Окоф по б/у автомобилям в 2021 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Окоф по б/у автомобилям в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Коды из ОКОФ используются всеми предприятиями независимо от формы собственности, а также индивидуальными предпринимателями в следующих случаях:

  1. Внесение данных для целей бухгалтерского учета.

При документальной регистрации каждого объекта оформляется учетный документ, в котором должен быть определен код ОКОФ.

2. Заполнение форм отчетности в органы статистики.

Формами статистической отчетности по основным фондам предусмотрен обязательный реквизит – код ОКОФ.

3. Определение группы амортизации.

Выбирая коды ОКОФ для своего имущества, предприятие решает вопрос о сроке полезного использования, который определяется в месяцах. От правильного выбора зависит сумма амортизации и амортизационной премии для расчета налогов.

4. Отчеты для налоговой инспекции.

Для заполнения Декларации по налогу на имущество обязателен раздел 2.1 «Информация об объектах недвижимого имущества, облагаемых налогом по среднегодовой стоимости», в котором необходима информация о кодах ОКОФ по объектам недвижимого имущества.

5. Льготы по налогам.

Существуют законодательно утвержденные Перечни, в которых перечислены коды освобождаемого от налогов имущества. По этим данным предприятия анализируют свои объекты и принимают решение о минимизации налога.

Коды ОКОФ 2021 полный список новых кодов

Все объекты, которые есть у предприятия и соответствуют понятиям «основные средства» и «нематериальные активы».

Примеры основных средств — здания, оборудование, автомобили, дороги, площадки, трансформаторные станции, спецтехника и т.п. Обязательный критерий таких объектов – срок службы более года и стоимость более 40000 руб.

Нематериальные активы — в основном это программное обеспечение, результаты интеллектуальной деятельности.

Для классификации принимается объект в комплексе, то есть со всеми приспособлениями и принадлежностями, которые в него входят и вместе с ним работают. Обычно они имеют общее управление или общий фундамент.

Не подходят под классификацию:

  • предметы, которые служат менее года;
  • специальный инструмент и приспособления (для серийного производства);
  • спецодежда, форменная одежда и обувь, выдаваемая работникам;
  • молодняк животных, птица, кролики, семьи пчел и т.п.;
  • временные сооружения, возводимые при строительстве;
  • многолетние насаждения и посадочный материал;
  • бензомоторные пилы, сучкорезы и т.п;
  • временные лесные сооружения;
  • предметы, которые выдаются напрокат (независимо от их стоимости).

Также не соответствует понятию «основные фонды» имущество, которое является готовой продукцией, то есть то, что предприятие собирается продать, либо из чего планирует строить.

Код содержит в себе 12 знаков. Каждому виду основного фонда присвоен уникальный код и специальное название.

Первые три цифры означают раздел, например:

  • Жилые здания — код 100;
  • Нежилые здания – код 200;
  • Сооружения – код 220;
  • Машины и оборудование- код 300;
  • Системы вооружения- код — 400;
  • Научные системы и разработки – код 710, и т.п.

Всего 22 группы, их принцип- классифицировать объекты по видам и назначению.

Остальные цифры кода детализируют объект по подразделу, классу, подклассу и виду.

Например, объекту «Ограды металлические» соответствует код 220.25.11.23.133, что означает группу «Сооружения».

ОКОФ выглядит как очень длинная таблица, в которой нужно найти подходящий код.

Договор обязательного страхования обычно заключается на один год и в дальнейшем продлевается. Поскольку расходы по страхованию относятся к нескольким периодам, то они отражаются в бухгалтерском учете на счете 97 «Расходы будущих периодов» и их равномерно списывают в течение срока действия договора.

Для целей налогообложения расходы на ОСАГО владельцев транспортных средств включаются в состав прочих расходов в пределах утвержденных тарифов (п. 2 ст. 263 НК РФ).

Для организаций, которые применяют метод начисления, порядок списания расходов указан в п. 6 ст. 272 НК РФ. Если договор заключен на срок, равный отчетному периоду или меньше его, затраты признаются в том отчетном периоде, в котором были оплачены страховые взносы. Когда по условиям договора страхования предусмотрена оплата страхового взноса разовым платежом за срок более одного отчетного периода, то он признается в расходах равномерно в течение срока действия договора.

При использовании кассового метода страховые взносы можно исключить из налогооблагаемой прибыли в тот день, когда они перечислены страховщику (п. 3 ст. 273 НК РФ).

Автомобиль в компании: принимаем к учету

  • Выплаты по трудовым договорам. Облагать страховыми взносами?
  • 5 основных новшеств по заполнению путевых листов с 2021 года
  • Как начать изучать МСФО с нуля и какой способ лучше?
  • Как правильно провести инвентаризацию
  • Дайджест по налогам № 45. Изменения по бухгалтерскому учету
  • Путеводитель по страховым взносам: кто и за что платит

К какой амортизационной группе относится Легковой автомобиль?

Легковые автомобили относятся к амортизационным группам в зависимости от их типа.

Большая часть легковых автомобилей относится к Третьей амортизационной группе основных средств (срок полезного использования свыше 3 и до 5 лет).

В то же время, некоторые типы легковых автомобилей, например, Автомобили легковые большого класса, Автомобили легковые высшего класса относятся к 4-й или 5-й амортизационным группам.

При подсчете износа бухгалтерия самостоятельно устанавливает сроки, в которые был использован тот или иной актив. При этом все имущество распределяют по группам амортизации. Согласно п. 1 стат. 258 НК. С 2020 года на территории РФ действуют специальный Классификатор. Он помогает составить подсчет износа легкового транспорта.

Классификатор от 2020 года утвержден Постановлением Правительства РФ № 1 от 01.01.02 г. (ред. – от 28.04.18 г.).

В указанном Классификаторе предусмотрено 10 категорий. У каждой из этих категорий есть установленный срок полезного использования (СПИ). Например:

  • В первой группе находятся все активы, с СПИ от 1 до 2 лет.
  • Во второй, от 2 до 3 лет.
  • Последняя группа имеет максимально возможный срок использования — до 30 лет.

Получается, более длительный срок эксплуатации устанавливается для долговечного имущества.

Рассмотрим легковые транспортные средства, опираясь на данные классификатора. Получается, что для этого актива подходят сразу три группы: 3, 4 и 5.

Для корректного подсчета амортизации можно воспользоваться указанной ниже таблицей. В ней указаны:

  • виды транспортных средств;
  • соответствующая амортизационная группа (АГ);
  • СПИ;
  • коды ОКОФ.

Для легковых автомобилей взяты следующие группы СПИ:

  • 3 (срок 3-5 лет);
  • 4 (срок 5-7 лет);
  • 5 (срок 7-10 лет).

Для проведения расчетов, бухгалтер или владелец предприятия самостоятельно определяет АГ и сроки полезного использования. Рассмотрим конкретные примеры:

[1]

  1. Организация закупила машину «Kia Rio» с бензиновым двигателем, объемом 1,8 литра. Получается, данный актив можно отнести к третьей группе. Сроки использования — от 37 до 60 месяцев. Включая последний месяц пользования.
  2. Предприятие приобрело два джипа:
  • Первый: «Toyota Land Cruiser 100», с дизельным двигателем 4.8 литра.
  • Второй: «Toyota Land Cruiser Prado», с бензиновым ДВС, объем 2.5 литра.

Для первого случая подходит 5 группа. СПИ будет находиться в пределах от 84 до 120 месяцев. Включая последний месяц пользования.

Во втором случае транспортное средство соответствует 3 группе. Сроки использования — от 37 до 60 месяцев. Включая последний месяц пользования.

  • На фирму купили автомобиль «Ford Excursion» с бензиновым ДВС. Объём двигателя 5.5 литра. По первым признакам данное ТС можно отнести к 5 группе. Но здесь кроется небольшой подвох. Дело в том, что масса данного джипа превышает 3.5 тонны. Получается, он уже попадает под классификацию грузового транспорта. Его нельзя учитывать как легковой автомобиль.
  • Обоснованием того или иного периода использования ТС послужит акт ввода объекта в эксплуатацию. В нем нужно указать:

    • группу, к которой относится автомобиль;
    • отметить его стоимость;
    • способы расчета амортизации;
    • а также сумму ежемесячного износа.

    Все эти данные можно получить из документов при покупке машины. Обязательно сохраняйте всю документацию на автомобиль на весь срок владения!

    Сделать подсчеты и определить АГ легкового транспортного средства может как сам собственник, так бухгалтерия. Для этого потребуется точные данные по техническим характеристикам автомобиля. Также важно точно знать массу авто и год выпуска автомобиля. Эти данные можно посмотреть в документах на ТС.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Как определить амортизационную группу легкового автомобиля? Срок полезного использования и расчет

    Автотранспортное движимое имущество – легковые и грузовые машины, автобусы, спецтранспорт можно включить в состав основных средств, что влечет за собой обязательное установления для них амортизационной группы в налоговом учете.

    В соответствии с определенной группой выбирается необходимый срок эксплуатации, в течение которого будет начисляться амортизация.

    Амортизационная группа: грузовой автомобиль

    Основные средства в бухгалтерском учете

    Амортизация: определение

    Новый классификатор ОКОФ с 2017 года

    Амортизация пропорционально объему продукции

    Использование легкового транспорта в деятельности организации обязывает его владельца начислять износ. Как определить амортизационную группу автомобиля? Какой срок полезного использования установить при вводе транспорта в эксплуатацию? Ответы на эти и другие злободневные вопросы далее.

    Ошибка при выборе амортизационной группы для основного средства опасна доначислением сразу двух налогов — на прибыль и на имущество. Инспекторы очень часто находят такие ошибки. Это недавно подтвердила ФНС в обзоре типовых нарушений, который разместила на своем сайте. Если основное средство попало не в ту группу, безопаснее пересмотреть срок его полезного использования и пересчитать амортизацию.

    Первая группа (все недолговечное имущество со сроком полезного использования от 1 года до 2 лет включительно)

    Код ОКОФ

    Наименование

    Примечание

    Машины и оборудование

    320.26.30.11.190

    Аппаратура коммуникационная передающая с приемными устройствами прочая, не включенная в другие группировки

    специальные комплекты инструмента для телекоммуникационного оборудования и линейно-кабельных работ; приспособления и оснастка для эксплуатационных работ в связи

    330.26.51.66

    Инструменты, приборы и машины для измерения или контроля, не включенные в другие группировки

    аппаратура и оборудование вспомогательное для исследований в скважинах

    330.28

    Машины и оборудование, не включенные в другие группировки

    оборудование для подготовительных работ при ремонте и обслуживании эксплуатационных скважин

    330.28.1

    Машины и оборудование общего назначения

    инструмент строительно-монтажный ручной и механизированный

    330.28.12.12.120

    Пневмомоторы, поворотные пневмодвигатели, пневмотурбины

    330.28.13.1

    Насосы для перекачки жидкостей; подъемники жидкостей

    насосы конденсатные, питательные и песковые, грунтовые, шламовые

    330.28.13.24

    Компрессоры воздушные передвижные на колесных шасси

    330.28.13.28

    Компрессоры прочие

    330.28.22.18

    Оборудование грузоподъемное, транспортирующее и погрузочно-разгрузочное прочее

    конвейеры ленточные скребковые передвижные; оборудование, инструмент и приспособления, средства крепления для производства и монтажа вентиляционных и санитарно-технических заготовок и изделий; механизмы, инструменты, приспособления, приборы и устройства для электромонтажных и пусконаладочных работ по оборудованию промышленных предприятий

    330.28.22.18.180

    Оборудование погрузочно-разгрузочное для прокатных станов, не включенное в другие группировки

    валки стальные прокатные для сортопрокатных, полосовых и листопрокатных станов

    330.28.29

    Машины и оборудование общего назначения прочие, не включенные в другие группировки

    инструмент для металлообрабатывающих и деревообрабатывающих станков; дизели и дизель-генераторы с цилиндром диаметром свыше 160 мм (дизель и дизель-генераторы буровые)

    Установление СПИ любого автомобиля зависит от его технических характеристик. В большинстве случаев это назначение транспорта, грузоподъемность, тип двигателя. Требуемые данные указаны в ПТС модели (строки 2-4) или руководстве по эксплуатации. Чтобы в учете организации амортизация транспортных средств начислялась правильно, необходимо, прежде всего, установить группу по Классификатору ОС , утвержденному в Постановлении № 1 от 01.01.02 г. Этот справочник был обновлен с 01.01.17 г. с введением в силу Постановления № 640 от 07.07.16 г.

    Применять новые требования необходимо по тем транспортным средствам, которые были введены в эксплуатацию уже в 2017 г. Если же имущество начали использовать ранее указанной даты, следует рассчитывать износ в прежнем порядке. Согласно Классификации, почти все легковые автомобили (1-3 класса) относятся к 3 группе с СПИ от 3 до 5 лет. (код 310.29.10.2). Точнее установить группу можно по классу транспорта – малому, особо малому, среднему или большому в зависимости от объема двигателя.

    Амортизационные группы основных средств, в т.ч. автотранспорта, определяются в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы (Постановление Правительства от 01.01.2002 № 1). В этой Классификации объекты основных средств распределены по амортизационным группам с I по X. В I амортизационную группу попадают основные средства с СПИ свыше 1 года до 2 лет включительно, а в X — основные средства, чей СПИ свыше 30 лет. Подробнее об обновленной Классификации основных средств, которая действует с 01.01.2017, мы рассказывали в .

    Группировка транспортных средств в целях расчета амортизации производится в зависимости от типа двигателя, массы и назначения автомобиля. Большинство грузового транспорта входит в 3-5 классификационные группы. Точные данные приведены в таблице ниже.

    Амортизационные группы по транспорту для грузовых перевозок – с 01.01.17 г.

    Группа

    СПИ (лет)

    Вид грузового автомобиля

    Код действующего ОКОФ

    Дизельный транспорт с предельной грузоподъемностью в 3,5 т.

    Актуальное значение 310.29.10.41.111

    Бензиновый автотранспорт с предельной грузоподъемностью в 3,5 т.

    Актуальное значение 310.29.10.42.111

    Четвертая

    Автотранспорт грузовой и тягачи дорожного типа к полуприцепам (к примеру, фургоны, самосвалы, бортовой транспорт, тягачи)

    Актуальное значение 310.29.10.4

    Дизельный транспорт с 3,5 до 12 т. максимум

    Актуальное значение 310.29.10.41.112

    Дизельный транспорт более 12 т.

    Актуальное значение 310.29.10.41.113

    Бензиновый транспорт с массой свыше 3,5 до 12 т.

    Актуальное значение 310.29.10.42.112

    Бензиновый транспорт с возможной грузоподъемностью свыше 12 т.

    Актуальное значение 310.29.10.42.113

    Автотранспорт спецназначения (седельные тягачи)

    Актуальное значение 310.29.10.5

    Автогидроподъемники

    Актуальное значение 310.29.10.59.270

    Автотранспорт спецназначения, не включенный в остальные группы (типа мусоровозов)

    Актуальное значение 310.29.10.59.390

    Обновленные группы для установления СПИ вступили в действие в связи с принятием новых ОКОФ. Применять указанные нормы необходимо в отношении того транспорта, который начал эксплуатироваться с 1 января 2017 г. Менять группу и СПИ по автомобилям, введенным в эксплуатацию ранее 2017 г., не требуется.

    К примеру, в июне 2016 г. организация приобрела грузовой бортовой автомобиль модели Камаз-5320, а с июля транспорт был запущен в эксплуатацию. Бухгалтером установлена амортизационная группа «Камаза», как четвертая (срок 5-7 лет), предназначенная для бортового транспорта общего назначения.

    Как видно из таблицы по новой Классификации, для этого вида грузового транспорта группа не изменилась.

    Важно! Для облегчения перехода на новые коды ОКОФ Росстандартом была сформирована сопоставительная рекомендательная таблица – приказ ведомства № 458 от 24.04.16 г.

    Эксплуатация собственного или лизингового транспорта обязывает в налоговом и бухгалтерском учете утвердить параметры начисления физического износа – период, ежемесячную сумму. Независимо от метода амортизации, срок полезного использования автомобиля является определяющим критерием расчета.

    Бухгалтерское законодательство предлагает предприятиям самостоятельно определить время продуктивной эксплуатации. Налоговый кодекс ограничивает специализированными классификаторами, предлагая преференции. Пример: срок полезного использования автомобиля в лизинге для целей налогообложения можно сократить в 2 раза. Чтобы исключить возникновение разниц, упростить ведение учета на практике применяют параграфы налогового законодательства.

    Статья 258 НК устанавливает 10 амортизационных категорий имущества, систематизированных по периодам минимальной и максимальной эффективности. К какой группе относится принятый на баланс организации транспорт, раскрывает Классификатор основных средств. В нем сгруппированы ОС по присвоенным номерам согласно стандарту ОКОФ (Общероссийский классификатор основных фондов).

    Чтобы найти, какой срок полезного использования автомобиля, сначала выбираются группы, в которые он может входить. Затем через ОКОФ уточняются параметры.

    Чтобы узнать, к какой амортизационной группе относится легковой автомобиль, заглянем в Классификацию. Легковые автомобили относятся к трем амортизационным группам. К какой группе причислить машину, зависит от ее типа. Для удобства мы составили таблицу — выберите вид автомобиля и сразу определите, к какой группе отнести автомобиль. А затем посмотрите, какой установить срок полезного использования.

    Большинство легковых автомобилей относятся к третьей группе. Следовательно, срок их полезного использования составляет свыше трех лет до пяти лет включительно, то есть от 37 до 60 месяцев включительно.

    Вид автомобиля

    ОКОФ ОК 013-2014

    Амортизационная группа

    Срок полезного использования

    Легковой с бензиновым двигателем объемом до 3,5 л включительно

    Третья

    Свыше 3 лет до 5 лет включительно

    Легковой с бензиновым двигателем объемом свыше 3,5 л

    Пятая

    Свыше 7 лет до 10 лет включительно

    Легковой с дизельным двигателем

    Мы выяснили, к какой амортизационной группе относится легковые машины. Переходим к грузовым фургонам. Грузовые автомобили отнесены в Классификации к следующим амортизационным группам.

    Вид автомобиля ОКОФ ОК 013-2014 Амортизационная группа Срок полезного использования

    Грузовой с максимальной массой не более 3,5 т

    Третья

    Свыше 3 лет до 5 лет включительно

    Грузовой с максимальной массой свыше 3,5 т

    Пятая

    Свыше 7 лет до 10 лет включительно

    Самосвалы и некоторые другие грузовики независимо от максимальной массы

    310.29.10.41.120 310.29.10.42.120

    Четвертая

    Свыше 5 лет до 7 лет включительно

    Группировка транспортных средств в целях расчета амортизации производится в зависимости от типа двигателя, массы и назначения автомобиля. Большинство грузового транспорта входит в 3-5 классификационные группы. Точные данные приведены в таблице ниже.

    Амортизационные группы по транспорту для грузовых перевозок – с 01.01.17 г.

    Группа

    СПИ (лет)

    Вид грузового автомобиля

    Код действующего ОКОФ

    Третья

    Дизельный транспорт с предельной грузоподъемностью в 3,5 т.

    Актуальное значение 310.29.10.41.111

    Бензиновый автотранспорт с предельной грузоподъемностью в 3,5 т.

    Актуальное значение 310.29.10.42.111

    Четвертая

    Автотранспорт грузовой и тягачи дорожного типа к полуприцепам (к примеру, фургоны, самосвалы, бортовой транспорт, тягачи)

    Актуальное значение 310.29.10.4

    Пятая

    Дизельный транспорт с 3,5 до 12 т. максимум

    Актуальное значение 310.29.10.41.112

    Дизельный транспорт более 12 т.

    Актуальное значение 310.29.10.41.113

    Бензиновый транспорт с массой свыше 3,5 до 12 т.

    Актуальное значение 310.29.10.42.112

    Бензиновый транспорт с возможной грузоподъемностью свыше 12 т.

    Актуальное значение 310.29.10.42.113

    Автотранспорт спецназначения (седельные тягачи)

    Актуальное значение 310.29.10.5

    Автогидроподъемники

    Актуальное значение 310.29.10.59.270

    Автотранспорт спецназначения, не включенный в остальные группы (типа мусоровозов)

    Актуальное значение 310.29.10.59.390

    Транспорт является основным средством с точки зрения бухгалтерского и налогового учета, так как:

    • предназначен для длительной эксплуатации;
    • конечная цель применения автомобиля – получение экономической выгоды;
    • используется в производственных или управленческих нуждах;
    • как правило, всегда стоимость превышает лимит для бухгалтерских и налоговых целей (до 40000 и от 100000 соответственно).

    Если организация не планирует заняться продажей автомобилей, то машину можно принять как основное средство.

    В налоговом учете для такого объекта обязательно нужно установить амортизационную группу, в соответствии с которой будет определен срок полезного использования для начисления амортизации.

    В бухгалтерском учете срок службы можно установить без привязки к амортизационной группе на основе планируемого периода эксплуатации и условий использования автомобиля.

    Авторы: практикующие налоговые юристы — Арбитражное адвокатское бюро «Абрамов, Рульков и партнеры»
    группы компаний Wiseadvice Consulting Group

    Принятие на баланс легкового автомобиля в качестве основного средства или в целях его предоставления во временное владение и пользование требует от бухгалтера определения срока полезного использования такого имущества, исходя из которого в дальнейшем будут производиться расчеты сумм его амортизации как в бухгалтерском, так и в налоговом учете. Однако, по состоянию на начало 2020 года, до сих пор является дискуссионным вопрос установления сроков полезного использования для автомобилей, считающихся «представительскими». Практикующие налоговые юристы аудиторской консалтинговой группы Wiseadvice Consulting Group рассматривают в настоящей статье возможные решения этой проблемы в контексте конкретного налогового спора.

    Согласно ПБУ 6/01 (пункт 20) и Методическим указаниям по бухгалтерскому учету основных средств (пункт 59) срок полезного использования в бухгалтерском учете должен определяться исходя из «ожидаемого срока использования объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью, ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта и нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например, срок аренды)», то правила начисления амортизации, учитываемой при исчислении налога на прибыль организаций, предписывают устанавливать срок полезного использования объекта на основании классификации основных средств, утверждаемой Правительством РФ.

    С 1 января 2002 года для целей Главы 25 НК РФ применяется Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 №1. Согласно этому нормативному акту, многочисленные виды основных средств разбиты на десять амортизационных групп с установлением для каждой минимального и максимального сроков полезного использования. При этом конкретные виды амортизируемого имущества поименованы в Классификации с использованием определений и соответствующих кодов, предусмотренных Общероссийским классификатором основных фондов (ОК 013-94).

    Казалось бы, что подобная жесткая регламентация порядка начисления амортизации для целей налогового учета не должна была вызывать вопросов, однако практическое применение Классификации обнаружило пробел в нормативно-правовом регулировании, обусловивший различные подходы налогоплательщика и налогового органа к решению вопроса о сроках полезного использования легковых автомобилей.

    Так, Классификацией установлено, что транспортные средства, соответствующие коду 15 3410010 «Автомобили легковые» (в соответствии с ОК 013-94), подлежат включению в третью амортизационную группу с установлением срока полезного использования свыше трех лет и до пяти лет включительно. Исключениями из этого правила являются:

    • автомобили легковые малого класса для инвалидов (код 15 3410114),

    • автомобили легковые большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 л) (код 15 3410130),

    • автомобили легковые большого класса для индивидуального и служебного пользования (код 15 3410131),

    • автомобили легковые высшего класса (код 15 3410140)

    • и автомобили легковые высшего класса для служебного пользования (код 15 3410141).

    Согласно Классификации, «автомобили легковые малого класса для инвалидов» включаются в четвертую амортизационную группу (срок полезного использования – свыше пяти лет и до семи лет включительно), а легковые автомобили, классифицируемые по кодам ОКОФ 15 3410130, 15 3410131, 15 3410140 и 15 3410141, – в пятую амортизационную группу с установлением срока полезного использования свыше семи лет и до десяти лет включительно.

    Следовательно, для разрешения вопроса о включении легкового автомобиля в ту или иную амортизационную группу налогоплательщик, прежде всего, должен определить класс легкового автомобиля исходя из критериев классификации, предусмотренных ОК 013-94, и во вторую очередь – назначение использования легкового автомобиля: для инвалидов, для индивидуального и служебного пользования, для служебного пользования.

    Приобретение б/у автомобиля: как определить срок его полезного использования?

    Амортизационные группы основных средств, в т.ч. автотранспорта, определяются в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы (Постановление Правительства от 01.01.2002 № 1). В этой Классификации объекты основных средств распределены по амортизационным группам с I по X.

    Как определить срок полезного использования легкового автомобиля

    Статья 258 НК устанавливает 10 амортизационных категорий имущества, систематизированных по периодам минимальной и максимальной эффективности. К какой группе относится принятый на баланс организации транспорт, раскрывает Классификатор основных средств. В нем сгруппированы ОС по присвоенным номерам согласно стандарту ОКОФ (Общероссийский классификатор основных фондов).

    Чтобы найти, какой срок полезного использования автомобиля, сначала выбираются группы, в которые он может входить. Затем через ОКОФ уточняются параметры.

    Предприятие купило ВАЗ 2172 (Приора). В Классификаторе находим, что легковушки включены в 3, 4, 5 категории, в которых срок полезного использования автомобиля варьируется от 36 до 120 месяцев. Но в четвертой специализированные модели для инвалидов, а в пятой указан объем двигателя 3,5 л и высший класс. Отечественные авто предназначены для средних слоев населения и суммарная вместимость цилиндров Приоры по техническому паспорту составляет 1,6 л.

    Запись в классификаторе с кодом 310.29.10.2 содержит 4 уточняющих (дочерних) кода.

    310.29.10.21 Средства транспортные с двигателем с искровым зажиганием, с рабочим объемом цилиндров не более 1500 см3, новые
    310.29.10.22 Средства транспортные с двигателем с искровым зажиганием, с рабочим объемом цилиндров более 1500 см3, новые
    310.29.10.23 Средства транспортные с поршневым двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия (дизелем или полудизелем), новые
    310.29.10.24 Средства автотранспортные для перевозки людей прочие

    По коду 310.29.10.2 классификатора ОКОФ пока нет комментариев пользователей.

    Оставьте комментарий, если 1) у вас есть дополнительная информация по коду классификатора, 2) заметили ошибки и неточности, 3) хотите задать вопрос, ответ на который могут дать другие пользователи сайта.

    Все поля формы обязательны для заполнения. При отправке комментария Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

    Заметим, что большинство легковых автомобилей относятся к 3-й группе амортизации. Следовательно, срок их полезного использования составляет от 3 до 5 лет включительно, то есть от 37 до 60 месяцев.

    Данные о типе транспортного средства, объеме его двигателя и разрешенной массе берите из ПТС.

    Кроме того учтите, что в силу новой редакции абзаца 4 п. 1 ст. 259 НК РФ (внёс Закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ) с 1 января 2020 года организации получили право переходить с одного метода (линейного или нелинейного) начисления амортизации на другой, но не чаще одного раза в 5 лет.

    Отметим, что ранее закон устанавливал 5-летний срок только при переходе с нелинейного на линейный метод учета амортизации.

    Внимание с 2017 года появился новый Классификатор основных средств (ОКОФ), с новыми кодами – ОК 013-2014 (СНС 2008)! По ОС, введенным в эксплуатацию с 2017 года, сроки полезного использования придется определять по новым кодам ОК 013-2014 (СНС 2008) и амортизационным группам. Сроки для ОС принятых до 2017 года останутся в соответствии со старым классификатором и, если по новому классификатору ОС относится к другой группе организации, то сроки менять не придется.

    Автотранспортное движимое имущество – легковые и грузовые машины, автобусы, спецтранспорт можно включить в состав основных средств, что влечет за собой обязательное установления для них амортизационной группы в налоговом учете.

    В соответствии с определенной группой выбирается необходимый срок эксплуатации, в течение которого будет начисляться амортизация.

    К какой амортизационной группе относится Легковой автомобиль?

    Легковые автомобили относятся к амортизационным группам в зависимости от их типа.

    Большая часть легковых автомобилей относится к Третьей амортизационной группе основных средств (срок полезного использования свыше 3 и до 5 лет).

    В то же время, некоторые типы легковых автомобилей, например, Автомобили легковые большого класса, Автомобили легковые высшего класса относятся к 4-й или 5-й амортизационным группам.

    При подсчете износа бухгалтерия самостоятельно устанавливает сроки, в которые был использован тот или иной актив. При этом все имущество распределяют по группам амортизации. Согласно п. 1 стат. 258 НК. С 2020 года на территории РФ действуют специальный Классификатор. Он помогает составить подсчет износа легкового транспорта.

    Классификатор от 2020 года утвержден Постановлением Правительства РФ № 1 от 01.01.02 г. (ред. – от 28.04.18 г.).

    В указанном Классификаторе предусмотрено 10 категорий. У каждой из этих категорий есть установленный срок полезного использования (СПИ). Например:

    • В первой группе находятся все активы, с СПИ от 1 до 2 лет.
    • Во второй, от 2 до 3 лет.
    • Последняя группа имеет максимально возможный срок использования — до 30 лет.

    Получается, более длительный срок эксплуатации устанавливается для долговечного имущества.

    Рассмотрим легковые транспортные средства, опираясь на данные классификатора. Получается, что для этого актива подходят сразу три группы: 3, 4 и 5.

    ОКОФ: 310.29.10.2 — Автомобили легковые

    Для корректного подсчета амортизации можно воспользоваться указанной ниже таблицей. В ней указаны:

    • виды транспортных средств;
    • соответствующая амортизационная группа (АГ);
    • СПИ;
    • коды ОКОФ.

    Для легковых автомобилей взяты следующие группы СПИ:

    • 3 (срок 3-5 лет);
    • 4 (срок 5-7 лет);
    • 5 (срок 7-10 лет).

    Для проведения расчетов, бухгалтер или владелец предприятия самостоятельно определяет АГ и сроки полезного использования. Рассмотрим конкретные примеры:

    [1]

    1. Организация закупила машину «Kia Rio» с бензиновым двигателем, объемом 1,8 литра. Получается, данный актив можно отнести к третьей группе. Сроки использования — от 37 до 60 месяцев. Включая последний месяц пользования.
    2. Предприятие приобрело два джипа:
    • Первый: «Toyota Land Cruiser 100», с дизельным двигателем 4.8 литра.
    • Второй: «Toyota Land Cruiser Prado», с бензиновым ДВС, объем 2.5 литра.

    Для первого случая подходит 5 группа. СПИ будет находиться в пределах от 84 до 120 месяцев. Включая последний месяц пользования.

    Во втором случае транспортное средство соответствует 3 группе. Сроки использования — от 37 до 60 месяцев. Включая последний месяц пользования.

  • На фирму купили автомобиль «Ford Excursion» с бензиновым ДВС. Объём двигателя 5.5 литра. По первым признакам данное ТС можно отнести к 5 группе. Но здесь кроется небольшой подвох. Дело в том, что масса данного джипа превышает 3.5 тонны. Получается, он уже попадает под классификацию грузового транспорта. Его нельзя учитывать как легковой автомобиль.
  • Обоснованием того или иного периода использования ТС послужит акт ввода объекта в эксплуатацию. В нем нужно указать:

    • группу, к которой относится автомобиль;
    • отметить его стоимость;
    • способы расчета амортизации;
    • а также сумму ежемесячного износа.

    Все эти данные можно получить из документов при покупке машины. Обязательно сохраняйте всю документацию на автомобиль на весь срок владения!

    Сделать подсчеты и определить АГ легкового транспортного средства может как сам собственник, так бухгалтерия. Для этого потребуется точные данные по техническим характеристикам автомобиля. Также важно точно знать массу авто и год выпуска автомобиля. Эти данные можно посмотреть в документах на ТС.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Как определить амортизационную группу легкового автомобиля? Срок полезного использования и расчет

    Основная амортизационная группа для автомобиля легкового типа – это третья группа со сроком использования свыше 3, но меньше 5 лет, то есть от 37 мес. по 60 мес. включительно. Для определения точной группы необходимо обратиться к нормам Классификации по основным средствам, утв. Правительством Российской Федерации в постановлении № 1 от 01.01.02 г.

    Важно! С 2017 г. действует отредактированная редакция Классификации с поправками согласно постановлению правительства № 640 от 07.07.16 г. Руководствоваться обновленными нормами следует при введении в эксплуатацию объектов в 2017 г. В отношении объектов, которые предприятие начало использовать до указанной даты, действуют старые правила определения амортизационных групп и сроков полезного использования (СПИ).

    Распределение легкового транспорта по соответствующим группам зависит от класса автомобиля, объема двигателя, предназначения. Грамотное определение того, к какой амортизационной группе относится легковой автомобиль, позволит бухгалтеру точно рассчитать сумму износа, а значит, начислить налоговые платежи в бюджет согласно требованиям налогового законодательства РФ.

    Размещенная в следующем разделе таблица поможет вам установить, к какой амортизационной группе отнести легковой автомобиль по его основным характеристикам. Нужные сведения можно взять из документации на транспорт – ПТС (паспорт транспортного средства). При наличии разногласий и неясностей относительно типа ТС можно составить официальный запрос производителю или в территориальное подразделение ГИБДД.

    Заметим, что большинство легковых автомобилей относятся к 3-й группе амортизации. Следовательно, срок их полезного использования составляет от 3 до 5 лет включительно, то есть от 37 до 60 месяцев.

    Данные о типе транспортного средства, объеме его двигателя и разрешенной массе берите из ПТС.

    Кроме того учтите, что в силу новой редакции абзаца 4 п. 1 ст. 259 НК РФ (внёс Закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ) с 1 января 2020 года организации получили право переходить с одного метода (линейного или нелинейного) начисления амортизации на другой, но не чаще одного раза в 5 лет.

    Отметим, что ранее закон устанавливал 5-летний срок только при переходе с нелинейного на линейный метод учета амортизации.

    ОКОФ ОК 013-2014 был введен в действие 1.01.2016 года. Это означает, что сроки действия основных средств, поступивших на балансы субъектов предпринимательской деятельности до даты вступления в действия нового ОКОФ, определяются по кодам ОКОФ ОК 013-94.

    Помимо основной задачи кодификации основных средств и нематериальных активов, новый ОКОФ также:

    • сближает российскую классификацию основных фондов с аналогичными международными нормами, в частности с действующей на уровне ООН, Международного валютного фонда и Группы всемирного банка системой СНС 2008;
    • является базой для осуществления экономических и статистических расчетов;
    • анализирует показатели по Российской Федерации;
    • позволяет проводить адекватное планирование расходов предприятий на ремонт;
    • является налоговым показателем.

    Поскольку Федеральный стандарт для государственного сектора «Основные средства» не включает в себя положения относительно использования классификатора, условия применения ОКОФ устанавливаются, исходя из «Инструкции по ведению единого плана счетов».

    Инструкция была введена в действие Приказом №157н Министерства Финансов РФ от 1.12.2010 года.

    Так, в соответствии с вышеупомянутой Инструкцией, группирование ОС и осуществление аналитического учета ОС ведется в соответствии со старым ОКОФ. Поскольку до настоящего времени в Инструкцию не были внесены изменения, порядок использования нового ОКОФ определяется в соответствии с разъяснительными Письмом № 02-07-08/78243 Министерства финансов РФ от 27.12.2016 года.

    Для плавного перехода от старого ОКОФ к новому Росстандарт в своем приказе №458 от 21.04.2016 года ввел в действие прямые и обратные переходные ключи.

    Поскольку вышеупомянутый Приказ не может нивелировать все несоответствия между новым и старым ОКОФ, за организациями госсектора оставляется право при возникновении неурегулированных ситуаций самостоятельно решать, к какой группе отнести ОС и как определить срок полезного действия, исходя из положений Инструкции №157н.

    Добавим, что вышеупомянутая Инструкция обладает приоритетом по отношению к ОКОФ.

    Коды ОКОФ применяются в классификаторе основных средств в зависимости от времени, когда имущество было включено в состав основных средств.

    Так, полезные свойства ОС, эксплуатация которых была начата с 1.01.2017 года, определяются кодами нового ОКОФ ОК 013-2014.

    Полезные свойства ОС, эксплуатация которых была начата до 1.01.2017 года, определяются по кодам ОКОФ ОК 013-94.

    Смена группы ОС в новом классификаторе по сравнению со старым ОКОФ не влечет за собой изменение сроков. То есть не существует необходимости в перерасчете амортизации в соответствии с новым ОКОФ.

    В равной степени не нужно осуществлять перерасчет амортизации ОС на новый ОКОФ в целях налогового учета.

    Подыскание кода, соответствующего конкретным ОС, производится в классификаторе по названию ОС либо по его назначению.

    Поиск по названию следует производить путем введения в классификатор ключевых слов, часто являющихся корневыми от собственно наименования ОС.

    Если поиск по ключевым словам не принес желаемого результата, можно использовать наиболее обобщенные характеристики объекта, например, вместо «медицинский холодильник» ввести слово «холодильное».

    Однозначное отсутствие в новом ОКОФ некоего ключевого или приближенного слова будет основанием для применения старого ОКОФ.

    Так, можно поискать необходимый объект в старом ОКОФ, а потом по прямому переходному ключу отыскать нужное в новом ОКОФ. Если и это не принесет результата, то в соответствии с Письмом 02-07-08/78243 Минфина РФ от 27.12.2016 года, можно будет проставить код по старому ОКОФ.

    Амортизационная группа: грузовой автомобиль

    Основные средства в бухгалтерском учете

    Амортизация: определение

    Амортизация основных средств в 2020 году: что изменилось

    Новый классификатор ОКОФ с 2017 года

    Использование легкового транспорта в деятельности организации обязывает его владельца начислять износ. Как определить амортизационную группу автомобиля? Какой срок полезного использования установить при вводе транспорта в эксплуатацию? Ответы на эти и другие злободневные вопросы далее.

    Основная амортизационная группа для автомобиля легкового типа – это третья группа со сроком использования свыше 3, но меньше 5 лет, то есть от 37 мес. по 60 мес. включительно. Для определения точной группы необходимо обратиться к нормам Классификации по основным средствам, утв. Правительством Российской Федерации в постановлении № 1 от 01.01.02 г.

    Распределение легкового транспорта по соответствующим группам зависит от класса автомобиля, объема двигателя, предназначения. Грамотное определение того, к какой амортизационной группе относится легковой автомобиль, позволит бухгалтеру точно рассчитать сумму износа, а значит, начислить налоговые платежи в бюджет согласно требованиям налогового законодательства РФ.

    Размещенная в следующем разделе таблица поможет вам установить, к какой амортизационной группе отнести легковой автомобиль по его основным характеристикам. Нужные сведения можно взять из документации на транспорт – ПТС (паспорт транспортного средства). При наличии разногласий и неясностей относительно типа ТС можно составить официальный запрос производителю или в территориальное подразделение ГИБДД.

    В процессе отнесения конкретной модели авто к амортизационной группе нужно ориентироваться на объем двигателя транспорта, тип и категорию ТС. Дополнительно следует принимать во внимание общую стоимость машины, так как вряд ли получится отнести к одной амортизационной группе Ладу Ларгус и, к примеру, Lexus представительского класса.

    Таблица амортизационных групп для легкового автотранспорта – по данным 2017 г.

    Группа

    СПИ (лет)

    Действующий ОКОФ

    Класс авто

    Третья

    3-5

    310.29.10.2

    Легковой автотранспорт, объем двигателя по новому Классификатору не уточняется.

    Четвертая

    5-7

    310.29.10.24

    Легковой автотранспорт, предназначенный для перевозки инвалидов (малый класс), объем двигателя не уточнен.

    Пятая

    7-10

    310.29.10.24

    Легковой автотранспорт большого, а также высшего классов, с объемом двигателя более 3,5 л.

    До 01.01.17 г. большая часть легкового транспорта также относилась к 3 группе, поэтому особых изменений в этом плане для бухгалтеров не произошло. При установлении класса авто рекомендуется руководствоваться международной градацией (6 классов – мини A, малый B, низший средний C, средний D, верхний средний E, высший F).

    Обратите внимание! Амортизационная группа автокрана определяется в зависимости от типа указанного оборудования. Так, краны стрелковые грузоподъемные относят ко 2 группе; краны-штабелеры к 5 группе; грузоподъемные – к 7 группе. Поскольку именно для автомобильных кранов амортизационная группа не утверждена, необходимо устанавливать срок полезного использования согласно техническому назначению подобного транспорта.

    Рубрики: Основные средства Tags:
    • амортизация
    • ,

    • срок полезного использования
    • первые 3 знака – вид основных фондов (например, у нежилых зданий код начинается с 210);
    • остальные знаки соответствуют кодам из Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности – ОКПД2 ОК 034-2021 КПЕС 2021 (утв. приказом Росстандарта от 31.01.2021 № 14-ст). Учтите, что с 01.01.2021 он действует в новой редакции.

    Впоследствии бухгалтер меняет его последнюю цифру на ноль, затем убирают последние знаки и ищет код в ОКОФ. Иногда для того, чтобы найти кода необходимо посмотреть сроки полезного использования основного средства, потому что каждая амортизационная группа рассчитана на определённый период эксплуатации того или иного объекта.

    Одной из пар классификатора обозначает вид экономической деятельности, и этому вопросу нужно уделять внимание, задаваясь вопросом о том, как перевести старые коды на новый ОКОФ с 2021 года. Откровенно говоря, лучше всего с этим вопросом справиться поможет таблица, которая составлена специалистами.

    Чтобы Классификатор ЕНАОФ использовался грамотно, чиновники разработали так называемую переходную таблицу – Приказ Росстандарта № 458 от 21.04.16 г. В ней даны соответствия между старыми показателями кодов и новыми. Для поиска нужного значения достаточно посмотреть прежний ОКОФ и по нему определить старый или наоборот. Данные представлены в прямом и переходном виде.

    К примеру, организация купила персональный компьютер. Если объект был приобретен до 01.01.17 г., его ОКОФ 14320000, при начислении амортизации изменения не требуются (Письмо Минфина РФ № 03-03-РЗ/65124 от 08.11.16 г.). Если ОС куплено после 01.01.17 г., новый ЕНАОФ 330.28.23.23. Сама же амортизационная группа не изменилась – это как ранее, так и в 2021 г.: 2 группа с СПИ от 2 лет до 3. Поменялось только наименование подгруппы – с «Техники электронно-вычислительной» на «Машины офисные прочие».

    • Новая кодировка – расширена с 9 знаков до 12.
    • Измененные наименования объектов – некоторые виды полностью удалены, другие объединены.
    • Изменение структуры классификации – что ведет к перемещению ОС между группами, а, значит, изменению СПИ ОС.
    • автомобили особо малого класса (с рабочим объемом двигателя до 1,2 л) – 50415;
    • автомобили малого класса (с рабочим объемом двигателя более 1,2 до 1,8 л):
    • общего назначения – 50416;
    • такси — 50417;
    • автомобили среднего класса (с рабочим объемом двигателя более 1,8 до 3,5 л):
    • общего назначения – 50418;
    • такси 50419.

    В настоящее время при установлении сроков полезного использования объектов основных средств организации-плательщики налога на прибыль руководствуются Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы (п. 1 ст. 258 НК РФ, Постановление Правительства от 01.01.2002 № 1). А в бухгалтерском учете организации основываются на требованиях ПБУ 6/01. О Классификаторе ЕНАОФ, который применялся ранее для определения величины амортизационных отчислений, расскажем в нашей консультации.

    Легковой автомобиль (амортизационная группа, ОКОФ)

    Выбирая коды ОКОФ для своего имущества, предприятие решает вопрос о сроке полезного использования, который определяется в месяцах. От правильного выбора зависит сумма амортизации и амортизационной премии для расчета налогов.

    В поставку всех конфигураций 1С 8.3 и 8.2 входят классификаторы ОКОФ и ЕНАОФ. При установке нового релиза в папке с обновлением также можно найти эти классификаторы, причем самой последней версии. C 2021 года были введены новые коды классификатора ОК 013-2021 (СНС 2021).

    Аббревиатура ЕНАО расшифровывается как Единые нормы амортизационных отчислений. Также она используется как аналог термина ЕНАОФ – Единые нормы амортизации основных фондов. Эти нормы были утверждены Постановлением Совмина СССР от 22.10.1990 № 1072 в документе, полностью именуемом так: «О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР».

    Согласно ОК 013-2021 ОКОФ применяется для целей бюджетного (бухгалтерского) учета организациями государственного сектора в случаях, предусмотренных федеральными стандартами, если иное не установлено уполномоченными органами государственного регулирования бухгалтерского учета.

    Учитывая изложенное, в отношении основных средств, введенных в эксплуатацию после 01.01.2021, следует применять Классификацию основных средств для определения срока полезного использования в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 07.07.2021 № 640.

    Электронный калькулятор относится к группе 320 ″ Прочие машины и оборудования, в том числе хозинвентарь и другие объекты«. А код по ОКПД-2 — 28.23.12.110. Получается, что полный шифр ОКОФ-2021 для калькулятора — это 330.28.23.12.110.

    Сначала попробуйте самый легкий способ – задайте текстовый поиск клавишами «Ctrl+F». Пробуйте вводить целое слово из названия ОС или часть слова. Если такой вариант не помог, найдите нужную амортизационную группу и в перечне ищите свое основное средство по названию.

    Поскольку новый перечень действует с 1 января 2021 года, то применять его необходимо к основным средствам, принятым к учету после этой даты. Если ОС принято к учету до 31 декабря 2021 года, менять амортизационную группу не нужно. Даже если по новому справочнику амортизационная группа изменилась, начислять амортизацию нужно продолжать по-старому (письма Минфина от 08.11.2021 № 03-03-РЗ/65124, от 06.10.2021 № 03-05-05-01/58129). Переначислять амортизацию за прошедшие периоды тоже не нужно (письмо Минфина от 27.12.2021 № 02-07-08/78243).

    Во-вторых, возможна обратная ситуация, когда один объект относится к разным амортизационным группам. В этом случае Минфин разрешает владельцам ОС выбирать амортизационную группу на свое усмотрение (письмо от 27.12.2021г. №02-07-08/78243).

    Для заполнения Декларации по налогу на имущество обязателен раздел 2.1 «Информация об объектах недвижимого имущества, облагаемых налогом по среднегодовой стоимости», в котором необходима информация о кодах ОКОФ по объектам недвижимого имущества.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *