Эмиграционный поток в 2021 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Эмиграционный поток в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В первую очередь, ухудшение миграционного кризиса произошло из-за Шенгенского соглашения и Дублинского регламента. Согласно первому документу, погранконтроль осуществляется только на границах конкретной зоны, которая находится под наблюдением приграничных государств. Жители стран, подписавших соглашение, а также все, кто находится на их территории, пересекают границы быстрее.

Дублинский регламент определяет ответственность стран за выдачу ходатайств о политическом убежище. Ответственным государством признается то, куда въехал беженец, где подал прошение и сдал отпечатки пальцев. Как только мигрант выехал в третью страну, ее правительство имеет право депортировать его.

Статистика международной миграции рабочей силы за 2021 – 2021 года

Причина правового характера в основном — вооруженный конфликт в родной стране мигранта. К другим мотивам относятся:

  • Преследование по расовым, национальным, религиозным причинам.
  • Наличие у мигранта гражданства конкретной страны.
  • Преследование по политическим причинам.
  • Социальный статус.
  • Существование угрозы безопасности семье и собственной жизни.

Преследования должны исходить не от отдельных лиц, а от правительства, его силовых структур, организованной преступности. Если мигрант заявит, что страдал от конкретного человека, то о статусе беженца можно забыть.

Получить статус беженца не смогут следующие категории мигрантов:

  • Нелегально или легально работали до официального решения службы миграции.
  • Были совершены противоправные финансовые преступления.
  • Участие в криминальных столкновениях.
  • Наличие уголовной ответственности на родине, которая связана с насилием или преступлением в имущественной сфере.
  • Желание мигрантов улучшить собственное финансовое положение за счет пособия для беженцев в Европе.
Численность утвержденных ходатайств Страны Европы
40 560 Германия
30 650 Швеция
20 580 Италия
14 815 Франция
510 Венгрия
10 050 Великобритания
12 550 Нидерланды
15 410 Швейцария
8055 Бельгия
5480 Дания
4910 Норвегия
7000 Болгария
1970 Греция
720 Польша
1585 Испания
1270 Финляндия
995 Кипр
740 Румыния
400 Ирландия
1260 Мальта
375 Чехия
120 Люксембург
25 Хорватия
40 Португалия
70 Литва
45 Словения
25 Латвия
170 Словакия
30 Исландия
20 Эстония
  • Получение через время вида на временное или постоянное жительство. Для этого не надо участвовать в специальных программах по миграции, учить язык и собирать дополнительные баллы.
  • Беженский статус можно просить, как только иностранец пересечет границу ЕС или въедет на его территорию на законных основаниях.
  • Потенциальный беженец получает социальную поддержку и жилье, медицинскую помощь, психологическую поддержку.
  • Нет утечки информации, кто запрашивает статус беженца.
  • Политическое убежище предоставляется одновременно всем членам семьи, что позволяет не разрывать родственных отношений и не разлучать детей с родителями.

Хороший итог тяжелого года: что нового ждет мигрантов в России в 2021-м

Тем временем руководство РФ пыталось спасти экономику страны и обеспечить работой как можно большее число граждан. К примеру, Владимир Путин в апреле настоятельно рекомендовал главам регионов не замораживать стройки, а продолжить работы (пусть и в замедленном темпе) с соблюдением карантинных правил.

Кроме этого, президент продлил срок пребывания иностранцев в России и одобрил наем мигрантов без разрешения на работу на время пандемии. В Москве власти и вовсе отменили плату за патент до 15 июня 2020-го. В довершение — с сентября нынешнего года иностранным собственникам жилья в России разрешили регистрировать своих родственников, что в будущем должно способствовать воссоединению семей.

Первая новость касается иностранных граждан, у которых в России есть близкие родственники — граждане Российской Федерации. Согласно статье 2 Семейного кодекса близкими родственники у нас являются:

  • дети,
  • родители,
  • супруг или супруга.

Для них могут сделать исключение в миграционном законодательстве. Соответствующий законопроект внесён на рассмотрение в Госдуму 14 января 21 года.

Вкратце, законопроект предлагает дополнить статью 7 и 9 закона “ О Правовом положении иностранных граждан”.

Эти статьи касаются аннулирования вида на жительство, при наличии двух и более административных штрафов. А также дополнить пункт 11 статьи 27 закона “О порядке выезда и въезда в Российскую Федерацию”. Очень многие с ним уже сталкивались или возможно что ещё столкнуться пока этот законопроект будут рассматривать. Он дает возможность за два и более штрафов оформить запрет на въезд в Российскую Федерацию.

Так вот, данный законопроект вносит положение запрещающие распространение действий данных пунктов на иностранных граждан, у которых есть близкие родственники с гражданством РФ. При условии, что последние постоянно проживают на территории России. То есть имеют регистрацию в паспорте.

Следим за развитием событий и надеемся, что депутаты рассмотрят и примут данные изменения в ближайшее время.

Второе, как сообщается ТАСС, Федеральные органы власти поддержали инициативы Минэкономразвития по представлению вида на жительство для иностранных инвесторов.

Согласно проекту для получения вида на жительство по данному основанию иностранный гражданин должен вложить в предпринимательство от 10 миллионов или владеть недвижимостью стоимостью от 30 миллионов рублей.

В министерстве рассчитывают, что в ближайшее время данный законопроект будет рассмотрен. Ранее директор департамента Минэкономразвития, который связан именно с проектами и странами СНГ сообщил, что вступление в силу данного закона планируется не ранее середины 2021 года.

Также глава МВД по миграции заявляла, что готовится серьёзные изменения в закон о правовом положении иностранных граждан. Которые должны быть приняты летом 2021 года

Будем надеяться, что появятся новые основания для оформления вида на жительство. Напомним, что в прошлом году в марте месяце прошлого года было анонсировано поручение президента об отмене РВП.

Скорее всего, по всей информации, которая поступает из МВД, к середине лета будем надеяться, что данный вопрос будет решен и действительно будет реформирован закон о правовом положении иностранных граждан, которому уже более 18 лет.

На 19 января 21 года запланировано рассмотрение в первом чтении проекта закона о запрете государственным и муниципальным служащим иметь второе гражданство/вид на жительство. Данный законопроект внесён в Госдуму президентом России Владимиром Путиным.

Новые правила рассмотрения заявлений на квоты РВП

В связи с постановлением правительства Российской Федерации от 29 декабря № 2345 утверждены новые правила распределения квот на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства РВП. Постановление вступило в силу 14 января 2021 года

Там перечислены критерие, которые принимает во внимание комиссия по принятию решения о выдаче РВП:

  • официальное трудоустройство;
  • наличия образования;
  • специальности по профессии;
  • наличие официального источника дохода;
  • наличии родственников граждан Российской Федерации, которые постоянно проживают на территории России;
  • наличие жилого помещения;
  • отсутствие судимости.

А также были ли случаи привлечения к административной ответственности в течение года.

Заметим, что основным критерием является работа с официальным трудоустройством в России не менее 6 месяцев на протяжении трёх последних лет. До даты обращения с заявлением на квоту (2017- 2020 годы). То есть вы должны оценить работали вы не менее 6 месяцев в указанные периоды.

Посмотрите эти критерии прежде, чем подавать заявление на квоту и оцените свои шансы. Теперь это постановление вступило в силу. Это значит, что теперь в МВД должны разработать новую форму заявки-анкеты.

По отзывам во многих регионах сейчас не принимают заявление на квоту и ждут эту новую форму и перечень документов.

Так что внимательно следите за сайтами ваших территориальных управлений по миграции. Уточняйте информацию, когда будет дата приема заявлений на квоту в ваших регионах.

Подчеркнём, что теперь заявление на квоту рассматривается в течение 30 рабочих дней. Решения принимаются голосованием членов комиссии и оформляются протоколом. Извещают вас по фактическому адресу или по электронной почте.

Министерство труда и социальной защиты собирается рассматривать вопрос введения ограничения работы в такси для иностранных граждан. Депутат Заксобрания Петербурга Андрей Анохин направил соответствующее обращение к главе Минтруда.

Он попросил министра продумать меры, которые способны ограничить возможности трудоустройства таксистами для иностранных граждан в связи с ростом ДТП и других происшествий.

Ранее уже не раз поднималась и данный вопрос, как депутатами, так и другими госслужащими и обсуждался в Госдуме. В этом вопросе есть две позиции:

  1. Разрушить только гражданам Российской Федерации работать в такси;
  2. Иностранцы должны получить водительские права российского образца, на основании которых можно будет работать такси.

Вот данных две позиции, которые фактически обсуждаются в Госдуме, но пока это только обращение. Решение вопроса остается открытым.

Миграция в 2021 году: последние новости и законопроекты

В МВД не хотят, чтобы иностранцы, получившие вид на жительство или гражданство РФ, ездили по российским улицам с иностранными или международными правами. В своем законопроекте ведомство предлагает обязать таких автомобилистов менять водительские удостоверения на российские. Срок на замену – шесть месяцев.

То есть иностранные права будут действовать в РФ в течение полугода после выдачи ВНЖ или паспорта. А затем нужно будет сделать российские.

В МВД сейчас трудятся над новой концепцией миграционной политики. Когда закончат — выпустят совершенно новый закон для мигрантов. Основные изменения, которые планируются на ближайшие год-два:

  • РВП совсем уберут из процесса легализации. Этот статус в России больше не нужен — так считают и в МВД, и в правительстве;
  • Появится больше оснований для получения ВНЖ;
  • Мигрантам начнут выдавать ID-карты. Документ будет включать все данные о своем владельце, в том числе отпечатки пальцев, номер патента и даже места работы.

В 2021 году работу над новым законом уже планируют завершить, но действовать он начнет не раньше 2022 года. Поэтому иностранцам еще как минимум год придется «помучиться» с оформлением РВП.

Миграционный форум является некоммерческим проектом и предназначен для обсуждения вопросов взаимодействия с миграционной службой.

Здесь вы можете получить бесплатную консультацию по любому вопросу из сферы миграционного права.

Запрещается размещение на форуме рекламных объявлений от частных лиц, оказывающих посреднические услуги, а также иных объявлений и ссылок, не относящихся к тематике форума. Любая информация, противоречащая законодательству России, будет оперативно удаляться модераторами форума.

Главное Управление по вопросам миграции МВД России

Адрес: 101000, г. Москва, Чистопрудный б-р, д. 12А стр. 1.

Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области

Адрес: 191028, г. Санкт-Петербург, ул. Кирочная, д.4 литер А

Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по г. Москве

115035, г. Москва, ул. Б. Ордынка, д. 16/4, стр. 4

Управление по вопросам миграции Московской области

Почтовый адрес: 125009, г. Москва, Никитский пер., д. 3

МВД России подготовило и уже обсуждает концепцию нового федерального закона, который упростит процедуру получения российского гражданства и трудоустройства иностранцев.

С учетом поручений президента России Министерство внутренних дел совместно с федеральными органами исполнительной власти сегодня разрабатывает абсолютно новый проект федерального закона о правовом положении иностранных граждан. И там, мы предполагаем, будет очень много изменений. Изменятся режимы пребывания на территории России, упростится процедура оформления документов.

По ее словам, МВД в новом законе планирует прописать разделение миграционных режимов. Если иностранный гражданин прибывает с целью работать, он сможет просто, качественно оформить все документы. Для этого будут вводиться электронные реестры различные. Реестр работодателей, реестр работников — иностранных граждан. Мы движемся в сторону документов с электронными носителями. Даже документы, которые будут выдаваться в электронном виде. Кроме того, она отметила, что упростится большинство процедур для трудоустройства иностранцев в России, так как сейчас существует больше 30 вариантов привлечения иностранных граждан на работу.

Мы в 2020 году предполагаем отказаться от института разрешений на временное проживание, как сейчас это происходит. Такая многоступенчатость. Сначала разрешение на временное проживание надо получить, потом вид на жительство и потом подойти уже, если человек желает, к возможности получения гражданства.

Казакова уточнила, что данный проект 9 сентября прошел «нулевые чтения» в Общественной палате России. Сейчас МВД ожидает замечания и предложения к разработанной концепции. А сам проект федерального закона может появиться в 2021 году.

  • От редакции
  • Политика
  • Экономика
  • Регионы России
  • СНГ
  • В мире
  • Культура
  • Идеи и люди
  • Наука
  • Образование
  • Здоровье
  • Войны и Армии
  • Неделя в обзоре
  • Кино
  • Стиль жизни
  • Филантропия
  • Колонка обозревателя
  • ЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА
  • Общество
  • Я так вижу

По словам Иларионовой, рабочие из других государств очень выгодны предпринимателям. «Им можно меньше платить, их можно всегда попросить поработать сверх нормы, в конце концов, иногда их можно даже без зарплаты оставить», — поясняет эксперт.

С другой стороны, такая тенденция оставляет в стороне граждан России, которые могли бы получить работу вместо мигрантов, как считает Иларионова. «Занятость собственного населения отечественный бизнес не так интересует. Есть спрос на такую рабочую силу (мигрантов — ред.). И он удовлетворяется. Конечно, это угроза для экономики, потому что свое население предпринимателей не интересует. <...> Складывается, такое впечатление, что и местные власти заинтересованы в привлечении мигрантов. Особенно когда слышишь от министра в региональном правительстве рассуждения на тему, что работы нет — уезжайте», — говорит она.

Основное правило миграционного учета в период пандемии, установленные указом № 274, сохранены: течение миграционных сроков приостановлено на период с 15 марта 2020 года по 15 июня 2021 года.

Вместе с тем, указом президента № 791 от 15 декабря, который вступил в силу со дня подписания, введены ограничения на продление миграционных сроков для лиц, имеющих:

  • гражданство иностранного государства,
  • ВНЖ на территории иностранного государства,

при условии, что с этим иностранным государством возобновлено транспортное сообщение.

В отношении данной категории лиц миграционные сроки продлеваются не до 15 июня 2021 года, а сокращены и напрямую зависят от даты открытия транспортного сообщения.

Таджикистан намерен вернуть своих трудовых мигрантов в Россию

По поводу института гражданства РФ вводится три вида порядка приёма: общий, упрощённый и особый.

Общий порядок понятен, как и раньше.

Упрощённый применяется к лицам, «близким нам в социокультурном отношении» (хотелось бы, чтобы это было именно так), при наличии «позитивных социальных связей» в РФ (родственники), «уязвимого положения» (например гонимые русские из соседних стран). Необходимо также знание русского языка и отсутствие проблем с законом. Здесь интересно, что только «экономические» (бизнес в России) социальные связи теперь не повод для получения гражданства в упрощённом порядке.

При особом порядке решение принимает президент РФ.

Теперь Комиссия по вопросам гражданства при президенте будет рассматривать материалы «об отмене решений о приёме в гражданство Российской Федерации, принятых как Президентом Российской Федерации, так и МВД России, и МИД России», если будет установлено, что получивший гражданство предоставил подложные документы или заведомо ложные сведения.

Что имеется в виду? Заведомо ложные сведения относятся к тому, что мигрант давал обещание соблюдать законы РФ, а, например, начал торговать наркотиками или заниматься террористической деятельностью. В таком случае, как разъясняется на сайте МВД, «решение о приобретении гражданства Российской Федерации… подлежит отмене на основании сообщения заявителем заведомо ложных сведений в отношении обязательства соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации».

Миграция рабочей силы или трудовая миграция населения – это перемещение людей по стране или за ее пределы в поисках работы. При этом работники могут менять свое постоянное место жительства или постоянно к нему возвращаться.

Если такое перемещение происходит внутри государства, это называется внутренней миграцией, а если для того, чтобы устроиться на работу, нужно пересекать границу, имеет место внешняя или международная трудовая миграция.

О перспективах трудовой миграции можете прочитать по ссылке.

Последняя, в свою очередь, делится на эмиграцию и иммиграцию. Эмиграция – выезд населения за рубеж. Эмигрантами не считаются коммерсанты, постоянно пересекающие границу в целях закупки товара, а также командированные сотрудники, не имеющие трудовых договоров с иностранными работодателями.

Иммиграция рабочей силы – это, напротив, въезд в государство иностранных граждан с целью дальнейшего трудоустройства.

Соответственно, трудовые мигранты – это лица, занимающиеся оплачиваемой трудовой деятельностью в стране, гражданами которой они не являются.

Современные миграционные процессы имеют характерные черты, отличающие их от более ранних миграций. Прежде всего это увеличение количества переезжающих квалифицированных рабочих и специалистов, «утечка мозгов».

Кроме того, если раньше массовые миграции были вызваны различными политическими или природными катаклизмами и носили стихийный характер, то сегодня это постоянный процесс, имеющий тенденцию к росту.

Он охватывает практически все регионы мира, как богатые, так и бедные.

И, наконец, отличительной чертой современного великого переселения можно назвать появление огромного количества нелегальных мигрантов. Это не только практически дармовой трудовой ресурс, но и фактор, повышающий уровень преступности, провоцирующий массовые беспорядки, социальную напряженность.

В зависимости от количества времени, проведенного мигрантом за рубежом, выделяются следующие виды миграции рабочей силы:

  • безвозвратной, когда работник остается в принимающей стране на постоянной основе;
  • временно-постоянной, когда с работником подписывается временный контракт на несколько лет;
  • сезонной, когда работы ограничены определенным периодом от нескольких месяцев до одного года;
  • маятниковая, если работник ежедневно едет на работу, а вечером возвращается обратно;
  • нелегальная, когда мигрант прибывает в качестве гостя или туриста, а сам незаконно трудоустраивается.

Основные причины международной миграции рабочей силы – экономические. Это нехватка трудовых ресурсов в одних странах, и их переизбыток в других. Также стимулирует поток миграции большая разница в уровне заработных плат и уровне жизни. Специалисты с большим опытом и простые рабочие не заинтересованы в вакансиях у себя на родине, если в соседнем государстве их работа оплачивается лучше.

И, наконец, самое интересное – ограничение выезда за границу должникам. Именно о статусе должника проще всего «забыть», собираясь в очередной заграничный отпуск. Причиной могут быть просроченные кредиты, неоплаченные квитанции ЖКХ, алименты или штрафы из ГИБДД.

Любая из этих задолженностей может грозить ограничением выезда за границу в 2021 году, узнать информацию о наличии задолженности рекомендуем с помощью проверенного сервиса невылет.рф

Следующая по значимости причина миграции – воссоединение семей. За квалифицированными кадрами тянутся их домочадцы. Они также составляют немалый процент в общем потоке мигрантов.

К другим распространенным причинам миграции можно отнести политические, расовые, национальные (репатриация по имеющимся корням на родину предков).

Люди стремятся улучшить не только финансовую сторону жизни, но и получить иные права и свободы, которых они были лишены в стране гражданства.

Довольно популярным направлением еще несколько лет назад был так называемый дауншифтинг, когда люди из вполне благополучных в экономическом плане государств уезжали в менее развитые, но более дешевые для проживания.

Одним из обязательных условий такого переезда является наличие источника пассивного дохода или удаленной работы. Однако это скорее исключение, чем тенденция. Немногие могут надолго отказаться от благ цивилизации ради свободного времяпровождения.

Приехали! Опасен ли массовый поток мигрантов для экономики России?

Поток мигрантов, следующих из страны в страну, неоднороден.

Среди переселяющихся можно выделить следующие группы:

  • поселенцы – люди, которые едут в страну с намерением поселиться в ней на постоянной основе;
  • контрактные работники – приезжают в страну на несколько лет в рамках одного или нескольких трудовых контрактов;
  • профессионалы – люди с высоким уровнем квалификации, научно-технические работники;
  • нелегалы – лица, у которых не нашлось легальных оснований для переезда, и они пересекли границу под видом туристов, или чьи документы давно просрочены;
  • беженцы – люди, вынужденно покинувшие свою территорию, потому что на родине их жизни угрожала опасность.

Если подсчитать общее количество мигрирующего населения, получится, что в этом процессе участвует около трех процентов всего населения земли. Процессы таких масштабов не могут не влиять на экономику отдельных стран и даже целых регионов. У миграции рабочей силы последствия имеют как положительные, так и отрицательные стороны.

Отток ученых и квалифицированных работников из менее развитых стран ослабляет их экономику, задерживает ее развитие, зато укрепляет позиции и без того сильных конкурентов. Это приводит к дальнейшей поляризации, увеличивая разрыв между богатыми и бедными странами.

Что получает страна, из которой население уезжает на заработки? Работники, получающие зарплату за границей, не платят налоги в бюджет, страна-экспортер рабочей силы становится зависимой от миграционной политики государств, в которых большей частью трудоустроены ее граждане.

Но поскольку большая часть населения решает свои экономические проблемы за границей, а полученные средства тратит у себя на родине, это уменьшает социальную напряженность. Для развития и создания собственных рабочих мест нет ни ресурсов, ни предпосылок.

Страны, принимающие большое количество мигрантов, увеличивают конкуренцию на рынке труда, что ведет к некоторому падению заработных плат, росту безработицы. Как следствие – возрастающее недовольство местного населения.

Приток квалифицированных кадров из-за рубежа позволяет «двигать» экономику и научно-технический прогресс без затрат на образование специалистов. Товары, произведенные с помощью недорогой рабочей силы, более конкурентоспособны на мировом рынке. Кроме того, приехавшие иностранцы становятся потребителями, покупая местные товары.

Россия ввела ограничение и запрет въезда для всех иностранцев и лиц без гражданства на свою территорию с 18 марта по 1 мая 2021 года из-за чрезвычайной ситуации и риска распространения короновируса COVID-19. Об этом сообщил премьер-министр страны Михаил Мишустин говорится на официальном сайте правительства России.

Россия закрыла все границы. Ограничения въезда касаются также всех граждан Беларуси, Украины, других стран СНГ и иностранцев, проезжающих через границу России и Беларуси.

Исключение составляют иностранные лица:

  • имеющие официальное право постоянно проживать на территории РФ,
  • водители грузовых международных автомобилей,
  • транзитные пассажиры, которые летят через аэропорты в другую страну,
  • лица, которые едут на похороны,
  • экипажи самолетов и кораблей, поездные международные бригады,
  • сотрудники дипломатических и консульских учреждений.

Премьер-министр сказал, что закрытие границ и запрет въезда в РФ носит временный характер и связано с рекомендациями ВОЗ в связи с острой ситуацией из-за распространения короновируса COVID-19.

Градация перемещения граждан из одного государства в другое осуществляется по нескольким параметрам:

  1. С точки зрения окончательности (безвозвратная – ПМЖ, возвратная – ВНЖ и другие виды);
  2. По времени пребывания (сезонная – туристическая, маятниковая – трудовая вахта и другие регулярные перемещения);
  3. По направлению (в страну – иммиграция, из страны – эмиграция);
  4. По степени принуждения (добровольная, принудительная, вынужденная).

Кстати. Миграционная ситуация все время изменяется. В настоящее время в России больше иммигрантов, чем тех, кто покинул ее для поисков лучшей жизни за пределами страны. Но специалисты, в связи с ухудшающейся экономической ситуацией, прогнозируют увеличение эмиграционной волны уже в ближайший год.

Среди основных целей мигрантов практически все касаются нормализации уровня жизни:

  • Личная безопасность и безопасность семьи;
  • Медицинское обслуживание в доступной форме;
  • Возможность получения образования;
  • Наличие работы и средств к существованию;
  • Наличие жилья или возможность его приобретения;
  • Доступность необходимых для качественного питания продуктов.

Кстати. Уровень развития разных стран различен. Из многих государств за всем этим мигранты едут в Россию. Многие эмигрируют за тем же из России в более успешные государства.

Сегодня прогнозируется некоторый иммиграционный спад, но это лишь в сравнении с насыщенными событиями 2013-2014 годов. По сравнению с 2019, 2018 и 2017 в нынешнем году в РФ иммигрировало большее количество человек.

Узбекистан уже несколько лет лидирует по количеству мигрантов, отправившихся в Российскую Федерацию. В нынешнем году тенденция продолжается.

Кстати. За три квартала 2021 года из этой республики въехало в федерацию более 3,5 миллионов человек. Из них почти полтора миллиона – с рабочими целями (согласно миграционным карточкам).

Разумеется, не всем удалось найти работу: кто-то вернулся обратно, кого-то выслали из страны за нарушения, но в целом узбекские работники по численности потеснили таджикских и заняли прочные лидирующие позиции.

В октябре этого года мэр Москвы, озвучивая доходы города от легальной трудовой миграции, назвал цифру 16 миллиардов рублей.

Разумеется, нелегальная миграция нежелательна государству, и оно борется с данным явлением строгими карательными мерами.

Ежегодно выписывается штрафов более чем на 7 миллионов рублей. Ужесточаются правила. Нелегалы высылаются из страны. К тому же государство может запретить возвратный въезд нелегалу в течение определенного срока и даже посадить в тюрьму, если вскрывается неоднократное или злостное нарушение миграционной политики.

В 2019 году вступил в силу ряд обновленных законов и правил, незнание которых не освобождает иностранцев от ответственности:

  • Повысилась стоимость трудовых патентов (минимум – 2 023 рубля, максимум – 8354 рубля);
  • Сократилась почти вдвое квота выдачи РВП;
  • На 20% снизилась квота для иностранных работников;
  • Стал обязательным полис ДМС;
  • Регионы получили разрешение ограничивать прием мигрантов на свое усмотрение;
  • Сахалин и Якутия не разрешают чужестранцам работать в охранных ведомствах, на добыче золота, в здравоохранении, образовании;
  • В 39 сфер деятельности не принимает мигрантов Новосибирск;
  • Повысились штрафы работодателям за несвоевременное заключение контрактов с работниками-иммигрантами.

Все эти меры направлены на легализацию труда иностранцев и их скрупулезный учет.

Наряду с принятием иностранных граждан Россия ежегодно выпускает миллионы жителей, которые совершают миграцию по отношению к государству. Переселение в экономически более развитые, чем Россия, страны – неизбежный процесс.

Ему способствуют:

  • Ослабление рубля;
  • Увеличение показателя безработицы;
  • Снижение уровня жизни в России.

Сегодня наблюдается всплеск оттока граждан из страны и постепенное уменьшение притока мигрантов. Как будет развиваться ситуация в дальнейшем? Существуют аналитические прогнозы ООН, основанные на статистических данных. Они говорят о том, что такая тенденция сохранится как минимум до 2050 года. Причем отток населения прогнозируется не только для России, но и для всех стран СНГ.

Путин провозгласил миграционную революцию

В зависимости от количества времени, проведенного мигрантом за рубежом, выделяются следующие виды миграции рабочей силы:

  • безвозвратной, когда работник остается в принимающей стране на постоянной основе;
  • временно-постоянной, когда с работником подписывается временный контракт на несколько лет;
  • сезонной, когда работы ограничены определенным периодом от нескольких месяцев до одного года;
  • маятниковая, если работник ежедневно едет на работу, а вечером возвращается обратно;
  • нелегальная, когда мигрант прибывает в качестве гостя или туриста, а сам незаконно трудоустраивается.

Основные причины международной миграции рабочей силы – экономические. Это нехватка трудовых ресурсов в одних странах, и их переизбыток в других. Также стимулирует поток миграции большая разница в уровне заработных плат и уровне жизни. Специалисты с большим опытом и простые рабочие не заинтересованы в вакансиях у себя на родине, если в соседнем государстве их работа оплачивается лучше.

Следующая по значимости причина миграции – воссоединение семей. За квалифицированными кадрами тянутся их домочадцы. Они также составляют немалый процент в общем потоке мигрантов.

К другим распространенным причинам миграции можно отнести политические, расовые, национальные (репатриация по имеющимся корням на родину предков).

Люди стремятся улучшить не только финансовую сторону жизни, но и получить иные права и свободы, которых они были лишены в стране гражданства.

Довольно популярным направлением еще несколько лет назад был так называемый дауншифтинг, когда люди из вполне благополучных в экономическом плане государств уезжали в менее развитые, но более дешевые для проживания.

Одним из обязательных условий такого переезда является наличие источника пассивного дохода или удаленной работы. Однако это скорее исключение, чем тенденция. Немногие могут надолго отказаться от благ цивилизации ради свободного времяпровождения.

Поток мигрантов, следующих из страны в страну, неоднороден. Среди переселяющихся можно выделить следующие группы:

  • поселенцы – люди, которые едут в страну с намерением поселиться в ней на постоянной основе;
  • контрактные работники – приезжают в страну на несколько лет в рамках одного или нескольких трудовых контрактов;
  • профессионалы – люди с высоким уровнем квалификации, научно-технические работники;
  • нелегалы – лица, у которых не нашлось легальных оснований для переезда, и они пересекли границу под видом туристов, или чьи документы давно просрочены;
  • беженцы – люди, вынужденно покинувшие свою территорию, потому что на родине их жизни угрожала опасность.

Если подсчитать общее количество мигрирующего населения, получится, что в этом процессе участвует около трех процентов всего населения земли. Процессы таких масштабов не могут не влиять на экономику отдельных стран и даже целых регионов. У миграции рабочей силы последствия имеют как положительные, так и отрицательные стороны.

Отток ученых и квалифицированных работников из менее развитых стран ослабляет их экономику, задерживает ее развитие, зато укрепляет позиции и без того сильных конкурентов. Это приводит к дальнейшей поляризации, увеличивая разрыв между богатыми и бедными странами.

Что получает страна, из которой население уезжает на заработки? Работники, получающие зарплату за границей, не платят налоги в бюджет, страна-экспортер рабочей силы становится зависимой от миграционной политики государств, в которых большей частью трудоустроены ее граждане. Но поскольку большая часть населения решает свои экономические проблемы за границей, а полученные средства тратит у себя на родине, это уменьшает социальную напряженность. Для развития и создания собственных рабочих мест нет ни ресурсов, ни предпосылок.

Страны, принимающие большое количество мигрантов, увеличивают конкуренцию на рынке труда, что ведет к некоторому падению заработных плат, росту безработицы. Как следствие – возрастающее недовольство местного населения.

Приток квалифицированных кадров из-за рубежа позволяет «двигать» экономику и научно-технический прогресс без затрат на образование специалистов. Товары, произведенные с помощью недорогой рабочей силы, более конкурентоспособны на мировом рынке. Кроме того, приехавшие иностранцы становятся потребителями, покупая местные товары.

Миграция (лат. migratio – переселение) – перемещение людей из одного региона (страны) в другой. Переселение может происходить как внутри государства, так и за его пределы. Внутренняя миграция часто наблюдается в странах с обширной территорией, разными природно-климатическими зонами и экономическими условиями. Переселение обычно носит сезонный характер.

Причина миграции – переезд на постоянное место жительства (ПМЖ), временное пребывание в чужой стране с целью учебы или работы. Переселение способствует удовлетворению потребностей граждан в получении работы, жилья, средств к существованию, изменению социального статуса.

Переселенцев, которые покидают пределы государства, называют эмигранты. Тех, кто въезжает в данную страну, называют – иммигранты.

Кризис, поджидающий Россию: дефицит мигрантов (Anadolu, Турция)

Политика в сфере трудовой миграции осуществляется непоследовательно, импульсивно, вразрез с экономическими интересами России и вне соответствия с положениями Концепции миграционной политики 2012 г. Я могу привести те примеры, которые мне видны не как практику, работающему с мигрантами, а как «теоретику» миграционной политики и аналитику тех мер, которые принимаются на законодательном и правоприменительном уровнях.

Например, в Концепции миграционной политики 2012 г. была поставлена задача создать условия для привлечения трудовых мигрантов, обладающих необходимой для российской экономики профессиональной квалификацией. Для этого была введена практика получения патентов всеми мигрантами из безвизовых стран для работы не только у физических, как это было поначалу, но и юридических лиц. Причем условия для получения патентов с 2015 г. были серьезно усложнены разными требованиями (прежде всего необходимостью сдачи экзамена на знание русского языка, истории и законодательства России); вся процедура стала для мигрантов гораздо более затратной. ФМС отрапортовала о поступлении дополнительных миллиардов рублей в российский бюджет, а мигранты вновь ушли в сферу неофициального трудоустройства без заключения трудового договора. Российская экономика от этого не получила ничего, кроме роста теневого рынка труда. Мигранты при этом получили лишние барьеры на пути к легальному трудоустройству в России.

Нельзя не сказать отдельно об экзамене на знание русского языка, истории и законодательства России — абсурдной норме закона, появившейся под прикрытием заботы об адаптации мигрантов. Зачем временным трудовым мигрантам/сезонным мигрантам сдавать этот экзамен? Едва ли они смогут активно общаться с российскими гражданами или защищать свои права в суде с тем крайне низким уровнем знания русского языка, который заложен в тесты. Единственный мотив введения этой нормы закона — заградительно- меркантильный.

Еще один пример — принятый в 2018 г. закон об изменении миграционного учета (о том, что мигранты теперь не могут регистрироваться по месту работы). С одной стороны, это представляется правильной мерой — ведь они не проживают (как правило) там, где работают. С другой стороны, возникает вопрос: а зачем, собственно, нужно, чтобы они там проживали? Ведь важно, чтобы они находились по месту регистрации, где они и пребывают на протяжении рабочего дня. Так, закон сделал регистрацию еще большей проблемой для мигрантов, а их самих — уязвимыми перед правоохранительными органами, которые в любой момент могут провести проверку и выявить нарушение.

Последствия таких расхождений между нормами, определяемыми законодательными актами, и реальной практикой регулирования миграции могут быть самыми серьезными для России (достаточно вспомнить «черные списки» ФМС). Государство рискует если не потерять, то ослабить миграционный потенциал стран СНГ, направленный на Россию, и лишиться притока необходимой ему рабочей силы. Кроме того, могут возникнуть серьезные геополитические последствия — претензии со стороны центральноазиатских стран по поводу нарушений прав их граждан, находящихся на территории России с целью трудоустройства. Все это означает ослабление интеграционных тенденций на пространстве, где Россия претендует на роль лидера.

Поначалу, когда практика патентов только вводилась, в 2012 г., процедура их получения была очень простой (может быть, даже излишне простой, поскольку даже медицинского освидетельствования не требовалось, это перекладывалось на плечи работодателя — физического лица). В результате число получивших патент росло и в 2013, и в 2014 гг.

В 2015 г. с введением новых правил оформления патента число получающих его сократилось. В то же время число въезжающих в Россию и указывающих «работу» как цель визита продолжало расти и в 2015, и в 2016, и тем более в 2017 гг. Это подтверждает давно известную истину: ужесточение условий въезда и трудоустройства неизбежно ведет к увеличению незаконной миграции.

Сейчас получение патента по бюрократической сложности не уступает получению разрешения на работу. Существует также условие ежемесячных платежей по патенту, отличающихся по размеру в зависимости от региона. Власти называют это «авансовым налоговым платежом», хотя никто не сопоставляет его с реальной заработной платой мигранта, да и о том, что мигранты «доплачивают» налог, если сумма их дохода оказалась выше, слышать не приходилось. На самом деле это плата за право работать в России, что есть прямое нарушение международных конвенций МОТ, утверждающих, что информационные и организационные услуги по трудоустройству иностранного гражданина должны предоставляться бесплатно.

Только в 2014 г. глава по трудоустройству иностранных граждан была включена в Трудовой Кодекс РФ. Это большое достижение, потому что за 20 лет активного притока иностранной рабочей силы этот вопрос не был законодательно закреплен. Выше был упомянут закон об изменениях в миграционном учете 2018 г., который, условно говоря, можно считать регулирующим условия проживания мигрантов. В реальности вопросы условий труда и проживания мигрантов находятся полностью в зоне ответственности работодателя (в соответствии с трудовым договором), а не государства. Концепция 2018 г. не только не уделяет этому вопросу внимания, но в ней даже ни разу не упоминаются «права мигрантов» — ни трудовые, ни социальные, ни юридические. Это представляется симптоматичным, особенно в свете подготовки к глобальному подписанию Глобального договора о безопасной, упорядоченной и регулируемой миграции (Global Compact for Safe, Orderly and Regular Migration) — документа, подразумевающего в качестве своей основы подход, базирующийся на правах человека, как единственно возможный с точки зрения международного миграционного права.

Внутренняя коллизия российского миграционного законодательства заключается в том, что верховенство интересов государства (экономических, политических, демографических, интересов национальной безопасности) никак не соотносится с необходимостью понимания того, что за термином «миграционные потоки» стоят люди. Если к ним относиться механистически, как к «потоку», «рабочей силе», «средству компенсации дефицита на рынке труда», то это ведет к деформации социальных отношений в обществе в целом.

Очевидно, что принятое в 2018 г. изменение порядка миграционного учета иностранных граждан не обеспечит достоверную информацию о месте пребывания мигрантов. При этом самих мигрантов оно уж точно не защитит от произвола работодателей и чиновников.

Разумной альтернативной мерой было бы придание миграционному учету иностранных граждан реально уведомительного характера и отказ от категории «принимающая сторона». В таком случае мигранты были бы обязаны самостоятельно уведомлять местные территориальные отделы по вопросам миграции (лично, по почте или в электронном виде) о реальном адресе своего местонахождения. Ответственность за достоверность информации возлагалась бы на мигранта, и в случае нарушения он/она были бы наказаны в соответствии с законом. Преимуществами такой процедуры являются ее простота, минимизация барьеров для легализации мигрантов в России и получения ими разрешительных документов, отсутствие коррупционной составляющей.

Такой тренд сохраняется. Опросы Левада-центра, проведенные летом 2018 г., указывают на рост ксенофобских настроений в российском обществе. За последний год наблюдался рост неприязни к мигрантам (даже украинцам!), а 2/3 населения считают, что государство должно сократить миграционный приток.

Такое положение дел не кажется удивительным — само государство не может определиться в своем отношении к мигрантам. С одной стороны, вроде бы есть понимание, что мигранты — это часть российской жизни, необходимая и полезная для страны и с точки зрения экономики, и с точки зрения демографии, и с точки зрения геополитики. С другой стороны, происходит ужесточение государственной политики в отношении, например, трудовых мигрантов, вводятся все новые ограничения. В этом случае обыватель делает вывод, что государство видит в мигрантах скорее проблему, чем ресурс развития, и перенимает эту модель восприятия.

Однако необходимо понимать, что существуют две принципиально разные категории мигрантов: те, кто приезжают на постоянное проживание в Россию и временные трудовые мигранты. Временные трудовые мигранты воспринимаются обществом с большей тревогой. Во-первых, потому что их больше. Во-вторых, потому что понятно, что они тут «временщики», их отношение к России сугубо прагматическое, их ничто эмоционально не связывает с этой страной, они не собираются выстраивать свою жизнь по российским нормам, а потому «от них можно всего ожидать». Тут стоит отметить, что в обществе доминирует представление, что трудовые мигранты — это сплошь малообразованные люди, занимающиеся неквалифицированным трудом и не умеющие себя вести; но это далеко не всегда так.

К сожалению, на официальном уровне нет понимания того, что интеграция мигрантов — это двусторонний процесс, для успешности которого важны усилия и самих мигрантов, и принимающего их общества. Государство возлагает полную ответственность за интеграцию мигрантов на самих мигрантов. Об этом говорит и то, что экзамен на знание русского языка, истории и законодательства России вводился под лозунгом интеграции (сдал экзамен — готов интегрироваться, не сдал экзамен — не готов).

Казалось бы, в 2014 г., когда в Трудовой Кодекс РФ была включена глава, посвященная трудоустройству иностранных граждан, можно было ожидать, что там будет оговорено равенство трудовых прав иностранных и российских граждан; однако глава носит исключительно технический характер и касается только процедур найма иностранных работников.

Работа с российским обществом, разъясняющая роль миграции и мигрантов для будущего развития России, практически не ведется. Однако общество тоже нужно адаптировать к новой миграционной реальности, когда присутствие мигрантов на рынке труда — это необходимый ныне ресурс экономического развития страны.

Хорошо уже то, что в СМИ в последние годы снизился градус мигрантофобии — не акцентируется внимание на этнической принадлежности правонарушителей, как это было прежде; появились редкие сюжеты о том, что мигранты не от хорошей жизни приезжают в поисках работы в Россию, и что это помогает выжить их семьям на родине. Не исключено, что такие перемены происходят по указанию «сверху».

Благодаря усилиям мигрантских и правозащитных организаций, частных агентств занятости, международных организаций, а также предотъездной подготовке в странах выезда мигранты имеют некоторое представление о своих трудовых, социальных и юридических правах. Однако, как подтверждают правозащитные организации и адвокаты, в случае нарушений со стороны работодателей и полиции мигрантам крайне редко удается через суды отстоять свои права. Причины здесь и в незнании российских законов, и в низком уровне знания русского языка, и в неуверенности своего положения в чужой стране, и в откровенной дискриминации иностранных граждан со стороны российской судебной системы. Мигранты обращаются в суд только в случае крайней необходимости, только когда речь идет о личной свободе. Чаще всего они избегают обращения в официальные судебные структуры, решая свои проблемы внутри этнических сообществ.

Беседовала Ирина Сорокина.

Трудовая миграция в России представляет собой переезд граждан в другой населенный пункт страны или за пределы республики, основной целью которого является устройство на более высокооплачиваемую работу. Тема о трудовой миграции на сегодняшний день не теряет своей актуальности, так как именно этот процесс оказывает существенное влияние на темпы экономического развития.

Мобильность в России обусловлена ощутимой разницей в экономических возможностях, социальном развитии и уровне жизни в разных регионах.

Основной причинный фактор, в результате которого появляется трудовая миграция – разная оплата труда. К примеру, бывает так, что после банкротства и закрытия крупного предприятия или организации население остается без работы. Такое положение вещей приводит к оттоку рабочей силы, что заставляет людей искать новое место и менять адрес основного проживания.

В этом видео рассказывается о проблемах трудовых мигрантов в России

На данный момент миграция в России подразделяется на два вида:

Они существенно отличаются между собой. Внутренняя миграция – это не что иное, как перемещение трудового населения в пределах России. Государственное законодательство и подзаконные акты являются основанием для осуществления качественного контроля за данным процессом.

Внешняя или международная трудовая миграция – это миграция не внутри государства, а массовый выезд людей за пределы страны или приезд в страну, основной целью которого является устройство на престижную или более высокооплачиваемую работу с возможностью постоянного проживания.

После распада союза темпы миграции в России значительно снизились. Причем стоит заметить, что внешние процессы стали превалировать над внутренними. Волна возвращения русских за период с 1992 по 2000 годы составила примерно 8 миллионов.

На самом деле миграция является вполне естественным процессом. Именно поэтому Россия — страна многонациональная и совсем неудивительным является факт, что в ее городах можно встретить иностранных работников, занятых в разных сферах.

Стоит отметить, что Россия занимает лидирующие позиции среди государств, являющихся привлекательными для мигрантов. В этом перечне находится Америка и Канада. Условия для приема граждан в этих странах имеют существенные отличия.

Если в Штатах предусматривается прохождение многочисленных комиссий и проверок, целью которых является утверждение квалификации, то мигрировать в Россию предоставляется возможным как с наличием образования, так и без него. Необязательным является даже владение русским языком.

Данная ситуация считается достаточно непростой, так как Россия получает дешевую рабочую силу, что является экономически выгодным, а мигранты, в свою очередь, остаются довольны, так как повышается уровень их жизни.

Миграция в России, как в принципе и международные миграционные процессы, является проблемой, которая имеет под собой ряд веских причин.

Уровень жизни включает в себя следующие понятия: безопасность проживания, качественное медицинское обслуживание, возможность учиться и получить соответствующее образование, наличие собственного жилья, социальную защищенность и возможность наполнить потребительскую корзину.

По данным российского ведомства статистики большая часть русских мигрантов переезжает в более развитые страны, среди которых ведущее место занимают Германия, Финляндия и Штаты.

Ситуация накаляется в том случае, когда часть работников по некоторым специальностям становится невостребованными. Кроме того, имеют место и обратные ситуации, когда в зарубежных компаниях сокращают россиян.

Это может быть связано с введением многочисленных штрафных санкций. По большей части данный аспект касается нефтяной промышленности и машиностроительных предприятий.

Если российский рынок сбыта для таких компаний перекрыт, то они больше не будут нуждаться в обслуживании, что чаще всего заканчивается возвратом специалистов в Россию.

На сегодняшний день условия в Российской Федерации как, с экономической точки зрения, так и с политической стороны являются далеко не простыми. Несмотря на это приток мигрантов в Россию с каждым годом увеличивается.

Значительная часть миграционных процессов осуществляется за счет стран СНГ, обеспеченность и уровень жизни которых такой, как и в России. При этом прирост населения в Российской Федерации имеет тенденцию к уменьшению, однако, этот процент сравнительно невысок и равен 15,5%.

Объяснить такое положение вещей можно наличием квалифицированных кадров, выезжающих из страны.

У многих противников миграции возникает закономерный вопрос: появляются ли проблемы из-за мигрантов? Касательно этой темы аналитиками сделан вывод, что миграционный рост ровным счетом не оказывает никакого влияния на размеры заработных плат для коренных жителей России и рост преступности.

Дело в том, что соблюдение законов является основным условием для иностранцев, прибывших в Россию. Их несоблюдение грозит приезжим депортацией. По статистике процент преступлений, совершенных мигрантами мизерный, и кроме того, основная их часть – нарушения условий ГУВМ МВД.

Начиная с 2021 года, ситуация сложилась таким образом, что нелегалы, приехавшие в Россию, создали в стране некоторые проблемы. Их причиной послужило незнание русского языка и законодательства.

Кроме того, увеличилось количество преступлений, совершенных иностранцами на территории страны. Стоит заметить, что их характер ничем не отличается от преступлений, совершенных коренными жителями России. Согласно статистических данных это мошенничество и воровство.

На основании вышесказанного остается сделать вывод, что миграционные процессы оказывают влияние на общественную жизнь России внутри страны, которое обусловлено разницей интересов.

Несмотря на трудности и сложную экономическую и политическую ситуацию в мире, прогноз в данном направлении свидетельствует о том, что как приток иностранцев, так и отток российских граждан за границу будет иметь тенденцию к увеличению.

Более низкий уровень жизни по некоторым странам по сравнению с Россией как раз и явился причиной появления многих желающих получить работу в стране. Именно этим можно объяснить ужесточение контроля и внесение изменений в российское законодательство.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *