Заключение по выбору земельного участка для строительства линейных объектов 2024 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Заключение по выбору земельного участка для строительства линейных объектов 2024 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Очень важным моментом является то, что закон защищает права лиц, нуждающихся в установлении сервитута. Одним из положений п. 3 ст. 274 ГК РФ является то, что в случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута. В свою очередь, собственник земельного участка, обремененного сервитутом, согласно ст. 276 ГК РФ вправе требовать прекращения сервитута лишь в случае отпадения оснований, по которым он был установлен, либо в случае невозможности использования такого земельного участка по назначению. Такое требование может быть рассмотрено только в судебном порядке.

Земля под линейными объектами

Плата, которую собственник земельного участка вправе требовать от лиц, в чьих интересах установлен сервитут, должна быть в обязательном порядке соразмерной (п. 5 ст. 274 ГК РФ), т.е. соответствовать тем неудобствам и ограничениям, которые испытывает собственник земельного участка в связи с наличием на участке (или над участком) линии электропередачи или газопровода. Такие отношения заведомо не попадают, например, в плоскость арендных, характеризующихся регулярным повышением размера арендной платы.

Оформление недвижимости

В случае, если объект недвижимости является вновь образованным, то в данном случае необходимо провести процедуры предварительного согласования места размещения данного объекта, которая включает в себя: подготовку и согласование акта выбора земельного участка и схемы расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории.

А вот с основными объектами, которые были приватизированы в 1990-х гг. сложнее. В этом случае при регистрации прав на линейные объекты регистратор запрашивает информацию из БТИ, если это ему необходимо, и из архива, чтобы получить информацию о том, как и когда строился объект, когда он был введен в эксплуатацию.

Квитанцию на госпошлину можно скачать на сайте Росреестра. Она действительна до тех пор, пока не изменится размер пошлины или реквизиты для перечисления денег, если по каким-то причинам не была использована. Если же стороны сделки уплатили госпошлину и вдруг передумали проводить регистрацию прав или уплатили госпошлину ошибочно, то деньги можно вернуть. Единственное сделать это нужно в течение 3 дней с момента оплаты пошлины: написать заявление о возврате на имя руководителя Ростреестра (регионального отделения).

Земельные участки под такими объектами существует на праве собственности либо постоянного бессрочного пользования, и исковое производство в данном случае невозможно, так как нельзя предъявить иск в суд самому себе. То есть владелец объекта недвижимости может им пользоваться, может владеть, но не может распоряжаться им.

Совершенствование правового регулирования охранных зон линейных объектов и изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Не менее важным является вопрос совершенствования правового регулирования охранных зон линейных объектов.

Обеспечение безопасной эксплуатации линейных объектов, а также предотвращение нарушений режима охранных зон и ликвидация совершенных нарушений — проблемы, решать которые необходимо на законодательном уровне. Особенностью правового режима таких зон является ограничение прав собственников, арендаторов земельных участков, расположенных в границах этих зон.

Вместе с тем законодательство, касающееся порядка установления охранных зон, разрозненно, отсутствует единый орган, уполномоченный осуществлять соответствующее нормативное правовое регулирование, не разграничены полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в части принятия таких решений в зависимости от видов линейных объектов, что на практике создает правовую неопределенность, обусловливающую возникновение споров, в том числе разрешаемых в судебном порядке.

В соответствии с пунктом 3 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации для охранных зон.

Строительство линейных объектов

Какие объекты являются линейными

Термин «линейный объект» неоднократно встречается в отдельных федеральных законах. При этом его определение в законодательстве отсутствует, поскольку в нормативных актах всегда перечисляются только отдельные виды линейных объектов, к примеру:

  1. в соответствии с п. 10.1 ст. 1 ГрК РФ к линейным объектам относятся линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения;
  2. в пп. 5 п. 3 ст. 11, ст. 51.2 Водного кодекса РФ к числу линейных объектов отнесены также мосты, подводные и подземные переходы, трубопроводы, подводные линии связи;
  3. согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – закон № 115-ФЗ) к линейным объектам относятся подводные и подземные переходы, трубопроводы, подводные линии связи;
  4. в силу пп. 10 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнёрстве, муниципально-частном партнёрстве в Российской Федерации…» (далее – закон № 224-ФЗ) линейными объектами являются подводные и подземные технические сооружения, переходы, сооружения связи, линии связи и коммуникации;
  5. пп. 6 п. 1 ст. 7 Федерального закона РФ от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» относит к линейным объектам дороги, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), нефтепроводы, газопроводы и иные трубопроводы, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Что такое разрешение на строительство линейного объекта и зачем оно нужно?

Разрешение на строительство ЛО – это документ, доказывающий соответствие разработанного проекта требованиям ППТ, ПМТ при осуществлении строительства или реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых не требуется подготовка документации по планировке территории для строительства либо реконструкции линейного объекта), требованиям, установленным ППТ, в случае выдачи разрешения на строительство на проведение работ по созданию ЛО, для размещения которого не нужно образование ЗУ.

Разрешение на строительство линейного объекта позволяет вести деятельность по возведению данного сооружения на законном основании, без боязни быть привлеченным к административно-правовой или уголовной ответственности.

Это, конечно, касается случаев, когда получение такого документа является обязательным условием для возведения объектов линейной части, потому что порой их размещают без предварительного согласования, т.к. это предусмотрено законом.

7.1. Строительство нового или реконструкция существующего линейного объекта по существующему законодательству невозможны без наличия оформленного земельного участка. Но как мы ранее установили, что во многих случаях на линейный объект, особенно расположенный на землях общего пользования в населенном пункте невозможно оформление земельного участка, так как на этом участке расположены и могут быть запланированы одновременно несколько линейных объектов, такие как: проезжая часть улицы, тротуар, канализация, линия электропередачи, водопровод, теплотрасса, кабели связи и т. д. Учитывая эту особенность, рекомендуется следующая последовательность оформления разрешения на строительство линейного объекта.

7.2. В соответствии со ст. 51 ГрК РФ — разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ (1).

7.3. Разрешение на строительство на земельном участке выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка.

Если линейный объект проходит (расположен) на территории двух и более муниципальных районов (городских округов) разрешение на строительство оформляет министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области.

Какие органы его выдают?

Выдача разрешения на строительство относится к полномочиям следующих органов:

  • Федеральные (государственные) структуры исполнительной власти. Привлечение таких органов необходимо, если возведение или реконструкцию объекта капстроительства планируется проводить одновременно на 2-х и более субъектах РФ, в том числе линейных объектов на закрытом административно-территориальном формировании, границы которого расходятся с пределами субъектов РФ.
  • Структуры исполнительной власти субъектов РФ. Они привлекаются в случае, если возведение или реконструкция объектов капстроительства планируется осуществлять на 2-х и больше территориях муниципальных формирований (округов города, муниципальных районов).
  • Органы на местах (местного самоуправления) — если возведение или реконструкция объекта капстроительства будет выполняться на участках 2-х и более поселений или территории между поселениями в пределах муниципального района.

Порядок представления земельных участков

В настоящее время в соответствии со ст. 30 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в публичной собственности и не поставленные на государственный кадастровый учет, предоставляются в аренду для строительства с проведением работ по их формированию:

  1. с предварительным согласованием мест размещения объектов строительства (без проведения торгов). В этом случае процедура предоставления земельного участка начинается с его выбора и принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
  2. без предварительного согласования мест размещения объектов, то есть путем проведения торгов (конкурсов, аукционов). Органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления предоставлено право установления перечня случаев, когда земельные участки предоставляются исключительно на торгах. Непосредственно же в силу закона предварительное согласование места размещения объекта не проводится:
  • при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий);
  • в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или земельных участков из состава земель лесного фонда.

Если земельный участок сформирован (то есть в отношении него проведен государственный кадастровый учет), но не закреплен за физическим или юридическим лицом, его предоставление осуществляется только путем проведения торгов.

Утверждение акта о выборе земельного участка

Результаты выбора земельного участка оформляются органом местного самоуправления актом, к которому прилагаются схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой схеме соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора, а также расчеты убытков заинтересованных лиц (в случае предполагаемого изъ­ятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд).

Далее исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающий правом предоставления соответствующих земельных участков в аренду, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта строительства. Именно этим решением (обратите внимание: оно действует в течение трех лет) утверждается акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора. В то же время, если что-то не так, указанный орган может принять и другое решение – об отказе в размещении объекта. В течение семи дней копия принятого решения выдается заявителю.

Решение о предварительном согласовании места размещения объекта выступает в качестве основания для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства. Кроме того, данное решение согласно заявке заинтересованного в предоставлении земельного участка лица является основанием установления границ данного земельного участка и его государственного кадастрового учета за счет заявителя (п. 1 ст. 32 ЗК РФ). В свою очередь, решение о предоставлении земельного участка для строительства является конечной стадией выбора такого участка и основанием для заключения договора аренды земельного участка.

Судьи ФАС ПО рассмотрели следующую ситуацию. Нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления земельных участков исключительно на торгах, вступает в силу после принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утвердившего акт выбора земельного участка для строительства. В этом случае сохраняется возможность завершения предоставления земельного участка по процедуре с предварительным согласованием места размещения объекта (то есть без проведения торгов) (Постановление от 18.04.2014 по делу № А55-14237/2013).

Методические рекомендации по предоставлению земельных участков, оформлению проектной документации и разрешений на строительство (стр

Ряд определений не вошли в ст. 3, а размещены в соответствующих им статьях Закона. Так, в ст. 5 «Классификация автомобильных дорог» даны определения автомобильной дороги общего пользования (предназначена для движения транспортных средств неограниченного круга лиц); автомобильных дорог необщего пользования (находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд); частных автомобильных дорог общего и необщего пользования.

Какая ситуация складывается на сегодняшний день

Без торгов участки продаваться больше не будут. Объекты строительства в настоящее время можно арендовать только на аукционе (согласно ФЗ РФ № 171 новой редакции ЗК РФ и другой законодательной документации). Для получения земли под строительство потребуются документы по планировке и организации территории. Акт предварительного выбора земельного участка оформляется тогда, когда решение о передаче земли было принято до 01 мая 2015 г. Только в таком случае у заказчика будет шанс действительно получить этот документ на руки.

Оформление акта выбора земельного участка будет проводиться до 01 мая 2018 года. Такие объекты около трёх лет не могут быть предоставлены другим гражданам. Земельные участки защищаются от торгов. Они не могут быть переданы в аренду или проданы через аукцион. Форма акта выбора земельного участка не изменилась.

Принятие закона затянет расселение аварийных домов в российской глубинке

Предложенный вариант закона осложнит ситуацию и с расселением аварийного жилья в российской глубинке: в районных городках, поселках городского типа, поселениях, городах-спутниках. Напомню, что сегодня расселением заведуют местные власти. Администрация признаёт дом аварийным, подлежащим сносу и выносит постановление. После того, как собственники — жильцы отказываются самостоятельно снести дом, чиновники обязаны изъять участок и квартиры и предоставить гражданам новое жилье либо выплатить деньги (ст. 32 ЖК РФ). Понятно и ясно. Однако дьявол скрывается в деталях. Скудные региональные бюджеты испытывают хронический недостаток средств. Поэтому власти специально затягивают изъятие земли и не выплачивают возмещение собственникам. Между признанием дома аварийным и решением об изъятии участка проходят годы. Доходит до того, что жильцы подают в суды иски и требуют обязать власти изъять участок и жилые помещения и выплатить компенсации, представить новые квартиры (решение Вольского райсуда Саратовской области по делу № 2 — 1 — 114/2019 от 08.02.2018 г). При желании читатели найдут десятки (если не сотни) таких дел на судебных сайтах.

Оправдывая бездействие, чиновники ссылаются на то, что «земельный участок под многоквартирным домом на кадастровом учете не состоит…». Поэтому в соответствии со «ст.ст. 1, 5, 7, 16 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» до прохождения государственного кадастрового учета и присвоения кадастрового номера земельный участок не признается недвижимым имуществом, обладающим признаками индивидуально-определенной вещи, и не является объектом гражданских прав». Следовательно, «до внесения сведений в ЕГРН администрация муниципального образования не вправе распоряжаться и выкупать участок» (решение Советского райсуда г. Томска по делу № 2а-2737/2017 от 24.10.2017 г).

Оформление частной земли под линейный объект

В настоящее время потребность в совершенствовании правового регулирования, связанного с такой процедурой как оформление земли под строительство линейных объектов, наиболее актуальна, так как существует ряд объективных факторов, которые не в полной мере учтены в действующем законодательстве.

Автомобильная дорога — это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, — защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Оформление земли под линейными объектами

Установлено, что фактическое время, затрачиваемое на оформления линейных объектов, значительно превышает сроки, установленные законодательством. В результате был предложен алгоритм процедуры оформления землеустроительной документации.

ОСОБЕННОСТИ ОФОРМЛЕНИЯ ЛИНЕЙНЫХ ОБЪЕКТОВ – КАБЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ТЮМЕНИ 1 Пелымская О.В.1 Кравченко Е.Г.1 Кряхтунов А.В.1 1 ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный архитектурно-строительный университет» Рассмотрена особенность оформления линейного объекта – кабельных линий электропередачи на примере города Тюмени. Исследован существующий механизм оформления линейных объектов согласно Градостроительному кодексу РФ, проведен анализ затрат необходимого времени для оформления кабельных линий электропередач.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *