Основания для изъятия ребенка из семьи органами опеки и попечительства
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основания для изъятия ребенка из семьи органами опеки и попечительства». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.
Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.
Основания изъятия ребенка из семьи органами опеки
Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.
Вопросы и ответы юристов
(доклад на Всероссийской научно-практической конференции в Администрации Президента РФ «Российская система защиты детства: ключевые проблемы, опыт, перспективы». 15-16 сентября 2009 г.) Жаров А. А., адвокат, преподаватель «Школы приемных родителей» БФ «Семья», эксперт Департамента семейной и молодежной политики г. МосквыОтобрание ребёнка даже среди специалистов часто называют «изъятием» ребёнка. Этот термин, разумеется, неверен, но в нём, в общем, слышно отношение говорящего к ситуации: действительно, в подавляющем большинстве случаев, ребёнка не отбирают, наталкиваясь на вполне объяснимое сопротивление родителей или иных лиц, а просто «изымают», как вещь, из семьи, которую и семьёй назвать нельзя, из помещения, которое на жильё не похоже.
В значительном числе случаев отобрание действительно происходит из деградировавших семей, из жутких условий, из грязи, как правило, от нетрезвых родителей. Статистику по таким случаям привести нелегко, но, думаю, коллеги из органов опеки и попечительства меня поддержат: отобрание ребёнка, это, как правило, полностью разрушенная семья.
При этом обращение с ребёнком в такой семье назвать жестоким довольно трудно: его кормят, хотя и редко, любят, хотя и «по-своему».
А вот в семьях, где ребёнок подвергается жестокому обращению, как правило, всё не так уж неблагополучно внешне.
Определённые ограничения накладывает формулировка пункта первого статьи 77 СК РФ, на котором, собственно, и зиждется отобрание ребёнка. Там сказано, что отобрание ребёнка возможно при непосредственной угрозе жизни и здоровью. То есть, если ребёнка бил вчера выпивший отчим, а сегодня он трезв и добр — оснований для отобрания ребёнка, вроде бы нет.
С таким мнением не соглашусь. Собственно, и практика, слава богу, идёт по тому же пути: наличие рядом с ребёнком лица, которое подвергало его жестокому обращению уже само по себе является непосредственной угрозой здоровью, а может быть и жизни ребёнка.
Тем не менее, отобрание ребёнка в таких случаях — эффективный и разумных механизм защиты ребёнка от жестокого обращения. Лучше уж в приют, чем быть битым или истязаемым.
Однако органы опеки и попечительства не спешат отбирать ребёнка у родителей, которые заподозрены в жестоком обращении. Действительно, обычно информация о жестоком обращении нуждается, как минимум, в проверке. Инструментарий для такой проверки у органов опеки, скажем прямо, отсутствует. Какую-то информацию можно получить из детского учреждения, школы, может быть, «на хороших отношениях», хоть и не обязан, поможет инспектор ПДН… А травму ребёнку можно нанести существенную.
Сколько раз встречались в практике ситуации, когда бдительность, например, детского сада, оказывалась излишней. «Живой» пример этого лета: ребёнка 6 лет катали на даче на велосипеде, прямо на раме. Не будем обсуждать, разумно ли поступали родители, но в результате ребёнок пришёл в детский сад с синяками на соответствующем месте. Медработник детского сада забил тревогу: ребёнка бьют. Сотрудник органа опеки и попечительства посетил детский сад, увидел своими глазами синяки, даже опросил ребёнка… В результате — отобрание ребёнка и иск в суд к изумлённым родителям.
Всё кончилось — в этом случае — благополучно, в суде, напротив, «бледный вид» имел орган опеки, а ребёнка после полутора месяцев пребывания в приюте — возвратили в семью, испуганного и боящегося идти в школу.
И таких случаев «гипербдительности» — не один. К сожалению, стремясь детей защитить, порой, детям наносится ещё большая травма. Разлучение с родителями для ребёнка — огромная травма. Необходимо также учесть, что речь идёт, как правило, об очень маленьких детях, дошкольниках, младших школьниках, которые не могут вразумительно рассказать, что же именно произошло с ними, иногда не помнят причину появления «следов», а зачастую просто повторяют за наводящими вопросами взрослых.
Но, вернёмся к существующей системе отобрания детей из семьи.
Согласно установлениям ст. 77 СК РФ, отобрание ребёнка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Понятно, откуда появилась такая формулировка, но непонятно, как в этой связи выглядят акты органов местного самоуправления, пусть и наделённых соответствующими полномочиями. Закон тут словно разделяет «органы опеки» и «орган исполнительной власти». Тут, конечно, требуется от законодателя определённое уточнение.
Несмотря на то, что отобрание производится, по закону, на основании акта, как правило, в подобных случаях всё происходит «явочным порядком», по факту обнаружения угрожающей ребёнку ситуации.
То есть, выяснив, что ребёнок под угрозой, сотрудник органа опеки физически отбирает ребёнка, а лишь потом издаётся акт об отобрании.
Здесь есть важный момент. Конечно, это незаконно. Но, выявив ребёнка в угрожающей ситуации, сотрудник органа опеки должен сделать — что? Бежать обратно за стол, готовить проект постановления, подписывать, потом бежать обратно? Вызывать кого-то по телефону, а самому защищать ребёнка? Как правило, вызывается милиция, начинается долгое «сидение» в квартире, и быстрый бег сотрудников органа опеки от своего офиса до места отобрания и обратно. В это время, как правило, извещается по телефону прокуратура, а зачастую вопрос об отобрании с прокуратурой и согласовывается. Всё это время, может быть несколько часов, ситуация остаётся непонятной: и ребёнка отобрать нельзя, и уйти нельзя — его жизни и здоровью есть непоср��дственная угроза.
Но вот, прошло время, постановление издано, ребёнок отобран, привезён в приют, либо в дом ребёнка, либо в другую организацию, для временного устройства детей.
Тут, как правило, факсом, извещается прокуратура, уже официально.
Законное право получать образование дано всем детям. Оно закреплено конституцией (статьей 43):
- Дети могут и должны получить полное среднее образование.
- Государство гарантирует бесплатное и доступное обучение (дошкольное, среднее).
- На конкурсной основе любой гражданин РФ имеет возможность получить высшее образование совершенно бесплатно.
- Среднее образование должно быть получено всеми детьми. Отвечают за выполнения данного условия родители, опекуны или органы опеки.
- Органы власти РФ поддерживают принятые формы обучения (очное, заочное, очно-заочное) и устанавливают базовые стандарты, которые определяют уровень образования.
Зафиксированные инциденты насилия могут стать основанием, чтобы органы опеки немедленно могли отобрать ребенка. Принято делить данный критерий на несколько форм:
Тип воздействия | Короткое описание |
---|---|
Моральный | Родители запугивают, угрожают и давят на психику ребенка. Постоянные унижения провоцируют развитие психических заболеваний и способствуют неправильному развитию. |
Физический | Регулярные побои, особенно под действием наркотиков и алкоголя, могут привести травмам и даже летальному исходу. |
Сексуальное домогательство | Влечение одного или обоих родителей к собственному ребенку уголовно наказуемо. Подобные действия могут нанести физический и психоэмоциональный урон. |
Ни для кого не новость, что родители должны одевать, кормить и следить за гигиеной и условиями проживания детей. Не менее важно ежегодно полностью обследовать ребенка, проходить вакцинацию и обращаться к педиатру или терапевту при выявлении признаков болезни.
Срочное вмешательство органов опеки необходимо, если малыш не ходит школу, отстает в развитии от сверстников и не имеет возможности тепло одеться. В некоторых неблагополучных семьях дети и вовсе умирают от голода и холода, так как родители перестают за ними следить. Такие ситуации приводят к печальным последствиям, поэтому требуют принятия срочных мер.
Сообщить органам власти о нарушениях прав ребенка и недобросовестном выполнении родительского долга может абсолютно любой человек. Обычно информация поступает от сотрудников учебных и медицинских учреждений, соседей, прочих родственников и случайных очевидцев.
Получив достоверную информацию, представители органов опеки незамедлительно направляются к месту проживания ребенка. Цель визита заключается в проведении экспертизы условий жизни и изучении степени обеспечения необходимых потребностей. По завершении расследования составляется акт. При несогласии с ним родители имеют право восстановить справедливость в судебном порядке.
В качестве дополнения акта о проведенном обследовании условий проживания предоставляются показания очевидцев (прочих родственников, случайных прохожих, соседей, воспитателей, врачей). Обычно хватает письменных пояснений. Если во время судопроизводства возникнут вопросы касаемо полученных показаний, то свидетеля вызовут для личного допроса.
Для начала разбирательства исковое заявление приносят в канцелярию районного суда по месту жительства ответчиков (мамы, папы). Подать его имеет права определенный круг лиц:
- сам ребенок, если он старше 14 лет;
- представители учебного или медицинского заведения;
- сотрудники органов опеки или прокуратуры;
- отец или мать.
Судья захочет увидеть не только исковое заявление, но и доказательства, подтверждающие целесообразность ходатайства истца. Не менее актуально собрать полный пакет документов (ксерокопии удостоверений личности, свидетельства о браке и рождении ребенка и прочие). После подачи иска ответ приходится ждать от 2-3 недель до 2 месяцев. По почте должно прийти уведомление с датой первого заседания.
Уполномоченные лица обязаны отреагировать на существующую опасность для жизни ребенка, забрав его у недобросовестных родителей. Обычно начинается процедура изъятия по причине жестокого обращения. Первое место по данному критерию присвоено физическому насилию.
Большинство случаев связано с психическими травмами, алкоголизмом или наркоманией родителей. Ребенка могут перестать кормить, избивать и оставлять подолгу на морозе. При выявлении подобных инцидентов органы опеки вмешиваются в ситуацию.
Вернуть ребенка, которого забрали органы опеки, можно лишь путем подачи ответного заявления в суд. Подобная мера требуется как при частичном, так и полном аннулировании родительских прав. Действующие лица остаются теми же (прокурор, представитель органов опеки, биологические родители или опекуны).
Во время разбирательства дела истцу предстоит доказать суду, что основания, из-за которых ребенка изъяли, более не актуальны. Будут проводиться дополнительные расследования для определения условий проживания. Если выявятся положительные изменения, то судья может частично вернуть права, чтобы наблюдать за дальнейшим исправлением родителей или полностью снять ограничения. Подавать ходатайство необходимо не позднее 6 месяцев с момента изъятия детей.
В судебной практике встречаются случаи, когда родители подают исковое заявление о неправомерном изъятии детей. В такой ситуации процедура возврата аналогична предыдущей. Во время разбирательства необходимо предъявить доказательства, опровергающие доводы органов опеки. Для повышения вероятности положительного исхода рекомендуется обратиться к опытному адвокату, который будет защищать права и интересы родителей в суде.
Основания для изъятия ребенка из семьи органами опеки
Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, право на совместное проживание с родителями и воспитание ими, а также право не быть разлученным со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка (пункт 1 статьи 8, пункт 1 статьи 9 Конвенции о правах ребенка, пункт 2 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации).
В целях обеспечения единства практики применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с ограничением или лишением родительских прав, а также отобранием ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, статьями 2 и 5 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 года № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации», постановляет дать следующие разъяснения:
1. Семейный кодекс Российской Федерации (далее — СК РФ), закрепив приоритет в воспитании детей за их родителями, установил, что родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами ребенка; при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию, а способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей (пункт 1 статьи 63, пункт 1 статьи 65 СК РФ).
Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, могут быть ограничены судом в родительских правах или лишены родительских прав (пункт 1 статьи 65, статья 69, статья 73 СК РФ).
В исключительных случаях, при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе в соответствии со статьей 77 СК РФ немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, на основании акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или главы муниципального образования, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами (далее – акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или главы муниципального образования об отобрании ребенка). В случае несогласия с актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или главы муниципального образования об отобрании ребенка родители или лица, на попечении которых ребенок находился, могут обратиться в суд с иском о признании указанного акта недействительным и о возврате ребенка в семью.
2. Дела об ограничении или о лишении родительских прав, об отмене ограничения родительских прав или о восстановлении в родительских правах, а также о признании недействительным акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или главы муниципального образования об отобрании ребенка и о возврате ребенка в семью подлежат разрешению районным судом по месту жительства (нахождения) ответчика (статьи 24 и 28 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, далее — ГПК РФ). Если одновременно с иском об ограничении или о лишении родительских прав заявлено требование о взыскании алиментов на ребенка (например, родителем, с которым проживает ребенок), то такой иск исходя из положений части 3 статьи 29 ГПК РФ может быть предъявлен истцом в суд по месту его жительства.
Решая вопрос о принятии к производству суда искового заявления по этим делам, необходимо иметь в виду, что в соответствии с пунктом 1 статьи 54 СК РФ ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).
Если ребенок достиг возраста восемнадцати лет либо приобрел полную дееспособность до достижения названного возраста в результате эмансипации или вступления в брак (пункт 2 статьи 21, пункт 1 статьи 27 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее — ГК РФ), судья с учетом положений пункта 2 статьи 61 СК РФ отказывает в принятии искового заявления на основании пункта 1 части 1 статьи 134 ГПК РФ, а если производство по делу возбуждено, суд прекращает производство по делу в соответствии с абзацем вторым статьи 220 ГПК РФ.
3. С учетом положений статьи 78 СК РФ и статьи 47 ГПК РФ дела указанной категории рассматриваются судом с участием органа опеки и попечительства, который обязан провести обследование условий жизни ребенка и его родителя (родителей), в отношении которого (которых) поставлен вопрос об ограничении или о лишении родительских прав, либо лица, претендующего на воспитание ребенка (родителя (родителей), обратившегося в суд с иском об отмене ограничения родительских прав или о восстановлении в родительских правах, родителя (родителей) или лица, на попечении которого ребенок находился, требующих возврата ребенка, отобранного у них на основании статьи 77 СК РФ).
Вопрос о проведении обследования условий жизни ребенка и названных лиц суду следует разрешать на стадии подготовки дела к судебному разбирательству.
Представленный акт обследования и основанное на нем заключение органа опеки и попечительства по существу спора подлежат оценке судом в совокупности со всеми собранными по делу доказательствами (статья 67 ГПК РФ).
Судам следует иметь в виду, что исходя из положений пункта 1 статьи 34 ГК РФ, пункта 2 статьи 121 СК РФ, а также статьи 6 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» заключение органа опеки и попечительства должно быть подписано уполномоченным на это должностным лицом органа опеки и попечительства субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами).
4. При рассмотрении дел об ограничении или о лишении родительских прав, отмене ограничения родительских прав или о восстановлении в родительских правах, а также о признании недействительным акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или главы муниципального образования об отобрании ребенка и о возврате ребенка в семью судам следует учитывать положения статьи 12 Конвенции о правах ребенка и статьи 57 СК РФ, в соответствии с которыми ребенок вправе свободно выражать свое мнение по всем вопросам, затрагивающим его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства.
8. В целях охраны прав ребенка и с учетом его интересов родители могут быть ограничены судом в родительских правах (статья 73 СК РФ).
В соответствии с абзацем первым пункта 2 статьи 73 СК РФ ограничение родительских прав допускается в случае, если оставление ребенка с родителями (одним из них) опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей (одного из них) не зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств и другие). При этом закон не связывает возможность ограничения в родительских правах с признанием родителей недееспособными или ограниченно дееспособными.
Суд вправе также принять решение об ограничении родительских прав, если оставление ребенка с родителями (одним из них) вследствие их виновного поведения является опасным для ребенка, но не установлены достаточные основания для лишения родителей (одного из них) родительских прав (абзац второй пункта 2 статьи 73 СК РФ).
9. Иск об ограничении родительских прав может быть предъявлен в суд близкими родственниками ребенка, органами и организациями, на которые законом возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей (пункт 1 статьи 70 СК РФ), дошкольными образовательными организациями, общеобразовательными организациями и другими организациями, а также прокурором (пункт 3 статьи 73 СК РФ).
Исходя из положений абзаца третьего статьи 14 СК РФ близкими родственниками ребенка, которые могут обратиться в суд с иском об ограничении родительских прав, являются один из его родителей, дедушки и бабушки, полнородные и неполнородные братья и сестры.
В случае, если заявление об ограничении родительских прав подано лицом, являющимся родственником ребенка, но не относящимся к числу его близких родственников (например, тетей или дядей ребенка), судья отказывает в принятии искового заявления на основании пункта 1 части 1 статьи 134 ГПК РФ.
10. С учетом того, что предъявление иска об ограничении родительских прав возможно только к родителям, судья также отказывает в принятии искового заявления на основании пункта 1 части 1 статьи 134 ГПК РФ, если такое требование предъявлено к лицам, на попечении которых находится ребенок (опекуны, попечители, приемные родители, патронатные воспитатели).
В случае, если отсутствуют установленные законом основания к отмене усыновления ребенка (статья 141 СК РФ), однако оставление ребенка с усыновителями (одним из них) опасно для ребенка по обстоятельствам, не зависящим от усыновителей (например, болезнь усыновителей, стечение тяжелых обстоятельств и другие), исходя из аналогии закона к усыновителям (одному из них) может быть предъявлен иск об ограничении их в правах родителей, приобретенных ими в результате усыновления ребенка (статья 5, пункт 1 статьи 137 СК РФ).
11. Решая вопрос об ограничении родительских прав, суду следует исходить из характера и степени опасности, а также возможных последствий для жизни или здоровья ребенка в случае оставления его с родителями (одним из них), а также учитывать иные обстоятельства (в частности, при виновном поведении родителей (одного из них), создающем опасность для ребенка, — осознают ли родители виновность своего поведения и имеют ли стойкое намерение изменить его в лучшую сторону, какие конкретные меры намереваются предпринять либо предприняли в целях исправления своего поведения).
12. С учетом того, что статьей 73 СК РФ не установлен срок, на который родители (один из них) могут быть ограничены в родительских правах (независимо от причин, послуживших основанием для ограничения родительских прав), суд выносит решение об ограничении родительских прав без указания срока ограничения родительских прав.
Вместе с тем, удовлетворяя иск об ограничении родительских прав в связи с виновным поведением родителей (одного из них), суду следует разъяснить родителям (одному из них), что в случае если они не изменят своего поведения, к ним может быть предъявлен иск о лишении их родительских прав в порядке и в сроки, предусмотренные абзацем вторым пункта 2 статьи 73 СК РФ.
13. Лишение родительских прав является крайней мерой ответственности родителей, которая применяется судом только за виновное поведение родителей по основаниям, указанным в статье 69 СК РФ, перечень которых является исчерпывающим.
Лишение родительских прав допускается в случае, когда защитить права и интересы детей иным образом не представляется возможным.
14. Исходя из положений статей 47 и 69 СК РФ лишение родительских прав допускается только в отношении родителей, то есть лиц, записанных в записи акта о рождении ребенка в качестве матери и (или) отца ребенка (пункты 1 и 2 статьи 51 СК РФ).
Не могут быть лишены родительских прав лица, заменяющие ребенку родителей (усыновители, опекуны, попечители, приемные родители, патронатные воспитатели).
Если усыновители уклоняются от выполнения возложенных на них обязанностей родителей, злоупотребляют родительскими правами, жестоко обращаются с усыновленным ребенком, являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией, суд в соответствии с пунктом 1 статьи 141 СК РФ вправе отменить усыновление.
В случаях ненадлежащего исполнения опекунами (попечителями), приемными родителями или патронатными воспитателями возложенных на них обязанностей, нарушения ими прав и законных интересов подопечного, в том числе при осуществлении опеки или попечительства в корыстных целях либо при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи, указанные лица могут быть отстранены органом опеки и попечительства от исполнения обязанностей опекуна (попечителя), приемного родителя или патронатного воспитателя (часть 5 статьи 29 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»).
23. Отмена ограничения родительских прав или восстановление в родительских правах производится судом по иску родителей (одного из них), ограниченных в родительских правах или лишенных родительских прав (пункт 1 статьи 76, пункт 2 статьи 72 СК РФ).
Такое требование предъявляется к лицу, на попечении которого находится ребенок (другой родитель, опекун (попечитель), приемные родители, патронатные воспитатели, органы опеки и попечительства, организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).
24. Суд может принять решение об отмене ограничения родительских прав и о возвращении ребенка родителям (одному из них), если основания, в силу которых родители (один из них) были ограничены в родительских правах, отпали (например, имеет место изменение в лучшую сторону поведения или образа жизни родителей (одного из них) либо их состояния здоровья) и возвращение ребенка родителям (одному из них) отвечает интересам ребенка (пункты 1 и 2 статьи 76 СК РФ).
Если суд придет к выводу о том, что возвращение ребенка родителям (одному из них) противоречит интересам ребенка, суд вправе, исходя из положений пункта 2 статьи 76 СК РФ, с учетом мнения ребенка отказать в удовлетворении иска в части возврата ребенка родителям (одному из них).
25. При рассмотрении иска о восстановлении в родительских правах суд, исходя из пункта 1 статьи 72 СК РФ, проверяет, изменились ли поведение и образ жизни родителей, лишенных родительских прав, и (или) их отношение к воспитанию ребенка.
При этом следует учитывать, что суд отказывает в удовлетворении иска, если родители изменили свое поведение и могут надлежащим образом воспитывать ребенка, однако ребенок усыновлен и усыновление не отменено в установленном порядке, а также в случае, когда ребенок, достигший возраста десяти лет, возражает против восстановления родителей в родительских правах, независимо от того, по каким мотивам ребенок не согласен на восстановление родительских прав (абзацы второй и третий пункта 4 статьи 72 СК РФ).
Суд также вправе с учетом мнения ребенка отказать в удовлетворении иска родителей (одного из них) о восстановлении в родительских правах, если придет к выводу о том, что восстановление в родительских правах противоречит интересам ребенка (абзац первый пункта 4 статьи 72 СК РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 72 СК РФ одновременно с заявлением родителей (одного из них) о восстановлении в родительских правах может быть рассмотрено требование о возврате ребенка родителям (одному из них). Если суд придет к выводу о том, что возвращение ребенка родителям (одному из них) не отвечает интересам ребенка, суд вправе отказать в удовлетворении этого требования, в том числе и в случае удовлетворения иска в части восстановления в родительских правах.
26. Удовлетворяя иск об отмене ограничения родительских прав (о восстановлении в родительских правах) и о возвращении ребенка родителям (одному из них), суд разрешает вопрос о прекращении взыскания с этих родителей (одного из них) алиментов на ребенка.
27. В течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда об отмене ограничения родительских прав или о восстановлении в родительских правах суд направляет выписку из решения суда в орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации рождения ребенка (пункт 3 статьи 76, пункт 5 статьи 72 СК РФ).
28. При непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка орган опеки и попечительства вправе на основании акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или главы муниципального образования немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, незамедлительно уведомить об этом прокурора, обеспечить временное устройство ребенка и в течение семи дней после вынесения указанного акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав (статья 77 СК РФ).
Под непосредственной угрозой жизни или здоровью ребенка, которая может явиться основанием для вынесения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо главой муниципального образования акта о немедленном отобрании ребенка и изъятии его из семьи, следует понимать угрозу, с очевидностью свидетельствующую о реальной возможности наступления негативных последствий в виде смерти, причинения вреда физическому или психическому здоровью ребенка вследствие поведения (действий или бездействия) родителей (одного из них) либо иных лиц, на попечении которых ребенок находится. Такие последствия могут быть вызваны, в частности, отсутствием ухода за ребенком, отвечающего физиологическим потребностям ребенка в соответствии с его возрастом и состоянием здоровья (например, непредоставление малолетнему ребенку воды, питания, крова, неосуществление ухода за грудным ребенком либо оставление его на длительное время без присмотра).
Характер и степень опасности должен определяться в каждом конкретном случае с учетом возраста, состояния здоровья ребенка, а также иных обстоятельств.
29. Разрешение вопроса о немедленном отобрании ребенка на основании статьи 77 СК РФ отнесено к исключительной компетенции органа опеки и попечительства и производится во внесудебном порядке. С учетом этого в случае обращения органа опеки и попечительства с указанным требованием в суд судья отказывает в принятии искового заявления на основании пункта 1 части 1 статьи 134 ГПК РФ.
30. Поскольку немедленное отобрание ребенка на основании статьи 77 СК РФ допускается не только у родителей, но и у других лиц, на попечении которых ребенок находится на законных основаниях (у усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей, патронатных воспитателей), в случае несогласия с актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или главы муниципального образования об отобрании ребенка эти лица также вправе обратиться в суд с иском о признании недействительным акта об отобрании ребенка и о возврате ребенка в семью.
31. Судам необходимо иметь в виду, что предусмотренная статьей 77 СК РФ мера по защите прав ребенка носит чрезвычайный характер, применение которой возможно в исключительных случаях, не терпящих отлагательств в связи с угрозой жизни или здоровью ребенка, и только на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо главы муниципального образования, принятие которого влечет за собой временное прекращение права родителей (одного из них) либо иных лиц, на попечении которых ребенок находился, на личное воспитание ребенка (до рассмотрения судом заявления об ограничении родителей (одного из них) в родительских правах или о лишении их родительских прав, об отмене усыновления либо до разрешения органом опеки и попечительства вопроса об отстранении опекуна (попечителя), приемного родителя, патронатного воспитателя от выполнения своих обязанностей).
С учетом указанного выше названную меру по защите прав ребенка судам следует отличать от иных мер защиты прав несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в частности, предусмотренных Федеральным законом от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
32. Разрешая вопрос о том, имелись ли основания для отобрания ребенка в порядке, предусмотренном статьей 77 СК РФ, суду, в частности, надлежит исследовать акты обследования условий жизни родителей (лиц, на попечении которых находился ребенок) и ребенка, заслушать показания свидетелей, объяснения представителей органов опеки и попечительства, а также исследовать заключения экспертов и иные доказательства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
33. Тяжелое материальное положение семьи само по себе не является достаточным основанием для отобрания детей у родителей на основании статьи 77 СК РФ, если родители добросовестно исполняют свои обязанности по воспитанию детей, заботятся о них, создают необходимые условия для развития детей в соответствии с имеющимися материальными и финансовыми возможностями семьи.
34. Если немедленное отобрание ребенка на основании статьи 77 СК РФ было произведено в связи с угрозой жизни или здоровью ребенка, исходящей от третьих лиц (например, от лиц, проживающих совместно с семьей родителей ребенка, соседей по коммунальной квартире), то с учетом конкретных обстоятельств дела суд может отказать в иске о признании акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо главы муниципального образования об отобрании ребенка недействительным и о возврате ребенка в семью, если родители или лица, на попечении которых ребенок находился, не принимали мер к защите прав ребенка.
35. В случае удовлетворения иска о признании акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или главы муниципального образования об отобрании ребенка недействительным и о возврате ребенка в семью, с учетом конкретных обстоятельств дела суд на основании части 1 статьи 212 ГПК РФ может по просьбе истца обратить решение суда к немедленному исполнению.
Законопроект об ограничении изъятия детей из семьи: как он будет работать
Даны разъяснения по вопросам защиты прав и интересов ребенка при угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав.
Указано, что должны учитывать суды при принятии исков по ограничению (лишению) родительских прав и по их восстановлению, по отобранию ребенка и о его возврате в семью.
Указаны моменты, которые следует принимать во внимание на стадии подготовки таких дел к судебному разбирательству, при их непосредственном разрешении.
В частности, подчеркивается, что суд может принять решение о восстановлении в родительских правах в отношении ребенка, достигшего возраста 10 лет, только с его согласия.
Поясняется, кто и в каких случаях может предъявлять иски об ограничении родительских прав. Решение по таким делам суд выносит без указания срока такого ограничения. К усыновителям тоже может быть предъявлен подобный иск.
Перечень оснований для лишения родительских прав в СК РФ является исчерпывающим. Разобрано каждое из них.
Приведены нюансы отмены ограничения родительских прав и их восстановления.
Выделена специфика дел об отобрании ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью.
Отмечено, что тяжелое материальное положение семьи само по себе не является достаточным основанием для такого отобрания, если родители добросовестно исполняют свои обязанности по воспитанию детей, заботятся о них, создают необходимые условия для развития исходя из имеющихся возможностей.
Признаются утратившими силу некоторые ранее сформулированные разъяснения по спорам, связанным с воспитанием детей.
Одна из функций, которую также выполняют органы опеки и попечительства, — ограничение или лишение биологических родителей ребенка родительских прав.
И если ограничение в правах происходит в целях профилактики, а ребенок временно изымается из семьи, то вторая процедура является наиболее серьезной.
Органы опеки могут ограничить в правах одного или сразу обоих родителей в том случае, если в данный конкретный момент нахождение ребенка рядом с ними может угрожать его жизни и здоровью
Ограничение по решению суда назначается на срок до полугода. За это время родителям дается шанс исправить ситуацию в лучшую сторону.
Если по истечении шести месяцев и проведенной госорганами повторной проверки условия для проживания ребенка в кровной семье так и не изменились, будет подано ходатайство о лишении родительских прав в судебном порядке.
Под лишением подразумевается более строгая мера, а именно запрет на дальнейшее воспитание ребенка как одним из родителей, так и обоими сразу. При этом их полномочия по воспитанию не ограничиваются каким-то определенным временным промежутком как в случае с ограничением, а прекращаются полностью, если решение не будет оспорено в суде.
Являются родители ограниченными в родительских правах или лишенными их, это не снимает с них обязательств материального характера. Как правило, суд также назначает размер алиментов, которые необходимо будет платить на каждого ребенка (в случае, если решение вступило в силу сразу по нескольким несовершеннолетним).
Ограничение в родительских правах является мерой, направленной на защиту прав несовершеннолетнего. Ее могут применять, например, к лицам, страдающим психическими расстройствами либо тяжелыми заболеваниями, по причине которых гражданин не может обеспечить сыну или дочери нормальную и безопасную жизнь.
Лишение прав — крайняя мера правовой защиты несовершеннолетних
Согласно ст. 69 СК РФ основаниями для лишения родительских прав могут быть:
- факты жестокого обращения с ребенком, в том числе любые виды насилия (психического, физического, сексуального характера);
- злоупотребление родительскими полномочиями и правами либо злостное уклонение от них (к примеру, в случае длительной неуплаты алиментов);
- неизлечимая болезнь, алкогольная/наркотическая зависимость;
- оставление ребенка в социальном или медицинском учреждении, нежелание его оттуда забирать;
- умышленные преступные действия, способные причинить вред здоровью или жизни как одного из членов семьи, так и самого ребенка.
Органы опеки занимаются установлением надзора над недееспособными гражданами и детьми, которые остались без родителей. Среди полномочий этих госорганов можно выделить поиск тех, кто нуждается в помощи, а также поиск и подготовку будущих опекунов.
Органы власти следят за тем, как граждане исполняют свои обязанности. В частности, они должны обеспечивать своих подопечных всем необходимым, предоставлять им лечение, образование, защищать их интересы и права.
- Конференция «Дистанционное образование: непростые выводы массового социологического опроса граждан»
- Предлагаем образец заявления отказа от заочного обучения
- Не мытьём, так катаньем? Как наших детей загоняют на «дистанционку». Хроника
- Обращение против принятия законопроекта «О едином федеральном информационном регистре»
Считается, что забрать несовершеннолетнего у матери может специалист отдела опеки без особых причин.
На практике, процедура должна происходить следующим образом:
- Поступает сигнал о жестоком обращении с несовершеннолетним.
- Специалисты посещают жилье.
- При наличии факта жестокого обращения выносится приказ об изъятии.
- Ребенок помещается в специализированную организацию.
- 1 экземпляр приказа выдается родителю, второй – остается в отделе.
3 фактора для изъятия ребенка:
- Личное присутствие родителей.
- Реальная угроза ребенку.
- Наличие приказа.
Рассмотрим, почему ребенок может быть изъят из нормальной семьи. В момент посещения специалистами, зачастую граждане теряются. Поэтому могут возникнуть недоразумения.
№ п/п | Популярные ошибки | Последствия |
---|---|---|
1 | Не открывать дверь | Так как обязанность по проверке возложена законодательно, специалисты будут приходить регулярно. В случае агрессивного отказа, могут быть привлечены сотрудники полиции. Проще 1 раз пройти проверку, чем создать негативное впечатление. |
2 | Грубить | Конечно, проверка является стрессом для родителя. Но специалист просто выполняет свою работу. Спокойное общение и демонстрация личных вещей ребенка поможет сократить время посещения и создать положительное впечатление. |
3 | Угрожать | Необходимо помнить, что действия специалиста отдела опеки попадают под выполнение должностных обязанностей. При угрозе возможно привлечение к уголовной ответственности. |
При проведении проверки родитель должен показать:
- документы (паспорт, свидетельство о рождении ребенка);
- наличие еды для детей;
- место для сна и отдыха несовершеннолетних;
- детские личные вещи и сезонную одежду;
- место для выполнения домашнего задания.
По возможности, необходимо дать пояснения о причинах возникновения сигнала. Например, конфликт с соседями, бывшим супругом, причины возникновения травмы.
Главное не паникуйте, сохраняйте спокойствие и уверенность, старайтесь быть доброжелательными. Если к Вам пришли «незваные гости», не спешите открывать дверь, это не безопасно. Для начала уточните Ф.И.О., должность и цель визита представителя. Теперь нужно убедиться, что именно Вам назначили проверку. Точную информацию можно узнать по телефону. Только после подтверждения информации, стоит впустить визитеров в дом.
Если сотрудники не имеют соответствующих документальных полномочий (решения суда или акт принудительного изъятия), обязать Вас подчиниться они не имеют полномочий. Решать Вам, но отказ усугубит ситуацию, когда они вернутся с официальной бумагой.
- требует ли квартира ремонта или его наличие;
- чистота в квартире;
- внешний вид членов семьи;
- наличие спальных мест для каждого в доме;
- содержимое холодильника (свежесть продуктов, горячие блюда, детское питание);
- присутствие домашних животных и насекомых;
- в помещении неприятный запах (затхлость, гниение, сырость и т.п.);
- физическое и моральное состояние малышей;
- наличие признаков распития алкоголя или других вредных веществ;
- манера общения между близкими;
- необходимость в госпитализации или медикаментах (в случае болезни).
Посетив семью лично, сотрудники должны убедиться, что малышам, проживающим с Вами, созданы надлежащие условия и нет риска для его жизни и здоровья.
Действия попечительских комиссий происходят по определенной схеме:
- поступает сигнал или жалоба от добропорядочных граждан;
- проводят проверку, соблюдая законодательные предписания;
- выявив незначительные нарушения, делают предупреждение нерадивым матери или отцу;
- при выявлении соответствующих серьезных нарушений происходит изъятие несовершеннолетних под присмотр государства;
- следуя предписанию закона, дети помещаются в государственные воспитательные учреждения «детские дома» или отдаются под временную опеку близким людям, имеющим право на уход и воспитание ребенка.
Если Ваше чадо забрали, Вы имеете возможность оспорить заключения муниципальных структур в законном порядке.
Передача воспитанников происходит принудительно либо по согласию родителей. Безотлагательно забирают иждивенцев в случае возникновения опасности для их жизни и здоровья. А также если отец и мать:
- не проживают больше 6 месяцев с детьми без уважительной причины;
- официально признаны недееспособными;
- пропали без вести.
До решения вопроса об ограничении или лишении прав дети на основании актов об отобрании и других документов помещаются во временные приюты для несовершеннолетних, центры реабилитации.
Если ребенку требуется медицинская помощь, он определяется в больницу. Некоторое время с детьми работают психологи, чтобы определить их психическое состояние и своевременно устранить нарушения.
При обращении в суд понадобится полный набор документов:
- копия оспариваемого распоряжения;
- исковое заявление;
- паспорт истца;
- характеристика с места работы;
- справка о доходах.
Дополнительно представляются любые письменные доказательства, указывающие на неправомерное изъятие несовершеннолетнего.
При обращении в апелляционную инстанцию, помимо жалобы, предоставляются документы, которые ранее были представлены в нижестоящий суд в ходе разбирательств.
Также могут понадобиться:
- медицинские справки;
- свидетельские показания;
- характеристики с места работы родителей;
- характеристика с места учебы ребенка.
Нужно представить все доказательства, подтверждающие, что совместное пребывание и проживание несовершеннолетнего с родителями не представляет для него опасности.
В последнее время участились случаи жалоб на людей, у которых постоянно плачут дети или шумно ведут себя. Оснований для отобрания из благополучной семьи в данной ситуации нет. ООиП может принять заявление от постороннего человека и провести проверку, но, если будет очевидно, что дети содержатся в нормальных условиях, их никто не заберет.
Чаще всего такие жалобы подают соседи, и основной целью является не помощь несовершеннолетним, а месть их родителям или желание избавиться от источника шума – детей. Ответственность за такие ложные обращения законодательством не предусмотрена, но добропорядочным родителям тоже беспокоиться не стоит: если в семье все хорошо, сотрудники ООиП составят акт и больше не потревожат.
Самое главное, что нужно помнить – это то, что изъятие детей из семьи без оснований невозможно. Если в семье все нормально, между родителями и детьми хорошие отношения, нет никаких проблем с продуктами питания, учебой и одеждой, никто ребенка не заберет.
Примечание: запрещать сотрудникам ООиП входить в квартиру смысла нет, это их наоборот насторожит. Они все равно вернутся с полицейскими, и в жилье впустить придется.
На что обращает внимание комиссия в первую очередь:
- Внешний вид детей и родителей;
- Состояние жилья;
- Ремонт, санитарные условия.
Комиссия может проверить холодильник, провести беседу со всеми членами семьи, а также уточнить, нуждается ли несовершеннолетний в лекарствах и медицинской помощи, если есть признаки такового. В некоторых случаях опрашивают и соседей, чтобы получить характеристику на родителей.
Как нужно вести себя в ходе проверки:
- Не пытаться прогнать комиссию. Все равно до окончания детального обследования сотрудники не уйдут;
- Не грубить. Это только негативно отразится в акте в дальнейшем;
- Стараться вести себя вежливо, предоставлять доступ в комнаты детей;
- Не выражаться нецензурно и не угрожать комиссии. В первом случае могут привлечь к административной, во втором – к уголовной ответственности. Это не решит проблему, а только усугубит ее.
Если родители ведут себя уверенно и вежливо, комиссия только составит акт и передаст один его экземпляр в течение трех дней. Никаких проблем в дальнейшем не будет. Если же позволять себе угрозы в адрес комиссии или устроить скандал, одним оформлением акта дело не закончится.
Если ребенка забрали и родители считают, что изъятие незаконно, они вправе обжаловать решение об отобрании в течение 10 календарных дней в порядке административного производства. Как выглядит весь процесс:
- Один или оба родителя подают административное исковое заявление в районный суд по адресу расположения ответчика.
- Судья принимает документы к производству, назначается заседание.
- Дело рассматривается в течение 10 дней.
В результате акт либо отменят, либо оставят без изменений. В последнем случае можно подать апелляционную жалобу до вступления постановления в законную силу.
Независимо от авторов «звоночка» встреча нежданных гостей должна проводиться родителями адекватно с пониманием исполнения должностных обязанностей представителями. Недопустимо проявление агрессии по отношению к органам или выражения явной растерянности и желания прекращения визита. До проведения проверки следует ознакомиться с документами проверяющих, при наличии подозрений позвонить в службу по поводу уточнения.
Со своей стороны предъявить контролёрам:
Для возврата утраченных прав или снятия ограничения необходимо повторное обращение в судебную инстанцию с документальным подтверждением факта исправления в виде:
- справок из медицинских учреждений о выздоровлении;
- положительных характеристик с мест работы;
- свидетельских показаний с подтверждением ведения здорового образа жизни.
Воспитание несовершеннолетних граждан — обязанность отца и матери. В их полномочия входит направление по жизненному пути, предоставление крыши над головой, а также обеспечение жизненно важных нужд. Кроме того, требуется следить за его корректным физическим и психическим развитием. Такое обеспечение осуществляется до 18-летия.
Если есть уважительные причины отобрания детей, то в 2021 году ведомство по опеке вправе изъять малышей и вменить следующие санкции:
- поставить родителей на учет;
- регулярно наведываться для проверки;
- ограничить полномочия по воспитанию или инициировать лишение родительских прав.
Для отобрания детей из семьи существует несколько законных оснований, но всегда это сопровождается нежеланием или невозможностью участвовать в воспитании, а также обеспечивать малолетних лиц.
Алгоритм процедуры:
- выявление нарушений прав и интересов несовершеннолетних граждан;
- направление претензий матери и/или отцу;
- оказание помощи органами опеки в ликвидации негативных условий в отношении малышей;
- вынесение соответствующего решения;
- инициация процедуры изъятия;
- расследование;
- составление и направление иска в суд.
Изъятие ребенка из семьи органами опеки
-
Арбитражный процессуальный кодекс
-
Бюджетный кодекс
-
Водный кодекс
-
Воздушный кодекс
-
Градостроительный кодекс
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации
-
Жилищный кодекс
-
Земельный кодекс
-
Кодекс административного судопроизводства
-
Кодекс внутреннего водного транспорта
-
Кодекс об административных правонарушениях
-
Кодекс торгового мореплавания
-
Лесной кодекс
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс
-
Таможенный кодекс Таможенного союза
-
Трудовой кодекс
-
Уголовно-исполнительный кодекс
-
Уголовно-процессуальный кодекс
-
Уголовный кодекс
-
ФЗ об исполнительном производстве
Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ
-
Производственный календарь 2017
Для пятидневной рабочей недели
-
Закон о коллекторах
Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ
-
Закон о национальной гвардии
Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ
-
О правилах дорожного движения
Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090
-
О защите конкуренции
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ
-
О лицензировании
Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ
-
О прокуратуре
Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1
-
Об ООО
Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ
-
О несостоятельности (банкротстве)
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
-
О персональных данных
Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ
-
О контрактной системе
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
-
О воинской обязанности и военной службе
Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ
-
О банках и банковской деятельности
Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1
-
О государственном оборонном заказе
Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ
-
Закон о полиции
Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ
-
Обзор практики рассмотрения в 2017 году областными и равными им судами дел об усыновлении детей инос
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.05.2018)
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)
-
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 N 10 (ред. от 26.12.2017)
«О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей»
-
Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«Об исполнительном производстве»
-
Федеральный закон от 03.08.2018 N 322-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 03.08.2018 N 319-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 15.11.1997 N 143-ФЗ (ред. от 29.12.2017)
«Об актах гражданского состояния» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018)
-
Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 31.12.2017)
«Об опеке и попечительстве»
-
Федеральный закон от 29.07.2018 N 224-ФЗ
«О внесении изменений в статьи 114 и 115 Семейного кодекса Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 30.10.2017 N 302-ФЗ
«О внесении изменений в статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статью 127 Семейного кодекса Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 14.11.2017 N 321-ФЗ
«О внесении изменений в статью 117 Семейного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «Об исполнительном производстве» в части совершенствования процедуры взыскания алиментов»
-
Федеральный закон от 29.12.2017 N 438-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации некоторых актов гражданского состояния в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг»
-
Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 29.07.2017)
«О гражданстве Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 02.07.2013 N 185-ФЗ (ред. от 05.12.2017)
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
Для возникновения вопросов у органов опеки к семье, обязательно потребуется наличие определенных обстоятельств. В благополучных семьях, где родители занимаются воспитанием и обеспечением собственных детей, такая ситуация вряд ли возникнет.
Среди оснований для того, чтобы насильно ребенок был отобран у родителей, выделяют:
После появления несовершеннолетнего в приемной семье, органы попечительства держат ячейку общества на контроле. Их задача проверять наличие всего необходимого для ребенка и предоставления приемными родителями своих обязанностей.
Забрать из семьи несовершеннолетнего органы опеки могут в том случае, если его физическому или психическому здоровью угрожает опасность. На практике матери и отцы сталкиваются с произволом уполномоченных инспекторов, которые пытаются «изъять» детей на основании жалоб соседей на частый плач или пропущенные сроки плановой вакцинации. В каких случаях могут забрать ребенка и как вернуть его в семью?
Начинается процедура изъятия детей из семьи органами опеки и попечительства лишь на веских основаниях. Требуют вмешательства ситуации, в которых мама и папа недобросовестно относятся к своему родительскому долгу. Обычно проблема заключается в насилии над детьми, запугивании, отказе в жизненно важных нуждах и прочих нюансах. Увиденный произвол является поводом для сообщения в соответствующие службы (службу опеки, прокуратуру). Уполномоченные лица проведут экспертизу условий проживаний и опросят свидетелей, чтобы принять верное решение.
В 77 статье СК РФ сказано, что органы опеки имеют право отбирать детей из неблагополучных семей при наличии угрозы их жизни. Подобному критерию соответствуют такие случаи: