Порядок ведения государственного кадастра недвижимости 2021
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок ведения государственного кадастра недвижимости 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Утвержден новый порядок ведения государственного кадастра недвижимости
Зарегистрирован в Минюсте РФ 31 марта 2010 г.
Регистрационный N 16771
В соответствии с частью 10 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N31, ст. 4017; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 52, ст. 6410, ст. 6419) и пунктом 5.2.18 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 24, ст. 2867; N 46, ст. 5337; 2009, N 3, ст. 378; N 18, ст. 2257; N 19, ст. 2344; N 25, ст. 3052; N 26, ст. 3190; N 38, ст. 4500; N 41, ст. 4777; N 46, ст. 5488), приказываю:
Утвердить прилагаемый Порядок ведения государственного кадастра недвижимости.
Министр Э. Набиуллина
Порядок ведения государственного кадастра недвижимости
I. Общие положения
1. В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»1 (далее — Закон о кадастре) государственный кадастр недвижимости (ГКН) является систематизированным сводом сведений о недвижимом имуществе, о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, о геодезической и картографической основе ГКН и кадастровом делении территории Российской Федерации (далее — кадастровые сведения) и состоит из содержащих такие сведения разделов:
1) реестра объектов недвижимости;
2) кадастровых дел;
3) кадастровых карт.
2. Порядок ведения государственного кадастра недвижимости (далее — Порядок) устанавливает структуру, состав кадастровых сведений и правила внесения кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости, а также структуру, состав и правила ведения кадастровых дел.
Порядок не определяет правила воспроизведения кадастровых сведений на кадастровых картах.
3. Порядок не применяется в отношении сооружений (линейных и тому подобных), расположенных на территории более чем одного кадастрового округа.
4. При внесении кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости уполномоченными должностными лицами органа кадастрового учета выполняются следующие кадастровые процедуры:
1) внесение сведений о ранее учтенных объектах недвижимости;
2) постановка на государственный кадастровый учет (далее — кадастровый учет) объекта недвижимости;
3) учет изменений объекта недвижимости (в том числе учет части объекта недвижимости и учет адреса правообладателя объекта недвижимости);
4) снятие с кадастрового учета объекта недвижимости;
5) внесение кадастровых сведений в соответствии с документами, поступающими в орган кадастрового учета из органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке информационного взаимодействия при ведении ГКН (статья 15 Закона о кадастре) (далее — порядок информационного взаимодействия);
6) исправление технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях.
II. Структура и состав кадастровых сведений Реестра объектов недвижимости
5. Реестр объектов недвижимости состоит из:
1) реестров объектов недвижимости кадастровых округов, ведение которых осуществляется на электронных носителях (далее — Реестры)2 ;
2) форм государственных реестров земель кадастровых районов, содержащих сведения о ранее учтенных земельных участках (далее — формы ГРЗ КР), и журналов учета кадастровых номеров кадастровых районов на бумажных носителях.
Реестры создаются на основе государственных реестров земель кадастровых округов на электронных носителях, являющихся составной частью Единого государственного реестра земель.
Для ведения Реестров используется автоматизированная информационная система ГКН (АИС ГКН).
6. Кадастровые сведения в Реестре содержатся в текстовой форме и группируются по следующим записям:
об объектах недвижимости, расположенных на территории кадастрового округа;
о прохождении Государственной границы Российской Федерации;
о границах между субъектами Российской Федерации;
о границах муниципальных образований;
о границах населенных пунктов;
о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий;
о кадастровом делении территории кадастрового округа;
о картографической и геодезической основах кадастра.
7. Формы ГРЗ КР и журналы учета кадастровых номеров кадастровых районов содержат сведения о ранее учтенных земельных участках и их кадастровых номерах на бумажных носителях.
Необходимость и структура государственного кадастра недвижимости в 2021 году
(в ред. Приказов Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121, от 12.03.2015 N 137, от 31.03.2015 N 188, от 16.06.2015 N 376, от 12.08.2015 N 555, от 24.11.2015 N 878, от 20.01.2016 N 16)
В соответствии с частью 10 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 31, ст. 4017; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 52, ст. 6410, ст. 6419) и пунктом 5.2.18 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 24, ст. 2867; N 46, ст. 5337; 2009, N 3, ст. 378; N 18, ст. 2257; N 19, ст. 2344; N 25, ст. 3052; N 26, ст. 3190; N 38, ст. 4500; N 41, ст. 4777; N 46, ст. 5488), приказываю:
Утвердить прилагаемый Порядок ведения государственного кадастра недвижимости.
Министр
Э.С.НАБИУЛЛИНА
УТВЕРЖДЕН
Приказом
Минэкономразвития России
от 04.02.2010 N 42
1. В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре) государственный кадастр недвижимости (ГКН) является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с Законом о кадастре недвижимом имуществе, о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, об особых экономических зонах, созданных в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее — особые экономические зоны), о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, о территориях объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, о проектах межевания территорий, о геодезической и картографической основе ГКН и кадастровом делении территории Российской Федерации (далее — кадастровые сведения), иных предусмотренных Законом о кадастре сведений и состоит из содержащих такие сведения разделов: (в ред. Приказов Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121, от 16.06.2015 N 376, от 24.11.2015 N 878)
Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 31, ст. 4017; 2008, N 30, ст. 3597, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 19; N 19, ст. 2283; N 29, ст. 3582; N 52, ст. 6410, ст. 6419.
. Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30, ст. 3127; 2006, N 23, ст. 2383; N 52, ст. 5498; 2007, N 45, ст. 5417; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 52, ст. 6416; 2011, N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4563, 4590; N 45, ст. 6335; N 49, ст. 7043, 7070; N 50, ст. 7351; 2012, N 53, ст. 7643; 2013, N 9, ст. 873; N 30, ст. 4064; 2014, N 26, ст. 3377; 2015, N 1, ст. 52; N 27, ст. 3975; N 29, ст. 4339. (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 24.11.2015 N 878)
1) реестра объектов недвижимости;
2) кадастровых дел;
3) кадастровых карт.
Ведение ГКН осуществляется с использованием автоматизированной информационной системы ГКН (АИС ГКН). (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)
2. Порядок ведения государственного кадастра недвижимости (далее — Порядок) устанавливает структуру, состав кадастровых сведений и правила внесения кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости, а также структуру, состав и правила ведения кадастровых дел.
Порядок не определяет правила воспроизведения кадастровых сведений на кадастровых картах.
3. Пункт утратил силу. (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)
4. При внесении кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости уполномоченными должностными лицами органа кадастрового учета выполняются следующие кадастровые процедуры:
1) внесение сведений о ранее учтенных объектах недвижимости;
2) постановка на государственный кадастровый учет (далее — кадастровый учет) объекта недвижимости;
3) учет изменений объекта недвижимости (в том числе учет (снятие с учета) части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя объекта недвижимости, учет в связи с исправлением кадастровой ошибки); (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)
4) снятие с кадастрового учета объекта недвижимости;
5) внесение кадастровых сведений в соответствии с документами, поступающими в орган кадастрового учета из органов государственной власти , органов местного самоуправления и иных органов в порядке информационного взаимодействия при ведении ГКН (статья 15 Закона о кадастре) (далее — порядок информационного взаимодействия); (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)
5. Реестр объектов недвижимости состоит из:
1) реестров объектов недвижимости кадастровых округов, ведение которых осуществляется на электронных носителях (далее — Реестры);
Сноска — Исключена. (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)
2) форм государственных реестров земель кадастровых районов, содержащих сведения о ранее учтенных земельных участках (далее — формы ГРЗ КР), и журналов учета кадастровых номеров кадастровых районов на бумажных носителях.
Реестры создаются на основе государственных реестров земель кадастровых округов на электронных носителях, являвшихся составной частью Единого государственного реестра земель. (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)
Абзац 5 — Утратил силу. (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)
6. Кадастровые сведения в Реестре содержатся в текстовой форме и группируются по следующим записям:
об объектах недвижимости, расположенных на территории кадастрового округа;
о прохождении Государственной границы Российской Федерации;
о границах между субъектами Российской Федерации;
о границах муниципальных образований;
о границах населенных пунктов;
об особых экономических зонах; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 24.11.2015 N 878)
о поверхностных водных объектах; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 24.11.2015 N 878)
о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, территориях объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — территории объектов культурного наследия); (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 16.06.2015 N 376)
о проекте межевания территории; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 16.06.2015 N 376)
о кадастровом делении территории кадастрового округа;
о картографической и геодезической основах кадастра.
7. Формы ГРЗ КР и журналы учета кадастровых номеров кадастровых районов содержат сведения о ранее учтенных земельных участках и их кадастровых номерах на бумажных носителях.
Внесение новых записей в формы ГРЗ КР и журналы учета кадастровых номеров кадастровых районов прекращается с 1 марта 2008 г.
Внесение новых сведений о ранее учтенных земельных участках или сведений о прекращении их существования осуществляется в Реестре. В случае снятия с кадастрового учета ранее учтенного земельного участка его подраздел на бумажном носителе закрывается, а формы закрытого подраздела ГРЗ КР включаются в кадастровое дело такого земельного участка.
8. Запись об объекте недвижимости в Реестре имеет следующую структуру:
1) общие сведения об объекте недвижимости в объеме, предусмотренном пунктами 63, 73, 76, 79 и 82 Порядка;
2) сведения о местоположении границы объекта недвижимости (для земельного участка) либо сведения о местоположении объекта недвижимости (для здания, сооружения, объекта незавершенного строительства и помещения) в объеме, предусмотренном пунктами 64, 74, 74.1, 77, 77.1, 80, 80.1 и 83 Порядка; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.08.2015 N 555)
3) адрес правообладателя, адрес электронной почты правообладателя, по которым осуществляется связь с правообладателем объекта недвижимости; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 16.06.2015 N 376)
Приказ Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 N 42
63. В Реестр вносятся следующие общие сведения о земельном участке:
1) вид объекта недвижимости (земельный участок);
2) кадастровый номер и дата внесения кадастрового номера в ГКН;
3) ранее присвоенный государственный учетный номер (кадастровый или условный номер), если такой номер был присвоен до присвоения в соответствии с Законом о кадастре кадастрового номера, и дата присвоения такого номера, сведения об организации или органе, которые присвоили такой номер в установленном законодательством порядке; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 24.11.2015 N 878)
4) кадастровый номер (номера) земельного участка (земельных участков), в результате раздела, объединения или перераспределения которого (которых) был образован существующий земельный участок (далее — исходный земельный участок), либо кадастровый номер земельного участка, в результате выдела в счет доли в праве общей долевой собственности из которого был образован существующий земельный участок;
5) кадастровые номера земельных участков, образуемых из существующего земельного участка;
6) номер кадастрового квартала, в котором находится земельный участок; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)
7) категория земель, к которой отнесен земельный участок;
8) разрешенное использование земельного участка;
9) площадь в квадратных метрах с округлением до 1 квадратного метра с указанием погрешности вычисления;
10) кадастровые номера расположенных в пределах земельного участка зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства;
10.1) учетный номер особой экономической зоны, если земельный участок расположен в границах такой зоны; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 24.11.2015 N 878)
11) сведения о лесах, расположенных в пределах земельного участка (лесничество (лесопарк)), участковое лесничество, номера лесных кварталов, к которым относится указанный участок (при их наличии), категория лесов (резервная, эксплуатационная, защитная);
12) сведения о водных объектах, расположенных в пределах земельного участка (вид водного объекта (река, озеро, водохранилище, болото и т.д.), наименование водного объекта (при его наличии);
13) сведения об иных природных объектах, расположенных в пределах земельного участка, в объеме сведений, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия.
14) условный номер земельного участка, образованного (образуемого) в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, проектом межевания земельного участка или земельных участков либо схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, и реквизиты решения об утверждении этого проекта межевания территории или решения, которым предусматривается утверждение данной схемы; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 16.06.2015 N 376)
15) отметка о принятии акта и (или) заключении договора, предусматривающих предоставление исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка; для строительства наемного дома социального использования или наемного дома коммерческого использования либо для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования или для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования: (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 16.06.2015 N 376)
вид, наименование, реквизиты (дата и номер) акта о предоставлении земельного участка для строительства наемного дома социального использования или наемного дома коммерческого использования, наименование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявших такой акт; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 16.06.2015 N 376)
73. В Реестр вносятся следующие общие сведения о здании:
1) вид объекта недвижимости (здание);
2) кадастровый номер и дата его внесения в ГКН;
3) ранее присвоенный государственный учетный номер (кадастровый, инвентарный или условный номер), если такой номер был присвоен в порядке, действовавшем до вступления в силу Закона о кадастре, и дата присвоения такого номера, сведения об организации или органе, которые присвоили такой номер в установленном законодательством порядке;
4) кадастровый номер (номера) объекта (объектов) недвижимости, в результате преобразования которого (которых) было образовано существующее здание;
5) кадастровые номера объектов недвижимости, образуемых из существующего здания;
6) кадастровые номера помещений, расположенных в здании; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)
7) кадастровый номер земельного участка, на котором расположено здание. Если здание расположено на нескольких земельных участках, — кадастровые номера всех таких земельных участков;
7.1) номер кадастрового квартала, в котором находится здание; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)
8) назначение здания (нежилое здание, жилой дом, многоквартирный дом);
8.1) наименование здания (указывается наименование здания при его наличии, например храм Христа Спасителя, Театр оперы и балета); (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)
9) площадь в квадратных метрах с округлением до 0,1 квадратного метра;
10) количество этажей, в том числе подземных этажей при наличии этажности; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)
11) материал наружных стен;
12) год ввода в эксплуатацию здания после завершения его строительства или год завершения данного строительства; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)
13) сведения о включении здания в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также сведения об отнесении здания к выявленным объектам культурного наследия, подлежащим государственной охране до принятия решения о включении его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации или об отказе включить его в данный реестр: (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)
реквизиты решений Правительства Российской Федерации, органов охраны объектов культурного наследия о включении здания в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, об отнесении здания к выявленным объектам культурного наследия, подлежащим государственной охране, об отказе включить выявленный объект культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, об исключении объекта культурного наследия из единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 16.06.2015 N 376)
регистрационный номер, вид и наименование этого объекта в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации — в отношении здания, являющегося объектом культурного наследия; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)
76. В Реестр вносятся следующие общие сведения о сооружении:
1) вид объекта недвижимости (сооружение);
2) кадастровый номер и дата его внесения в ГКН;
3) ранее присвоенный государственный учетный номер (кадастровый, инвентарный или условный номер), если такой номер был присвоен в порядке, действовавшем до вступления в силу Закона о кадастре, и дата присвоения такого номера, сведения об организации или органе, которые присвоили такой номер в установленном законодательством порядке;
4) кадастровый номер (номера) объекта (объектов) недвижимости, в результате преобразования которого (которых) было образовано сооружение;
5) кадастровые номера объектов недвижимости, образуемых из существующего сооружения;
6) кадастровые номера помещений, расположенных в сооружении; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)
7) кадастровый номер земельного участка, на котором расположено сооружение. Если сооружение расположено на нескольких земельных участках, — кадастровые номера всех таких земельных участков;
7.1) номер кадастрового квартала(ов), в котором находится сооружение; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)
8) назначение сооружения;
8.1) наименование сооружения (указывается наименование сооружения при его наличии, например газопровод «Южный поток»); (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)
8.2) тип и значение основной характеристики сооружения; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)
протяженность в метрах с округлением до 1 метра; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)
глубина, глубина залегания в метрах с округлением до 0,1 метра; площадь, площадь застройки в квадратных метрах с округлением до 0,1 квадратного метра; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)
объем в кубических метрах с округлением до 1 кубического метра; высота в метрах с округлением до 0,1 метра; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)
9) количество этажей, в том числе подземных этажей при наличии этажности; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)
10) год ввода в эксплуатацию сооружения после завершения его строительства или год завершения данного строительства; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)
11) сведения о включении сооружения в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также сведения об отнесении сооружения к выявленным объектам культурного наследия, подлежащим государственной охране до принятия решения о включении его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации или об отказе включить его в данный реестр: (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)
Кадастр – это свод сведений, представленных в определённом систематизированном и упорядоченном виде.
Государственный кадастр недвижимости (ГКН) – это систематизированные сведения о недвижимости, которая находится в пользовании или собственности на территории РФ. Эти сведения используются, например, для определения налоговой базы.
Постановка на учёт осуществляется территориальным органами Росреестра. Они же осуществляют своевременное наблюдение за объектом.
Все объекты недвижимости подлежат обязательной постановке на учет. В государственном кадастре в обязательном порядке содержатся следующие сведения о каждом объекте недвижимости:
- вид объекта;
- кадастровый номер, а также дата постановки на учёт;
- подробное описание границ объекта;
- его месторасположение;
- площадь объекта.
В государственный кадастр недвижимости также могут быть внесены и дополнительные сведения:
- учётный номер объекта, который ему присваивался раньше, если такой факт имел место;
- кадастровый номер объекта, который был образован вследствие законных действий с другим объектом недвижимости;
- кадастровый номер объекта, если он образуется из данного объекта;
- кадастровые номера участок земли, а также зданий и сооружений, расположенных на этом участке;
- сведения о возникших ранее вещных правах на данный объект;
- сведения об обременении вещных прав;
- другие дополнительные сведения, которые указаны в пункте 2 статьи 7 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».
В зависимости от объекта недвижимости те или иные кадастровые сведения могут быть более точными.
Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Основные принципы ведения государственного кадастра недвижимости перечислены в статье 4 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости». Можно выделить следующие принципы:
- единство, то есть на всей территории России государственный кадастр ведётся по единой технологии;
- общедоступность, то все получить необходимые сведения может любое физическое и юридическое лицо по запросу. Исключением являются сведения, составляющие государственную, коммерческую и иную, охраняемую законом, тайну;
- актуальность, то есть сведения постоянно обновляются;
- сопоставимость – все указанные в кадастре сведения сопоставимы со сведениями, которые содержаться на других информационных ресурсах;
- хранение сведений осуществляется на основании соответствующих нормативных актов;
- после того, как в кадастр будут внесены изменения (по необходимости), все ранние сведения сохраняются.
Ведение государственного кадастра недвижимости происходит на бумажных и электронных носителях. Если сведения на разных носителях отличаются друг от друга, то преимущественным являются бумажные носители.
Государственный кадастр объектов недвижимости на электронных носителях является частью единой государственной информационной системы, которая включает в себя также реестр прав на недвижимое имущество в электронном виде.
Ведение государственного кадастра недвижимости
Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется федеральным органом исполнительной власти. Таким органом является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
На данный государственный орган возложена функция организации единой системы, состоящей из государственного кадастра и системы государственной регистрации недвижимости.
Функции и полномочия упразднённых государственных органов (Роснедвижимость и Роскартография) полностью перешли в ведение Росреестра.
Чтобы получить сведения из ГКН, необходимо направить письменный запрос. Это можно сделать при личном посещении территориального органа Росреестра или посредством почтового сообщения. В пункте 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости». также указано, что можно воспользоваться услугами многофункциональных центров (МФЦ).
Порядок ведения государственного кадастра недвижимости и внесения сведений в государственный кадастр недвижимости определён Приказом Минэкономразвития от 04.02.2010 г. «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости».
В Приказе указано, что существует информационное взаимодействие при ведении государственного кадастра недвижимости. В рамках этого взаимодействия осуществляется:
- кадастровый учёт в связи с внесением некоторых изменений;
- внесение сведений об объектах, которые были учтены ранее;
- исправление ошибок учёта;
- снятие с учёта.
Информационное взаимодействие осуществляется с:
- государственными органами;
- органами местного самоуправления всех субъектов федерации;
- собственниками и правообладателями недвижимости.
Эти вышеперечисленные субъекты имеют право затребовать необходимую информацию из ГКН. Такая информация должна быть предоставлена в течение 5 рабочих дней с момента поступления письменного запроса.
Внесение сведений в ГКН осуществляется по инициативе:
- гражданина, который является собственником недвижимости, не поставленной на кадастровый учёт;
- юридическим лицом;
- органом государственной власти.
Для постановки объекта недвижимости на учёт необходимо обратиться в территориальный орган Росреестра по месту нахождения недвижимости. Также заявление можно подать через МФЦ. Заявление регистрируется в день обращения, а затем направляется на рассмотрение.
Заявление будет рассмотрено в течение 10 календарных дней, а при подаче через МФЦ срок может увеличиться до 15 календарных дней.
Решение о постановке на учёт недвижимости принимается специалистами Росреестра на основании документов, которые поступают в порядке информационного взаимодействия из других государственных ведомств.
Решение о внесении сведений в ГКН в порядке информационного взаимодействия, сопровождается принятием:
- решения о внесении сведений;
- решения об отказе внесения сведения.
Отрицательный ответ должен быть представлен в письменном виде, при этом такой отказ должен быть юридически обоснован (должны быть указаны ссылки на нормативные акты).
Постановка на учёт недвижимости осуществляется в течение 30 календарных дней. Такой срок установлен, если постановка на учёт осуществляется в документальном порядке, а не в порядке информационного взаимодействия.
Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.
Вопросы и ответы юристов
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением кадастровой деятельности, деятельности саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров (далее — кадастровые отношения).
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 361-ФЗ.
2. Часть утратила силу с 1 января 2017 года — Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 361-ФЗ..
3. Часть утратила силу с 1 января 2017 года — Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 361-ФЗ. .
4. Кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества (далее — кадастровый учет) сведения о таком недвижимом имуществе (далее — кадастровые работы), и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях. Специальным правом на осуществление кадастровой деятельности обладает лицо, указанное в статье 29 настоящего Федерального закона (далее — кадастровый инженер).
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 июля 2016 года Федеральным законом от 30 декабря 2015 года N 452-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 361-ФЗ.
4_1. Кадастровые работы выполняются в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее также — объекты недвижимости), частей земельных участков, зданий, сооружений, помещений, а также иных объектов недвижимости, подлежащих в соответствии с федеральным законом кадастровому учету.
(Часть дополнительно включена с 1 июля 2016 года Федеральным законом от 30 декабря 2015 года N 452-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 361-ФЗ.
4_2. В случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами определяются координаты характерных точек границ земельного участка (части земельного участка), координаты характерных точек контура здания, сооружения, частей таких объектов недвижимости, координаты характерных точек контура объекта незавершенного строительства, осуществляется обработка результатов определения таких координат, в ходе которой определяется площадь объектов недвижимости и осуществляется описание местоположения объектов недвижимости, проводится согласование местоположения границ земельного участка. В случае, установленном настоящим Федеральным законом, при выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами может быть дополнительно установлено местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке посредством пространственного описания конструктивных элементов здания, сооружения или объекта незавершенного строительства, в том числе с учетом высоты или глубины таких конструктивных элементов.
(Часть дополнительно включена с 1 июля 2016 года Федеральным законом от 30 декабря 2015 года N 452-ФЗ)
Правовую основу регулирования кадастровых отношений составляют настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 361-ФЗ.
Комментарий к статье 2
О кадастровой деятельности (с изменениями на 30 декабря 2020 года)
(Утратила силу с 1 января 2017 года — Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 361-ФЗ.)
Комментарий к статье 3
(Дополнительно включена с 24 июля 2015 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 233-ФЗ, утратила силу с 1 января 2017 года — Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 361-ФЗ.)
Комментарий к статье 3_1
Государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров (далее — государственный надзор), ведение государственного реестра саморегулируемых организаций кадастровых инженеров и ведение государственного реестра кадастровых инженеров осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (далее — орган государственного надзора).
(Статья дополнительно включена с 1 июля 2016 года Федеральным законом от 30 декабря 2015 года N 452-ФЗ)
Комментарий к статье 3_2
(Утратила силу с 1 января 2017 года — Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 361-ФЗ.)
Комментарий к статье 4
(Утратила силу с 1 января 2017 года — Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 361-ФЗ.)
Комментарий к статье 5
Кадастровый учет здания в 2021 году
1. Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения в соответствии с настоящим Федеральным законом общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений (далее — кадастровые сведения), сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.
2. Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на бумажных и (или) электронных носителях. При несоответствии между сведениями на бумажных носителях и электронных носителях приоритет имеют сведения на бумажных носителях.
3. Порядок и сроки хранения содержащихся в государственном кадастре недвижимости документов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Если документы, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, признаны вещественными доказательствами по уголовному делу, их выемка осуществляется в порядке, установленном федеральным законом. После вступления приговора в законную силу либо по истечении срока обжалования постановления или определения о прекращении уголовного дела суд или орган дознания, следователь должны возвратить указанные документы в соответствующий орган кадастрового учета.
(часть 3 в редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 250-ФЗ)
4. Государственный кадастр недвижимости на электронных носителях является частью единой федеральной информационной системы, объединяющей государственный кадастр недвижимости на электронных носителях и Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним на электронных носителях.
(часть четвертая в редакции Федерального закона от 21.12.2009 № 334-ФЗ)
5. Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
(в редакции Федерального закона от 21.12.2009 № 334-ФЗ)
6. Истечение определенного периода со дня завершения кадастрового учета объекта недвижимости, изменение требований к точности или способам определения подлежащих внесению в государственный кадастр недвижимости сведений об объектах недвижимости либо изменение геодезической или картографической основы государственного кадастра недвижимости, в том числе систем координат, используемых для его ведения, не является основанием для признания кадастровых сведений об объекте недвижимости неактуальными и (или) подлежащими уточнению.
7. В случае изменения кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
8. Кадастровые сведения являются общедоступными, за исключением кадастровых сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом.
9. В случаях, установленных настоящим Федеральным законом, в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения, которые носят временный характер. Такие сведения до утраты ими в установленном настоящим Федеральным законом порядке временного характера не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также с выполнением кадастровых работ.
(в редакции Федерального закона от 21.12.2009 № 334-ФЗ)
10. Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется органом кадастрового учета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности (далее — орган нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений).
Кадастр – это перечень объектов землепользования, подлежащих налогообложению. Весь список находится в упорядоченном виде и оформлен таким образом, чтобы информация, содержащаяся в нем, была понятно каждому пользователю.
Государственный кадастр в 2021 году представляет собой именно такой свод, который целиком и полностью опирается на законодательную базу. Также госкадастр содержит сведения экономического характера, но в рамках территории конкретного землепользования, например, лесной кадастр или водный.
Имеющиеся экономические данные помогают формировать систему налогообложения по единому принципу для каждой отдельно взятой территории.
Что входит в кадастровые сведения:
В основе формирования и регламентирования кадастровой деятельности лежат законодательные акты.
Все вопросы кадастра регулирует 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». В нем прописаны вопросы Росреестра, инженеров и их объединений, учета и правомочий сторон.
Это не единственный документ, регламентирующий кадастровую деятельность. Также эту задачу призваны решать другие нормативные акты:
В Росреестре имеется две базы и не все понимают разницу между ними. Так, чем отличается ЕГРН от ГКН?
При сделке с недвижимостью необходимо представить документы от различных государственных организаций. Обе справки потребуются для подтверждения законных прав на данную собственность.
Справка ЕГРН содержит:
- наименование объекта;
- площадь обозначенного объекта;
- проводимые в прошлом сделки по данному объекту;
- кадастровый номер;
- адрес;
- есть ли на данной собственности обременение.
Справка из ГКН содержит:
Получение сведений из ГКН регламентируется определенным порядком. Порядок оформления зависит от места, куда предъявляется данный запрос.
Получить справку можно через:
- МФЦ;
- онлайн-портал для получения госуслуг;
- регистрационную палату.
Для написания заявления в ЕГРП достаточно предъявить паспорт и квитанцию, подтверждающую факт оплаты услуги. При этом важно понимать, что государственный орган каждому может предоставить ознакомительные данные, но получить детальную информацию об объекте может только юридический представитель.
Не последнее значение имеет, то, какой именно документ необходимо получить. Если предстоит получить выписку о жилой или нежилой недвижимости, то обращаться за ней нужно в БТИ. В том случае, если выписка необходима на земельный участок, то обращаться нужно в Росреестр.
При этом обращаться необходимо только в те подразделения, которые обслуживают данную территорию. Срок выполнения такого паспорта составляет до 10 дней.
Федеральный закон четко проговаривает, что справка ГКН не имеет срока давности и остается действительной даже спустя 10 лет. Но с учетом того, что кадастровые службы с регулярностью раз в пять лет проводят оценку недвижимого имущества, имеет смысл обновлять данную справку не реже, это позволит получать актуальные сведения об актуальной стоимости данного объекта.
Некоторые государственные и финансовые организации определяют срок актуальности данной справки с 10 дней.
В том случае, если после направления запроса клиент на протяжении пяти дней не получит ответ из Росреестра по интересующей его информации, ему должно прийти уведомление о том, что эти данные отсутствуют.
Как только запрашиваемая ранее информация будет выгружена в базу данных, специалисты обязаны в тот же день или на следующий предоставить эту информацию заявителю без дополнительной платы или запроса.
Информация в Росреестре может иметься, но она может не соответствовать действительности. Сотрудники могут обнаружить неточности самостоятельно или в результате поданной заявки на получение выписки. Законодательством четко прописан срок, в течении которого должны быть произведены все исправления в базу данных, он составляет пять дней.
Ошибки могут быть технические и кадастровые. Первые для исправления требуют всего нескольких дней, для устранения вторых может потребоваться большее количество времени, так как этот процесс может потребовать запроса дополнительных данных.
Технические ошибки – это несоответствие данных кадастрового паспорта с данными документов, на основании которых проводилось заполнение сведений по объекту. Например, произошла ошибка в площади территории или количестве построек на данном участке. На исправление возникших неточностей отводится всего пять дней.
Для того, чтобы подтвердить ошибку, потребуется анализ архивных данных. В том случае, если здесь будет выявлено несовпадение, то кадастровый орган должен вынести официальное решение о смене данных в реестре. В том случае, если специалист отказывается провести изменения, заявитель вправе обратиться в суд и таким образом потребовать внесения правильных данных.
Кадастровая ошибка, чаще всего, допускается кадастровыми инженерами при проведении обследования, при составлении заключения. Ошибка в базу данных может вкрасться по вине представителей органов местного самоуправления, которые допустили ошибку при составлении схемы участка, категории назначения, границы межевания и др.
Причиной кадастровой ошибки может стать:
- Незаконно присвоенные земли и построенную недвижимость внесут в госкадастр
- Что изменится в связи с реформированием Госкомземгеодезкадастра
- Определят реальную стоимость земли и сформируют ее рынок
- Геодезии и картографии – новый закон
- Кадастр: вместо бумаг – карта с чипом
- На распространение в Узбекистане карт потребуется разрешение
Логично, что единый земельный кадастр России нуждается в администрировании и управлении. Эти функции призвана исполнять Федеральная кадастровая палата (ФКП) – структурное подразделение Росреестра, на которое возложен ряд основных функций службы:
- ведение госреестра недвижимости (ЕГРН);
- осуществление госрегистрации объектов недвижимости и сделок с ней;
- кадастровый учет и утверждение кадастровой оценки;
- предоставление актуальных сведений из ЕГРН;
- прием заявлений от граждан и организаций о кадастровом учете, регистрации;
- определение кадастровой стоимости.
Государственный кадастр недвижимости (ГКН)
Законодатель позволяет выделить 4 главных принципа, лежащих в основе ведения ГКН:
- Принцип единства используемых систем и ведения кадастра по всей России.
- Принцип непрерывности ведения кадастра и внесения в него изменений для обеспечения актуальных данных.
- Принцип открытости информации ГКН: общедоступность сведений.
- Принцип совместимости сведений кадастра недвижимости с иными информационными системами: формирование единого ЕГРН.
Можно утверждать, что государственный земельный кадастр ведется в целях систематизации работы по управлению, охране и регистрации прав на землю, деятельности по землепользованию, землеустройству, владением и распоряжением землей.
Сведениями из кадастра могут воспользоваться не только представители власти, но и любые другие лица, ведь информация о недвижимости находится в публичном доступе.
Если рассматривать кадастровое дело как научную дисциплину, можно выделить предмет и методы земельного кадастра. Предметом кадастра можно считать закономерности, используемые при создании и ведении ГКН как единой информационной базы, обеспечивающей граждан актуальными данными о недвижимости.
В деятельности кадастра используются методы математического моделирования и экономической оценки. Это позволяет ГКН исследовать, изучать и обрабатывать поступающую информацию, а также систематизировать ее для выполнения главной задачи.
Подытоживая сказанное, обращаем внимание на изменение принципов и подходов кадастрового учета земель. Прежний земельный кадастр был преобразован в кадастр недвижимости, в котором содержатся сведения обо всех объектах, а не только о земельных участках. Получить сведения из него можно при помощи публичной кадастровой карты либо запроса в ЕГРН. Эти данные всегда актуальны и общедоступны. Функции по ведению кадастра возложены на Росреестр и его территориальные подразделения.
Комплекс проводимых работ, которые можно определить в качестве ведения кадастрового учёта объектов недвижимости, имеет общегосударственное значение. Его деятельность систематизирована чёткой последовательностью иерархической соподчинённости, с выделением подведомственных общей системе организации деятельности, подсистем с менее широкими полномочиями. Также закон о ГКН регулирует получение кадастрового номера на квартиру.
Система постепенного отграничения от целостного контекста, сужается до округов, далее – до населённых пунктов и отдельных земельных участков.
Так же – отдельные участки земли, в едином информационном поле, постепенно сливаются, образуя земельные массивы и расширяясь до границ России. Масштабы этой деятельности беспрецедентны по своему значению и общему суммированному объёму.
Ведение учётных работ столь сложного уровня в едином регистрационном пространстве, стало возможным посредством тщательно спланированной и надлежаще организованной деятельности.
Ведение кадастровой деятельности осуществляется путём оперирования сложными числовыми значениями, в которых зашифрованы все имеющиеся в учётных данных сведения о земельном массиве страны. Каждый учтённый участок имеет свой неповторимый, полностью уникальный номер.
Он не совпадает с другими не только в пространстве, но и во времени. Путём сложной кодификации, отдельные участки включаются в комплексы аналогичных участков. О формирование кадастра недвижимости — читайте тут.
Система ГКН является информационным банком характерных сведений о движениях процессов, осуществляемых с недвижимостью. Основными подходами в организации и ведении учётной деятельности являются:
- Накопление информационных данных;
- Их классификация, кодирование и шифровка;
- Хранение полученных сведений;
- Трансляция информации.
Технологически, работа выстроена в двух аспектах:
- На электронных носителях, с использованием высокотехнологичных компьютерных программ;
- Путём ведения стандартного делопроизводства с применением бумажных носителей.
После проведения учётной записи факта операции с недвижимостью, а также в случае плановых проверок, учётные и отчётные данные, переносятся на электронный носитель. И наоборот – в случае подачи запроса в отношении сведений, данные извлекаются из электронных документов и переносятся в выписки на бумажных носителях.
Бумажные носители имеют приоритет, так как при обнаружении ошибки или несоответствия, производство операции приостанавливается, а сведения с бумажных носителей переносятся в электронные документы.
Записи учёта заполняются после предоставления документов о совершении операций с недвижимостью, для регистрации. После надлежащего их оформления и регистрации, проходят работы по внесению проведённой операции в учётные записи. Таким образом, они содержат сведения обо всех имущественных сделках, о составлении договоров, дополнений к ним и предоставляемых гражданам, выписках.
Не реже, чем через 5 лет, проводятся ревизии земель, с обновлением записей и переоценкой земель.
Не реже, чем через 10 лет обновляются кадастровые карты, в том числе – и интерактивные.
Ведение ГКН осуществляется на основании информационного обмена соответствующими сведениями, при этом характер взаимодействия определяется в установленном Законом порядке. Его деятельность не может быть изолирована от интересов государства и региональных представительств, а также от общественных интересов в лице граждан и различных организаций и служб.
Информационное взаимодействие осуществляется:
- С государственными органами (в соответствии с установленным перечнем);
- С органами местного самоуправления субъектов РФ;
- С правообладателями земель.
От перечисленных субъектов может быть запрошена любая необходимая информация, на основании документа (запроса) или заявления, с указанием причины требования сведений. Она должна быть предоставлена по запросу не позднее 5 дней со дня подачи запроса. Сведения подаются в виде выписки из записей учёта, и имеют статус официального документа. В их числе могут быть:
- Информация об установлении границы РФ;
- Порядок установления границ: между территориями автономных округов, субъектов РФ, населённых пунктов и аналогичных сведений;
- Об изменении порядка зонирования территорий;
- Об изменении категории, назначения или разрешённого использования земель;
- Об имущественных сделках и оформлении участков в собственность;
- Изменение результатов кадастровой оценки.
Все перечисленные сведения поступают для регистрации в процессе осуществления каждого из перечисленных видов деятельности.
Ни один из документов, касающихся оперирования с недвижимым имуществом, не будет иметь юридической силы без его внесения в записи кадастра.
Ведение учётных записей можно определить делом государственной важности, что вряд ли станет преувеличением. Поэтому организация работы выстраивается на различных уровнях допуска к информационным данным, что требует специфической организации деятельности этого общественного института.
В целом, организационный механизм деятельности ГКН определяется в качестве систематизированного свода сведений о недвижимом имуществе федерального, муниципального назначения, а также – сведений имущественного характера частных и юридических лиц.
Чёткость организации в ведении записей учёта определяется классификацией проводимых работ, которые подразделяются по следующим видам разделов:
- Организация ведения реестра учётных записей;
- Организация ведения кадастровых дел;
- Составление, хранение и использование кадастровых карт.
Объединяясь в единую цель создания актуальных данных, пригодных к использованию, разновидности кадастровой деятельности способствуют полноценному охвату всех аспектов учёта земельного ресурса.
Организационная деятельность ГКН строится на основании регламентированных правительством РФ, законодательных документов и условиях номенклатурного делопроизводства, адаптированного к данным видам работ.
Ведение кадастровой деятельности не может быть произвольным, она осуществляется лишь в установленном порядке, посредством привлечения квалифицированных сотрудников и посредством организации деятельности, в режиме уполномоченного органа.
Тем не менее, межевые работы могут проводиться как со стороны государственной организации, так и в частном порядке.
К частным геодезическим компаниям предъявляются особые требования, с учётом их квалификации и наличия лицензии на допуск, к проведению геодезических работ.
Регулирование системы ведения ГКН осуществляется на основании принятого 24.07.07 г. федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», за № 221-ФЗ. Закон прошёл регистрацию в Министерстве Юстиции РФ, ему присвоен регистрационный № 16771, 31.03.10 г. после чего он приобрёл правовую и юридическую силу.
Он был вменён в действие в качестве руководящего принципа деятельности по организации учётных работ, и вышел в свет за подписью Министра экономики Э. Набиуллиной и Президента РФ.
Этот документ полностью определяет порядок обозначенной деятельности с учётом малейших её нюансов. Он является способом нормирования всех аспектов учётной деятельности и состоит из положений, которые включают в себя:
- Структуру и состав ведения ГКН;
- Общие правила и основания для вносимых сведений;
- Технологии внесения сведений о земельных участках, объектах капитального строительства и прочих сооружений;
- Структуру ведения делопроизводства;
- Передачу дел в архивы.
До вступления этого документа в силу, он прошёл несколько этапов рассмотрения с принятием поправок. Они указаны по каждому пункту положений статей, с подробным изложением.
С полным текстом закона Приказа Министерства экономического развития РФ от 4 февраля 2010 г. № 42 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости» вы можете ознакомиться здесь.
Значимость проводимой деятельности по ведению ГКН, сложно переоценить. Она охватывает масштабом всю территорию земельных массивов, расположенных в пределах государственных границ.
Технология ведения кадастрового учёта отличается особой сложностью, она должна согласовать разрозненные сведения о земельных участках в единую комплексную систему.
Её деятельность опирается на специальные законодательные документы.
Порядок ведения государственного кадастра недвижимости
от 4 февраля 2010 года №42
Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости
(В редакции Приказов Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.03.2014 г. №121, 12.03.2015 г. №137, 31.03.2015 г. №188, 16.06.2015 г. №376, 12.08.2015 г. №555, 24.11.2015 г. №878, 20.01.2016 г. №16)
В соответствии с частью 10 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 31, ст. 4017; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 52, ст. 6410, ст. 6419) и пунктом 5.2.18 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 24, ст. 2867; N 46, ст. 5337; 2009, N 3, ст. 378; N 18, ст. 2257; N 19, ст. 2344; N 25, ст. 3052; N 26, ст. 3190; N 38, ст. 4500; N 41, ст. 4777; N 46, ст. 5488), приказываю:
Утвердить прилагаемый Порядок ведения государственного кадастра недвижимости.
Министр
1. В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»*(1) (далее — Закон о кадастре) государственный кадастр недвижимости (ГКН) является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с Законом о кадастре недвижимом имуществе, о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, об особых экономических зонах, созданных в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее — особые экономические зоны), о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, о территориях объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, о проектах межевания территорий, о геодезической и картографической основе ГКН и кадастровом делении территории Российской Федерации (далее — кадастровые сведения), иных предусмотренных Законом о кадастре сведений и состоит из содержащих такие сведения разделов:
1) реестра объектов недвижимости;
2) кадастровых дел;
3) кадастровых карт.
Ведение ГКН осуществляется с использованием автоматизированной информационной системы ГКН (АИС ГКН).
_____
. Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30, ст. 3127; 2006, N 23, ст. 2383; N 52, ст. 5498; 2007, N 45, ст. 5417; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 52, ст. 6416; 2011, N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4563, 4590; N 45, ст. 6335; N 49, ст. 7043, 7070; N 50, ст. 7351; 2012, N 53, ст. 7643; 2013, N 9, ст. 873; N 30, ст. 4064; 2014, N 26, ст. 3377; 2015, N 1, ст. 52; N 27, ст. 3975; N 29, ст. 4339.
(В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Приказами Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.03.2014 г. №121, 16.06.2015 г. №376, 24.11.2015 г. №878)
(см. предыдущую редакцию)
2. Порядок ведения государственного кадастра недвижимости (далее — Порядок) устанавливает структуру, состав кадастровых сведений и правила внесения кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости, а также структуру, состав и правила ведения кадастровых дел.
Порядок не определяет правила воспроизведения кадастровых сведений на кадастровых картах.
3. Утратил силу в соответствии с Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.03.2014 г. №121
(см. предыдущую редакцию)
4. При внесении кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости уполномоченными должностными лицами органа кадастрового учета выполняются следующие кадастровые процедуры:
1) внесение сведений о ранее учтенных объектах недвижимости;
2) постановка на государственный кадастровый учет (далеекадастровый учет) объекта недвижимости;
3) учет изменений объекта недвижимости (в том числе учет (снятие с учета) части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя объекта недвижимости, учет в связи с исправлением кадастровой ошибки);
4) снятие с кадастрового учета объекта недвижимости;
5) внесение кадастровых сведений в соответствии с документами, поступающими в орган кадастрового учета из органов государственной власти органов местного самоуправления и иных органов в порядке информационного взаимодействия при ведении ГКН (статья 15 Закона о кадастре) (далеепорядок информационного взаимодействия);
6) исправление технических ошибок в кадастровых сведениях;
7) аннулирование и исключение из ГКН сведений об объекте недвижимости (в том числе о частях объекта недвижимости), носящих временный характер;
8) изменение сведений ГКН о земельном участке при исправлении кадастровой ошибки в сведениях ГКН о местоположении границ земельного участка в случае, указанном в части 7 статьи 28 Закона о кадастре.
5. Реестр объектов недвижимости состоит из:
1) реестров объектов недвижимости кадастровых округов, ведение которых осуществляется на электронных носителях (далее — Реестры);
2) форм государственных реестров земель кадастровых районов, содержащих сведения о ранее учтенных земельных участках (далее — формы ГРЗ КР), и журналов учета кадастровых номеров кадастровых районов на бумажных носителях.
Реестры создаются на основе государственных реестров земель кадастровых округов на электронных носителях, являвшихся составной частью Единого государственного реестра земель.
Абзац пятый утратил силу в соответствии с Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.03.2014 г. №121
(см. предыдущую редакцию)
6. Кадастровые сведения в Реестре содержатся в текстовой форме и группируются по следующим записям:
об объектах недвижимости, расположенных на территории кадастрового округа;
о прохождении Государственной границы Российской Федерации;
о границах между субъектами Российской Федерации;
о границах муниципальных образований;
о границах населенных пунктов;
об особых экономических зонах;
о поверхностных водных объектах;
о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, территориях объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — территории объектов культурного наследия);
о проекте межевания территории;
о кадастровом делении территории кадастрового округа;
о картографической и геодезической основах кадастра.
(В пункт 6 внесены изменения в соответствии с Приказами Министерства экономического развития Российской Федерации от 16.06.2015 г. №376, 24.11.2015 г. №878)
(см. предыдущую редакцию)
7. Формы ГРЗ КР и журналы учета кадастровых номеров кадастровых районов содержат сведения о ранее учтенных земельных участках и их кадастровых номерах на бумажных носителях.
Внесение новых записей в формы ГРЗ КР и журналы учета кадастровых номеров кадастровых районов прекращается с 1 марта 2008 г.
Внесение новых сведений о ранее учтенных земельных участках или сведений о прекращении их существования осуществляется в Реестре. В случае снятия с кадастрового учета ранее учтенного земельного участка его подраздел на бумажном носителе закрывается, а формы закрытого подраздела ГРЗ КР включаются в кадастровое дело такого земельного участка.
Номер документа: | 42 |
Дата принятия: | 04/02/2010 |
Состояние документа: | Утратил силу |
Регистрация в МинЮсте: | № 16771 от 31/03/2010 |
Начало действия документа: | 20/04/2010 |
Органы эмитенты: | Государственные органы и организации |
Утратил силу с: | 01/01/2017 |
Документ утратил силу с 1 января 2017 года в соответствии с Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 21 ноября 2016 года №733 |
Текущая редакция принята: 20/01/2016
Вступила в силу с: 08/03/2016
Редакция от 24/11/2015
Редакция от 12/08/2015, принята документом Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации О внесении изменений в Порядок ведения государственного кадастра недвижимости… № 555 от 12/08/2015
Вступила в силу с: 28/12/2015
Редакция от 16/06/2015, принята документом Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации О внесении изменений в Порядок ведения государственного кадастра недвижимости… № 376 от 16/06/2015
Вступила в силу с: 06/10/2015
Редакция от 31/03/2015, принята документом Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации О внесении изменений в Порядок ведения государственного кадастра недвижимости… № 188 от 31/03/2015
Вступила в силу с: 09/06/2015
Редакция от 12/03/2015, принята документом Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации О внесении изменений в Порядок ведения государственного кадастра недвижимости… № 137 от 12/03/2015
Вступила в силу с: 25/04/2015
Редакция от 12/03/2014, принята документом Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации О внесении изменений в Порядок ведения государственного кадастра недвижимости… № 121 от 12/03/2014
Вступила в силу с: 30/06/2014
Первоначальная редакция от 04/02/2010
Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной…»
Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации «О внесении изменений в Порядок ведения государственного кадастра недвижимости…»
Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации «О внесении изменений в Порядок ведения государственного кадастра недвижимости…»
Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации «О внесении изменений в Порядок ведения государственного кадастра недвижимости…»
Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации «О внесении изменений в Порядок ведения государственного кадастра недвижимости…»
Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации «О внесении изменений в Порядок ведения государственного кадастра недвижимости…»
Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации «О внесении изменений в Порядок ведения государственного кадастра недвижимости…»
Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации «О признании утратившими силу некоторых Приказов Министерства экономического…»
Ссылка на Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации О внесении изменений в Порядок ведения государственного кадастра недвижимости…
Ссылка на Постановление Правительства Российской Федерации О Министерстве экономического развития Российской Федерации :: 5.2.18. порядок ведения государственного кадастра недвижимости, кадастрового деления территории Росс
Ссылка на Федеральный закон Российской Федерации О государственном кадастре недвижимости
Ссылка на редакцию документа от 12/08/2015 :: 1. В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ
Ссылка на редакцию документа от 04/02/2010 :: 3. Порядок не применяется в отношении сооружений (линейных и тому подобных), расположенных на террит
Ссылка на Федеральный закон Российской Федерации О государственном кадастре недвижимости :: Статья 15. Информационное взаимодействие при ведении государственного кадастра недвижимости
Земельный кадастр РФ, его функции и задачи в 2021 году
- ГКН
- Состав сведений об объекте недвижимости содержащихся в кадастре
- Порядок внесения сведений ГКН об объекте недвижимости
- Список документов
- Наиболее популярные вопросы и ответы на них по составу и порядку внесения сведений ГКН об объекте недвижимости
- Пример по составу и порядку внесения сведений ГКН об объекте недвижимости
- Заключение
- Образцы заявлений и бланков
- Список законов
В главе 3 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» указывается, что систематизация данных об объектах недвижимости является одной из основных задач комплекса. Состав сведений кадастра недвижимости включает:
- Описание объекта.
- Данные о собственнике.
- Местоположение строения.
- Стоимость.
Дополнительно в состав сведений ГКН вносятся:
- Указание того, к какому объекту он привязан.
- Кадастровый номер недвижимости.
- Координаты объекта.
Информация вносится в базу постоянно по стандартной технологии, единой для всей территории государства. Занимается внесением подобных данных Кадастровая палата. Для того чтобы объект был внесен в ГНК необходимо:
- Подать заявку на постановку и снятие с кадастрового учета.
- Определить стоимость имущества в соответствии с кадастром.
- Присвоить учетный номер.
- Произвести учет изменений объекта.
Ввести данные об имуществе в ГНК, при помощи составления кадастровой карты, где отмечаются разграничения по земельным участкам территории.
После проведения всех этих действий объект считается внесенным в государственный кадастр недвижимости.
Принципиальной особенностью базы считается общедоступность информации. Если Федеральным законом не установлен запрет, то запрос можно направить относительно любого участка или здания.
Заявка подается лично или посредством электронного портала государственных услуг.
Гражданка П. подала в свое время заявление на постановку в госкадастр своего жилого помещения. Через некоторое время ею был получен кадастровый паспорт.
Когда дошло дело до совершения сделки с этим объектом выяснилось, что в паспорте не указана стоимость имущества и соответственно, невозможно рассчитать госпошлину, которую необходимо оплатить.
Повторно обратившись в Росреестр с требованием переделать паспорт, П. получила ответ, в котором ей предложили по новой собрать все документы и ждать несколько недель, пока будут внесены изменения. Женщина указала руководству на то, что ошибку допустил сотрудник ведомства. Общего языка найдено не было, и П. вынуждена была подать заявление в суд о нарушении своих прав.
В результате суд принял решение в ее пользу и обязал Росреестр без предоставления документации в течение трех дней внести изменения в документ.
В итоге можно составить несколько тезисов:
- Государственный кадастр недвижимости является единой унифицированной базой, в которую постоянно вносятся данные обо всех имущественных объектах, земельных участках, а также информация о разграничении субъектов Российской Федерации.
- Целями создания данной системы является контроль со стороны исполнительных органов власти и участие всех объектов недвижимости в экономическом обороте страны.
- Не все объекты могут быть внесены в этот реестр. Исключением являются морские и воздушные суда, космические объекты, природные недра и предприятия входящие в общий имущественный комплекс.
- Регистрация осуществляется в стандартном порядке и является единой для всех субъектов Российской Федерации.
- При постановке на учет конкретного объекта потребуется внесение обязательной и дополнительной информации о нем.
- Чтобы получить кадастровый паспорт следует обратиться в Росреестр с соответствующим заявлением.
- Помимо заявки, потребуется предоставить перечень документации, утвержденный ФЗ. В каждом регионе страны перечень может быть видоизменен в связи с типом недвижимости и областными условиями.
- В процессе постановки на учет, объекту присваивается индивидуальный кадастровый номер.
- Основанием для регистрации являются: появление нового объекта, изменения относительно имущества, окончание срока его службы.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2021 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастр недвижимости (ГКН) является систематизированным сводом сведений о недвижимом имуществе, о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, о геодезической и картографической основе ГКН и кадастровом делении территории Российской Федерации (далее — кадастровые сведения).
Минэкономразвития России осуществляет нормативно-правовое регулирование в сфере государственного кадастрового учета и кадастровой деятельности. Ранее указанные функции принадлежали Минюсту России. Таким образом, до вступления в силу указанного Приказа Минэкономразвития России действует Приказ Минюста России от 20.02.2021 № 35 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости».