44 ФЗ статья 31 часть 1 пункт 1

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «44 ФЗ статья 31 часть 1 пункт 1». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Существуют два способа подтверждения соответствия требованиям: декларация и представление документов.

Декларация может быть в виде отдельного документа или в составе заявки. Конкретной формы закон не предусматривает, поэтому составляется она произвольно. Обычно это документ, в котором поставщик указывает свое наименование, юридический адрес, ИНН, а также подтверждает, что соответствует на дату подачи заявки единым требованиям.

Иногда требуется подтвердить соответствие требованиям иным документом. Из следующей таблицы видно, в каких случаях может применяться декларация, а когда — определенные документы.

Статья 31. Требования к участникам закупки

Требования Основание для требования Документы, которые предоставляет участник НПА
Участник должен соответствовать требованиям законодательства к лицам, поставляющим товар, или оказывающим услуги, которые представляют собой объект закупки Пункт 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ Лицензия Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ
Свидетельство о допуске, которое выдала саморегулируемая организация Статья 52 ГК РФ, приказ Минрегиона от 30.12.2009 № 624
Другие Письмо Минэкономразвития от 28.05.2015 № Д28и-1542
Постановление Правительства от 29.12.2015 № 1457, письмо Минэкономразвития и ФАС от 28.04.2016 № 12589-ЕЕ/Д28и, АЦ/28993/16
Статья 49 ГК РФ
Отсутствие судебного решения о банкротстве участника, непроведение ликвидации участника Пункт 3 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ Декларация и др.
Деятельность участника закупки не должна быть приостановлена Пункт 4 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ Декларация и др.
Участник не должен иметь недоимки по налогам, сборам Пункт 5 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ Декларация и др. Письмо Минэкономразвития от 30.09.2015 № Д28и-2971
Участник не должен быть судим за преступления в сфере экономики, не должен быть дисквалифицирован Пункт 7 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ Декларация и др. Письмо Минэкономразвития от 28.01.2015 № Д28и-166
Участник должен обладать исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности (если заказчик приобретет по контракту права на такие результаты) Пункт 8 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ Декларация и др.
У участника и заказчика не должно быть конфликта интересов Пункт 9 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ Декларация и др. Обзор судебной практики, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 28.09.2016
Участник закупки не является офшорной компанией Пункт 10 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ Выписка из ЕГРЮЛ Письмо Минэкономразвития от 08.02.2016 № Д28и-224; обзор судебной практики, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.09.2016

Дополнительный список с требованиями устанавливается в Постановлении Правительства России от 4 февраля 2015 года, под номером 99. В данном случае эти доп.требования устанавливаются, в закупочных документах.

Для того, чтобы узнать о доп.требованиях которые применяются к конкурсантам, следует ознакомиться с Обзором судебных практик, которые утверждены Президиумом Верховного Суда России от 28 июня 2017 года и в Письме Минэкономразвития России от 28 августа 2015 года, под номером 23275-ЕЕ/Д28и, ФАС РФ под номером АЦ/45739/15 в Письме Минэкономразвития России от 23 декабря 2016 года, под номером ОГ-Д28-14953.
Заказчик должен знать, что при проведении закупки в позициях 3-29 Приложения к Постановлению Правительства России от 5 сентября 2017 года, под номером 1072, доп.требования к конкурсантам закупки является использовать при производстве товаров, страна происхождения которых — Россия или государство состоящая в Евразийском экономическом союзе.

Ст. 31 находится во взаимодействии с нормами всего ФЗ № 44, а также других законодательных актов, которые затрагивают сферу госзакупок. В частности, она имеет ссылки на нормы о реестре недобросовестных поставщиков, кодексы: об административных правонарушениях, налоговый и уголовный кодекс и другие. Также, на федеральный закон о лицензировании № 99, Приказ Минрегиона № 624, постановление правительства № 99 по вопросам специальных и дополнительных условий (лицензии, допуск СРО и др.).

Ст. 31 44-ФЗ с изменениями вступила в силу с 09.01.2017. По-новому сформулированы требования, которые касаются судимости, и введен новый подпункт про административную ответственность юридических лиц. Рекомендуем обратить внимание при подготовке декларации о соответствии общим условиям.

Изыскательские работы часто являются одним из этапов подготовки проектной документации. Нередко заказчики устанавливают требование о предоставлении выписок из реестра СРО двух видов: в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования. Это приводит к претензиям участников закупок и контрольных органов. Встречаются даже рекомендации проводить закупки этих работ отдельно.

На практике в объект закупки могут входить несколько видов деятельности, для осуществления которых нужно соответствовать специальным требованиям. Важной особенностью применения указанных требований в документах закупки является то, что заказчики не должны при этом необоснованно ограничивать возможное количество участников закупки. Выше упоминалось о том, как устанавливать требования при закупке проектной документации, в которую входят работы по инженерным изысканиям, и о позиции контрольных органов. Принцип, из которого исходят контрольные органы, сводится к тому, что если спецтребованиям нужно соответствовать только для части работ и эту часть может выполнить субподрядчик, то на этапе процедуры закупки требовать документы, подтверждающие соответствие этим требованиям, нельзя. В качестве примера, помимо инженерных изысканий в рамках подготовки проектной документации, можно назвать монтаж пожарной сигнализации в рамках капитального ремонта или строительства.

Если ошибка выявляется до заключения контракта, например при обжаловании закупки, то антимонопольный орган чаще всего выносит предписание о внесении изменений в документацию. В этом случае заказчики тратят больше времени на определение поставщика за счет внесения изменений и переигровки процедуры, если она состоялась. Но при этом заказчики получают поставщика, способного исполнить контракт и отвечающего требованиям к таким лицам. Также должностному лицу заказчика могут назначить административный штраф.

Хуже, когда процедура проходит без внимания контрольных органов. Заказчик в результате может получить ненадлежащего поставщика, который не сможет исполнить контракт и не вправе этого делать. Допускать заключение, а тем более исполнение такого контракта нельзя.

Ниже приведены механизмы, с помощью которых заказчик может минимизировать негативные последствия отсутствия должных требований в документах закупки.

Зачастую свою ошибку заказчики обнаруживают, когда отменить закупку или внести изменения в документы закупки уже нельзя. Но у заказчика до заключения контракта еще есть возможность отклонить заявку или отстранить поставщика. Один из вариантов — отклонить заявки всех участников, чтобы процедура не привела к заключению контракта.

Если других оснований для отклонения найти не удается, то отклонить заявки можно за предоставление недостоверной информации. Логика проста: если для выполнения работ, оказания услуг участник должен соответствовать специальным требованиям, но не соответствует им, то в согласии на выполнение работ / оказание услуг на условиях документации/извещения, которое он предоставляет в первой части заявки на участие в конкурсе или аукционе либо в котировочной заявке, участник дает недостоверную информацию.

Подтверждение соответствия участника единым требованиям

Соответствие участника закупки основным требованиям статьи 31 44-ФЗ подтверждается декларацией. Такой документ потенциальный поставщик составляет самостоятельно и визирует подписью руководителя и печатью организации. В нем должно быть перечислено соответствие всем пунктам части 1 статьи 31. Подтверждать информацию какими-либо другими документами не нужно.

В декларации не нужно прописывать конкретного заказчика или данные о закупке, в которой компания принимает участие. Поэтому поставщику достаточно один раз составить такой документ и прикладывать его к каждой заявке. Так как законодательство может часто меняться, необходимо внимательно отслеживать все нововведения и при необходимости оперативно вносить коррективы в декларацию.

Соответствие участника заявленным требованиям проверяет закупочная комиссия. Если декларация составлена неправильно или вовсе отсутствует, то заказчик обязан отклонить заявку участника.

Участники торгов, которые являются физическими лицами, также востребованы, как и остальные субъекты закупок.

Физическое лицо изначально должно пройти аккредитацию на электронной торговой площадке, но в отличие от других членов торгов, им достаточно иметь лишь копию паспорта и копию свидетельства налогоплательщика.

Когда заказчик желает заключить договор с физическим лицом, он должен:

  • выступить в роли налогового агента и удержать с него сумму в размере 13% от полученного дохода. В дальнейшем НДФЛ необходимо перечислить в соответствующий бюджет РФ. Изъятие процента денежных средств указывается в контракте;
  • не забывать о том, что физическое лицо — это не субъект малой предпринимательской деятельности.

Если физическое лицо хочет быть в роли заказчика, то следует обратить внимание, что:

  • это не позволит ему учувствовать в серьезных торгах. Если намечается крупная закупка, необходимо получить статус индивидуального предпринимателя;
  • конечная сумма будет отличаться от указанной в контракте на 13%, которые относятся к налогообложению.

В закупках могут участвовать нерезиденты — иностранные граждане. Они могут быть как физическими, так и юридическими лицами.

Формально нерезиденты обладают теми же правами, что и резиденты, однако на деле все не так просто. Из-за действия национального режима закупок большинство процедур не допустимы для иностранных граждан. В некоторых ситуациях можно избежать влияния, если получить статус местного юридического лица.

К особенностям прохождения аккредитации на электронной торговой площадке относится необходимость перевести тексты документов на русский язык. При этом перевод должен быть официально заверенным.

Аббревиатура СРО достаточно проста и расшифровывается как саморегулируемая организация.

Саморегулируемая организация (СРО) – некоммерческая организация, объединяющая субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющая субъектов профессиональной деятельности определенного вида.

Основной идеей создания СРО является переход контрольных и надзорных функций за деятельностью субъектов в определённой сфере от государства непосредственно к участникам рынка. Институт саморегулирования используется в качестве альтернативы государственному лицензированию или иным «разрешительным» механизмам.

Саморегулируемая организация разрабатывает и утверждает стандарты и правила предпринимательской или профессиональной деятельности, под которыми понимаются требования к осуществлению предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательные для выполнения всеми членами саморегулируемой организации.

Стандарты и правила саморегулируемых организаций должны соответствовать федеральным законам и принятым в соответствии с ними иным нормативным правовым актам.

Однако стоит обратить внимание на тот факт, что стандартами и правилами саморегулируемой организации могут устанавливаться дополнительные требования к предпринимательской или профессиональной деятельности определенного вида.

Для более эффективного контроля над членами СРО создан компенсационный фонд, в который члены саморегулируемой организации вносят обязательные взносы. Данный фонд дает возможность СРО покрывать материальные ущербы, нанесенные третьим лицам его участниками.

Членство субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях является добровольным. Однако федеральными законами могут быть предусмотрены случаи обязательного членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях. О саморегулировании с добровольным и обязательным членством мы с вами поговорим ниже в данной статье.

Требования к участникам по 44-ФЗ 2021 г.

Строительные и проектные компании, а также фирмы, осуществляющие инженерно-изыскательскую деятельность, должны в обязательном порядке пройти процедуру вступления в саморегулируемую организацию и получить свидетельство о допуске к работам.

Допуск СРО – это разрешение на проведение соответствующих видов работ или оказание услуг.

Наличие этого документа необходимо для участия в государственных и коммерческих тендерах, при работе на объектах капитального строительства и особо опасных объектах.

Виды работ, требующие вступления в СРО, регламентируются различными нормативно-правовыми документами, в том числе, приказом Министерства регионального развития № 624 от 30 декабря 2009 года. В этом документе наиболее полно указан перечень работ, для осуществления которых на законных основаниях требуется свидетельство о допуске (Примечание: этот приказ касается только строителей, проектировщиков и изыскателей).

Допуск СРО имеет законную силу на всей территории РФ, т.е. вы можете выбрать любую саморегулируемую организацию без привязки к региону, а получив допуск, можете выполнять работы или оказывать услуги в любом уголке нашей необъятной страны. Срок действия такого допуска также законодательством не ограничивается. При необходимости вы можете быть членом нескольких СРО по разным видам работ.

Если же компания выполняет работы без соответствующего свидетельства СРО, дающего право на выполнение подобных работ, то в случае обнаружения такого нарушения эта компания подвергнется штрафу. При повторном нарушении в отношении руководителя организации может быть возбуждено уголовное дело, либо по решению суда такое юридическое лицо или ИП могут быть ликвидированы.

Прекращение действия допуска СРО может наступить в следующих случаях:

при добровольном выходе компании из СРО;

при наличии допуска на аналогичные виды работ, выданного другой саморегулируемой организацией;

если компания не устранила выявленные нарушения в ходе проверки СРО;

в случае применения к компании дисциплинарной ответственности;

по решению суда.

Допуски СРО выдаются саморегулируемыми организациями только своим членам, поэтому прежде чем получить такой допуск, вам необходимо вступить в выбранное СРО. Сделать это вы можете, как самостоятельно, так и обратившись за помощью к фирмам-посредникам. Такие фирмы помогут вам в кратчайшие сроки подготовить все необходимые документы и получить допуск.

Предварительно рекомендую вам ознакомиться с перечнем имеющихся саморегулируемых организаций по профилю вашей деятельности, почитать о них отзывы в интернете, зайти на их официальные сайты и ознакомиться со всеми условиями вступления в эти организации (размеры взносов, перечень необходимых документов и т.д.).

Большинство документов, необходимых для получения свидетельства СРО представлены несложными заявлениями и анкетами, в которые необходимо внести данные о предприятии, квалификации кадрового состава, видах проводимых работ, страховых полисах и другую важную для мониторинга информацию.

После того, как необходимый комплект документов собран, он направляется в саморегулируемую организацию на проверку. После того, как документы прошли проверку, производится оплата необходимых взносов. А уже после проведения оплаты вы получите и сам допуск СРО.

Однозначно сказать, во сколько обойдется компании вступление в СРО крайне затруднительно, т.к. у каждой саморегулируемой организации установлены свои размеры взносов и платежей в компенсационный фонд.

И все-таки, для того чтобы определить конечную стоимость допуска СРО необходимо понимать из чего же она складывается.

Во-первых, это взнос в компенсационный фонд (размер взноса зависит от рода деятельности организации). Так, например, минимальный взнос в компенсационный фонд для проектировщиков и изыскателей составляет 150 тыс. рублей, а для строителей 300 тыс. рублей. Величина этих взносов регламентируется ГК РФ и зависит от величины стоимости выполняемых работ по одному контракту.

Ниже в таблице приведена информация о размерах компенсационного фонда в зависимости от максимальной стоимости выполняемых работ по одному контракту.

размеры компенсационного фонда

Если же компенсационный фонд будет выплачиваться с использованием кредитных средств, то к расходам компании добавятся расходы на обслуживание кредита. Однако в настоящее время большинство СРО предлагают своим новым членам беспроцентную рассрочку на год.

Во-вторых, это вступительный взнос. В настоящее время размер вступительного взноса колеблется в пределах от 0 до 5 тыс. рублей. В редких случаях вступительный взнос может достигать 50-300 тыс. рублей. Поскольку размеры вступительных взносов законодательно никак не регулируются, то каждая саморегулируемая организация вправе самостоятельно устанавливать величину этого взноса.

В-третьих, это ежемесячные членские взносы. Как правило, размер ежемесячных членских взносов составляет от 5 до 15 тыс. рублей. Эти взносы идут на обеспечение деятельности саморегулируемой организации.

В-четвертых, это ежегодный страховой взнос (договор страхования ответственности). Размер страхового взноса зависит от тарифов конкретно взятой страховой компании, а также планируемого объема выполняемых работ за год.

И так, давайте подведем итог. Для примера рассчитаем стоимость допуска СРО для проектной организации. Такой допуск по минимуму обойдется компании в: 150 тыс.руб. (КФ) + 5 тыс.руб. (страхование) + 5 тыс. руб. (вступительный взнос) + 5 тыс. руб. (ежемесячный членский взнос) = 165 тыс. руб. А вот допуск СРО для строителей обойдется уже в 320 тыс. руб.

Для того чтобы определить итоговую стоимость допуска СРО в каждом конкретном случае, необходимо на официальном сайте саморегулируемой организации внимательно ознакомиться со всеми условиями членства и получения допуска. Однако хочу отметить, что в условиях жесткой конкуренции стоимости допусков СРО в определенной сфере будут приблизительно одинаковы.

Шаг 3 — Найти сведения о юридическом лице или ИП в реестре членов СРО

На сайте данной саморегулируемой организации в реестре членов по номеру выданного свидетельства или по номеру ИНН можно найти сведения о юридическом лице, либо ИП, которому был выдан допуск. По закону о СРО № 315-ФЗ подобная информация должна быть открытой.

Если на официальном сайте саморегулируемой организации вы не найдете информации о необходимом вам члене этого СРО, то есть повод усомниться в благонадежности данного СРО и её участника в частности.

Помимо выше описанных шагов вы можете направить в СРО письменный запрос с просьбой подтвердить членство того или иного юридического лица (либо ИП) в данной СРО. Как правило, саморегулируемые организации отвечают на подобные запросы в течение 2-х рабочих дней, а иногда и раньше.

Правила проверки участников с 1 января 2021 года

44 федеральный закон – объёмный нормативный акт с большим количеством межстатейных связей, определений и терминов. В документ регулярно вносятся исправления. Актуальные принципы и положения закона обязан знать и уметь трактовать любой поставщик, стремящийся добиться успеха на рынке госзакупок. Закон определяет:

  • порядок, в соответствии с которым заказчик выбирает поставщика товаров или услуг;
  • пошаговую процедуру проведения разных видов закупок;
  • принципы подписания, исполнения и возможного расторжения договоров.

44 закон о госзакупках детально трактует и другие сферы взаимоотношений поставщиков и заказчиков, но именно три перечисленных пункта наиболее важны для понимания обеими сторонами.

Цель закона – не только разово свести поставщика и казенного потребителя на оптимальных для бюджета условиях. Важно, чтобы сформировалась работающая система устойчивых связей госсектора и бизнеса, приносящая выгоду обеим сторонам. В то же время закон направлен на исключение из системы госзакупок недобросовестных участников, стремящихся нарушить нормы разумной конкуренции или предлагающих заведомо некачественные товары и услуги.

Мы постарались рассказать о контрактной системе максимально просто, создав нечто вроде курса «44-ФЗ для чайников». Но если вы не хотите или не имеете времени разбираться в юридических хитросплетениях самостоятельно, обращайтесь к нашим консультантам. Мы обучим работе в рамках 44 ФЗ, проконсультируем по конкретным вопросам правоприменения и поможем во время участия в торгах и на этапе исполнения контракта.

Остановимся на базовых понятиях нормативного акта.

Заказчик – государственное или муниципальное предприятие (орган законодательной или исполнительной власти, бюджетное учреждение и т.д.) публикует на специальном сайте запрос о том, что нуждается в поставке товара, оказании услуг или исполнении работ. В извещении даётся ссылка на тендерную документацию в виде электронных файлов.

Поставщики – юридические или физические лица (к последним относятся индивидуальные предприниматели и самозанятые граждане) – подтверждают соответствие требованиям 44-ФЗ и направляют заявку на участие в тендере. В заявке указываются качественные и количественные параметры поставки (работ, услуг) и необходимая информация о поставщике.

Заказчик оценивает заявки и потенциальных поставщиков, отказывает в участии тем, кто не соответствует параметрам тендера. Затем в ходе одной из возможных электронных процедур выбирается самое выгодное предложение.

Используя средства электронного документооборота и сертификаты электронной цифровой подписи (ЭЦП), стороны заключают контракт.

Поставщик в оговоренный срок исполняет условия контракта, заказчик принимает товар или работу и рассчитывается с поставщиком.

В перечень государственных и муниципальных заказчиков по 44-ФЗ могут входить:

  • организации дошкольного, среднего и среднего специального, высшего и дополнительного образования;
  • бюджетные медицинские учреждения;
  • налоговые органы, пенсионный и внебюджетные фонды;
  • органы государственного казначейства;
  • предприятия сферы ЖКХ и благоустройства и т.д.

Все закупки по 44-му закону проходят по заранее утверждённому плану и финансируются из федерального или местных бюджетов.

Если предприятие с участием государства выделяет на закупку собственные ресурсы, такая сделка подпадает под нормативы 223-ФЗ.

Помимо непосредственных участников торгов (поставщиков и заказчика) в них принимает участие электронная торговая площадка (ЭТП), на базе которой и проходит тендер. Кроме того, в процедуре могут быть задействованы:

  • уполномоченные контролирующие органы;
  • аккредитованные эксперты и оценщики;
  • банковские учреждения, обеспечивающие финансовые гарантии исполнения контрактов и выдающие поставщикам целевые кредиты.

Сорок четвёртый закон обеспечивает экономию бюджетных средств и прозрачность сделок, повышение качества товаров и услуг, снижает риск коррупционной составляющей при госзакупках. Частые изменения в законе направлены как раз на противодействие вновь появляющимся коррупционным схемам и устранение недоработок прежних редакций 44-ФЗ.

Базовый принцип – постоплата. Авансирование встречается в исключительных случаях, например, при заключении социально значимых контрактов, требующих экстренного исполнения. В остальных случаях поставщики обязаны рассчитывать на собственные средства, кредиты или сторонние инвестиции. Увы, недоверие со стороны государственных заказчиков имеет под собой реальную почву: в прошлом никому не известные победители тендеров получали аванс и исчезали, не выполнив условия контракта. Постоплата – гарантия того, что на тендер заявится компания, прочно стоящая на ногах и имеющая опыт профильной хозяйственной деятельности.

Закупки по 44-ФЗ проводятся на восьми аккредитованных виртуальных площадках. В прошлом поставщикам нужно было регистрироваться на каждой из них, что требовало значительных материальных и временных затрат, либо вынуждало отказываться от участия в перспективных тендерах.

Сейчас достаточно один раз зарегистрироваться в Единой информационной системе (ЕИС) и получить доступ сразу на все площадки. Альтернатива ЕИС – пользовательская система Тендерплан.

При регистрации поставщик получает доступ к полному реестру всех госзакупок в рамках 44-ФЗ, а также к реестру недобросовестных поставщиков. Ещё раз отметим, что обучение у нас не только поможет вам побеждать в тендерах и исполнять контракты, но и убережёт от попадания в черный список. Новички нередко невольно оказываются там из-за незнания элементарных принципов работы в сфере госзакупок.

Конкретный пример. ФЗ о госзакупках не требует непременного документального подтверждения заявленных в анкете сведений, действует декларативный принцип. Но если после заключения контракта выявится разночтение, это может стать чисто формальным поводом для расторжения контракта, внесения исполнителя в стоп-лист и отлучения от госзакупок на два года. Под удар попадает не только юридическое лицо, но и его директор и учредители. Даже если они создадут новую фирму, её участие в торгах останется под вопросом до снятия санкций с проштрафившейся компании.

Намереваясь влиться в ряды исполнителей госконтрактов, определите свое соответствие требованиям 44-ФЗ. К участию допускаются как представители малого и среднего бизнеса, так и крупные компании, а также некоммерческие объединения, индивидуальные предприниматели, самозанятые и просто физические лица.

Участник госзакупок не имеет права:

  • иметь просроченную задолженность в бюджет;
  • находиться в стадии ликвидации или банкротства;
  • принадлежать к оффшорной юрисдикции;
  • привлекаться к административной ответственности в течение двух последних лет;
  • находиться в реестре недобросовестных поставщиков или иметь ограничение на участие в тендере по иной причине.

Руководитель и главный бухгалтер предприятия, а также ИП или физлицо не должны иметь непогашенных судимостей. Запрещены любые формы аффилированности между поставщиком и заказчиком.

При подаче заявки поставщик безусловно декларирует соответствие перечисленным требованиям. Заказчик проверять его не обязан. Если в дальнейшем выясняется, что предприниматель ввел заказчика в заблуждение, контракт расторгается, а нарушитель попадает в чёрный список на два года.

По статистике ежемесячно в России РНП пополняют до тысячи юридических и физических лиц. В настоящий момент в реестре около 16 тысяч нарушителей. Многие попали туда по незнанию правил и легкомыслию.

Последняя редакция 44-ФЗ ориентируется на общемировую практику и предполагает исключительно электронную форму проведения конкурсных процедур. Исключения – лишь некоторые закрытые аукционы по оборонному заказу, поставкам стратегического сырья и т.д.

Схема торгов выглядит так:

  • Заказчик составляет план-график закупок на год и определяет форму тендеров.
  • Устанавливается начальная максимальная цена контракта (НМЦК).
  • Выкладывается извещение о торгах.
  • Публикуется подробная тендерная документация. Доступ к ней открыт для всех.
  • Потенциальные поставщики подают заявки на участие в тендере.
  • Заказчик отклоняет или одобряет заявки.
  • Проводится непосредственная конкурсная процедура, на основании которой определяется победитель.
  • Стороны подписывают контракт.
  • Поставщик исполняет контракт. В ходе исполнения возможно заключение дополнительных соглашений без назначения нового тендера.
  • Заказчик принимает товар или работу и публикует отчёт о завершении тендера. Если условия контракта не выполнены, запускается процедура расторжения и объявляется новый тендер. Расчёты в таком случае приостанавливаются до рассмотрения дела в суде.

Все перечисленные этапы предполагают массу тонкостей. Рассмотрим их подробнее.

В ряде случае законом предусмотрены дополнительные требования к участникам закупки. Например:

  • Достаточно большой опыт работы в своей сфере и хорошая репутация на рынке.
  • Финансовые возможности для исполнения условий контракта.
  • Наличие квалифицированных сотрудников для выполнения сложных и ответственных работ.

Основные требования считаются обязательными. Содержатся они в статье 31 ФЗ №44. Участник закупок должен соответствовать им в обязательном порядке. Введение их обусловлено необходимостью обеспечения здоровой конкуренции, потребностью в защите от недобросовестных участников. Рассмотрим эти требования:

  1. Соответствие всем положениям закона, которые касаются поставщиков и лиц, оказывающих услуги или производящих работы. В частности, лицу нужно проанализировать все нормативные акты, которые могут касаться его деятельности. К примеру, это могут быть требования к оформлению лицензии, участию в СРО.
  2. Субъект не должен находиться в статусе ликвидируемого. Понятие ликвидации содержится в статье 61 ГК РФ. Это прекращение деятельности организации без перехода прав и обязанностей другим лицам.
  3. Он не может участвовать в процедуре признания несостоятельности.
  4. Деятельность поставщика не может быть приостановлена на момент подачи заявки на участие в госконтракте. Подобная приостановка выполняется в административном порядке на основании статьи 3.12 КоАП РФ.
  5. У компании не должно быть долгов по налогам и прочим платежам в государственный бюджет. В частности, учитываются долги за предыдущий год, объем которых больше 25% от балансовой стоимости активов по данным бухгалтерской отчетности. Однако если в отношении задолженности применена отсрочка, рассрочка или реструктуризация, она не будет учитываться. Также не учитывается долг, который начислен закупщику по ошибке. Однако это касается только тех случаев, когда участник подал заявление об обжаловании незаконно начисленной задолженности.
  6. Отсутствие судимости за экономические преступления у руководителя или главбуха. Примером экономического нарушения может быть дача или получение взяток. У ключевых лиц поставщика также не должно быть уголовной ответственности за неправомерное участие в предпринимательстве. Однако если судимость была, однако она погашена или аннулирована, поставщик может стать участником контракта.
  7. Руководитель, участник коллегиального органа, главбух – все эти лица не должны быть лишены права заниматься своей деятельностью (на основании статьи 47 УК РФ). Предполагаемый участник не должен быть дисквалифицирован, лишен права на занятие поставками и услугами (статья 3.11 КоАП РФ).
  8. Ключевые участники компании (руководитель, главбух) не должны быть судимыми в течение 2 лет по статье 19.28 КоАП РФ. Этот нормативный акт предполагает ответственность за неправомерную передачу должностному лицу денег или ценных бумаг. Говоря простым языком, эта статья предполагает наказание за взятку.
  9. Если госконтракт предполагает привлечение итогов интеллектуальной деятельности, участник должен иметь на них исключительные права. Однако есть исключение – это литературные произведения, прокат кино, предметы искусства.
  10. Между заказчиком и предполагаемым участником закупки не должно присутствовать конфликта интересов. К примеру, эти стороны не должны состоять в браке, в родственных отношениях.
  11. Потенциальный поставщик не может быть оффшорной организацией (пункт 10 части 1 статьи 31 ФЗ №44). Список территорий со льготным режимом налогообложения установлен Приказом Минфина №108н от 13 ноября 2007 года.

Эти требования едины для всех, кто претендует на статус участника закупок по ФЗ-44.

Дополнительные требования могут устанавливаться только в некоторых случаях. В частности, это проведение конкурсов с ограниченным доступом, двухэтапных мероприятий, закрытых конкурсов. То есть дополнительные требования актуальны только в некоторых обстоятельствах. Рассмотрим их подробнее:

  1. Наличие достаточных ресурсов для выполнения положений контракта.
  2. Наличие имущества в собственности, которое будет нужно для исполнения контракта (к примеру, это может быть оборудование, инструменты).
  3. Определенный опыт работы (к примеру, опыт в сфере строительства не менее 5 лет).
  4. Положительная деловая репутация.
  5. Присутствие в фирме некого числа сотрудников с соответствующим образованием.

Отдельный перечень требований устанавливается для аудиторских и консультационных фирм, строительных и проектировочных организаций. Рассматриваемый список утвержден Постановлением №99 от 4 февраля 2015 года.

Статья 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ

К потенциальным участникам также могут предъявляться иные требования. Что это такое? Это требования, которые установлены отдельными нормативными актами. К примеру, заказчик имеет право ввести это ограничение: отсутствие компании в реестре недобросовестных поставщиков. Основание – письмо Минфина №24-05-09/62505 от 26 сентября 2017 года. Иные требования могут устанавливаться по отношению к консультационным и аудиторским фирмам.

На основании несоответствия требованиям участник может быть отстранен от контракта на любом этапе вплоть до момента заключения контракта. Если заказчик отказывается от сотрудничества, то соответствующий протокол должен появиться в ЕИС не позже одного дня. Решение заказчика об отказе может быть обжаловано участником.

Для чего нужны требования? Они нужны для качественного исполнения контракта. К примеру, это контракт на возведение моста. Лицо, участвующее в заказе, должно иметь все оборудование, требуемое для работы. Без этого мост не будет возведен в рекомендуемые сроки.

Требования к участникам размещены в аукционных документах. Для подтверждения своего права на участие в контракте понадобятся эти бумаги:

  • Декларация, оформленная в свободной форме.
  • Выписка из ЕГРЮЛ, предоставленная не ранее чем за полгода до момента подачи заявки на конкурс. Предоставляется она в том числе в электронной форме.
  • Уставные бумаги.
  • Если есть дополнительные требования, нужно предоставлять дополнительные бумаги. К примеру, заказчик требует определенного количества сотрудников определенной квалификации. В этом случае нужно получать справку из кадрового отдела. Этот документ подписывается руководителем фирмы и заверяется печатью.

Если какой-либо документ у поставщика отсутствует или информация в бумагах изложена неверно, заявка участника отклоняется.

Предлагаю начать с определения значения слова — «декларация».

Значение слова «декларация» по Финансовому словарю:

Декларация — заявление, объявление, документ, провозглашающий какие-то положения (принципы) или содержащий определенную информацию.

Декларация о соответствии единым требованиям,
предъявляемым к участникам электронного аукциона

Полное наименование участника: Общество с ограниченной ответственностью “Победитель”
Юридический адрес/место нахождения: 125009, г. Москва, ул. Красная площадь, 1
Почтовый адрес/фактический адрес: 125009, г. Москва, ул. Красная площадь, 1
ИНН: 7701000001

Настоящим подтверждаем, что на момент подачи заявки на участие в электронном аукционе – Общество с ограниченной ответственностью “Победитель” заявляет о своем соответствии требованиям, установленным пунктами 3 – 9 части 1 статьи 31 Федерального закона “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Федеральный закон) и подтверждает:

– непроведение ликвидации участника электронного аукциона и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника электронного аукциона несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;

– неприостановление деятельности участника электронного аукциона в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в электронном аукционе;

– отсутствие у участника электронного аукциона недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством РФ, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника конкурса, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период;

– отсутствие у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица – участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;

– что, в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке юридическое лицо не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

– отсутствие между участником электронного аукциона и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридического лица – участника электронного аукциона, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, – участника электронного аукциона либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;

– отсутствие информации об участнике электронного аукциона, в том числе информации об учредителях, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника электронного аукциона

– юридического лица в предусмотренном Федеральным законом № 44-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

– что, участник аукциона не является офшорной компанией;

– участник аукциона соответствует требованиям Указа Президента Российской Федерации от 28.11.2015г. №583 «О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики».

Декларация о соответствии единым требованиям, предъявляемым к участникам электронного аукциона

Полное наименование участника: Индивидуальный предприниматель Первый Александр Яковлевич
Юридический адрес/место нахождения: 125009, г. Москва, ул. Красная площадь, 1
Почтовый адрес/фактический адрес: 125009, г. Москва, ул. Красная площадь, 1
ИНН: 7701000001

Настоящим подтверждаем, что на момент подачи заявки на участие в электронном аукционе – Индивидуальный предприниматель Первый Александр Яковлевич заявляет о своем соответствии требованиям, установленным пунктами 3 – 9 части 1 статьи 31 Федерального закона “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Федеральный закон) и подтверждает:

– непроведение ликвидации участника закупки и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;

– неприостановление деятельности участника электронного аукциона в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в электронном аукционе;

– отсутствие у участника электронного аукциона недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством РФ, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника конкурса, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период;

– отсутствие у участника закупки – физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица – участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;

– отсутствие между участником электронного аукциона и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридического лица – участника электронного аукциона, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, – участника электронного аукциона либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;

– отсутствие информации об участнике электронного аукциона, в том числе информации об учредителях, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника электронного аукциона

– юридического лица в предусмотренном Федеральным законом № 44-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

– что, участник аукциона не является офшорной компанией;

– участник аукциона соответствует требованиям Указа Президента Российской Федерации от 28.11.2015г. №583 «О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики».

Составим или Проверим Заявку на аукцион

Регулирование вопросов, связанных с установлением требований к исполнителям, потенциально участвующим в закупочных процедурах, осуществляется с помощью Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для осуществления государственных и муниципальных нужд». Данный закон устанавливает правила и требования, в соответствии с которыми государственный или муниципальный заказчик должен формировать параметры, по которым должty осуществляться отбор потенциальных исполнителей по контрактам.

Так, основные требования, которые должны быть установлены в отношении потенциальных исполнителей заключаемых государственных и муниципальных контрактов, формируются на основании положений статьи 31 указанного федерального закона. В соответствии с положениями части 1 данной статьи устанавливается общий перечень требований, которые должны быть сформулированы в закупочной документации ко всем участникам той или иной процедуры определения потенциального исполнителя контракта.

Если по каким-то причинам у заказчика возникает необходимость установить дополнительные требования, то такое установление может осуществляться только в соответствии с положениями части 2 статьи 31 данного закона, а также в соответствии с другими статьями, которые формируют определенные требования для участников различных процедур.

Кроме того, на основании положений части 9 статьи 31 данного закона может быть произведен отказ в заключении контракта, если заказчик или контролирующий орган обнаружит, что заказчик по каким-то причинам не соответствует установленным требованиям к исполнителям в закупочной документации.

Во избежание коррупции, а также для организации эффективных закупочных сделок в 2013 году был принят ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» № 44-ФЗ (далее – закон № 44).

Закон № 44-ФЗ в своей первоначальной редакции был принят еще в апреле 2013 года. С тех пор в него не единожды вносились различные правки. Статья 31 этого закона также претерпела некоторые изменения. Для поставщиков был введен ряд новых требований, позволяющим им совершать закупки.

С 2015 года (ФЗ № 227 от 13 июля 2015) введено условие о том, что желающее поучаствовать в закупке лицо не должно являться оффшорным. С 2017 года требуется также представить официальные сведения об отсутствии у претендентов на закупку судимостей за незаконное предпринимательство, взяточничество (ФЗ №489 от 28 декабря 2016).

Кроме того, нужно указать на отсутствие фактов привлечения к административным мерам ответственности по статье 19.28 КоАП. С июля 2018 также вступили в силу условия об отсутствии каких-либо ограничений для участия в проводимых закупках по законам (иным актам) страны.

Чаще всего заказчики сталкиваются с необходимостью устанавливать требование о членстве в СРО, когда объект закупки относится к градостроительной деятельности. В соответствии с ч. 1 ст. 55.8 ГрК РФ членство в СРО необходимо:

  • для инженерных изысканий;
  • подготовки проектной документации;
  • строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства.

При этом участник должен не только состоять в СРО, но и внести взнос в компенсационный фонд обеспечения обязательств по договорам, заключенным с использованием конкурентных способов определения поставщика, сформированный СРО. Совокупный размер обязательств по таким договорам не должен превышать предельный размер обязательств, установленный ч. 11, 13 ст. 55.16 ГрК РФ. Для подтверждения соответствия указанному требованию участник прикладывает к заявке выписку из реестра, выданную СРО. Форма выписки утверждена Приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 N 86.

Ниже рассмотрим трудности, с которыми сталкиваются заказчики при установлении данного требования.

Закупки по 44-ФЗ простыми словами: последние изменения 2020 года

СРО формирует два фонда:

  1. компенсационный фонд возмещения вреда (ч. 1 ст. 55.16 ГрК РФ);
  2. компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств (ч. 2 ст. 55.16 ГрК РФ).

В первый вносят взносы все члены СРО, во второй – члены СРО, намеревающиеся участвовать в заключении договоров конкурентным способом.

Уровень ответственности зависит от размера взносов и учитывается в каждом фонде отдельно (ч. 10 – 13 ст. 55.16 ГрК РФ). Например, первый уровень ответственности по фонду возмещения вреда предусмотрен для членов СРО, планирующих выполнять работы по инженерным изысканиям или подготовке проектной документации, стоимость которых по одному договору не превышает 25 млн руб. Минимальный размер взноса в этом случае – 50 000 руб. Первый уровень ответственности по фонду обеспечения договорных обязательств предусмотрен для членов СРО, заключающих договоры конкурентным способом, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает 25 млн руб. Минимальный размер взноса для этого – 150 000 руб.

Антимонопольная служба признавала нарушением то, что заказчик не установил требования к уровню ответственности в документах закупки. Например, она указывала на необходимость включить в документы закупки следующее требование: уровень ответственности участника закупки в соответствующем компенсационном фонде не может быть меньше, чем его предложение о цене контракта ( Решение ФАС России от 28.03.2019 по делу N 19/44/105/767).

Этот подход отличается от того, как сформулированы положения ГрК РФ, согласно которым член СРО имеет право выполнять работы, если совокупный размер обязательств по соответствующим договорам не превышает предельный размер обязательств, в соответствии с которым был внесен взнос в фонд обеспечения договорных обязательств (п. 2 ч. 3 ст. 55.8 ГрК РФ). Но на практике ФАС поддерживает заказчиков, отклоняющих заявки участников, уровень ответственности которых по фонду возмещения вреда не соответствует предложению о цене контракта, даже если их уровень ответственности по фонду обеспечения договорных обязательств соответствует этой цене (см., например, Решение ФАС России от 12.12.2019 по делу N 19/44/105/3460).

А вот по вопросу, как оценивать соответствие уровня ответственности по фонду обеспечения договорных обязательств, у центрального аппарата ФАС и территориальных управлений встречаются разные позиции.

Так, по мнению Московского УФАС России, допускается отклонять заявку, если заказчик выяснит, например, по информации из ЕИС, что совокупный размер обязательств по действующим договорам участника больше, чем предусмотрено уровнем ответственности члена СРО, либо станет больше в результате заключения контракта (Решения Московского УФАС России от 25.08.2020 по делу N 077/06/57-13837/2020 и от 10.06.2020 по делу N 077/06/57-9679/2020).

Напротив, комиссия центрального аппарата и комиссии некоторых территориальных управлений указывают, что за соответствием совокупного размера обязательств по договорам участника СРО уровню ответственности следит СРО, членом которой является участник, и комиссия заказчика не вправе проверять фактический совокупный размер таких обязательств (Решения ФАС России от 12.07.2019 по делу N 19/44/105/1903, Тверского УФАС России от 06.07.2020 N 05-6/1-230-2020, Иркутского УФАС России от 13.04.2020 N 038/417/20).

Представляется, что заказчикам целесообразно ориентироваться на позицию центрального аппарата ФАС России.

Изыскательские работы часто являются одним из этапов подготовки проектной документации. Нередко заказчики устанавливают требование о предоставлении выписок из реестра СРО двух видов: в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования. Это приводит к претензиям участников закупок и контрольных органов. Встречаются даже рекомендации проводить закупки этих работ отдельно.

Антимонопольный орган исходит из того, что требование о предоставлении двух выписок может ограничить количество участников закупки. Поэтому, по мнению ФАС России, при закупках работ по подготовке проектной документации, которые включают инженерные изыскания, необходимо устанавливать требование только о наличии проектной выписки СРО (Решение от 05.12.2018 по делу N П-130/18).

Частью 4 ст. 55.17 ГрК РФ установлено, что срок действия выписки из реестра СРО составляет месяц с даты выдачи. С учетом этой нормы заказчики зачастую устанавливают требования, но допускают ошибку, указывая, что выписка должна быть выдана не ранее чем за один месяц до окончания срока подачи заявок. Антимонопольная служба не раз указывала на это нарушение (Решения ФАС России от 29.04.2019 N ПГОЗ-061/19, Челябинского УФАС России от 03.08.2020 по делу N 074/06/105-1738/2020).

Представляется, что надо либо предъявлять данное требование в точности в соответствии с формулировкой ч. 4 ст. 55.17 ГрК РФ, либо указывать, что выписка должна действовать на момент подачи заявки на участие в закупке.

В данную категорию требований стоит отнести требование о наличии лицензии на право заниматься определенным видом деятельности либо специальных разрешений. Однако бывают случаи, когда заказчики выдвигают неправомерные требования относительно необходимости наличия у участников закупок тех или иных разрешений/лицензий.

В частности, иногда заказчики в документации устанавливают требование о том, что лицензия должна действовать в течение всего срока действия контракта. Минфин России изложил позицию по указанной проблеме, отметив, что установление в документации о закупке требования о сроке действия лицензии приводит к ограничению конкуренции участников и противоречит законодательству РФ (Письмо от 12.09.2017 № 24-03-06/58653).

В связи с этим возникает вопрос: правомерно ли допускать к участию в конкурсе или аукционе участника, если он представил в заявке копию лицензии, срок действия которой истекает раньше окончания выполнения работ, оказания услуг по контракту? Приведем пример решения данного вопроса на практике.

Так, в составе заявки участник предоставил лицензию, срок действия которой истекал до даты окончания срока действия контракта. Аукционная комиссия признала такую заявку соответствующей требованиям документации, что явилось правомерным решением по следующим основаниям: в ряде случаев лицензии, представленные до дня вступления в силу Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ (далее – Закон о лицензировании), подлежат переоформлению в порядке, установленном ст. 18 указанного закона. Переоформление лицензии действует бессрочно (ч. 4 ст. 22 Закона о лицензировании). Согласно ч. 2 ст. 18 Закона о лицензировании, пока лицензия не переоформлена, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности в случаях, установленных ч.1 данной нормы1.

В качестве еще одного примера неправомерности требований заказчика можно привести предъявление требований относительно наличия у участника закупки членства в СРО (ранее допуска к работам, выданного СРО). В частности, в решении Арбитражного суда Республики Мордовия от 08.02.2012 по делу № А39-3781/2011 был сделан вывод о неправомерности включения в документацию о закупке требований о наличии допуска к определенному виду работ по разработке проекта планировки территории, которые влияют на безопасность объектов капитального строительства. Письмом Министерства регионального развития Российской Федерации от 02.02.2012 № 1986-ДШ/08 было установлено то, что получение подобного свидетельства о допуске на проведение проектно-изыскательских работ по подготовке проектов планировки территорий, включая их межевание и топографическую съемку, не требуется.

Статья 31 часть 1 ФЗ 44 — требования, предъявляемые к участникам закупки

Административное приостановление деятельности назначается в судебном порядке на срок до 90 суток (ст. 3.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Исключения составляют суммы задолженностей:

• на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством РФ;

• которые реструктурированы;

• по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной;

• которые признаны безнадежными к взысканию.

Стоит отметить то, участником закупки в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимок, задолженностей и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято, то он считается соответствующим требованиям закупки.

Это требование может быть предъявлено:

• к участнику — физическому лицу;

• к руководителю организации, членам коллегиального исполнительного органа, лицу, исполняющему функции единоличного исполнительного органа;

• к главному бухгалтеру юридического лица — участника закупки.

Помимо всего прочего, заказчик может предъявить требование о неприменении относительно указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.

Стоит отметить, что в заявке на участие в закупке участник декларирует соответствие данному требованию. При этом комиссия по осуществлению закупок вправе проверять соответствие участника указанному требованию. Неясно, однако, каким именно образом, комиссия сможет проверить соответствие участника закупки указанному требованию. Представляется необходимым разработать методические рекомендации по порядку проверки соответствия участника закупки указанному требованию.

7. Участник закупки обладает исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности в случае, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, кроме заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *