического развития.

В ряде случаев выездную проверку могут заменить инспекционным визитом, говорится в проекте постановления. Такое решение надзорные органы смогут принять не позднее, чем за 20 дней до дня ревизии.

Инспекционный визит отличается от выездной проверки сроками и набором контрольных мероприятий. Так, визит длится всего один день, и инспектор может провести только осмотр, опрос, инструментальное обследование, а также запросить письменные объяснения и истребовать документы. А во время выездной проверки могут проводиться также досмотр, отбор проб и образцов, испытание, экспертиза и эксперимент.

По закону, о грядущем инспекционном визите предпринимателей не должны извещать, тогда как выездную проверку предваряют уведомлением. Однако если проверку решили заменить на визит, инспекторы обязаны уведомить об этом предпринимателя.

Плановые проверки в 2021 году не коснутся субъектов малого бизнеса, установлено в проекте постановления. Но есть исключения.

  1. Инспекторы могут прийти на предприятия, которым присвоена категория высокого или чрезвычайно высокого риска, либо I или II класс опасности. Это касается также производственных объектов и гидротехнических сооружений и производств, где действует режим постоянного госконтроля.
  2. Плановые проверки сохранят для предприятий, работающих в социальной сфере, здравоохранении, образовании, теплоснабжении и энергетике. Не отменят проверки и для бизнеса, работающего с драгоценными металлами и камнями.
  3. Не забудут проверить малые предприятия, совершившие административное нарушение, за которое суд назначил дисквалификацию, временную приостановку работы или действия лицензии.
  4. Плановые проверки не отменят для компаний, чья деятельность подлежит лицензированию.
  5. Контроль не ослабят за малым бизнесом в сфере гособоронзаказа и атомной энергетики, а также при контроле защиты гостайны и проверке качества работы аудиторских организаций.

Согласно новому закону, инспекторы могут проводить дистанционным способом только инспекционные визиты и выездные проверки. Согласно проекту постановления, такой формат ревизоры смогут применять в 2021 году.

Многие виды проверок и до этого проводили в удалённом режиме, отмечал первый зампредседателя Комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Валерий Гартунг. Во-первых, без присутствия на предприятии инспекторы могут проверять документы. «Налоговая служба, к примеру, их уже давно проводит в электронном формате», — сказал он «Парламентской газете».

Есть возможности и для дистанционного проведения испытаний и замеров, добавил депутат. «Если у предприятия есть сертифицированная лаборатория, она может провести все испытания, зафиксировать их на видео или фото, а затем выслать результаты инспектору. Никаких проблем нет, это всё уже отработано», — убеждён Гартунг.

Из-за напряженной эпидемиологической ситуации в стране и мире мораторий на проверки решили продлить. Однако послабления коснутся лишь предприятий малого бизнеса – контрольно-надзорные мероприятия для средних и крупных компаний сохранятся в прежнем объеме.

Данные меры помогут сократить число проверок, но в то же время создадут определенные препятствия для роста и развития средних компаний. Законопроектом предусмотрены иные меры, которые позволят существенно снизить нагрузку на предприятия. В условиях пандемии важно быстро реагировать на изменяющиеся условия. Предполагается, что снижение числа проверок облегчит существование субъектов хозяйственной деятельности и позволит сохранить рабочие места.

Отмена плановых контрольно-надзорных мероприятий – это не все послабления. Перемены коснутся и особенностей деятельности контролирующих органов. В частности, предприятия смогут проходить проверки дистанционно, а также получать лицензии в электронном виде, что существенно упростит систему контроля.

Контрольно-надзорные мероприятия будут проводиться дистанционно, в том числе с использованием средств аудио- и видеосвязи. Выезд проверяющих сотрудников допускается только в двух случаях:

  1. Мероприятие согласовано с органами прокуратуры. Основанием для проведения проверки является факт причинения вреда жизни и/или здоровью граждан, а также возникновения ЧС природного и техногенного характера.
  2. Выезд предусмотрен поручением Президента или Правительства РФ.

Ограничена и длительность проведения контрольно-надзорных мероприятий – теперь их продолжительность составляет не более 10 рабочих дней.

Также стоит напомнить, что ранее о продлении моратория хлопотал премьер-министр Михаил Мишустин, благодаря которому определенный ранее дедлайн сместился до ноября, а вот теперь и вовсе до конца 2021 года.

При этом запрет на проверки будет касаться далеко не всех предприятий, поскольку в определенных случаях возможные последствия от бесконтроля не сопоставимы с рисками, связанными с пандемией и ее влиянием на бизнес малого и среднего звена.

В итоге запрет не будет распространяться на предприятия и организации, которые осуществляют таможенный, налоговый и бюджетный контроль. Сюда же подпадают контролирующие ведомства, деятельность которых чревата развитием ЧС техногенного и природного характера, а также различные объекты с высоким риском безопасности для сотрудников и обычных граждан.

  • Бизнес

    • Банки

    • ИП

    • система Платон

  • Бухгалтерский учет и отчетность

    • ККТ

    • Бухгалтерская отчетность

    • КБК

  • Кадры

    • Выплаты персоналу

    • Больничный лист

    • Декретный отпуск

    • Отпуск

  • Налоги

    • УСН

    • ЕНВД

    • ПСН

    • НДС

    • Страховые взносы ФСС

    • НДФЛ

    • Страховые взносы ПФР

    • 6-НДФЛ

    • Проверки

  • Право

    • Штрафы

Все рубрики

Проверки / 11:00 14 сентября 2020
Мораторий на проверки малых предприятий продлят до конца 2021 года

Проверки / 13:15 15 июля 2020
Роструд опубликовал планы проверок на 2021 год

Проверки / 11:25 21 августа 2020
Ювелирный бизнес ждут ежегодные плановые проверки

Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2010 г. № 489 утверждены Правила подготовки государственными органами и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Пункт 7 этих правил устанавливает случаи, когда в ежегодный план проверок могут быть внесены изменения.

Так, особенности проведения проверок в 2020 году были утверждены Постановлением Правительства от 3 апреля 2020 г. № 438.

Постановлением № 438 установлено, что в отношении компаний и ИП, включенных в единый реестр субъектов МСП, допустимы только внеплановых проверки.

Плановые проверки возможны только в отношении лиц, чья деятельность и используемые ими производственные объекты относятся к категории высокого или чрезвычайно высокого риска.

Также была определена общая форма проверок — дистанционная, в том числе с использованием аудио- или видеосвязи.

В конце 2020 года правительство определило, как должен быть составлен план проверок компаний и ИП на 2021 год, и как проводить отдельные плановые контрольные мероприятия.

Никаких ограничений в плановых проверках нет для лиц, деятельность и (или) используемые производственные объекты которых отнесены к :

  • категориям чрезвычайно высокого и высокого рисков или 1, 2 классам (категориям) опасности;
  • I, II и III классу опасности опасных производственных объектов;
  • I, II и III классу гидротехнических сооружений;
  • режиму постоянного государственного контроля (надзора).

Установлено, что уже утвержденные ежегодные планы проверок все госструктуры должны привести в соответствие с требованиями Постановления № 1969 не позднее 15 декабря 2020 г. Ищите себя в планах.

В январе стало известно о том, что приняты поправки относительно изменений процедуры проверки трудового законодательства. И если для сотрудников такие поправки не несут никаких изменений, то вот для самих работодателей они достаточно существенны.
Если раньше предприятия были подготовленными к проверке, поскольку их проверяли планово или внепланово, но с предупреждением, то сейчас данная норма утратила свою силу. Трудовая инспекция может прийти в любое время рабочего процесса, запросив все необходимые документы.

Главный принцип всех нововведений — это внезапность.

У предприятия не должно быть времени на подготовку к проверке. Только так, по мнению правительства, можно найти нарушения и реально улучшить ситуацию.

Для того чтобы рассматривать главные новшества, необходимо для начала определиться с тем, что было ранее. До 2018 года инспекция могла проводить проверку только в том случае, если для этого был повод. Проверка могла быть планового характера, о чем работодатель предупреждался соответствующим уведомлением заранее, и внеплановой. Но при этом

даже внеплановая проверка должна была проводиться только в том случае, если сам работодатель был уведомлен об этом за 24 часа до проведения проверки.

Также суть любой проверки сводилась к тому, что необходим был прецедент, то есть повод. Если она была внеплановой, то должна была быть жалоба от сотрудника. При этом внеплановый контроль должен был быть проведен исключительно с разрешения прокуратуры. Да, да. Для того чтобы трудовая инспекция пришла на предприятие и запросила необходимые документы, она должна была получить разрешительный документ от прокуратуры. И это не всегда им удавалось. Если прокуратура не находила повода или считала заявленный повод не важным, она могла не дать свое добро. И, не думайте, что такие случаи не часты. На практике считается, что ущемлять бизнес не хорошо, поэтому необходимо дать им возможность работать.
Всего выделяли плюс минус 3 повода, когда прокуратура могла дать добро на осуществление проверки:

  • Работники компании не получают заработную плату или получают ее несвоевременно;
  • Для сотрудника компании есть угроза жизни и здоровья в результате выполнения своих прямых функциональных обязанностей;
  • По жалобе самого сотрудника, который считает, что его права ущемляют.

Таким образом, при несоблюдении трудовой дисциплины, как только такой факт становился известным, трудовая инспекция получала повод проверить.

Так что будет теперь? Конечно, нельзя говорить о том, что отныне малый бизнес и другие предприятия будут постоянно проверять. Ведь мы знаем, в какой стране живем, и что не всегда такие проверки могут положительно влиять на сотрудников. Это может иметь негативные тенденции для всех.
Но если рассматривать идеальную ситуацию, то фактически на данный момент появилось больше причин и оснований, по которым проверка может быть осуществлена.
Теперь каждый, кто считает нужным, даже если он не имеет никакого отношения к работодателю, может пожаловаться.

Такая жалоба является полным основанием для того, чтобы инспекция моментально отреагировала на такие факты и приехала на предприятие.

Например, все прекрасно знают, что многие работодатели грешат тем, что не хотят оформлять в штат сотрудников именно по трудовому договору. Они советуют всему персоналу (конечно, если их мало) зарегистрировать себя как индивидуальные предприниматели и платить все полагающиеся налоги и сборы самостоятельно. Это снимает ответственность с работодателя за то, что некий ИП не оплатил налог, социальный взнос и т.д. При этом сама компания имеет полное право не платить таким сотрудникам никаких компенсационных выплат ни при увольнении, ни при выходе на пенсию, больничный и т.д. Социального пакета для ИП именно от работодателя нет.

Многие все равно не верят в то, что трудовая инспекция никак не предупредит о том, что будет осуществлена проверка. По действующему законодательству есть норма, которая позволяет не предупреждать работодателя за счет данного факта. Такое позволяется в том случае, если есть подозрение на то, что все трудовые отношения или какая-то их часть маскируются под индивидуальное предпринимательство или под гражданско-правовые отношения.
Так вот в таком случае трудовая инспекция безотлагательно может приступить к выполнению своих обязанностей и приехать с выездной проверкой на объект. Отказать в доступе к информации должностное лицо на предприятии не может.
Конечно, Вы можете думать, что адвокат сможет помочь Вам в сложной ситуации. Или Вы, обложившись кодексами, законами и другими документами, можете защищать свои права.
Но, как правило, эффект внезапности работает. И многие теряются. И начинают допускать множество ошибок. Вплоть до ругательств и сор с инспекцией. Вот этого делать нельзя.

Если Вы знаете, что нарушений нет, то спокойно отдавайте документы и ждите вердикта. Если все-таки инспекция хочет навязать нарушение, то тогда спокойно подавайте в суд. Но если нарушение есть, то лучше признаться, подписать все акты и устранить их.

И самый главный вопрос, волнующий большинство – это что будет, если нарушения найдут? Конечно, самым распространённым вариантом ответственности для работодателя является штраф. На данный момент штраф может составлять для индивидуальных предпринимателей до 10 тыс. руб., а для юридических лиц – до 100 тыс. При этом не думайте, что это сумма штрафа единая. Совсем нет.

Это размер санкций, который будет применен за каждый незаключенный трудовой договор.

Также помимо штрафа, будет выдано предписание о необходимости заключить с работником трудовой договор. Подписание соглашения необходимо будет датировать той датой, когда фактически сотрудник был принят на работу. За этот срок придётся и заплатить все сборы и налоги. На данном этапе уже контроль над выполнением будет проводить ФНС, а не трудовая инспекция. Или будут работать в тандеме.

Несмотря на то, что государство пытается скорректировать деятельность контролирующих органов в пользу малого и среднего бизнеса, расслабляться точно еще рано:

  • во-первых, мораторий 2021 года затронет не всех субъектов МСП, поскольку законодатель предоставляет контролирующим органам много возможностей «пошерстить» бывших нарушителей по полной. А за три последних года нарушителей наберется довольно много;
  • во-вторых, не стоит питать иллюзий по поводу введения дистанционных проверок и инспекционных визитов. И то и другое представляет собой лишь возможные формы контроля, применение которых не затронет тех юрлиц и ИП, кем контролирующие органы заинтересовались всерьез и надолго.

Таким образом, ожидать реального ослабления госконтроля в 2021 году, на мой взгляд, не стоит. Наоборот, следует быть готовым к любым поворотам судьбы, поскольку Правительство РФ закладывает фундамент коронавирусной повестки и на будущий год.

Актуально на

Заблуждаетесь, если думаете, что ГИТ никого не будет проверять с 2021 года. Частичный мораторий действовал только до конца 2020 года, постановление правительства от 03.04.2020 № 438. Затем частичный мораторий продлили до конца 2021 года, постановление правительства от 30.11.2020 № 1969. Полный мораторий на проверки никто не вводил.

Вы рискуете получить штрафы до 100 тыс. руб. за каждую ошибку, если понадеетесь на мораторий и станете нарушать права работников или игнорировать требования Трудового кодекса. В 2021 году ГИТ будет проводить как плановые, так и внеплановые проверки. Кого включат в план проверок на 2021 год и какие ситуации станут поводом для внеплановой проверки — далее в статье.

Это правда только отчасти. Чиновники полностью освободили от плановых проверок все компании, которые отнесены к субъектам малого предпринимательства по реестру МСП.

РБК Pro
сервис для вашего бизнеса

Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы получить доступ к этому и другим материалам РБК Pro. Первые 30 дней бесплатно.

План проверок будут публиковать на сайте ГИТ региона до 10 ноября года, предшествующего году проведения проверок (п. 41 Регламента). Раньше это делали до 1 декабря. Таким образом, у работодателей стало больше времени для подготовки.

В Регламенте закрепили принцип риск-ориентированного подхода при проведении проверок, введенный еще в 2017 году. Те предприятия, кого система отнесла к категории низкого риска, планово не проверяют. Если риск высокий — компанию будут вносить в план проверок каждые два года, значительный — каждые три года, средний — максимум один раз в пять лет, умеренный — не чаще чем один раз в шесть лет.

О плановой проверке компании напомнят минимум за три рабочих дня. Инспектор передаст работодателю копию распоряжения или приказа о начале проверки любым доступным способом.

Правовые основы проведения проверок Государственной инспекцией труда содержатся в следующих нормативных актах:

  • конвенция Международной организации труда «Об инспекции труда…» от 11.07.1947 № 81 (далее — Конвенция МОТ);
  • глава 57 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ);
  • закон «О защите прав…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее — закон 294-ФЗ);
  • Положение о надзоре за соблюдением трудового законодательства, утв. постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875 (далее — Положение);
  • Административный регламент исполнения ГИТ функции по надзору за соблюдением трудового законодательства, утв. приказом Минтруда от 30.10.2012 № 354н (далее — Регламент);
  • Методические рекомендации по планированию ГИТ в субъектах РФ мероприятий по надзору за соблюдением трудового законодательства, утв. приказом Роструда от 28.10.2010 № 455 (далее — Методические рекомендации).

Как узнать, когда будет проверка трудовой инспекции? Сделать это можно 2 способами:

  • Во-первых, трудовые инспекции по субъектам РФ обязаны публиковать планы на официальном сайте в интернете (ч. 5 ст. 9 закона 294-ФЗ). Обычно план размещается в виде файла в формате Excel. Среди прочих сведений указывается и месяц начала проверки. Срок размещения — до 1 декабря года, предшествующего году проверки (п. 40 Регламента).
  • Во-вторых, в срок до 31 декабря каждого года сведения о проверках на будущий год включаются в единый сводный план проверок субъектов предпринимательства (ч. 7 ст. 9 закона 294-ФЗ).

На сайте Генеральной прокуратуры РФ имеется сервис, позволяющий выяснить наличие запланированных в отношении предприятия проверок (причем не только со стороны ГИТ). Для этого достаточно ввести хотя бы ИНН организации или предпринимателя. В результате будут показаны:

  • проверяющие органы;
  • предмет проверки;
  • месяц начала проверки;
  • срок проверочных мероприятий.

Конкретную дату начала проверки заранее узнать невозможно. Однако, согласно ч. 12 ст. 9 закона 294-ФЗ, о начале контрольных мероприятий предприятие уведомляется не позднее чем за 3 рабочих дня до начала проведения путем направления копии соответствующего приказа.

Важно! Поводом к проведению внеплановой проверки, согласно закону, может послужить любое нарушение предпринимателем положений Трудового кодекса или иных правовых актов, имеющих отношение к нормам трудового права.

Чаще всего внеплановая проверка проводится по той причине, что один из сотрудников предприятия подал заявление (в соответствии со всеми требованиями закона) о нарушении его трудовых прав. Но инспекторы ГИТ также обращают внимание на:

  • запросы сотрудников предприятий о проведении проверки охраны труда и условий работы на производстве;
  • заявления и обращения в Роструд граждан (в т.ч. ИП и ООО);
  • сведения, полученные из СМИ;
  • информацию, поступившую от органов гос. власти.

Предприниматель обязан допустить инспектора к проверке также при следующем обосновании ее проведения:

  • в соответствии с поручением Президента или Правительства РФ был издан приказ руководителя (или распоряжение зам. начальства) Федеральной инспекции труда о необходимости проведения выездной внеплановой проверки;
  • было получено требование Прокурора об организации проверки предприятия на предмет соблюдения требований закона, основанное на обращениях, зарегистрированных в органах прокуратуры.

Если проверка плановая, то чаще она выездная. В обязанности инспекции входит обязательное оповещение работодателя минимум за 3 рабочих дня до проверки.

Уведомлением считается копия распоряжения (приказа), направленная одним из следующих способов:

  • заказным письмом с уведомлением о вручении;
  • письмом по электронной почте на официальный адрес предприятия;
  • другим доступным способом передачи письма.

В зависимости от типа нарушений Государственная инспекция труда выбирают документарную или выездную форму контрольных мероприятий.

  • Документарная внеплановая проверка ГИТ по жалобе работника предполагает дистанционное рассмотрения обращения, если это возможно. Для контроля деятельности предприятия специалист запрашивает пакет бумаг, относящихся к сути рассматриваемого вопроса. Документы предоставляются в виде копий, заверенных печатью и подписью руководителя. Работодатель обязан предоставить их в кратчайшие сроки. Если по ходу процедуры возникают вопросы, руководитель предприятия обязан в десятидневный срок представить свои пояснения в письменном виде.
  • Выездная оценка деятельности проводится на территории предприятия. В ряде случаев о ее начале работодателя предупреждают за сутки, в других ситуациях (если это может повлиять на результат рассмотрения жалобы) – не предупреждают. В ходе такой работы представители ГИТ непосредственно наблюдают за производственным процессом и запрашивают необходимые документы на месте.

Срок проведения внеплановой проверки в любой форме – не больше 20 рабочих дней. Продлить его нельзя. Но количество таких визитов на предприятие в год не ограничено.

Еще одно важное требование – согласование внеплановой проверки ГИТ по жалобе работника с прокуратурой. Это обязательное условие для нарушений условий и сроков оплаты труда, организации провеса, графика отпусков и т.д. Если в обращении сотрудника упоминается ситуация, представляющая угрозу жизни и здоровью персонала, прокуратуру уведомлять не обязательно.

Чтобы визит экспертов был полностью законным, ГИТ обязана издать приказ о его проведении с указанием данных всех инспекторов. Кроме того, эксперты, представляющие контролирующий орган, имеют право внепланово оценивать только те факты, которые указаны в обращении, и ничего больше! Например, если жалоба касалась невыплаты или задержки заработной платы, представители ГИТ не могут оценивать условия труда и наличие защитных средств.

По итогам своей работы они составляют акт, предписания, протоколы и, при необходимости, постановления о привлечении должностных лиц к административной ответственности. Акт и предписание об устранении обнаруженных нарушений вручается руководителю в день окончания исследований. В этом документе указан срок выполнения. Исправить имеющиеся недочеты нужно раньше этого срока. Если предписание серьезное, а на решение проблемы нужно время и средства, стоит обратиться к специалисту за отсрочкой.

При внеплановой проверке ГИТ по жалобе работника контролер запросит:

  • данные о проведении Специальной оценки условий труда (СОУТ) с картой аттестации работника;
  • трудовые договоры сотрудников и коллективный договор;
  • данные по начислению зарплаты;
  • кадровые приказы, штатное расписание, трудовые книжки, графики отпусков и т.д.;
  • локальные нормативные акты предприятия, касающиеся организации трудовых отношений (оплаты и охраны труда, командировок и т.д.);
  • расписание инструктажей и протоколы проверок по технике безопасности.

Изъятие оригиналов недопустимо. Помимо удостоверенных копий, для документарной проверки могут быть направлены электронные версии, подлинность которых подтверждена электронной цифровой подписью.

Полный доступ к документам предприятия визитер при проведении внеплановой проверки требовать не вправе. Он работает только с той частью архива предприятия, которая непосредственно касается темы жалобы. Период, за который эксперт имеет право потребовать документы, может быть любым. Если обязательный срок хранения тех или иных бумаг закончился и они были утилизированы с соблюдением всех правил, работодатель уведомляет об этом проверяющего.

Плюсы профессионального сопровождения при плановых и внеплановых проверках ГИТ
Компания «Проверка труда» — это команда экспертов с безупречными знаниями и блестящим профильным опытом, которые готовы помочь своим клиентам с честью и без последствий пройти все стадии общения с контролирующими структурами. Мы можем взять на себя решение инспекторов до сопровождения проверки ГИТ и решения вопросов отмены предписаний или снижения суммы штрафов.

Исчерпывающий перечень оснований для проведения плановых проверок трудовой инспекции установлен в ч. 8 ст. 9 закона 294-ФЗ. Ими являются истечение обозначенных выше сроков со дня:

  • Регистрации организации или предпринимателя.
  • Окончания предыдущей плановой проверки.
  • Начала ведения предприятием определенных видов предпринимательской деятельности.

В случае проведения безосновательных проверок одновременно наступают следующие последствия:

  • результаты их недействительны;
  • виновные должностные лица подлежат административной ответственности по ст. 19.6.1 КоАП РФ.

Отметим, что наличие оснований для плановой проверки еще не означает, что компанию непременно включат в план. И если она не попала в утвержденный план, то включение ее туда в последующем не допускается. Исчерпывающие основания для корректировки плана содержатся в п. 41 Регламента. Касаются они лишь исключения из плана и изменения сведений о проверяемых.

График проверок ГИТ в 2021 году в связи с коронавирусом

Важно! Плановые проверки проводятся не чаще, чем 1 раз в 3 года.

Некоторые работодатели от плановых проверок освобождены. Речь идет о компаниях и ИП, которые признаются субъектами малого предпринимательства. Такой мораторий установлен до конца 2018 года. Но для следующих субъектов малого бизнеса предусматриваются исключения:

  • Если за работодателем числится административное наказание за нарушение КоАП в грубой форме, либо если были дисквалификация либо приостановление деятельности;
  • По работодателю ранее принималось решение о приостановлении лицензии, либо ее аннулировании.

Проверять таких работодателей можно только в том случае, если с даты проверки компании, при котором были выявлены нарушения прошло менее 3х лет.

Помимо перечисленных под плановые проверки попадает малый бизнес, который ведет один из видов деятельности, указанных в Перечне, утв. Правительством РФ №994.

На каждый год составляется план проверок, куда могут быть включены работодатели, если прошел срок в 3 года:

  • С даты госрегистрации компании или ИП;
  • С момента окончания последней проверки по плану инспекции;
  • С даты начала осуществления некоторых видов деятельности, носящих уведомительный характер.

Разрабатываемый план ежегодных проверок включает в себя:

  • Сведения по компании или ИП, попадающий под проверку;
  • Цели проверки и основания для ее проведения;
  • Сроки проверки с указанием начала и окончания;
  • Наименование инспекции, которая проводит проверку.

Важно! План проверок является открытым, поэтому любой работодатель может выяснить включена ли его компания в план. Сделать это можно либо на сайте Роструда, либо на сайте Генпрокуратуры России.

Посмотреть такой план на сайте Генпрокуратуры можно до конца текущего года, а на Роструда – до 1 декабря. Помимо этого Генпрокуратура ведет реестр всех проверок (плановых и внеплановых) и их результатов на Едином реестре проверок.

Когда руководители решают, что их компанию включили в план необоснованно, то они вправе подать заявление на исключение из этого плана. Форма такого заявления утверждена постановлением Правительства РФ №1268 от 26.10.2015. Это же постановление устанавливает перечень документов, прилагаемых к заявлению и порядок подачи заявления. К заявлению необходимо приложить:

  • Выписку из реестра акционеров, если проверяемая компания является АО. Прилагается оригинал выписки;
  • Отчет о финансовых результатах за один год из последних трех лет. Предоставляется копия отчета, которую заверяет руководитель или уполномоченный сотрудник. Если компания отчет не составляет, то можно приложить иной документ, содержащий сведения по выручке компании без учета НДС. Такие сведения также составляются за один год из последних трех лет;
  • Сведения о среднесписочной численности. Среднесписочная предоставляется в виде копии документа, заверенного руководителем или уполномоченным сотрудником.

Подать заявление можно подать или в бумажном виде или в электронном. Заявление и копию направляют в то ведомство, которое составляло план. Заявление работодателя рассматривается не более 10 рабочих дней, после этого в течение трех дней в адрес работодателя направляется решение инспекции. Решением может быть исключение компании из плана проверок, либо отказ в просьбе работодателя. Если в план организация не включена, то документы просто вернут работодателю. Если решение инспекции компанию не устраивает, она может обратиться в суд для его обжалования.

Как правило срок проверки не должен превышать 20 рабочих дней. Для малых предприятий общий срок для плановых проверок в течение года не должен превышать:

  • 15 часов – для микропредприятий;
  • 50 часов – для малых.

Продляют продолжительность проверки только в исключительных случаях. При этом срок, на который проверка может быть продлена не должен превышать 20 рабочих дней, для малых компаний – 50 часов, а для микро – 15 часов. Необходимость в увеличении срока проверки возникает если:

  • требуется проведение сложных и длительных исследований и/или испытаний;
  • требуется проведение расследования и/или экспертизы.

Для каждого структурного подразделения компании срок для проведения проверки устанавливают отдельно.

Возможно также приостановление проверки, например, если им требуется получить документы путем взаимодействия между госорганами. Срок, на который может быть приостановлена проверка не должен превышать 10 рабочих дней. Приостановить проверку можно только один раз, повторно останавливать ее нельзя.

Важно! После окончания проверки инспектор оформляет результаты, после чего сообщает их проверяемой компании. Если с решением инспектора работодатель не согласен, либо с действиями инспектора при проверке, он имеет право обратиться в суд для их обжалования.

Закон №294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
Приказ Минтруда России №354н от 30.10.2012 «Об утверждении административного регламента исполнения федеральной службой по труду и занятости»

Из-за быстро меняющейся обстановки, связанной с негативной эпидемиологической ситуацией, органы государственного надзора, после внесения корректировок в законодательство, заменят обычные выездные проверочные мероприятия компаний проверками с применением аудио- и видео-технологий. А с 1 июля 2021 года заменят их на инспекционные визиты.

Следует учесть, что данные изменения в законе имеют лишь рекомендательный характер и не требуют перехода именно к этой форме проверок. Закон от 3 апреля 2020 года гласит, что большую часть плановых проверок для малого бизнеса с апреля по декабрь 2020 года отменяют с некоторыми исключениями, а законопроект, внесенный 13 ноября прошлого года на обсуждение правительства, декларирует совершенно новые механизмы осуществления проверок.

Важно помнить, что, несмотря на мораторий, рассмотрение всей негативной информации по деятельности компании производится в рамках полных трех лет с момента нахождения недостатков в работе, по итогам которых применяются полагающиеся по закону виды административного наказания. Исходя из этого, если контролирующие органы обладают каким-либо компроматом в пределах разрешенного срока давности, то они с полным правом смогут проводить необходимую у него плановую ревизию в 2021 году, невзирая на наличие полного моратория. Понимание данного обстоятельства вполне сможет сыграть важную и ключевую роль в процессе определения дальнейшей стратегии для эффективной защиты бизнеса от произвола всевозможных чиновников различного ранга.

Проект постановления правительства, разработанный Минэкономразвития, прописывает порядок перехода на правила, которые установлены законом о надзорной деятельности, вступающим в свою силу с 1 июля 2021 года.

По нынешнему законодательству, выездные и документарные проверки должны осуществляться в течение двадцати дней. Новое законодательство уменьшает срок проверок максимум до десяти дней. В постановлении имеется норма, что все проверки, которые запланированы ранее, но начнутся уже после 1 июля 2021 года, также должны длиться максимум десять дней.

Поскольку закон предусматривает введение новых оснований для проверок бизнеса, вводятся «правила преемственности». Если старый повод для проверки не будет соответствовать новым правилам, визит инспекторов будет отменен. Новое законодательство предусматривает посещение предприятий лишь в исключительных случаях: если инспекторы не могут полностью удостовериться в полноте и достоверности полученных от компании документов, произвести оценку, насколько работа компании отвечает ключевым требованиям. Если эти условия не выполняются, то выездная проверка отменяется.

Новой особенностью законодательства является отмена проверок надзорными органами и их замена визитом инспектора, который обладает всеми полномочиями по ознакомлению с производством, документацией и иными важнейшими нюансами ведения бизнеса. Это решение надзорные органы принимают не позднее, чем за 20 дней до начала планируемой ревизии.

Однако в законе ни слова не сказано о том, прекратятся ли налоговые проверки, которых откровенно опасаются почти все бизнесмены.

Инспекционный визит отличается сроками проведения и количеством планируемых мероприятий. Так, визит продлится всего один день, а инспектор может проводить только осмотр, опрос, а также инструментальное обследование, запрос письменных объяснений и потребовать необходимые документы. А во время выездной инспекторской проверки производится лишь досмотр, отбор нужных проб и образцов, испытание, экспертиза и эксперимент.

Существуют разночтения в плане предупреждения о визите инспектора. Одна из норм говорит, что предупреждение должно высылаться в письменном виде за 10 рабочих дней до проверки, а в другом положении декларируется, что подобная мера исключается, и приезд может стать полной неожиданностью для предпринимателей. Решать эти правовые сложности на практике будет очень непросто.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *