Аттестация на высшую категорию учителя 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Аттестация на высшую категорию учителя 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Информации о переносе сроков внедрения новой системы пока немного. Например, приказ Министерства образования об утверждении «дорожной карты» по введению НСУР не изменился – в справочных системах он отображается как действующий, но даты в нем те же (то есть, до ноября 2020 года должны создать базу с данными о компетенциях учителей.

Желание чиновников побыстрее внедрить новую систему подтверждается еще и тем фактом, что в апреле этого года (когда все школы были уже закрыты и переведены на дистанционное обучение), заместитель профильного комитета Госдумы депутат Любовь Духанина раскритиковала действующую систему аттестации – по данным ОНФ, только 17% учителей считают, что ее результаты объективны.

Но вскоре в Министерстве просвещения вышел приказ, которым сроки действия аттестации педагогов продлеваются. Это касается тех, чей срок действия аттестации истекает с 1 апреля по 1 сентября 2020 года – для них срок продлен до 31 декабря. Но сделано это было лишь для того, чтобы педагоги с истекающим сроком аттестации не потеряли доплаты за категорию, пока не могут пройти ее из-за карантинных мер.

Новая аттестация учителей с 2021 года

Несмотря на то, что основная часть нововведений касательно НСУР откладывается как минимум на сентябрь 2021 года, кое-что ждет учителей уже с нового учебного года. Прежде всего, это новые правила Роспотребнадзора, связанные с коронавирусом – в ряде регионов педагогам придется вести уроки в защитных масках, а из-за разделения времени начала и конца уроков, рабочий день может серьезно затянуться. Правда, основная часть забот ляжет на администрацию школ, хотя учителям, возможно, придется дополнительно вести уроки в дистанционной форме для учеников, которые не смогут посещать школу лично.

Второе нововведение более приятное – это новая доплата для классных руководителей в размере 5000 рублей в месяц. Она не будет заменять собой уже имеющиеся выплаты, а еще школам запретили снижать размер зарплаты педагогов из-за доплаты. По желанию регионы могут доплачивать и больше – но уже за счет собственных средств.

И, наконец, учителей может ждать новая система оплаты труда, которая закрепит определенную долю оклада в зарплате, и в теории приблизит доходы педагогов к тому уровню, который обещают «Майские указы».

Так, если законопроект будет принят, правительство получит право устанавливать отраслевые системы по оплате труда сотрудников государственных и муниципальных организаций. А главное – эти нормы в итоге могут увязать с нормой учебной нагрузки и средней зарплатой по региону. То есть, за стандартные 18 учебных часов в неделю учитель будет получать зарплату на уровне средней по региону.

Правда, до 1 ноября правительство будет только собирать отзывы о предложении, так что внедрение новой системы может тоже затянуться до следующего учебного года.

Сегодня, в условиях пандемии, активность в виртуальном пространстве только растет. И в социальных сетях все сильнее размываются грани между личной сферой и деловой. Острее становится вопрос о влиянии поведения в соцмедиа на личный бренд. Особенно он важен для людей публичных профессий, к которым также относится профессия педагога.

Как же вести себя педагогу в социальных сетях? Стоит ли добавлять в друзья своих учеников, размещать свои фотографии в купальнике и рассуждать об острых политических ситуациях? Узнайте мнение эксперта и учителей из разных стран.

Однозначно, власти хотят улучшить систему образования, на то есть свои причины:

  • теперь рост по карьерной лестнице не будет зависеть от выслуги лет;
  • оценка достижений учеников и навыков учителей будет осуществляться объективно;
  • будет создан специальный преподавательский рейтинг, который будет напрямую зависеть от профессиональной деятельности;
  • педагогам дадут возможность разрабатывать оптимальную концепцию подготовки школьников по нормам и правилам новой системы образования ФГОС.

До конца 2019 система аттестации работала в тестовом режиме, однако с начала 2020 она постепенно будет внедряться во всех регионах. Конечно, это потребует дополнительных усилий от педагогов.

В ходе тестирования результаты превзошли все ожидания. Для аттестации создана трехступенчатая система оценивания:

  1. Письменная работа. Экзамен проходит по профильной дисциплине. В ходе аттестации проверяются знания – как предметные, так и методическая компетенция педагога. В письменной работе есть не только задачи по предмету, но и вопросы по планированию и построению учебного процесса.
  2. Видеозапись урока. Эта концепция позволяет оценить коммуникативные и педагогические навыки преподавателя. На видео учителю необходимо показать, как он проводит урок, опираясь на план, и предоставить несколько самостоятельных работ учеников с выставленными оценками.
  3. Педагогический кейс. Учителю будет предоставлена вымышленная ситуация, где он должен будет рассказать способы ее разрешения. Примером может послужить общение с детьми из неблагополучных семей и составление плана по внедрению их в общественную жизнь класса и школы.

Помимо этих трех пунктов оценивается успеваемость школьников, собственные достижения педагога и условия профессиональной деятельности.

Под профессиональную аттестацию попадают все, за исключением, пребывающих в отпуске по беременности и уходу за ребенком до трехлетнего возраста. В категорию не сдающих экзамен также попадают те педагогические сотрудники, которые проработали на своей должности менее 2 лет.

Центр аттестации ежегодно избирает членов комиссии. Преподавателей предупреждают заблаговременно о времени и месте проведения оценивания. Каждый из них должен в течение двух недель после начала аттестационного процесса отправить все сведения в региональный центр.

После этого члены комиссии анализируют полученные данные и выносят заключение по поводу профпригодности того или иного сотрудника учебного заведения. Все данные заносятся в специальный протокол, а вердикт должен быть вынесен в течение 10 дней. Если результат не устроил, то, согласно действующему законодательству, решение можно обжаловать.

Новые правила гласят, что занимать должность преподавателя не сможет тот сотрудник, который не имеет даже базовой аттестационной категории. Если существующий педагогический работник не получит соответствующую категорию, то его отправят на курсы повышения квалификации, после которых экзамен можно будет сдать заново. В течение периода обучения рабочее место остается за преподавателем вместе со стандартной ежемесячной зарплатой. В случае провальной повторной аттестации администрация имеет право отстранить сотрудника от обязанностей.

Несмотря на то, что основная часть нововведений касательно НСУР откладывается как минимум на сентябрь 2021 года, кое-что ждет учителей уже с нового учебного года. Прежде всего, это новые правила Роспотребнадзора, связанные с коронавирусом – в ряде регионов педагогам придется вести уроки в защитных масках, а из-за разделения времени начала и конца уроков, рабочий день может серьезно затянуться. Правда, основная часть забот ляжет на администрацию школ, хотя учителям, возможно, придется дополнительно вести уроки в дистанционной форме для учеников, которые не смогут посещать школу лично.

Второе нововведение более приятное – это новая доплата для классных руководителей в размере 5000 рублей в месяц. Она не будет заменять собой уже имеющиеся выплаты, а еще школам запретили снижать размер зарплаты педагогов из-за доплаты. По желанию регионы могут доплачивать и больше – но уже за счет собственных средств.

И, наконец, учителей может ждать новая система оплаты труда, которая закрепит определенную долю оклада в зарплате, и в теории приблизит доходы педагогов к тому уровню, который обещают «Майские указы».

Так, если законопроект будет принят, правительство получит право устанавливать отраслевые системы по оплате труда сотрудников государственных и муниципальных организаций. А главное – эти нормы в итоге могут увязать с нормой учебной нагрузки и средней зарплатой по региону. То есть, за стандартные 18 учебных часов в неделю учитель будет получать зарплату на уровне средней по региону.

Нововведениями учителей уже не испугать, ведь образовательные программы и методики меняются довольно часто и с опытом приходит навык быстро адоптироваться к любым новым стандартам и требованиям. Тем не менее, предстоящая новая аттестация учителей вызывает беспокойство в кругах педагогов, которым предстоит подтверждать или повышать категорию в 2021 году.

Ранее стандарт устанавливал только 2 вида аттестации:

  • обязательная – на соответствие занимаемой должности (подтверждение категории присвоенной ранее),
  • по желанию – на повышение квалификационной категории.

Для прохождения аттестации педагогам необходимо было собирать внушительное портфолио с отчетами, достижениями учеников, наградами, благодарностями и иными поощрениями.

Рекомендации для аттестующихся педагогов в 2020–2021 году

В Российской Федерации профессия учителя является достаточно востребованной, но в то же время многих людей, работающих или задумывающихся о трудоустройстве по этой специальности, смущают относительно небольшие перспективны карьерного и профессионального развития. Чтобы обеспечить педагогам возможность карьерного роста в действующем законодательстве предусмотрено проведение аттестации педагогических работников, в рамках которой учителям присваиваются различные квалификационные категории.

Соответственно, высшая категория учителя — это вершина профессионального роста российских педагогических работников. Она устанавливается в рамках проведения отдельной аттестации в отношении педагогических работников, которые в добровольном порядке или по представлению работодателя, хотят получить фактическое подтверждение своей квалификации.

В рамках действующей системы образования преподаватели могут не только обеспечивать себе карьерный рост за счет повышения квалификационной категории, но также и за счет развития в горизонтальном направлении в рамках расширения спектра доступных задач. Кроме этого, многие учителя могут также развиваться не только в рамках педагогической деятельности, но и повышать свой статус и доход за счет роста в управленческой вертикали системы образования.

Высшая категория учителя нуждается в регулярном подтверждении. Единовременное прохождение аттестации предполагает предоставление такой категории лишь на время — по окончании установленного периода её придётся подтверждать вновь.

С точки зрения российского законодательства порядок аттестации учителей и других педагогических работников имеет определенное нормативно-правовое регулирование. Именно поэтому как самим учителям, так и другим сотрудникам общеобразовательных учреждений будет полезно ознакомиться с нормативно-правовыми документами и актами, которые регламентируют вопрос установления требований к высшей категории учителя:

Я учитель со стажем, “Учитель года”, имею много премий и дипломов, могу ли я сразу идти на высшую категорию?

Нет, не можете. В приказе о порядке аттестации сказано, что высшую категорию может получить педагог, у которого уже есть первая категория. Педагог с первой категорией через два года после её получения может подать заявление на получение высшей категории.

Могу ли я отказаться от аттестации? Методист пугает увольнением.

Если педагог не соответствует занимаемой должности, то руководитель может его уволить. Но не обязан этого делать: иногда работнику предлагают пройти повышение квалификации или переподготовку, а затем пройти аттестацию снова.

Кого работодатель не имеет право увольнять, даже если аттестация не пройдена?

  • Женщин с детьми до 3 лет

  • Одиноких матерей с детьми до 14 лет

  • Одиноких матерей с детьми-инвалидами до 18 лет

  • Тех, кто воспитывает детей без участия матери

Аттестация учителей с 2021 года: изменения, что будет нового

28899

20581

39948

110570

Учителей напугали реформой системы аттестации: появятся новые обязанности

Фото Видео 16111

Фото 12110

Введение должностей учителя-методиста и учителя-наставника предусмотрено Национальной системой учительского роста (НСУР). В современной школе учитель последовательно проходит три ступени профессионального развития: выпускник педвуза (молодой специалист) — учитель первой категории — учитель высшей категории. Предлагаемая модель квалификационных категорий состоит из трех ступеней: учитель — старший учитель (учитель-методист) — ведущий учитель (учитель-наставник).

Для перемещения на более высокую ступень педагогу нужно будет проработать в школе не менее 5 лет (для получения должности старшего учителя) и 10 лет (для должности ведущего учителя). Кроме этого, нужно будет пройти аттестацию. Помимо аттестации знаний, будет проводиться аттестация на соответствие профессиональному стандарту.

28 янв Особенности аттестации педагогических работников в 2020-2021 годах
7 янв Действия квалификационных категорий педагогических работников продлены до конца 2021 года
21 авг О профилактике коронавируса и вакцинации работников образовательной сферы
12 авг Рекомендации Роспотребнадзора по профилактике коронавирусной инфекции в вузах
17 июня СКС Профсоюза предложил продлить срок выплаты государственной социальной стипендии
3 июня Итоги опроса по соблюдению трудовых прав работников вузов в условиях принимаемых мер по борьбе с коронавирусом
2 июня Ответы на актуальные вопросы, поступившие на «Горячую линию» Профсоюза, во второй половине мая 2020 года

В середине года Минпросвещения собиралось реализовать «Национальную Систему Учительского Роста» — НСУР. Она регламентировала новые должности, а также введение регулярной аттестации педагогов. Дополнительно система реализовывала «Единые Федеральные Оценочные Материалы» — ЕФОМ. По ним учителя могли бы сдавать аттестацию по общим правилам вне зависимости от региона России.

Такая система должна была ставить учителей в равные условия и обеспечивать быстрое продвижение в карьере. До июня НСУР собирались официально одобрить, а с ноября начать проверку квалификации всех педагогов.

Оценка педагогической деятельности должна была проводится в четыре этапа:

  1. Проверка знания предмета. Стандартная оценка знаний по преподаваемой дисциплине. В блок включены тест по предмету, умение находить ошибки учеников, навыки составления учебного плана и так далее.

  2. Решение педагогического кейса. Учителю необходимо найти выход из сложной симуляционной ситуации, возникающей в процессе обучения школьников.

  3. Практическая оценка деятельности педагога. Обычный урок необходимо записать на видео. По нему комиссия должна была оценивать ход урока, соблюдение учебного плана и другие особенности. Правда, в начале года поступила информация, что записывать видео не потребуется.

  4. Оценка успешности учителя. Заключительный блок, в котором рассматриваются индивидуальные достижения преподавателя.

При наборе высоких баллов, учителя могли получить новую, вышестоящую должность — от младшего педагога до наставника. Однако отсрочка оценивания может повлиять на изменения в проведении аттестации, количестве этапов и так далее.

Действие квалификационных категорий педагогов продлено на весь 2021 год

В связи с пандемией проведение аттестации было отложено. Если у учителя истек срок действия удостоверения в период с 1 апреля до 1 сентября, необходимость пройти курсы повышения квалификации откладывается по 31 декабря 2020 года. Причиной отсрочки стала невозможность пройти подготовку в период самоизоляции. Чтобы учителя не потеряли доплату за категорию им разрешили работать без подтверждения квалификации.

Несмотря на отсрочку, в официальных документах дата введения НСУР не изменилась — с ноября должна быть создана база с информацией о квалификации преподавателей. По этой причине у многих возникает вопрос: «Придется ли сдавать аттестацию в 2020 году даже с учетом продления удостоверений?»

На данный момент точно известно только то, что новые квалификационные категории будут введены с 1 сентября 2021 года. Учитывая, что аттестация по новым правилам строилась вокруг новых квалификаций, внедрить систему не получится в этом году. Соответственно НСУР также должна быть перенесена еще на год.

Перенос аттестации также подтверждают слова министра просвещения Сергея Кравцова:

«Апробация новой системы аттестации педагогов в школах и внедрение новых должностей начнется с сентября 2021 года».

Вся имеющаяся на данный момент информация подтверждает, что до начала следующего учебного года учителя будут проходить проверку знаний по старым правилам.

Появится выбор карьерного роста:

  1. Вертикальный рост — специалист сдает экзамен, по итогам которого присваивается первая категория, после следующего экзамена — высшая.

  2. Горизонтальный рост — введение новых педагогических должностей: старший учитель, ведущий учитель и так далее.

При выборе горизонтального роста должности отличаются набором обязанностей. Простой учитель будет заниматься только обучением, старший сможет участвовать в создании образовательного плана, а ведущий координировать деятельность всех педагогов. Повышение квалификации будет значительно влиять на зарплату сотрудника.

Так как аттестация будет проходить планово и применяться к работникам с любым стажем, специалисты с опытом работы от 20 лет потеряют право на автоматическое присвоение 2 категории.

Проверка педагогов на соответствие занимаемой должности будет выполняться с помощью единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ). По форме ЕФОМ напоминают ЕГЭ, а единый стиль экзаменов позволит более точно сравнить навыки и знания учителей по всей России. Введение общего стандарта создает систему, в которой не будет разночтений по способам проверки компетенций преподавателей.

Часть регионов РФ уже применила новый вариант аттестации педагогов на соответствие занимаемой должности, но проект все еще находится на стадии обсуждения.

Цель создания новой системы повышения квалификации школьных учителей — уравнять возможности и повысить качество образования педагогов.

Если специалист не сдал экзамен на первую категорию, ее аннулируют. Следующая пересдача будет проведена в общем порядке. Такой же сценарий предстоит для учителей, не подтвердивших высшую категорию. Педагоги должны подтвердить первую категорию, а через 2 года смогут претендовать на высшую.

Все материалы автора

Количество подписчиков: 17

В школах могут появиться «учителя-наставники» и «учителя-методисты»

График заседаний Городской аттестационной комиссии (ГАК) на каждый учебный год утверждается приказом Департамента образования города Москвы ежегодно.

Обращаем внимание, что в соответствии с Порядком аттестации и Разъяснениями по применению порядка:

  • заявления педагогических работников о проведении аттестации рассматриваются в срок не более 30 календарных дней со дня их получения, в течение которого определяется конкретный срок проведения аттестации для каждого педагогического работника индивидуально с учетом срока действия ранее установленной квалификационной категории;
  • продолжительность аттестации для каждого педагогического работника от начала её проведения и до принятия решения аттестационной комиссией составляет не более 60 календарных дней;
  • продолжительность аттестации исчисляется 60 днями до даты заседания аттестационной комиссии, на которую распределен педагог.

Пример определения сроков аттестации:

— аттестация педагога на высшую квалификационную категорию заканчивается 26 октября 2015 года;
— заявление на аттестацию получено ГАК 26 ноября 2014 года;
— рассмотрение заявления и распределение в график работы ГАК: в соответствии со сроком окончания высшей КК поставлен на комиссию 27 октября 2015 года – информация доводится до сведения аттестуемого педагога в течение 30 дней с момента получения заявления, т.е. до 25 декабря 2014 г.;
— начало аттестации считается дата 29 августа 2015 года – за 60 дней до принятия решения ГАК.

Таким образом, подачу заявления на очередную аттестацию целесообразно осуществлять не ранее, чем за 3-4 месяца до окончания срока аттестации.

График заседаний Городской аттестационной комиссии:

  • В Москве состоялось заседание Столичной ассоциации экспертов 12 февр. 2021
  • Более 94 тыс. девятиклассников Москвы прошли итоговое собеседование по русскому языку12 февр. 2021
  • Стартовал прием заявок на участие в конкурсе профессионального мастерства «Московские мастера»11 февр. 2021

Если педагог не сможет пройти обязательную аттестацию, он должен будет пройти повышение квалификации, после чего он снова может попробовать пройти проверку на общих основаниях. То же правило касается получения и подтверждения первой квалификационной категории.

Если не пройдена аттестация на получение или подтверждение высшей категории, необходимо будет подтвердить первую и только через два года можно будет попробовать получить высшую.

Новые правила также отменяют пожизненное право педагогов, отработавших двадцать лет, на сохранение высшей категории: впредь они на общих основаниях будут подтверждать квалификацию каждые пять лет.

Прежде всего новым является формат. Предлагается ввести тестирование для учителей, своего рода ЕГЭ. Комиссия будет проверять знание предмета, уровень методических, психологических, коммуникационных навыков. Проверке подлежат и практические навыки.

Оценка квалификации учителя будет происходить во всех школах по одинаковым правилам с применением единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ). Разработка ЕФОМ до сих пор находится в стадии обсуждения, окончательного варианта нет. Но на практике они уже применялись, так как данный порядок аттестации уже был опробован как пилотный проект в школах различных регионов страны за два последних года.

Протестированная система ЕФОМ состоит из трех блоков.

  1. Письменная работа по профилю учителя. В этой части экзамена проверяются знание предмета и методика его преподавания. Здесь же могут быть предложены практические задания: например, найти ошибку в работе школьника, составить план урока и пр.
  2. Анализ профессиональной деятельности учителя. В этом блоке урок аттестуемого снимался на видео, чтобы в дальнейшем его смогли оценить независимые эксперты. Для объективной оценки к видео прилагались план-конспект урока, а также образцы работ учеников.
  3. Педагогический кейс. Это задание имеет целью проверку коммуникативных и психологических компетенций учителя. Педагогу необходимо составить план действий в разрезе предложенной ситуации. Например, как помочь трудному ребенку адаптироваться в коллективе или разрешить конфликт между школьниками.

На выполнение и сдачу всех блоков отводится не менее четырех часов, но задания выполняются в разные дни.

При успешной сдаче всех трех блоков учитель получает шестьдесят баллов из ста возможных. Предлагается оценивать еще три фактора. Максимум двадцать пять баллов учитель получает за показатель успешности учеников, десять добавляет хороший отзыв руководства и пять – мнения бывших учеников.

По результатам апробирования пилотной модели аттестации учителей Министерство просвещения уже внесло некоторые поправки. Так, предлагается отменить видеоурок. Это трудновыполнимая и затратная часть экзамена, которая требует много времени и специальных технических решений. Проблемой стало получение согласия на съемку со стороны родителей учеников. Чем заменят видеоурок, пока сказать трудно.

Мнение выпускников о работе педагога тоже получило негативную оценку во время пилотного проекта. Оценка носит субъективный характер и часто бывает спорной.

ЕФОМ уже применяются в процессе аттестации учителей. Документ открыт для обсуждения и изменений. Регионы сами решают, в каком формате проводить аттестацию учителей в 2020 году: будет это открытый урок или портфолио.

По новым правилам аттестация для педагогов станет обязательной. Один раз в пять лет всем учителям придется подтвердить свою квалификацию, независимо от опыта. Отменяется автоматическое присвоение второй категории педагогам, стаж работы которых превышает двадцать лет.

С вводом новой модели аттестации в 2020 году у работников образования появится возможность строить свою карьеру по двум направлениям: вертикальному или горизонтальному. Первое – это получение сначала первой, затем высшей квалификационной категории. И второе направление – введение новых должностей: старшего учителя и ведущего учителя. Предполагается, что учитель качественно обучает детей. Старший учитель, кроме этого, создает образовательные программы, принимает методические решения. Ведущий учитель будет являться наставником, помогать коллегам, направлять и координировать их работу.

Проект постановления правительства об изменении номенклатуры должностей с введением новых уже находится в стадии подготовки. Значительно будет различаться и зарплата педагогов.

Молодым учителям, впервые пришедшим на работу в школу, придется сдавать аттестацию на вхождение в профессию. Процедура аттестации пока не утверждена. Скорее всего, это будет первичная проверка знаний. Правда, возникает вопрос, для чего это нужно, поскольку учитель только что закончил вуз и сдал государственные экзамены.

Аттестацию повторную, на соответствие должности, молодой педагог будет сдавать после первых двух лет трудовой деятельности в школе.

Как уже говорилось выше, обязательная аттестация проводится в школе раз в пять лет. Если педагог настроен на карьерный рост, существует вариант добровольной аттестации для присвоения первой или высшей категории.

Для участия в аттестации учителей в 2020 году педагог должен подать заявление в аттестационную комиссию и приложить следующие документы:

  • копию аттестационного листа (если имеется квалификация, присужденная ранее);
  • копию диплома об образовании;
  • копию свидетельства о браке (если ранее менялась фамилия);
  • документы о предыдущем повышении квалификации (если оно было);
  • информационную карту с результатами деятельности;
  • профессиональное портфолио;
  • характеристику с места работы.

В пакет документов, который представляется в аттестационную комиссию, администрация школы должна добавить еще справку с места работы, анализ результатов учеников, отзывы об учителе его выпускников.

  • базового оклада (за 18 часов в неделю);
  • доплат за расширенный объем работы (дополнительные часы, внеклассная работа, классное руководство и др.);
  • стимулирующих выплат (за высокие показатели, применение передовых образовательных методик и за другие особые заслуги).

Согласно президентским майским указам 2012 года, зарплаты педагогов среднего образования власти должны были довести до уровня средней зарплаты по регионам уже к 2018 году. На самом деле выполнение данного распоряжения по всем регионам прошло неравномерно. Но после выхода указа главы государства в мае 2019 года произошли некоторые корректировки. Они касаются мер по совершенствованию алгоритма расчета заработных плат работникам бюджетного сектора. Согласно решениям, принятым во исполнение этого распорядительного документа, повышение зарплаты учителям в 2020 году будет происходить также с 1 января, но уже по схеме «размер годовой инфляции + 2 %». Отчетное время для проверки исполнения указа тоже названо – это будет апрель 2020 года.

  1. Базового оклада (за 18 часов в неделю);

  2. Доплат за расширенный объем работы (дополнительные часы, внеклассная работа, классное руководство и др.);

  3. Стимулирующих выплат (за высокие показатели, применение передовых образовательных методик и за другие особые заслуги).

Ввиду того, что финансирование образования – дело регионального бюджета, получается, что в разных регионах эта задача решается неодинаково. Определение размера базовой ставки оклада педагога целиком находится в компетенции региональных законодателей, хотя назначение ее происходит на основе рекомендаций органов федерального уровня.

Таблица критериев для аттестации учителя на высшую категорию

Сегодня все педагогические работники относятся к одной из четырёх квалификационных категорий: молодой специалист, учитель, который соответствует занимаемой должности, и педагоги первой и высшей квалификационной категории. Категория «молодой специалист» присваивается выпускникам педвузов, которые после защиты диплома устроились на работу. Этот статус сохраняется за специалистом в течение трёх лет и больше, если учитель ушёл в отпуск по уходу за ребёнком, его призвали на военную службу или он поступил на очное отделение аспирантуры.

По истечении этого срока учитель обязан пройти профэкзамен на соответствие занимаемой должности. Комиссия принимает решение, достаточно у педагога знаний и умений или нет. Если она придёт к выводу, что специалист не соответствует занимаемой должности, руководство школы вправе его уволить. В случае, если молодой учитель успешно прошёл аттестацию, следующую переаттестацию он проходит только через 5 лет. Переподтверждение категории на «соответствие» — обязательная процедура для всех педагогов. Освобождают от неё беременных женщин и тех, кто находится в отпуске по уходу за ребёнком, а также сотрудников, находящихся на больничном более 4 месяцев.

Логично, что к педагогам, подавшим заявление на получение первой категории, предъявляются более высокие требования, чем к их коллегам, просто подтвердившим соответствие занимаемой должности. Так, первую категорию присваивают учителям, если их ученики показывают «стабильные положительные результаты по предмету и высокую степень развития интеллектуальных, творческих, физкультурно-спортивных способностей», говорится в Приказе Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 года №276. Ещё одно обязательное условие — преподаватель должен внести личный вклад в повышение качества образования, активно участвовать в работе своей школы и делиться опытом с коллективом.

Через два года после получения первой категории педагог имеет право пройти аттестацию на получение высшей категории. Порядок получения высшей категории аналогичный получению первой. При этом добавляется дополнительное требование. Претендент должен активно участвовать в работе методических объединений школы, в разработке программно-методического сопровождения обучения, а также в профессиональных конкурсах.

«Нередко от учителей требуют участия в мероприятиях регионального уровня», — пояснил «Парламентской газете» первый зампред Комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин. Такие возможности не всегда есть в глубинке, поэтому профсоюзы работников образования считают это условие трудновыполнимым. «Порядок профаттестации нуждается в улучшении, его нужно менять», — поддержал профсоюзы Смолин.

Ранее, выступая на Московском международном салоне образования коллега Смолина по комитету Любовь Духанина привела данные исследования ОНФ об отношении педагогов к аттестации. Согласно опросу, только 17% учителей считает результаты аттестации полностью объективными. По мнению 23% учителей, аттестация не отражает реальной картины профессиональных знаний и умений, а 29 % опрошенных считают её формальной процедурой.

Кроме того, требования, выдвигаемые аттестацией, не всегда совпадают в разных регионах, отметила замглавы профильного комитета Госдумы. Другими словами, одни субъекты вводят для учителей «обязаловку» в виде участия в региональных конференциях и слётах, другие нет. В Москве, как пояснил «Парламентской газете» директор школы №548, народный учитель РФ Ефим Рачевский, такого требования нет. «Самое главное условие — учитель должен хорошо учить детей и делать свои процессы открытыми, чтобы у него могли учиться молодые коллеги», — сказал он. Действующую систему аттестации он считает понятной и привычной. По условиям аттестации, отработав три года, молодой специалист сможет сразу сдать экзамен на высшую категорию, уточнил Рачевский. Такие случаи, по его словам, в школе «Царицыно» были.

Сразу после окончания учебного заведения учитель приобретает статус «молодой специалист». Он сохраняется в течение трех лет и предусматривает доплату.

После того, как молодой специалист отрабатывает по специальности два года, у него есть возможность пройти квалификационные испытания на первую категорию. Принимает решение о присвоении областная комиссия оценки качества.

Испытание состоит из очного этапа, где изучается практической опыт педагога и уровень заполнения отчетной документации. Заочный этап проходит в виде анализа предоставленного самоотчета, где по каждой позиции начисляется определенное количество баллов. Затем на заседании комиссии, принимается коллегиальное решение о соответствии учителя заявленной категории. В случае положительного исхода голосования, приказом присваивается категория.

Если учитель не принимает решения об аттестации на первую категорию, присваивается соответствие занимаемой должности внутри учреждения. Специально созданная комиссия коллегиально решает этот вопрос.

Срок действия любой категории продолжается в течение пяти лет. Спустя отведенный срок педагог может подать заявление на присвоение высшей категории. Процедура очень похожа на предыдущую, но отличается повышенными требованиями к квалификации и уровню трансляции опыта.

Если учитель чувствует в себе силы, возможно досрочное присвоение категории, но не ранее чем через два года работы.

Чем отличается аттестация на категорию от подтверждения соответствия занимаемой должности

Аттестация на категорию проходит с участием экспертов Центра оценки качества образования. Решение о присвоении принимается на областном уровне.

Подтверждение занимаемой должности по форме немного отличается в сторону упрощения и проводится специалистами учреждения с участием администрации.

Еще одно основное отличие, оплата по первой категории выше, чем по соответствию занимаемой должности.

Приказ Министерства образования и науки Пермского края от 29.01.2021 № 26-01-06-57 «Об аттестации педагогических работников Пермского края на первую квалификационную категорию в декабре 2020 года»(pdf, 12.65 Мб)

Дата публикации 29 января 2021
Дата изменения 29 января 2021

Просмотреть Скачать

Приказ Министерства образования и науки Пермского края от 30.12.2020 № 26-01-06-774 «Об аттестации педагогических работников Пермского края на высшую и первую квалификационные категории в декабре 2020 года»(pdf, 10.43 Мб)

Дата публикации 12 января 2021
Дата изменения 12 января 2021

Просмотреть Скачать

Приказ Министерства образования и науки Пермского края от 11.01.2021 № 26-01-06-2 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Пермского края от 10 июля 2020 г. № 26-01-06-149 «Об утверждении списков педагогических работников Пермского края, аттестуемых в феврале 2021 года»(pdf, 7.73 Мб)

Дата публикации 12 января 2021
Дата изменения 12 января 2021

Просмотреть Скачать

Приказ Министерства образования и науки Пермского края от 12.01.2021 № 26-01-06-4 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Пермского края от 18 августа 2020 г. № 26-01-06-247 «Об утверждении списков педагогических работников Пермского края, аттестуемых в марте 2021 года»(pdf, 433.26 Кб)

Дата публикации 12 января 2021
Дата изменения 12 января 2021

Просмотреть Скачать

Приказ Министерства образования и науки Пермского края от 30.12.2020 № 26-01-06-782 «О внесении изменений в список педагогических работников государственных, муниципальных и частных организаций Пермского края, осуществляющих образовательную деятельность в сфере образования, аттестуемых с целью установления соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой квалификационной категории в апреле 2021 года, утвержденный приказом Министерства образования и науки Пермского края от 10 июля 2020 г. № 26-01-06-148″(pdf, 301.67 Кб)

Дата публикации 12 января 2021
Дата изменения 12 января 2021

Просмотреть Скачать

Приказ Министерства образования и науки Пермского края от 24.12.2020 № 26-01-06-695 «Об аттестации педагогических работников Пермского края на первую квалификационную категорию в ноябре 2020 года»(pdf, 8.57 Мб)

Дата публикации 25 декабря 2020
Дата изменения 25 декабря 2020

Просмотреть Скачать

Письмо Министерства образования и науки Пермского края от 15.12.2020 № 26-36-вн-1386 «О направлении графика аттестации педагогов в декабре 2020 года»(pdf, 363.08 Кб)

Особенности аттестации педагогических работников в 2020-2021 годах

Раньше выдавался аттестационный лист, сейчас уже нет. Сведения о присвоении категории оформляются приказом министерства образования и публикуются на их сайте.

На основании данного приказа работодатель делает запись в трудовой книжке, например:

15.10.2017 Установлена высшая квалификационная

категория по должности «Учитель»

Приказ Министерства образования и молодёжной политики РК от 10.10.2017 № 525-нк

Наличие первой и высшей категории дает возможность учителю не только обладать более высоким статусом (как минимум, морально), всё-таки это подтверждает определенный профессионализм работника, но и получить за это материальное вознаграждение – прибавку в процентах. Размер зависит от региона, у нас в Республике Коми за наличие первой категории – плюс 45 % к окладу, за высшую – 60%.

Если вы работаете по совместительству, то подтверждение СЗД на основном месте работы (даже если название должности совпадает) не подойдёт. Другая организация вправе провести свою аттестацию в соответствии с условиями для её проведения (см. выше).

Если же у вас категория, то информация о ней вносится в трудовую книжку. Вы можете работодателю по совместительству предоставить заверенную копию трудовой книжки с указанием действующей категории или же заверенный приказ министерства.

Срок действия – 5 лет.

Если у вас на момент введения нового порядка аттестации действует вторая категория (сейчас отменена), то она продолжает действовать до момента новой аттестации.

В соответствии с п. 2 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»:

«Установить, что квалификационные категории, установленные педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений до утверждения Порядка, указанного в пункте 1 настоящего приказа, сохраняются в течение срока, на который они были установлены».

Если у вас действует категория, установленная до включения Республики Крым в состав России, то она также действует до конца своего срока.

Многие учителя отмечают, что аттестация для них как «семь кругов ада», поскольку отнимает много времени и сил. Большинство выбирают аттестацию в виде предоставления портфолио (у разных учителей требования отличаются), их вы можете найти и посмотреть на сайтах органов, занимающихся аттестацией в вашем регионе/районе.

Также учителям представляется выбрать для аттестации сдачу экзамена. На данный момент при выборе экзамена вы освобождаетесь от оформления портфолио, но в ближайшее время хотят ввести нововведение, согласно которому и при сдаче экзамена будут просить небольшое портфолио.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *