Завещание патриарха алексия второго
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Завещание патриарха алексия второго». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
- Внешпромбанк и его дыра в 187 миллиардов рублей: сколько это? Четыре гифки про огромную сумму, испарившуюся из российского банка
- Для VIPов: кто хранит деньги во Внешпромбанке «Ведомости» узнали об особенностях банка, оказавшегося на грани краха
Завещание Патриарха Алексия II молодежи
Дать денег
Иван Голунов
Москва
Завещание патриарха Алексия II 300 млн рублей патриарха Алексия II «зависли» в лопнувшем Внешпромбанке. Среди пострадавших вкладчиков оказалась наследница покойного предстоятеля РПЦ игуменья Филарета. Монахиня подала заявление в Арбитражный суд Москвы с требованием включить ее в список кредиторов Внешпромбанка. Есть ли шанс у наследницы вернуть деньги покойного патриарха, выясняли Елена Жарикова и Юлия Кошкина. Игуменью Филарету СМИ называют ближайшей сподвижницей покойного патриарха. Их дружба длилась около 40 лет. Монахиня руководила хозяйством в резиденции Алексия II и была первой, кто узнал о его смерти. Издание Meduza выяснило, что патриарх составил завещание в 1976 году и отписал имущество игуменье Филарете — в миру Александре Смирновой. Наследство состояло из банковских счетов в разных валютах, на которых лежали личные сбережения предстоятеля РПЦ — всего около 300 млн рублей. Вклады были открыты во Внешпромбанке, который лишился лицензии в январе этого года. И сейчас монахиня пытается через суд вернуть наследство. Директор компании «Юридические и финансовые креативные решения» Юрий Брисов напоминает, что рухнувший банк входил в систему страхования вкладов, а значит, игуменья получит возмещение. Правда, сумма будет намного меньше той, что хранилась на депозитах. «Для монахини будет работать такой же механизм, как для всех остальных граждан. Если это депозит частного лица, который в пределах определенной суммы страхуется АСВ, значит, в пределах этой суммы выплачивается страховая премия. А дальше уже на оставшуюся сумму она становится кредитором банкрота. И так же, как и все остальные кредиторы, дожидается своей очереди», — пояснил Брисов. Крах Внешпромбанка уже вошел в историю крупнейших отзывов лицензий в России. Финансовая организация занимала 34-е место по размеру активов. Но в итоге во Внешпромбанке обнаружилась рекордная «дыра» — более 200 млрд рублей. По информации СМИ, в нем держали деньги госкомпании — например, «Роснефть» и «Транснефть», а также многочисленные VIP-вкладчики — клиенты с депозитами, которые превышают страховую сумму в 1,4 млн рублей. Кредиторов у Внешпромбанка так много, а активов так мало, что наследница покойного патриарха может не надеяться на возврат всех денег. В этом уверен начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий: «Помочь этой монахине может только великое чудо. Сначала идет выплата возмещения вкладчикам, у которых застрахованные вклады. После этого АСВ становится наряду с другими кредитором первой очереди, если в банке хоть что-то есть. А если там ничего нет, то никто ничего и не получит. Этот вариант в случае с Внешпромбанком мне кажется более реалистичным, потому что в банке огромная «дыра», там мафия вывела криминальным образом деньги». Процедура банкротства Внешпромбанка уже началась — суд признал организацию финансово несостоятельной в марте этого года. Кроме того, начаты уголовные дела в отношении совладельцев банка — Ларисы Маркус и ее брата Георгия Беджамова. Они обвиняются в мошенничестве. Маркус была арестована и призналась в растрате более чем 6 млрд рублей. А ее родственник — бывший глава Российской федерации бобслея Георгий Беджамов — уехал в Монако. Этой весной его арестовали, но потом освободили. Как писала газета «Коммерсантъ», решение принял князь королевства Альбер II. Кому достанутся миллионы Алексия Второго
23392
16795
23131
Фото 24424
11488 Наследство патриарха алексия 2 откуда
Фото 9035
Поговорка «плох тот солдат, который не мечтает стать генералом» к Церкви не очень применима. Монах, мечтающий о Патриаршестве из честолюбия, славолюбия и властолюбия, очевидно плох. И хотя сам первоверховный апостол Павел говорил, что «если кто епископства желает, доброго дела желает», он сразу же оговаривается: «епископ должен быть непорочен», «не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив». Ну а поскольку с далёкой древности для кандидатов в епископы и Предстоятели была установлена обязательность монашества, то бремя церковной власти стало исключительно монашеским послушанием. В отличие от Денисенко, который, по свидетельствам многих знающих его людей, десятилетиями мечтал о Патриаршестве, митрополит Алексий (Ридигер) к власти не стремился и всегда воспринимал её именно как послушание. И когда в 1964 году будущий Патриарх, а на тот момент – 35-летний архиепископ Алексий, возглавил Управление делами Московской Патриархии (фактически став «церковным премьер-министром»), это удивило многих, в том числе и его самого. Накануне интронизации, возведения на Престол Московских Патриархов, Святейший Владыка совершил панихиду на могилах своих предшественников и произнёс Первосвятительское слово, ставшее лейтмотивом всего его без малого 20-летнего Патриаршего служения: «В дни усобиц и смут они выступали как миротворцы и хранители национального единства. Будем учиться их ревности о православной вере, их терпению, смирению и любви». Сложно сказать, видел ли, чувствовал ли Святейший Владыка, какой крест ему предстоит вынести, в том числе как хранителя национального единства и миротворца, но в трагическом октябре 1993 года, когда на улицах Москвы пролилась кровь, именно он сделал всё, чтобы политическое противостояние не переросло в масштабную гражданскую войну. Увы, власти тогда не прислушались к голосу Церкви, а потому на долгие годы вперёд Патриарх Алексий и Священный Синод приняли решение о неучастии духовенства в политической жизни даже на законодательном уровне. 23 февраля 1929 года в семье Михаила Александровича Ридигера и Елены Иосифовны Писаревой в столице Эстонии Таллине появился на свет мальчик Алеша. Его потомками были обрусевшие немецкие дворяне и эстонцы. Семья Ридигеров в свое время эмигрировала из Санкт-Петербурга в Эстонию. Михаил Александрович был священнослужителем. Семья славилась глубокой верой и благочестием, которое пустило глубокие корни в душу Алеши. Служение в храме стало основной частью жизни подростка. 15-летний иподиакон прислуживает во время богослужений архидиакону. Епископ Исидор и архиепископ Павел Эстонский и Таллиннский доверяют сопроводительную миссию Алексею Ридигеру. По достижении 16 лет он назначается алтарником, ризничим в Кафедральном Таллинском храме, где служит до 1946 года По достижении 18-летия Ленинградская православная духовная семинария, Духовная Академия в Ленинграде стали ступенями для принятия сана иерея. Священник — целибат не принял еще монашеский постриг, но дал обет безбрачия. В 1957 году отец Алексей — настоятель Богоявленской обители собора Успения Богородицы. В 1958 году руководившего двумя монастырями протоиерея Ридигера назначают благочинным над несколькими приходами. После смерти матери, отошедшей к Господу в светлый праздник Преображения Господнего, в 1959 году Алексей Ридигер принимает монашеский постриг с именем Алексий. В то же год будущий Патриарх принимает постриг в мантию, принимая малую схиму, отказ от мирской жизни при полном послушании епископу и нестяжании, которое подразумевает отсутствие собственного имущества. Интересно! В 1961 году 32-летний отец Алексий стал самым молодым архипастырем Русской Церкви, приняв рукоположение в сан епископа. Епископ Эстонский и Таллиннский назначается в Рижскую епархию. Еще о патриархах:
60-е годы стали новой волной мракобесия, когда людей преследовали за посещение церковных богослужений, совершение Таинства крещения и Исповеди. Пионерия, комсомол, партия были обязательными дорогами к успешной жизни, за посещения церкви могли уволить с работы, унижать в прессе. Массово закрывались духовные образовательные заведения. Благодаря ревностному служению верных пастырей Церковь продолжала жить, международное и межконфессионное служение Преосвященнейшего Алексия принесло свои плоды. В 1964 году архипастырь принимает сан архиепископа, занимая вскоре пост первого заместителя Патриарха Московского. Рукоположенный в сан митрополита Ленинградского и Новгородского, владыка переводится в Ленинград, где, как и сейчас, сосредоточена церковная наука и молитвенная жизнь. Цель Патриаршего служения новый Предстоятель РПЦ видит в объединении всех славянских церквей и широком общественном служении. Его святейшее служение началось с обретения мощей и перенос их на новое место святых:
С благословением на Патриарший престол Алексия Второго Православная Церковь вступила в новый период своего развития. Деятельность Святейшего Патриарха затрагивает все сферы жизни в России и постсоветском пространстве. Он участвует в подготовке встречи нового тысячелетия и 2000-летия христианства, проводит конференции и миротворческие форумы.
В разорившемся Внешпромбанке зависло наследство патриарха Московского и всея Руси Алексия II, сообщают информационные агентства. Его сумма составляет почти 300 млн руб. и на него претендует наследница покойного главы РПЦ. Эта история вызвала обсуждение вопроса о том, как разделить собственность Церкви и ее служителей. Патриарху наследует игуменья московского подворья Пюхтицкого Свято-Успенского ставропигиального женского монастыря Филарета (мирское имя — Александра Смирнова), ближайшая сподвижница покойного патриарха с середины 1960-х годов. Арбитражный суд Москвы включил требования игуменьи в реестр кредиторов банка и частично удовлетворил ее требования. Суд постановил взыскать в пользу игуменьи Филареты 297,5 млн руб. (монахиня претендовала на 305,6 млн). Признанный банкротом и лишившийся в январе с.г. лицензии Внешпромбанк был одним из крупнейших банков России. Он обслуживал государственные компании и чиновников, однако работал и с физическими лицами. Одним из которых, как выяснилось, был и патриарх Русской православной церкви. Алексий II был предстоятелем Русской церкви с 1990 года до своей смерти в 2008 году. Завещание, в соответствии с которым восьмидесятилетняя игуменья Филарета сейчас требует свою долю наследства, составлено еще в 1976 году – почти на двадцать лет раньше, чем банк, в котором хранились сбережения патриарха, был основан. В 2009 году состояние патриарха в данном банке включало четыре счета в разной валюте – 9,37 млн в рублях, 8829 – в евро, два долларовых счета насчитывали 2,92 млн в американской валюте. Филарета (Смирнова) поступила в монастырь двадцатилетней девушкой в 1956 году и в 1966-м была отправлена на послушание к архиепископу Таллиннскому и Эстонскому Алексию (Ридигеру) – будущему патриарху. Она же 5 декабря 2008 года первой обнаружила, что патриарх скончался. «Три десятилетия находится под его окормлением Пюхтицкая обитель. Она обязана ему самим своим существованием&hellip С его стороны это был настоящий подвиг, и монахини безмерно ему благодарны за его подвижническое деяние. Неразрывными узами связаны судьбы Патриарха и скромной обители», – пишет о патриархе Алексии II сайт монастыря. Протоиерей Владимир Вигилянский, во время патриаршества Алексия II бывший руководителем его пресс-службы Московской патриархии, отказался комментировать ситуацию: «Здесь я ничего не могу сказать. Я впервые прочитал об этом, так же как вы, и даже не знаю, завещаны ли ей какие-то личные сбережения, или это счет, которым она должна пользоваться. Пока участники не выскажутся – о чем здесь гадать?» Священник Александр Волков, нынешний руководитель патриаршей пресс-службы, также заявил, что не в курсе этой темы и не готов ее комментировать. Вопрос, куда же пойдут миллионы покойного патриарха, уж очень горячий, допёк нас всех. Попробую снять завесу тайны – вот моё маленькое расследование на эту жгучую тему. На Руси любят считать деньги, особенно если они лежат в чужих карманах, – скандал с наследством патриарха Алексия II стал примером такого массового любопытства. Почти триста миллионов (в пересчёте на рубли) покойного патриарха зависли в обанкротившемся «Внешпромбанке», и его наследнице Александре Васильевне Смирновой приходится добиваться возврата этой суммы в арбитражном суде. Решение было принято в её пользу, и общественный резонанс на публикацию этого документа был подобен ядерному взрыву. Вот короткая цитата из решения суда, в которой приведены точные цифры: «На счетах гр. Ридигера Алексея Михайловича были следующие остатки денежных средств: 40817.840.0.00000000172 40817 в сумме 538,50 долларов США, 40817.840.9.00000001637 40817 в сумме 2 925 974,67 долларов США, 40817.978.7.00000003134 40817 в сумме 8 829,55 евро, 42301810100000000024/42301810200000190083/2922 в сумме 9 373 500 рублей». Как такое возможно – патриарх, совесть нации, оказался вдруг долларовым миллионером? А как же монашеский обет нестяжательства? – подобными вопросами пестрел интернет. Вышло так, что вал публикаций на тему наследства Алексия II случился именно в восьмую годовщину его кончины. Наверняка не случайно – чтобы побольнее ударить, чтобы попытаться разрушить в людской памяти светлый образ покойного патриарха. Многие верующие и при жизни почитали его святым, ведь именно в годы его правления рухнул коммунистический режим, начался расцвет православия. И именно Алексий II уберёг Россию в 1993 году от новой гражданской войны, став посредником между президентом Ельциным и мятежным парламентом. Мне посчастливилось видеть Алексия II в радостный момент его жизни. Это было в девяностые годы, в тот день патриарх принимал в Свято-Даниловом монастыре делегацию Русской зарубежной православной церкви. Сближение двух ветвей русского православия, расколотых революцией, тогда только начиналось. Алексий II вышел тогда к нам, журналистам, с сияющим лицом. Его лучистые глаза, полный счастья взгляд, сказали нам больше, чем слова: «Наконец-то через пропасть, разделявшую русских людей на разных континентах с их исторической Родиной, перекинут мост!» Пару недель назад российские СМИ сообщили, что появился претендент на деньги патриарха московского и всея Руси Алексия II, лежащие на счету во Внешпромбанке в размере почти 300 миллионов рублей (более 4 млн евро по нынешнему курсу). Прозвучало имя наследницы – Филарета, которое некоторые издания связали с настоятельницей Пюхтицкого монастыря матушкой Филаретой. Начались досужие разговоры: откуда у патриарха миллионы и неужели они достанутся жительнице Эстонии? В подробностях этой запутанной и загадочной истории разбиралась «МК-Эстония» . Началось все в годовщину смерти Алексия II. Сначала в своем Живом Журнале о немалой сумме денег на счетах покойного патриарха написал диакон Андрей Кураев. В изложении Кураева история такова: 1966 год, 37-летний митрополит Алексий знакомится с 30-летней монахиней Филаретой, которая на всю оставшуюся жизнь становится его экономкой. Через десять лет Алексей составляет завещание: все свое имущество он оставляет Филарете. «Полагаю, – пишет Кураев, – имущество тогда было не таким уж и большим: квартира и дача в Москве плюс аналогичное имущество в Эстонии. Но оно стало быстро расти в годы, когда личное патриаршество Алексия совпало с годами рыночной жизни России. Денег и власти было много. Недвижимость стала совсем иная и иного класса. В общем, я не исключаю, что Алексий мог забыть про ту бумажку 1976 года. А Филарете было не с руки напоминать Святейшенькому о его смертности». Далее, рассуждает диакон, патриарху неудобно было самому ездить в банки и пополнять свои счета. Скорее всего, доверенность была выписана на Филарету, поэтому она и знала о состоянии патриарха. «Но вновь скажу: это еще не значит, что Алексий и в самом деле видел в ней наследницу этих счетов. И я убежден, что знала она не про все счета и не ко всем имела доступ (особенно – к заграничным), – подчеркивает Кураев. – Мы знаем, что спустя восемь лет по смерти завещателя на счетах Филареты лишь в одном Внешпромбанке оказалось свыше 300 миллионов рублей. Но сколько денег было на этих счетах восемь лет назад и сколько из них Филарета потратила или перевела – мы не знаем». Он полагает, что переводить куда-то большие суммы — значило бы засветиться. Вот они и лежали. И Филарета просто оформила вступление в наследство, но деньги не забрала. А затем она, видимо, пропустила сроки, в которые составляются «списки кредиторов» при банкротстве банка. И в итоге Филарета подала в суд, который 29 ноября вынес решение: она получает на 10 миллионов рублей меньше, чем претендовала, но все же почти 300 000 000 рублей. После обнародования судебного решения история и стала достоянием общественности. Эту тему подхватили российские СМИ. Однако патриарх московский и всея Руси Кирилл так ничего и не прокомментировал. Не захотели ничего официально комментировать и в Эстонии. Одно лишь удалось выяснить наверняка: к Эстонии описанные события в любом случае отношения не имеют. Когда заговорили о матушке Филарете, многие подумали, что это настоятельница Пюхтицкого Свято-Успенского монастыря в Куремяэ и что деньги придут в Эстонию. Однако это оказалось совсем не так: матушка Филарета (Александра Смирнова), получившая наследство патриарха Алексия, и матушка Филарета (Оксана Калачева), игумения Пюхтицкого монастыря, – это две разные женщины. Хотя матушка Филарета (Александра Смирнова), которой достались миллионы патриарха, и имеет отношение к Пюхтицкому монастырю, но все же к его московскому подворью, которое она возглавляет. Подворье является ставропигиальным, то есть напрямую подчиняется патриарху. Читайте статью целиком на mke.ee . Около полудня 5 декабря в пресс-службе РПЦ сообщили, что утром 79-летний патриарх почил в своей резиденции. Официальная причина смерти — инфаркт. В тот же день поползли слухи о том, что Алексий умер не своей смертью. В РПЦ их опровергли. Как сообщил глава пресс-службы патриархии Владимир Вигилянский, ночью патриарх никого к себе не допускал, у него “не было тревожной кнопки”. Масла в огонь слухов подлили и слова митрополита Кирилла. Сразу после смерти Алексия его будущий преемник сказал в телеэфире на всю страну: “Бывает так, что иногда Господь некоторое время даёт Церкви некое испытание, когда во главе её стоит человек престарелый и практически уже неспособный к управлению. Это очень трудное время для Церкви. Святейший Патриарх ушёл, оградив нашу Церковь от этого трудного времени”. Талант вдохновенной молитвы, благочестие, знание церковный служб — вот что определило призвание Алексея Ридигера, ставшего уже в 15 лет иподиаконом (то есть сопровождающим и постоянно прислуживающим за богослужениями архиерею) епископа Исидора и архиепископа Павла Эстонского и Таллинского. В 16 лет — в год окончания Великой Отечественной войны — Алексей стал даже ризничим (ответственным за облачения и церковную утварь), продолжая совершать служение алтарника в кафедральном соборе Таллина. Вскоре он поступил в Ленинградскую православную духовную семинарию (ныне СПбПДАиС) и по ее окончании стал студентом духовной Академии Северной столицы. Приняв рукоположение во иереи, поначалу он был просто белым священником-целибатом (не имеющим монашеского пострига, но давшим только обет девства). Начав иерейское служение в небольшом городке Йыхви, вскоре он стал настоятелем Богоявленского монастыря, а в 1957 году — и настоятелем местного Успенского собора. Так около года он руководил двумя обителями и приходом собора. Затем его официально поставили благочинным округа (то есть священником, контролирующим деятельность ряда приходов, — обычно эта должность отдается настоятелю крупного собора области, имеющим многолетний пастырский опыт). С 1959 года будущий Патриарх принимает решение полностью посвятить себя Богу в монашестве. Совсем немного времени прошло с его рясофорного пострига — наречения нового имени, символического пострижения волос с возможностью носить некоторые монашеские одежды — до пострига мантийного. В это время Алексий, как все рясофорные послушники, имел возможность отказаться от пострига в монахи, это не было бы грехом. Однако будущий Предстоятель был уже тверд в своем решении отказаться от мирской жизни, и в 1959 году его постригли в мантию, то есть «малый ангельский образ», малую схиму. Он дал обеты послушания епископу, отречения от мира и нестяжания — то есть отсутствия своего имущества. Такое пострижение монахов идет с древности и продолжается до настоящего момента. Отец Алексий был пострижен в мантию с сохранении имени, что достаточно необычно для церковной практики. Также через малое время — лишь спустя 2 года — его хиротонисали во епископа. В свои 32 года он был, одним из самых молодых архипастырей Церкви. Его направили на управление родной Рижской епархией с присвоением титула Эстонского и Таллинского епископа. Кураев пролил свет на наследство АлексияНесмотря на «хрущевскую оттепель», 1960-е годы, когда начал свое архиерейское служение владыка Алексий, были трудны для Церкви. Если в 1930-х священников расстреливали вместе со всеми как врагов народа, то во времена Великой Отечественной войны их начали массово возвращать из лагерей, открывая храмы. Хрущев открыл новые гонения: в первую очередь, организовав информационную волну даже не безбожия, а стереотипной клеветы на Церковь в средствах массовой информации. Поднялись революционные лозунги, осуждавшие «мракобесие», на людей давили психологически, позоря на работе, например, за посещение пасхального богослужения. Закрывались семинарии под предлогом некачественного образования и церкви, которые просто «необходимо» было использовать под склады, заводы и зернохранилища. Став Патриархом, Алексий Второй часто говорил, в том числе в печати, но без подробностей, об этих временах, что лишь Богу осталось известным, как непросто приходилось священникам и архиереям переживать время гонений. Однако интересы Православной Церкви» отстаивались, Она не умирала при помощи таких ревностных служителей Господа, как владыка Алексий. Так, став епископом, Преосвященнейший Алексий начал активно работать в сфере международных и межцерковных взаимоотношений. Он трудился во многих комитетах, входил в состав делегаций. Его Преосвященство (это обращение к епископу) был активным сторонником совместного труда Церквей различных христианских конфессий, подчеркивая, что в совершенном мире люди забывают в принципе о Христе, и что все христиане должны искать точки соприкосновения в служении и общении друг с другом, действуя сообща. Спустя короткий промежуток активного и деятельного архипастыря заметили в руководстве Московского Патриархата, начав выдвигать на еще более ответственные посты. В 1964 году, в 35 лет, он становится архиепископом, заместителем председателя Отдела внешних церковных связей, а затем, по сути, первым заместителем Святейшего Патриарха Московского. Он получает сан митрополита (то есть более высокий, нежели епископский) Таллинского, а затем был в сане митрополита Ленинградского и Новгородского переведен в Санкт-Петербург (Ленинград), в то время, как и сейчас, являвшийся средоточием церковной науки и молитвенной жизни. Трудами владыки Алексия совершились многие события, память о которых хранят благодарные петербуржцы: возвращение братии в Валаамский монастырь — духовную колыбель самого владыки Алексия, возрождение Иоанновского женского монастыря, основанного святым праведным Иоанном Кронштадским на реке Карповке, и обретение мощей самого святого праведного Иоанна Кронштадтского. В 1989 году Его Высокопреосвященство даже стал народным депутатом СССР, что было крайне необычно, и, по сути, политическим деятелем. Несмотря на активное служение, владыка Алексий подготовил и защитил докторскую диссертацию на степень кандидата богословия. В 1990 году скончался Святейший Патриарх Пимен, а 10 июня того же года на его место был выбран Патриархом Московским и Всея Руси Алексий II. Интересно, что деятельность Патриархов Русской Православной Церкви с каждым последующим избранием Предстоятеля все расширяется. Обычно Патриарха избирали из маститых иерархов, имеющих обширный пастырский опыт, но потому оторванных от слишком совершенных веяний общества. В середине ХХ века никто не задумывался о важности привлечения в Церковь молодежи: с ней было трудно разговаривать, ребята не только стремились к обычным развлечениям, но и имели мнение о Церкви как о «сборище мракобесов». Не имея жизненного опыта, они полагались на суждение учителей и авторитет государства. Со временем многое начало меняться. Интеллигенция, эмигранты обращались к христианству как фактически религии протеста, глотку свежего воздуха в душной советской идеологии. Если Патриархи Алексий Первый и Пимен, в основном, имели заботы о поддержании приходов, о существовании церкви хотя бы в каждом городе, о защите пастырей от репрессий (а Пимен еще и о праздновании 1000-летия Крещения Руси, то есть культурно-историческом утверждении Церкви) — то Святейший Патриарх Алексий Второй развил деятельность по распространению миссионерского служения Церкви, работы с молодежью (на которой делает огромный акцент и новый, нынешний Патриарх Кирилл), реструктуризации Церкви, созданию новых епархий. Церковные и светские историки выделяют следующие плюсы и минусы деятельности Алексия Второго на посту Патриарха Московского и Всея Руси:
Его Святейшество отошел ко Господу, не дожив лишь два месяца до своего 80-летия. Алексий Второй скончался в Патриаршей резиденции в Переделкино, в дни Рождественского поста — 5 декабря 2008 года. Православный народ всей России и ближайших стран настолько привык, что этот добрый пастырь Церкви всегда бодр, ездит по стране и бывает даже в отдаленных епархиях, что смерть его вызвала шок и изумление. На этом фоне стали даже распространяться слухи, что Патриарх был убит, однако свидетельствами близко знавших его иерархов и заключением медицинской экспертизы они были опровергнуты: Алексий Второй в течение последних лет жизни перенес несколько инфарктов и инсульт, поэтому смерть наступила по естественным причинам, став следствием сердечной недостаточности. При прощании с Патриархом Храм Христа Спасителя, крупнейший храм Москвы, воссозданный на месте взорванного в 1930-х в тех же архитектурных формах, был полон людьми. Днем и ночью они шли целым потоком, чтобы в последний раз взглянуть на пятнадцатого Архипастыря Церкви Русской, возглавлявшего ее в годы перестройки, крушения советского строя и создания нового общества, ведшего Корабль Церкви сквозь воды одного из самых непростых времен истории страны. Гроб с телом, в величественной похоронной процессии, через всю Москву перевезли в Богоявленский Елоховский кафедральный собор, где и захоронили. Над могилой сейчас стоит мраморное надгробие с крестом. Духовенство храма и сотрудники Церкви свидетельствуют что многие паломнические маршруты из разных регионов страны обязательно имеют остановку в соборе у могилы Алексия Второго. Уже сейчас в народе имеет место почитание Его Святейшества. В любой день вы можете посетить Елоховский собор столицы и поговорить у могилы Его Святейшества с ним самим. Молитва — это диалог с усопшим, имеющим признаки святости. Приобретите в храме свечу, поставьте ее на подсвечник у могилы, обратитесь ко Господу: «Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего, Святейшего Патриарха Алексия, где нет печали и слез, но жизнь и радость бесконечная. Прости ему все грехи вольные и невольные, его же святыми молитвами и меня грешного (грешную) помилуй». Затем можете своими словами, обращаясь к Патриарху, попросить его о своих нуждах. Многие просят его, как мудрого руководителя,
Молитвами Патриарха Алексия да хранит вас Господь! Памяти Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия ВторогоВо всех бедах истории и сегодняшнего дня большинство и ныне предпочитает винить кого угодно, не замечая своей вины (не политической, а религиозной). Подлинный патриотизм не должен оскверняться враждой и ненавистью к другим народам и к кому-либо в среде своего народа. Он не должен оскверняться и национальной гордыней, стремлением к силовому решению межнациональных и межгосударственных споров, а также нежеланием и неумением выслушивать различные точки зрения и приходить к согласию желанием монополизировать идею патриотизма в узкоэгоистических целях. Не дайте посеять в ваших душах семя вражды к людям другой веры или национальности. Через молитву, общение и совместный труд излечите раны, нанесенные конфликтами. Вспомните, что наши народы имеют многовековой опыт совместной жизни. Не слушайте тех, кто разжигает ненависть. Они преследуют свои цели, а вы будете страдать, если пойдете у них на поводу. Я лично всегда горячий приверженец того, чтобы Церковь была отделена от государства, чтобы она не была государственной. Знаете, Церковь является таковой тогда только, когда она будет отделена от государства, но не от общества, потому что общество и составляет Церковь. Тогда Церковь сможет с нравственных, духовных позиций давать оценку того, что происходит вокруг нас, иногда не разделяя позиции государства.
— Этого не может быть! — уверяли одни. — Патриарх ездит в бронированном «мерседесе», изготовленном по спецзаказу с приподнятой крышей, так как патриарху не положено снимать головной убор. Вспомните, броня такого же «мерседеса» спасла при покушении жизнь Шеварднадзе. А когда лимузин патриарха мчится по Смоленскому проспекту в сопровождении джипов охраны, сотрудники ГИБДД перекрывают улицы. Кураев пролил свет на наследство Алексия.Андрею Кураеву опять выпала честь отвечать. Но вместо фактов он тоже привел предположение: «Как таковой сердечный приступ не убил бы патриарха. Просто случился он в максимально неудобных для помощи обстоятельствах. Возможно, что приступа не было вообще. Просто пожилой человек при каком-то повороте или резком движении на секунду утратил координацию движений — и упал. Но, падая, затылком ударился об угол стула. И этот угол перебил вену. диакон Андрей Кураев Стас Садальский через комсомольскую прессу оповещает страну, будто патриарха Алексия убили.Ну, ладно, данный вид прессы и создан специально для стока такого рода субстанций.Однако, в ряду «аргументов» Садальского (а аргументы уровня –«мне знакомые попы сказали») есть упоминание одного конкретного источника. Эта честь выпала мне. Божий Промысел хранил будущего 15-го патриарха ещё до рождения. Семейное предание сохранило такой случай: незадолго до родов его мать собралась в далёкую автобусную поездку. Но, несмотря на все просьбы, водитель почему-то, без всякой вразумительной аргументации, отказался посадить её в автобус. Она расплакалась, а тот автобус через час попал в аварию, и все пассажиры погибли. Род Ридигеров, в котором в 1929 году появился на свет маленький Алёша, вёл историю ещё со времён императрицы Екатерины II. В нём было множество прославленных военных, в том числе и герой войны 1812 года генерал Фёдор Васильевич Ридигер. Отец Алексия Михаил Александрович всегда хотел стать священником, но из-за революции мечта осуществилась лишь в зрелых летах. Мать, Елена Иосифовна, в девичестве Писарева, всю себя без остатка отдала мужу и сыну, сполна испив чашу презрения, которую приготовило советское правительство близким священнослужителей. Сам Алексий так вспоминал о своей семье: «Мы жили очень дружно. Нас связывала крепкая любовь». «С самого детства я не представлял себе иного служения, кроме церковного», — вспоминал Алексий II. Уже в 6 лет он выполнял в храме своё первое послушание — разливал крещенскую воду. В 8 лет наизусть знал литургию и с наслаждением играл в богослужение. Это занятие было настолько неординарно для ребёнка, что родители даже обращались за советом к валаамским старцам. Но те, пообщавшись с мальчиком, такое необычное развлечение не по годам серьёзного отрока одобрили. 18-летний Алёша поступил в Ленинградскую духовную семинарию. Сразу на третий курс. И в том же году получил свой первый приход в шахтёрском городке Йыхви, который стал настоящей школой жизни, любви и терпения. Высокая аварийность, свезённые из разных концов страны бывшие уголовники, алкоголизм, проституция… «Паства там была непростая, — вспоминал Алексий, — пришлось иметь дело со сложными судьбами, с семейными драмами, с различными социальными пороками». В 1961 году, после ранней и трагической смерти матери, Алексий принял монашеский постриг и в том же году стал епископом Таллинским и Эстонским. Церкви, переживающей очередную волну гонений, нужны были мудрые пастыри, способные сохранить её. Газеты, телевидение извергали потоки хулы в адрес верующих, «общественность» травила тех, кто осмеливался ходить на богослужения или носить на шее крест, по стране прокатилось массовое закрытие немногих оставшихся храмов. В тех условиях молодой, но окрепший духом воин Христов совершил свой первый настоящий подвиг. Власти приняли решение о закрытии 36 эстонских приходов и Пюхтицкого монастыря, в зданиях которого было решено разместить дом отдыха. Молодой епископ умолил администрацию повременить, а сам… привёз в обитель делегацию лютеран из ГДР. Те, вернувшись на родину, написали в газету хвалебную статью о монастыре. Потом приехала ещё одна группа иностранных товарищей. В общем, обитель устояла. Потом были и другие победы, но та, первая победа далась слишком дорогой ценой. «В те дни отец мой лежал с инфарктом, который так и не перенёс. А я должен был его покинуть, чтобы сопровождать иностранных гостей. Речь шла о спасении обители единственно возможным способом», — вспоминал патриарх. В 1986 году тогда уже владыка Алексий был назначен на вторую по значению кафедру русской церкви — Петербургскую. Новый митрополит захотел нанести визит председателю Ленгорсовета, на что получил жёсткий ответ: «Этого в Ленинграде никогда не было и быть не может». Через год представители власти сами стали приезжать к правящему архиерею на приём — так возросла его роль в городе. Юрий Лужков, мэр Москвы: — Ушёл из жизни человек, который по сути спас нашу страну от назревавшей гражданской войны в октябре 1993 г. Именно Алексий II вернул народу православие: подвигом Святейшего по праву можно считать и налаживание религиозной жизни в возрождённых и вновь построенных храмах и монастырях во всей России. Для меня, как и для миллионов москвичей, уход этого светлого человека, которого мы все отчаянно любили, — большое горе. Владимир Якунин, президент РЖД, председатель попечительского совета Фонда Андрея Первозванного: — Каждый год в Пасху наш фонд привозит из Иерусалима в Москву частицу Благодатного огня. Должен признать, что в самый первый раз Его Святейшество не без колебаний благословил нас на это дело. Но в последние годы, когда мы передавали ему огонь, он всегда спрашивал: «В следующем году всё будет по-прежнему?» Поэтому мы продолжим эту традицию. Сразу хочу оговорить, что ни в коей мере нельзя сравнивать покойного Патриарха и нынешнего. Нет у Господа двух одинаковых людей, не может быть двух одинаковых святителей у Церкви — у каждого свое служение. Церковь часто сравнивают с кораблем, идущим по житейскому морю, и каждый кормчий — предстоятель — ведет этот корабль по-своему: одному предстоит идти по бушующему морю, другому — по участку, полному рифов и скрытых опасностей, третьему — по открытому океану. Эпохи Святейшего Патриарха Алексия и Святейшего Патриарха Кирилла — это совсем разные промежутки пути, поэтому сравнивать их просто даже неэтично. Вечная память Святейшему Патриарху Алексию! Ему пришлось вести церковный корабль после бури, страшного шторма, весь израненный, с изорванными парусами, сломанными реями и мачтами… И благодаря бережным трудам и отношению своего кормчего корабль церковный уже на плаву становился все прекраснее. Об интервью с Управляющим делами Московской Патриархии митрополитом Калужским и Боровским Климентом мы договаривались заранее, хотели поговорить о кризисе. Но пришла горькая весть… Во вторник владыка делится воспоминаниями о почившем Предстоятеле. Прежде чем начать беседу с нашим обозревателем Борисом Клином, владыка вскрыл только что полученный конверт. В нем оказалась открытка, написанная Алексием II в Мюнхене, за несколько дней до смерти. вопрос: Ваше Высокопреосвященство, как Вы познакомились со Святейшим Патриархом? Каким было первое впечатление? ответ: О Святейшем Патриархе я много слышал еще школьником. В храм в поселке Удельная под Москвой, где мы жили, как-то приехали монахини из Пюхтицкого монастыря, которые несли послушание у Святейшего в бытность его Управляющим делами Московской патриархии. После службы матушки пришли к нам домой и во время обеда много рассказывали о его служении в Эстонии, о том, как он отстаивал Пюхтицкий монастырь, который власти хотели закрыть во время хрущевских гонений, и о его заботе о монашестве. Подробнее: Митрополит Климент: «Патриаршество — это ядро, объединяющее всю Церковь» Похожие записи: |