Об установлении публичного сервитута на земельный участок постановление
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Об установлении публичного сервитута на земельный участок постановление». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Постановление от 24.08.2021 №1692 «Об установлении публичного сервитута» (по ходатайству ОАО «МРСК Урала «, площадью 292 кв.м.) (pdf, 4.64 Мб)
Дата публикации: 26 августа 2021
Дата изменения: 26 августа 2021
Просмотреть Скачать
Постановление от 23.08.2021 №1683 «Об установлении публичного сервитута» (по ходатайству ОАО «МРСК Урала», площадью 653 кв.м.) (pdf, 2.95 Мб)
Дата публикации: 25 августа 2021
Дата изменения: 25 августа 2021
Просмотреть Скачать
Постановление от 23.08.2021 № 1676 «Об установлении публичного сервитута» (по ходатайству ОАО «МРСК Урала», площадью 42,1 кв.м.) (pdf, 12.38 Мб)
Дата публикации: 23 августа 2021
Дата изменения: 23 августа 2021
Просмотреть Скачать
Постановление от 17.08.2021 № 1646 «Об установлении публичного сервитута» (по ходатайству ОАО «МРСК Урала «, площадью 2,546 кв.м.) (pdf, 3.27 Мб)
Дата публикации: 20 августа 2021
Дата изменения: 20 августа 2021
Просмотреть Скачать
Постановление от 16.08.2021 № 1633 «Об установлении публичного сервитута» (по ходатайству ОАО «МРСК Урала», площадью 10772 кв.м.) (pdf, 8.57 Мб)
Дата публикации: 19 августа 2021
Дата изменения: 19 августа 2021
Просмотреть Скачать
Решения об установлении публичного сервитута
_________________________________________________________________________
(полное наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество
(при наличии) владельца инженерной коммуникаций#)
просит установить публичный сервитут в отношении земельного участка в
границах полосы отвода автомобильной дороги _____________________________
_________________________________________________________________________
(указать наименование автомобильной дороги)
с кадастровым N ________________________________, находящегося по адресу:
(указывается при наличии)
_________________________________________________________________________
(субъект Российской Федерации, город, поселок, село и др., улица,
_________________________________________________________________________
дом, строение, владение и др., иные адресные ориентиры)
для использования в целях _______________________________________________
на срок _________________________________________________.
(указать испрашиваемый срок публичного сервитута)
Местонахождение заявителя: ______________________________________________
_________________________________________________________________________
(почтовый адрес (индекс, субъект Российской Федерации, населенный
пункт, улица, дом)
_________________________________________________________________________
(фактический адрес (индекс, субъект Российской Федерации, населенный
пункт, улица, дом)
Телефон и факс (с указанием кода города) ________________________________
ИНН ____________________________________________
ОГРН ___________________________________________
_________________________________________________________________________
(дополнительная информация, указываемая заявителем при подаче
заявления)
Сведения о представителе заявителя:
_________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при наличии), телефон, адрес электронной
почты (при наличии))
_________________________________________________________________________
(наименование и реквизиты документа, подтверждающего полномочия
представителя заявителя)
Обоснование необходимости установления публичного сервитута _____________
________________________________________________________________________.
Вид права, на котором инженерное сооружение принадлежит заявителю (если
подано заявление об установлении публичного сервитута в целях
реконструкции или эксплуатации инженерного сооружения): ________________.
Необходимые документы к заявлению прилагаются. Заявитель подтверждает
подлинность и достоверность представленных сведений и документов.
Копию принятого решения прошу направить по адресу: _____________________.
(почтовый адрес заявителя)
Заявитель _______________________________________________________________
(должность, фамилия, имя, отчество (при наличии), подпись)
«___» ___________ 20___ г. М.П.
Использование земельных участков в границах полос отвода автодорог для прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации допускается на условиях публичного сервитута. Минтранс обновил правила подачи и рассмотрения заявления об установлении такого публичного сервитута.
Предусмотрена возможность подачи заявления в электронном виде. Срок принятия решения об установлении публичного сервитута увеличен с 10 до 15 рабочих дней.
В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:
- Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш
SHIFT + ? - Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
- Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
- Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
- Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет
Об установлении публичного сервитута
- Недвижимость. Земля. Строительство
- Инфраструктура и объекты недвижимости
Скачать файл
Файл добавлен | 14.06.2017 |
Презентация | .pdf (3,6 Мб) |
Сервитут на отдельно взятом земельном отделе может устанавливаться только при соблюдении соответствующих оснований, а именно наличия соответствующего нормативно правового акта, который разрешает установление подобного обременения на наделе. Автором этого акта может быть:
- Орган местного самоуправления.
- Субъект Российской Федерации.
- Федеральные органы власти.
Существуют и некоторые нюансы, которые станут прямым препятствием даже при наличии соответствующих оснований:
В первую очередь подается ходатайство об установлении публичного сервитута. Ходатайство должно быть составлено по установленному образцу. Найти его не составит труда. Для этого нужно явиться в орган местного самоуправления или власти субъекта, и попросить для ознакомления образец.
Порядок установления публичного сервитута
Следующий этап после рассмотрения – это публичное слушание. Общественное слушание- это принятие общественного решения, которая касается земельных наделов.
Однако в законодательстве четко не закреплено, как должна происходить данная процедура. Это сход граждан, где отдельно озвучивается цель собрания, высказываются мнения. На слушаниях должен присутствовать секретарь, в обязанности которого входит ведение протокола. В нём указывается повестка собрания, состав, а также итоги.
Земельный кодекс говорит о том, что общественные слушания не могут стать основой для принятия решения.
Земельное законодательство предусматривает, что общественные слушания не имеют право издавать локальные нормативно-правовые акты. Решения, которые были приняты в ходе таких собраний носят лишь рекомендательный характер, и не могут быть приняты к сведению в полном объёме.
Если установление публичного сервитута как-либо нарушает чьи-либо права и законные интересы, то как представители сторон, так и третьи лица могут обратиться за защитой своих прав в судебную инстанцию.
Предварительно нужно составить иск, в соответствии с которым суд будет знакомиться с деталями дела. После того, как будет установлена причина обращения в судебную инстанцию, назначат дату разбирательства. Представители сторон, а также третьи лица и все причастные к установлению сервитута, должны явиться в зал заседаний в указанное время.
Необходимость получения сервитута на землю обычно связана с предоставлением доступа к участку отдельного физического или юридического лица. Он необходим для проведения самых различных работ и мероприятий, в перечень которых входят:
- осуществление инженерных изысканий;
- практическое использование водных и других ресурсов;
- строительство специальных и инфраструктурных сооружений и объектов;
- обеспечение доступа к расположенному по соседству другому наделу земли;
- установка межевых и геодезических знаков;
- устройство систем дренажа и канализации;
- прогон и выпас сельскохозяйственных животных;
- ведение охоты или ловли рыбы и т.д.
Основанием для введения сервитута становится решение суда, документальное соглашение между владельцем участка и третьими лицами, официально оформленные нормативно-правовые акта местных властей. Инициатором сервитутного права могут выступать следующие лица — как юридические, так и физические:
- владелец или арендатор земли;
- бессрочный пользователь участка;
- лицо, получившее землю в качестве наследуемого владения.
Сервитут на землю ограничивает возможности владельца участка. Поэтому существует несколько условий, выполнение которых выступает обязательным требованием для наложения подобных ограничений. К ним относятся:
- удовлетворить потребности другим способом не получается;
- введение судебным порядком в случае невозможности урегулировать противоречия мировым досудебным соглашением;
- запрет на лишение владельца права пользоваться принадлежащей ему землей;
- разумный минимум ограничений, накладываемых на собственника;
- сервитуарий (лицо, получившее временный доступ к участку) обязан поддерживать объект недвижимости в надлежащем состоянии.
В качестве дополнительного требования рассматривается необходимость платить за пользование чужим участком. Она вводится в рамках действующего законодательства о земле.
Приказ Минэкономразвития РФ от 10.10.2018 N 542
Для классификации сервитута используется три параметра. Каждый из них следует рассмотреть более детально.
По этому признаку различают публичный и частный сервитут. В первом случае речь идет об общественных интересах или потребностях. Публичный сервитут делится на три разновидности — водный, лесной и городской. Основанием для его введения становится решение местных властей. С его помощью удается добиться решения следующих задач:
- предоставление площадей для сенокоса, выгула и прогона скота, рыбалки;
- использование водоемов и, прежде всего, прибрежной части;
- проведение исследований на земле, например, археологических;
- прокладка транспортных магистралей, пешеходных дорожек или других элементов благоустройства территории;
- прокладка систем дренажа и канализации.
Частный сервитут предусматривает предоставление доступа к земле или прокладки различных коммуникаций. Речь идет о телефонных и кабельных линиях, трубопроводах отопления, водо- и электроснабжения.
По этому параметру различают срочные и бессрочные сервитуты. Первые действуют в течение определенного временного периода, согласованного участниками сделки. В некоторых случаях отдельного оговариваются условия пролонгации соглашения.
Бессрочный сервитут действует все время обладания землей. Типичным примером подобного обременения становится строительство и последующая эксплуатации дороги.
Актуальный на сегодняшний день порядок оформления сервитута на землю предусматривает последовательную реализацию четырех этапов. Рассмотрим каждый из них по отдельности.
- Претендент на использование земли обращается к собственнику с ходатайством о предоставлении доступа к участку.
- Если разногласия между сторонами по срокам и стоимости сервитута отсутствуют, заключается соглашение. Если договориться не удается, претендент обращается в суд — районный или городской. В этом случае от него потребуется доказать, что получение доступа к земле выступает объективной необходимостью.
- При положительном решении суда сервитут вводится в принудительном порядке. В подобной ситуации документы по сделке подаются в местный орган власти.
- На завершающей стадии обременение регистрируется в Росреестре, так как оно непосредственно касается объекта недвижимого имущества — земельного участка.
На каждом из этапов реализация мероприятия требуется подготовить определенный комплект документации. Оформление сервитута в местных органах власти предусматривает предоставление нескольких документов:
- заявление о получении доступа к участку;
- письменное уведомление владельца земли;
- основание для введения сервитута — решение суда, мировое соглашение (для частного) или постановление местного органа власти (для публичного);
- соглашение сторон или судебное решение о предоставлении доступа к земельному участку;
- документы, удостоверяющие личность участников сделки — паспорт (для физлица и ИП) и учредительная документация (для юридического лица);
Чаще всего, основанием для применения сервитутного права становится соглашение сторон. Действующее законодательство предъявляет к документу несколько требований, в числе которых:
- указание паспортных реквизитов и контактной информации об участниках;
- цель оформления сервитута;
- основание для его введения;
- реквизиты в отношении земельного участка — кадастровый номер, площадь и другие подобные данные;
- права каждого из участников сделки;
- их обязанности;
- срок действия соглашения;
- стоимость оплаты за получение доступа к участку земли.
- Общ. советы и старосты
- Совет ветеранов
- Совет молодежи
- Социальная поддержка
- За справкой о размере пенсии необязательно обращаться в клиентскую службу
- Пенсионный фонд напоминает работодателям о сроках представления отчётности за август
- Гатчинская городская прокуратура разъясняет
- с 6 по 9 сентября 2021 года в Парке науки и искусства «Сириус» г. Сочи запланировано проведение VI Всероссийской недели охраны труда
- Приходите на выборы
- Постановление № 491. Об отмене постановлений администрации муниципального образования «Пудомягское сельское поселение» Гатчинского муниципального района № 619 от 30.12.2020г., № 182 от 16.04.2020г. и № 211 от 15.05.2020г.
- В Отделении ПФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области проводятся мероприятия по профилактике коррупционных проявлений
Действующее законодательство определяет земельный сервитут как право ограниченного пользования чужим земельным участком (ст. 23 Земельного кодекса РФ, ст. 274 Гражданского кодекса РФ). При этом различают публичный и частный сервитут, срочный и постоянный сервитут. Публичный сервитут устанавливается для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.
Публичные сервитуты могут устанавливаться для следующих целей:
1) прохода или проезда через земельный участок;
2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;
3) размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;
4) проведения дренажных работ на земельном участке;
5) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;
6) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
7) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;
8) использования земельного участка в целях охоты и рыболовства;
9) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;
10) свободного доступа к прибрежной полосе.
В отличие от частного сервитута, который устанавливается по соглашению сторон или по судебному решению публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления.
В литературе можно встретить следующее выделение признаков публичного сервитута:
1. устанавливается для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, т.е. по сути, для обеспечения некоего публичного интереса;
2. устанавливается нормативно правовым актом;
3. устанавливается с учетом результатов общественных слушаний.
Публичный сервитут устанавливается:
-
одновременно с принятием решения о предоставлении земельного участка в собственность (постоянное бессрочное пользование, аренду);
-
после момента предоставления участка в собственность
Постановление от 18 мая 2018 г. по делу № А32-22540/2017
Как правило, заявление об установлении публичного сервитута рассматривает орган, принявший заявление о заинтересованных лиц. Здесь мы возвращаемся к вопросу, что делать, если в субъекте Российской Федерации отсутствует нормативно-правовой акт, устанавливающий орган, компетентный принять вопрос об установлении публичного сервитута, регулирующий процедуру и сроки установления. Учитывая, что публичный сервитут устанавливается для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения установление публичного сервитута, если есть все необходимые предпосылки для его установления, является не правом государственного органа или органа местного самоуправления, а его обязанностью.
На наш взгляд логичным будет определение органа компетентного принять заявление от заинтересованных лиц в установлении публичного земельного сервитута тем, в управлении и распоряжении которого находится земельный участок, в отношении которого необходимо установить земельный сервитут. Итак, в зависимости от лица в чьем управлении находится земельный участок в тот орган власти и подается заявление об установлении публичного сервитута.
Действующее земельное законодательство предусматривает принятие решения об установлении публичного сервитута по итогам общественных слушаний.
Мы видим, что проведение общественных слушаний является обязательным условием для установления публичного сервитута.
Обратимся к вопросу, что же такое общественные слушания, кем они должны быть инициированы, как должны быть проведены и как оформляются итоги общественных слушаний. Общественные слушания – одна из форм общественного участия в решении вопросов природопользования, проводимая с целью информирования. Общественные слушания дают возможность участникам выразить свое мнение, повлиять на принятие решение, найти оптимальное решение вопроса.
В юридической литературе предлагается определить следующую категорию лиц – участников общественных слушаний:
1. жители территориальной единицы, чьи интересы затрагивает установление сервитута;
2. представители организаций, расположенных на соответствующей территории;
3. собственник земельного участка, в отношении которого устанавливается сервитут, а также другой законный владелец этого участка (арендатор, субъект права постоянного бессрочного пользования и др.)
4. представители органа государственной власти или местного самоуправления.
Правильная организация, соблюдения прав участников общественных слушаний, фиксация результатов слушаний обеспечивает эффективность проведения общественных слушаний и служит достижению поставленных целей. Для успешного проведения общественных слушаний необходимо заблаговременно оповещать потенциальных участников слушаний (на наш взгляд, такой период времени должен определяться в пределах от 10 дней до 1 месяца), выбрать удачное место для проведения общественных слушаний, время, приемлемое для всех участников, фиксировать не только результат проведения, но и ход самого процесса, отражая в протоколе высказанные предложения участников слушаний. Вопрос об извещении о проведении общественных слушаний также должен быть решен законодательно. Целесообразно оповещать население в средствах массовой информации.
В настоящее время процедура проведения общественных слушаний законодательно не регламентирована, однако общественные слушания близки по своему значению к сходу граждан. Процедура созыва и проведения схода граждан установлена законодательно в федеральном законе от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 25). Полагаем возможным применение по аналогии нормы о порядке организации сходов населения к порядку проведения общественных слушаний.
Полагаем, что основными итоговыми документами общественных слушаний должны являться: реестр участников, принявших участие в общественных слушаниях, протокол общественных слушаний, список поступивших вопросов и замечаний на них.
В протоколе об итогах проведения общественных слушаний должны отражаться следующие вопросы: обсуждаемый вопрос, количество участников с указанием граждан высказавших свое мнение «за», «против», «воздержался», принятое решение.
Итак, предполагаем, что общественные слушания состоялись. Возникает вопрос насколько результат таких слушаний и решение, принятое на сходе граждан обязательно для органов власти? Земельный кодекс Российской Федерации предлагает всего лишь «учитывать результаты общественных слушаний». Из этого следует, результаты общественных слушаний носят рекомендательных, а не обязательный характер. Насколько это соответствует соблюдению прав граждан, в интересах которых (если публичных сервитут устанавливается именно в их интересах) устанавливается публичный сервитут. Конституция Российской Федерации исходит из того, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Полагаем, что в случае установления публичного сервитута в интересах местного населения результаты общественных слушаний должны быть обязательны для органов власти.
Публичный земельный сервитут подлежит государственной регистрации в порядке, предусмотренном для государственной регистрации прав на недвижимое имущество (п. 3 ст. 274 ГК РФ, п. 9, ст. 23 ЗК РФ). Согласно п. 1 ст. 27 федерального закона от 21.07.1997 г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее по тексту – закон) сервитут вступает в силу после его государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Государственная регистрация сервитута на земельный участок как ограничения (обременения) вещного права на земельный участок возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав (пункт 2 статьи 13 Закона).
Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) подлежит государственной регистрации по правилам, установленным законом (п. 9 ст. 23 ЗК РФ, ст. 41, 48 ЗК РФ). На практике обычно публичные сервитуты не регистрируются.
В соответствии с Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 24.07.2004 г. №132 «Об утверждении методических рекомендаций о порядке государственной регистрации сервитутов на земельные участки» (документ опубликован не был) перечень документов, необходимых для предоставления на государственную регистрацию публичного сервитутов следующий.
— заявление о государственной регистрации сервитута, представляемое органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившим сервитут (пункт 2 статьи 13, пункт 1 статьи 16 Закона);
— документ, подтверждающий уплату государственной пошлины (пункт 1 статьи 11, пункт 1 статьи 13, пункт 4 статьи 16 Закона);
— документ, подтверждающий полномочия представителя органа государственной власти или органа местного самоуправления действовать от имени данного органа, установившего сервитут (статья 16 Закона);
— закон или иной нормативный правовой акт Российской Федерации, нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, нормативный правовой акт органа местного самоуправления, в соответствии с которыми установлен публичный сервитут (пункт 2 статьи 23 Земельного кодекса, пункт 1 статьи 17 Закона);
— кадастровый план земельного участка, на котором отмечена сфера действия сервитута, если сервитут относится к части земельного участка (пункт 1 статьи 17, пункт 4 статьи 18, пункт 2 статьи 27 Закона).
В соответствии с законом регистрирующий орган при проведении государственной регистрации публичного сервитута имеет право истребовать у заявителя иные документы.
Как видно из Методических рекомендаций заявление об установлении публичного сервитута представляется органом государственной власти или органом местного самоуправления, статья 16 закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» указывает, что в случае, если права возникают на основании акта государственного органа или акта органа местного самоуправления, заявление о государственной регистрации права подается лицом, в отношении которого приняты указанные акты. Однако учитывая, что Методические рекомендации носят необязательный (рекомендательный) характер, тогда как закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» имеет силу закону руководствоваться необходимо статьей 16 закона. Разумным на наш взгляд все же является правило о том, что субъектом подачи заявления на государственную регистрацию сервитута будет являться орган государственной власти или орган местного самоуправления.
Но что же делать, если все же применяются нормы статьи 16 закона и зарегистрировать сервитут должен собственника обременяемого участка? Что делать, когда собственник земельного участка, в отношении которого установлен сервитут, отказывается осуществлять действия по его регистрации? Возможно, ли в таком случае в судебном порядке зарегистрировать публичный сервитут? Полагаем, что и в данном случае можно применить нормы права по аналогии с п. 3 ст. 165 ГК РФ «Если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о регистрации сделки. В этом случае сделка регистрируется в соответствии с решением суда».
Одним из часто задаваемых вопросов также является вопрос о возможности установления публичного сервитута по решению суда. В отношении частного сервитута этот вопрос решен в ч. 3 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации «Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута». Полагаем, что норма статьи 23 Земельного кодекса Российской федерации, установившая основания установления публичного сервитута (законом, нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления) является императивной, и не подлежащей расширительному толкованию.
Следовательно, установить публичный сервитут в судебном порядке не представляется возможным.
Публичный сервитут не имеет конкретного субъекта, в отношении которого такое право устанавливается. Установление осуществляется решением исполнительной государственной власти или местным самоуправлением. Органы власти принимают нормативный документ, где указывают условия ограниченного пользования. Такое решение требует общественных слушаний и точного соблюдения всех норм закона. В противном случае права собственника могут быть нарушены, а его интересы ущемлены. Публичный сервитут ни в коем разе не лишает права пользования и полного распоряжения земельными участками их собственниками. В таких случаях может быть установлен публичный сервитут:
- беспрепятственный доступ граждан к берегу водных объектов;
- в моменты ремонтных работ коммунальных сетей, инженерных линий или транспортной инфраструктуры;
- размещение геодезических знаков и беспрепятственный доступ к ним;
- проведение в рамках государственных программ инженерных изысканий, геологических исследований, геодезических работ;
- работы, связанные с мелиорацией и прокладкой водоснабжения;
- проезд для изъятия водных ресурсов для общественных нужд;
- выпас и прогон скота, сенокос в период времени, установленного для этого вида сельскохозяйственных работ в данной местности;
- случаи охоты и рыболовства на приспособленных для этого участках.
Как в установлении частного, так и публичного сервитута, законный владелец недвижимости может требовать соразмерную плату за пользование. Если собственник решил, что его права и интересы нарушены, он вправе обратиться в суд, чтобы тот отменил решение властей. В случае удовлетворения поданного иска договор может быть расторгнут. Но чтобы это стало юридически подтвержденным решением, надо зарегистрировать расторжение соглашения в Росреестре и внести соответствующие данные в ЕГРН. Когда у договора оканчивается срок действия, нужно зафиксировать разрыв соглашения с внесением сведений в Единый реестр недвижимости.
Нужно помнить, что такое право на частичное использование не лишает землевладельца его собственности. Он может распоряжаться земельным участком, продав его. В таком случае договор не будет расторгнут, и не изменятся его условия. При принятии решения об установлении публичного сервитута определяется срок его действия. В тех случаях, когда земли выделены для размещения важных государственных объектов, это ограничит их эксплуатацию как гражданами, так и юридическими лицами. Если на такие зарезервированные земли распространяется действие сервитута, его срок не может превысить время резервирования.
В ситуации, когда муниципалитет или другие государственные органы больше не нуждаются в эксплуатации земель для указанных в договоре целевых общественных нужд, действие обременения может быть прекращено досрочно. Также договор расторгается досрочно при удовлетворении судебного иска, поданного владельцем участка.
Порядок установления публичного сервитута следующий:
- Составляется и направляется в федеральные или муниципальные органы соответствующее заявление.
- Далее оно подлежит рассмотрению в определенные сроки.
- Назначаются публичные слушания.
- На таком собрании должны присутствовать инициатор заявления и собственники земельных участков, подлежащие обременению. Все решения указываются в протоколе.
- В результате издается нормативно-правовой акт о праве частичного использования участка.
- Проводится регистрация данного документа.
- Все сведения вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.
Иногда владелец участка имеет возражения против принятого решения, тогда он может его оспорить в суде. Не нужно бороться против законодательного акта простыми, казалось бы, методами. Попросту перекрыть забором или ограждениями проход, не давать доступ рабочим на свою территорию ― это плохой выход из создавшегося положения. Причинами составления иска может стать как сам факт установления сервитута, так и назначение оплаты, которая не устраивает собственника. Только по решению суда такой договор может быть расторгнут. Все остальные действия понесут за собой санкции и негативные последствия.
Собственник земельного участка должен знать в первую очередь, что установление публичного сервитута, независимо от целей, не может лишить его права на владение наделом. После обременения никто не получит возможность распоряжаться даже частью участка, указанной в документах. Предусматривается лишь частичное пользование в конкретных целях. В случае отсутствия возражений законного владельца составляется договор на основе подачи следующих документов:
- Публичный сервитут предполагает наличие нормативно-правового акта от органов властей, частный ― соглашения сторон.
- Правильно заполненное заявление для регистрации.
- Указанные паспортные данные заявителя и оригинал паспорта.
- Весь пакет документов на земельный участок, включающий сведения из кадастра и подтверждающие право собственности.
- Квитанция об оплате государственной пошлины.
- При оформлении договора публичного сервитута та организация, что требует обременения, предоставляет свои уставные документы.
- Если организацию или частного заявителя будет представлять третье лицо, для подтверждения этого права потребуется нотариальная доверенность на представительство.
В случае возражений владельца против решения властей по личным или другим причинам он имеет право подать иск. Для начала нужно проанализировать нормативные документы с целью выявления в них достаточных причин на установление сервитута. Например, обременение всего участка, а не части его возможно только в случае доказательств крайней необходимости. Оспорив такие доказательства и предложив иные варианты решения, владелец может в суде выиграть иск. Чтобы избежать судебных тяжб, лучше принимать решение об установлении частичного пользования с учетом интересов собственника.
Суд может назначить дополнительную экспертизу, для которой заявитель должен будет предоставить всю документацию в пользу необходимости назначения публичного сервитута.
Что касается платы за использование части земельного надела, она рассчитывается исходя из разницы рыночной стоимости участка до и после его обременения. Выплачиваться может как одноразово, так и производиться периодическими выплатами.
Под сервитутом понимается разрешение на временное и ограниченное дополнительными условиями использование земли, принадлежащей другому собственнику. Этот правовой институт регламентируется несколькими статьями части первой ГК РФ — начиная с 274 по 277. Второй базовый документ по рассматриваемому вопросу — ЗК РФ, прежде всего — статья 23 и главы с V.1 по V.7.
Сервитут носит характер обременения, но с запретом на передачу третьему лицу в качестве залога или обеспечения финансовых обязательств. Кроме того, не допускается его продажа, обмен или дарение.
Необходимость получения сервитута на землю обычно связана с предоставлением доступа к участку отдельного физического или юридического лица. Он необходим для проведения самых различных работ и мероприятий, в перечень которых входят:
- осуществление инженерных изысканий;
- практическое использование водных и других ресурсов;
- строительство специальных и инфраструктурных сооружений и объектов;
- обеспечение доступа к расположенному по соседству другому наделу земли;
- установка межевых и геодезических знаков;
- устройство систем дренажа и канализации;
- прогон и выпас сельскохозяйственных животных;
- ведение охоты или ловли рыбы и т.д.
Основанием для введения сервитута становится решение суда, документальное соглашение между владельцем участка и третьими лицами, официально оформленные нормативно-правовые акта местных властей. Инициатором сервитутного права могут выступать следующие лица — как юридические, так и физические:
- владелец или арендатор земли;
- бессрочный пользователь участка;
- лицо, получившее землю в качестве наследуемого владения.
Сервитут на землю ограничивает возможности владельца участка. Поэтому существует несколько условий, выполнение которых выступает обязательным требованием для наложения подобных ограничений. К ним относятся:
- удовлетворить потребности другим способом не получается;
- введение судебным порядком в случае невозможности урегулировать противоречия мировым досудебным соглашением;
- запрет на лишение владельца права пользоваться принадлежащей ему землей;
- разумный минимум ограничений, накладываемых на собственника;
- сервитуарий (лицо, получившее временный доступ к участку) обязан поддерживать объект недвижимости в надлежащем состоянии.
В качестве дополнительного требования рассматривается необходимость платить за пользование чужим участком. Она вводится в рамках действующего законодательства о земле.
Для классификации сервитута используется три параметра. Каждый из них следует рассмотреть более детально.
По этому признаку различают публичный и частный сервитут. В первом случае речь идет об общественных интересах или потребностях. Публичный сервитут делится на три разновидности — водный, лесной и городской. Основанием для его введения становится решение местных властей. С его помощью удается добиться решения следующих задач:
- предоставление площадей для сенокоса, выгула и прогона скота, рыбалки;
- использование водоемов и, прежде всего, прибрежной части;
- проведение исследований на земле, например, археологических;
- прокладка транспортных магистралей, пешеходных дорожек или других элементов благоустройства территории;
- прокладка систем дренажа и канализации.
Частный сервитут предусматривает предоставление доступа к земле или прокладки различных коммуникаций. Речь идет о телефонных и кабельных линиях, трубопроводах отопления, водо- и электроснабжения.
По этому параметру различают срочные и бессрочные сервитуты. Первые действуют в течение определенного временного периода, согласованного участниками сделки. В некоторых случаях отдельного оговариваются условия пролонгации соглашения.
Бессрочный сервитут действует все время обладания землей. Типичным примером подобного обременения становится строительство и последующая эксплуатации дороги.
Действующая законодательная база предоставляет собственнику право получить оплату за использование принадлежащего ему земельного участка. При этом не имеет значения, кто выступает сервитуарием — частное лицо, компания или государство. По соглашению участников допускается заключение безвозмездной сделки.
Как увеличить содержимое сайта?
Для начала разберемся, что такое публичный сервитут на земельный участок. В соответствии с нормами законодательства, публичный сервитут на земельный участок или другой объект недвижимости – это ограниченное использование имущества в интересах государства или муниципалитета. Сервитутом может пользоваться неограниченное число лиц.
Публичный сервитут на земельный участок устанавливается в следующих случаях:
· обеспечение проезда к участку;
· установка или ремонт транспортных, электрических или инженерных сетей;
· установка геодезических или межевых знаков и обеспечение проезда к ним;
· осуществление водоотвода и установка дренажного оборудования на участке;
· обеспечение водопоя скота;
· обеспечение выпаса скота и заготовки сена;
· организация охоты и рыболовства;
· перевоз объектов через участок;
· проведение геологических раскопок;
· другие основания, не противоречащие законодательным нормам.
Установить публичный сервитут на земельный участок можно только после проведения общественных слушаний с последующим голосованием. Обременение устанавливается, если большинство проголосует положительно. При этом учитывается мнение лиц, которые могут понести ущерб.
Запрещено оформлять публичный сервитут на земельный участок в следующих случаях:
· обременение не позволит собственнику распоряжаться имуществом;
· собственник направил уведомление о требовании отменить сервитут;
· невозможность организовать общественное слушание.
Если собственник испытывает неудобства от того, что публичный сервитут обременяет земельный участок, он может подать в суд и потребовать выкупа участка с предоставлением аналогичного или полной компенсации причиненного ущерба. Суд может удовлетворить иск или отказать.
В случае возникновения спорных ситуаций в отношении сервитута рекомендуется обращаться к юристу. Специалист изучит проблему и поможет добиться желаемого результата.
Если стороны не могут договориться, сервитут на земельный участок в государственной или частной собственности может быть установлен через суд. В первую очередь необходимо определить, в какой орган нужно обращаться.
Когда нужно установить сервитут между юридическими лицами и спор имеет экономический подтекст (например, одна организация не может осуществить выгрузку товара, так как другая фирма не дает подъехать к зоне выгрузки по своей территории), обращаться нужно в арбитражный суд. Если спорная ситуация возникла между физическими лицами, обращаться нужно в районный или городской суд общей юрисдикции.
Решение суда по сервитуту на земельный участок зависит от ряда факторов. Так, например, если требуется обеспечить проход к самовольно возведенному зданию, в установлении будет отказано. А вот требование оформить сервитут для эксплуатации линейных объектов скорее всего суд удовлетворит.
Судебная практика по установлению сервитута на земельный участок говорит о том, что положительное решение принимается только в том случае, когда оформление обременения является единственным способом решить проблему. Инициатору установления сервитута потребуется доказать, что иным образом обеспечить выполнение целевого действия невозможно.
В иске обязательно следует прописать:
· личные данные истца и ответчика;
· наименование судебного органа;
· требования истца (прописать, как конкретно нарушаются его права);
· доказательства нарушения прав;
· обоснование для установления сервитута;
· доказательство, что истец предпринимал попытки договориться с ответчиком мирным путем;
· отчет об оценке, если дело требует проведения расчетов.
Грамотно составленное исковое заявление и обоснование его законности – залог принятия положительного решения по оформлению сервитута в арбитражном суде или суде общей юрисдикции. Только профессиональный юрист сможет подготовить правильный иск с точки зрения права и поможет выиграть дело.
Сервитут на земельный участок регулируется Земельным кодексом РФ, а именно в ст. 23 «Право ограниченного пользования чужим земельным участком». В соответствии с этим нормативным документом сервитут устанавливается в рамках правил, утвержденных в Гражданском кодексе РФ.
Публичный сервитут может устанавливаться решением исполнительного органа власти или муниципалитета, если таким образом обеспечиваются нужды региона/района/области или местного населения. В отличии от частного сервитута публичный вид обременения обеспечивает использование земли без ее изъятия у собственника. Публичный сервитут не лишает правообладателя имущественных прав на участок.
Продолжительность действия сервитута определяется соглашением сторон или решением об его установлении. При этом учитываются ограничения, предусмотренные в ст. 39.24 ЗК РФ.
Оформление сервитута на земельный участок не должно отрицательно влиять на распоряжение землей в соответствии с его целевым назначением и видом разрешенного использования. Кроме того, учитываются требования рационального использования земель и положения Градостроительного кодекса. Любой сервитут подлежит государственной регистрации в органах Росреестра.
Собственник земельного участка, который был обременен сервитутом, имеет право потребовать соразмерную плату от лиц, заинтересованных в установлении обременения. Плата возможна также в том случае, когда сервитут усложнил использование земельного участка. При необходимости собственник может обратиться для защиты прав в суд.
Бессрочный сервитут на земельный участок подразумевает установление ограничения на постоянной основе. Это определяется в соглашении между сторонами, в распоряжении уполномоченного органа или на основании решения судебного органа.
В документе об установлении сервитута обязательно прописывается дата, с которой он начинает действовать. В некоторых ситуациях может потребоваться оформление обременения незамедлительно. Сервитут приобретает законную силу после регистрации в Росреестре.
Бессрочный сервитут устанавливается в следующих случаях:
· проведение электролиний;
· свободный доступ к конкретному земельному участку;
· прокладка дорог;
· изъятие водных ресурсов.
Он требуется, когда необходимо обеспечить использование земли другими людьми без постоянного согласования с собственником.
Если владельцу земельного участка необходимо избавиться от сервитута, потребуется обратиться с исковым заявлением в судебные органы. В иске нужно указать причину такого решения. К примеру, основанием для прекращения сервитута будет нарушение второй стороной правил использования чужой территории.
При возникновении проблем рекомендуется обращаться к профессиональным юристам, которые помогут добиться справедливости, а в случае необходимости снять обременение. Для получения юридических услуг по земельным вопросам звоните по указанным номерам телефона или пишите нам в специальном окне.
Сервитуты для прохода и проезда приобретают огромную актуальность в связи с увеличением количества земельных участков и уплотнением застройки. Предоставление права ограниченного использования чужой территории предусмотрено в ст. 274 ГК РФ. В рамках этого нормативного документа сервитут может быть установлен для обеспечения прохода или проезда через смежный участок с целью строительства, реконструкции или эксплуатации линейных объектов и других обоснованных целей.
Установление сервитута является крайней мерой и без объективной причины не применяется. Иногда, чтобы доказать наличие оснований для оформления обременения, проводится землеустроительная экспертиза. Для этого вызывают кадастрового инженера, который проводит исследование и составляет заключение о необходимости установления сервитута и его границах.
Кадастровый инженер сможет подготовить несколько вариантов прохода или проезда. Если установление сервитута происходит в судебном порядке, суд примет наименее обременительный для ответчика вариант.
Дело с наибольшей вероятностью закончится для вас положительно, если привлечь профессионального юриста. Специалист подготовит необходимые бумаги и окажет содействие для скорейшего решения спорных вопросов.
Сервитут на земельный участок в 2021 году: документы, порядок оформления
Частный сервитут на земельный участок, находящийся в аренде, устанавливается посредством заключения соглашения с собственником земли. Если он не согласен, а это необходимо, то в судебном порядке. Когда участок сдается, арендатор не вправе заключать подобный договор или препятствовать его оформлению. Как-то мешать исполнению сервитута арендатор также не может.
Наличие обременения может послужить ограничением возможности использования участка для арендатора. Иными словами, его права будут нарушены. Перед тем, как оформить договор аренды, собственник обязан предупредить арендатора о наличии ограничений.
Арендатор может расторгнуть договор аренды в одностороннем порядке, если сервитут делает невозможным или затрудняет использование земельного участка, оформленного во временное пользование. Еще одна причина для расторжения – отсутствие уведомления арендатора о наличии сервитута до заключения договора аренды.
На установление публичного сервитута арендатор также не может влиять никаким образом. Претензии вправе предъявлять только собственник.
Процесс оформления сервитута не отличается от стандартного. Частный сервитут устанавливается посредством оформления соглашения, публичный – через распоряжение государственных или муниципальных органов.
-
Арбитражный процессуальный кодекс РФ
-
Бюджетный кодекс РФ
-
Водный кодекс Российской Федерации РФ
-
Воздушный кодекс Российской Федерации РФ
-
Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ
-
ГК РФ
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Жилищный кодекс Российской Федерации РФ
-
Земельный кодекс РФ
-
Кодекс административного судопроизводства РФ
-
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ
-
Кодекс об административных правонарушениях РФ
-
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ
-
Лесной кодекс Российской Федерации РФ
-
НК РФ
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс Российской Федерации РФ
-
Таможенный кодекс Таможенного союза РФ
-
Трудовой кодекс РФ
-
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовный кодекс РФ
-
ФЗ об исполнительном производстве
-
Закон о коллекторах
-
Закон о национальной гвардии
-
О правилах дорожного движения
-
О защите конкуренции
-
О лицензировании
-
О прокуратуре
-
Об ООО
-
О несостоятельности (банкротстве)
-
О персональных данных
-
О контрактной системе
-
О воинской обязанности и военной службе
-
О банках и банковской деятельности
-
О государственном оборонном заказе
-
Закон о полиции
-
Закон о страховых пенсиях
-
Закон о пожарной безопасности
-
Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
-
Закон об образовании в Российской Федерации
-
Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации
-
Закон о защите прав потребителей
-
Закон о противодействии коррупции
-
Закон о рекламе
-
Закон об охране окружающей среды
-
Закон о бухгалтерском учете
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)
-
Обзор судебной практики по спорам, связанным с возведением зданий и сооружений в охранных зонах трубопроводов и в границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.06.2021)
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2021)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 07.04.2021)
Все документы >>>
-
Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ (ред. от 02.07.2021)
«О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 29.06.2012 N 96-ФЗ (ред. от 02.07.2021)
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 29.07.2017 N 216-ФЗ (ред. от 02.07.2021)
«Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Все документы >>>
Похожие записи:
-