Департамент общего аудита по вопросу учета субсидии

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Департамент общего аудита по вопросу учета субсидии». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Правильно исчислить НДС при субсидировании весьма непросто. Проблемы могут начаться уже на первом этапе — при определении целевого назначения средств. Ведь в нормативных актах далеко не всегда четко прописаны все условия предоставления бюджетной помощи и порядок ее использования.

Нормативное регулирование

Субсидии, полученные из федерального бюджета в связи с распространением COVID-19 (Постановления Правительства РФ от 24.04.2020 N 576, от 12.05.2020 N 658) налогоплательщиками, включенными по состоянию на 01.03.2020 в реестр МСП из пострадавших отраслей, отражаются в следующем порядке:

  • суммы субсидий не учитываются в доходах в целях налога на прибыль (пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ);
  • НДС принимается к вычету по расходам, произведенным за счет таких субсидий (п. 2.1, пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ);
  • расходы, произведенные за счет субсидий, указанные в пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ, не признаются в целях налога на прибыль (п. 48.26 ст. 270 НК РФ).

Бухгалтерский учет субсидий в МСФО

Международные стандарты фин. отчетности приняты во всем мире. Сюда входит бухгалтерский отчет по балансу, отчет о прибыли и убытках, движении денежных средств, капиталов. Все субсидии в МСФО можно разделить по таким категориям:

  • правительственные – когда средства предоставляются на некоторых условиях, которые компания обязана выполнить. В противном случае целевые деньги возвращается тому, кто их выделил;
  • для покупки активов на долгосрочную перспективу. Это также важный момент, который касается в основном деятельности крупных компаний с существенной долей участия со стороны государства. Такие предприятия способны влиять на социальную сферу или жизнь общества в целом;
  • субсидии, которые рассматриваются как доход компании;
  • средства, которые предоставляется в виде займа, но при этом правительство отказывается от его погашения на определенных условиях. Т е. это безвозмездная ссуда, в результате которой крупные компании оказывают положительное действие на экономику страны (региона).

Отсюда видно, что учет средств зависит от способа их получения. Это целевая помощь или же какие-то льготные условия, под которые выдается субсидия. В отчетности деньги отражаются по двум направлениям. Те, что относится к активам, записываются как прибыль, полученная в будущем. Или помощь вычитают из балансовой стоимости. Те, что относятся непосредственно к доходам, записываются в графе «Другие доходы» или же вычитывается из расходов.

Пример 1. Предприятию ООО «Магнат» выдана субсидия. На эти деньги приобретается участок земли, строится цех. Все работы должны быть закончены к 31 декабрю, а начаты 1 января. Участок стоит 5 670 000 руб. Проводки:

Дебет Кредит Описание Стоимость Документ
76 86 Долг относительно субсидии 5 670 000 руб.
76 Деньги из бюджета 5 670 000 руб.
08 60 Стоимость участка 5 670 000 руб. Договор о покупке земли
01 08 Участок, поставленный на учет 5 670 000 руб.
86 98/2 Сумма помощи для грядущего периода 5 670 000 руб. Предоставлена субсидия, имеется соглашение
98/2 91/1 Помесячно учитывается помощь (5 670 000 руб./ мес.) 515 455 руб. Субсидия предоставлена, имеется договор

Бухгалтерский учет субсидии на возмещение расходов

При организации бухгалтерского учета бюджетных средств чиновники рекомендуют руководствоваться ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи», утвержденным приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. № 92н (письма Минфина России от 20 января 2006 г. № 07-05-06/08, от 21 октября 2005 г. № 07-05-06/276). Если бюджетные средства признаются в бухучете по мере их фактического получения, то делаются такие проводки:
ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 86
— начислена субсидия;

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 76
— получена субсидия;

ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы»
— включена субсидия в доходы.

Учет субсидии на возмещение расходов предыдущих отчетных периодов можно вести с использованием счета 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет «Прочие доходы») без использования счета 86 «Целевое финансирование». Однако такой порядок учета осложняет аналитику. Поэтому целесообразно сумму предоставленных средств отражать на счете 86.

Государственное субсидирование по кредитам

Нередко для развития бизнеса небольшим предприятиям не хватает собственного дохода, что заставляет их обратиться в финансовые структуры за кредитованием. Взятые на развитие долговые обязательства иногда становятся неподъемной ношей для начинающего свою деятельность предприятия.

Такие долговые обязательства могут привести к банкротству организации, что для государства крайне невыгодно, так как в казну перестают поступать денежные средства налогоплательщиков.

Правительство РФ выдало Постановление от 29.12.2012 № 1406, которое указывают на порядок выделения субвенции предприятиям для погашения имеющихся долговых обязательств перед кредитными организациями. Их действие распространялось для представителей среднего и малого бизнеса, которые воспользовались кредитными программами для целевого назначения или в целях инвестирования.

По мере поступления бюджетных средств в бухучете предприятия делаются такие проводки: Дебет 76 – Кредит 86 (начислено субсидирование), Дебет 51 – Кредит 76 (получение субсидирования), Дебет 86 – Кредит 98 («Прочие доходы» – включение субвенции в доходную часть предприятия).

Если же дело касается возмещения имеющихся затрат, которые понесло предприятие в других отчетных периодах, субсидирование ведется на счету 91 «Прочие доходы», не использовав при этом счет 86.

Но тогда усложняется возможность аналитики. Поэтому в таких случаях специалисты рекомендуют полученную сумму средств отражать на Кредит 86.

Например :

Согласно НК РФ ст. 250 () государственная субвенция считается внереализационной прибылью организации. А датой поступления денежных средств будет приниматься дата фактического прихода суммы на счет (НК РФ ст. 271).

Затраты, которые понесла организация, зачастую списывают в прочих расходах. Из этого следует, что дополнительное налогообложение полученная субсидия от государства не требует.

Бухгалтерский учет должен учесть и НДС, а также вычеты в нем при получении денежных средств из бюджета.

Согласно ст. 146 НК РФ, налогом на добавленную стоимость облагаются реализованные товары или услуги на территории РФ. Субсидирование, которое направлено на возмещение государством затрат, понесенных предприятием, в налоговой базе не учитывается.

Это связано с тем, что его получение никак не зависит от реализации товара или предоставленных услуг.

Государственное субсидирование по кредитам

Нередко для развития бизнеса небольшим предприятиям не хватает собственного дохода, что заставляет их обратиться в финансовые структуры за кредитованием. Взятые на развитие долговые обязательства иногда становятся неподъемной ношей для начинающего свою деятельность предприятия.

Такие долговые обязательства могут привести к банкротству организации, что для государства крайне невыгодно, так как в казну перестают поступать денежные средства налогоплательщиков.

Правительство РФ выдало Постановление от 29.12.2012 № 1406, которое указывают на порядок выделения субвенции предприятиям для погашения имеющихся долговых обязательств перед кредитными организациями. Их действие распространялось для представителей среднего и малого бизнеса, которые воспользовались кредитными программами для целевого назначения или в целях инвестирования.

Действие этого постановления позволило многим предприятиям за счет выделенных государственных денег погасить такие виды взятых ранее займов :

  • которые пошли на покупку оборудования или необходимой спецтехники;
  • строительство новых цехов;
  • обустройство имеющихся помещений;
  • ГСМ, которые использовались для сельскохозяйственных целей (посев, уборка и т. д.);
  • приобретение птицы или голов скота для разведения.

Порядок распределения субсидирования определяют региональные органы власти. Они создают комиссии, имеющие право делать требования более жесткими к соискателям, беря во внимание особенности местных условий. Заседания проводятся согласно утвержденному графику. Обычно эта периодичность составляет не реже одного раза в месяц.

Как избежать ошибок при налогообложении субсидий

Правильно исчислить НДС при субсидировании весьма непросто. Проблемы могут начаться уже на первом этапе — при определении целевого назначения средств. Ведь в нормативных актах далеко не всегда четко прописаны все условия предоставления бюджетной помощи и порядок ее использования.

А без верной оценки категории субсидии невозможно принять обоснованное решение о порядке расчета НДС.

Но предприниматель, получивший государственную поддержку, в первую очередь хочет думать о ее эффективном использовании для развития своего бизнеса, а не о том, как эта сумма облагается налогами. Профессиональные консультанты 1C-WiseAdvice дают возможность руководителям компаний сосредоточиться на основных бизнес-процессах, не отвлекаясь на учет субсидий и их налогообложение.

За всеми бюджетными средствами, выделяемыми для предпринимателей с целью реализации их нужд, ведется строгий контроль. Это позволяет вовремя обратить внимание на молодые, развивающиеся предприятия и скорректировать необходимое субсидирование в нужное русло.

Непосредственную ответственность за неправомерные начисления по субвенциям несут сотрудники Министерств, а также банковские организации, которые взяли на себя ответственность проводить подобные выплаты.

Продуктивность использования субвенции определяется путем вычисления соотношения объема кредитования, которое указано в Постановлении, и суммы, указанной в соглашении о реализации, а также индексов производства.

Если же проведенный анализ покажет, что субсидия была израсходована нецелесообразно или оказалась малоэффективной, то в дальнейшем ее сумма будет снижена, а остатки перечислены в местный бюджет.

Каждый представитель из сферы малого или среднего бизнеса на территории РФ может рассчитывать на помощь от государства на предоставление ему субсидирования для погашения кредитных обязательств, взятых с целью развития бизнеса.

И для предпринимателя, и для государства – это выгодный путь реализации своих потребностей. Государственная субсидия имеет целевое назначение и не может быть использована для других нужд предприятия.

Субсидия — помощь, оказываемая государством в форме передачи организациям и предпринимателям денежных средств в обмен на соблюдение ими определенных условий.

Налогообложение полученных субсидий различается в зависимости от их целевого назначения. А назначение субсидий может быть разное — на возмещение части недополученных доходов, на частичное возмещение затрат, на погашение убытков прошлых лет, на развитие собственного дела по государственным программам поддержки субъектов малого и среднего бизнеса. Если вы получали субсидии, то ищите свою ситуацию и рекомендации, как надо поступать.

Важной особенностью использования средств субсидии является обязанность компании расходовать их неукоснительно по целевому назначению, четко соблюдая оговоренные условия предоставления. Никаких альтернативных вариантов законодательством не предусматривается, при невозможности реализовать проекты, на которые поступила бюджетная субсидия, полученные средства придется вернуть. Возврат субсидии осуществляется в зависимости от метода отражения полученных средств и момента возникновения обязательства по возврату средств.

Если дотация возвращается в год ее получения, то компании достаточно сторнировать проводки, которыми сопровождалось ее поступление (кроме Д/т 51 К/т 76) и использование. На момент фактического перечисления возвращенной дотации делают обратную бухгалтерскую запись – Д/т 76 К/т 51.

Возврат субсидии, полученной в прошлые годы, оформляется так:

Операции

По капвложениям

Отражена задолженность по возврату субсидии

Восстановлены дотационные средства в сумме начисленного износа

Восстановлена сумма субсидии

По текущим затратам

Задолженность по возврату ранее предоставленной субсидии

Размер субсидии восстановлен в сумме реально понесенных расходов

Условия получения и возврата

Предоставление бюджетной поддержки коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям регламентируется положениями ст. 78 Бюджетного кодекса РФ. Если же субсидии выдаются из нижестоящих бюджетов (региональных и местных), то помимо указанной нормы нужно руководствоваться и нормативными правовыми актами, принимаемыми на уровне субъекта РФ и отдельных муниципальных образований.

Субсидии предоставляются на основании соответствующего договора (соглашения), в котором содержатся права, обязанности и ответственность сторон. Такой порядок выделения субсидии предусмотрен независимо от «уровня» бюджета.

Согласно п. 1 ст. 78 БК РФ субсидия выдается на безвозмездной и безвозвратной основе. Но такая безвозмездность весьма условна. Дело в том, что обязательным условием предоставления субсидии является целевой характер ее использования (ст. 38 БК РФ). И если получатель нарушает это условие, то деньги могут быть взысканы обратно в бюджет. Это прямо предусмотрено в п. 3.1 ст. 78 БК РФ.

А что будет в ситуации, когда получатель субсидии частично нарушит условие о целевом расходовании бюджетных средств? То есть если не по целевому назначению истрачена не вся субсидия, а только часть?

В законодательстве нет ответа на этот вопрос. Поэтому решать его приходится в судах. По мнению арбитров, в такой ситуации бюджет может претендовать на возврат только той части субсидии, которая реально потрачена не по назначению. Причем суды считают, что требовать возврата всех денег нельзя, даже если договором (соглашением) установлено обязательство получателя возвратить полученную сумму в полном размере. Например, такой вывод содержится в постановлении Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2017 по делу № А64-2562/2016.

Отражение субсидий в бухгалтерском учете

Определение субсидии как целевой помощи (ПБУ 13/2000) является главным условием применения счета 86 «Целевое финансирование». Именно на нем аккумулируются суммы, объединяемые единым термином «субсидии» — учитываются поступления, контролируется использование средств по назначению и осуществляется возврат неосвоенных сумм.

Поступление субсидии фирма может отражать в учете двумя способами:

  1. Зафиксировав на момент подписания договора о предоставлении дотации задолженность бюджета по дебету сч. 76, а при получении субсидии – кредитуя его:

Д/т 76 К/т 86 – на сумму предполагаемой субсидии;

Д/т 51 (08, 10) К/т 76 – на поступление средств, инвестиций, ТМЦ, имущества и др. в рамках договора о целевом субсидировании;

  1. По факту поступления средств:

Д/т 08, 10, 51 К/т 86 – на сумму субсидии.

Пунктом 1 ст. 170 НК РФ установлено, что суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг, имущественных прав), не включаются в расходы при исчислении налога на прибыль организаций, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст.170 НК РФ.
В п. 2 ст. 170 НК РФ содержится исчерпывающий перечень операций, при которых суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг). Операции, связанные с оплатой товаров (работ, услуг) за счет средств федерального бюджета, в указанном перечне не поименованы.
Таким образом, при оплате товаров (работ, услуг) за счет средств федерального бюджета суммы НДС, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), не могут быть учтены покупателем в составе расходов для целей налогообложения прибыли организаций (Письмо Минфина РФ от 19.03.2012 № 03-03-06/4/20).
Согласно пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ суммы НДС, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном настоящей главой, подлежат восстановлению налогоплательщиком в случаях: при получении налогоплательщиком в соответствии с законодательством РФ субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога, а также при возмещении затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету.
Суммы налога, подлежащие восстановлению в соответствии с настоящим подпунктом, не включаются в стоимость указанных товаров (работ, услуг), а учитываются в составе прочих расходов в соответствии со ст. 264 НК РФ.
Восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором получены суммы предоставляемых субсидий.
При получении налогоплательщиком частичной компенсации затрат на приобретение товаров (работ, услуг) за счет субсидий, выделенных из федерального бюджета, восстановление налога на добавленную стоимость производится в части полученных субсидий (Письмо Минфина РФ от 19.01.2012 г. № 03-07-11/15).

Общие понятия налогообложения грантов

Целевое финансирование в виде грантов не является объектом налогообложения и не включается в облагаемую прибылью или единым налогом базу (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Расходы, осуществляемые за счет средств полученного гранта, не учитываются в затратах, уменьшающих налогооблагаемую базу. В статье приводится точное понятие гранта, его назначения и организаций, предоставляющих целевые средства. Условия признания целевого поступления грантом указаны в таблице.

Признак Подробное описание
Характеристика гранта Передача средств производится безвозмездно и без возврата
Ограниченный перечень грантодателей Физические лица, некоммерческие организации и иностранные компании согласно перечня Правительства
Виды исследовательских направлений Образование, искусство, культура и другие, приведенные в пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ

Из положений следует, что средства, предоставляемые коммерческими организациями, фондами или направленные на иные, не поименованные в перечне статьи, не могут признаваться грантами в целях налогообложения. Целевые поступления, не соответствующие условиям или не учитываемые отдельно, включаются в состав доходов предприятий.

Бухгалтерский учет государственной помощи, предоставляемой в виде субвенций, субсидий, бюджетных кредитов, включая предоставление в виде ресурсов, отличных от денежных средств, регулируется ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» . Согласно п. 7 этого документа указанные виды финансовой помощи следует рассматривать как средства целевого финансирования. При этом возможны два варианта признания бюджетных средств:

  • по мере их фактического получения (при получении целевого финансирования увеличиваются счета учета денежных средств);
  • по мере возникновения целевого финансирования (отражается задолженность по этим средствам).

Утверждено Приказом Минфина России от 16.10.2000 N 92н.

В соответствии с п. 8 ПБУ 13/2000 бюджетные средства списываются со счета учета целевого финансирования как увеличение финансовых результатов организации.

Бюджетные средства, предоставленные в порядке финансирования расходов, понесенных организацией в предыдущие отчетные периоды, отражаются как возникновение задолженности по таким средствам и увеличение финансового результата организации как прочие доходы (п. 10 ПБУ 13/2000), то есть предполагается запись Дебет 76 Кредит 91-1. Однако, на наш взгляд, такой порядок учета осложняет заполнение форм бухгалтерской отчетности. Поэтому считаем целесообразным сделать в бухгалтерском учете строительной компании следующие проводки:

  • Дебет 76 Кредит 86 — отражена задолженность по выделенным из бюджета денежным средствам;
  • Дебет 86 Кредит 91-1 — увеличены прочие доходы строительной компании (на дату принятия решения о выделении компенсации);
  • Дебет 51 Кредит 76 — на расчетный счет поступили денежные средства в счет возмещения платежа по договору лизинга.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *