Закон о рекламе медицинских услуг 2021
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о рекламе медицинских услуг 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
В российском законодательстве есть несколько основных юридических актов, на которые опираются специалисты для установления правовой деятельности в сфере рекламы медицинских товаров. Главными из них являются:
- ФЗ «Об обращении лекарственных средств»
- ФЗ «О рекламе»;
- ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»;
- постановление Правительства РФ об утверждении Положения госконтроле за оборотом медицинских изделий.
Основным актом, на который опираются специалисты в рассматриваемом вопросе, является федеральный закон о рекламе от 13.03.2006 г. Информация о медицинских услугах содержится в статье № 24, в которой приведены требования к рекламной деятельности в этой сфере.
Существенные ограничения для рекламы медицинских услуг и изделий появились в ФЗ-38 в 2013 г. Именно тогда парламентарии одобрили законопроект, вносящий дополнительные поправки в правовой акт. Новая редакция официального текста документа внесла определенные дополнительные требования к рекламе
(лекарственных средств, медизделий и медуслуг, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, методов народной медицины) во всех ее проявлениях.
Согласно внесенным изменениям, рекламировать услуги этой сферы можно лишь с указанием специальной информации. В сообщении должно содержаться предупреждение о возможных ограничениях и противопоказаниях. Кроме того, в него должна входить рекомендация с призывом ознакомиться с инструкцией или получить дополнительную врачебную консультацию перед применением.
Законодательный акт регламентирует также длительность предупреждающего сообщения. При рекламе на радио она не может быть дольше 3 сек., при демонстрации по телевидению или в кино сообщение должно длиться 5 сек.
Однако требования закона о рекламе не распространяются на пропаганду товаров и услуг, которая предназначена для проведения специализированных медицинских выставок, семинаров и проч. Также исключение действует для специализированных типографий, если они выполняют заказ от сотрудников медицинских учреждений.
Рассматриваемый закон применяется на всей территории Российской Федерации. Более того: даже если реклама создана за рубежом, но распространяется в России, она попадает под действие ФЗ № 38.
Однако есть сферы, в которых закон о рекламе в 2021 году не действует. Это:
- политическая агитация;
- исследования аналитического характера (например, научные исследования по экономике), не рекламирующие товар;
- оповещения от органов власти (в том числе местной);
- информационные объявления о купле/продаже, найме, предоставлении услуг (в газетах, на виртуальных досках объявлений и т.п.);
- информация об изготовителе или дистрибьюторе товара на его упаковке;
- фигурирование товаров и услуг в литературе и искусстве, связанное с сюжетом.
Рекламой не являются (п. 2 ст. 2 Закона о рекламе):
- информация, раскрытие, распространение или доведение до потребителя которой обязательны согласно нормам законодательства;
- справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой;
- сообщения органов госвласти, иных государственных органов, органов местного самоуправления и муниципальных органов, если такие сообщения не содержат сведений рекламного характера и не являются социальной рекламой;
- вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера;
- объявления физических или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности;
- информация о товаре, его изготовителе, импортере или экспортере, размещенная на товаре или его упаковке;
- любые элементы оформления товара, помещенные на нем или его упаковке и не относящиеся к другому товару;
- упоминания о товаре, средствах его индивидуализации, изготовителе или продавце, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера.
Если медицинская организация размещает сведения, носящие информационный характер и касающиеся ее деятельности, они не будут признаваться рекламой. Так, не является рекламой информация о наименовании учреждения здравоохранения, месте его нахождения, лицензии, медицинском персонале и платных медуслугах. Вывеска клиники не носит рекламный характер, а служит целям идентификации организации, обозначения места ее нахождения и перечня услуг.
Согласно разъяснениям ФАС России3, не является рекламой информация о товарах, размещенная на сайте производителя (продавца) и на его страницах в соцсетях, если она предназначена для информирования потребителей о товарах, их ассортименте и правилах пользования ими. Также не является рекламой информация о хозяйственной деятельности компании, акциях и мероприятиях, проводимых ею, и т.п.
Не считается рекламой выдача поисковой системой перечня гиперссылок на источники информации (сайты, форумы и пр.), поскольку выдача такого списка является результатом обработки поискового запроса пользователя. При размещении подобных сведений не выполняются такие задачи рекламы, как формирование и поддержание интереса к компании и ее товару или услуге. Ведь однородная информация о товарах не позволяет выделить один из них и сформировать к нему интерес.
На информацию, которая не подпадает под понятие рекламы, не распространяются требования Закона о рекламе.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О рекламе
(с изменениями на 8 декабря 2020 года)
(редакция, действующая с 28 января 2021 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Целями настоящего Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
(Статья дополнена с 17 июня 2011 года Федеральным законом от 3 июня 2011 года N 115-ФЗ.
1. Настоящий Федеральный закон применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации.
2. Настоящий Федеральный закон не распространяется на:
1) политическую рекламу, в том числе предвыборную агитацию и агитацию по вопросам референдума;
2) информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом;
3) справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой;
4) сообщения органов государственной власти, иных государственных органов, сообщения органов местного самоуправления, сообщения муниципальных органов, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, если такие сообщения не содержат сведений рекламного характера и не являются социальной рекламой;
5) вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера;
6) объявления физических лиц или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности;
7) информацию о товаре, его изготовителе, об импортере или экспортере, размещенную на товаре или его упаковке;
8) любые элементы оформления товара, помещенные на товаре или его упаковке и не относящиеся к другому товару;
9) упоминания о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или о продавце товара, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера.
3. Положения настоящего Федерального закона, относящиеся к изготовителю товара, распространяются также на лиц, выполняющих работы или оказывающих услуги.
4. Специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.
Новый закон о рекламе медицинских услуг
Законодательство Российской Федерации о рекламе состоит из настоящего Федерального закона. Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, могут регулироваться также принятыми в соответствии с настоящим Федеральным законом иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
1. Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
2. Недобросовестной признается реклама, которая:
1) содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;
2) порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента;
3) представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождествен или сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара;
4) является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.
3. Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения:
1) о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;
2) о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара;
3) об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока;
4) о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара;
5) об условиях доставки, обмена, ремонта и обслуживания товара;
6) о гарантийных обязательствах изготовителя или продавца товара;
7) об исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товара;
8) о правах на использование официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов) и символов международных организаций;
9) об официальном или общественном признании, о получении медалей, призов, дипломов или иных наград;
10) о рекомендациях физических или юридических лиц относительно объекта рекламирования либо о его одобрении физическими или юридическими лицами;
11) о результатах исследований и испытаний;
12) о предоставлении дополнительных прав или преимуществ приобретателю рекламируемого товара;
13) о фактическом размере спроса на рекламируемый или иной товар;
14) об объеме производства или продажи рекламируемого или иного товара;
В целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта в рекламе не допускаются:
1) дискредитация родителей и воспитателей, подрыв доверия к ним у несовершеннолетних;
2) побуждение несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемый товар;
3) создание у несовершеннолетних искаженного представления о доступности товара для семьи с любым уровнем достатка;
4) создание у несовершеннолетних впечатления о том, что обладание рекламируемым товаром ставит их в предпочтительное положение перед их сверстниками;
5) формирование комплекса неполноценности у несовершеннолетних, не обладающих рекламируемым товаром;
6) показ несовершеннолетних в опасных ситуациях, включая ситуации, побуждающие к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2012 года Федеральным законом от 21 июля 2011 года N 252-ФЗ.
7) преуменьшение уровня необходимых для использования рекламируемого товара навыков у несовершеннолетних той возрастной группы, для которой этот товар предназначен;
8) формирование у несовершеннолетних комплекса неполноценности, связанного с их внешней непривлекательностью.
Рассмотрим требования к рекламе лекарственных средств.
В соответствии со ст. 24 ФЗ «О рекламе» реклама лекарственных средств не должна:
1) обращаться к несовершеннолетним;
2) содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования (за исключением рекламы, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники);
3) содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с использованием объекта рекламирования (за исключением рекламы, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники);
4) создавать представление о преимуществах объекта рекламирования путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации объекта рекламирования;
5) содержать утверждения или предположения о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья;
6) способствовать созданию у здорового человека впечатления о необходимости применения объекта рекламирования (кроме рекламы средств для профилактики заболеваний);
7) создавать впечатление ненужности обращения к врачу;
8) гарантировать положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий;
9) представлять объект рекламирования в качестве биологически активной добавки и пищевой добавки или иного не являющегося лекарственным средством товара;
10) содержать утверждения о том, что безопасность и (или) эффективность объекта рекламирования гарантированы его естественным происхождением.
Требования к рекламе медицинских изделий:
В соответствии со ст. 24 ФЗ «О рекламе» реклама медицинских изделий не должна:
1) обращаться к несовершеннолетним;
2) содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования (за исключением рекламы, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники);
3) содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с использованием объекта рекламирования (за исключением рекламы, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники);
4) создавать представление о преимуществах объекта рекламирования путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации объекта рекламирования;
5) содержать утверждения или предположения о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья;
6) способствовать созданию у здорового человека впечатления о необходимости применения объекта рекламирования;
7) создавать впечатление ненужности обращения к врачу;
8) гарантировать положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий;
Реклама медицинских изделий должна:
1) сообщать о свойствах и характеристиках, в том числе о способах применения и использования медицинской техники только в пределах показаний, содержащихся в утвержденных в установленном порядке инструкциях по применению и использованию таких объектов рекламирования;
2) сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов (за исключением рекламы медицинских изделий в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях).
Реклама vs. закон в медицине
Реклама медицинских услуг не должна:
1) содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования (за исключением рекламы, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники);
2) содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с использованием объекта рекламирования (за исключением рекламы, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники);
3) создавать представление о преимуществах объекта рекламирования путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации объекта рекламирования;
4) содержать утверждения или предположения о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья.
Реклама медицинских услуг должна:
1)сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
В законе прописаны дополнительные требования к рекламе услуг по искусственному прерыванию беременности.
Такого рода реклама не должна обращаться к несовершеннолетним и содержать утверждения о безопасности таких медицинских услуг. В рекламе медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности обязательно наличие предупреждения о возможности бесплодия и иных вредных последствий для здоровья женщины в результате искусственного прерывания беременности, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
Является основным нормативно-правовым актом определяющим правила рекламы для любых товаров и услуг. Его требования обязательны на территории РФ.
Если вы запускаете рекламу, находясь в России, на другие страны, то будут действовать местные законы.
Однако.
Каждая рекламная система может интерпретировать отдельные положения закона по своему и налагать дополнительные ограничения.
Особенно Яндекс, постоянная подстраховка от нарушений законодательства создает ряд требований не предусмотренных законом о рекламе.
Короче закон законом, а модерация рекламных объявлений отдельный вопрос. Также каждая компания работает по свои правилам, а там есть пункт по которому они могут отказать любому рекламодателю без объяснения причин.
С другой стороны, есть рекламные системы, которые игнорируют частично требования законодательства и имеют упрощенную модерацию. Так рекламируется много серых товаров медицинской тематики.
Основные требования сводятся к предоставлению документов, медицинских лицензий, сертификатов и т.д. по требованию модераторов.
Также каждое рекламное объявление будет содержать предупреждающую надпись.
Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 01.05.2019) “О рекламе (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.05.2019)”
Статья 24. Реклама лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, методов народной медицины
Реклама лекарственных средств не должна:
1) обращаться к несовершеннолетним;
2) содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования;
3) содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с использованием объекта рекламирования;
4) создавать представление о преимуществах объекта рекламирования путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации объекта рекламирования;
5) содержать утверждения или предположения о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья;
6) способствовать созданию у здорового человека впечатления о необходимости применения объекта рекламирования;
7) создавать впечатление ненужности обращения к врачу;
8) Гарантировать положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий;
9) представлять объект рекламирования в качестве биологически активной добавки и пищевой добавки или иного не являющегося лекарственным средством товара;
10) содержать утверждения о том, что безопасность и (или) эффективность объекта рекламирования гарантированы его естественным происхождением.
Статья 25. Реклама биологически активных добавок и пищевых добавок, продуктов детского питания
Реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна:
1) создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами;
2) содержать ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения таких добавок;
3) содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с применением таких добавок;
4) побуждать к отказу от здорового питания;
5) создавать впечатление о преимуществах таких добавок путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации таких добавок, а также использовать результаты иных исследований в форме прямой рекомендации к применению таких добавок.
1.1. Реклама биологически активных добавок в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством.
В данной рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах, при кино- и видеообслуживании, – не менее чем пять секунд, и такому предупреждению должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, – не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
2. Реклама продуктов детского питания не должна представлять их в качестве полноценных заменителей женского молока и содержать утверждение о преимуществах искусственного вскармливания детей.
Реклама продуктов, предназначенных для использования в качестве заменителей женского молока, и продуктов, включенных в рацион ребенка в течение его первого года жизни, должна содержать сведения о возрастных ограничениях применения таких продуктов и предупреждение о необходимости консультаций специалистов.
Также если вы продаете товары через интернет, то нужно учитывать эту статью:
Статья 8. Реклама товаров при дистанционном способе их продажи.
В рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров:
- наименование
- место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица;
- фамилия, имя, отчество
- основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Для успешного прохождения модерации рекламы медицинских препаратов и услуг в Гугле необходимо пройти сертификацию.
Для этого нужно заполнить специальную заявку. после этого реклама будет допущена показам.
В тексте объявления обязательно должны быть фразы: “Есть противопоказания проконсультируйтесь с врачом” или им подобные.
При этом сроки модерации могут затягиваться. Также нужно изучать каждую ситуацию детально, в зависимости от того какие продукты и услуги будут рекламироваться.
С 2021 года всю рекламу будут проверять на добросовестность
В целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта в рекламе не допускаются:
1) дискредитация родителей и воспитателей, подрыв доверия к ним у несовершеннолетних;
2) побуждение несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемый товар;
3) создание у несовершеннолетних искаженного представления о доступности товара для семьи с любым уровнем достатка;
4) создание у несовершеннолетних впечатления о том, что обладание рекламируемым товаром ставит их в предпочтительное положение перед их сверстниками;
5) формирование комплекса неполноценности у несовершеннолетних, не обладающих рекламируемым товаром;
6) показ несовершеннолетних в опасных ситуациях, включая ситуации, побуждающие к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью; (в ред. Федерального закона от 21.07.2011 N 252-ФЗ)
7) преуменьшение уровня необходимых для использования рекламируемого товара навыков у несовершеннолетних той возрастной группы, для которой этот товар предназначен;
8) формирование у несовершеннолетних комплекса неполноценности, связанного с их внешней непривлекательностью.
Не допускается реклама:
1) товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации;
2) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также новых потенциально опасных психоактивных веществ; (в ред. Федеральных законов от 19.05.2010 N 87-ФЗ, от 01.05.2019 N 89-ФЗ)
3) взрывчатых веществ и материалов, за исключением пиротехнических изделий;
4) органов и (или) тканей человека в качестве объектов купли-продажи;
5) товаров, подлежащих государственной регистрации, в случае отсутствия такой регистрации;
6) товаров, подлежащих обязательной сертификации или иному обязательному подтверждению соответствия требованиям технических регламентов, в случае отсутствия такой сертификации или подтверждения такого соответствия, а также работ или услуг по оценке (подтверждению) соответствия, в том числе по приему и рассмотрению документов, необходимых для выполнения указанных работ и (или) оказания услуг, осуществляемых лицами, не имеющими аккредитации в национальной системе аккредитации (в случае, если получение такой аккредитации предусмотрено законодательством Российской Федерации), либо аккредитованными лицами, но без указания наименования аккредитованного юридического лица или фамилии, имени и (если имеется) отчества аккредитованного индивидуального предпринимателя и уникального номера записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц; (в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 262-ФЗ)
7) товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.
8) табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, в том числе трубок, сигаретной бумаги, зажигалок, а также устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов; (в ред. Федеральных законов от 21.10.2013 N 274-ФЗ, от 31.07.2020 N 303-ФЗ)
9) медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности; (в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)
10) услуг по подготовке и написанию выпускных квалификационных работ, научных докладов об основных результатах подготовленных научно-квалификационных работ (диссертаций) и иных работ, предусмотренных государственной системой научной аттестации или необходимых для прохождения обучающимися промежуточной или итоговой аттестации. (в ред. Федерального закона от 30.10.2018 N 383-ФЗ)
В рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
В рекламе, сообщающей о проведении конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее — стимулирующее мероприятие), должны быть указаны: (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 416-ФЗ)
1) сроки проведения такого мероприятия;
2) источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.
Если в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации реклама признается офертой, такая оферта действует в течение двух месяцев со дня распространения рекламы при условии, что в ней не указан иной срок.
Рекламные материалы или их копии, в том числе все вносимые в них изменения, а также договоры на производство, размещение и распространение рекламы должны храниться в течение года со дня последнего распространения рекламы или со дня окончания сроков действия таких договоров, кроме документов, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлено иное.
Рекламодатель по требованию рекламораспространителя обязан предоставлять документально подтвержденные сведения о соответствии рекламы требованиям настоящего Федерального закона, в том числе сведения о наличии лицензии, об обязательной сертификации, о государственной регистрации.
СИИ «Рекламный совет» представляет из себя широкий круг профессионалов маркетингового и медиарынков, работающих в таких областях, как маркетинговые коммуникации, креативная индустрия, связи с общественностью и медиа, а также в иных смежных областях.
Сообщается, что в соответствии с Федеральным законом «О рекламе» с 1 января 2014 года реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.
Между тем, согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58, понятие «медицинская деятельность» шире, чем понятие «медицинская услуга». Таким образом, запрет распространения рекламы медицинских услуг, за исключением распространения такой рекламы в специально определенных Федеральным законом «О рекламе» местах, не распространяется на рекламу медицинской деятельности.
Исходя из этого, с учетом мнения ВАС РФ, сама по себе реклама медицинского учреждения, не содержащая указания на конкретные медицинские услуги, не подпадает в сферу действия Федерального закона «О рекламе», в том числе в случае если такая реклама содержит указание на профиль деятельности организации (специализацию), например, стоматология, терапия, педиатрия.
Проект N 266092-5
Вносится депутатом Государственной Думы
А.В. Беляковым
О внесении изменений в статью 24 Федерального закона «О рекламе» в части запрета рекламы лекарственных средств вне специализированных мероприятий и медицинских печатных изданий
«Статья 24. Реклама лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг и методов лечения
1. Реклама лекарственных средств, методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.
2. Сообщение в рекламе о свойствах и характеристиках, в том числе о способах применения и использования, лекарственных средств и медицинской техники допускается только в пределах показаний, содержащихся в утвержденных в установленном порядке инструкциях по применению и использованию таких объектов рекламирования
3. Реклама лекарственных средств, содержащих разрешенные к применению в медицинских целях наркотические средства или психотропные вещества, внесенные в список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, и список психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, запрещается, за исключением рекламы таких лекарственных средств в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.
Депутаты разрешили рекламу медицинских услуг
Предлагаемые законопроектом дополнительные ограничения в отношении допустимых мест распространения рекламы лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, содержат существенный запрет, который фактически лишит потребителей данного товара права на получение информации о лекарственных средствах даже в местах их продажи, а также будет способствовать развитию скрытых форм и методов распространения рекламы указанных товаров под видом иных товаров, не ограниченных к рекламированию.
Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации не поддерживает проект федерального закона в представленной редакции.
Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации —
Руководитель Аппарата Правительства
Российской Федерации
С.Собянин
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО “Кодекс” и сверен по:
рассылка
В России не существует отдельного закона о рекламе медицинских услуг и лекарств в 2019-2020 году. Однако в законодательстве представлены прочие правовые документы, на основании которых можно составить общий список требований, предъявляемых к рекламе в сфере медицины.
В российском законодательстве есть несколько основных юридических актов, на которые опираются специалисты для установления правовой деятельности в сфере рекламы медицинских товаров. Главными из них являются:
- ФЗ «Об обращении лекарственных средств»
- ФЗ «О рекламе»;
- ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»;
- постановление Правительства РФ об утверждении Положения госконтроле за оборотом медицинских изделий.
Основным актом, на который опираются специалисты в рассматриваемом вопросе, является федеральный закон о рекламе от 13.03.2006 г. Информация о медицинских услугах содержится в статье № 24, в которой приведены требования к рекламной деятельности в этой сфере.
Последние изменения в действующем законопроекте существенно не повлияли на его смысловую составляющую. Поправки коснулись самого наименования и четырех частей ст. 24 ФЗ-38: 3, 3.1, 7 и 8.
Поправки официально запретили рекламировать вне мест проведения фармацевтических, медицинских выставок, семинаров, конференций и тому подобных мероприятий либо профильных печатных изданий следующие объекты медицинского предназначения:
- рецептурные лекарственные препараты,
- методы профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации,
- медицинские изделия, для использования которых требуется спецподготовка.
Запрещено также рекламировать лекарственные средства, содержащие:
- разрешенные к применению в медицинских целях наркотические, психотропные вещества, внесенные в список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых установлены законом определенные меры контроля,
- психотропные вещества, оборот которых в России ограничен и в отношении которых допущено исключение некоторых мер контроля.
Согласно внесенным поправкам, допустима реклама вышеперечисленного в том случае, если пропаганда ведется во время медицинских семинаров и выставок, которые посещают только квалифицированные специалисты.
В законодательном акте все требования к рекламе медицинских товаров делятся на две смысловые группы. В первую входят основные стандарты. Они определяют пропаганду все видов услуг, вне зависимости от того, входят ли они в сферу медицины либо нет. Реклама должна соответствовать нормам добросовестности и предоставлять правдивые сведения.
Вторая группа включает специальные правила, касающиеся только медицинских препаратов. На пропаганду в этой сфере накладываются определенные ограничения:
- нельзя обращаться непосредственно к гражданам, которым еще не исполнилось 18 лет;
[2]
Для БАДов установлены отдельные запреты и ограничения, перечисленные в ст. 25 ФЗ-38.
Закон не просто определяет список правил, которые следует применять во время трансляции лекарственных препаратов, но и устанавливает штрафы для нарушителей правового акта (ч. 5 ст. 14.3 КоАП РФ). Для тех, кто не соблюдает законодательные нормы, предусмотрены следующие административные взыскания:
- штраф от 2 до 2.5 тыс. руб. для физических лиц;
- штраф от 10 до 20 тыс. руб. для госслужащих;
- штраф от 200 до 500 тыс. руб. для организаций.
- Галахова, А. В. Особенная часть Уголовного кодекса Российской Федерации. Комментарий. Судебная практика. Статистика / Под редакцией В.М. Лебедева, А.В. Галахова. — М.: Городец, 2015. — 367 c.
- Кучерена Анатолий Бал беззакония. Диагноз адвоката; Политбюро — М., 2015. — 352 c.
- Чухвичев, Д. В. Законодательная техника / Д.В. Чухвичев. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2012. — 416 c.
- Марченко, М. Н. Проблемы общей теории государства и права. Учебник. В 2 томах. Том 1. Государство / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2015. — 752 c.
- Сомов, В.П. Латинско-русский юридический словарь: моногр. / В.П. Сомов. — М.: ГИТИС, 2014. — 104 c.
Юридические требования к рекламе медицинских услуг, препаратов и БАДов
Екатерина Тиллинг
Руководитель практики по интеллектуальной собственности компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры»
Существуют два основных правовых акта:
Федеральный закон РФ «О рекламе» от 3 марта 2006 г. No 38-ФЗ (ст. 5, 7, 24, 25)
Федеральный закон РФ «О лекарственных средствах» от 22 июня 1998 г. No 86-ФЗ
Основные органы, рассматривающие дела о нарушении законодательства о рекламе это ФАС РФ, УФАС регионов (новые Правила рассмотрения дел):
по собственной инициативе;
по заявлению заинтересованных лиц;
в связи с обращением госорганов.
Суды общей юрисдикции:
по искам потребителей;
по искам авторов.
Арбитражные суды:
по искам компаний, в отношении которых вынесено решение ФАС;
по искам компаний-конкурентов;
по искам компаний правообладателей товарных знаков и авторских прав.
Ответственность за нарушение законов о рекламе и о конкуренции:
прекращение рекламы;
осуществление контррекламы;
уплата административного штрафа от 40 до 500 тыс. руб.;
возмещение убытков, морального вреда, репутационного вреда.
Общие требования к рекламе лекарственных средств и медицинского оборудования (ст. 5 Закона о рекламе):
запрет на использование образов медицинских и фармацевтических работников (за исключением использования таких образов в рекламе для медицинских и фармацевтических работников);
запрет на указание, что товар одобрен органами государственной власти или местного самоуправления;
в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники (это типичная ошибка для рекламы БАД, которые не являются лечебным препаратом);
не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Запреты (ст. 24 Закона о рекламе):
реклама наркотических средств или психотропных веществ, за исключением специализированных мероприятий и изданий (п. 9);
рекламные акции, сопровождающиеся раздачей образцов лекарственных средств, содержащих наркотические и психотропные вещества;
реклама лекарственных средств в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам врачей, методов лечения, а также изделий медицинского назначения и медицинской техники, для использования которых требуется специальная подготовка (п. 8);
не допускается реклама товаров, подлежащих обязательной сертификации или иному обязательному подтверждению соответствия требованиям технических регламентов, в случае отсутствия такой сертификации или подтверждения такого соответствия (ст. 7).
Требования законодательства к рекламе лекарственных средств и медицинского оборудования:
нельзя обращаться к несовершеннолетним;
запрет использования ссылок на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека;
запрет на создание представлений о преимуществах путем ссылки на факт проведения исследований, являющихся обязательными для объекта рекламирования;
недопустимо создание представления о ненужности обращения к врачу;
нельзя утверждать о наличии у потребителя заболеваний;
неправомерно гарантировать положительное действие, безопасность, эффективность, отсутствие побочных эффектов;
запрещено представлять лекарство как БАД или добавку, не являющуюся лекарственным средством;
недопустимо утверждать, что безопасность и/или эффективность объекта рекламирования гарантированы его естественным происхождением.
Обязательное требование: сопровождение рекламы лекарственных средств, в том числе методов лечения, медицинской техники предупреждением о наличии противопоказаний к применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получению консультаций специалистов.
Обязательно как в отношении лекарственных средств, так и медицинских услуг и медицинской техники!
Законом предусмотрены формулировки: «Перед употреблением необходимо ознакомиться с инструкцией» или «Имеются противопоказания. Необходимо проконсультироваться со специалистом». При этом: закон оставляет право выбора указания одного из перечисленных предупреждений.
Федеральный закон № 38 был отредактирован 31 декабря 2017 года. При последнем рассмотрении законодательного проекта изменения в статью 24 о рекламе медицинских услуг не были внесены.
Поправки в ст 24 вносились при редакции от 28 июня 2014 года. В ходе редакции была изменена часть 8 настоящей статьи. По закону рекламное сообщение лекарственных препаратов в определенных дозировках допускается только в местах проведения научных и медицинских выставок.
В положениях статьи 44 ФЗ 122 «О лекарственных средствах» описаны законные требования к рекламе лекарственных препаратов.
Допускается проводить рекламную политику в отношении медикаментов:
- которые могут быть отпущены без рецепта врача;
- если она не направлена на выделение наилучших качеств препарата в соотношении с другими;
- если реклама не подрывает репутацию других производителей и не скрывает побочные действия лекарства;
- не допускается сравнение одного препарата с другими для усиления рекламного эффекта;
- рекламный ролик или вывеска не должны ссылаться на ненужность в использовании консультаций врачей;
- реклама не должна гарантирована стопроцентный положительный результат применения препарата.
В статье 25 ФЗ «О рекламе» обозначены требования к рекламированию биологически-активных и пищевых добавок, а также продуктов для детей. Данный вид продвижения товара не должен:
- Демонстрировать лечебные свойства добавок.
- Ссылаться на конкретных людей, которым помогли препараты.
- Побуждать граждан отказаться от здорового питания и привычного образа жизни.
- Перечислять только преимущества продукта, без указания побочных действий на организм человека.
Относительно рекламы продуктов детского питания, то она не должна выставлять продукт, как заменитель грудного вскармливания или правильного питания. Также рекламное обращение не должно содержать информацию о преимущества искусственного кормления детей.
- Сейчас
- Вчера
- Неделя
Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ
В июне 2014 года был одобрен Федеральный закон от 28.06.2014 № 190-ФЗ «О внесении изменений в 24 статью Федерального закона «О рекламе», согласно которому было разрешено рекламировать медицинские услуги во всех средствах массовой информации.
Согласно статьи 24 ФЗ «О рекламе», пропаганда медицинских услуг обязательно должна сопровождаться специальным сообщением, которое предупреждает о возможных ограничениях к их употреблению. А также сопровождаться рекомендацией о необходимости ознакомления с предписанием по их использованию или получении квалифицированной консультации у специалистов. Длительность размещения рекламы в радиопередачах, не должна быть более 3 секунд, а распространение в телепередачах, кино и видеообслуживании может быть продлена до 5 секунд.
Стоит отметить, что нормы и требования 7 части 24 статьи не относятся к рекламе, которая размещается в местах проведения медицинских и фармацевтических выставочных конгрессов, занятий и семинаров. А также в типографических публикация специального назначения, клиентами которых являются исключительно сотрудники медицинских и фармацевтических назначений.
Главные изменения в законе, касающиеся рекламы соответствующих услуг, заключаются в уточнении некоторых медицинских терминов. Это связано с тем, что рекламодатели и распространители рекламы зачастую ошибочно воспринимали такие понятия, как медицинские услуги и медицинская деятельность. Медицинские услуги — врачебное вмешательство или комплекс врачебной помощи, которые направлены на осуществление профилактических, диагностических и лечебных действий. А понятие «медицинская деятельность» значительно шире.
Согласно изменениям в законе нельзя применять точные наименования медобслуживаний, а именно:
- рентген;
- УЗИ;
- кардиограмма;
- МРТ;
- протезирование;
- все подвиды анализов, процедур и терапий, а также выдачу врачебной документации.
Запрещается использовать фразы, которые напрямую касаются обеспечения здравоохранения, а также определенных действий врачей или медучреждений, например:
Общефедеральный кодекс от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» подразделяется на 2 основные группы требований относительно рекламирования медицинских услуг и лекарств:
- основные нормы. Данные требования касаются рекламирования в целом, включая и пропаганду медуслуг. Главными требованиями является добросовестность и достоверность информации;
- специальные нормы.
Реклама лекарственных средств и медицинских услуг имеет некоторые ограничения. Согласно специальным требованиям, пропаганда не должна:
- напрямую обращаться к лицам, не достигшим совершеннолетия;
- содержать мнимые представления о преимуществах субъекта рекламирования путем ссылки на факт осуществления исследований, обязательных для общемуниципальной регистрации субъекта объявления;
- содействовать формированию у потенциального здорового покупателя чувства о необходимости употребления субъекта рекламирования;
- способствовать формированию ощущения ненужности обращения к врачам;
- гарантировать стопроцентный результат от применения лекарства, а также его безопасность, производительность и отсутствие побочных действий;
- предоставлять субъект рекламирования в качестве положительной биологически активной добавки;
- утверждать, что безопасность и (или) эффективность лекарственного субъекта гарантирована его природным происхождением.
Законодательство Российской Федерации настоятельно рекомендует соблюдать все вышеуказанные правила. За их несоблюдение, статья 14.3 КоАП устанавливает внушительные штрафные санкции. Размер административного взыскания: для российских граждан — от 2 000 до 2 500 рублей; для государственных служащих — от 10 000 до 20 000 тысяч рублей; для юридических лиц — от 200 000 до 500 000 рублей.
Ответственность за несоблюдение нормативных актов России о рекламе, касающиеся времени, месте и средств распространения рекламы, несет рекламораспространитель. Настоящий Федеральный закон не регламентирует специально разрешенное время для рекламирования медицинского обеспечения и лекарственных средств.
В соответствии с изменениями, вступившими в законную силу с 01.01.2015, было установлено разрешенное время только для пропаганды алкогольной продукции.
Требования к рекламе медицинских услуг
В новом законе существенно переработаны общие требования к рекламе. Детально описаны:
- особенности различных способов распространения рекламы (при дистанционном способе их продажи, с использованием стимулирующих мероприятий, распространяемой по сетям электросвязи общего пользования и др.),
- особенности рекламы для некоторых видов товаров (биологически активных и пищевых добавок, детского питания, лотерей, игр, пари, услуг по договору пожизненной ренты),
- а также порядок осуществления госконтроля в сфере рекламы.
В перечень понятий, используемых в рекламном законодательстве, введены понятия «объект рекламирования», «товар», «социальная реклама», «спонсор». Определены общие требования, предъявляемые к рекламе, а также формы недобросовестной и недостоверной рекламы.
Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ вступит в действие в основной своей части с 1 июля 2006, некоторые положения — с 1 июля 2007 года, а наиболее жесткие ограничения, касающиеся телевизионной рекламы, — только с 1 января 2008 года. Со дня вступления в силу нового закона утрачивает силу Федеральный закон от 18.07.1995 № 108-ФЗ «О рекламе».
Рассмотрим основные изменения и нововведения рекламного законодательства.
Требования к рекламе в телепрограммах, телепередачах и на радио стали более жесткими.
Основное новшество — сокращение рекламных пауз в прайм-тайм (с 19.00 до 24.00).
В 2006 и 2007 гг. телереклама будет размещаться на каналах по следующей схеме: не более 20 % (12 мин.) от эфира в час и не более 15 % от объема вещания в сутки.
С 2008 года допустимый объем рекламы в течение часа будет уменьшен до 9 мин. (15 %), а длина рекламного блока не должна превышать 4 минуты. Под общие ограничения рекламы подпадают и такие виды рекламы как телемагазины, бегущие строки и «наложение рекламного кадра».
Новый закон описывает наружную рекламу на порядок более детально.
Нововведения: принудительный демонтаж рекламных конструкций возможен местными властями лишь по решению суда. До сих пор достаточным основанием для демонтажа было предписание местных властей.
Во внесудебном порядке возможен демонтаж в случае, если реклама была установлена самовольно, без надлежащего разрешения.
С 1 января 2007 года реклама алкоголя и табака, табачных изделий и курительных принадлежностей покинет ТВ и наружные носители (монтируемые и располагаемые на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их).
Новый закон предусматривает запрет рекламы табака на радио, ограничивает проведение промоакций местами продаж, ужесточает ограничения по табачной рекламе вблизи детских, культурных и медицинских организаций и обязывает производителей сигарет вдвое (с 5 % до 10 %) увеличить долю рекламного сообщения, отводимую под предупреждение о вреде курения.
Реклама алкогольных напитков не должна размещаться на первой и последней полосах газет и журналов и на всех видах транспортных средств общего пользования.
Не допускается демонстрация в любой рекламе процессов курения и употребления спиртных напитков.
Закон запрещает совмещать рекламу с дорожными знаками как в попутном, так и в обратном движению автотранспорта направлениях.
С 1 января 2007 года предполагается запретить распространение рекламы посредством передвижных рекламных конструкций на автомобилях (т.н. «брэндмобилей»).