Расходы не учитываемые в целях налогообложения прибыли но используемые для собственного потребления
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расходы не учитываемые в целях налогообложения прибыли но используемые для собственного потребления». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Перечисляемые взносы в пользу работников в Пенсионный фонд и при заключении соответствующих договоров добровольного страхования по негосударственному обеспечению пенсиями уменьшают налогооблагаемую базу.
Однако размер этих средств не должен составлять больше 12% от оплаты труда. Суммы, уплаченные сверх этого установленного норматива (п. 16 ст. 255 НК РФ), не затрагивают налог на прибыль.
При перечислении взносов за своих работников на их именные корпоративные счета эти расходы прибыль также не уменьшают. Данное положение регулирует п. 7 ст. 270 НК РФ.
Пример
Организация «Восток» перечислила взносы на добровольное пенсионное страхование за своих работников по действующим договорным обязательствам в июне 2020 года на сумму 68 000 руб. Общие затраты на оплату труда составили 256 511 руб. Страхователь может учесть от этой суммы только 6% по затратам на перечисленные взносы по добровольному страхованию, т. е. 15 390,66 руб. Оставшийся объем взносов, равный 52 609,34 руб., не учитывается в составе уменьшающих базу по налогу расходов.
Эксперты КонсультантПлюс разъяснили как правильно учитывать страховку в целях расчета налога на прибыль:
Статья 270. Расходы, не учитываемые в целях налогообложения
При обычных условиях суммы, оплаченные работниками за проезд в общественном транспорте до места исполнения своих трудовых обязанностей, не считаются расходами для определения налогооблагаемой базы (п. 26 ст. 270 НК РФ). Исключение составляют случаи, при которых условия доставки сотрудников оговорены в трудовых или коллективных договорах (в этом случае оплата проезда учитывается как оплата труда), или при транспортной недоступности рабочих мест.
Подробнее см. здесь.
Если же работодатель организовывает с этой целью спецрейсы по доставке работников, то затраты на проезд на уменьшение налога на прибыль не влияют. Об этом свидетельствует письмо Минфина от 21.01.2013 № 03-03-06/1/18.
Для признания обоснованности некоторых расходов они должны отвечать критериям, установленным ст. 252 НК РФ. Все понесенные траты должны иметь документальное подтверждение, а также быть экономически оправданными, т.е. их цель — получение определенных выгод.
Безвозмездная передача имущества, т. е. переход права собственности без последующего вознаграждения, исключает получение экономической выгоды. Поэтому п. 16 ст. 270 НК РФ запрещает учитывать в расходах стоимость безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав), а также расходы, связанные с такой передачей.
Если передаваемое имущество является амортизируемым, то следует учитывать определенные нюансы. До начала 2020 года положения п. 3 ст. 256 НК РФ гласили, что на основные средства, которые переданы с заключением договора о безвозмездном пользовании, амортизация не начисляется. Возобновить ее начисление можно было после окончания срока действия договора и возврата объектов в организацию.
Но с 01.01.2020 пункт 16.7 ст. 270 НК РФ запрещает начислять амортизацию по объектам, возвращенным после окончания действия договора о безвозмездном пользовании. Связано это с тем, что упоминание об основных средствах, переданных по договорам в безвозмездное пользование, исключено и из п. 7 ст. 259.1 НК РФ, где устанавливался порядок возобновления амортизации при прекращении договора безвозмездного пользования и возврате объектов амортизируемого имущества налогоплательщику.
Подобные правила не распространяются на имущество, переданное в безвозмездное пользование органам госвласти и госструктур, если эта обязанность налогоплательщика подтверждена законодательно.
На расходы, произведенные по договорам ДМС, можно уменьшить налогооблагаемую прибыль. Классификация этих расходов дана в ст. 255, 263 и 291 НК РФ. Прочие затраты по страхованию на добровольной основе не влияют на расчет. Об этом говорится в п. 6 ст. 270 НК РФ. К таким расходам относится добровольное страхование ответственности, не являющееся условием международных норм для осуществления деятельности субъектом. Так, страховые премии, которые вынуждена заплатить организация в связи с нарушением договора гражданской ответственности, прибыль не уменьшают. Подобные затраты также не входят в закрытый перечень расходов согласно ст. 255, 263, 291 НК РФ.
Учесть при уменьшении налогооблагаемой прибыли можно следующие расходы по добровольному страхованию:
- взносы в Пенсионный фонд по договорам добровольного страхования за своих работников;
- страхование транспорта, грузов, ТМЦ, и иного имущества, используемого в ходе хозяйственной деятельности;
- страхование некоторых видов рисков и ответственности организаций;
- страхование жизни и здоровья заемщиков банка.
П. 19 ст. 270 НК РФ не признает в качестве расходов предъявленные своим контрагентам налоги. Это касается в том числе торгового сбора и акцизов. На последнее указывает письмо Минфина РФ от 06.08.2012 № 03-07-06/209, в котором говорится, что предъявленные покупателям или владельцам давальческого сырья акцизные суммы не могут учитываться как расходы при налогообложении прибыли.
Если налоги были предъявлены плательщику на территории иных государств, то эти суммы также не рассматриваются как расходы при определении базы по налогу на прибыль. Эта норма подтверждается письмом УФНС России по городу Москве от 31.07.2012 № 16-15/069089@.
Отсюда следует сделать вывод, что суммы тех налогов (НДС, акцизы, торговый сбор), которые были предъявлены субъекту хозяйственной деятельности как покупателю, не берутся в расходы для последующего расчета налогооблагаемой прибыли.
Иное дело с НДС в случае предоставления товара как подарка или бонуса покупателю в качестве поощрения. Налоговые службы считают, что суммы косвенных налогов в данном случае входят в стоимость безвозмездно переданного имущества, а потому к расходам не относятся (п. 16 ст. 270 НК РФ).
Однако судебная практика не признает бонусы и прочие поощрения в качестве безвозмездно переданных ТМЦ, ведь для этого требуется приобрести некоторое количество товара.
Положения п. 19 ст. 270 НК РФ также не включают сумму НДС с бонусов в перечень расходов, не затрагивающих налогооблагаемую базу, так как реализация имущества в этом случае не происходит.
Продавец сам должен решить, учитывать ли суммы НДС с бонусов и подарков как расходы при подсчете налога на прибыль. Но при этом нужно быть готовым к вопросам со стороны налоговых органов.
См. также «Налог уплачен за третье лицо: можно ли учесть его в расходах?».
К расходам на оплату труда наемных работников относят все выплаты, которые оговорены в трудовом или коллективном договоре. Прочие премиальные и компенсационные выплаты, возможность начисления которых не предусмотрена трудовым или коллективным договором, не уменьшают налогооблагаемую прибыль (п. 21, п. 23 ст. 270 НК РФ). Подобной позиции придерживаются Минфин РФ в письме от 26.02.2010 № 03-03-06/1/92 и УФНС РФ по городу Москве в письме от 13.08.2012 № 16-15/074028/@.
Те же суммы, которые выплачиваются работникам организациями помимо их трудовой деятельности, учитываются как расходы, если их начисление предусмотрено трудовым договором (письмо ФНС от 01.04.2011 № КЕ-4-3/5165).
Суммы, выплаченные работникам как матпомощь, в расходы, формирующие прибыль, не берутся (п. 23 ст. 270 НК РФ). Это правило не затрагивает суммы выплат, не признанные материальной помощью, что подтверждается положениями трудовых договоров. Эту позицию поддерживает Минфин РФ в письме от 03.06.2014 № 03-03-06/4/26582.
В некоторых фирмах принято выплачивать подъемные суммы своим работникам. Можно ли в таких случаях рассчитывать на определенные льготы при налогообложении?
Организации вправе компенсировать некоторые затраты своих сотрудников при их переезде в связи с новым местом работы. В отношении государственных служащих (работников госорганов, внебюджетных фондов и прочих федеральных учреждений) нормативы подобных выплат определяются законодательно.
В частных организациях бухгалтеры нередко задаются вопросом, как огородить себя в этом случае от внимания со стороны проверяющих органов? Для сотрудников коммерческих организаций общий размер возможных компенсационных выплат должен быть прописан в локальных нормативных актах. Это договоры — трудовые и коллективные, а также положения об оплате труда. Суммы, затраченные на выплаты сверх установленных норм подъемных, не включаются в состав уменьшающих налог на прибыль расходов (п. 37 ст. 270 НК РФ).
Нередко возникает и следующий вопрос: как расходы организации для нужд работников определяют прибыль предприятия?
Расходы юрлиц, направленные на организацию досуга своих сотрудников, не уменьшают налогооблагаемую базу (п. 29 ст. 270 НК РФ). Сюда относят оплату путевок сотрудников для отдыха или лечения, мероприятия по организации культурного досуга (экскурсии, спортсекции, проведение соревнований), затраты на подписку по литературе непроизводственного назначения и на товары личного потребления для нужд работников. Все эти расходы организация осуществляет по своему усмотрению.
Внимание! С 01.01.2019 при определенных условиях можно относить на расходы оплату путевок работникам.
А если был факт безвозмездной передачи имущества работникам, можно ли учесть эти операции при расчете налога на прибыль?
Пример
Организация оказала безвозмездную денежную помощь своему сотруднику, пострадавшему при пожаре собственного дома. Возможно ли уменьшение налогооблагаемой базы на эту сумму?
Под безвозмездно переданным имуществом понимаются материальные ценности, передача которых в пользу получателей не входит в обязанности организации. Это же касается и сопутствующих расходов.
Положение п. 16 ст. 270 НК РФ исключает стоимость подобного имущества из состава нужных расходов. То есть, если работодатель добровольно оказывает помощь как своим сотрудникам, так и прочим лицам, пострадавшим в результате форс-мажорных обстоятельств (стихийных бедствий), стоимость бесплатно предоставленных активов и понесенные в связи с этим расходы не влияют на уменьшение прибыли.
Таким образом, желание улучшить материальное положение работников, не связанное со служебными отношениями, не всегда будет являться поводом для уменьшения итоговой суммы прибыли.
Государством установлены твердые тарифы по пошлинам, которые взимаются за совершение определенных нотариальных действий. В расходы принимаются затраты, понесенные при пользовании услугами государственных и частных нотариусов.
П. 39 ст. 270 НК РФ в список затрат, не участвующих в формировании налогооблагаемой прибыли, включает и сверхнормативные расходы по нотариальным услугам. Обычно это касается действий, для совершения которых не требуется установленной нотариальной формы. Расчет тарифов в этом случае опирается на требования ст. 22 Основ законодательства РФ «О нотариате».
Бухгалтерскую прибыль уменьшают любые убытки, а налоговую – лишь некоторые из них. Так, налогооблагаемую прибыль нельзя уменьшить на убытки:
- от безвозмездной передачи имущества, работ, услуг и имущественных прав (п. 16 ст. 270 НК РФ);
- от передачи имуществав уставный капитал другой фирмы или простого товарищества (пп. 1 п. 1 ст. 277 и п. 4 ст. 278 НК РФ);
- от уступки права требования до наступления срока платежа по договору сверх суммы процентов, рассчитанных согласно статье 269 Налогового кодекса;
- от уступки права требования финансовым агентом.
ПРИМЕР
Компания подариласвоему сотруднику автомобиль. К моменту передачи остаточная стоимость автомобиля составила 25 000 руб. Стоимость подаренного автомобиля следует отразить в бухгалтерском учете в составе прочих расходов. В целях налогообложения прибыли стоимость безвозмездно переданного имущества не учитывается (п. 16 ст. 270 НК РФ).
Бухгалтер сделал проводки:
ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 01
– 25 000 руб. – списана остаточная стоимость автомобиля, подаренного сотруднику;
ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
– 5000 руб. (25 000 руб. ×20%) – отражена сумма постоянного налогового обязательства.
Каждая фирма имеет право не чаще одного раза в год (на конец отчетного года) переоценивать свои основные средства. Индексы для этого она может разработать сама или воспользоваться коэффициентами Росстата. При этом переоценивают однородные группы основных средств. Например, если вам принадлежит несколько зданий, то нужно переоценить их все.
Если вы решили провести переоценку основных средств, то в последующем придется это делать каждый год.
В бухучете переоценку основных средств отражают следующим образом: дооценку – на счете 83 «Добавочный капитал», уценку – на счете 91 «Прочие доходы и расходы».
Для налогообложения прибыли результаты переоценки не учитывают. Об этом сказано в пункте 1 статьи 257 Налогового кодекса. Поэтому сумма дооценки основных средств – это и есть постоянная положительная разница. Она появляется в процессе начисления амортизации на основное средство. По дооцененному имуществу амортизация в бухучете всегда будет больше, нежели в учете налоговом. С разницы между суммами амортизации следует ежемесячно начислять постоянное налоговое обязательство в течение оставшегося срока использования основного средства или до очередной переоценки.
ПРИМЕР
ЗАО «Актив» имеет на балансе станок. Его первоначальная стоимость в бухгалтерском и налоговом учете – 100 000 руб. Срок полезного использования станка равен 40 месяцам. Амортизацию в обоих учетах «Актив» начисляет линейным способом. При этом учет ведет по методу начисления.
По состоянию на 31 декабря 2011 года станок переоценили. Его балансовая стоимость увеличилась до 120 000 руб. К моменту переоценки станок прослужил 20 месяцев. По нему была начислена амортизация в сумме 50 000 руб. После переоценки она возросла до 60 000 руб. (50 000 руб. ×1,2).
Бухгалтер сделал в учете проводки:
ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 83
– 20 000 руб. (120 000 руб. – 100 000 руб.) – увеличена стоимость станка после переоценки;
ДЕБЕТ 83 КРЕДИТ 02
– 10 000 руб. (60 000 руб. – 50 000 руб.) – увеличена сумма амортизации станка в результате переоценки.
Таким образом, в бухучете после переоценки амортизация ежемесячно будет начисляться в сумме 3000 руб. (120 000 руб. : 40 мес.), а в налоговом учете – 2500 руб. (100 000 руб. : 40 мес.). Поэтому каждый раз будет возникать постоянная положительная разница в размере 500 руб. (3000 руб. – 2500 руб.). С нее ежемесячно нужно начислять постоянное налоговое обязательство:
ДЕБЕТ 99 субсчет «Постоянное налоговое обязательство» КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
– 100 руб. (500 руб. ×20%) – начислено постоянное налоговое обязательство.
Обратите внимание
Если в предшествующие годы вы уценили основное средство, то постоянная положительная разница после дооценки образуется в пределах предыдущей уценки.
Расходы, не учитываемые в целях налогообложения согласно ст. 270 НК РФ
- Расходы, не учитываемые в целях налогообложения 2007 / Базарова А. С.
- Консультации экспертов 2015 /
- Налог на прибыль организаций 2010 / Семенихин В. В.
- Налог на прибыль и доходы, не учитываемые при определении налоговой базы 2012 / Семенихин В. В.
- Спорные вопросы учета в целях налогообложения прибыли отдельных внереализационных расходов 2013 / Лермонтов Ю. М.
Налогообложение
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ И РАСХОДЫ,
НЕ УЧИТЫВАЕМЫЕ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ
НАЛОГОВОЙ БАЗЫ
В. В. АВДЕЕВ, консультант по налогам и сборам
Целью любой предпринимательской деятельности является получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг. Организации, признаваемые налогоплательщиками налога на прибыль, определяя налоговую базу по налогу, уменьшают полученные доходы на сумму произведенных расходов. Но помимо доходов и расходов, учитываемых при налогообложении прибыли, российским налоговым законодательством определены перечни доходов и расходов, которые не могут быть учтены при налогообложении. Рассмотрим расходы, которые не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Перечень таких расходов содержится в ст. 270 Налогового кодекса РФ (НК РФ). Перечень этот достаточно большой и, к сожалению, в рамках одной публикации нет возможности подробно рассмотреть каждый из перечисленных в этой статье расходов, поэтому остановимся на наиболее распространенных.
Расходы в виде сумм начисленных налогоплательщиком дивидендов и других сумм прибыли после налогообложения (п. 1 ст. 270 НК РФ). Дивидендом в соответствии со ст. 43 НК РФ признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов по привилегированным акциям), по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале этой организации.
Вопрос учета для целей налогообложения прибыли расходов, связанных с выплатой дивидендов, рассмотрен в письме Минфина России от 17.06.2011 № 03-03-06/1/355. В письме отмечено, что согласно п. 2 ст. 42 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ
«Об акционерных обществах» источником выплаты дивидендов является прибыль общества после налогообложения (чистая прибыль), которая определяется по данным бухгалтерской отчетности.
Учитывая, что выплата дивидендов не является деятельностью, направленной на получение дохода, и осуществляется за счет чистой прибыли организации, сопутствующие расходы, связанные с выплатой дивидендов, в том числе расходы по оплате услуг банка, почтовые сборы за перечисление дивидендов и другие, по мнению Минфина России, не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль.
Расходы, осуществленные за счет чистой прибыли, не учитываются в налоговой базе по налогу на прибыль организаций вне зависимости от характера таких расходов. Если, например, налогоплательщик осуществляет расходы на капитальный ремонт основных средств за счет сумм распределяемого дохода, т. е. за счет прибыли, оставшейся после налогообложения, такие расходы на основании п. 1 ст. 270 НК РФ не могут быть учтены в целях налогообложения прибыли. Такие разъяснения были даны в письме Минфина России от 27.04.2006 № 03-03-04/1/406.
Расходы в виде пени, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (в государственные внебюджетные фонды), процентов, подлежащих уплате в бюджет в соответствии со ст. 176.1 НК РФ, а также штрафов и других санкций, взимаемых государственными организациями, которым законодательством РФ предоставлено право наложения указанных санкций (п. 2 ст. 270 НК РФ). Напомним, что ст. 176.1 НК РФ определен заявительный порядок возмещения налога на добавленную стоимость.
В письме Минфина России от 08.04.2009 № 0303-06/1/227 дан ответ на вопрос о том, могут ли быть учтены в целях налогообложения прибыли расходы в
виде сумм, взысканных по решению суда, в частности, сумм исполнительского сбора, предусмотренного ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». В письме отмечено, что в соответствии с правовой позицией, высказанной в п. 3 постановления Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 № 13-П, сумма исполнительского сбора относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Данная мера представляет собой санкцию штрафного характера, т. е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. По мнению Минфина России, затраты в виде исполнительского сбора для целей налогообложения прибыли организаций не учитываются.
До принятия главы 25 Налогового кодекса РФ одной из основных проблем при формировании себестоимости для целей налогообложения был тот факт, что формулировки Положения о составе затрат позволяли вносить в определение себестоимости элемент субъективности. Речь идет о вопросе, являлся ли перечень затрат, приведенный в Положении о составе затрат, закрытым, то есть не подлежащим расширению. Вследствие особенностей формулировок Положения, должностными лицами государственных органов зачастую на субъективной основе решалось, что те или иные затраты не предусмотрены Положением о составе затрат, или же делался вывод, что эти затраты можно отнести на себестоимость по подп. «а» п. 2 Положения.
Состав расходов признаваемых для целей налогообложения с вступлением в силу главы 25 НК РФ, изначально не ограничен, что позволяет избежать имевшейся ранее проблемы. Однако с другой стороны, не ограничен и список затрат, которые не признаются в целях налога на прибыль: согласно п.49 ст.270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются также иные расходы, не соответствующие критериям, указанным в п.1 ст.252 НК РФ.
Таким образом, законодатель отказался от действовавшей ранее концепции прямого перечисления и в п.1 ст.252 НК РФ определил основные критерии признания расходов. Но на практике это привело к значительно более острым проблемам, нежели имевшимся в рамках действия Положения о составе затрат, что требует самого серьезного анализа. В данном случае от решения принципиальных вопросов, связанных со ст.252 НК РФ, будет зависеть возможность признания налогоплательщиком расходов в каждом конкретном случае.
Итак, в соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ «расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода».
Следовательно, для признания в целях налогообложения прибыли расходы должны одновременно удовлетворять трем главным критериям:
- Расходы должны быть произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода;
- Расходы должны быть экономически оправданными;
- Расходы должны быть подтверждены документально.
Можно без сомнения утверждать, что, как бы ни были хорошо сформулированы нормы главы 25 НК РФ, проблемы с ее практическим применением все равно бы возникали. Это связано и с неограниченным многообразием видов деятельности и хозяйственных операций, и с особенностями русского языка, допускающего различный смысловой оттенок и даже смысл одних и тех же слов.
Но все это, конечно, не должно давать законодателю повода не стремиться к максимальной точности и ясности законодательства, что не раз подчеркивал и Конституционный суд РФ в своих решениях. К сожалению, глава 25 НК РФ представляет собой очередной пример недостаточно тщательной проработки. В данном разделе мы, конечно, не станем давать рекомендации законодателю, а займемся теми проблемами, которые вызваны несогласованностью норм главы 25 НК РФ и отказом от устоявшихся ранее правил. Несмотря на то, что глава 25 НК РФ далека от идеала, она действует, и на основе ее текста приходится принимать конкретные решения, от которых во многом зависят налоговые обязательства организаций.
Наибольшее количество проблем, связанных с налогом на прибыль, по вполне понятным соображениям всегда вызывает учет расходов. За время действия главы 25 НК РФ в отношении учета расходов сформировалось несколько принципиальных, общих вопросов, на которые законодательство не дает конкретного ответа. Можно сказать, что это фундаментальные, системообразующие проблемы, решения которых требует большинство конкретных ситуаций с расходами налогоплательщиков. Безусловно, ответы на них должны быть четко сформулированы в Кодексе, но до тех пор, пока этого не произойдет, нам, налоговым консультантам, бухгалтерам и аудиторам, придется решать эти проблемы самостоятельно, фактически читая Кодекс между строк.
Следует подчеркнуть, что по объективным причинам все изложенное в этом разделе является личной позицией автора. Она может совпадать или не совпадать с позицией МНС РФ и независимых специалистов, но остается, в то же время, лишь личной позицией. Данные проблемы специалистами, как правило, в системном плане не анализировались, и ответы на эти вопросы не определены законодательно. Будем надеяться, что в дальнейшем эти недостатки главы 25 НК РФ будут устранены.
Итак, выделим три основные проблемы по учету, группировке и классификации расходов.
РАСХОДЫ, НЕ УЧИТЫВАЕМЫЕ ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ
И, наконец, последняя проблема, которую мы рассмотрим в данной статье: по каким правилам следует классифицировать расходы на включаемые в стоимость товаров (товарно-материальных ценностей, основных средств, покупных товаров, ценных бумаг) и включаемые в расходы, единовременно уменьшающие налоговую базу?
Данная проблема была актуальна и в рамках действия Закона о налоге на прибыль: даже тогда, когда большинство таких вопросов было урегулировано положениями по бухгалтерскому учету, все равно не удавалось учесть все многообразие возникающих ситуаций и осуществляемых хозяйственных операций. Но, так или иначе, до 2002 года существовала определенная система, основанная, в первую очередь, на ст.11 Закона о бухгалтерском учете, согласно которому первоначальная стоимость имущества оценивается исходя из всех затрат, связанных с его приобретением.
В главе 25 НК РФ такой системы (по крайней мере, четко установленной) нет. Законодатель принял решение полностью отказаться от устоявшихся в бухгалтерском учете правил, от традиций, основанных на опыте, и попытался создать новую, самодостаточную модель учета, и — потерпел поражение. В главе 25 НК РФ не закреплен основной принцип классификации расходов. И налогоплательщики, и налоговые органы сталкиваются, в связи с этим, с самыми серьезными трудностями: включать ли те или иные расходы в стоимость имущества или учитывать их в составе расходов, единовременно уменьшающих налоговую базу.
Особенно это важно в отношении расходов, перечисленных в ст. 264 и 265 НК РФ — является ли тот факт, что расходы перечислены в составе прочих и внереализационных, свидетельством того, что они не включаются в стоимость приобретаемого имущества?
На взгляд автора, нет, не является. С точки зрения правовой логики недопустимо формальное, выборочное толкование отдельных положений законодательства вне их системной связи с другими положениями, о чем неоднократно писал и Конституционный суд РФ (например, Определение №162-О от 05.07.2001, Постановление №5-П от 28.03.2000). А причины, по которым расходы перечислены в соответствующих статьях Кодекса, были изложены при рассмотрении первой проблемы (см. выше).
Поэтому, по мнению автора, расходы, связанные с приобретением имущества, как правило, подлежат включению в его стоимость, даже если они перечислены в Кодексе (необходимо иметь в виду, что на расходы, включаемые для целей налогообложения в стоимость имущества, также распространяются требования ст.252 НК РФ).
Исключение составляют те расходы, исходя из текста упоминания о которых можно сделать вывод, что они относятся к прочим (внереализационным) вне зависимости от того, с чем связаны (например, расходы в виде процентов по долговым обязательствам, которые относятся ко внереализационным вне зависимости от характера предоставленного кредита или займа (текущего и (или) инвестиционного) — подп.2 п.1 ст.265 НК РФ). Кроме того, исключение составляют расходы, связанные с приобретением товаров для перепродажи — они согласно ст.320 НК РФ однозначно включаются в издержки обращения.
Рассмотрим в качестве примера порядок формирования стоимости основных средств и товарно-материальных ценностей.
Итак, первоначальная стоимость основного средства (в том числе предметов лизинга) согласно ст.257 НК РФ определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с НК РФ. Вместе с тем, в статьях 254-265 НК РФ перечислен ряд расходов, традиционно увеличивавших стоимость основных средств.
Включать ли такие расходы в стоимость основных средств? Налоговые органы уже высказали свое мнение по рассматриваемому вопросу в Методических рекомендациях МНС РФ по применению главы 25 НК РФ, но довольно двусмысленно. Так, в соответствии с этим документом «расходы, для учета которых в целях исчисления прибыли установлен особый порядок, в первоначальную стоимость объекта основных средств не включаются. Например, расходы по страхованию имущества (статья 263 НК РФ), проценты по кредитам банка, полученного на приобретение основного средства, суммовые разницы (внереализационные расходы)».
На взгляд автора, под «особым порядком» здесь следует понимать все же не упоминание расходов, а конкретное и однозначное указание, что те или иные расходы учитываются в составе прочих (внереализационных) во всех случаях, в том числе, если они связаны с приобретением основных средств. Речь в данном случае идет, в первую очередь, о следующих расходах:
- суммы таможенных пошлин по приобретенному объекту (подп.1 п.1 ст.264 НК РФ);
- суммы комиссионных сборов, связанных с приобретением основных средств (подп.3 п.1 ст.264 НК РФ);
- суммы информационных и консультационных услуг, связанных с приобретением основных средств (подп.14 и 15 п.1 ст.264 НК РФ);
- расходы на командировки, связанные с приобретением основных средств (подп.12 п.1 ст.264 НК РФ)
Статьей 270 НК РФ установлен перечень расходов, не учитываемых при формировании налоговой базы по налогу на прибыль. Он является открытым, поскольку для целей налогообложения не признаются любые затраты, не удовлетворяющие критериям пункта 1 статьи 252 НК РФ.
Расходы, осуществленные за счет чистой прибыли, т.е. прибыли, оставшейся после налогообложения, не учитываются в налоговой базе по налогу на прибыль организаций вне зависимости от характера таких расходов.
Минфин России в письме от 27.04.2006 N 03-03-04/1/406 указал, что в том случае, если налогоплательщик осуществляет расходы на капитальный ремонт основных средств не за счет чистой прибыли, указанные расходы на основании пункта 1 статьи 260 НК РФ учитываются при налогообложении прибыли.
В случае если налогоплательщик расходы на ремонт основных средств произвел за счет сумм распределяемого дохода, т.е. за счет прибыли, оставшейся после налогообложения, такие расходы на основании пункта 1 статьи 270 НК РФ не могут быть учтены в целях налогообложения прибыли.
А в письме от 03.02.2006 N 03-03-04/1/79 Минфин России указывает, что ввиду того, что векселя третьих лиц служат средством оплаты доли прибыли, распределенной участнику общества, их стоимость также не учитывается при налогообложении прибыли.
Абзацем 3 пункта 3 Постановления КС РФ от 30.07.2001 N 13-П определено, что сумма исполнительского сбора относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Минфин России в письме от 08.04.2009 N 03-03-06/1/227 пришел к выводу, что затраты в виде исполнительского сбора для целей налогообложения прибыли организаций не учитываются.
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632. В соответствии с указанным Постановлением устанавливается два вида базовых нормативов платы:
1) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;
2) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).
Также определен порядок взимания платы за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды.
Следует отметить, что Постановлением КС РФ от 14.05.2009 N 8-П признано не соответствующим Конституции РФ положение подпункта «б» пункта 4 указанного Постановления Правительства РФ, предоставляющее право органам исполнительной власти субъектов РФ освобождать отдельные организации от платы за загрязнение окружающей природной среды.
Статьей 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов, с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, могут устанавливаться при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Исходя из положений вышеизложенных норм, при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе материальных расходов могут быть учтены только платежи за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов.
При этом плата за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов), но превышающие предельно допустимые нормативы, а также плата за сверхлимитные выбросы являются платежами за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и в соответствии с пунктом 4 статьи 270 НК РФ при налогообложении налогом на прибыль не учитываются.
Минфин России в письме от 16.03.2006 N 03-03-04/1/238 указал, что к материальным расходам относятся платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду.
По мнению Минфина России, к материальным расходам в целях налогообложения прибыли относится лишь плата за сброс загрязняющих веществ в сточных водах абонента в пределах нормативов водоотведения по качеству сточных вод. Платежи за сверхнормативный сброс абонентом загрязняющих веществ не учитываются при налогообложении прибыли.
-
Арбитражный процессуальный кодекс
-
Бюджетный кодекс
-
Водный кодекс
-
Воздушный кодекс
-
Градостроительный кодекс
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации
-
Жилищный кодекс
-
Земельный кодекс
-
Кодекс административного судопроизводства
-
Кодекс внутреннего водного транспорта
-
Кодекс об административных правонарушениях
-
Кодекс торгового мореплавания
-
Лесной кодекс
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс
-
Таможенный кодекс Таможенного союза
-
Трудовой кодекс
-
Уголовно-исполнительный кодекс
-
Уголовно-процессуальный кодекс
-
Уголовный кодекс
-
ФЗ об исполнительном производстве
Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ
-
Производственный календарь 2017
Для пятидневной рабочей недели
-
Закон о коллекторах
Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ
-
Закон о национальной гвардии
Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ
-
О правилах дорожного движения
Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090
-
О защите конкуренции
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ
-
О лицензировании
Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ
-
О прокуратуре
Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1
-
Об ООО
Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ
-
О несостоятельности (банкротстве)
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
-
О персональных данных
Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ
-
О контрактной системе
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
-
О воинской обязанности и военной службе
Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ
-
О банках и банковской деятельности
Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1
-
О государственном оборонном заказе
Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ
-
Закон о полиции
Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017)
-
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 06.02.2007 N 6 (ред. от 26.12.2017)
«Об изменении и дополнении некоторых Постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по гражданским делам»
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)
-
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2018 N 15
«О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей — физических лиц и у работодателей — субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям»
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)
-
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 56
«О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных со взысканием алиментов»
Расходы, не учитываемые при налогообложении
-
Федеральный закон от 03.08.2018 N 300-ФЗ
«О внесении изменений в статью 5 части первой и статьи 422 и 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 03.08.2018 N 297-ФЗ
«О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 03.08.2018 N 294-ФЗ
«О внесении изменений в часть первую и главу 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части особенностей налогообложения международных холдинговых компаний)»
-
Федеральный закон от 03.08.2018 N 302-ФЗ
«О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 03.08.2018 N 303-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах»
-
Федеральный закон от 03.08.2018 N 334-ФЗ
«О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 27.11.2017 N 335-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 03.08.2018 N 313-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
В п. 7 рассматриваемой статьи НК РФ указано, что расходы на негосударственное пенсионное обеспечение не учитываются в целях налогообложения, кроме случаев, изложенных в п. 16 ст. 255 НК РФ. Обратимся к указанной статье, чтобы узнать, какие же взносы все-таки можно учесть в расходах. Для учета в налогообложении добровольных пенсионных платежей необходимо соблюдение следующих условий:
- Взносы перечисляются на именные счета работников, открытых в негосударственном фонде.
- Выплата пенсий при наступлении оснований страхования происходит в пределах суммы, накопленной на именном счете участника программы, но в течение срока не менее 5 лет либо до конца жизни.
- Общая сумма расходов на добровольное пенсионное страхование и долгосрочное страхование жизни в целях налогообложения должна составлять не более 12% от суммы всех расходов, включенных в оплату труда.
Пример
ООО «Гранд» оформило программу негосударственного пенсионного обеспечения для сотрудников и оплатило взносы за сентябрь 2016 года в размере 100 000 руб. Фонд заработной платы составил 500 000 руб. за сентябрь. 12% от ФОТ составляет 60 000 руб., следовательно только эту сумму можно учитывать при расчете налога на прибыль. Остальная сумма в 40 000 руб. будет покрываться за счет чистой прибыли организации.
На данный вопрос отвечает п. 26 рассматриваемой статьи. В нем указано, что оплата проезда сотрудников до места работы не может снижать налогооблагаемую базу, кроме следующих случаев:
- Условия возмещения транспортных расходов оговорены в трудовом/коллективном договоре.
- Необходимость проездных расходов обусловлена особенностями производства. Это означает, что до места работы не ходит общественный транспорт либо движение затруднено (недостаточная регулярность, неудобное расписание).
Пример
ООО «Леспром» имеет деревоперерабатывающий завод в поселке Подмосковья. Автобусы ходят по расписанию с 7.00 до 22.00. В силу технологических особенностей производства на заводе практикуется многосменный режим рабочего дня. Для сотрудников ночной смены организован специальный ночной рейсовый автобус, обслуживающийся транспортной компанией «Перевозчик». Условия по доставке сотрудников изложены в коллективном договоре. За сентябрь компания «Перевозчик» выставила счет на 60 000 руб. Можно ли учесть такие расходы при расчете налога на прибыль?
Ответ: да, такие расходы можно признать в целях налогообложения, так как соблюдены 2 условия для принятия — расходы предусмотрены в договоре, расходы обоснованы технологическими особенностями производства.
Чтобы принять расходы для целей налогообложения, необходимо, чтобы они удовлетворяли принципам, изложенным в ст. 252 НК РФ. Один из таких принципов — экономическая оправданность расходов. То есть каждая потраченная копейка должна приносить экономическую выгоду компании.
Если компания передает имущество на безвозмездной основе, то здесь не предусматривается какое-либо извлечение выгоды. Значит, такие расходы нельзя принимать к учету для исчисления налога на прибыль.
Особое внимание стоит обратить на п. 2 ст. 690 ГК РФ, который запрещает компании передавать безвозмездно активы своим собственным учредителям. Неудивительно, что согласно Налоговому кодексу такая передача не может включаться в расходы, снижающие налоговые обязательства.
Амортизация по передаваемому в безвозмездное пользование основному средству перестает начисляться. Если актив был возвращен в компанию, то можно возобновить начисление амортизации. Исключение составляет случай, когда передача имущества была осуществлена в целях выполнения обязательства перед государственными структурами. Факт такого обязательства должен быть закреплен документально в законодательном порядке.
В п. 6 ст. 270 НК РФ 2016 указано, что затраты, связанные с услугами необязательного страхования, не могут быть учтены при расчете налоговой базы по налогу на прибыль с целью ее снижения, кроме случаев, изложенных в п. 16 ст. 255 кодекса. Для учета таких расходов при налогообложении необходимо соблюдение следующих условий:
- Срок договора ДМС должен быть не менее одного года.
- Медицинские организации, оказывающие услуги по лечению, должны иметь соответствующие лицензионные документы.
- Сумма расходов по ДМС, принимаемых в целях налогообложения, не должна превышать 6% от фонда оплаты труда.
Остальные виды добровольного страхования (за исключением видов, перечисленных в ст. 263, ст. 291) не могут быть учтены при расчете налога на прибыль. Например, платежи компании по страхованию гражданской ответственности, которые нужно перечислить за нарушение условий договора, не принимаются в целях налогообложения.
Рассмотрим расходы по договорам добровольного страхования, которые возможно учесть при налогообложении прибыли:
- перечисления в ПФР по договорам добровольного страхования за своих сотрудников;
- страхование активов организации (имущества, транспорта и пр.), необходимых при ведении бизнеса;
- страхование определенных типов рисков и ответственности компании;
- страхование жизни и здоровья заемщиков кредитных учреждений.
Пример
ООО «Волга» покупает годовую программу для своих сотрудников по обслуживанию добровольного медицинского страхования. Стоимость программы составляет 900 000 руб. Расходы на оплату труда по итогу отчетного года составили 12 млн руб. Лимит расходов, способствующих снижению базы по прибыли, составляет 6% от фонда оплаты труда, то есть 720 000 руб. Остальная сумма в 180 000 руб. не может быть учтена для целей налогообложения.
«Входной» НДС по расходам, не учитываемым для налогообложения прибыли
Организация может включать в затраты по оплате трудовой деятельности все виды выплат, которые предусмотрены в трудовых либо коллективных договорах. Если такие условия не закреплены документально во внутренних организационных документах, то эти расходы нельзя учитывать в целях налогообложения.
П. 23 рассматриваемой статьи четко относит расходы в виде материальной помощи к расходам, не влияющим на формирование налоговой базы. То есть прописывать выплаты именно в качестве матпомощи невыгодно для компании.
Иногда компании берутся выдавать сотрудникам подъемные, например, при смене места работы. В госструктурах подобные выплаты нормируются в законодательном порядке. Что касается коммерческих организаций, здесь необходимо закрепить подобную возможность выплаты во внутренних организационных документах, например в положении об оплате труда. Там же стоит зафиксировать нормы и условия по выплате. Если подъемные выдадут сверх установленного лимита, то переплату нельзя списать в расходы для налога на прибыль (п. 37 ст. 270 НК РФ).
Расходы по развлекательным событиям, оплате турпутевки для сотрудника, оформлению подписки на журналы, не относящиеся к хозяйственной деятельности, и иным мероприятиям, несущим полезность только сотруднику, а не компании, также не могут влиять на налогооблагаемую базу согласно п. 29 рассматриваемой статьи.
Безвозмездная передача имущества сотруднику компании также не может причисляться к экономически оправданным расходам, следовательно такая передача не снижает налог на прибыль.
Пример
На дом сотрудника ООО «Гранд» в результате грозы свалилось дерево и проломило крышу. Руководитель общества решил помочь сотруднику материально и выплатить сумму 120 000 рублей на ремонт крыши, а также отдать лишние стройматериалы. Выплата производится за счет компании. Можно ли учесть эту сумму и списание материалов при учете налога на прибыль?
Ответ: отданные материалы и выплаченные деньги выступают в качестве безвозмездно переданного имущества. Согласно п. 16 рассматриваемой статьи такие расходы не могут учитываться при подсчете налога на прибыль.
Согласно п. 39 рассматриваемой статьи услуги нотариуса не включаются в расходы для налога на прибыль, если они были осуществлены за пределами установленных тарифов. Ознакомиться со шкалой установленных тарифов можно в ст. 22 Основ законодательства РФ о нотариате. Операции, которые включают расходы больше тарифной планки, не предполагают обязательного заверения нотариусом либо не являются экономически оправданными, нельзя учитывать при подсчете налога на прибыль.
Пример
ООО «Волга» посылает курьера забрать ТМЦ из отдела доставки. Для этих целей ему оформляют доверенность. В отделе доставки работник отказывается выдавать груз без нотариально заверенной доверенности. Руководителю приходится ехать вместе с курьером к нотариусу и заверять доверенность нотариально по действующему тарифу в 200 рублей. Можно ли учесть эту сумму в расходах, которые могут снизить налоговые платежи?
Ответ: нет, так как данная форма доверенности не требовала обязательного нотариального заверения.
Согласно п. 5 рассматриваемой статьи расходы, связанные с приобретением амортизируемого оборудования (например, расходы на модернизацию, достройку), не могут единовременно учитываться в целях налогообложения. То же касается и участников лизинговых операций: расходы получателей по выкупу лизингового имущества не снижают налоговые обязательства.
Если приобретенное оборудование является амортизируемым, то списывать его стоимость можно по мере начисления амортизации, то есть на протяжении всего срока использования.
Оборудование подлежит амортизации, если оно относится к основным средствам. Критерии основных средств в 2016 году:
- срок полезного использования превышает год;
- оборудование приобретено для хозяйственной деятельности компании;
- оборудование приобретено не в целях перепродажи;
- стоимость оборудования превышает 100 000 руб. (для активов, приобретенных после 01.01.2016)
Если оборудование не удовлетворяет перечисленным критериям, то списание его стоимости происходит в несколько другом порядке.
“Расходы не для целей налогообложения” — это тот субсчет к счетам бухгалтерского учета, из-за которого нередко возникают разногласия между бухгалтерией и руководством организации. У многих организаций по таким субсчетам проходят достаточно крупные суммы, куда могут относиться расходы начиная от проведения корпоративных мероприятий, что, в принципе, достаточно обоснованно, до хозяйственных расходов и командировок, не давших положительного результата.
Данные субсчета в официальной отчетности не фигурируют, и порой ни руководитель организации, ни ее собственники не подозревают о тех суммах, которые по ним проходят. А ведь последние напрямую влияют на размер налога на прибыль.
Очевидно, что суммы, принимаемые не для целей налогообложения по налогу на прибыль, несут некоторые налоговые риски. Однако если в стабильной предсказуемой ситуации организации бывает проще и спокойнее не рисковать, то в условиях кризиса, когда часто речь идет о выживании организации, уровень существенности рисков сильно снижается. Более внимательное отношение к расходам, принимаемым не для целей налогообложения, — способ экономии, не оказывающий никакого влияния на уровень затрат и, соответственно, на уровень жизнедеятельности организации. А если при этом учесть, что сокращение затрат, например, на 1% при рентабельности 15% дает такой же экономический эффект, как и увеличение выручки на 6,67% при сохранении того же уровня рентабельности, то становится очевидным, что к данным расходам должно быть повышенное внимание со стороны организации.
Как же складываются такие ситуации, когда достаточно большие суммы проходят не для целей налогообложения? Конечно же, все дело в несовершенстве и неоднозначности законодательства. Это что касается внешних факторов. К внутренним факторам можно отнести низкую квалификацию бухгалтеров, желание “спокойно существовать” и отсутствие тесного взаимодействия между бухгалтерами и юристами организации (что позволяет рассмотреть вопрос не только с позиции бухгалтерского и налогового учета, но и с юридической точки зрения).
Помимо этого бухгалтеры достаточно плохо ориентируются в вопросе о возможности признания спорных расходов. Часто они знакомятся только с письмами Минфина России и ФНС России, которые не являются нормативными документами. Мнение налогоплательщиков, а главное, судебная практика не изучаются. Хотя именно судебная практика может помочь организации оценить те риски, которые она понесет при признании расходов.
Какие же расходы можно признавать для целей налогообложения прибыли, а какие нельзя? Понятно, что всякая неоднозначность и отсутствие четко прописанных расходов в НК РФ влекут за собой определенные налоговые риски. На наш взгляд, все расходы можно разбить на четыре основные группы:
- Расходы со 100%-ным риском. В данную группу можно отнести превышение норм расходов, напрямую установленных НК РФ, а также расходы, указанные в ст. 270 НК РФ.
- Расходы с высоким риском. К ним относятся те расходы, которые связаны с развлечениями, отдыхом, а также напрямую не связанные с деятельностью организации (например, проведение корпоративных мероприятий, благотворительность и др.).
- Расходы со средним риском. К расходам данной группы относятся те расходы, которые нельзя отнести в другие группы.
- Безрисковые расходы. К данной группе можно отнести расходы, напрямую поименованные в гл. 25 НК РФ.
Распределение расходов между 2 и 3 группами достаточно условно — одни и те же расходы можно отнести как в одну, так и в другую группу в зависимости от обстоятельств. И именно к данным расходам возникает больше всего претензий со стороны налоговых органов. Основными причинами, по которым они не признают расходы для целей обложения по налогу на прибыль, являются следующие:
отсутствие экономической обоснованности расходов;
отсутствие конкретных положительных результатов от несения таких расходов;
отсутствие четкого указания на возможность отнесения таких расходов к расходам, принимаемым для определения облагаемой базы по налогу на прибыль, в НК РФ;
отсутствие необходимых документов.
Какие же аргументы можно привести в свою защиту? На наш взгляд, НК РФ дает достаточно полное определение расходов для целей определения налоговой базы по налогу на прибыль. В соответствии со ст. 247 и п. 1 ст. 252 НК РФ для определения облагаемой базы по налогу на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением указанных в ст. 270 НК РФ). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Таким образом, в НК РФ определен конкретный перечень критериев по отнесению затрат к расходам:
отсутствие прямого упоминания в ст. 270 НК РФ;
документальное подтверждение расходов;
В соответствии с абз. 4 п. 1 ст.
Выбираем организацию, устанавливаем флаг – «Использовать шаблоны проводок». Если суммы по авансам не должны приниматься к НУ, установите флаг «Не принимать аванс к НУ по УСН».
2. В регистре «Отражение квартплаты в учете» (меню «Настройка расчета квартплаты», блок «Отражение в учете») по видам операций «Оплата пени», «Зачет аванса пени» необходимо установить флаг «Не принимаемые доходы», если суммы оплаты пени не нужно принимать к налоговому учёту.
3. Указать проводки в регистре «Отражение квартплаты в учете» по видам операций «Оплата услуг», «Оплата пени», «Поступление аванса». Если суммы оплаты и суммы аванса принимаются на разные счета бухгалтерского учета, например: оплата – 62.01, аванс – 62.02, в этом случае необходимо настроить проводки по видам операций «Зачет аванса по услугам» и «Зачет аванса по пени».
4. В услугах, которые не должны приниматься к налоговому учету, на закладке «Дополнительно» установить флаг «Не принимаемые доходы».
5. Настроить варианты оплат.
Обязательно, должна быть заполнена закладка «Бухгалтерский учет». Укажите счет расчетов, счет авансов, аналитику, статья движение денежных средств заполняется по необходимости. Данные о движении денежных средств в дальнейшем используются для заполнения регламентного отчета №4 (отчет о движении денежных средств).
Статья 270 НК РФ. Расходы, не учитываемые в целях налогообложения
Расходы, принимаемые для целей налогообложения прибыли 2019, можно разделить на 2 основные группы (п. 2 ст. 252 НК РФ):
- расходы, связанные с производством и реализаций. Это материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации, прочие расходы (п. 2 ст. 253 НК РФ);
- внереализационные расходы (ст. 265 НК РФ). Они заслуживают отдельного внимания.
Перечни этих расходов есть в НК. Но они открытые. То есть любые затраты, которые по сути подходят под соответствующий вид расхода, могут быть учтены при расчете налога на прибыль.
Но кроме расходов, уменьшающих сумму доходов от реализации и внереализационных доходов, в НК предусмотрены расходы, не учитываемые в целях налогообложения прибыли перечень (ст. 270 НК РФ). Среди них:
- суммы начисленных дивидендов (п. 1 ст. 270 НК РФ);
- пени, штрафы, иные санкции, перечисляемые организацией в бюджет, государственные внебюджетные фонды (п. 2 ст. 270 НК РФ);
- средства и имущество, переданные по договорам кредита и займа (п. 12 ст. 270 НК РФ) и др.
Как вы понимаете, даже самый обоснованный на первый взгляд расход не учитывается при расчете налога на прибыль, если он указан в этом списке.
Принимаемые и непринимаемые расходы по налогу на прибыль организаций
Расходы в декларации по налогу на прибыль – это суммы издержек, которые, по мнению налогоплательщика, законно уменьшают базу по налогу, то есть соответствуют требованиям налогового законодательства. Требования эти достаточно жесткие, и инспекторы цепляются буквально к каждой мелочи: расход недостаточно экономически обоснован, не направлен на получение дохода, есть недочеты в его документальном подтверждении и т. д. В том числе налоговики пытаются исключить расходы из налоговой базы по причине их нерациональности, неэффективности или нецелесообразности, хотя Минфин их в этом не поддерживает (письмо от 19.04.2019 № 03-03-07/28232).
Таким образом, любой расход после его изучения контролерами может моментально переместиться из группы признаваемых в разряд непризнаваемых налоговых расходов. В п. 49 ст. 270 НК РФ прямо сказано, что при определении налоговой базы не учитываются расходы, не соответствующие законодательно установленным критериям. Остальные 48 позиций этой статьи содержат конкретные виды не признаваемых в целях налога на прибыль расходов – на благотворительность, выплату дивидендов, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет или внебюджетные фонды, уплату иных аналогичных обязательств и расходов. Все эти траты могут производиться исключительно из чистой прибыли.
Часть расходов принимают участие в налоговых расчетах только изредка (например, НДС). Другая часть признается при расчете налога на прибыль по жестко закрепленным в кодексе нормам, то есть не всегда в полной сумме (об этом читайте далее).
У начинающих бухгалтеров может возникнуть вопрос: условный расход по налогу на прибыль – это что за расход? К какой группе его отнести — к прямым или косвенным, принимаемым или непринимаемым налоговым расходам? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимы отдельные пояснения.
Компании, ведущие налоговый и бухгалтерский учет, должны учитывать тот факт, что часть не признанных в налоговом учете расходов в бухучете всё равно должны отражаться. Они формируют бухгалтерскую прибыль (убыток) и не участвуют в исчислении налоговой прибыли (убытка). В результате сумма налога на прибыль из налоговой декларации и расход по налогу на прибыль по данным бухучета не совпадают.
Особенности формирования показателя условного расхода по налогу на прибыль регулируются по правилам ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (утв. приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н).
Таким образом, условный расход по налогу на прибыль — это специфический показатель, формируемый по особым правилам. К налоговым группам расходов он отношения не имеет.
В этом материале мы подробнее рассказываем о том, что такое условный расход по налогу на прибыль и как его рассчитать.
Налоговое законодательство предъявляет к расходам жесткие требования. Они должны быть экономически оправданы, документально подтверждены и направлены на получение дохода. Расходы группируются не только на непосредственно связанные с реализацией и внереализационные, но и на принимаемые и непринимаемые при расчете налога на прибыль.
Все расходы предприятия отражаются на затратных счетах 20, 23, 25, 26, 44 и на счете 91 Прочие доходы и расходы.
Данные по этим счетам в 1С 8.3 формируются исходя из правильного заполнения Справочников статей затрат и Справочника прочих доходов и расходов.
Рассмотрим принцип заполнения справочников в 1С 8.3 для правильного отражения затрат в налоговом и бухгалтерском учете.
Неучтенные затраты могут стать причиной переплаты предприятия по налоговым обязательствам. Бюджет от отсутствия в учете субъекта предпринимательства одной или нескольких расходных операций не пострадает, но это негативно скажется на финансовом состоянии учреждения. Появление переплаты по налогу на прибыль не означает, что исключена вероятность занижения показателя начислений по другим видам налогов.
НАПРИМЕР. Если забыть учесть расходы, связанные с приобретением основного средства, налог на прибыль будет завышен, но отсутствие в учете данных о новом активе приведет к недоплате налога на имущество.
За недоимки на предприятие может быть наложен штраф и будет насчитываться пеня за просрочку платежа.
Все расходы предприятия отражаются на затратных счетах 20, 23, 25, 26, 44 и на счете 91 Прочие доходы и расходы.
Данные по этим счетам в 1С 8.3 формируются исходя из правильного заполнения Справочников статей затрат и Справочника прочих доходов и расходов.
Рассмотрим принцип заполнения справочников в 1С 8.3 для правильного отражения затрат в налоговом и бухгалтерском учете.
При обычных условиях суммы, оплаченные работниками за проезд в общественном транспорте до места исполнения своих трудовых обязанностей, не считаются расходами для определения налогооблагаемой базы (п. 26 ст. 270 НК РФ). Исключение составляют случаи, при которых условия доставки сотрудников оговорены в трудовых или коллективных договорах (в этом случае оплата проезда учитывается как оплата труда), или при транспортной недоступности рабочих мест.
Подробнее см. здесь.
Если же работодатель организовывает с этой целью спецрейсы по доставке работников, то затраты на проезд на уменьшение налога на прибыль не влияют. Об этом свидетельствует письмо Минфина от 21.01.2013 № 03-03-06/1/18.
На данный вопрос отвечает п. 26 рассматриваемой статьи. В нем указано, что оплата проезда сотрудников до места работы не может снижать налогооблагаемую базу, кроме следующих случаев:
- Условия возмещения транспортных расходов оговорены в трудовом/коллективном договоре.
- Необходимость проездных расходов обусловлена особенностями производства. Это означает, что до места работы не ходит общественный транспорт либо движение затруднено (недостаточная регулярность, неудобное расписание).
Пример
ООО «Леспром» имеет деревоперерабатывающий завод в поселке Подмосковья. Автобусы ходят по расписанию с 7.00 до 22.00. В силу технологических особенностей производства на заводе практикуется многосменный режим рабочего дня. Для сотрудников ночной смены организован специальный ночной рейсовый автобус, обслуживающийся транспортной . Условия по доставке сотрудников изложены в коллективном договоре. За сентябрь выставила счет на 60 000 руб. Можно ли учесть такие расходы при расчете налога на прибыль?
Ответ: да, такие расходы можно признать в целях налогообложения, так как соблюдены 2 условия для принятия — расходы предусмотрены в договоре, расходы обоснованы технологическими особенностями производства.
0
Влияют ли добровольные страховые взносы на уменьшение прибыли?
На расходы, произведенные по договорам ДМС, можно уменьшить налогооблагаемую прибыль. Классификация этих расходов дана в ст. 255, 263 и 291 НК РФ. Прочие затраты по страхованию на добровольной основе не влияют на расчет. Об этом говорится в п. 6 ст. 270 НК РФ. К таким расходам относится добровольное страхование ответственности, не являющееся условием международных норм для осуществления деятельности субъектом. Так, страховые премии, которые вынуждена заплатить организация в связи с нарушением договора гражданской ответственности, прибыль не уменьшают. Подобные затраты также не входят в закрытый перечень расходов согласно ст. 255, 263, 291 НК РФ.
Учесть при уменьшении налогооблагаемой прибыли можно следующие расходы по добровольному страхованию:
- взносы в Пенсионный фонд по договорам добровольного страхования за своих работников;
- страхование транспорта, грузов, ТМЦ, и иного имущества, используемого в ходе хозяйственной деятельности;
- страхование некоторых видов рисков и ответственности организаций;
- страхование жизни и здоровья заемщиков банка.
В п. 7 рассматриваемой статьи НК РФ указано, что расходы на негосударственное пенсионное обеспечение не учитываются в целях налогообложения, кроме случаев, изложенных в п. 16 ст. 255 НК РФ. Обратимся к указанной статье, чтобы узнать, какие же взносы все-таки можно учесть в расходах. Для учета в налогообложении добровольных пенсионных платежей необходимо соблюдение следующих условий:
- Взносы перечисляются на именные счета работников, открытых в негосударственном фонде.
- Выплата пенсий при наступлении оснований страхования происходит в пределах суммы, накопленной на именном счете участника программы, но в течение срока не менее 5 лет либо до конца жизни.
- Общая сумма расходов на добровольное пенсионное страхование и долгосрочное страхование жизни в целях налогообложения должна составлять не более 12% от суммы всех расходов, включенных в оплату труда.
Пример
ООО «Гранд» оформило программу негосударственного пенсионного обеспечения для сотрудников и оплатило взносы за сентябрь 2021 года в размере 100 000 руб. Фонд заработной платы составил 500 000 руб. за сентябрь. 12% от ФОТ составляет 60 000 руб., следовательно только эту сумму можно учитывать при расчете налога на прибыль. Остальная сумма в 40 000 руб. будет покрываться за счет чистой прибыли организации.
Вид договора |
Займодавец (кредитор) |
Что выдает |
Проценты |
Оформляется |
Договор займа |
Любая организация или гражданин |
Деньги или вещи, определенные родовыми признаками |
Не обязательны |
Договором Распиской Векселем |
Договор кредита |
Только банк или иная кредитная организация |
Только деньги |
Обязательны |
Договором Векселем (редко) |
Вид договора |
От чьего имени действует посредник |
Какие действия совершает |
Права и обязанности возникают |
Договор поручения |
От имени поручителя |
Совершение юридических действий |
У доверителя |
Договор комиссии |
От своего имени |
Совершение сделок |
У комиссионера, хотя бы комитент и был назван в сделке |
Агентский договор |
От своего имени или от имени принципала |
Совершение юридических и иных действий |
В зависимости от того, от чьего имени действовал агент |
Скачать презентацию «Расходы, не учитываемые при налогообложении прибыли» можно здесь
Пока нет комментариев.
Рейтинг статьи | 0 |
Количество проголосовавших | 0 |
Сумма балов статьи | 0 |
Все данные будут переданы по защищенному каналу.
Все данные будут переданы по защищенному каналу.
Все данные будут переданы по защищенному каналу.
Все данные будут переданы по защищенному каналу.
Статьей 270 НК РФ установлен перечень расходов, не учитываемых при формировании налоговой базы по налогу на прибыль. Он является открытым, поскольку для целей налогообложения не признаются любые затраты, не удовлетворяющие критериям пункта 1 статьи 252 НК РФ.
Расходы, осуществленные за счет чистой прибыли, т.е. прибыли, оставшейся после налогообложения, не учитываются в налоговой базе по налогу на прибыль организаций вне зависимости от характера таких расходов.
Минфин России в письме от 27.04.2006 N 03-03-04/1/406 указал, что в том случае, если налогоплательщик осуществляет расходы на капитальный ремонт основных средств не за счет чистой прибыли, указанные расходы на основании пункта 1 статьи 260 НК РФ учитываются при налогообложении прибыли.
В случае если налогоплательщик расходы на ремонт основных средств произвел за счет сумм распределяемого дохода, т.е. за счет прибыли, оставшейся после налогообложения, такие расходы на основании пункта 1 статьи 270 НК РФ не могут быть учтены в целях налогообложения прибыли.
А в письме от 03.02.2006 N 03-03-04/1/79 Минфин России указывает, что ввиду того, что векселя третьих лиц служат средством оплаты доли прибыли, распределенной участнику общества, их стоимость также не учитывается при налогообложении прибыли.
Абзацем 3 пункта 3 Постановления КС РФ от 30.07.2001 N 13-П определено, что сумма исполнительского сбора относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Минфин России в письме от 08.04.2009 N 03-03-06/1/227 пришел к выводу, что затраты в виде исполнительского сбора для целей налогообложения прибыли организаций не учитываются.
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632. В соответствии с указанным Постановлением устанавливается два вида базовых нормативов платы:
- за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;
- за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).
Также определен порядок взимания платы за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды.
Следует отметить, что Постановлением КС РФ от 14.05.2009 N 8-П признано не соответствующим Конституции РФ положение подпункта «б» пункта 4 указанного Постановления Правительства РФ, предоставляющее право органам исполнительной власти субъектов РФ освобождать отдельные организации от платы за загрязнение окружающей природной среды.
Статьей 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов, с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, могут устанавливаться при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Исходя из положений вышеизложенных норм, при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе материальных расходов могут быть учтены только платежи за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов.
При этом плата за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов), но превышающие предельно допустимые нормативы, а также плата за сверхлимитные выбросы являются платежами за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и в соответствии с пунктом 4 статьи 270 НК РФ при налогообложении налогом на прибыль не учитываются.
Минфин России в письме от 16.03.2006 N 03-03-04/1/238 указал, что к материальным расходам относятся платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду.
По мнению Минфина России, к материальным расходам в целях налогообложения прибыли относится лишь плата за сброс загрязняющих веществ в сточных водах абонента в пределах нормативов водоотведения по качеству сточных вод. Платежи за сверхнормативный сброс абонентом загрязняющих веществ не учитываются при налогообложении прибыли.