Правила обязательного медицинского страхования граждан

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила обязательного медицинского страхования граждан». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Нельзя Можно
Получить импортные японские подгузники для взрослых, самостоятельно выбрав бренд Получить подгузники для пожилого человека
Удалить пару лишних килограммов. Ваша фигура государством не застрахована Удалить фурункул
Ждать на лечебной физкультуре упражнений из хатха-йоги или современного тренажерного зала Ходить на лечебную физкультуру
Обратиться к дерматологу, если вас беспокоит просто повышенная жирность кожи лица Ходить на лечебную физкультуру
Обратиться к дерматологу, если вас беспокоит просто повышенная жирность кожи лица Обратиться к дерматологу с проблемой серьезных высыпаний на коже

Согласно поправкам федеральные медицинские организации теперь могут предоставлять медпомощь в трех видах. Во-первых, они по-прежнему вправе участвовать в реализации территориальных программ ОМС и оказывать в их рамках первичную медико-санитарную и скорую (в том числе скорую специализированную) помощь. Во-вторых, по территориальной программе ОМС такие организации вправе оказывать специализированную (в том числе высокотехнологичную) медпомощь – в случае распределения учреждению объемов предоставления названной медпомощи (ч. 2.3 ст. 15 Закона № 326-ФЗ). В-третьих, федеральные медицинские организации смогут оказывать специализированную медпомощь (в том числе высокотехнологичную) в условиях стационара и дневного стационара в рамках базовой программы ОМС (п. 11 ст. 5, ч. 3.1 ст. 35 Закона № 326-ФЗ).

В силу п. 4 ч. 1 ст. 16 Закона № 326-ФЗ пациенты могут выбирать медицинскую организацию (в том числе федеральную). Порядок направления пациентов в федеральные учреждения утвержден Приказом Минздрава РФ от 23.12.2020 № 1363н.

Как видим, для первых двух случаев действуют общие правила распределения объемов и финансирования медпомощи, установленные Законом № 326-ФЗ, для третьего введены отдельные нормы. Остановимся на последних.

В базовой программе ОМС для федеральных медицинских организаций должны быть отдельно установлены нормативы объемов оказания специализированной медпомощи (в том числе высокотехнологичной) в условиях стационара и дневного стационара. Эти объемы будут распределяться (перераспределяться) между федеральными учреждениями с учетом их мощностей и объемов оказываемой медпомощи за счет иных источников финансирования (ч. 3.1, 3.2 ст. 35 Закона № 326-ФЗ). Порядок распределения и перераспределения объемов установит Правительство РФ.

Также должны быть определены нормативы финансовых затрат на предоставление единицы такой помощи и перечень заболеваний, по которым ее оказывают федеральные учреждения.

К сведению: базовая программа ОМС – это составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Программа госгарантий на 2021 год и плановый период утверждена Постановлением Правительства РФ от 28.12.2020 № 2299 (далее – Программа госгарантий, Постановление № 2299). Нормативы объемов медпомощи, оказываемой федеральными медицинскими организациями, установлены в разд. VI Программы госгарантий, нормативы затрат – в ее разд. VII. Порядок установления тарифов на оплату такой помощи приведен в приложении 2 к Программе госгарантий.

Порядок распределения объемов медпомощи пока не утвержден, но обозначены правила на переходный период. Как сказано в п. 3 Постановления № 2299, до утверждения Правительством РФ названного порядка федеральные учреждения, направившие заявки на распределение им объемов, могут оказывать медпомощь при заболеваниях и состояниях, приведенных в приложениях 1 и 3 к Программе госгарантий. ФФОМС предоставит организациям авансы в размере 1/12 финансового обеспечения, полученного ими в 2019 году за оказание специализированной помощи в условиях стационара и дневного стационара в рамках реализации территориальных программ ОМС (с учетом индексации).

В свою очередь, объемы оказания специализированной (в том числе высокотехнологичной) медпомощи, включенной в базовую программу ОМС и оказываемой федеральными медицинскими организациями, в 2021 – 2023 годах планируется нарастить (по сравнению с 2020 годом). Такое поручение Президент РФ дал Правительству РФ (пп. «а» п. 1 Перечня поручений, утвержденного Президентом РФ 12.12.2020 № Пр-2072). Объемы помощи должны быть увеличены в отношении пациентов со сложными и тяжелыми случаями заболеваний, направляемых в федеральные учреждения субъектами РФ.

Как лечиться по полису ОМС бесплатно

Перераспределение полномочий ФФОМС, новая схема организации и оплаты специализированной медпомощи, а также другие поправки обусловили доработку нормативной базы, необходимой для исполнения новых норм Закона № 326-ФЗ (причем не только тех, которые регулируют оказание специализированной помощи в рамках базовой программы ОМС). Некоторые ранее изданные акты перестали действовать. Принят ряд новых документов (они названы выше), а что-то только предстоит утвердить.

Приведем несколько вопросов, на отдельное регулирование которых указано в Законе № 326-ФЗ, но пока эти нормативные акты не приняты:

  • методика расчета объемов финансового обеспечения медицинской помощи, утверждаемая Минздравом (п. 6 ч. 1 ст. 7 Закона № 326-ФЗ);

  • порядок проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медпомощи по ОМС застрахованным лицам, а также ее финансового обеспечения, который устанавливается Минздравом (п. 9.1 ч. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 40 Закона № 326-ФЗ);

  • порядок ведения, форма единого реестра медицинских организаций и перечень содержащихся в нем сведений, которые устанавливаются правилами обязательного медицинского страхования (в силу п. 10 ч. 8 ст. 33 Закона № 326-ФЗ для этого потребуется внести изменения в Приказ Минздрава РФ от 28.02.2019 № 108н, утвердивший названные правила);

  • порядок ведения единого реестра экспертов качества медпомощи, определяемый Минздравом (ч. 7.1 ст. 40 Закона № 326-ФЗ);

  • порядок функционирования государственной информационной системы ОМС, который устанавливается Правительством РФ (ч. 3 ст. 44.1 Закона № 326-ФЗ).

Помимо регламентации работы федеральных медицинских организаций, оказывающих медпомощь в рамках базовой программы ОМС, в Закон № 326-ФЗ внесены и другие поправки. Перечислим только три из них.

1. Медпомощь должна быть предоставлена вне зависимости от места проживания пациента, что тоже призвано обеспечивать ее доступность. Согласно ч. 2 ст. 39 Закона № 326-ФЗ учреждения здравоохранения обязаны оказывать помощь пациентам как в пределах территории субъекта РФ, в котором гражданину выдан полис ОМС (в этом случае помощь предоставляется в рамках территориальной программы ОМС), так и за пределами субъекта РФ, где гражданину выдан полис (тогда помощь оказывается в рамках базовой программы ОМС). В первой ситуации медпомощь оплачивается страховой медицинской организацией, а во второй – территориальным ФОМС (ч. 2.1 ст. 39 Закона № 326-ФЗ).

Полномочие Российской Федерации по финансовому обеспечению медпомощи, оказываемой застрахованным лицам за пределами территории региона, в котором выдан полис ОМС, передано на уровень субъекта РФ (п. 6 ч. 1 ст. 6 Закона № 326-ФЗ).

2. В договоре на оказание и оплату медпомощи по ОМС, заключаемом с учреждением здравоохранения, должны содержаться положения, предусматривающие обязанность территориального ФОМС проводить медико-экономический контроль. Кроме того, оплачивать такую помощь можно по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медпомощи и на основании представленных медицинской организацией реестров счетов и счетов на оплату медпомощи (ч. 4.1, 6 ст. 39 Закона № 326-ФЗ).

3. Нормативный размер средств, предоставляемый территориальным ФОМС страховой медицинской организации на ведение дела по ОМС, уменьшен. Если раньше на эти расходы предусматривалась сумма в размере от 1 до 2 % объема средств, поступивших в страховую медицинскую организацию по дифференцированным подушевым нормативам, то сейчас лимит сокращен до 0,8 1,1 % (ч. 18 ст. 38 Закона № 326-ФЗ). Как сказано в пояснительной записке к проекту № 1027750-7, такое изменение связано со сложившейся в регионах структурой затрат страховых медицинских организаций и общим увеличением средств ОМС. Высвободившиеся денежные средства предполагается направить на реализацию территориальных программ ОМС.

* * *

Кратко сформулируем ключевые изменения, которые напрямую касаются учреждений здравоохранения.

1. Федеральные медицинские учреждения теперь могут оказывать специализированную медпомощь (в условиях стационара и дневного стационара) в рамках базовой программы ОМС. Финансировать такую работу будет ФФОМС. В федеральное учреждение пациент направляется учреждением здравоохранения, проводящим лечение в рамках территориальной программы ОМС. При наличии нескольких федеральных учреждений, предоставляющих специализированную помощь по конкретному заболеванию, у пациента появляется возможность выбора федеральной медицинской организации.

2. Учреждение здравоохранения, работающее в рамках территориальной программы ОМС, обязано принять пациента вне зависимости от субъекта РФ, в котором ему выдан полис ОМС. В «родном» регионе оказанную медпомощь, как и раньше, оплачивает страховая медицинская организация – из средств, предназначенных для реализации территориальной программы ОМС. За пределами «родного» региона помощь оплачивает территориальный ФОМС, но уже из средств, выделенных на базовую программу ОМС.

Компании, которые приглашают высококвалифицированных иностранцев для работы, должны самостоятельно позаботиться об их медицинском страховании. Для таких работников оформляется полис Добровольного медицинского страхования. Также документ нужно оформить и для членов семьи ВКС. Сделать это нужно либо до въезда работника в Россию, либо в день его прибытия. Выданный документ будет действовать, пока действует трудовой договор. После расторжения трудового договора иностранец должен вернуть полис страховой фирме либо работодателю.

Распространяется практика, когда работодатель оплачивает страховку своим работникам, которые не являются ВКС.

Что же делать иностранцам, у которых нет права получить полис ОМС? Конечно, если они приехали в страну на несколько дней в качестве туристов или к родственникам, российская страховка им не нужна. Но если они планируют задержаться в России надолго, без полиса им не обойтись. В случае его отсутствия можно заработать штраф, а иногда и выдворение.

Единственный вариант избежать наказания — оформить полис Добровольного медицинского страхования. Для оформления полиса ДМС нужны только паспорт и миграционная карта. Но с 2016 года появилось новое правило — минимальная сумма страхового счета должна быть не менее 100 000 рублей.

Если человеку требуется неотложная медицинская помощь, ее окажут даже при отсутствии полиса. Это относится к случаям:

  • нарушение дыхания или кровообращения, угрожающее жизни;
  • психическое расстройство, которое несет вред для больного и окружающих;
  • травмы, которые влекут повреждение внутренних органов;
  • ожоги тяжелой степени;
  • кровотечения;
  • роды или угроза выкидыша.

За все остальные услуги придется платить.

Полис обязательного медицинского страхования (сокращенно ОМС) – это документ, который подтверждает наличие страховки у человека и гарантирует ему право получения бесплатной медицинской помощи на территории всей Российской Федерации.

В список медицинских услуг на бесплатной основе входит:

  • первичная медико-санитарная помощь (визит к терапевту, вызов врача на дом, а также приемы узких специалистов);
  • скорая медицинская помощь (травматология и проч.);
  • хирургия или специализированная помощь.

Согласно российскому законодательству (ч. 2 ст. 51 Федерального закона № 326-ФЗ), медицинские полисы, выданные застрахованным по ОМС лицам до дня вступления в силу Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», являются действующими до замены на новые.

Новшества в системе обязательного медицинского страхования с 2021 года

Не только российские граждане могут бесплатно получать практически все виды врачебной помощи. Медицинский страховой полис для иностранных граждан также является доступным, но при соблюдении ими ряда условий и наличия определенного статуса.

Итак, рассмотрим подробнее, какие категории мигрантов в РФ могут рассчитывать на получение страхового полиса ОМС:

Согласно Федеральному закону от 29 ноября 2010 г. №326 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» беженцы имеют право на получение полиса ОМС.

Для этого необходимо подготовить следующие документы:

  • заявление на получение полиса;
  • удостоверение беженца (либо любой другой официальный документ, подтверждающий нахождение в статусе).

Подача документов может быть осуществлена в следующих организациях:

  • территориальный Фонд ОМС или ряде компаний, подтверждённых Фондом;
  • в поликлиниках и многофункциональных центрах (МФЦ);
  • через Единый центр документации и Единую медицинскую информационно-аналитическую систему в Москве.

Также можно воспользоваться веб-сайтом страховой компании не выходя из дома.

В соответствие с пунктом 18 Указа Президента РФ от 22 июня 2006 г. N 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» участники программы переселения могут получить статус временного переселенца.

Согласно Федеральному закону от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее — Закон) застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов и членов их семей, а также иностранных граждан, осуществляющих в Российской Федерации трудовую деятельность в соответствии со статьей 13.5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), а также лица, имеющие право на медицинскую помощь в соответствии с Федеральным законом «О беженцах».

Поэтому в случае с данной категорией граждан алгоритм получения полиса ОМС будет аналогичен тому, что был описан в пункте выше (см. Лица со статусом беженца).

Согласно законодательству РФ, все граждане Армении, Беларуси, Казахстана и Киргизии, официально трудоустроенные в России, обладают правом на получение бесплатного полиса обязательного медицинского страхования.

Для получения полиса ОМС потребуются такие документы, как:

  • заявление, в котором нужно указать реквизиты трудового договора;
  • непосредственно трудовой договор;
  • паспорт или документ, удостоверяющий личность мигранта;
  • СНИЛС;
  • отрывная часть бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина с указанием места и срока пребывания (можно копию).

Медицинское страхование иностранцев

Для трудоустройства на работу в России иностранным гражданам потребуется в числе прочих документов предъявить медицинский полис. Поскольку в большинстве случаев мигрант является временно пребывающим, то есть не находится в каком-либо статусе, позволяющем ему претендовать на получение бесплатного полиса медицинских услуг, он ограничивается полисом ДМС.

Но если мигрант может отнести себя к каким-либо вышеперечисленным статусам, то он сможет по приведённому алгоритму подготовить пакет документов и претендовать на полис ОМС.

Выдача дубликата ОМС

В случае, если полис обязательного медицинского страхования был утерян, его можно восстановить бесплатно по следующей схеме:

  • собрать минимальный пакет документов (в соответствие с требованиями по статусу мигранта);
  • подать заявление любым удобным способом;
  • на время утери получить временное свидетельство (по сути, это дубликат, позволяющий получать медицинские услуги в рамках базовой программы).

Дубликат ОМС можно получить в:

  • страховой компании;
  • в отделении МФЦ;
  • на работе;
  • в онлайн-режиме (сайт).

Сроки оформления полиса ОМС

В среднем срок изготовления нового полиса составляет 30 рабочих дней.

Порядок выдачи полиса ОМС

Как только полис будет готов, мигрант получит оповещение по телефону. После этого ему нужно будет прийти в пункт выдачи, в котором он подавал заявление, и поменять временное свидетельство на постоянный полис обязательного медицинского страхования единого образца.

Выбор страховой медицинской организации

Как правило, первое, на что рекомендуют обращать внимание при выборе страховой медицинской организации – это то, федеральная она или региональная. Рекомендуется все-таки выбирать крупные федеральные страховые компании, поскольку это напрямую влияет на широту спектра оказываемых врачебных услуг.

Клиенты региональной СМК (страховой медицинской компании) могут не получить медпомощь при в другом регионе, если там нет филиала компании. В случае с федеральной это недопустимо. Полис ОМС действует во всех государственных медицинских учреждениях.

Также по причине конкуренции между страховыми компаниями рекомендуется обращать внимание на программы обязательного медицинского страхования и выбирать тот полис, где максимально полный спектр услуг.

Надеемся, что эта статья поможет лучше разобраться в вопросе оформления и получения полиса ОМС.

Будьте здоровы!

Федеральным закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» определены права и обязанности застрахованных по ОМС лиц, согласно которому они имеют право на:

1) бесплатное оказание медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая:

— на всей территории Российской Федерации в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования;

— на территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис ОМС, в объеме территориальной программы обязательного медицинского страхования;

2) выбор страховой медицинской организации путем подачи заявления в порядке, установленном правилами обязательного медицинского страхования;

3) замену страховой медицинской организации, в которой ранее был застрахован гражданин, один раз в течение календарного года не позднее 1 ноября либо чаще в случае изменения места жительства или прекращения действия договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования в порядке, установленном правилами обязательного медицинского страхования, путем подачи заявления во вновь выбранную страховую медицинскую организацию;

4) выбор медицинской организации из медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования;

5) выбор врача путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации;

6) получение от территориального фонда, страховой медицинской организации и медицинских организаций достоверной информации о видах, качестве и условиях предоставления медицинской помощи;

7) защиту персональных данных, необходимых для ведения персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования;

8) возмещение страховой медицинской организацией ущерба, причиненного в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ею обязанностей по организации предоставления медицинской помощи;

9) возмещение медицинской организацией ущерба, причиненного в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ею обязанностей по организации и оказанию медицинской помощи;

10) защиту прав и законных интересов в сфере обязательного медицинского страхования.

В случае возникновения трудностей или отказа в получении бесплатной медицинской помощи по полису ОМС в Москве, вы можете обратиться к должностному лицу медицинской организации (главному врачу, заместителю главного врача по лечебной работе или заведующему отделением), в чью компетенцию входит охрана прав и свобод граждан, обратившихся за медицинской помощью в подведомственное ему учреждение.

Если на уровне медицинской организации проблему решить не удалось — обращайтесь устно либо письменно в свою страховую медицинскую организацию, выдавшую вам полис ОМС и, таким образом, взявшую на себя ответственность по защите ваших прав. Для этих целей в каждой страховой компании работают страховые представители, задача которых — сопровождение застрахованных граждан на всех этапах оказания медицинской помощи. Здесь вам предоставят справочную информацию по вопросам ОМС, осуществят информационное сопровождение при оказании медицинской помощи, в том числе профилактических мероприятий, а также защиту ваших прав и законных интересов в сфере ОМС, в случае необходимости организуют экспертизу качества медицинской помощи.

В случае неудовлетворенности работой СМО по вашему вопросу, обращайтесь в Московский городской фонд ОМС: с устным обращением по телефону контакт — центра 8 (495) 952-93-21, письмом непосредственно в адрес МГФОМС: 127473, г. Москва, ул. Достоевского, дом 31, к.1А, либо заполнив контакт-форму на сайте. Все обращения рассматриваются в обязательном порядке, по каждому дается устный или письменный ответ.

Также вы можете обратиться устно или письменно в Департамент здравоохранения города Москвы, либо, в зависимости от места проживания в столице или расположения медицинской организации, в окружные Дирекции по координации деятельности медицинских организаций Департамента здравоохранения города Москвы.

Если же на городском уровне ваш вопрос решен не был, обращайтесь в федеральные органы власти и организации, включая Министерство здравоохранения РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Росздравнадзор и пр.

В соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» застрахованные лица обязаны:

  1. предъявить полис обязательного медицинского страхования при обращении за медицинской помощью, за исключением случаев оказания экстренной медицинской помощи;
  2. подать в страховую медицинскую организацию лично или через своего представителя заявление о выборе страховой медицинской организации в соответствии с правилами обязательного медицинского страхования;
  3. уведомить страховую медицинскую организацию об изменении фамилии, имени, отчества, места жительства в течение одного месяца со дня, когда эти изменения произошли;
  4. осуществить выбор страховой медицинской организации по новому месту жительства в течение одного месяца в случае изменения места жительства и отсутствия страховой медицинской организации, в которой ранее был застрахован гражданин.

Бесплатные медицинские услуги по полису ОМС

1. Экстренная медицинская помощь (скорая помощь).

2. Амбулаторно-поликлиническая помощь, включая проведение мероприятий по диагностике и лечению заболеваний в поликлинике, на дому и в дневном стационаре, при необходимости оказание неотложной помощи в выходные и праздничные дни (лекарственное обеспечение при амбулаторном лечении не входит в программу ОМС).

3. Стационарная помощь при:

— острых заболеваниях и обострениях хронических болезней, отравлений, травмах требующих интенсивной терапии, круглосуточного медицинского наблюдения и изоляции больного по показаниям.

— патологии беременности, родах, абортах.

— плановой госпитализации в целях проведения лечения и реабилитации, требующих круглосуточного медицинского наблюдения, в стационарах, отделениях и палатах дневного пребывания.

4. Высокотехнологичная медицинская помощь, включающая в себя комплекс лечебных и диагностических услуг, проводимых в условиях стационара с использованием сложных и уникальных, медицинских технологий.

5. Санитарно-гигиеническое просвещение населения, мероприятия по диагностике, профилактике, медицинской реабилитации.

Не входит в бесплатные медицинские услуги по полису ОМС

1. Диагностика, исследования, процедуры, консультации, проводимые на дому (кроме лиц, которые по состоянию здоровья не могут посетить медицинские учреждения).

2. Проведение в порядке личной инициативы граждан консультаций специалистов, медицинское освидетельствование и проведение экспертиз, медицинское обеспечение частных мероприятий.

3. Госпитализация на специально выделенной койке. Дополнительные сервисные услуги, пребывание в палате повышенной комфортности, индивидуальный пост медицинского работника, уход и дополнительное питание, телефон, телевизор и т.п.

4. Лечение и обследование по сопутствующему заболеванию при отсутствии обострения, не влияющего на степень тяжести течения основного заболевания.

5. Обследование, лечение, наблюдение на дому (кроме случаев, когда пациент по состоянию здоровья и характеру заболевания не в состоянии посетить медицинское учреждение).

6. Анонимные медицинские услуги (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ).

7. Проведение профилактических прививок по желанию граждан (за исключением прививок, выполняемых по государственным программам).

8. Санаторно-курортное лечение (за исключением лечения детей и лечения в специализированных санаториях).

9. Косметологические услуги.

10. Гомеопатические услуги.

11.Зубное протезирование (за исключением лиц, которым оно предусмотрено действующим законодательством).

12. Лечение сексологической патологии.

Полис ОМС: используем правильно и не упускаем свою выгоду

Основополагающим законом, гарантирующим гражданам бесплатное медицинское обслуживание, является Конституция РФ.

Последующие федеральные законы разработаны, исходя из конституционных прав россиян:

  1. № 323 – ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации»;
  2. № 165 – ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»;
  3. № 326 – ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Закон № 326 – ФЗ изменил систему здравоохранения в РФ. Введение в норму договорных отношений между участниками страховой медицины призвано усилить ее эффективность и наделить пациента возможностью влиять на качество услуг.

В Федеральном Законе № 326 – ФЗ определены принципы функционирования системы здравоохранения в условиях страховой медицины:

  1. Бесплатное оказание лечебной помощи гражданам согласно территориальной и базовой программ.
  2. Соответствие возможности возмещения страховой потребности.
  3. Безусловное перечисление установленных страховых взносов страхователями в территориальные фонды социального страхования.
  4. Федеральные обязательства в получении медицинской помощи по обязательной базовой программе на всей территории РФ. Граждане должны иметь такую возможность, независимо от финансовой возможности территориальных фондов социального страхования.
  5. Доступность и качество медицинских услуг, как по базовой, так и по территориальной программе.
  6. Равные права участников в управлении системы социального страхования медицины.

Обязательное медицинское страхование включает в себя базовый пакет и территориальный. Базовая бесплатная помощь должна оказываться в любом регионе РФ, независимо от места работы, проживания. Территориальная программа выполняется в пределах региона.

Базовая часть подразумевает оказание медуслуг:

  • в поликлинике;
  • больнице;
  • в условиях дневного стационара;
  • санатории и курорте;
  • скорой медпомощью (кроме специализированной и санитарно-авиационной).

Деятельность страховых организаций, занимающихся в сфере ОМС строго регламентирована правилами, утвержденными законодательством. Они состоят из пунктов:

  • требований к бланку полиса;
  • порядку обращения за получением документа, а также смены компании;
  • перечню услуг, которые может получить гражданин.

Важно! Правила и требования регулярно меняются, поэтому всю актуальную информацию нужно сверять с нормативными актами.

Основной приказ, который утверждает порядок и правила обязательного медицинского страхования, был принят в 2011 году 28 февраля. Документ состоит из 15 статей и трех пунктов приложения. В нем закреплена информация о виде полиса, порядке его получения, возможности смены страховой компании, реестре страховщиков.

Основные изменения в правила ОМС в 2020 году

Основные изменения, который планируются в 2020 году, еще не приняты. Они находятся на стадии обсуждения. К последнему кварталу 2020 года планируется ввести:

  1. Расширение покрытия действия полиса. Ранее гражданин мог обратиться только в государственную поликлинику. По новым правилам планируется, что он может получать услуги в частных учреждениях медицины.
  2. Больше прав получат страховщики, которые занимаются продажей полисов.
  3. Увеличатся возможные виды услуг, которыми можно будет пользоваться по полису. Сюда будет входить диспансеризация и криопротокол ЭКО.

Важно! В 2020 году уже принято одно изменение, которое касается размера бюджета на каждого гражданина. Сумма увеличена на 1980 рублей, и составляет 10980 рублей.

Как получить медицинский страховой полис для иностранных граждан в России

Совершеннолетний гражданин может самостоятельно определяться с выбором страховой организации. Оно должна быть включена в реестр страховых медицинских организаций. Его размещает на своем сайте территориальный Фонд.

Для оформления договора гражданину необходимо обратиться лично или через представителя в офис страховщика, и написать заявление.

Нормативные документы о правилах оказания медицинской помощи по ОМС закрепляют право каждого лица менять страховую компания в любое время через подачу заявления, утвержденной формы.

Требования к документу

На всей территории России выдаются медицинские полисы по единому образцу. Это бланки строгой отчетности, имеющие лицевую и оборотную стороны. Они в обязательном порядке имеют защитный комплекс от подделок.

Бумажный полис должен соответствовать следующим требованиям:

  • формат А5;
  • на первой стороне прописываются сведения о застрахованном, стоит его подпись;
  • размещен штрих-код с информацией о гражданине;
  • на обратной стороне прописывается информация об организации страховщике.

Если гражданин получает электронный полис, то на лицевой стороне будет указан номер, ФИО, дата рождения, фото гражданина.

Деятельность страховых компаний по ОМС Приказ № 1036Н от 09 сентября 2011 года обязует учитывать в реестре. Его ведение возложено на Федеральный фонд.

В реестре должны содержатся следующие сведения:

  1. Код субъекта, где зарегистрирован страховщик.
  2. Реестровый номер организации, ее КПП, ИНН, полное наименование, адрес нахождения.

Если у компании меняются данные или реквизиты, она прекращает свою деятельность, все эти сведения должны быть отражены в реестре.

Оплата помощи, оказанной гражданину по медицинской страховке производится на основании предоставления счетов в пределах сумм, утвержденных законодательством. На основании договора страховщик передает в территориальный Фонд заявку на получение целевых средств. Они выделяются как на внесение аванса, так и на оплату уже оказанной помощи. Авансовые средства, которые не были реализованы, в конце отчетного месяца подлежат возврату в Фонд.

Для расчета стоимости используется среднедушевой норматив. Новый показатель в 2020 году был увеличен по сравнению с 2019 годом. Для определения фактического объема финансирования используются специальные формулы. В соответствии с правилами тарифы могут отличаться в зависимости от регионов. Для разных возрастных категорий устанавливаются отдельные коэффициенты. Также разделение ведется и по видам оказываемой помощи. Например, нахождение в стационаре, с предоставлением койки, оплачивается по максимальному тарифу.

Согласно действующему законодательству, все граждане РФ, а также иные лица, имеющие право на получение бесплатной страховой помощи по системе ОМС, имеют право выбрать страховую компанию или даже сменить её путем написания заявления соответствующего типа.

При оформлении полиса необходимо обратиться самостоятельно (либо через представителя) в выбранную СК с заявлением, в котором в обязательном порядке должна присутствовать следующая информация:

  • о застрахованном лице:
    • имя, отчество и фамилия;
    • дата рождения и пол;
    • место рождения, гражданство;
    • СНИЛС – страховой номер индивидуального лицевого счета;
    • паспортные данные;
    • контактная информация;
  • полное наименование выбранной страховой компании;
  • все данные о полисе обязательного медицинского страхования.

Также для оформления страховки необходимо приложить обязательный пакет документов. Он несколько отличается для различных категорий граждан:

  • лицам, не достигшим 14 лет, для оформления потребуется свидетельство о рождении и СНИЛС;
  • для лиц, достигших 14-летного возраста – паспорт гражданина РФ и СНИЛС;
  • имеющим право на получение бесплатной медицинской помощи согласно закону «О беженцах», необходимо удостоверение беженца либо иной документ, подтверждающий данный статус;
  • гражданам иных государств для оформления страховки на территории РФ потребуется паспорт иностранного гражданина, а также вид на жительство и СНИЛС.

При невозможности предоставления оригиналов документов можно представить сотрудникам их копии, заверенные нотариусом. Также заверение может быть осуществлено непосредственно сотрудником компании в присутствии страхующегося лица.

Законодательством также устанавливается порядок выдачи полиса обязательного медицинского страхования.

На сегодняшний день получению данного документа предшествуют следующие действия:

  • написание заявления, сформулированного в установленной форме, которое подается в выбранную физическим лицом страховую компанию;
  • к заявлению прикрепляется пакет обязательных документов, включающий в себя паспорт или иные аналогичные;
  • на руки желающему застраховаться выдается временное свидетельство, позволяющее получать медицинскую помощь в течение всего срока оформления полиса;
  • по истечении 30 дней полис установленного образца должен быть получен на руки заявителем.

Важно помнить, что страховая компания может осуществлять пролонгацию тридцатидневного срока. Данная мера предусмотрена действующим законодательством, но многие страховые компании зачастую злоупотребляют ей.

Поэтому при необходимости можно обратиться в территориальный фонд ОМС – он осуществляет консультативную правовую поддержку всех участников системы обязательного медицинского страхования.

Медицинская помощь, полученная участником системы ОМС, оплачивается непосредственно страховой компанией, с которой физическое лицо заключило договор.

Сам процесс выплаты выглядит следящим образом: пациент, имеющий полис, получает медицинскую помощь в медучреждении муниципального типа, после чего оно выставляет соответствующий счет за свои услуги страховой компании.

В некоторых отдельных случаях лечение или препараты, приобретенные по полису, оплачиваются непосредственно из государственного бюджета.

Медицинская помощь, оказанная в платной (коммерческой) клинике, страховыми компаниями не оплачивается. Некоторые учреждения подобного толка лишь предоставляют некоторые скидки по действующему полису ОМС, не более.

Замена полиса может осуществляться в различных случаях:

  • при выборе физическим лицом другой страховой компании;
  • если срок действия документа окончился;
  • когда участник ОМС решил сменить тип полиса – бумажный на электронный, либо УЭК.

Для осуществления замены полиса потребуется выполнение процедур, аналогичных первичному получению данного документа.

Страхующемуся лицу необходимо предоставить в СК перечень обязательных документов, а также подать заявление в установленной форме.

Система обязательного медицинского страхования, в также все её субъекты и объекты должны функционировать в рамках действующего законодательства.

Права граждан в сфере ОМС

В соответствии с Федеральным законом от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» субъектами обязательного страхования являются, в том числе, страхователи, обязанные уплачивать страховые взносы, застрахованные лица, которые имеют право на страховое обеспечение, и страховщики, осуществляющие при наступлении страхового случая страховые выплаты или иные виды обеспечения.

Для целей регулирования ОМС выделяют две группы акторов:

субъект участник
  • застрахованные лица:
    • граждане Российской Федерации;
    • отдельные категории иностранных граждан и лиц без гражданства, беженцев
  • ТФОМС – территориальный фонд обязательного медицинского страхования
  • страхователи:
    • работодатели;
    • частнопрактикующие лица;
    • органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации для неработающих
  • страховые медицинские организации
  • ФФОМС – федеральный фонд обязательного медицинского страхования
  • медицинские организации

По общему правилу, полномочия страховщика были распределены между ФФОМС (в части базовой программы ОМС, действующей на всей территории Российской Федерации), ТФОМС (в части территориальной программы ОМС, действующей в конкретном субъекте) и страховыми медицинскими организациями, которые заключают договоры о финансовом обеспечении ОМС с ТФОМС.

Изменения в ФЗ «Об ОМС» вводят дополнительное основание классификации медицинских организаций:

медицинские организации
функции и полномочия учредителей, в отношении которых осуществляют Правительство Российской Федерации или федеральные органы исполнительной власти (далее — медицинские организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти) иные
характеризует осуществление и финансовое обеспечение деятельности
в соответствии с едиными требованиями базовой программы ОМС опционально: территориальной программой ОМС по территориальным программам ОМС
на основе договора
на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования с ФФОМС; опционально: на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС с ТФОМС и страховой организацией на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС с ТФОМС и страховой организацией

Следовательно, исключение из правоотношений с первой группой медицинских организаций ТФОМС и страховых медицинских организаций влечет переход к ФФОМС всего объема полномочий страховщика в части организации оказания и оплаты медицинской помощи застрахованным лицам.

Новеллы повлекли изменение и статусов базовой и территориальной программ ОМС в составе программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Теперь непосредственно базовой программой регулируются особенности оплаты специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти.

Каждая категория лиц, перечисленных выше, обладает правами и несет определенные обязанности в сфере ОМС.

Права и обязанности страхователей не затронуты изменениями: как и прежде, они должны зарегистрироваться и своевременно уплачивать взносы, и вправе получать соответствующую информацию.

Поскольку федеральные медицинские организации приобрели специфический статус, они заключают договоры на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС непосредственно с ФФОМС, который и осуществляет контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи. Соответственно, медицинские организации приобрели право обжаловать заключения ФФОМС по оценке предоставления медицинской помощи. Среди новых обязанностей таких медицинских организаций – предоставление напрямую в ФФОМС частных сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, и общих сведений о режиме работы, видах оказываемой медицинской помощи, а также показателях доступности и качества медицинской помощи. Кроме того, теперь медицинские организации вправе использовать средства нормированного страхового запаса ФФОМС для организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также приобретения и проведения ремонта медицинского оборудования.

У застрахованных лиц, помимо прав на бесплатное оказание медицинской помощи при наступлении страхового случая, выбор врача и страховой медицинской организации, их замену, появилось право выбрать медицинскую организацию, подведомственную федеральному органу исполнительной власти. При этом, право на получение достоверной информации о видах, качестве и об условиях предоставления медицинской помощи реализуется непосредственно ФФОМС.

Права и обязанности страховых медицинских организаций существенно затронуты изменениями, при этом, вопрос касается не только изъятия некоторых полномочий страховщиков. По заключаемым страховыми организациями договорам о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования ТФОМС предоставляют средства, предназначенные на расходы на ведение дела по ОМС в пределах норматива, которые являются собственными средствами страховой организации. Норматив расходов на ведение дела по ОМС устанавливается законом о бюджете территориального фонда в размере не менее 0,8 процента и не более 1,1 процента от суммы средств, поступивших в страховую медицинскую организацию по дифференцированным подушевым нормативам (в действующей редакции ФЗ «Об ОМС»). Ранее норматив расходов был установлен в размере не менее одного процента и не более двух процентов от суммы средств, поступивших в страховую медицинскую организацию по дифференцированным подушевым нормативам. Первоначальная версия проекта № 1027750 — 7 предполагала их сокращение до минимальных половины процента и максимальных одного процента.

У ФФОМС, в свою очередь, появились дополнительные расходы на ведение дела по ОМС в части оказания застрахованным лицам медицинской помощи организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти (и, конечно, собственно расходы на оказание такой помощи). Также ФФОМС приобрел право требования о возмещении расходов на оплату медицинской помощи к лицу, причинившему вред здоровью застрахованному лицу в соответствии со статьей 31 ФЗ «Об ОМС». Кроме того, ФФОМС ведет единый реестр экспертов качества медицинской помощи, включающий в себя сведения об экспертах качества медицинской помощи, которая оказывается медицинскими организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти.

Порядок направления застрахованных лиц в медицинские организации, функции и полномочия учредителей, в отношении которых осуществляют Правительство Российской Федерации или федеральные органы исполнительной власти, для оказания медицинской помощи в соответствии с едиными требованиями базовой программы обязательного медицинского страхования утвержден Приказом Минздрава России от 23.12.2020 № 1363н и зарегистрирован в Минюсте России 29.12.2020 № 61884.

В соответствии с указанным документом направление пациента в федеральную медицинскую организацию будет осуществляться лечащим врачом той медицинской организации, которая в рамках территориальной программы проводила диагностику пациента и предоставляла первичную или специализированную медицинскую помощь.

Показаниями к оказанию специализированной медицинской помощи федеральными медицинскими организациями являются:

  • нетипичное течение заболевания или отсутствие эффекта от лечения;
  • необходимость в отсутствующих в медицинской организации регионального подчинения методов лечения;
  • риск хирургического лечения в связи с осложнениями;
  • потребность в повторных хирургических вмешательствах;
  • повторное обследование в диагностически сложных случаях;
  • повторная госпитализация по рекомендации федеральной медицинской организации.

Вопрос о госпитализации пациента решается врачебной комиссией.

На этапе обсуждения законопроекта высказывались опасения относительно ограничения права пациента на выбор медицинской организации. Однако, обновленный порядок предусматривает обязанность врача проинформировать пациента о возможности выбора федеральной медицинской организации в случае, если помощь при заболевании (состоянии) пациента имеют возможность оказать несколько учреждений.

Тем не менее, в отсутствие правоприменительной практики, остается неясным, будут ли у лечащего врача стимулы фактически обеспечивать полноту информации о возможности направления пациентов в федеральные медицинские организации при наличии иных медицинских организаций, оказывающих аналогичную специализированную медицинскую помощь, или же новый порядок станет очередным коррупциогенным фактором в медицине. Сергей Готье, директор НМИЦ трансплантологии и искусственных органов им. академика В.И. Шумакова, полагает, что попасть в федеральные медицинские организации пациентам станет проще, однако, Юрий Демин, генеральный директор СМК «РЕСО-Мед», напротив, считает поправки фактическим ограничением права на выбор медицинской организации.

Еще до первого чтения на законопроект обрушилась критика. Комитет Государственной Думы по финансовому рынку раскритиковал уменьшение установленного нормативного размера средств, предоставляемых территориальным фондом обязательного медицинского страхования страховой медицинской организации на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию, отметив, что существенное изменение действующих подходов приведет к снижению роли страховых медицинских организаций в системе ОМС, что не соответствует определенным Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» стратегическим национальным приоритетам в части обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и завершения ее перехода на страховые принципы. При этом, сокращение финансирования страховых медицинских организаций при сохранении обязанностей, возложенных на них законодательством об ОМС и Национальной программой развития здравоохранения, отразится на их финансовой устойчивости. Отток с рынка страховых медицинских организаций и их представителей, имеющих достаточный опыт по обеспечению защиты прав застрахованных лиц, из сферы ОМС, неблагоприятным образом отразится на качестве защиты прав и законных интересов застрахованных лиц. Комитет отметил, что экономия от изъятия части средств страховых организаций может быть сопоставима с затратами на формирование собственной системы контроля качества медицинской помощи ФФОМС, тем более что средства на эти цели не заложены. Отмечен и потенциальный конфликт интересов ФФОМС и медицинских организаций, а «передача функции экспертизы медицинской помощи, оказанной гражданам в федеральных медицинских организациях, от страховых медицинских организаций в ведение ФФОМС лишает систему медицинской экспертизы в обязательном медицинском страховании второго контура контроля».

Счетная палата указала, что в проекте закона усматриваются риски отхода от страховых принципов в системе ОМС и ее финансовой устойчивости. Целесообразность решения о сокращении средств, предоставляемых ТФОМС на ведение дел страховым организациям, не подтверждена обосновывающими материалами. Помимо этого, Счетная палата отметила, что несмотря на то, что предполагается ведение федерального реестра экспертов качества медицинской помощи, источник затрат на его формирование и сопровождение не определен.

При прохождении законопроекта в Совете Федерации Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам также отметил риски снижения доходов страховых организаций, и, соответственно, ликвидации собственно компаний или рабочих мест, и в связи с необходимостью недопущения негативных последствий рекомендовал Правительству Российской Федерации осуществлять мониторинг ситуации с возможностью оперативной корректировки в случае необходимости.

Разумеется, представители страховых организаций первыми выразили обеспокоенность инициативой экономии бюджета за счет снижения нормативов на ведение дел, выступили с публичными заявления о том, что новшества приведут к снижению качества и доступности медицинской помощи, повысят риски бюрократизации и коррумпированности отрасли. Снижение объемов финансирования страховых медицинских организаций, кроме того, приведет к сокращению рабочих мест и даже банкротству некоторых из них. Всероссийский союз страховщиков потребовал публичного обсуждения проекта, к диалогу подключились Российский союз промышленников и предпринимателей, Всероссийский союз пациентов. Неоднозначность предстоящей реформы освещалась ведущими СМИ, такими как Forbes, ТАСС, Коммерсантъ, критика звучала даже в Российской газете. Лидер страхового лобби Игорь Юргенс направлял обращения ключевым политическим фигурам и добился компромиссного варианта текста закона, который был, в конце концов, поддержан.

Стоит отметить, что изменения в текст ФЗ «Об ОМС» подразумевают корректировку ряда подзаконных актов. Однако, до настоящего времени отсутствуют изменения в Постановление Правительства РФ от 21.04.2016 № 332 «Об утверждении Правил использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования», которые бы позволили медицинской организации реализовать право на использование средств нормированного страхового запаса ФФОМС на обучение и ремонт. Согласно введенной части 3.1. статьи 26 ФЗ «Об ОМС» средства нормированного страхового запаса ФФОМС предоставляются получателям указанных средств, определенным в соответствии с порядком использования средств нормированного страхового запаса ФФОМС, на основании соглашений, типовые формы и порядок заключения которых утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Приказ Минздравсоцразвития России от 30.12.2010 № 1229н «Об утверждении Порядка использования средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования», зарегистрированный в Минюсте России 08.02.2011 № 19744 действует в редакции от 13.02.2020, соответственно, вряд ли в ближайшее время медицинские организации фактически смогут осуществить свои права в указанной части.

Права и обязанности застрахованных лиц

ОМС — обязательное медицинское страхование, которое обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности и условия при получении бесплатной медицинской помощи.

Основанием для предоставления услуги по системе ОМС является полис, который выдает страховая организация.

На получение полиса имеют право следующие категории граждан:

  • все работающие граждане РФ;
  • неработающие граждане (дети, студенты, пенсионеры, безработные состоящие на учете в центре занятости);
  • иностранные граждане, проживающие на территории РФ на постоянной или временной основе;
  • иностранцы – работники органов ЕАЭС и граждане Евразийского экономического союза;
  • беженцы (согласно Федерального закона от 19.02.1993г. № 4528-I «О Беженцах»).

Базовая — стандартная программа ОМС определяет виды медпомощи, перечень страховых случаев.

В рамках стандартной программы оказывается:

  • профилактическая медицинская помощь;
  • первичная медицинская помощь;
  • скорая помощь (за исключением эвакуации воздушным транспортом – самолетами, вертолетами);
  • диагностика заболеваний;
  • стационарное и амбулаторное лечение;
  • вакцинация;
  • покупка лекарств по льготным ценам;
  • диспансеризация детей;
  • ведение беременности, роды и послеродовых период.

В некоторых случаях по полису можно проходить лечение в частных клиниках, получать лекарственным препараты бесплатно или со скидкой 50%.

Федеральное законодательство, регламентирующее систему медицинского страхования, достаточно обширно.

Статьей 41 Конституции РФ гарантируется право каждого гражданина Российской Федерации на бесплатную медпомощь.

Основным нормативно-правовым документом, определяющим правила функционирования системы медицинского страхования, является Федеральный Закон №326 «Об обязательном медицинском страховании» от 29.11.2010 года.

Актуальная версия правил обязательного медицинского страхования собрана в последней редакции Приказа Министерства здравоохранения России N 158н от 28.02.2011 «Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования».

Необходимо выделить несколько основных положений:

  1. Система обязательного страхования направлена на обеспечение бесплатной медицинской помощи за счет средств фондов.
    Простым языком это означает, что все граждане РФ обеспечены равными условиями предоставления медпомощи за счет государственного бюджета и средств ОМС.
  2. Финансирование системы ОМС осуществляется из территориальных и федерального фондов ОМС.
    Устойчивость системы обеспечивается обязанностью уплаты страховых взносов, размер которых регламентируется законодательством. Уплату взносов обязаны производить работодатели, в число которых входят и индивидуальные предприниматели, адвокаты и нотариусы, занимающие частной практикой.
  3. За неработающих граждан взносы осуществляются из бюджета субъектов РФ.

Полис ОМС выдает только страховые компании. Единый реестр страховых компаний размещен на сайте ФФОМС.

Чтобы получить полис необходимо подать заявление в пункте выдачи полисов.

Подать заявление можно лично либо через представителя. К заявлению необходимо предоставить обязательный пакет документов, который зависит от категории граждан:

Дети до 14 лет:

  • свидетельство о рождении;
  • СНИЛС (при наличии);
  • паспорт законного представителя (родителей).

Дети и взрослые от 14 лет:

  • паспорт;
  • СНИЛС.

Иностранцам, временно проживающим в России:

  • паспорт иностранного гражданина с отметкой о разрешении на временное проживание в России;
  • СНИЛС (если есть).

Иностранцам, постоянно проживающим в России:

  • паспорт;
  • вид на жительство;
  • СНИЛС (при наличии).

По факту изготовления полиса будет сообщено по номеру телефона либо по адресу электронной почты, указанному в заявлении.

Забрать готовый документ можно в месте подачи заявления.

Некоторые страховые компании предоставляют возможность выбрать способ выдачи документов:

  • выдача на месте работы;
  • доставка полиса на дом (для некоторых категорий граждан).

В случае чрезвычайных ситуаций страховая должна организовать мобильные пункты выдачи полисов.

Существует ряд случаев, в которых обязательно необходимо заменить полис ОМС.

Замена полиса должна производиться в следующих случаях:

  • смена одной страховой на другую (допустимо 1 раз в год, заявление необходимо подать не позднее 1 ноября);
  • изменение страховой компании при смене места жительства, если страховая там не представлена;
  • потеря либо повреждение полиса;
  • прекращения работы страховой в регионе проживания;
  • изменении личных данных (ФИО, пол, паспорт);
  • выявлении ошибок в выданном полисе.

Для замены необходимо обратиться в СК для заполнения заявления по установленной форме и предоставить специалистам следующие документы:

Необходимые документы:

  • паспорт/временное удостоверение личности либо свидетельство о рождении (для детей до 14 лет);
  • СНИЛС.

После подачи заявления на замену будет выдан временный документ — полис, который действителен в течение одного месяца до изготовления основного.

При переезде в другой регион — проверьте работает ли в нем ваша страховая компания.

Если полис получен в небольшой региональной страховой компании, при переезде в другой регион, где отсутствует представительство этой страховой, необходимо заменить медицинский полис.

В плановой медпомощи с этим страховым полисом будет отказано, так как медицинская организация не получит денежные средства за ваше обслуживание.

Чтобы избежать такой ситуации необходимо своевременно заменить полис ОМС.

Бумажный полис нового образца при смене страховой компании не меняют: на обратной стороне бумажного полиса делают отметку, а сам документ остается прежним.

Любой гражданин имеет право обратиться в филиал страховой компании, в которой был получен полис за консультацией либо с жалобой по причине:

Когда должна помочь страховая компания:

  • ненадлежащего качества лечения;
  • отказа в предоставлении медицинской помощи (отказ в плановой госпитализации по направлению врача, непредоставление диагностической помощи по направлению лечащего врача);
  • взимания денежных средств за медицинскую помощь (кроме помощи, не включенной в полис ОМС);
  • вынуждения приобретения средствами пациента лекарств при стационарном лечении.

Обратиться для получения ответа на вопросы или консультации в страховую компанию можно устно, письменно, через сайты страховой, по телефонам горячей линии.

Жалобы и претензии необходимо отправлять в письменном виде. Срок рассмотрения любого обращения граждан может составлять до 60 дней.

Работа с претензиями и жалобами проводится строго в соответствии с ФЗ №59 «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».

Вся работа больниц, поликлиник, стационаров организуется и регулируется строго по ФЗ № 323 (статья 37).

Закон обязателен для исполнения всеми медицинскими организациями.

В законе освещены вопросы оказания медпомощи, установлены стандарты оказания медицинской помощи при возникновении всех видов заболеваний.

В законе содержатся:

  • этапы оказания медицинской помощи;
  • правила работы медицинской организации;
  • стандарты оснащения медикаментами, медицинским оборудованием.

Медицинская помощь в рамках ОМС предусматривает многообразие разных профилей заболеваний, в том числе:

  • травматологические;
  • ортопедические;
  • онкологические;
  • гинекологические;
  • заболевания органов брюшной полости;
  • челюстно-лицевая, сердечно — сосудистая хирургия;
  • трансплантация внутренних органов;
  • лечение тяжелых ожоговых травм;
  • педиатрия.

В случае отсутствия полиса ОМС бесплатно может быть оказана только скорая помощь.
Она может быть неотложной или экстренной, и это касается только заболеваний, которые представляют угрозу жизни.

Помощь будет оказана за счет бюджетных средств.

Система обязательного медицинского страхования обеспечивает согласованность работы медицинских и страховых организаций. Именно сложность этой системы привела к большому количеству законов, устанавливающих принципы и стандарты ее работы.

Большая часть законодательных документов, устанавливающих правила ОМС, со ссылками на сами документы, приведена в статье.

?

В систему ОМС с 2021 года вносятся два важных изменения:

  • Федеральному фонду обязательного медицинского страхования (ФФОМС) перейдут полномочия страховщиков в отношении медпомощи, которую оказывают в федеральных медицинских организациях. Фонд будет осуществлять расчеты за медуслуги и контролировать их качество, а также займется предъявлением претензий или иска за причинение вреда здоровью пациента. Нормативы оказания специализированной медпомощи и ее оплаты будет определять правительство;
  • сократят норматив средств, выделяемых страховым компаниям на ведение дела с: с 1–2% до 0,8–1,1% от суммы, поступившей в медорганизацию по дифференцированным подушевым нормативам. Изначально предполагалось уменьшить финансирование этих расходов вдвое и установить тарифы в 0,5–1%. Так как такая мера могла бы привести к банкротству части страховых компаний, по итогам второго чтения был принят компромиссный вариант, говорит вице-президент Всероссийского союза страховщиков Дмитрий Кузнецов.

Новые правила ОМС конкретизируют и усиливают защиту прав и интересов застрахованных, наращивают объемы информирования граждан по диспансеризации и диспансерному наблюдению, а также создают конкурентную среду для СМО и медорганизаций, которая позволяет реализовать право граждан на получение доступной и качественной медицинской помощи.

  1. Упрощается порядок подачи заявления о выборе (замене) страховой медицинской организации. Теперь застрахованный сможет получить полис ОМС не только в форме бумажного бланка, но и в виде пластиковой карты с электронным носителем информации. Заявление о получении полиса можно будет подать через официальный сайт территориального фонда ОМС при наличии электронно-цифровой подписи или через Единый портал государственных и муниципальных услуг. Через ЕПГУ пациенты также смогут подавать заявления о выборе или замене страховой организации. Помимо этого новые правила предписывают обязательное информирование застрахованных о способе прикрепления к поликлинике.
  2. Диспансеризация. Четко определены обязанности страховых представителей: работа с обращениями граждан, обеспечение информирования и сопровождения застрахованных лиц при оказании им медицинской помощи, организация индивидуального информирования о необходимости прохождения профилактических мероприятий, а также подготовка предложений для медорганизаций по организации профилактических осмотров и диспансеризации и рассмотрение жалоб граждан (включая организацию проведения экспертиз).
  3. Диспансерное наблюдение. Если ранее граждане, состоявшие на диспансерном наблюдении по итогам диспансеризации, информировались о необходимости пройти осмотр, консультации, различные процедуры по инициативе страховой медицинской организации, то теперь эта обязанность закреплена за СМО уже в правилах.
  4. Госпитализация. Медицинским организациям вменяется обязанность ведения Единого реестра планируемых госпитализаций в разрезе профилей. С учетом этого реестра поликлиниками будут распределяться объемы медицинской помощи. СМО ежедневно будут вести учет состоявшихся и несостоявшихся госпитализаций, в том числе при получении высокотехнологической медицинской помощи. Амбулаторно-поликлинические учреждения будут раз в сутки направлять в СМО сведения о пациентах, направленных на плановую госпитализацию. А стационары в свою очередь – списки госпитализированных. Соответственно, если по каким-то причинам пациент не находится в стационаре, страховые представители будут связываться с ним, выяснять причины, и если это случилось по вине медорганизации, будут помогать пациентам решать проблемы с плановыми госпитализациями.
  5. Информирование застрахованных о перечне оказанных им медицинских услуг и их стоимости будет осуществляться в электронном виде через Единый портал государственных и муниципальных услуг по запросу, а также через официальные сайты (при условии предварительной идентификации и аутентификации).
  6. СМО теперь обязана уведомлять ТФОМС о возможности выполнения ею информационного сопровождения застрахованных лиц. Это обеспечит конкурентное преимущество на рынке страховых услуг в сфере ОМС для добросовестных страховщиков.
  7. При исключении медорганизации из реестра медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС, территориальный фонд должен указать причину. Это позволит объективней подходить к распределению объемов медицинской помощи по территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Изменение объемов финансирования медорганизаций будет возможно в случае изменения регионального порядка маршрутизации пациентов, реорганизации или изменения структуры медицинской организации (открытие новых отделений, врачебных приемов, увеличение коечного фонда).
  8. Новыми правилами предусмотрено увеличение санкции к медорганизациям за непредоставление медицинской документации и за искажение информации в реестрах счетов, что снизит объем приписок и позволит сохранить деньги в системе ОМС. Также увеличивается ответственность медорганизаций за назначение нерациональной фармакотерапии.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *