Сроки административного расследования при ДТП без пострадавших

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сроки административного расследования при ДТП без пострадавших». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Если выполняется разбор ДТП в ГИБДД, работа ведется в несколько этапов:

  1. Сотрудники сформированной группы изучают документы об аварии. Процедура проводится без участия лиц, оказавшихся в происшествии.
  2. Водителей оповестят о дате и месте прохождения процедуры. Лица обязаны посетить ГИБДД в установленный срок.
  3. В назначенное время участников аварии пригласят в ГИБДД. Здесь им предоставят возможность еще раз описать особенности сложившейся ситуации. Автомобилисты могут предъявить доказательства своей правоты. В их качестве рассматриваются свидетельские показания, результаты фото и видеосъемки. Допустимо выдвижение требований о проведении экспертизы. Просьба оформляется в виде ходатайства. Ответ на него группа разбора должна дать незамедлительно. Бумага оформляется в письменном виде.
  4. Если назначена экспертиза, участники происшествия обязаны дождаться её результата. Затем будет установлен виновник аварии.
  5. Оформляется постановление.

Водители могут посетить группу разбора совместно или по одному. Первый вариант больше походит на очную ставку. Однако нарушение законодательства при этом не возникает. Иногда так проще докопаться до истины.

Административное расследование аварии

На практике может быть проблематично установить все обстоятельства аварии. В этом случае проводится административное расследование ЛТП. Работа ведется по следующей схеме:

  1. Инспектор прибывает на место аварии, осматривает его и транспортные средства, участвовавшие в ДТП.
  2. Оформляется определение об административном расследовании.
  3. Назначается группа разбора. Ей передают все материалы по делу. Если оба водителя считают себя потерпевшими, к процедуре привлекается дознаватель.
  4. Изучаются все обстоятельства аварии. Водителей приглашают в ГИБДД для дачи показаний, проводятся независимые экспертизы.
  5. Учитываются представленные доказательства, показания свидетелей, итоги экспертиз.
  6. Если причинен телесный вред, представители группы разбора могут запросить информацию в медицинском учреждении, оказывавшем помощь потерпевшему. Иногда инициируют экспертизы. Заключение о телесных повреждениях является предварительным и используется только для определения статьи КоАП РФ, по которой будут предъявлены обвинения.
  7. Выносится итоговое постановление. Виновник происшествия должен исполнить предписание документа или обжаловать вынесенное решение административного расследования ДТП.

Когда в авариях погибли люди, или нанесен тяжёлый ущерб здоровью, расследование дела усложняется. Заводится уголовное расследование и процедура выполняется по следующей схеме:

  1. Инспектор ГИБДД прибывает на место дорожно-транспортного происшествия. Узнав о присутствии погибших или тяжело пострадавших, лицо вызывает скорую помощь, если действие ещё не было выполнено ранее, пожарных, если потребность в их услугах присутствует, и следственную группу. Дело рассматривается как уголовное.
  2. Криминалист и следователь, входящие в состав группы, осматривают место аварии. Учитываются все нюансы произошедшего.
  3. Следователь открывает уголовное дело и проводит расследования. В рамках разбирательства допрашивают участников и свидетелей произошедшего, назначаются экспертизы. По поручению следователя работает дознаватель.
  4. Когда удается выявить виновника аварии, дело передают в суд.

Если нанесён лишь имущественный урон, изучение аварии происходит несколько по-другому, чем в ситуациях, когда имеются пострадавшие. Однако такие происшествия порой не менее запутанные и требуют административного расследования.

Если оба водителя отказываются признавать вину, инспектор выносит определение об административном расследовании ДТП. Изначально сотрудник ГИБДД сам проводит ряд мероприятий. В первую очередь он выполняет осмотр места происшествия. Изучение происходит с той точки, где присутствуют следы от ДТП, или с участка, по которому двигались транспортные средства.

Во внимание принимаются:

  • особенности местности;
  • присутствующие предметы, бордюры, знаки и деревья;
  • состояние дорожного покрытия.

Обязательно опрашивают свидетелей. У них узнают местоположение машин и препятствий на пути до того, как произошла авария. Дополнительно свидетелей попросят сообщить реакцию участников ДТП на обострение ситуации на дороге и описать места автомобилей после аварии. Все следы, касающиеся происшествия, анализируются. Представитель уполномоченного органа выполнит необходимые замеры. Специалисты ознакомятся с частицами краски, оставшейся на дороге и окружающих предметах, изучат следы автомобильных жидкостей, отметины от колёс. Производится фотофиксация. Иногда с отметин колёс делают слепки.

Административное расследование дорожно-транспортного происшествия может потребовать проведения ряда экспертиз. Инициатором осуществления могут стать участники происшествия или лица, входящие в состав группы, занимающейся выяснением обстоятельств произошедшего. Оплату берёт на себя участник дела, направляющий ходатайство о проведении экспертизы. Также он может указать в документе, что денежные средства должна будет внести та сторона, которая проиграет дело и будет признана виновной. Экспертиза, назначаемая по инициативе группы, занимающейся расследованием произошедшего, оплачивается в равных частях. В последующем лицо, которое будет признано невиновным, может в судебном порядке истребовать затраченные денежные средства.

Цена экспертизы зависит от срочности и сложности произошедшего. Стоимость начинается от 5000 руб и может превышать 25000 руб. Экспертиза может быть выполнена бесплатно, если задействованы государственные специалисты. Однако обычно они очень сильно загружены. Поэтому лицо заранее должно быть готово к тому, что ему придется оплачивать проведение экспертизы.

Группа разбора формируется в ГИБДД из сотрудников, специализирующихся на расследованиях обстоятельств автоаварий. Они должны рассмотреть предлагаемые им материалы дела, добыть новые данные, чтобы установить:

  • как произошло событие;
  • кто в нем виновен;
  • какие правила и законы были нарушены водителем.

Группа административной практики может много сделать для прояснения обстоятельств аварии. Но иногда полицейские просто уговаривают водителя признать себя виновным, хотя это не так. У автомобилиста есть шанс избежать ошибки. Ведь решение группы не является окончательным, его можно обжаловать.

Дознаватель из ГИБДД вступает в расследование после ДТП, если выезжавший на место инспектор не выявил виновного. Этот сотрудник устанавливает дополнительные обстоятельства, вызывает участников, свидетелей, беседует с ними, принимает предъявленные водителями доказательства, назначает при необходимости экспертизы. Собственно, дознаватель – один из членов группы разбора. Он может закрыть дело, выявив виновного, либо передать его в суд.

Следователь работает по ДТП, если в происшествии серьезно пострадали или погибли люди. Тогда им заводится не административное, а уголовное дело. В компетенцию следователя также входят:

  1. выезд на место с целью осмотра, изъятия вещественных доказательств;
  2. оформление результатов процедуры;
  3. установление нескольких версий события;
  4. их проверка, то есть допросы участников, свидетелей, назначение экспертиз, следственных экспериментов, очных ставок;
  5. составление обвинительного заключения;
  6. отправка дела в суд.

Разбор ДТП в ГИБДД с участием сформированной с этой целью группы происходит в несколько этапов:

  1. сотрудники сначала без участия виновной и пострадавшей сторон изучают документы по аварии;
  2. оповещают о дате и месте проведения дальнейшей процедуры водителей;
  3. в назначенное время их приглашают в кабинет, где дают возможность еще раз описать собственное видение ситуации;
  4. автомобилисты предоставляют доказательства своей правоты (фотографии, видео, свидетельские показания), могут требовать назначение экспертизы;
  5. ответ на ходатайство группа разбора должна дать тут же и в письменном виде;
  6. если назначается экспертиза, ждут ее заключения, после чего устанавливается виновник;
  7. оформляется постановление.

Водителей могут пригласить на группу разбора по одному или вместе. Второй вариант больше похож на очную ставку, но нарушения закона в этом нет. Иногда так проще и точнее устанавливается истина.

Авария, после которой приходится лишь подсчитывать имущественный урон, изучается иначе, чем при наличии пострадавших. Но подобные ДТП бывают не менее запутанными. Поэтому в процессе расследования проводят:

  • Осмотр места происшествия. Оно начинается с точки, где есть следы ДТП, или с участка, по которому двигались ТС. Учитываются особенности местности, расположение имеющихся там предметов, знаки, бордюр, деревья, состояние дорожного покрытия.

Начальную точку осмотра выявляют при опросе очевидцев происшествия. У них выясняют положение машин и препятствий на пути до аварии, реакцию участников на обострение ситуации на дороге, места ТС после случившегося. Все имеющие отношение к ДТП следы анализируются, производятся нужные измерения. Специалисты изучают частицы краски, автомобильных жидкостей, детали ТС, отметины колес. Последние не только фотографируют, с них делают слепки.

Когда в аварии есть травмированные или погибшие, расследование включает в себя большее количество этапов:

  • Осмотр места ДТП. Процедура проводится так, как было рассказано выше. Но помимо автомобилей и их деталей, предметов обстановки исследуются пятна крови, одежда пострадавших. При наличии погибшего происходит осмотр тела. Изучаются его поза, одежда, характер ее дефектов и повреждений кожи, иных органов.

Во внимание принимается положение трупа относительно других элементов, находящихся на месте аварии. Если есть нехарактерные для данного ДТП травмы, выясняются причины их появления.

  • Следственный эксперимент. Этот этап расследования предполагает воссоздание условий, в которых произошло ДТП. Он покажет, что видели и слышали участники аварии в критический момент, могли ли ее спровоцировать внешние факторы. Проведение следственного эксперимента нужно для установления возможностей образования повреждений ТС при обстоятельствах, описываемых свидетелями, названной ими скорости.

Процедура выполняется на огороженном участке, где в зону действия не попадут посторонние объекты или люди. Воссоздание ситуации происходит по предварительно выполненным расчетам, чтобы участники эксперимента не пострадали.

  • Экспертизы. Исследования проводятся разными специалистами, если иные методы не дали ответов на имеющиеся вопросы. С их помощью устанавливают место аварии, направление движения ТС, особенности появления следов. Вычисляется также вид ДТП (опрокидывание, наезд или столкновение машин), если нет иных возможностей сделать это. Эксперты получают доступ к документам дела, любым другим материалам.

Иногда специалист выезжает на место аварии, изучает автомобили, их отдельные детали, агрегаты. При наличии пострадавших проводят также судебно-медицинскую экспертизу. С ее помощью устанавливают положение тела до аварии, траекторию его движения в момент ДТП. Эксперт-медик выявит особенности водителя, которые могли способствовать возникновению происшествия, например, сниженный слух, проблемы со зрением.

Если при дорожном происшествии есть граждане, которые получили тяжкие или средние телесные увечья (данный факт установлен заключением судебно-медицинской экспертизы), тогда порядок, а также сроки расследования ДТП с пострадавшими регулируются уголовным процессуальным кодексом Российской Федерации (УПК).

Если в процессе дорожного происшествия будет установлено, что повреждены только автомобили, либо водитель, пассажиры, пешеходы получили телесные повреждения которые квалифицируются как легкие (без существенного расстройства здоровья), тогда порядок расследования ДТП без пострадавших регламентируется нормами Кодекса об административных правонарушениях (КОАП).

Согласно КОАП срок административного расследования по ДТП не должен превышать 2 месяцев. Это время отводится сотрудникам ГИБДД для составления административного протокола, сбора всех материалов, и направления дела в суд для привлечения виновного к административной ответственности.

Также нормы КОАП определяют перечень должностных лиц, которые могут проводить расследование.

  1. Орган дознания. Если в результате транспортной аварии его участникам причинены телесные увечья, но на момент составления протокола осмотра места дорожного происшествия, их степень тяжести не определена, то занимается расследованием орган дознания. Его сотрудники проводят первоочередные действия, и дают направление потерпевшим на судебно-медицинскую экспертизу. Если она дает заключение, что у потерпевших нет повреждений, или они легкие, тогда сотрудник ГИБДД (дознания), составляет административный протокол и направляет его в суд, для привлечения виновника к административной ответственности. Дознание по ДТП без пострадавших не должно длиться больше двух месяцев.
  2. Работники административной службы ГИБДД. Если в результате дорожного происшествия пострадали только автомобили, а другие участники не имеют телесных повреждений, тогда на виновника составляется административный протокол, и дело незамедлительно направляется в суд для привлечения виновника к административной ответственности. В таком случае сроки расследования ДТП без пострадавших тоже не должны превышать 2 месяца.

Нужно запомнить, что сроки административного расследования при ДТП с пострадавшими начинаются с момента фиксации дорожного происшествия. То есть за два месяца сотрудники ГИБДД должны получить заключение медицинской экспертизы (указывающей, что у лица легкие телесные повреждения), и успеть собрать все другие доказательства, чтобы виновник понес административное наказание.

Верховный суд разъяснил, когда можно безнаказанно уезжать с места ДТП

Проведение расследования входит в полномочия сотрудников автоинспекции. В его ходе выясняются все обстоятельства, от которых зависит виновность участников ДТП и которые необходимы для определения меры наказания, если вина будет доказана.

Административное расследование – это только выяснение обстоятельств случившегося, по сути, то же самое, что делает в обычном случае автоинспектор на месте происшествия, только более длительное по времени, а не рассмотрение самого дела. Оно нужно только для выяснения: было ли правонарушение или нет, а если было, то в чём состояло.

Определение наказания, которое фиксируется постановлением об АП – это отдельный процесс. И существует вероятность, что протокол об АП будет оспорен, и лицо, по действиям которого проводилось расследование, будет признано невиновным.

Выносится соответствующее определение сразу как становится известным, что совершено правонарушение, требующее такой процедуры, как расследование. То есть сразу на месте аварии при оформлении документов.

При этом лицу, в отношении которого возбуждено дело об АП (ЛВОК – на сленге юристов), а также остальным участникам процесса, объясняются их обязанности и права, что фиксируется в тексте определения.

Копия определения выдаётся потерпевшему и виновнику, о чём они свидетельствуют своей росписью. Когда это невозможно, копии высылаются на их адрес. Выдача или отправка копий должна быть осуществлена не позже суток после составления определения.

Когда выясняется, что для принятия решения нужно длительное расследование, дело направляется в отдел дознания того подразделения ГИБДД, сотрудники которого оформляли происшествие. Назначается группа разбора, на которую должны явиться участники инцидента.

Предварительно опрашиваются очевидцы, изучаются материалы, собранные на месте происшествия, составленные бумаги. Так как документы, зафиксировавшие аварию, один из основных объектов для проведения расследования, очень важно их правильное составление и полнота информации. По статистике в 75-90% случаев на предварительное расследование и изучение материалов уходит от трёх дней до одного месяца.

В общем случае срок расследования не должен быть больше 1 месяца с даты вынесения определения. Продлевать его можно только в особых ситуациях, например, если возникли проблемы, из-за которых нельзя завершить расследование в обычный срок. Для продления необходима подача от лица, ведущего дела, письменного ходатайства к руководству.

Примечание. Привлечь по административной статье к ответственности можно не позже:

  • 2 месяцев – когда наказание назначает уполномоченное лицо;
  • 3 месяцев – когда дело должен рассматривать суд;
  • 1 года – когда расследуются нарушения, связанные с нетрезвым вождением и причинением вреда для здоровья.

В документе о продлении времени расследования обязательно пишется:

  • время и место оформления;
  • должность и фамилия с инициалами лица, составившего его;
  • обоснование продления срока расследования;
  • дата, до которой продлевается разбирательство по делу;
  • подпись руководителя, вынесшего определение или его заместителя.

Оформленная бумага в течение суток вручается или отправляется, например, по почте ЛВОК и потерпевшему.

Попал в ДТП: что делать в 2021 году

Когда инцидент обошёлся без человеческих травм, руководитель подразделения, в котором разбирается дело, может продлить расследование на время, не большее 1 месяца. Таким образом, наибольшее по времени расследование может продолжаться два месяца. В большинстве случаев это более чем достаточно для полноценного разбора происшествия.

Когда разбирается дело о причинении в ДТП лёгкого и средней степени вреда здоровью, период разбирательств может быть увеличен на срок максимум до полугода. В первую очередь такое время необходимо для определения тяжести травм.

В конце проведённой работы должен быть вынесен протокол об АП, если будет определён факт правонарушения в поступках ЛВОК, или постановление о прекращении дела, когда нет оснований для наказания этого лица.

При составлении протокола, если определение наказания находится в полномочии должностного лица, разбирающему дело, он сам в течение 3 дней выносит постановление об АП. А если КоАП предусматривается мера, отличная от штрафа дело передаётся в такой же срок в суд (или немедленно, если статья, по которой ведётся дело подразумевает арест), что закрепляется соответствующим определением.

Напомню, что постановление об АП, в любом случае может быть обжаловано в течение 10 суток в вышестоящем подразделении полиции или в суде.

Оно запускается сразу после того, как осуществлён вызов представителя ГИБДД, и включает в себя несколько этапов:

  • составление чёткой и понятной схемы аварии;
  • освобождение проезжей части — своим ходом или с помощью эвакуатора, если авто неисправно;
  • написание объяснительной: лучше, если она будет максимально лаконичной и ёмкой, это исключит двоякое прочтение;
  • документальное фиксирование ущерба, на этом этапе важно внимательно изучить содержимое справок и убедиться, что все полученные повреждения в них упомянуты;
  • составление протокола;
  • выдача постановления о мере пресечения виновнику, если он определён сразу, или всем участникам событий в случае, если установить виноватого сразу невозможно.

Если законом предусмотрен только штраф, квитанцию выдают на месте. Решение об аресте ТС, изъятии прав или лишении свободы принимает только суд.

Если необходимо дорасследование, всем причастным сообщают место его проведения, а также дату и время. На обжалование отведено 10 календарных дней.

Оформление отчётного дорожного-транспортного происшествия производит представитель ГИБДД. Он заполняет необходимую документацию, помогает написать объяснительные.

Также он выносит решение о необходимости медицинского освидетельствования, с последующим актом тестирования.

Затем пакет бумаг изучает дознаватель и, на основании полученной информации определяет виновное лицо. Он же решает, квалифицировать дело как административное или уголовное.

В первом варианте выписывают квитанцию для выплаты штрафа, во втором авария расследуется следственными органами или прокуратурой.

Если пострадали только машины, то сотрудник Госавтоинспекции вправе самостоятельно определить виновника, оформить протокол и привлечь его к административной ответственности. Также он имеет полномочия назначить экспертное обследование.

Если имеются пострадавшие, он вызывает судмедэксперта, который проводит осмотр и определяет тяжесть травм.

Обязательства признанного виновным водителя наступают только спустя 10 суток после вынесения постановления или решения.

Оставление места дтп срок давности

Телесные повреждения подразделяются на лёгкие, тяжёлые и средней тяжести.

В первом случае полагается наказание согласно КоАП, тяжёлые травмы расследуются в соответствии с УК РФ, по средним вердикт выносится в зависимости от отягчающих последствий — состояния опьянения или наезда на нескольких пешеходов.

Уголовное дело заводит начальник следственного отдела либо прокурор, однако пока оно не передано в суд, есть возможность договориться о примирении, с выплатой морального и материального вреда. Это возможно если не было смертельного исхода.

Когда материалы уже переданы в судебные органы, прекращение процесса возможно, но только если потерпевший подаст соответствующее ходатайство.

Если ущерб был причинён только материальный, то дело заводят об административном правонарушении и порядок рассмотрения регламентируется КоАП, а сроки прописаны в статье 28.7 действующего кодекса.

Согласно документу, они не должны превышать месяца с даты начала разбирательства, но допускается продление до 6 месяцев, если за отведённый период не удалось обнаружить все детали автоаварии. При этом, если нет потерпевших, то продлить его можно только на 1 месяц.

Данное решение принимает вышестоящий начальник сотрудника, ведущего следствие, после получения от него письменного ходатайства.

Если имелись погибшие либо тяжело травмированные, ДТП рассматривается как уголовное и полицейские руководствуются статьёй 264 УК РФ, в которой прописана допустимая длительность разбирательства.

Обычно она составляет не больше 2 месяцев, но в сложных ситуациях может быть продлена на месяц вышестоящим начальством. Если этого недостаточно, разрешено увеличить этот период до года.

Если имеются пассажиры или пешеходы, получившие травмы, об этом требуется уведомить дежурного, который фиксирует вызов. Оператор направит представителей судмедэкспертизы, которые проведут осмотр, окажут медицинскую помощь и зафиксируют травмы.

Последующие мероприятия включают в себя:

  • составление схемы аварии;
  • определение причин;
  • тестирование людей, находившихся за рулём, на алкоголь и наркотические вещества;
  • оформление протокола и подача документов в отделение Госавтоинспекции;
  • вердикт дознавателя о квалификации дела на основании предоставленной документации, в зависимости от этого выяснение деталей, дальнейшие действия осуществляются в рамках административного или уголовного кодекса.

Если возникли сложности в определении обстоятельств дорожного происшествия, то после оформления документов всех его участников приглашают в отделение Госавтоинспекции для проведения дальнейших следственных действий с участием группы разбора ГИБДД.

Проводится анализ факторов, определяющих обстоятельства, приведшие к аварии, выявляется степень вины каждого. Как правило, среди приглашённых присутствуют юристы, представляющие интересы сторон.

Группа разбора формируется из сотрудников, чья специализация заключается в рассмотрении причин автоаварий.

Их задачей является изучить все имеющиеся материалы и получить новую информацию, вследствие чего выявить виновного и пошагово восстановить события, а также понять, какие именно законы не были соблюдены.

Для шофёра важно понимать, что, хотя полицейские помогут выяснить все детали, но в их деятельности бывают ошибки. Поэтому, если результат кажется ему ошибочным, он вправе его обжаловать в установленный срок.

Согласно статье 25.1 КоАП РФ, человек, управлявший транспортным средством, имеет право:

  • прийти со своим адвокатом;
  • потребовать материалы для ознакомления;
  • высказать свою точку зрения на события;
  • предъявить собственноручно снятые фото, видеоматериалы с регистратора и иные доказательства для приобщения их к делу;
  • потребовать пригласить свидетелей или настоять на экспертизе;
  • подписать постановление после ознакомления с ним;
  • при несогласии опротестовать его у руководителя Госавтоинспекции либо в суде.

Не стоит игнорировать разбор, так как он состоится даже если будут присутствовать не все заинтересованные лица, но водитель потеряет возможность повлиять на ситуацию.

Допустим отказ от дачи показаний, согласно статье 51 Конституции Российской Федерации, сообщающей о том, что никто не обязан свидетельствовать против себя и своих близких.

Не рекомендуется заранее признавать свою вину при спорных доказательствах, важно дождаться результатов проверки.

Рекомендации по оформлению ДТП без участия сотрудников ГИБДД

По правилам дорожного движения (пункт 2.5 ПДД) участник ДТП обязан:

  1. Немедленно остановиться, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки.
  2. Не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию. Это поможет сотрудникам ГИБДД и участникам ДТП восстановить картину событий.

То, как действовать дальше, зависит от того, чему нанесен вред — только имуществу или здоровью и жизни людей.

Если в ДТП погибли или ранены люди, водитель обязан оказать первую помощь пострадавшим и вызвать скорую помощь и полицию.

В экстренных случаях нужно:

  • если это возможно — доставить пострадавших на своем автомобиле в ближайшую больницу, сообщить в медучреждении свою фамилию, госномер автомобиля и вернуться на место происшествия;
  • если невозможно доставить пострадавших на своем автомобиле — отправить их в больницу на попутном транспорте.

Если автомобиль блокирует движение, по возможности нужно организовать объезд. Если объезд организовать невозможно, нужно освободить проезжую часть. Предварительно зафиксируйте на телефон или камеру:

  • положение автомобилей по отношению друг к другу;
  • положение автомобилей по отношению к объектам дорожной инфраструктуры (границы проезжей части, знаки и т. д.);
  • следы и предметы, относящиеся к происшествию (осколки, тормозной путь и т. д.), повреждения транспортных средств.

Также запишите фамилии и адреса очевидцев и ждите прибытия сотрудников полиции.

Если телефонной связи нет, попросите проезжающих мимо водителей передать информацию о ДТП на ближайший пост ГИБДД и ожидайте прибытия сотрудников полиции.

Инспектор ДПС оформляет:

  • Протокол осмотра места происшествия — если пострадали люди. К протоколу приобщаются схема места совершения административного правонарушения.
  • Объяснения всех участников и свидетелей ДТП об обстоятельствах происшествия.
  • Сведения о ДТП (справку о ДТП), которые выдаются всем участникам ДТП.
  • Протокол об административном правонарушении, если водитель оспаривает состав правонарушения.
  • Постановление по делу об административном правонарушении, если обстоятельства дела установлены на месте, без административного расследования.

Важно проследить, чтобы все документы были оформлены правильно. Иногда полиция проводит административное расследование, чтобы установить обстоятельства ДТП. От документов будет зависеть, кого признают виновником ДТП.

  • Схема дорожно-транспортного происшествия должна соответствовать действительности. Если Вы полагаете, что она составлена неверно, укажите это на это в самой схеме — ее дадут на подпись участникам ДТП.
  • Если вы считаете, что кто-то из участников ДТП находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, заявите об этом сотруднику полиции и потребуйте освидетельствования на состояние опьянения.

Если в ДТП пострадали люди, то участники ДТП подлежат освидетельствованию на состояние опьянения в обязательном порядке.

  • Ваши объяснения должны быть указаны вами самостоятельно либо точно записаны с ваших слов;
  • В сведениях о ДТП должны быть корректно записаны данные всех участников ДТП, а также повреждения автомобилей.

Если в действиях водителей нет правонарушения, инспектор выносит определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. В ином случае водитель привлекается к административной или уголовной ответственности (в случае гибели людей или причинения тяжкого вреда здоровью).

Сведения о ДТП и постановление по делу об административном правонарушении (либо определение об отказе) нужно предоставить в страховую компанию для возмещения ущерба.

Если повреждены только автомобили и у участников ДТП нет претензий друг к другу, можно разъезжаться без оформления документов. Если в дальнейшем один из водителей решит взыскать со второго ущерб, сделать это можно будет только в судебном порядке. При этом, водителю самостоятельно придется доказывать что вину за ДТП несет второй участник.

После получения от ГИБДД документов о ДТП потерпевший должен не позднее 5 рабочих дней направить заявление на возмещение ущерба в страховую компанию виновника.

В свою страховую можно обратиться при соблюдении следующих требований:

  1. В результате ДТП вред причинен только транспортным средствам;
  2. В ДТП пострадало 2 или более транспортных средств, ответственность всех водителей застрахована по ОСАГО.

Действия после аварии виновной стороны определяются в зависимости от того, сколько полисов автострахования он оформил. Если у него имеется только обязательная страховка, необходимо:

  • зафиксировать последствия происшествия на фото или видео, желательно – совместно с пострадавшим;
  • взять у последнего контактные данные;
  • произвести аналогичную операцию по отношению к свидетелям (при их наличии);
  • обменяться реквизитами страховых документов;
  • составить извещение о ДТП на специальном бланке и подписать его вместе с пострадавшим;
  • принять участие в рассмотрении дела о дорожно-транспортном происшествии (при несогласии с результатами – оспорить их в 10-дневный срок);
  • принимать участие в мероприятиях, проводимых пострадавшей стороной, (например, сборе данных о ДТП для страховой компании, осмотре автомобиля и т.д.) с целью внесения замечаний.

При наличии страховки КАСКО необходимо четко следовать требованиям заключенного с автостраховщиком договора. Их перечень определяется правилами конкретной страховой компании и зависит от перечня рисков, включенных в полис.

Пострадавшая сторона на первом этапе осуществляет примерно такие же действия после ДТП, что описаны выше для виновной. Речь идет о тщательной фиксации обстоятельств происшествия и обмене информации с участниками и свидетелями аварии.

Далее следует связаться с автостраховщиком виновника ДТП для регистрации наступления страхового случая. После этого нужно ответить на вопросы сотрудника компании.

Затем в течение 5 суток после аварии необходимо направить в адрес страховщика заявление о получении компенсации. Предусмотренный законодательством порядок действий после ДТП требует обязательного осмотра поврежденной машины. Если речь идет о серьезном ущербе, имеет смысл провести независимую экспертизу.

Следующим этапом становится формирование комплекта документов и его последующая подача в страховую компанию. Последней предоставляется 20 рабочих дней на осуществление страховой выплаты. По истечении указанного срока возможно начисление неустойки. Еще в течение 5 дней пострадавший имеет право обжаловать действия автостраховщика. После этого целесообразно сразу обращаться в суд для защиты своих законных интересов.

Далеко не всегда водитель, виновный в возникновении аварийной ситуации, остается на месте происшествия и участвует в описанных выше действиях. В этом случае пострадавшему следует вызвать сотрудников ГИБДД, после чего осуществить все, что перечислено в предыдущем разделе статьи. В подобной ситуации о наступлении страхового события информируется свой страховщик с последующим написанием соответствующего заявления.

Если в результате ДТП пострадали люди, к оформлению происшествия в обязательном порядке привлекаются сотрудники ГИБДД. При необходимости оперативно вызывается скорая помощь. После этого выполняются действия, описанные выше. Дальнейшие мероприятия проводятся под руководством работником ГИБДД.

Если речь идет о виновной стороне, целесообразно как можно быстрее привлечь к делу грамотного юриста, лучше всего – со статусом адвоката. Пострадавшему также имеет смысл получить квалифицированную юридическую поддержку, что позволит избежать ошибок и увеличит вероятность быстрого и беспроблемного получения страховой выплаты.

Каковы сроки для вынесения решения о виновности в ДТП сотрудниками ГИБДД?

Отдельного рассмотрения заслуживают действия при ДТП без пострадавших по ОСАГО. В этом случае практически всегда оформляется так называемый Европротокол. Его составление означает реализацию упрощенной процедуры урегулирования конфликта без привлечения ГИБДД. Помимо отсутствия пострадавших, обязательным условием для ее запуска выступает величина ущерба транспортному средству пострадавшей стороны в пределах 100 тыс. руб.

Внешний вид документа выглядит следующим образом. Бланк достаточно прост для заполнения, так как содержит подробные инструкции. Документ становится основанием для обращения в страховую компанию за получением компенсации. Он выступает заменой справки о ДТП из ГИБДД.

Величина выплаты в рамках обязательного автострахования регламентирована федеральным законодательством. Если речь идет об ущербе здоровью и жизни людей, максимальный размер компенсации составляет полмиллиона рублей. Если выплата касается возмещения вреда, нанесенного транспортному средству, она не превышает 400 тыс. руб. Допускается взыскание с виновной стороны более крупных сумм, но оно происходит исключительно в судебном порядке.

Такой способ оформления ДТП допускается при выполнении трех условий: согласие всех участников, отсутствие ущерба здоровью людей, вред транспортному средству пострадавшей стороны в пределах 100 тыс. руб.

Пострадавший должен предоставить все необходимые документы в течение 5 дней с момента происшествия.

Чтобы рассчитывать на выплаты по Европротоколу, необходимо соблюдение следующих условий.

  • Оформить ДТП по Европротоколу можно в случаях, если в аварии участвовали только два автомобиля, водители которых застрахованы по ОСАГО. При этом в аварии не пострадали люди и не причинен ущерб третьим лицам.
  • Если авария оформлена только на бумаге, то есть путем заполнения извещения о ДТП, то рассчитывать можно только на сумму до 100 тысяч рублей.
  • В случае разногласий у участников по обстоятельствам ДТП, рассчитывать стоит только на выплату в пределах 100 тысяч рублей, при этом авария должна быть оформлена с использованием аппаратуры ГЛОНАСС, которая установлена на машине, либо с помощью специального приложения для смартфонов (скачать бесплатное приложение можно на свой смартфон, называется оно «ДТП. Европротокол». Также аналогичные приложения разрабатывают сами страховые компании, использование которых тоже легитимно).
  • Если есть возражения и нет телематических устройств или мобильного приложения- выход один: сообщить об аварии в ГИБДД и следовать их рекомендациям.
  • Чтобы рассчитывать на максимальную выплату — 400 тысяч — аварию надо оформить либо с использованием ГЛОНАСС, либо с помощью специального приложения для смартфонов. И в том, и в другом случаях данные о ДТП поступят в информационную систему ОСАГО в некорректируемом виде.
  • Также для получения выплаты до 400 тысяч рублей требуется соблюдение еще одного условия: оба участника аварии согласны с обстоятельствами ДТП (если такого согласия нет, например, оба участника утверждают, что ехали на зеленый свет, то даже при оформлении аварии с помощью приложения или устройств ГЛОНАСС можно рассчитывать на выплату только до 100 тысяч).
  • Заполнение бумажного извещения о ДТП даже при наличии устройств и приложений — обязательно.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Порядок оформления и расследования ДТП

Если в результате ДТП имеются жертвы или нанесён ущерб здоровью людей, то место аварии приезжает опергруппа, состоящая из инспектора ГИБДД, специалиста по криминалистике и розыску, следователя. Оперативная группа проводит осмотр места аварии и готовит следующие документы:

  • протоколы результатов осмотра места происшествия и состояния автомобилей участников аврии;
  • схему ДТП;
  • объяснительные записки участников ДТП и свидетелей аварии;
  • справку о ДТП;
  • акт тестирования водителей на употребление алкоголя и наркотических веществ.

В дальнейшем собранные материалы дела передаются дознавателю ГИБДД, который анализирует присутствие признаков преступления в действиях виновника ДТП и по их результатам выносит решение о квалификации дела как административного или уголовного. В первом случае происходит оформление инцидента, как административного нарушения с вынесением постановления о привлечении к ответственности по определённой статье КоАП. Во втором — дело передаётся органам прокуратуры или следственным органам для проведения уголовно-процессуальных действий в соответствии со ст. 264 УК РФ.

Главной особенностью этого вида дорожно-транспортных происшествий является то, что в них ни один человек не погиб и не получил телесных повреждений, ущерб причинен только имуществу. Причем пострадать могут не только транспортные средства, но и объекты, расположенные у дороги (например, ларьки), а также элементы инфраструктуры – например, столбы и дорожные знаки.

Данный вид дорожных происшествий может быть подвидом любой из разновидностей дорожных аварий, описанных в Приказе МВД РФ № 328.

Существует ряд особенностей, связанных с обязательными действиями водителя после произошедшей аварии, причем в ряде случаев особенным является и сам порядок ее оформления. На этих особенностях мы остановимся ниже.

Все участники ДТП, а не только его виновник, обязаны оставаться на месте происшествия до его оформления. Если же один из участников скрылся, догонять его не следует, так как в этом случае вы тоже нарушите правила. Нужно зафиксировать номер и приметы машины – ее обнаружат позже.

Скрыться с места происшествия в большей части случаев означает признать себя виновным. За это предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 1 тыс. рублей. Кроме того, может быть применено наказание в виде лишения права управления транспортом на срок 1-1,5 года и административный арест на 15 суток.

Нервные потрясения испытывают абсолютно все при возникновении дорожно-транспортных происшествий. Кроме того, что сам водитель находится в состоянии шока, но ещё и несладко приходится потерпевшим, если таковые имеются. А также родственники и близкие потерпевшего тоже оказываются вовлечёнными во всю эту ситуацию. Что делать, если произошло ДТП в результате которого появились пострадавшие, каков порядок действий? Также важно знать, если возникло ДТП с пострадавшими, сроки рассмотрения дела какие должны быть установлены. На эти вопросы можно найти ответы в законодательстве. И мы подробно с этим разберёмся.

Дорожно-транспортное происшествие может повлечь за собой самые различные последствия. Иногда удаётся избежать каких-либо серьёзных последствий, а иногда это приводит к тому, что появляются пострадавшие. Если в результате дорожно-транспортного происшествия пострадали люди, то все дальнейшие действия должны производиться только в присутствии правоохранительных органов.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *