Жилищный кодекс рф 2021 наказание управляющей компании
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Жилищный кодекс рф 2021 наказание управляющей компании». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Кроме того, более детально правила обслуживания многоквартирных домов управляющими компаниями могут быть изложены в решениях местных органов власти.
Основным законом для УК является Жилищный кодекс. Документ имеет высшую юридическую силу. Распоряжения или действия, противоречащие ему, можно обжаловать в надзорных органах или оспорить в суде.
Управляющая организация ЖКХ обладает определенными обязанностями, которые следует неуклонно соблюдать. Как свидетельствует законодательство, к ним следует отнести:
- Подготовку дома к очередному сезону.
- Предоставление коммунальных услуг, их тарификацию.
- Ремонт, замену коммуникаций, счётчиков, систем электросетей и так далее.
- Капитальный, косметический сезонный ремонт.
- Благоустройство дворовой территории, подъездов, лифтов, уборку участка.
- Предоставление отчётности жильцам, выставление счетов за коммунальные услуги.
Данный перечень далеко не исчерпывающий. Конкретизация обязанностей осуществляется в договоре между УК и потребителями.
Обязанности управляющей компании многоквартирных домов по ЖК РФ в 2021 году
Предоставление коммунальных услуг – одна из основных функций коммунальных организаций. Вот что входит в обязанности ЖКХ по обслуживанию дома:
- Сбор платежей за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ).
- Выявление расхитителей энергоресурсов.
- Налаживание сотрудничества с коммунальными предприятиями-поставщиками услуг. Также сюда относят заключение договоров и перерасчет сумм за услуги ненадлежащего качества.
- Хранение технической документации на дом.
- Регистрационный учёт жильцов.
- Организация собраний собственников.
- Информирование потребителей о внесениях изменений в тарифы на ЖКУ.
По закону УК должна собирать средства за предоставление услуг, решать организационные вопросы.
У управляющей организации есть не только обязанности. Она, например, имеет право:
- Требовать от владельцев жилья своевременной, полной оплаты предоставленных ЖКУ, а при выявлении нарушений сроков платежей – выставлять должникам пени.
- В заранее обговоренное время получать доступ в квартиру для проведения осмотра, проверки коммуникаций, проведения их ремонта.
- Проверять не реже раз в полгода корректность и достоверность передаваемых жильцами показаний счётчиков.
- Заключить договор с ресурсоснабжающей организацией на поставку электроэнергии, воды, газа.
- Если это не противоречит законодательству, ограничивать потребителей в коммунальных услугах.
- Информировать о незаконных способах эксплуатации жилья, общих нежилых площадей.
- Использовать резервные средства для выполнения ремонтных работ.
- Требовать возмещения убытков, которые возникли по вине жильцов или исполнителей работ.
Чтобы разобраться, имеет ли право управляющая компания выполнять определенное действие, следует изучить актуальное законодательство и положения заключенного договора.
На коммунальную организацию возложено множество функций. Она:
- выступает посредником в поставке ресурсов;
- обслуживает дом;
- осуществляет ремонт;
- поддерживает хорошее техническое состояние оборудования;
- представляет собственников жилья перед РСО;
- является единым исполнителем коммунальных услуг перед владельцами квартир.
Фактически УК выполняет те же функции, что возлагались на участки ЖКО. Некоторые изменения были вызваны временем, организация приобрела большую независимость.
Очевидно, что ни один многоквартирный дом не сможет нормально существовать без слаженного обслуживания, контроля состояния коммуникаций и систем, ухода за придомовым участком.
Недовольство работой УК – распространенное явление. Часто жильцы жалуются, что компания недобросовестно выполняет свои обязанности, например, проводит некачественный капитальный ремонт балконов. В результате пренебрежения состоянием оборудования возникают неустойки и случаи завышения тарифов.
В этой ситуации можно обращаться в разные инстанции:
- суд;
- прокуратуру;
- местную администрацию;
- контролирующие структуры – Роспотребнадзор , жилищную, пожарную инспекцию и так далее.
Точно определить, в какой орган подавать заявление, поможет юрист – специалист в сфере жилищного права. Но для начала стоит постараться решить конфликт мирным путем и обратиться к руководству коммунальной фирмы.
Для этого нужно составить письменную претензию, детально описать в ней ситуацию и объяснить, в чём заключается ненадлежащее предоставление услуг. С полученным ответом можно отправляться в вышестоящие надзорные структуры.
В суд и прокуратуру обычно обращаются с серьезными нарушениями. Как показывает практика, коллективная жалоба эффективнее обращения одного жильца.
Что изменилось в ЖКХ с января 2021 года для собственников и управляющих компаний
Если потребители услуг четко представляют, какие обязанности возложены на коммунальщиков, а какие – нет, у них реже будут возникать вопросы вроде того, кто должен ремонтировать домофон, обеспечивать охрану территории и так далее.
Как правило, в договоре прописываются дополнительные обязанности УК. Если соответствующих пунктов нет, фирма не проводит некоторые мероприятия по уходу за придомовой территорией:
- обрезку деревьев;
- обустройство клумб и газонов;
- ремонт дорожек.
Также УК не предоставляет услуги типа работы консьержа, охраны парковки, установки на территории МКД камер видеонаблюдения.
Зная перечень обязанностей управляющей организации, жильцы, с одной стороны, избегут завышенных ожиданий, а с другой – не растеряются, если придется отстаивать свои права в разных инстанциях. В этом контексте важное значение приобретает грамотно составленный договор между жильцами и УК. Именно на основании этого документа можно добиться успешного сотрудничества и исключить взаимные претензии.
Федеральный закон от 29 декабря 2020 г. № 468-ФЗ “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации” переносит обязанность указывать идентификаторы гражданина-должника при составлении исковых заявлений и заявлений о вынесении судебного приказа до 2022 года (ст. 4).
Идентификаторы не потребуются лицам, которые управляют домами, региональным операторам (по обращению с ТКО и Фондам капремонта), ресурсоснабжающим организациям.
С 1 января 2021 года вступили в силу Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде (Постановление Правительства РФ от 28.12.2020 № 2314).
Документ устанавливает, что места накопления отработанных ртутьсодержащих ламп в многоквартирных домах определяются потребителями или по их поручению теми организациями, которые управляют домом. Они организуют накопление отходов в местах, являющихся общедомовым имуществом, и уведомляют об этих местах оператора по обращению с такими отходами.
Органы местного самоуправления организуют создание мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, в том числе в случаях, когда организация таких мест накопления не представляется возможной в силу отсутствия в многоквартирных домах помещений для организации мест накопления, а также информирование потребителей о расположении таких мест.
Перечень полномочий и обязанностей управляющей компании ограничен договором на управление МКД. Жильцы вправе прописать дополнительные пункты, где упомянуть все моменты для обеспечения своего комфорта. Если же они не прописаны, то стандартный договор не содержит обязанность УК:
- по обустройству газонов и клумб, обрезке деревьев и украшению придомовой территории;
- по проведению ремонтных работ во внеочередном порядке, когда в них нет потребности;
- по установке систем видеонаблюдения на придомовой территории и в местах общего пользования МКД;
- по обеспечению охраны парковки и услуг консьержа;
- по ремонту и обслуживанию домофона.
-
«СТОП. ЖКХ!». Выпуск № 7. Череповец вышел в дорожный «космос» (Подкаст) Дождались? С 1 июля начинается перевод учёта расхода электроэнергии в ЖКХ на «умные» счётчики
Данные изменения, пожалуй, одни из существенных.
Рассмотрим в виде сравнения:
- до момента изменения, должник выплачивает штраф в размере 1/300 ставки рефинансирования ежесуточно. Стоит обратить внимание, что подсчет ведется с того времени, когда непосредственно возник долг;
- порядок начисления штрафной пени следующий: со дня возникновения долга отсчитывается 30 суток. На эти дни пеня не действует. Начиная со второго месяца, штрафная пеня насчитывается в размере 1/300 ставки рефинансирования за каждые сутки просрочки. Начиная с четвертого месяца, размер ставки увеличивается и составляет 1/130.
Стоит обратить внимание на тот факт, что новый вид расчета пени существенно увеличивает ее в размере, а сам расчет становиться очень трудным.
Изначально посмотрим, какие цифры получаются при старых подсчетах:
Время формирования задолженности, 2015 год | Сумма задолженности | Расчет пени согласно ставке рефинансирования | Штраф за месяц и в целом | ||
Продолжительность просрочки (в днях) | Ставка рефинансирования | Размер штрафа | Всего штраф | ||
11 февраля | 10 000 | 31 | 11% | 113,66 | 113,66 |
11 марта | 20 000 | 29 | 11% | 212,66 | 326,32 |
11 апреля | 30 000 | 31 | 11% | 341 | 667,32 |
11 мая | 45 000 | 30 | 11% | 495 | 1162,32 |
11 июня | 70 000 | 31 | 11% | 795,66 | 1957,98 |
11 июля | 80 000 | 30 | 11% | 879,99 | 2837,97 |
11 августа | 95 000 | 31 | 11% | 1798,33 | 4635,3 |
11 сентября | 120 000 | 31 | 11% | 1950 | 6585,3 |
11 октября | 140 000 | 30 | 11% | 2017 | 8602,3 |
11 ноября | 160 000 | 31 | 11% | 2325 | 1009,3 |
11 декабря | 180 000 | 30 | 11% | 2500,95 | 3510,25 |
11 января 2016 | 200 000 | 31 | 11% | 2273,33 | 15 154,9 |
Общее число дней | 335 |
Согласно действующему законодательству, в частности статьи 155 ч.1, выплата за жилплощадь, в том числе и за коммунальные услуги производятся помесячно до 10 числа. Таким образом, по прошлым законам, задолженность была бы начислена 11 числа.
Расчет штрафной пени начисляется по формуле: размер долга * 11% / 300 * количество дней = размер штрафной пени.
Проведя подсчет, получаем размер штрафной пени – 15 154 руб. 90 коп.
Подсчет штрафной пени после изменений
С 1 января 2021 г. перестает действовать мораторий на начисление пени и отключение коммунальных услуг за несвоевременную оплату (Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 г. N 424). Управляющие компании и исполнители коммунальных услуг снова получат право начислять пеня в размере 1/300 от ставки рефинансирования ЦБ РФ с 31-го дня несвоевременной оплаты и 1/130 от ставки рефинансирования ЦБ РФ с 91-го дня.
Понятно, что финансовое положение не всем позволяет единовременно рассчитаться с накопившимися долгами. А учитывая, что с апреля (с момента введения моратория на пени) сумма долга могла накопиться более чем солидная, не стоит забывать о том, что с управляющей компанией или исполнителем коммунальной услуги можно заключить соглашение о погашении задолженности. Это позволит исключить не только отключение коммунальных услуг, но и судебное принудительное взыскание задолженности. Также нужно отметить, что наличие соглашения о погашении задолженности позволит претендовать на получение субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг, которые при наличии задолженности не предоставляются. А при наличии соглашения и выполнения ряда других условий – вы сохраните право на получение субсидии.
Обязанности УК многоквартирных домов по ЖК РФ в 2021 году
Также с 1 июля 2020 года вступило в силу важное изменение, касающееся приборов учета электроэнергии. За приборы учета электроэнергии в многоквартирных домах теперь отвечают гарантирующие поставщики (Энергосбыты). Это означает, что их установка, поверка, замена теперь полностью проводится и, что самое важное, оплачивается за счет средств гарантирующего поставщика (Энергосбыта). Собственники помещений теперь за это не платят. Введено это было Федеральным законом от 27 декабря 2018 г. N 522-ФЗ.
Но при этом собственники все также обязаны передавать показания счетчиков электроэнергии каждый месяц до 25 числа.
Что касается правил получения субсидий, то тут тоже произошли изменения. Как мы знаем, при наличии задолженности по оплате ЖКУ в предоставлении субсидии отказывают. Если раньше в пакете документов требовалось среди прочего приложить справку об отсутствии задолженности по оплате ЖКУ, или соглашение о реструктуризации задолженности, теперь эта обязанность исключена. Вся информация о долгах должна быть внесена в систему ГИС ЖКХ и именно оттуда её должны брать органы соцзащиты. Более того, долгом при первичной подаче документов теперь считается только задолженность, подтвержденная вступившим в силу решением суда.
Работать это правило начнет с 1 июля 2021 г, а введено оно было Федеральным законом от 28.11.2018 N 442-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30.12.2020 N 509-ФЗ).
Интересно, что период, по которому считают доход обратившегося за субсидией гражданина теперь определяется несколько иначе. Если раньше это были полгода предшествующие дате обращения, то теперь это полгода предшествующие полугодовому периоду, предшествующему дате обращения. Таким образом, если гражданин обратится за получением субсидии 11 января 2021 года, то считать ваш доход будут за период с января по июль 2020 года. Введено это было Постановлением Правительства РФ от 29.04.2020 N 604.
Заметно изменились правила пожарной безопасности в многоквартирных домах.
Теперь запрещено демонтировать межбалконные лестницы, заваривать люки на балконах и лоджиях квартир. Ответственность за сохранность общего имущества и исполнение требований пожарной безопасности лежит на управляющей организации. Штрафовать за нарушение, таким образом, тоже будут их. Именно управляющие обязаны будут взаимодействовать с гражданами если люки заварили/зашили, а лестницу демонтировали.
За отсутствие подъездных или тамбурных дверей, а также за неработающие доводчики на них также своими деньгами будет отвечать управляющая организация.
Новшества есть и более радикальные. Они касаются шлагбаумов, откатных ворот, бетонных блоков на проездах во дворах. Теперь к ним предъявляются требования повышенной строгости. В частности, открываться они теперь должны незамедлительно по приезду пожарных. Требуется обеспечить либо круглосуточного вахтера возле шлагбаума, либо домофон, по сигналу с которого 24-часа в сутки была бы возможность ворота открыть. А вот вариант с номером телефона на воротах исходя из требований законодательства больше не работает.
Новые противопожарные правила были введены Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. N 1479.
30 декабря 2020 г. президентом был подписан Федеральный закон от 30.12.2020 № 494-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий».
Закон очень объемный (118 страниц), очень спорный и вызывает существенные нарекания большого количества экспертов. Фактически речь идет о введении «реновации» в регионах, в интересах застройщиков.
Его обзор мы напишем чуть позже.
Ответственность управляющей компании
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: (в ред. Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ)
1) содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище;
2) используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений;
3) в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;
4) стимулируют жилищное строительство;
5) обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда;
5.1) обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах; (в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ)
6) обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
6.1) организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования; (в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 271-ФЗ)
7) осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный контроль за соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства; (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
8) осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль; (в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 25.06.2012 N 93-ФЗ)
9) размещают в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее — система) информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 263-ФЗ)
1. Жилище неприкосновенно.
2. Никто не вправе проникать в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан иначе как в предусмотренных настоящим Кодексом целях и в предусмотренных другим федеральным законом случаях и в порядке или на основании судебного решения.
3. Проникновение в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, только в целях спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения их личной безопасности или общественной безопасности при аварийных ситуациях, стихийных бедствиях, катастрофах, массовых беспорядках либо иных обстоятельствах чрезвычайного характера, а также в целях задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, пресечения совершаемых преступлений или установления обстоятельств совершенного преступления либо произошедшего несчастного случая.
4. Никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
2. Жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
3. Указы Президента Российской Федерации, регулирующие жилищные отношения, не должны противоречить настоящему Кодексу, другим федеральным законам.
4. Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.
5. Федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.
6. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.
7. Органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
8. В случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям настоящего Кодекса применяются положения настоящего Кодекса.
1. Акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
2. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
3. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
4. Акт жилищного законодательства может применяться к жилищным правам и обязанностям, возникшим до введения данного акта в действие, в случае, если указанные права и обязанности возникли в силу договора, заключенного до введения данного акта в действие, и если данным актом прямо установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
1. В случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
2. При невозможности использования аналогии закона права и обязанности участников жилищных отношений определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.
Требования к управляющим компаниям 2021
К жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой помещений в многоквартирном доме, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных настоящим Кодексом. (в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 558-ФЗ)
- Постановления
- Письма
- Приказы и решения
- Кодексы Российской Федерации
- Федеральные законы
- Расчет отопления
- Расчет холодного водоснабжения
- Расчет горячего водоснабжения
- Расчет электроснабжения
- Расчет газоснабжения
- Карта сайта
- Онлайн калькулятор
- Обратная связь
- Политика конфиденциальности
Жилищный кодекс: последние изменения 2021 года
Жилищный кодекс РФ не устанавливает уголовной ответственности за нарушения в указанной сфере, однако таковая предусмотрена за нарушение неприкосновенности жилища – незаконное проникновение, совершенное против воли проживающих в нем лиц. За данное преступление статьей 139 УК РФ предусмотрена ответственность в виде штрафа до 40 000 рублей, либо в виде исправительных работ до 1 года, либо в виде ареста до 3-х месяцев. Если указанные деяния были совершены с применением насилия или угроз штраф возрастает до 200 000 рублей, преступление может наказываться исправительными работами до 2-х лет либо лишением свободы на тот же срок. При совершении деяния с использованием служебного положения штраф возрастает до 300 000 рублей, преступление наказывается принудительными работами до трех лет либо лишением свободы на тот же срок.
Что касается отключения коммунальных ресурсов, то, как правило, должника предупреждают об этом первый раз за 20 дней. «Потом либо приостанавливают, либо, если есть такая возможность, ограничивают подачу ресурсов, либо еще раз предупреждают о полном отключении. Фактически только через 10 дней после второго предупреждения начинается отключение. То есть у людей есть время на погашение задолженности», — сказала ТАСС председатель комиссии Общественной палаты по ЖКХ, строительству и дорогам, исполнительный директор НП «ЖКХ контроль» Светлана Разворотнева.
Склянчук при этом добавил, что отключение коммунальных услуг осуществимо только в отношении злостных неплательщиков, когда остальные меры воздействия, такие как предупреждения и судебные исполнительные листы, оказались безрезультатными, а также если имеется техническая возможность в многоквартирном доме.
По мнению Разворотневой, мораторий на штрафы по ЖКХ, действительно, был полезен весной, когда во время режима самоизоляции многие люди, особенно старшего поколения, не могли выйти из дома и не знали, как оплатить квитанции дистанционно. Однако, когда режим самоизоляции в середине года закончился, мораторий потерял смысл, считает эксперт.
Это косвенно подтверждают данные по собираемости платежей за жилищно-коммунальные услуги. Так, в апреле 2020 года, по данным Минстроя, собираемость среди населения из-за пандемии и режима самоизоляции снизилась на 30%, среди предприятий падение было еще больше — на 45-50%. Однако летом этот показатель начал восстанавливаться. В целом Минстрой не ожидает по итогам 2020 года значительного роста неплатежей по жилищно-коммунальным услугам.
Как ранее сообщали в министерстве, в первом полугодии 2020 года долги населения за услуги ЖКХ в целом по стране сократились на 29 млрд рублей — до 731 млрд рублей, по сравнению с тем же периодом 2019 года. Также, согласно информации Росстата за первое полугодие 2020 года, общая задолженность по ЖКХ снизилась на 4,1% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года — до 1,24 трлн рублей. При этом долги за теплоснабжение достигают 505,4 млрд рублей, за водоснабжение и водоотведение — 209,6 млрд рублей и газоснабжение — 171 млрд рублей.
Кроме того, с 1 января 2021 года вступают в силу изменения в Жилищный кодекс РФ, которые упрощают получение субсидий и компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Как и прежде, субсидии не смогут получить россияне, у которых есть долги по ЖКХ, но теперь органы власти будут самостоятельно получать эту информацию.
«Если раньше гражданам приходилось брать справку у управляющей компании о том, что у них нет долгов, чтобы получить субсидию, то теперь справку органы соцзащиты будут сами запрашивать в Федеральной службе судебных приставов, так как долги за ЖКХ должны быть подтверждены только вступившим в законную силу судебным актом», — пояснил эксперт тематической площадки ОНФ «Жилье и городская среда» Павел Склянчук.
Получить субсидии могут те россияне, у которых ежемесячно на оплату жилищно-коммунальных услуг уходит больше определенной доли дохода, причем каждый регион устанавливает эту норму самостоятельно. Например, в Москве можно получить субсидию, если расходы на коммунальные услуги превышают 10% совокупного дохода семьи, в Санкт-Петербурге — 14%.
Выделают следующие виды обслуживающих организаций:
- Управляющие. Такие компании имеют свои ресурсы и возможности, чтобы организовать исключительно управление домом. Прочие услуги, технические работы выполняются силами иных специализированных компаний, с которыми заключаются соответствующие договоры.
- Эксплуатационные. Могут заниматься как обслуживанием МКД, так и работами по осуществлению технического ухода за домом. Подобные фирмы осуществляют деятельность по подрядному договору, который заключается с каждым жильцом отдельно или председателем правления ТСЖ, представляющим интересы всех собственников.
- Гибридные. Сами обеспечивают управление многоквартирных домов, самостоятельно оказывают коммунальные и все иные необходимые услуги.
Жилищный кодекс Российской Федерации
Основным контролирующим органом являются жилищные инспекции, которые следят за соблюдением Управляющей компанией (или ТСЖ) всех вышеуказанных нормативных актов. В тех случаях, когда УКне отвечает на обращение потребителя и не предоставляет ответ об удовлетворении либо об отказе в удовлетворении его заявления в срок, он может обратиться с соответствующей жалобой в такую инспекцию.
Важно! По результатам разбирательства как сама Управляющая организация и ее должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности. Размер штрафа для организации варьируется от 250 000 руб. др 300 000 руб., а должностное лицо в случае допущения повторного нарушения может быть дисквалифицировано на срок до 3 лет.
Поддержку заявитель может получить и в органах Роспотребнадзора, поскольку данное нарушения является, в том числе нарушением ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 “О защите прав потребителей”.
Время чтения: 5 минут
Нередко возникают ситуации, когда жилищно-коммунальное хозяйство или управляющая компания не предоставляют услуги в полном объеме или оказывают их недобросовестно.
Чтобы не платить за подобные услуги, собственники недвижимости МКД могут направить в УК претензию или жалобу.
Если реакция не последует в отведенные законодательством сроки ответа на заявление в управляющую компанию, а меры по устранению недостатков не будут приняты, заявитель вправе обратиться в вышестоящие инстанции.
Если определенные законодательством мероприятия не осуществляются или проводятся ненадлежащим образом, жильцы вправе подать претензию в УК. Свои жалобы жители могут направить как устно, так и в письменном виде с использованием следующих способов:
- непосредственно сотруднику ТСЖ (ЖСК) или в офис УК;
- почтовым отправлением;
- посредством запроса лично или в телефонном режиме;
- по электронной почте;
- через ГИС ЖКХ;
- с помощью консьержа.
Если заявитель не указал иного способа направления информации, ответ обычно направляют каналом, по которому было подано обращение (п. 37 Постановления правительства РФ № 416).
Сроки рассмотрения обращений граждан вне зависимости от канала связи и формы установлены в нормативно-правовых актах РФ. Основной законодательный акт, определяющий, сколько дней отводится на рассмотрение письменных обращений граждан, и устанавливающий иные правила работы с их жалобами, – Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ.
Претензию в УК следует составлять в письменном виде. Она должна состоять из вводной, описательной и заключительной частей. Вступительная часть жалобы, как правило, содержит информацию о наименовании, месте расположения и номере телефона УК, а также сведения о заявителе:
- ФИО,
- место жительства,
- контактный номер телефона.
Если жалоба коллективная, в ней указывают данные о каждом из заявителей.
В описательной части перечисляют требования и претензии к УК. Для достоверности стоит приложить доказательства нарушений – сфотографировать неубранную листву, обледенелые пешеходные дорожки, зафиксировать на видео не вывезенный мусор, аварийные элементы строения и прочее.
Описательная часть завершается требованием заявителя устранить описанные нарушения. Если недостатки не будут устранены в установленные сроки, материалы можно использовать в суде.
Заключительная часть содержит дату составления претензии и личную подпись заявителей.
Обращение в УК составляется в 2 экземплярах, чтобы в будущем можно было доказать первоначальный объем предъявляемых претензий.
Оба экземпляра следует зарегистрировать у секретаря в офисе УК. В случае отказа в регистрации жалобы ее можно отправить заказным письмом с уведомлением в адрес управляющей компании.
Жилищный кодекс Российской Федерации 2021 года
Рассмотрение обращений собственников недвижимости в МКД с жалобами на некачественное оказание услуг УК производится в установленные законодательством сроки с направлением ответа заявителю. В случае отсутствия реакции УО в отведенный период гражданин может жаловаться на нарушение правил работы в контролирующие инстанции.
Взаимоотношения собственников недвижимости и управляющей компании регламентируют нормативно-правовые акты РФ.
Главный нормативный правовой акт, регулирующий работу с заявлениями и жалобами граждан, – Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ.
В соответствии с ФЗ 2 мая 2006 года N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Таким образом, данный нормативный акт не распространяется на управляющие организации.
Для ответа на обращения граждан для управляющих организаций предусмотрены иные сроки, которые регулируют процесс общения жителей многоквартирных домов с управляющими организациями, ТСЖ или жилищными кооперативами:
- Жилищный кодекс РФ,
- Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1,
Жилищный кодекс РФ
1 ЖК РФ статья: 1 — 14
2 ЖК РФ статья: 15 — 21
3 ЖК РФ статья: 22 — 24
4 ЖК РФ статья: 25 — 29
5 ЖК РФ статья: 30 — 35
6 ЖК РФ статья: 36 — 48
7 ЖК РФ статья: 49 — 59
8 ЖК РФ статья: 60 — 91
8.1 ЖК РФ статья: 91.1 — 91.12
8.2 ЖК РФ статья: 91.13 — 91.15
III.2 ЖК РФ статья: 91.16 — 91.20
9 ЖК РФ статья: 92 — 98.1
10 ЖК РФ статья: 99 — 109.1
11 ЖК РФ статья: 110 — 123.2
12 ЖК РФ статья: 124 — 134
13 ЖК РФ статья: 135 — 142
14 ЖК РФ статья: 143 — 152
VII ЖК РФ статья: 153 — 160
VIII ЖК РФ статья: 161 — 165
15 ЖК РФ статья: 166 — 174
16 ЖК РФ статья: 175 — 177
17 ЖК РФ статья: 178 — 188
18 ЖК РФ статья: 189 — 191
19 ЖК РФ статья: 192 — 202
СКАЧАТЬ ЖК РФ 2021
АПК РФ
Бюджетный кодекс РФ
Водный кодекс РФ
Воздушный кодекс РФ
Градостроительный кодекс РФ
Гражданский кодекс РФ
ГПК РФ
Жилищный кодекс РФ
Земельный кодекс РФ
КоАП РФ
Лесной кодекс РФ
Налоговый кодекс РФ
Семейный кодекс РФ
Таможенный кодекс ЕАЭС
Трудовой кодекс РФ
Уголовный кодекс РФ
Конституция РФ
44-ФЗ
Об ипотеке
О приватизации
Ответственность за нарушение жилищного законодательства
Глава 1. Основные положения. Жилищное законодательство
Статья 1. Основные начала жилищного законодательства
Статья 2. Обеспечение условий для осуществления права на жилище
Статья 3. Неприкосновенность жилища и недопустимость его произвольного лишения
Статья 4. Жилищные отношения. Участники жилищных отношений
Статья 5. Жилищное законодательство
Статья 6. Действие жилищного законодательства во времени
Статья 7. Применение жилищного законодательства по аналогии
Статья 8. Применение к жилищным отношениям иного законодательства
Статья 9. Жилищное законодательство и нормы международного права
Статья 10. Основания возникновения жилищных прав и обязанностей
Статья 11. Защита жилищных прав
Статья 12. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений
Статья 13. Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений
Статья 14. Полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений
Глава 2. Объекты жилищных прав. Жилищный фонд
Статья 15. Объекты жилищных прав
Статья 16. Виды жилых помещений
Статья 17. Назначение жилого помещения и пределы его использования. Пользование жилым помещением
Статья 18. Государственная регистрация прав на жилые помещения
Статья 19. Жилищный фонд
Статья 20. Государственный жилищный надзор, муниципальный жилищный контроль и общественный жилищный контроль
Статья 21. Страхование жилых помещений
Глава 3. Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение
Статья 22. Условия перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение
Статья 23. Порядок перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение
Статья 24. Отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение
Глава 4. Переустройство и перепланировка жилого помещения
Глава 7. Основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма
Статья 49. Предоставление жилого помещения по договору социального найма
Статья 50. Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения
Статья 51. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма
Статья 52. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях
Статья 53. Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий
Статья 54. Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях
Статья 55. Сохранение за гражданами права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях
Статья 56. Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях
Статья 57. Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях
Статья 58. Учет законных интересов граждан при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма
Статья 59. Предоставление освободившихся жилых помещений в коммунальной квартире
Глава 8. Социальный наем жилого помещения
Глава 8.1. Наем жилого помещения жилищного фонда социального использования
Статья 91.1. Договор найма жилого помещения жилищного фонда социального использования
Статья 91.2. Наймодатель по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования
Статья 91.3. Наниматель по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования
Статья 91.4. Пользование жилым помещением по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования
Статья 91.5. Предмет договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования
Статья 91.6. Срок договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования
Статья 91.7. Права и обязанности сторон договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования
Статья 91.8. Права и обязанности членов семьи нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования
Статья 91.9. Право нанимателя на заключение договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования на новый срок
Статья 91.10. Расторжение и прекращение договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования
Статья 91.11. Сохранение договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования при переходе прав на жилое помещение, изменении наймодателя по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования
Статья 91.12. Выселение граждан из жилого помещения, предоставленного по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования
Глава 8.2. Предоставление жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования
Глава 9. Жилые помещения специализированного жилищного фонда
Статья 92. Виды жилых помещений специализированного жилищного фонда
Статья 93. Назначение служебных жилых помещений
Статья 94. Назначение жилых помещений в общежитиях
Статья 95. Назначение жилых помещений маневренного фонда
Статья 96. Назначение жилых помещений в домах системы социального обслуживания граждан
Статья 97. Назначение жилых помещений фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами
Статья 98. Назначение жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан
Статья 98.1. Назначение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Глава 10. Предоставление специализированных жилых помещений и пользование ими
- Введение
- Нарушения в проведении общих собраний
- Начисление платежей за жилищно-коммунальные услуги
- Штраф с управляющей компании за неправильно рассчитанную квартплату
- Заключение
- Список законов