Расчет экосбора в 2021 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расчет экосбора в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Экосбор ежегодно платят импортеры и производители, если не выполнили в полном объеме норматив утилизации товаров и упаковки после утраты ими потребительских свойств. В рамках отчетности учитывается не общее количество ввезенных и произведенных на территории РФ товаров и упаковки, а только первично реализованное потребителю.
Платить экосбор и отчитываться по нему должны производители и импортеры товаров и упаковки, входящих в перечень из Распоряжения Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-р (далее — перечень). Обратите внимание, при сдаче отчетности за 2020 год действует именно этот документ. С отчетности за 2021 год нужно руководствоваться перечнем из Распоряжения Правительства РФ от 31.12.2020 № 3721-р.
Экосбор: кто платит, как рассчитать, отчитаться и что будет за неуплату
Если не заплатить экологический сбор, Росприроднадзор пришлёт требование о добровольном погашении задолженности. У должника будет 15 календарных дней, чтобы её погасить. Не заплатит – долг взыщут через суд.
За неуплату в срок плательщика могут оштрафовать по ст. 8.41.1 КоАП РФ:
- должностных лиц организаций — от 5 000 руб. до 7 000 руб.;
- ИП — трёхкратный размер неуплаченной суммы экосбора, но не менее 250 000 руб.;
- организацию — трёхкратный размер неуплаченной суммы экосбора, но не менее 500 000 руб.
За несдачу или пропуск сроков сдачи расчёта экологического сбора ответственности пока нет. За опоздание или несдачу отчётности о выполнении нормативов и декларации о выпущенных товарах и упаковки установлены штрафы по ст. 8.5.1 КоАП РФ:
- для должностных лиц — от 3 000 до 6 000 руб;
- для ИП — от 50 000. до 70 000 руб;
- для юрлиц — от 70 000 до 150 000 руб.
Экологический сбор можно отразить в бухучёте двумя способами:
- По кредиту 68 «Расчёты по налогам и сборам», открыв отдельный субсчёт «Расчёты по экосбору» .
- По кредиту 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами».
Выбранный способ закрепляют в учётной политике.
Счёт по дебету зависит от того, где используют товар или упаковку:
- Дт 20 «Основное производство»;
- Дт 23 «Вспомогательное производство»;
- Дт 25 «Общепроизводственные расходы» или Дт 26 «Общехозяйственные расходы» — в текущей деятельности;
- Дт 44 «Расходы на продажу» — в торговой деятельности.
Экологический сбор не относится к налоговым платежам. На ОСНО его нельзя отнести к статье затрат как налог или сбор, начисленный по НК РФ. Но можно учесть как прочие расходы, связанные с производством и реализацией (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).
На УСН с объектом «Доходы минус расходы» экосбор нельзя учитывать при расчёте единого налога.
- Напомнит о сроках сдачи
- Учёт переносы в выходные и праздники
- Настраивается по вашим параметрам
- Учитывает совмещение налоговых режимов
В соответствии со ст. 24.5 закона «Об отходах производства» от 24.06.1998 № 89-ФЗ экологический сбор классифицируется как неналоговый доход федерального бюджета России. Экологический сбор должен уплачиваться фирмами и ИП, являющимися производителями либо импортерами изделий, которые по факту утери потребительских качеств подлежат утилизации. Сбор начисляется также в отношении упаковки, в которой поставляется товар.
ВАЖНО! Перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утв. распоряжением Правительства РФ от 31.12.2020 № 3721-р.
В отношении только упаковки сбор уплачивается, если (ст. 24.5 закона № 89-ФЗ, пп. 2, 2(1) Правил взимания экологического сбора, утв. постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073):
- товар не является готовым к употреблению;
- товар реализуется производителям колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним.
Сбор не уплачивается субъектами, осуществляющими утилизацию изделий (их упаковки) с соблюдением соответствующих нормативов утилизации. Однако если производитель или импортер взял на себя обязанность утилизировать отходы, но норматив по утилизации не выполнил, сбор ему придется заплатить.
Денежные средства, поступающие в федеральный бюджет РФ за счет экологического сбора, предполагается направлять на финансирование различных государственных программ, связанных с обеспечением защиты окружающей среды. Например, по строительству заводов, перерабатывающих мусор, полигонов для обезвреживания опасных веществ и др.
Администратор экологического сбора — Росприроднадзор. Данное ведомство является получателем соответствующих платежей, а также субъектом контроля отчетности по нему. Экологический сбор — обязательство, которое многие представители бизнеса рассматривают как весьма схожее с платой за загрязнение окружающей среды. Но отождествлять их неправильно. Почему — расскажем далее.
Экологический сбор — кто его платит и как рассчитать
Плату за негативное влияние на окружающую среду российские фирмы и ИП вносят уже давно — с 2002 года. Данное обязательство регулируется положениями закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, а также ст. 23 закона № 89-ФЗ. Администратор у обоих платежей один и тот же — Росприроднадзор.
Несмотря на отнесение обоих платежей к общей юридической отрасли — экологическому праву, экологический сбор и плата за загрязнение окружающей среды (называемая также налогом за негативное воздействие на окружающую среду) — совершенно разные обязательства.
Подробнее см. в этом материале.
Эту обязанность исполняют фирмы и ИП, производственная деятельность которых сопровождается:
- образованием отходов, требующих консервации на специальных объектах (полигонах, свалках);
- химическими выбросами в атмосферу;
- загрязнением водоемов сточными водами.
Подробнее о сравнении экологических платежей читайте в статье «Порядок исчисления и уплаты экологического налога».
Экологический сбор платят лица, которые выпускают или импортируют изделия (их упаковку), требующие утилизации по факту завершения их эксплуатации. Но, обратите внимание, если товары и упаковка товаров импортируются не в целях последующей реализации потребителям, а для собственных нужд, то импортеры не уплачивают экологический сбор и не представляют отчетность. Это подтверждают чиновники — см. «Росприроднадзор уточнил, как производителям и импортерам платить экологический сбор».
Перечень конкретных товаров (и различных видов упаковки для них), которые должны быть утилизированы по факту утери эксплуатационных характеристик, утвержден распоряжением Правительства РФ от 30.12.2020 № 3721-р. Здесь также установлены нормативы для различных типов утилизируемых товаров, за которые нужно уплачивать экологический сбор, чтобы определять объем этих товаров (так же, как и упаковочных материалов для них).
Например, для аккумуляторов (код 27.20 по классификатору ОК 034-2014) в 2021 году норматив по экологическому сбору равен 22% (на 2020 год — 20%). Это значит, что юрлицо (или ИП), утилизирующее отработанные аккумуляторы, должно заплатить сбор 22% (20%) от их общего объема.
Перечень продукции, подлежащей утилизации, нормы переработки, ставка экологического сбора в 2021 году — все это утверждает правительство. Но для начала определимся, когда платят экосбор и каковы утилизационные нормативы.
В РФ существует перечень товаров и упаковки, подлежащих переработке после утраты ими потребительских свойств. Этот список утвержден Распоряжением Правительства РФ №3721-р от 31.12.2020 и включает 40 групп товаров и 10 групп упаковки, начиная с текстильных изделий и заканчивая деревянной, стеклянной и пробковой тарой. Поставщиков (производителей и импортеров) такой продукции обязали утилизировать отходы после ее использования. Для этого утверждают нормативы утилизации отходов от использования товаров на 2021 год (см. Распоряжение Правительства РФ №3722-р от 31.12.2020), которые рассчитываются в процентах от выпущенного для продажи объема товаров.
Под утилизацией отходов понимают дальнейшее их использование в производстве, включая:
- рециклинг — применение по прямому назначению;
- регенерацию — возврат в производство после соответствующей подготовки;
- рекуперацию — использование в производстве извлеченных полезных компонентов.
Чиновники подчеркивают, что утилизацией нельзя считать предварительную обработку отходов, их сжигание, обеззараживание и обезвреживание, поэтому, когда идет расчет экологического сбора в 2021 году, подобная переработка не учитывается. В Письмах Росприроднадзора звучит мысль, что экономические агенты обязаны работать исключительно с отходами, возникшими от использования выпущенных на рынок изделий, а не в процессе всей производственной деятельности.
Подтвердить, что компания выполнила требования, позволяют:
- отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров за 2020 год (см. Постановление Правительства РФ №2010 от 03.12.2020);
- соответствующие акты;
- договор с ИП или юрлицом, имеющим право на переработку.
Расчет экологического сбора в 2021 г.
Согласно Статье 24.5 федерального закона 458-ФЗ, существует два главных плательщика экологического сбора:
- Производитель одного из 42 перечисленных в законодательстве видов товаров. А также предприятия, упаковывающие свою продукцию в один из 8 видов упаковки, перечень которой приведен в том же акте.
- Импортеры указанных в положении товаров или упаковки. Они выполняют норматив за производителя, ведущего свою деятельность за пределами РФ, а значит не подпадающего под наше законодательство.
Действующий перечень утвержден в Постановлении правительства 2970-р, которое утверждено 28 декабря 2017 года и вступило в силу с 2018 года. В нем приведены коды продукции и тары по ОКВЭД.
Согласно Приказу 488, выпущенному Росприроднадзором 22.08.16, сумма экологического сбора зависит от трех факторов:
Ставка экологического сбора утверждается государством. Ее значение можно узнать на официальном сайте Росприроднадзора. Она зависит от вида товара, его категории опасности для экологии и сложности утилизации.
По состоянию на 2020 год ее максимальное значение — 33 476 рублей. Такая ставка установлена для аккумуляторных батарей, которые содержат токсичный свинец и должны утилизироваться только в специальных центрах по переработке. А для тары из металла, например, консервных банок — 2 423 рублей. Их утилизация существенно проще и вред, наносимый экологии, ниже.
Чем больше объем продукции предприятия, тем больше сумма экологического сбора, потому что больше отходов подлежит утилизации. Для приведения к сравнимому показателю используется вес, выраженный в тоннах, как и в статистической отчетности.
Ежегодно предприятие обязано отчитываться об объемах производства за отчетный период. Для этого составляется и отправляется в Росприроднадзор декларация по форме, утвержденной в Постановлении 1417 Правительства РФ, утвержденное 24 декабря 2015 года.
Нормы утилизации утверждены в Постановлении 1342 Правительства РФ от 8 декабря 2015. Положение неоднократно уточнялось. В последний раз изменения были утверждены в 2018 году.
Норматив указан в относительном значении — в процентом отношении к общему объему производства. Его значение ежегодно увеличивается. Сделано это, чтобы смягчить переход предприятий к новым правилам расчета и уплаты экосбора. Так в 2018 году норматив утилизации для экологического сбора для ковровых изделий составлял 0%, в 2019 — 5%, а в 2020 — уже 10%.
Есть несколько способов легального освобождения от уплаты этого сбора:
- Не платят этот взнос экспортеры. Но только в отношении тех товаров, которые отправлены на экспорт. За тот объем, который продается на территории Российской Федерации, сбор уплачивается по тем же правилам, что и для других плательщиков.
- Не облагаются экологическим сбором и производители полуфабрикатов, упаковки. Их продукция используется в процессе производства других предприятий, которые в свою очередь и уплачивают налог на этот объем. Работает тот же принцип, как и при уплате других налогов, например, НДС. Кто реализует продукцию конечному покупателю, тот и платит экосбор.
- Законодательство освобождает от уплаты экосбора предприятие, если оно выполнило норматив переработки или уничтожения образовавшихся из-за ее деятельности отходов. Это стимулирует к организации сбора и переработки отходов своими силами.
Некоторое время Росприроднадзор относил к плательщикам экосбора офисные здания, как объекты IV категории опасности для экологии. Но в последних разъяснениях они были исключены из перечня облагаемых этим налогом.
Стоит отметить, что утилизация отходов I-IV категории относится к лицензируемым видам деятельности. Поэтому средним по размеру предприятиям не всегда выгодно разворачивать собственную систему сбора и переработки тары и товаров. В этом случае выполнения норматива можно добиться, заключив договор на утилизацию с перерабатывающими компаниями.
Альтернатива — заплатить полную сумму экосбора, которая рассчитывается, как произведение ставки на объем производства и на норматив. Если же норма утилизации выполнена не полностью, то правила вычисления размера платежа несколько изменяется. Умножать нужно на разницу между установленным в постановлении нормативом и выполненной его частью.
Кто должен платить экологический сбор в 2021 году
Как и все нарушения в области экологии, уклонение от уплаты экосбора влечет наложение штрафов. Они определены в Административном кодексе РФ. Обычно используется Статья 8.41.1. Собственно, она была введена федеральным законом 141-ФЗ в июне 2019 года именно для того, чтобы определить ответственность за неуплату экологического сбора за упаковку, товары и нарушение сроков отчетности по нему.
Максимальный уровень штрафов по состоянию на 2020 год:
- Для должностных лиц — до 7 тысяч рублей.
- Для юридических штраф определяется, как кратно увеличенная сумма неоплаченного экосбора. Он может увеличиваться до трехкратного расчетного значения пропущенного платежа. Но он не может составлять менее 500 тысяч рублей.
- Для предпринимателей, которые работают без оформления юридического лица, также установлена верхняя планка штрафа в трехкратной сумме расчетного платежа. Но не менее 250 тысяч рублей.
При этом штраф вычисляется по каждой группе товаров и упаковки отдельно. Т.е. если по одной предприятие рассчитало сумму, отчиталось и уплатило, а по другим — нет, санкции все равно могут быть наложены.
Росприроднадзор принимает расчёт ежегодно до 15 апреля. За 2019 год расчет нужно было подать до 15 апреля 2020 года. Срок сдачи расчета за 2020 год — до 15 апреля 2021 года.
Место сдачи зависит от типа деятельности организации:
- Производители сдают расчет (как и другие формы экосбора) — в территориальный орган РПН по месту своего нахождения.
- Импортеры представляют расчет в Центральный аппарат РПН (в Москве).
- Если организация одновременно осуществляет производство и импорт, — она подает один отчет (где указывает и количество произведенного, и количество импортированного товара) в Центральный аппарат РПН.
Чтобы рассчитать сумму экосбора к уплате, выполните следующее вычисление:
-
Умножьте ставку экосбора на массу товара/упаковки, реализованного на территории РФ для потребления внутри страны (или на количество единиц товара — в зависимости от вида товара).
-
Полученное число умножьте на норматив утилизации (в относительных единицах).
Для расчета массы или количества товаров и упаковки учитывайте их за тот год, который предшествовал отчетному периоду. То есть в отчете за 2019 год масса и количество берется по данным 2018 года. Соответственно, для отчета за 2020 год будут нужны сведения 2019 года.
Если вы производили утилизацию, но не выполнили норматив в полном объеме, то рассчитайте разницу между нормативным и фактическим объемом утилизации за отчетный год. Именно эту величину необходимо умножить на ставку экосбора.
ООО «Малахит и лазурит» закупило в 2018 году 135 тонн картонных коробок для упаковки своей продукции, а в 2019 году — 158 тонн.
Определим группу упаковки, которая указана в Перечне. Для картонных коробок это группа № 51 «Упаковка из бумаги и негофрированного картона».
В декларации о количестве выпущенной в обращение упаковки укажем количество реализованных коробок в 2019 году — 158 тонн.
В отчете о выполнении нормативов утилизации используем объемы реализованной упаковки за 2018 год — 135 тонн.
На 2019 год норматив утилизации для группы № 51 равен 15 %, значит, утилизировать необходимо:
135 × 0,15 = 20,25 тонн.
Если «Малахит и лазурит» в отчетном году (2019) или в году, предшествующем отчетному (2018), выполнял утилизацию коробок, то в данный отчет вносится информация о количестве утилизированной коробки, а также указывается, на основании каких документов она была произведена (договор, акт, лицензия).
Предположим, в 2018 году предприятие утилизировало 8 тонн из 20,25 (20,25 -8 = 12,25), поэтому ему нужно будет внести в бюджет сумму за 12,25 тонн:
12,25 тонн × 2 378 руб. = 29 130,5 руб.
Ставки экологического сбора и нормативы утилизации
Существует 2 способа уничтожения товаров и упаковки, у компаний и предпринимателей есть право выбрать:
- Заниматься утилизацией самостоятельно с выполнением всех норм и требований законодательства. Можно передать обязанность по утилизации другим лицам, например, специализированной организации
- Не заниматься утилизацией и уплачивать экологический сбор
В настоящее время чаще всего используется второй способ, поскольку заниматься отходами самостоятельно очень хлопотно и достаточно дорого, да и законодательная база совершенно не проработана.
Всем известно, что все товары со временем теряют свои потребительские свойства и становятся отходами. Упаковка обычно сразу после использования единожды переходит в разряд отходов. Поэтому производитель или импортер должны задуматься о том, каким образом такие объекты будут уничтожаться.
Как уже было сказано выше, сделать это можно двумя способами, однако наиболее распространенным является второй. Компании не хотят иметь дело с утилизацией, поскольку это достаточно сложно и затратно. Нормативная база несовершенна, поэтому бизнесмены предпочитают не рисковать и не делать ошибок в этой сфере.
Поскольку заниматься утилизацией у бизнеса желания нет, был введен экологический сбор. По замыслу законотворцев он должен стимулировать компании и предпринимателей заниматься утилизацией самостоятельно.
Экосбор по состоянию на 2021 год должен уплачиваться по 54 группам товаров и упаковки. Все они перечислены в уже упомянутом постановлении Правительства №2970-р.
Рассчитывается сбор очень просто. Нужно перемножить между собой ставку сбора на массу утилизируемых отходов и норматив утилизации. Для некоторых позиций предусмотрена нулевая ставка, поэтому сумма сбора будет равна нулю.
Так же необходимо принять во внимание, что экологический сбор и плата за негативное воздействие на окружающую среду – это два разных платежа и отчета.
Экологический сбор платится раз в год, его необходимо перечислить в бюджет до 15 апреля. Нельзя забывать, что в отношении данного сбора сроки не переносятся. Это означает, что если крайний срок уплаты выпадает на выходной день, то сделать перечисление нужно в предыдущий рабочий день.
Вокруг ставок экологического сбора было много разговоров. Планировалось, что с 2021 года ставки резко поднимутся. Однако, размер ставок изменился в конце 2021 года согласно постановлению Правительства №1293 от 31.10.2021года и до настоящего времени остаются неизменными. Рассмотрим некоторые из них в таблице.
Номер группы товаров | Название товара или вид упаковки | Ставка сбора за 1 тонну, руб. |
3 | Спецодежда | 11791,00 |
14 | Канцелярские товары из бумаги | 2378,00 |
24 | Прочие изделия из пластмассы | 4156,00 |
30 | Металлическая легкая тара | 2423,00 |
32 | Компьютерная техника, переферия | 26469,00 |
42 | Бытовые электроприборы | 26469,00 |
50 | Упаковка из гофрокартона | 2378,00 |
51 | Упаковка из бумаги | 2378,00 |
53 | Упаковка из дерева и пробки | 3066,00 |
Как предполагает Правительство, такие ставки помогут пополнить бюджет и стать стимулом для производителей самостоятельно утилизировать подобные отходы.
Также предполагается, что с 2021 года ставки сбора будут умножаться на специальный коэффициент, который будет учитывать реальное изменение потребительских цен.
Рассмотрим ситуации, когда экологический сбор не уплачивается:
- Те организации, которые производят упаковку не для собственных нужд, а для других производителей
- Компании, которые выпускают или импортируют упаковку для своих, внутренних нужд
- Продавцы товаров и упаковки на экспорт
- Те организации, которые сами занимаются утилизацией, но в определенном объеме, не меньше того, что установлен на год на законодательном уровне. При этом отчетность сдавать не нужно.
Несмотря на то, что экологический сбор – это не налоговый платеж, за его неуплату предусмотрена ответственность, так же, как и за непредоставление декларации.
Если у компании есть обязанность по уплате сбора, а она этого не сделала или внесла платеж частично, то нужно ждать требование от Росприроднадзора. В этом случае контролирующий орган дает возможность в добровольном порядке перечислить причитающуюся к уплате в бюджет сумму. Это нужно сделать в течение 15 календарных дней. Если налогоплательщик проигнорирует данное требование, то Росприроднадзор может подать на компанию в суд и в итоге перечислить сбор в бюджет придется все равно.
В случае, когда не была сдана декларация, ответственность грозит как ответственным лицам, так и организации. Что касается административной ответственности, то для должностных лиц предусмотрен штраф в размере 3-6 тысяч рублей, для компании – 20-80 тысяч рублей.
В связи с такими серьезными санкциями не в интересах предпринимателей уклоняться от сдачи декларации и уплаты сбора в бюджет.
Тема экологических отчетов достаточно сложная. Далеко не все предприятия и предприниматели сталкиваются с составлением таких отчетов и уплатой сборов. Большинство компаний предпочитают переложить ответственность за формирование отчетов по этому направлению на специально обученных людей, иными словами, воспользоваться услугами специальных организаций, работающих в этой области. Экологический сбор один из таких экологических отчетов. Это совсем не одно и то же, что плата за негативное воздействие на окружающую среду. Сбор касается только утилизации товаров и упаковки. Перед тем, как начать работать с этим направлением деятельности компании, нужно тщательно изучить теорию вопроса.
Экологический сбор 2021
При расчете экологического сбора нужно руководствоваться следующими законами:
- Постановлением №2491 от 1 декабря 2015 года (нормативы).
- Постановлением Правительства №284 от 9 апреля 2016 года (ставка).
Норматив – это процент от объема товаров, выпущенных предприятием за год. На его размеры и размеры ставки влияют следующие факторы:
- Экономическое положение страны.
- Класс опасности отходов.
- Сложность утилизации.
Правительство планирует постепенно увеличивать нормативы вплоть до 2020 года.
Рассмотрим некоторые из ставок ЭС:
- Текстильная продукция и ковры – 16 304.
- Одежда – 11 791.
- Товары из дерева – 3 066.
- Бумага (в том числе, упаковки из нее) – 2 378.
- Канцелярские и хозяйственные товары – 2 378.
- Нефть и нефтепродукты – 3 431.
- Товары из резины – 8 965.
- Товары из пластика – 3 844.
- Жалюзи, товары из строительного пластика, рамы – 4 701.
- Товары из стекла – 2 858.
- Полые стеклянные изделия (к примеру, бутылки) – 2 564.
- Металлическая тара – 2 423.
- ПК, оргтехника, бытовая техника, фото- и видеоаппаратура – 26 469.
- Приборы для освещения – 9 956.
- Шины и покрышки – 7 109.
- Ручной инструмент – 26 469.
- Газеты и журналы – 2 378.
Ставка указана в рублях за тонну продукции.
ЭС рассчитывается по следующей формуле:
ЭС = С * М * Н
где:
- С – ставка;
- М – масса утилизируемых товаров;
- Н – норматив переработки.
ВАЖНО! Для ряда товаров, подлежащих утилизации, ставка равна нулю. Соответственно, и экологический сбор будет равен нулю. В этом случае предпринимателю ничего не нужно оплачивать. Однако он все равно обязан подать отчет о наличии отходов.
Предприятие занимается производством шин. Масса продукции, выпущенной за год, равна 50 тоннам. Ставка за шины составляет 7 109. Норматив равен 15%. Выполняются следующие вычисления:
7109 * 50 * 15 = 53 317 рубля. Именно столько составит экологический сбор за текущий год.
Если предприятие утилизирует часть отходов, нужно проводить расчеты по более сложной схеме. К примеру, было утилизировано 10% от всей массы произведенных товаров. Из норматива нужно вычесть это значение (15% — 10% = 5%). Затем производятся расчеты по стандартной схеме:
7109 * 50 * 5% = 17 772 рубля.
Сбор обязаны выплачивать ЮЛ и ИП, производящие или импортирующие товары, которые попадают в соответствующий перечень (Распоряжение Правительства от 24.09.2015 №1886). Сбором не облагаются объекты незавершенного производства. Если есть только они, плата взимается исключительно за упаковку.
Сборы не нужно уплачивать в следующих случаях:
- Фирма утилизирует отходы за пределами страны.
- Компания утилизирует товары в пределах принятых нормативов.
Если фирма утилизирует часть отходов, однако она не дотягивает до принятых нормативов, платить нужно только за тот процент продукции, которая не была переработана.
Расчет суммы экологического сбора
ЭС нужно оплатить до 15 апреля текущего года. Реквизиты для оплаты можно найти на сайте Росприроднадзора. Для перевода средств нужна копия платежного поручения, а также расчет суммы ЭС.
Если предприниматель переплатил при переводе средств на сбор, требуется направить в Росприроднадзор соответствующее заявление. На его основании осуществляется проверка. Затем составляется акт. По итогам проверки средства либо зачитываются, либо возвращаются. Данный порядок установлен пунктами 16-17 правил начисления ЭС.
Как упоминалось ранее, производителю нужно также озаботиться формированием отчетности. Направляется она не позднее 1 апреля текущего года. Понадобится следующая отчетность:
- Декларация об объеме выпущенной продукции. В ней нужно прописать объем производимых или импортированных изделий, а также упаковки.
- Отчет об исполнении нормативов переработки. Если часть товаров была утилизирована, нужно также известить об этом Росприроднадзор.
Отчетность может передаваться в электронном формате. Сопровождать ее направлением документа в бумажной форме не нужно. Если она направляется в бумажной форме, нужно также отправить копию документа на электронном носителе. До 15 апреля предприниматель обязан сдать расчет суммы ЭС. Составляется он по форме, утвержденной приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 №488.
Рекомендуется сдавать отчетность через соответствующую систему. В ней составляется документ, проверяются все параметры. После этого он направляется в РПН.
ВАЖНО! Датой направления отчетности будет считаться день ее отправки через интернет.
Производители товара сдают отчетность в орган РПН по месту регистрации. Компании, импортирующие продукцию, должны направить ее непосредственно в Росприроднадзор.
ВНИМАНИЕ! На официальном сайте Росприроднадзора указаны сервисы, на которых можно совершенно бесплатно составить отчетность.
\n\n
Арендаторы, которые эксплуатируют объекты I, II или III категории, либо размещают отходы (кроме ТКО), обязаны вносить плату за НВОС и сдавать декларации.
\n\n
Сложнее обстоит дело с арендаторами, размещающими твердые коммунальные отходы. Здесь все зависит от того, кто заключил договор с региональным оператором по обращению с ТКО.
\n\n
Если такой договор подписал арендатор, то он освобождается от платы за НВОС и от сдачи деклараций.
\n\n
Если договор подписан арендодателем, то освобождение получает именно он. Но и арендатор также не должен вносить плату за НВОС и отчитываться, ведь по документам он не имеет отношения к твердым отходам.
\n\n
\n\n
За отчетный год — не позднее 1 марта года, следующего за отчетным. Авансовые платежи по итогам I-III кварталов (вносят все, кроме субъектов малого и среднего предпринимательства) — не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем квартала. Соответственно, в 2021 году авансовые платежи нужно перечислить не позднее 20 апреля, 20 июля и 20 октября.
Росприроднадзор утвердил формат и структуру расчета экологического сбора
\n\n
Отчет 2-ТП (воздух) — это форма статистического наблюдения. Данную форму должны представлять все организации и ИП, которые эксплуатируют стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (котельные, покрасочные цеха, столярные мастерские и проч.). Обязанность сдавать отчет № 2-ТП (воздух) появляется в том случае, если масса выбросов в отчетном году составила:
\n\n
- \n\t
- более 10 тонн по одному объекту;
- от 5 до 10 тонн включительно по одному объекту, если в составе выбросов есть загрязняющие атмосферу вещества 1-го и (или) 2-го класса опасности.
\n\t
\n
\n\n\n
СПРАВКА. Масса выбросов считается не по всему предприятию, а по каждому объекту в отдельности. При этом не важно, есть ли на нем очистные установки.
\n\n\n
\n\n
Отчет № 2-ТП (рекультивация) является формой статистического наблюдения. Это отчет обязаны представлять организации и предприниматели, которые занимаются разработкой месторождений полезных ископаемых (торфа и др.). Плюс к этому респондентами являются компании и ИП, которые проводят изыскательные, лесозаготовительные, мелиоративные или строительные работы. Наконец, указанную форму должны сдавать те, кто размещает твердые бытовые, промышленные и строительные отходы.
\n\n
Арендаторы, которые эксплуатируют объекты I, II или III категории, либо размещают отходы (кроме ТКО), обязаны вносить плату за НВОС и сдавать декларации.
Сложнее обстоит дело с арендаторами, размещающими твердые коммунальные отходы. Здесь все зависит от того, кто заключил договор с региональным оператором по обращению с ТКО.
Если такой договор подписал арендатор, то он освобождается от платы за НВОС и от сдачи деклараций.
Если договор подписан арендодателем, то освобождение получает именно он. Но и арендатор также не должен вносить плату за НВОС и отчитываться, ведь по документам он не имеет отношения к твердым отходам.
За отчетный год — не позднее 1 марта года, следующего за отчетным. Авансовые платежи по итогам I-III кварталов (вносят все, кроме субъектов малого и среднего предпринимательства) — не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем квартала. Соответственно, в 2021 году авансовые платежи нужно перечислить не позднее 20 апреля, 20 июля и 20 октября.
Экологический сбор с 2021 года: кто платит, разъяснения, на транспорт
Если экологическая отчётность не сдана вовремя в Росприроднадзор, компания может получить штраф или её деятельность будет приостановлена. Для удобства мы подготовили таблицу.
Документ | Наказание | Регулирующие документы |
---|---|---|
Журнал движения отходов | Штраф от 100 000 руб. до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. | КоАП РФ, статья 8.2 |
Отчёты по форме 2-ТП — водхоз, воздух и отходы | ||
Экологическая отчётность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов — для объектов III категории | ||
Экологическая отчётность о выбросах вредных веществ в атмосферный воздух — для объектов III категории | ||
Расчёт и оплата экологического сбора | ||
Представление сведений, полученных в результате учёта забора или изъятия водных ресурсов и сброса сточных и или дренажных вод, их качества по итогам квартала за 2021 год (формы 3.1, 3.2, 3.3) | Штраф от 80 000 до 100 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток | ст. 8.13, 8.14, 8.15 КоАП РФ |
Внесение платы за НВОС | Штраф от 50 000 до 100 000 руб. | КоАП РФ, статья 8.41 |
Предоставление декларации НВОС | ||
Отчёт по программе ПЭК | Штраф от 20 000 руб. до 80 000 руб. | КоАП РФ, статья 8.5 |
Декларация о количестве выпущенных товаров | ||
Отчёт о выполнении нормативов утилизации |
Для отправки отчётности в государственные органы рекомендуем использовать «Астрал Отчёт 5.0». Это онлайн-сервис, который позволяет формировать и сдавать электронные документы с любого ПК и из любой точки мира при наличии интернета.
⠀⠀⠀⠀⠀⠀Отчитываться по экосбору необходимо производителям и импортерам товаров и упаковки, указанной в распоряжении Правительства РФ от 28 декабря 2017 г. N 2970-р.
Кому необходимо
производителям и импортерам товаров и упаковки
Штрафы
до 500 000 руб.
Стоимость
18 000 руб.
⠀⠀⠀⠀⠀⠀Так как практически все популярные виды упаковки входят в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 2017 г. N 2970-р, можно сделать вывод, что все импортеры обязаны отчитываться за выполнение норматива утилизации (экологический сбор).
⠀⠀⠀⠀⠀⠀Производители товаров обязаны отчитываться за экологический сбор если товар входит в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 2017 г. N 2970-р.
- Количество произведенного/импортированного товара и/или упаковки (в тоннах);
- Норматив утилизации (перечень приведен в Распоряжении Правительства РФ от 28 декабря 2017 г. N 2971-р). Норматив указан в процентном отношении к общей массе производимого товара или упаковки. Стоит обратить внимание, что данный норматив увеличивается с каждым годом и перед расчетом необходимо уточнять его актуальное значение;
- Ставка экологического сбора утверждается государством и зависит от вида товара и сложности его утилизации.
Кому полагается платить экологический сбор и сколько
- Перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержден Распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 2017 г. N 2970-р;
- Нормативы утилизации отходов от использования товаров на 2018-2020 годы утвержден Распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 2017 N 2971;
- Правила заполнения декларации о товарах и упаковке утверждены Постановлением Правительства РФ от 24.12.2015 N 1417;
- Правила представления отчетности о выполнении нормативов утилизации утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.12.2015 N 1342.
- Форма расчета экологического сбора утверждена Приказ МПР РФ от 01.03.2019 г. N 70.
- Порядок взимания экологического сбора утвержден Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 N 1073.
Согласно п. 10 ст. 24.2 Закона № 89-ФЗ в отношении упаковки, подлежащей утилизации после утраты потребительских свойств, обязанность выполнения нормативов утилизации (обеспечение утилизации) возлагается на производителей, импортеров товаров в этой упаковке. Иными словами, обязанность обеспечения утилизации упаковки возлагается не на ее непосредственного производителя, а на производителя товара, который использует упаковку для своей продукции.
Отметим, что экологический сбор для товаров в упаковке, не являющихся готовыми к употреблению изделиями, уплачивается только в отношении самой упаковки (п. 3 ст. 24.5 Закона N 89-ФЗ).
Таким образом, именно организация — производитель готовых товаров обязана либо самостоятельно обеспечить утилизацию отходов от использования производимых товаров, либо уплатить экологический сбор, в том числе за утилизацию упаковки (смотрите также п. 3 письма Росприроднадзора от 20.02.2017 N ОД-06-02-32/3380).
Сроки: | Отчетный период: |
до 1 апреля | года, следующего за отчетным периодом |
Уплата экологического сбора и представление расчета суммы экологического сбора осуществляется в следующие сроки (п.2 Постановления Правительства РФ от 08.10.2015 г. N 1073):
- Декларация о готовых товарах – до 1 апреля
- Отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов – до 1 апреля
- Расчет суммы экологического сбора – до 15 апреля
Отчетным периодом по экологическому сбору является календарный год.
Неуплата в установленный срок экологического сбора, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, влечет наложение административного штрафа на (ст. 8.41_1 КоАП РФ):
- на должностных лиц – от 5 000 до 7 000 рублей;
- индивидуальных предпринимателей – в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее 250 000 рублей;
- на юридических лиц – в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее 500 000 рублей.
Правила взимания экологического сбора (далее – Правила) утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 г. N 1073.
В случае невнесения (или внесения не в полном объеме) экологического сбора и (или) непредставления расчета суммы экологического сбора плательщиком в установленные сроки, территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) направляет плательщику требование о добровольном погашении задолженности.
Если в течение 15 календарных дней со дня получения плательщиком требования о добровольном погашении задолженности плательщик не оплатил указанную задолженность в добровольном порядке, территориальный орган Росприроднадзора вправе взыскать задолженность в судебном порядке (п.25 Правил).
Экологический сбор относится к неналоговым доходам федерального бюджета (п.1 ст.24_5 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления” (далее – Федеральный закон от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ)).
Взимание экологического сбора, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью его уплаты осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).