Учет Лицензий И Программ В Бухгалтерском Учете 2021
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учет Лицензий И Программ В Бухгалтерском Учете 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Согласно п. 6 Федерального стандарта «Нематериальные активы», п. 56 Инструкции № 157н к нематериальным активам относятся объекты нефинансовых активов, в отношении которых у организации бюджетной сферы возникли:
- исключительные права;
- права в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование права на такой актив.
Объекты могут быть как приобретены учреждением, так и созданы им или по его заказу.
Для того, чтобы объект мог учитываться в составе нематериальных активов, он должен удовлетворять следующим критериям:
- предназначаться для неоднократного и (или) постоянного использования в деятельности учреждения;
- срок его использования должен быть больше 12 месяцев;
- не иметь материально-вещественной формы;
- иметь возможность идентификации (выделения, отделения) от другого имущества;
- приносить учреждению экономические выгоды в будущем;
- иметь полезный потенциал;
- первоначальная стоимость объекта нефинансового актива поддается надежной оценке;
- не предназначаться для последующей перепродажи;
- иметь оформленные документы, подтверждающие существование актива;
- иметь надлежаще оформленные документы, устанавливающие исключительное право на актив;
- иметь в случаях, установленных законодательством РФ, надлежаще оформленные документы, подтверждающие исключительное право на актив *(2).
Согласно Методическим рекомендациям актив является идентифицируемым, если он соответствует одному из следующих требований:
- является отделяемым, то есть может быть выделен или обособлен от организации и продан, передан (защищен лицензией), арендован или обменен отдельно или вместе с относящимся к нему договором, активом или обязательством, независимо от намерений организации;
- возникает из условий договоров (соглашений), независимо от того, является ли он отделяемым или нет.
Учет расходов на ПО и лицензии. Как все сделать в 1С
Счет учета объекта нематериальных активов зависит от права, на котором он получен.
Право | Счет учета | Пример |
Исключительное право | 0 102 ХN 000 «Научные исследования (научно-исследовательские разработки)»
0 102 XR 000 «Опытно-конструкторские и технологические разработки» 0 102 XI 000 «Программное обеспечение и базы данных» 0 102 XD 000 «Иные объекты интеллектуальной собственности» |
Исключительное право на ПО — счет 0 102 ХI 000;
Исключительное право на селекционное достижение — счет 0 102 ХN 000; Исключительное право на товарный знак — счет 0 102 ХD 000; Исключительное право на изобретение — счет 0 102 ХN 000 |
Неисключительное право | 0 111 6N 000 «Права пользования научными исследованиями (научно-исследовательскими разработками)»
0 111 6R 000 «Права пользования опытно-конструкторскими и технологическими разработками» 0 111 6I 000 «Права пользования программным обеспечением и базами данных» 0 111 6D 000 «Права пользования иными объектами интеллектуальной собственности» |
Неисключительное право на антивирус — счет 0 111 6I 000;
Неисключительное право на полезную модель — счет 0 111 6N 000; Неисключительное право на электронный архив — счет 0 111 6I 000; Неисключительное право на литературное произведение — счет 0 111 6D 000. |
Объекты нематериальных активов группируются согласно п. 37 Инструкции № 157н. То есть объекты, полученные на исключительном праве, учитываются на соответствующем счете 102 00, где Х может принимать значение 2 «Особо ценное движимое имущество учреждения», 3 «Иное движимое имущество учреждения» или 9 «Имущество в концессии».
В 2021 году исключительные права учитываются в том же порядке, что и ранее. Самые заметные изменения — это детализация по видам нематериальных активов счетов, так или иначе касающихся учета исключительных прав. Как было сказано выше, был детализирован сам счет 102 00. А также детализации подверглись «сопутствующие» счета:
104 00 | 106 00 | 114 00 |
0 104 XN 000 «Амортизация научных исследований (научно-исследовательских разработок» | 0 106 XN 000 «Вложения в научные исследования (научно-исследовательские разработки)» | 0 114 XN 000 «Обесценение научных исследований (научно-исследовательских разработок)» |
0 104 XR 000 «Амортизация опытно-конструкторских и технологических разработок» | 0 106 XR 000 «Вложения в опытно-конструкторские и технологические разработки» | 0 114 XR 000 «Обесценение опытно-конструкторских и технологических разработок» |
0 104 XI 000 «Амортизация программного обеспечения и баз данных» | 0 106 XI 000 «Вложения в программное обеспечение и базы данных» | 0 114 XI 000 «Обесценение программного обеспечения и баз данных» |
0 104 XD 000 «Амортизация иных объектов интеллектуальной собственности» | 0 106 XD 000 «Вложения в иные объекты интеллектуальной собственности» | 0 114 XD 000 «Обесценение иных объектов интеллектуальной собственности» |
То есть с 2021 года отражение операций с исключительными правами осуществляется в привычном порядке, но с детализацией счетов по видам нематериальных активов.
А вот учет неисключительных прав изменился кардинальным образом. Об этом поговорим подробнее.
Во-первых, с 2021 года неисключительные права учитываются на соответствующем счете 111 60 и больше не отражаются на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование».
Во-вторых, для отражения расходов по приобретению неисключительных прав больше не применяется счет 401 50 «Расходы будущих периодов».
Так как объекты, в отношении которых организация бюджетной сферы обладает неисключительными правами, теперь относятся к нематериальным активам, то и порядок их учета чем-то напоминает учет нефинансовых активов: они учитываются на балансе (на счете 111 60), амортизируются (с применением соответствующего счета 104 60 «Амортизация прав пользования нематериальными активами»), вложения в них при необходимости формируются на соответствующем счете 106 60 «Вложения в права пользования нематериальными активами».
Условия примера 1: бюджетное (автономное) учреждение приобретает у коммерческой организации неисключительные права пользования базой данных сроком на 3 года (36 мес.) стоимостью 90 000,00 руб. Платеж осуществляется единовременно на всю сумму договора.
По истечении срока действия договора должностными лицами учреждения принято решение о списании объекта с учета по причине морального износа.
В бухгалтерском учете отразятся следующие записи:
- Дебет 0 111 6I 352 Кредит 0 302 26 734 — принят к учету объект, в отношении которого у учреждения возникли неисключительные права.
- Дебет 0 302 26 834 Кредит 0 201 11 610, увеличение 18 (226 КОСГУ) — отражена оплата по договору на сумму 90 000,00 руб.
- Дебет 0 401 20 226 (0 109 ХХ 226) Кредит 0 104 6I 452 — начислена 100% амортизация на объект, стоимость которого ниже 100 000,00 руб.
- Дебет 0 104 6I 452 Кредит 0 111 6I 452 — при принятии решения о списании объект списан с бухгалтерского учета.
Надо помнить, что для компаний, выбравших упрощенный режим налогообложения, финансовый учет облегчен, и они вправе не соблюдать многие требования, предъявляемые к компаниям на ОСНО. Но учет основных средств и НМА обязателен для всех компаний, независимо от видов уплачиваемых налогов.
При выборе кода видов расходов необходимо учитывать, что расходы на закупку товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий относятся: Казенное учреждение заключило лицензионный договор на приобретение неисключительного права на использование информационно-правовой системы с ежемесячным обновлением на сумму 15 руб.
Отражаем в учете право пользования нематериальными активами
Следовательно, учитывая, что лицензия на программу предоставляется с Отражение в учете учреждения операций, связанных с получением прав использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, осуществляется на основании лицензионных договоров, договоров коммерческой концессии и других договоров, заключенных согласно законодательству Российской Федерации абзац 1 п.
Во избежание претензий со стороны налоговых органов целесообразно установить предполагаемый срок использования программ для ЭВМ с учетом срока, установленного ГК РФ (не менее пяти лет — п. 4 ст. 1235 ГК РФ), и учитывать равномерно расходы на приобретение права их использования в течение этого срока, установив такой порядок признания расходов в учетной политике в целях налогового учета.
Поскольку лицензиар остается обладателем исключительного права на нематериальный актив, то с баланса он его не списывает. По этой причине лицензиар продолжает начислять амортизацию по нематериальным активам, предоставленным в пользование (п. 38 ПБУ 14/2021 «Учет нематериальных активов»). Амортизация отражается в составе расходов по обычным видам деятельности, если предоставление прав использования НМА является одним из видов деятельности организации-лицензиара. Если выручка от передачи НМА учитывается в составе прочих доходов (счет 91.01 «Прочие доходы»), то амортизация относится, соответственно, на счет 91.02 «Прочие расходы» (п. п. 5, 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).
После ввода компьютерной программы в эксплуатацию расходы на ее приобретение, учтенные как расходы будущих периодов, подлежат списанию на финансовый результат текущего финансового года. Порядок списания расходов, которые относятся к нескольким отчетным периодам, учреждение устанавливает самостоятельно. Например, единовременный разовый платеж за использование компьютерной программы учреждение может списывать равномерно в течение периода, установленного приказом руководителя учреждения. Применяемый вариант списания расходов будущих периодов закрепите в учетной политике для целей бухучета. Расходы на программу, которая не будет учтена в составе НМА, проводите по подстатье КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги». Отражайте их на счетах, которые увязаны с этим кодом: 302.26, 401.20.226.
После ввода компьютерной программы в эксплуатацию расходы на ее приобретение, учтенные как расходы будущих периодов, подлежат списанию на финансовый результат текущего финансового года. Порядок списания расходов, которые относятся к нескольким отчетным периодам, учреждение устанавливает самостоятельно. Например, единовременный разовый платеж за использование компьютерной программы учреждение может списывать равномерно в течение периода, установленного приказом руководителя учреждения. Применяемый вариант списания расходов будущих периодов закрепите в учетной политике для целей бухучета.
Учет нематериальных активов 2021: применяем новые правила
Расходы на приобретение лицензий относят к расходам на основную деятельности. НМА, на которые было получено право неисключительного пользования, учитываются на внебалансовом счете по стоимости согласно договору.
- Если это исключительные права на использование лицензии, и у вас есть на руках соответствующий документ, то это будет нематериальный актив, и его учет должен будет вестись на основании ПБУ 14/2021. Обладатель подобных прав может использовать результат чьей-то умственной деятельности по своему усмотрению либо разрешить или запретить такое пользование другим лицам (ст. 1229 ГК РФ).
- А вот если у вас на руках акт на приобретение неисключительного права пользования некой программой, тогда это текущий расход.
Пункт 6 СГС «Нематериальные активы» определяет нематериальный актив как объект нефинансовых активов, предназначенный для неоднократного и (или) постоянного использования в деятельности учреждения свыше 12 месяцев, не имеющий материально-вещественной формы, с возможностью идентификации (выделения, отделения) от другого имущества, в отношении которого у субъекта учета при приобретении (создании) возникли исключительные права, права в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование права на такой актив. При этом следует определить, какие объекты учета не регулируются данным стандартом. Согласно пункту 4 СГС «Нематериальные активы» не применяется в отношении:
Просмотр статьи доступен для подписчиков журнала.
Подписаться на журнал
Разработка сайта: бухгалтерский и налоговый учет
Бухгалтерский учет разработки программного обеспечения
Учет основных средств и нематериальных активов
Списание программного обеспечения в бухгалтерском учете
Журнал-ордер №13: образец заполнения и бланк
Сегодня невозможно найти компанию, не применяющую в работе какое-либо программное обеспечение – от специализированных производственных и учетных программ до средств защиты и сервисов представления отчетности. О том, как отразить в учете программное обеспечение (ПО), пойдет речь в нашей публикации.
Электронная программа – итог интеллектуального труда, который может быть разработан собственными силами или приобретен у производителя либо дилера. Покупая программное обеспечение, компания приобретает исключительные или неисключительные права на ее применение. Этот аспект и влияет на то, как должен осуществляться учет ПО. По лицензионному договору на пользование ПО фирма получает неисключительные права (лицензию), а по договору отчуждения исключительных прав – то самое исключительное право на использование ПО.
Покупка ПО на условиях исключительного права фиксируется в бухучете следующими записями:
Операции |
Д/т |
К/т |
Учтены затраты на приобретение ПО |
08/5 |
60 |
ПО введено в эксплуатацию |
04 |
08/5 |
Начисление ежемесячной амортизации в бухучете по НМА с известным СПИ |
20,26,44 |
05 |
Программное обеспечение — налоговый учет: |
||
— если затраты на покупку ПО не превышают 100000 руб. его полная стоимость списывается на расходы |
20,26,44 |
04 |
— если стоимость ПО выше 100000 руб. — начисляется амортизация |
20,26,44 |
05 |
Купили лицензию права пользования по как отразить в бухучете 2021 году
Компания, работающая на ОСНО, в июле 2018 приобрела исключительные права на программное обеспечение для организации кадрового делопроизводства стоимостью 300 000 руб. Регистрация перехода права на программное обеспечение, постановка на учет оформлена в июле 2018, при этом уплачена госпошлина в сумме 7500 руб. Срок действия исключительного права – 60 месяцев. В налоговом и бухучете амортизация по НМА начисляется линейным способом.
Операции |
Д/т |
К/т |
Сумма |
Учтены затраты на ПО: |
|||
Стоимость права пользования ПО по счету поставщика |
08/5 |
60 |
300000 |
Уплата госпошлины |
08/5 |
76 |
7500 |
Ввод ПО в эксплуатацию |
04 |
08/5 |
307500 |
Начисление амортизации с августа 2018 (307500 / 60 мес.) |
20,26,44 |
05 |
5125 |
По окончании СПИ (60 мес.) стоимость ПО будет учтена в расходах полностью. Если фирма захочет продлить действие исключительного права, то ПО не нужно списывать в бухучете, а продолжать учитывать с нулевой остаточной стоимостью. Сумму уплаченной в связи с этим госпошлины бухгалтеру придется отнести на текущие затраты.
- Пошаговая инструкция
- Особенности учета затрат на неисключительные права
- Нормативное регулирование
- Срок действия неисключительных прав
- Аналитика к счету учета затрат на ПО
- Отражение в учете затрат на приобретение программного обеспечения
- Проводки по документу
- Учет неисключительного права
- Списание расходов будущих периодов
- Проводки по документу
- Контроль
- Документальное оформление
\r\n\r\n
Чтобы правильно учесть программу, необходимо знать срок ее использования. Чаще всего он равен периоду действия лицензии. Этот период указан в лицензионном соглашении, текст которого представлен в виде отдельного документа или размещен на упаковке.
\r\n\r\n
Возможен и другой вариант: период использования программы равен сроку действия самого договора.
\r\n\r\n
Если в соглашении и договоре срок не упоминается, то он считается равным пяти годам. Об этом сказано в пункте 4 статьи 1235 Гражданского кодекса.
\r\n\r\n
Чтобы правильно учесть программу, необходимо знать срок ее использования. Чаще всего он равен периоду действия лицензии. Этот период указан в лицензионном соглашении, текст которого представлен в виде отдельного документа или размещен на упаковке.
Возможен и другой вариант: период использования программы равен сроку действия самого договора.
Если в соглашении и договоре срок не упоминается, то он считается равным пяти годам. Об этом сказано в пункте 4 статьи 1235 Гражданского кодекса.
Лицензионные программы: проблемы учета
После ввода компьютерной программы в эксплуатацию расходы на ее приобретение, учтенные как расходы будущих периодов, подлежат списанию. Порядок списания расходов, относящихся к нескольким отчетным периодам, организация устанавливает самостоятельно. Например, единовременный разовый платеж за использование компьютерной программы организация может списывать равномерно в течение периода, утвержденного приказом руководителя. Применяемый вариант списания расходов будущих периодов закрепите в учетной политике для целей бухучета (п. 7 и 8 ПБУ 1/2021).
Главбух советует: в учетной политике для целей бухучета закрепите такой же порядок списания расходов, относящихся к нескольким отчетным периодам, как и в налоговом учете. В этом случае в учете организации не будут возникать временные разницы.
Одновременно, учитывая положения абзаца 1 п. 39 ПБУ 14/2021, полученное организацией неисключительное право на использование программы для ЭВМ отражается на забалансовом счете (например счет 012 «Нематериальные активы, полученные в пользование по лицензионному договору») в оценке, определяемой исходя из размера вознаграждения, установленного лицензионным договором.
В бухучете предельная граница стоимости ПО для идентификации его в качестве амортизируемого НМА не установлена, поэтому начислять износ следует по всем НМА с известным СПИ. По активам с неопределяемым СПИ амортизация не исчисляется, но ежегодно предприятия обязаны пересматривать и уточнять срок службы НМА, подтвердив невозможность определения или установив его (п. 27 ПБУ 14/2021).
Поставить на учет программное обеспечение следует по первоначальной стоимости, включающей в себя затраты, понесенные при покупке продукта. Если стоимость ПО не превышает 100 000 руб., то в налоговом учете актив признается неамортизируемым (п. 1 ст. 256 НК РФ), т. е. программу ценой до 100 000 руб. можно полностью списать на затраты в момент ввода в работу.
Если учреждение приобрело неисключительные права на программное обеспечение, признавать нематериальный актив не нужно. Приобретение и поддержка такого ПО (как и в предыдущем случае) учитывается с применением подстатьи 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.
В налоговом учете такие затраты на ПО списывают ежемесячно равными долями в течение всего времени использования, т.е. периода действия лицензии. Если СПИ не означен в договоре, п. 4 ст. 1235 ГК РФ считает его заключенным на 5 лет, т. е.
10 указанного Закона, государственная пошлина в законодательно установленных размерах и порядке уплачивается за предоставление лицензии, ее переоформление, выдачу дубликата лицензии. Из статьи 33316 Налогового кодекса РФ следует, что государственная пошлина — это сбор, взимаемый с лиц, указанных в ст.
Какие в этом случае мы должны сделать проводки — списать с 01 и по дате доплаты заново поставить на учет с увеличенной стоимостью? В бюджетной версии программы 1С нет возможности добавить сумму доплаты без количества.
Программное обеспечение (ПО) в целях бухгалтерского учета признается нематериальным активом (НМА) только в том случае, если предприятие получает исключительные права на него (п.п. 3, 4 ПБУ 14/2021 «Учет нематериальных активов», далее — ПБУ 14/2021).
Приобретенные по лицензионному договору неисключительные права на использование результата интеллектуальной деятельности объектами НМА не признаются, то есть затраты на приобретение неисключительных прав подлежат включению в состав расходов (смотрите также п.п. 7.2 и 8.6 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренной Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов Российской Федерации, Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29.12.1997).
Если программа будет использоваться в производстве или продаже продукции (товаров), для оказания услуг, выполнения работ, или для управленческих нужд предприятия, то затраты на ее приобретение по лицензионному договору признаются в бухгалтерском учете в качестве расходов по обычным видам деятельности (п.п. 2, 4, 5, 7 ПБУ 10/99 «Расходы организации», далее — ПБУ 10/99).
Согласно п. 18 ПБУ 10/99 расходы должны признаваться в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени их фактической оплаты.
С учетом п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, и п. 39 ПБУ 14/2021 НМА, полученные в пользование (по лицензионному договору), учитываются лицензиатом на забалансовом счете в оценке, определяемой исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре (например, по дебету забалансового счета 012 «НМА, полученные в пользование на основании лицензионного договора»).
Платежи за предоставленное право пользования объектами интеллектуальной собственности, производимые в виде фиксированного разового платежа (как в рассматриваемой ситуации), отражаются в бухгалтерском учете лицензиатом как расходы будущих периодов и подлежат списанию в течение срока действия договора.
На наш взгляд, при приятии к учету расходов по лицензионному договору, в соответствии с условиями которого производится установка ПО, стоимость установки не обособляется, поскольку без нее приобретенная программа не может быть использована.
Таким образом, если приобретенные неисключительные права на ПО используются по назначению в течение нескольких отчетных периодов (месяцев), совокупные затраты на приобретение таких прав, оплаченные разовым платежом, первоначально отражаются в бухгалтерском учете по дебету счета 97 «Расходы будущих периодов» с последующим их списанием в дебет счетов учета производственных затрат (расходов на продажу, общехозяйственных расходов) в течение срока действия договора.
В бухгалтерском учете делаются следующие записи:
Дебет 012
— права, приобретенные по лицензионному договору, поставлены на учет на забалансовый счет в оценке, определяемой исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре;
Дебет 97 Кредит 60 (76)
— отражены в составе расходов будущих периодов затраты, связанные с приобретением прав на использование дополнительных модулей.
По мере признания расходов:
Дебет 20 (26, 44) Кредит 97
— списана часть расходов, приходящаяся на отчетный период.
Следует отдельно отметить, насколько предлагаемые ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды», утв. приказом Минфина России от 16.10.2018 № 208н, правила учета аренды значимо меняют возможности заинтересованных пользователей отчетности по оценке степени зависимости организаций-арендаторов от внешних источников финансирования. Признание арендованного имущества в качестве актива требует отражения в пассиве баланса и связанных с этим обязательств компании — «обязательств по аренде» (п. 10 ФСБУ 25/2018). Таким образом, в отличие от ситуации, когда в пассиве в составе краткосрочных обязательств фигурировала только текущая задолженность компании-арендатора по арендной плате, теперь в отчетности будет виден реальный объем финансирования деятельности компаний-арендаторов со стороны арендодателя.
Если с позиций гражданского законодательства приобретение имущества в собственность и получение его в аренду представляют собой совершенно различные сделки, с экономической точки зрения они сопоставимы. Так, компания, например, получив кредит, может купить основные средства, а может взять их в финансовую аренду. В этом случае, если с позиций временной ценности денег платежи по кредиту (или единовременно уплачиваемая цена основных средств) сопоставимы с арендными платежами, эти сделки можно рассматривать как альтернативные. И здесь важно понимать, что у арендодателя при реализации договора аренды формируется такая же степень зависимости от привлеченных источников средств, как и в случае получения им кредита. Ведь арендодатель вкладывает деньги в соответствующее имущество и обеспечивает им арендатора, избавляя его от данных расходов за соответствующую плату. Более того, как у собственника имущества у арендодателя возможности лишить арендатора данного источника финансирования даже превышают соответствующие полномочия заимодавца (см. ст. 619 ГК РФ).
Таким образом, отражение в пассиве баланса организации-арендатора его обязательств по договорам аренды в полном объеме обеспечивает возможность оценки подлинных масштабов зависимости деятельности такой компании от внешних источников финансирования.
В отличие от норм ПБУ 6/01 (утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н), ФСБУ 6/2020 достаточно детально определяет основания выбора организацией способа начисления амортизации.
Согласно пункту 34 ФСБУ 6/2020, «выбранный способ начисления амортизации должен:
а) наиболее точно отражать распределение во времени ожидаемых к получению будущих экономических выгод от использования группы основных средств;
б) применяться последовательно от одного отчетного периода к другому, кроме случаев, когда меняется распределение во времени ожидаемых к получению будущих экономических выгод от использования группы основных средств».
Согласно пункту 35 ФСБУ 6/2020, «амортизация по основным средствам, срок полезного использования которых определяется периодом, в течение которого их использование будет приносить экономические выгоды организации, начисляется линейным способом или способом уменьшаемого остатка.
Начисление амортизации линейным способом производится таким образом, чтобы подлежащая амортизации стоимость объекта основных средств погашалась равномерно в течение всего срока полезного использования этого объекта. При этом сумма амортизации за отчетный период определяется как отношение разности между балансовой и ликвидационной стоимостью объекта основных средств к величине оставшегося срока полезного использования данного объекта.
Начисление амортизации способом уменьшаемого остатка производится таким образом, чтобы суммы амортизации объекта основных средств за одинаковые периоды уменьшались по мере истечения срока полезного использования этого объекта. При этом организация самостоятельно определяет формулу расчета суммы амортизации за отчетный период, обеспечивающую систематическое уменьшение этой суммы в следующих периодах».
Пункт 36 ФСБУ 6/2020 устанавливает, что «амортизация по основным средствам, срок полезного использования которых определяется исходя из количества продукции (объема работ в натуральном выражении), которое организация ожидает получить от использования объекта основных средств, начисляется способом пропорционально количеству продукции (объему работ в натуральном выражении).
Начисление амортизации способом пропорционально количеству продукции (объему работ в натуральном выражении) производится таким образом, чтобы распределить подлежащую амортизации стоимость объекта основных средств на весь срок полезного использования этого объекта. При этом сумма амортизации за отчетный период определяется как произведение разности между балансовой и ликвидационной стоимостью объекта основных средств на отношение показателя количества продукции (объема работ в натуральном выражении) в отчетном периоде к оставшемуся сроку полезного использования объекта основных средств».
Таким образом, у организаций, признающих основные средства частью своих активов, остается возможность применять один из трех способов исчисления сумм амортизации:
-
линейный способ;
-
способ уменьшаемого остатка;
-
способ пропорционально количеству продукции (объему работ в натуральном выражении).
ФСБУ 6/2020 вводит понятие «элементы амортизации». Пунктом 37 ФСБУ 6/2020 устанавливается, что «срок полезного использования, ликвидационная стоимость и способ начисления амортизации (далее — элементы амортизации) объекта основных средств определяются при признании этого объекта в бухгалтерском учете».
«Элементы амортизации объекта основных средств, — гласит ФСБУ 6/2020, — подлежат проверке на соответствие условиям использования объекта основных средств. Такая проверка проводится в конце каждого отчетного года, а также при наступлении обстоятельств, свидетельствующих о возможном изменении элементов амортизации. По результатам такой проверки при необходимости организация принимает решение об изменении соответствующих элементов амортизации. Возникшие в связи с этим корректировки отражаются в бухгалтерском учете как изменения оценочных значений».
Порядок учета исключительных и неисключительных прав в 2021 году
Освобождаться от НДС будет реализация прав только на те программы для ЭВМ и базы данных, которые включены в Единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных.
А о каком реестре идет речь? Это, скорее всего, реестр, который формируется в соответствии с постановлением Правительства от 16 ноября 2015 г. № 1236. Он сформирован в целях госзакупок. Другого пока нет.
И что из этого следует?
Этот реестр не включает иностранные продукты — программы и базы данных. Поэтому реализация прав на них больше не будет относиться к льготируемым операциям. То есть их реализация будет облагаться НДС.
Новая норма содержит ограничение для применения льготы. Льгота не применяется, если передаваемые права дают возможность использовать программу для совершения определенных действий в интернете, а именно:
- распространять рекламную информацию и получать к ней доступ;
- размещать предложения о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
- искать информацию о потенциальных покупателях (продавцах);
- заключать сделки.
2.1. Юридическое толкование
В настоящее время на практике существуют различные схемы предоставления конечным пользователям обновлений ПО35 и различное документальное оформление предоставления интеллектуальных прав на такие обновления.
По своей правовой природе каждое обновление ПО36, как правило, представляет собой отдельный объект авторского права (интеллектуальную собственность). Соответственно, для приобретения правовых оснований для использования обновления конечный пользователь должен осуществить приобретение интеллектуальных прав на такое обновление в рамках лицензионного договора.
Лицензионный договор о предоставлении конечному пользователю интеллектуальных прав на обновления ПО должен быть заключен в письменной форме каким-либо из способов37, указанных в п.1.1. настоящих комментариев.
Права на обновление ПО будут считаться переданными конечному пользователю исключительно в случае, если им будет заключен с лицензиаром какой-либо договор, обладающий всеми теми признаками лицензионного договора, которые были указаны в п.1.1. настоящих комментариев.
2.2. Бухгалтерский и налоговый учет
В случае, если конечный пользователь заключает соглашение на гарантированное получение периодического обновления ПО в рамках договора, соответствующего критериям лицензионного, приобретение такого ПО может рассматриваться аналогично приобретению ПО, полученного по неисключительному лицензионному договору.
В противном случае к договору применяются правила учета договоров оказания услуг.
Общее замечание: В данном разделе мы не рассматриваем случаи, когда согласно договору приобретения компьютера с предустановленным ПО, оно передается по отдельным положениям договора, которые, фактически, представляют собой существенные условия лицензионного договора, инкорпорированные в текст договора о приобретении компьютера, и на основании которых (п.1.1 и п.2.1 настоящего документа), конечный пользователь приобретает интеллектуальные права на ПО. В таких случаях могут быть применимы принципы учета, описанные в разделе «Права, передаваемые в рамках корпоративных лицензионных программ».
3.1.Юридическое толкование
В случае, если ПО предустановлено на компьютер, приобретаемый по договору купли-продажи, законные основания для приобретения возможности использовать предустановленное на ЭВМ ПО, будут иными, чем те основания, которые описаны в п.1.1 и п.2.1 настоящих комментариев.
ЭВМ с предустановленным на нее ПО представляет собой в соответствии с российским законодательством «экземпляр» ПО38.
Российское законодательство указывает на то, что если экземпляр правомерно выпущенного в обращение ПО введен в гражданский оборот на территории Российской Федерации путем его продажи или иного отчуждения, дальнейшее его распространение допускается без согласия правообладателя и выплаты ему вознаграждения39. Таким образом, конечный пользователь, приобретая ЭВМ с предустановленным на нее ПО, автоматически получает возможность осуществить дальнейшее распространение ЭВМ с данным ПО («экземпляра»), но не получает каких-либо прав на распространение ПО отдельно от собственной ЭВМ.
Таким образом, объектом, передаваемым по договору купли-продажи конечному пользователю, будут не интеллектуальные права (как это происходит в случае заключения лицензионного договора), а конкретный товар – ЭВМ, с записанной в ее память компьютерной программой, законно введенной ранее правообладателем в гражданский оборот.
Конечный пользователь, который правомерно приобрел ЭВМ с записанным на нее ПО («экземпляр»), вправе без разрешения лицензиара и выплаты ему вознаграждения осуществлять действия, указанные в статье 1280 ГК РФ. Вместе с тем, объем прав может быть прямо предусмотрен лицензионным договором, который может быть заключен между лицензиаром и конечным пользователем.
3.2 Бухгалтерский учет
Расходы на приобретение ЭВМ с предустановленным на нем ПО могут быть учтены конечным пользователем как единый объект основных средств. Законодательство о бухгалтерском учете не предусматривает особенностей учета данных объектов.
3.3 Налоговый учет (налог на прибыль)
В случае приобретения ЭВМ с предустановленным на нем ПО, в соответствии с правилами налогового учета в первоначальную стоимостью основного средства должны включаться расходы на доведение его до состояния, в котором оно пригодно для использования40, таким образом, аналогично отражению данных расходов в бухгалтерском учете стоимость ПО может включаться в первоначальную стоимость ЭВМ.
3.4 Налоговый учет (НДС)
В отношении предустановленного ПО не выполняются условия для применения освобождения от уплаты НДС, описанные выше, таким образом, НДС будет применяться ко всей стоимости реализуемого основного средства, включая стоимость прав на предустановленное ПО
В случае приобретения ЭВМ с предустановленным на нем ПО конечный пользователь вправе принять сумму НДС к вычету в общеустановленном порядке с момента постановки на учет ЭВМ как объекта основных средств, т.е. на 01 счет «Основные средства». Данной позиции придерживаются официальные источники. При этом на практике вычет НДС по таким объектам осуществляется также в момент постановки на 07 «Оборудование к установке», либо 08 «Вложения во внеоборотные активы».
3.5 Приобретение ЭВМ с предустановленным на нем ПО конечными пользователями, имеющими обособленные подразделения
3.5.1 Бухгалтерский учет
В случае если ЭВМ с предустановленным на нем ПО приобретается конечными пользователями, которые имеют в своем составе обособленные подразделения, то расходы, связанные с приобретением ПО, которое будет использоваться в обособленных подразделениях, могут быть переданы по счету 79 «Внутрихозяйственные расчеты». В случае наличия у данных обособленных подразделений отдельных балансов, а также если эти ЭВМ отвечают критериям основного средства, их остаточная стоимость будет включаться в базу по налогу на имущество, уплачиваемому этими обособленными подразделениями.
3.5.2 Налоговый учет
В случае если ЭВМ с предустановленным на нем ПО приобретается конечными пользователями, которые имеют в своем составе обособленные подразделения, то передача ЭВМ с предустановленным на нем ПО повлияет также на расчет налога на прибыль к уплате в бюджет субъекта РФ, так как доля прибыли обособленного подразделения рассчитывается исходя из среднесписочной численности работников филиала (расходы на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества41.
Что касается НДС, то распределение сумм НДС к уплате в бюджет, а также НДС к вычету в этом случае не производится. В целом, учет НДС у пользователей, которые имеют в своем составе обособленные подразделения, не отличается для целей НДС от учета ПО прочими конечными пользователями.
3.6 Приобретение ЭВМ с предустановленным на нем ПО конечными пользователями, для группы компаний
Аналогично операциям по передаче в пользование прав на ПО, возможны два варианта распределения ЭВМ с предустановленным на них ПО для использования в рамках группы компаний.
- Одна из компаний группы приобретает ЭВМ для дальнейшей перепродажи их конечным пользователям (Вариант 1).
- Компания группы закупает ЭВМ для компаний группы, действуя по агентскому договору (Вариант 2).
3.6.1 Бухгалтерский учет
Операции по появлению у учреждения коммерческого типа исключительного права на пользование новой программой должны быть зафиксированы в бухгалтерском учете комплексом корреспонденций:
- Датой приобретения для отражения суммы понесенных расходов формируется проводка между Д08.5 и К60.
- В момент, когда программа установлена и ею можно начинать пользоваться, создается запись на стоимость ПО с Д04 и К08.5.
- Каждый месяц при начислении амортизационных сумм дебетуется счет 20 (или 26, 44) с одновременным кредитованием счета 05.
Важно! НДС на программное обеспечение с 2021 года
МСФО (IFRS) 15 говорит о том, что лицензия на интеллектуальную собственность устанавливает права покупателя на интеллектуальную собственность организации.
[см. параграф IFRS 15:B52]
ПО, которое разрабатывает и продает компания из нашего примера, прекрасно отвечает такому определению.
Шаг 2 заключается в определении отличимых обязанностей к исполнению по договору.
Сначала вы должны оценить, является ли лицензия на ПО отличимой от годовой подписки на обновление этого ПО.
Вы должны использовать процедуру 2-х шагов, чтобы определить, является ли лицензия отличимой или нет:
- Определить, можно ли продать лицензию отдельно от услуги подписки на обновления.
- Определить, отделена ли как-то лицензия от услуги подписки на обновления в контексте самого договора.
[см. параграф IFRS 15:27]
В целом, в большинстве случаев, лицензия на ПО и поддержка клиентов после продажи ПО, являются отличимыми, даже когда поддержка клиентов и обновления не являются необязательным дополнением и клиент должен купить их, чтобы пользоваться ПО.
Почему?
Потому что программное обеспечение остается работоспособным и без поддержки.
Большинство пользователей могут работать с обычным ПО и без обновлений. И часто такой подход для них даже предпочтителен.
В таких случаях лицензия отличима.
Однако, если характер ПО таков, что пользователь не может продолжать работу с ПО без обновлений, или функциональность продукта снижается с течением времени, то лицензия не отличима.
Точно так же, если вы продаете ПО, специально разработанное и настроенное под определенного клиента, требующее установки и доработки сотрудниками компании, опять же, сможет клиент использовать это ПО без услуг установки и доработки? Если нет, то лицензия не отличима от этих услуг.
Подытожим этот шаг. В рассматриваемом примере, у нас есть 2 отдельные обязанности к исполнению:
- Лицензия на программное обеспечение и
- Подписка на обновления.
Вы должны признать выручку, когда обязанность к исполнению выполнена или по мере того, как обязанность к исполнению выполняется.
Здесь, МСФО (IFRS) 15 дает конкретные указания по учету лицензий, но только если лицензия отличима.
Стандарт гласит [см. параграф IFRS 15:B56], что вы можете продать два вида лицензий:
- Право доступа к интеллектуальной собственности организации в том виде, в котором она существует на протяжении срока лицензии — в этом случае выручка признается в течение долгого времени на основе оценки компанией степени выполнения обязанности к исполнению, и
- Право на использование интеллектуальной собственности организации в том виде, в котором она существует в момент предоставления лицензии — в этом случае выручка признается в тот момент времени, когда вы передаете ПО покупателю.
МСФО 15 содержит четкое руководство по определению того, с каким из двух случаев вы имеете дело — см. параграфы IFRS 15:31 — 46.
В случае с лицензиями на программное обеспечение, вы должны выяснить:
- Требуется ли вам, как поставщику или продавцу, вносить изменения в программное обеспечение (за исключением будущих обновлений, которые являются отдельной обязанностью к исполнению)?
- Подвергается ли ваш клиент воздействию положительных или негативных эффектов, в результате этих изменений?
Если вы продаете техническое ПО без кастомизации под клиента, то в большинстве случаев, вы ответите НЕТ на оба вопроса, и, таким образом, речь идет о лицензии на право использования, а не права доступа.
Таким образом, для лицензии вы должны признать выручку в определенный момент времени.
Мы распределили 150 д.е. на лицензию, поэтому в момент продажи вы делаете проводку.:
- Дебет. Дебиторская задолженность (или денежные средства): 150 д.е.
- Кредит. Выручка: 150 д.е.
Но как насчет годовой подписки на обновления?
Это услуга, при которой обязанность к исполнению выполняется в течение периода на основе оценки степени выполнения обязанностей к исполнению, так что в момент продажи вы сделаете только такую проводку:
- Дебет. Дебиторская задолженность (или денежные средства): 50 д.е.
- Кредит. Обязательство по договору: 50 д.е.
По мере признания выручки в течение периода, вы будете делать проводки:
- Дебет. Обязательство по договору.
- Кредит. Выручка.
Сумма будет зависеть от процентной доли (степени) завершения годовой подписки.
Это был очень общий и простой пример, демонстрирующий основные вопросы, с которыми придется разбираться при учете лицензий и услуг по обновлению и поддержке ПО. Более практические примеры, конечно, потребуют больших оценок и суждений.
Учётная политика — внутренний документ компании, на основании которого ведется бухучёт и рассчитываются налоги. В этом документе организация:
- утверждает рабочий план счетов;
- определяется с выбором правил, если закон предполагает разные варианты учёта;
- определяет, кто подписывает первичные документы и прочее.
Если в каком-то законодательном акте явно не прописаны те или иные параметры учёта, формирования стоимости, организация самостоятельно их разрабатывает и закрепляет в учётной политике. Положения учётной политики регулируются Федеральным Законом № 402-ФЗ от 06.12.2001, ПБУ 1/2008 и Налоговым кодексом.
Как правило, учётную политику разрабатывает главный бухгалтер или сотрудник, отвечающий за бухучет и налогообложение. Утверждает руководитель и издаёт соответствующий приказ. Действующие организации составляют политику один раз и принимают до 31 декабря текущего года. Так, если вы планируете применять политику с 2022 года, нужно принять её не позднее 31 декабря 2021 года. Исключение — вновь созданные организации. Им нужно уложиться в 90 дней с момента регистрации компании. Для реорганизованных компаний действуют такие же сроки.
Разработанную учётную политику обычно применяют последовательно из года в год до тех пор, пока не возникнет необходимость внести изменения.
Поменять политику по налогообложению можно и в середине налогового периода, если:
- изменилось законодательства о налогах и сборах;
- компания стала вести новый вид деятельности (Письмо Минфина России от 03.07.2018 № 03-03-06/1/4575).
Бухгалтерский учёт: что изменится с 2021 года
- Электронная сдача отчётности
Это касается всех налогоплательщиков. Малый бизнес ещё мог сдать бухотчётность в 2020 году в бумажном варианте. Но с 2021 года электронная бухотчётность становится обязательной для всех.
- Применение ФСБУ 5/2019 вместо ПБУ 5/01
Новый ФСБУ 5/2019 «Запасы» обязаны использовать все компании, кроме бюджетных организаций и микроорганизаций, которые пользуются упрощённым бухучётом. С 2021 года все материалы, товары, готовую продукцию и незавершёнку нужно учитывать по новым правилам. В отчётности за 2021 год вместо ПБУ 5/01 используйте ФСБУ 5/2019 «Запасы» (ФСБУ 5/2019).
Каждая компания самостоятельно решает, как перейти на новый порядок: с проведением ретроспективного пересчёта всех оставшихся запасов или без такого пересчёта (п. 47 ФСБУ 5/2019). Эти условия перехода нужно прописать в учётной политике.
- Разрешили к применению ФСБУ 6/2020
Учитывать основные средства по новому ФСБУ 6/2020 обязательно с 2022 г. Но организация может принять решение о досрочном применении нового стандарта.
- Обособленные подразделения
С 2021 года организации, у которых есть обособленные подразделения и которые применяют пониженные ставки налога на прибыль, должны определять долю прибыли для каждого обособленного подразделения отдельно по налоговой базе, сформированной для каждой специальной ставки. Поэтому, организациям следует просчитать, какой показатель выгоднее использовать — среднесписочная численность или расходы на оплату труда, и закрепить его в учётной политике.
- Пониженные ставки по налогу на прибыль для ИТ-отрасли
С 1 января 2021 года начали действовать льготные налоговые ставки: 3% в федеральный бюджет и 0% в региональный. Также отменили «мгновенную амортизацию» для крупных ИТ-компаний. Со следующего года такие компании затраты на приобретение электронно-вычислительной техники учитывают в общем порядке.
- Инвестиционный вычет по НИОКР
С 1 января 2021 года в инвестиционный налоговый вычет можно включить расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. До 90% можно отнести на уменьшение платежей в региональные бюджеты, а 10% — в федеральный бюджет. Право на вычет появляется в том отчётном периоде, когда завершены НИОКР или их отдельные этапы, либо подписан акт их сдачи-приёмки. Неиспользованная часть вычета может быть перенесена на будущее.
- Сократили список операций, по которым ИТ-компании не платили НДС
Теперь льгота по освобождению от НДС касается тех компаний, которые внесли своё ПО и базы данных в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Другие услуги, связанные с деятельностью в ИТ-сфере, от НДС не освобождаются.
- Пониженные страховые ставки для ИТ-компаний.
С 2021 года действуют новые пониженные тарифы:
— 6% на обязательное пенсионное страхование;
— 1,5% на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
— 0,1% на обязательное медицинское страхование.
- Льгота по социальным взносам для МСБ
Малому бизнесу продлили действие пониженных взносов с зарплаты свыше МРОТ по ставке 15% на 2021 год.
Опубликовано 21.07.2017 В настоящее время, пожалуй, ни один бухгалтер не может обойтись без программного обеспечения, с помощью которого производится автоматизация бухгалтерского (бюджетного) учета и формирование отчетности учреждения.
Как и любое другое имущество, программное обеспечение (ключи защиты) подлежит учету с целью контроля над его сохранностью и движением. Порядок учета программного обеспечения (ключей защиты) и отражение расходов на их приобретение рассмотрим в данной статье.
Порядок бухгалтерского (бюджетного) учета в учреждениях регулируется:
- В бюджетных учреждениях — Инструкцией, утв. приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н (далее — Инструкция № 174н);
- В автономных учреждениях — Инструкцией, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н (далее – Инструкция № 183н).
- В казенных учреждениях — Инструкцией, утв. приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н (далее – Инструкция № 162н);
Вместе с тем бухгалтерский (бюджетный) учет в госучреждениях регулируется Инструкцией, утв. приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н (далее — Инструкция № 157н), которая является общей для любого типа учреждений. В соответствии с Указаниями, утв.
приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н, расходы на приобретение неисключительных (пользовательских), лицензионных прав на программное обеспечение относятся на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ. В соответствии с учетной политикой учреждения расходы на приобретение программного обеспечения (ключей защиты) могут относиться:
В Инструкции 209н многие бухгалтерские операции, ранее относящиеся к статье «Прочие услуги» получили самостоятельный код в классификаторе операций сектора госуправления. В статье мы рассказываем о порядке применения КОСГУ 352 и 353.
Рассмотрим соответствие КОСГУ 352 и 353 кодам видам расходов и примеры использования КОСГУ в бухучете. Тест Школа Главбуха госучреждения Благодарим за прохождение теста. Мы уже знаем результат, узнайте и Вы ↓ Узнать результат В 2021 году с введением в действие в Инструкцию 65н был добавлен КОСГУ 350 для отражения увеличения стоимости прав пользования.
В с 2021 года статью КОСГУ 350 детализировали и выделили подстатьи для отнесения расходов по приобретению пользовательских (неисключительных) прав на результаты интеллектуальной деятельности, которые ранее учитывались по . По расшифровке в 2021 году для бюджетных учреждений КОСГУ 352 применяется, если приобретаются права с неопределенным сроком использования.
Под результатами интеллектуальной деятельности следует понимать:
- программное обеспечение;
- справочно-информационные базы данных и обновления к ним.
В методических рекомендациях Минфина к Инструкции 209н (письмо от 29.06.2018 № 02-05-10/45153) сказано, что классификация нематериальных активов в зависимости от срока использования должна выполняться на основании нормативных правовых актов. На основании ГК РФ сроки могут быть установлены:
- соглашением сторон.
- положениями закона;
- другими нормативными актами;
При определении КОСГУ следует ориентироваться на договор, заключенный с обладателем авторских прав.
Вопрос: По какому КОСГУ оплатить расходы по услугам информационного обслуживания, обновления и сопровождения программных продуктов фирмы «1С» Сообщаю Вам следующее: В бюджетном (бухгалтерском) учете расходы учреждения на приобретение неисключительных (пользовательских) лицензионных прав на программное обеспечение и его обслуживание относятся на «Прочие работы, услуги» КОСГУ.
Прежде чем охарактеризовать бухгалтерский учет в казенных учреждениях в 2021 году, рассмотрим понятие данного типа госучреждений.
Это отдельный тип государственных и муниципальных организаций, созданный для выполнения госзаданий и муниципальных заданий или осуществления функций органов власти, финансируемый за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. Правила организации и ведения бухгалтерского учета в казенных учреждениях в 2021 году регламентированы:
- инструкцией № 132н в части формирования кодов бюджетной классификации для отражения операций в бухучете КУ;
- инструкциями № 157н и № 162н в части единого плана счетов и правил его применения;
- инструкцией № 191н в части состава и порядка формирования отчетности в КУ;
- федеральными стандартами БУ, регламентирующими отраслевые методы учета;
- методическими рекомендациями, письмами и пояснениями Министерства финансов РФ и отдельных ведомств в части урегулирования вопросов по ведению БУ.
- законом № 402-ФЗ в части ключевых вопросов организации БУ;
- порядком № 209н в части формирования КОСГУ;
Также в основную систему нормативного регулирования БУ можно отнести региональные и муниципальные нормативные акты, устанавливающие отдельные правила учета и составления отчетности. В 2021 году были скорректированы практически все действующие инструкции по бюджетному учету.
Чиновники опубликовали новый порядок формирования кодов бюджетной классификации для отражения доходных и расходных операций – Приказ №132н.