Проект закона об образовании 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проект закона об образовании 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

27413

Поправка в закон об образовании вызвала возмущение неравнодушных

19933

37168

Фото Видео 16007

Фото 12001

Текст самих поправок занимает ровно одну страницу (две — вместе с фамилиями авторов и заголовками). В них разъясняется, что же такое «просветительская деятельность» — это «осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта и компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов, и затрагивающая отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом и иными законодательными актами Российской Федерации». Упоминается, что «не допускается использование просветительской деятельности для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни». Также в случае принятия этих поправок образовательным организациям придется согласовывать с Минобрнауки и Минпросвещения все международные договоры и работу с иностранными учеными.

  • Vkontakte
  • Facebook
  • Одноклассники

с 3 по 9 января 2021 года

Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2427

«О функционировании суперсервиса «Поступление в вуз онлайн»

Установлен порядок функционирования I этапа суперсервиса «Поступление в вуз онлайн»

Утверждено положение о порядке функционирования I этапа суперсервиса «Поступление в вуз онлайн» для лиц, поступающих на обучение по очной форме обучения в период зачисления на конкурсные места в рамках контрольных цифр приема, оставшиеся после зачисления лиц без вступительных испытаний, в рамках квоты приема для получения высшего образования по программам бакалавриата и программам специалитета, а также в рамках квоты приема на целевое обучение по специальностям, направлениям подготовки высшего образования, для обучения по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата и программам специалитета за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в государственные образовательные организации высшего образования посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

Целью реализации I этапа суперсервиса является обеспечение возможности проведения приема на обучение в образовательные организации, в том числе зачисления, в автоматизированном режиме с использованием уникального электронного заявления о согласии на зачисление и уникальной информации о документе установленного образца, полученной из единого портала.

Задачами реализации I этапа суперсервиса являются:

  • обеспечение использования дистанционных технологий при приеме на обучение;
  • организация взаимодействия единого портала, единой системы справочной информации и сервиса приема с последующей передачей в образовательные организации данных о поступающих, содержащихся в заявлениях, поданных посредством единого портала, для автоматизированной обработки в целях обеспечения:
    • передачи посредством единого портала и сервиса приема в образовательные организации уникальной информации о документе установленного образца;
    • заполнения образовательными организациями в сервисе приема и последующего формирования в единой системе справочной информации справочников с информацией по каждой совокупности условий поступления, по которой образовательная организация проводит отдельный конкурс;
    • формирования заявления о приеме на обучение в образовательную организацию с указанием сведений о документе об образовании и (или) о квалификации;
    • направления поступающим посредством единого портала уникального электронного заявления о согласии на зачисление в конкретную образовательную организацию не более установленного образовательной организацией количества раз;
    • возможности отзыва посредством единого портала уникального электронного заявления о согласии на зачисление и уникальной информации о документе установленного образца;
    • возможности отслеживания поступающим конкурсных списков по каждому отдельному конкурсу в электронном виде на едином портале, обновляемых не реже чем 5 раз в сутки;
    • записи поступающего на дополнительные вступительные испытания посредством единого портала с выбором поступающим конкретной даты и времени прохождения дополнительного вступительного испытания из предложенных образовательной организацией вариантов;
    • направления образовательной организацией пользователю единого портала информации о вынесенном решении по итогам рассмотрения заявления о приеме на обучение, уникального электронного заявления о согласии на зачисление и уникальной информации о документе установленного образца, поданных с использованием функционала суперсервиса на едином портале;
  • осуществление технической поддержки пользователей единого портала, организационно-технической и методологической поддержки образовательных организаций разработчиками единого портала и сервиса приема, а также федеральными органами исполнительной власти, ответственными за реализацию функционала суперсервиса.

Обзор изменений законодательства в сфере образования

с 28 по 31 декабря 2020 года

Федеральный закон от 30.12.2020 N 517-ФЗ

«О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Подписан закон об усовершенствовании концепции программ аспирантуры

Главной задачей принятого закона является смещение акцента с формальной оценки соответствия программ федеральным государственным образовательным стандартам к оценке уровня научной работы аспирантов и ее результативности, а также качества подготовленных диссертаций на соискание ученой степени.

Согласно закону интеграция образовательной и научной (научно-исследовательской) деятельности в высшем образовании в рамках реализации программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) будет обеспечиваться путем проведения итоговой аттестации в форме оценки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук и последующего ее представления к защите.

Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) и защитившим диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук, будет присуждаться ученая степень кандидата наук по соответствующей научной специальности и выдаваться диплом кандидата наук.

Положение о подготовке научных и научно-педагогических кадров, порядок проведения итоговой аттестации по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), порядок сопровождения лиц, успешно прошедших итоговую аттестацию, при представлении ими диссертации на соискание ученой степени кандидата наук к защите, а также порядок осуществления контроля за подготовкой научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) установит Правительство РФ.

с 9 по 14 ноября 2020 года

Приказ Минобрнауки России от 26.10.2020 N 1328

«Об особенностях порядка организации работы и проведения заседаний Высшей аттестационной комиссии при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации»

Зарегистрировано в Минюсте России 11.11.2020 N 60834.

Установлены правила организации работы Высшей аттестационной комиссии в удаленном интерактивном режиме в период пандемии

Проведение заседания Комиссии в удаленном интерактивном режиме предполагает применение информационных и телекоммуникационных технологий, программных и технических средств, обеспечивающих опосредованное (дистанционное) участие в этом заседании находящихся вне места его проведения членов Комиссии и иных лиц, которые могут присутствовать на заседании.

При проведении заседания Комиссии должны обеспечиваться визуальная идентификация участников заседания Комиссии, аудио- и видеофиксация заседания Комиссии, взаимодействие участников заседания Комиссии посредством аудио- и видеосвязи.

Перед началом заседания Комиссии проводится электронная регистрация и идентификация участников заседания.

Участники заседания обязаны соблюдать ограничения, установленные законодательством Российской Федерации при работе с информацией ограниченного доступа, в том числе с персональными данными.

с 26 по 31 октября 2020 года

Письмо Минобрнауки России от 21.10.2020 N МН-5/20371

«О направлении информации»

Разъяснены особенности реализации договора о сетевой форме образования

Сообщается, в частности, что отношения, возникающие в связи с реализацией сетевой формы между организациями, регулируются договором о сетевой форме, предметом которого является совместное выполнение несколькими организациями сформированного образовательной организации, в которую поступил обучающийся, государственного задания на реализацию образовательных программ.

В этой связи к заключению договоров о сетевой форме применяются положения законодательства РФ, регламентирующие организацию оказания государственных (муниципальных) услуг, и позволяющие рассматривать соисполнителей, обеспечивающих реализацию образовательных программ в сетевой форме, в рамках распределенных контрольных цифр приема.

Учитывая изложенное, правоотношения по реализации сетевой формы и заключение договоров о сетевой форме не являются предметом регулирования Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

К договорам о сетевой форме не могут применяться нормы Федерального закона N 44-ФЗ, поскольку концепция указанного Федерального закона определяет равный доступ организаций к бюджетным средствам, направляемым на финансовое обеспечение закупок для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, то есть закупок, объекты которых непосредственно используются при выполнении функций и полномочий органов власти.

Целями регулирования Федерального закона N 223-ФЗ являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Федерального закона N 223-ФЗ (далее — заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В отличие от приведенных норм Федерального закона N 44-ФЗ и Федерального закона N 223-ФЗ потребителем результата по договору о сетевой форме является обучающийся, а не образовательная организация, реализующая образовательную программу.

Вместе с тем Минобрнауки России информирует, что подготовлен проект постановления Правительства РФ, в рамках которого предусмотрено проведение в 2020 — 2024 годах эксперимента, в том числе по организации оказания услуг по реализации программ высшего образования с использованием сетевой формы в соответствии с социальным сертификатом, предусмотренным проектом федерального закона N 519530-7 «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере».

Под социальным сертификатом понимается именной документ, удостоверяющий право потребителя услуг (либо его законного представителя) выбрать исполнителя (исполнителей) услуг для получения государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере в определенном объеме и на определенных условиях, а также в установленных нормативными правовыми актами случаях определенного качества, и право исполнителя (исполнителей) услуг получить из соответствующего бюджета бюджетной системы средства на финансовое обеспечение (возмещение) затрат, связанных с оказанием соответствующей государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере.

Использование социального сертификата при организации оказания услуг по реализации программ высшего образования с использованием сетевой формы позволит обучающемуся самостоятельно выбрать для освоения части образовательной программы любую организацию, заключившую договор о сетевой форме, что в полной мере отвечает, как интересам гражданина, так и принципам государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования.

До издания соответствующих нормативных правовых актов в случае, если образовательные организации, реализующие сетевые формы, использовали Федеральный закон N 44-ФЗ, организация оказания услуг по реализации образовательных программ с использованием сетевой формы возможна в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ, согласно которому закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком, в том числе в случае осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.

с 21 по 26 сентября 2020 года

Письмо Минобрнауки России от 24.09.2020 N МН-3/784-СЛ

«О порядке представления к защите и защиты диссертаций»

Минобрнауки России напомнила о наиболее распространенных нарушениях, допускаемых диссертационными советами

Сообщается, в частности, что к наиболее распространенным нарушениям, которые свидетельствуют о снижении качества работы диссертационных советов, относятся:

  • размещение текста диссертации на официальном сайте организации, на базе которой создан диссертационный совет, после приема диссертации к предварительному рассмотрению (дата размещения диссертации на сайте позже, чем дата проведения заседания диссертационного совета о принятии диссертации к предварительному рассмотрению);
  • представление отзыва научного руководителя соискателя ученой степени кандидата наук или отзыва научного консультанта соискателя ученой степени доктора наук после приема диссертационным советом диссертации к предварительному рассмотрению (дата отзыва научного руководителя позже, чем дата проведения заседания диссертационного совета о принятии диссертации к предварительному рассмотрению);
  • прием диссертационным советом отзывов официальных оппонентов и/или отзыва ведущей организации, оформленных до дня проведения заседания диссертационного совета по принятию диссертации к защите и назначения официальных оппонентов и ведущей организации;
  • прием диссертационным советом отзывов официальных оппонентов и/или ведущей организации, оформленных позднее чем за 15 дней до дня защиты, и/или размещение на сайте организации, на базе которой создан диссертационный совет, и в федеральной информационной системе государственной научной аттестации указанных отзывов позднее чем за 10 дней до дня защиты.

Указанные нарушения несут существенные последствия для соискателя ученой степени, влекут отмену решений диссертационных советов, рассмотрение вопросов о приостановлении и прекращении их работы, наносят репутационный ущерб работе государственной системы научной аттестации.

с 24 по 29 августа 2020 года

Постановление Правительства РФ от 19.08.2020 N 1256

«О внесении изменений в Правила предоставления государственной поддержки образовательного кредитования»

Обучающиеся по программам высшего образования и программам СПО смогут воспользоваться фиксированной процентной ставкой за пользование образовательным кредитом в размере 3 процентов годовых

Ранее было предусмотрено, что процентная ставка — это ставка в размере одной четвертой базового индикатора, расчет которого производится в порядке, установленном Правительством РФ, увеличенная не более чем на 7 пунктов.

Льготный период по кредиту увеличен с 3 до 9 месяцев с момента окончания обучения. Срок пользования образовательным кредитом теперь включает в себя льготный период и не более 180 месяцев со дня окончания льготного периода пользования образовательным кредитом.

Новая ставка может применяться и по кредиту, полученному до вступления Постановления в силу. Для этого необходимо подать заявление в банк.

Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

с 27 июля по 1 августа 2020 года

«Методические рекомендации участникам Всероссийского конкурса молодежных проектов среди образовательных организаций высшего образования» (утв. Росмолодежью)

Участникам Всероссийского конкурса молодежных проектов среди образовательных организаций высшего образования направлены методические рекомендации

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 2017 г. N 1120 «О Всероссийском конкурсе молодежных проектов» Федеральное агентство по делам молодежи ежегодно проводит данный конкурс. Победителям конкурса предоставляются гранты в форме субсидий из федерального бюджета.

Рассмотрены в том числе требования к участникам, порядок регистрации личного кабинета в АИС «Молодежь России», порядок подготовки социального проекта, порядок предоставления гранта.

2021 год ознаменуется для школьных учителей внедрением новой системы аттестации. Появятся такие квалификационные категории, как «учитель-методист» и «учитель-наставник». Министерство образования и просвещения Российской Федерации представило результаты опроса, и пройти обновленную аттестацию готовы уже более 1/3 работающих педагогов. В настоящее время корректируется нормативная база. Планируется, что введенные категории расширят возможности карьерного роста для учителей-предметников, а также будут способствовать развитию школьного наставничества.

Учителя-методисты будут заниматься разработкой и внедрением в образовательную систему новых педагогических технологий, учебников и методических пособий, принимать участие в разных методических объединениях и обсуждении проектов нормативной документации. Кроме этого, они смогут создавать программы повышения квалификации, проводить семинары и мастер-классы, заседать в жюри на конкурсах педагогического мастерства, руководить студенческой практикой. Чтобы получить категорию, необходимо иметь 5-летний стаж работы в должности учителя и иметь действующую первую или высшую квалификационную категорию по специальности «учитель». Также необходимо иметь дополнительное профессиональное образование, полученное не раньше, чем за три года до момента подачи заявления на аттестацию.

Учитель-наставник – это специалист, в задачи которого будут входить оказание помощи молодым педагогам, выявление пробелов в их подготовке, разработка планов профессионального роста. Простыми словами, наставник будет помогать молодому учителю и передавать ему свой опыт. Основными требованиями для допуска к аттестации являются семилетний стаж работы, высшая квалификационная категория, дополнительное профессиональное образование.

Введение этих двух квалификационных категорий связано с тем, что теперь ничего не будет зависеть от воли директора школы. Педагог может иметь сразу две категории (к примеру, «учитель-методист» и высшую) и при этом получать надбавки к заработной плате за обе – таким образом, новая аттестационная система будет способствовать непрерывному профессиональному развитию.

Уже сейчас полным ходом идет подготовка к Единому госэкзамену 2021. В будущем году обязательными к сдаче останутся математика и русский язык. На выбор учащимся предлагаются физика, биология, обществознание, история, информатика, химия, география, иностранный язык и литература.

Из нововведений в ЕГЭ нужно отметить:

  • Увеличение времени на выполнение заданий по биологии с 210 до 235 минут;
  • Изменение задания №7 с кратким ответом по литературе: в текст, где пропущено два слова нужно будет вписать два литературоведческих фактора или термина;
  • Поменяется форма задания № 25 в экзамене по истории – историческое сочинение необходимо будет написать по одному из 3-х предложенных исторических процессов или по одной из 3-х предложенных исторических личностей;
  • В экзамене по русскому языку изменится формулировка заданий № 9 и № 27;
  • Экзамен по информатике будет проводиться в компьютерной форме. В него войдут задания на практическое программирование.

Планируемые нововведения направлены на упрощение порядка записи детей в детские сады. В ближайшем будущем у родителей не будут требовать свидетельство о рождении ребенка – законодательный акт об этом уже опубликован, и он вступил в силу с 1 января. Свидетельство может понадобиться только в единственном случае: если оно было выдано другим, иностранным государством.

В рамках системы дошкольного образования будет введен новый порядок приема. Закрепляется территориальный принцип набора детей в детские сады, при этом дети имеют преимущество при зачислении, если их сестры и братья посещают конкретный детский сад. Основанием для приема в муниципальное дошкольное учреждение будет являться направление территориального органа управления образованием.

Родители, которые хотят перевести ребенка из одного сада в другой, нужно будет обратиться в территориальные органы исполнительной власти и подать соответствующее заявление. Если в новом ДОУ будет свободное место, мам и пап уведомят об этом, после этого они должны написать заявление о переводе и отнести его в «старый» сад.

Еще одно нововведение касается создания единой информационной системы федерального значения и разработки правил формирования электронной очереди в детский сад на региональном уровне. Согласно законодательному проекту принципы работы этой системы будут общими абсолютно для всех.

Как повлияют эти и другие изменения на дошкольное, школьное, вузовское, средне-специальное и профессиональное образование предугадать сложно. Время покажет, насколько эффективно сработают новшества.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации


Принят
Государственной Думой
24 декабря 2020 года

Одобрен
Советом Федерации
25 декабря 2020 года


Ключевые изменения в образовании в 2021


Внести в пункт 2 статьи 43_5 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 17 ноября 1995 года N 168-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 8, ст.366; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 47, ст.4472; 2013, N 27, ст.3477; 2014, N 30, ст.4234; 2018, N 32, ст.5130; 2020, N 6, ст.594) следующие изменения:

1) абзац первый после слов «по программе подготовки» дополнить словами «научных и»;

2) абзац второй после слов «по программе подготовки» дополнить словами «научных и»;

3) абзац третий после слов «по программе подготовки» дополнить словами «научных и»;

4) абзац четвертый после слов «по программе подготовки» дополнить словами «научных и».


Внести в Федеральный закон от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 35, ст.4137; 1998, N 30, ст.3607; 2000, N 2, ст.162; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 27, ст.2715; 2006, N 50, ст.5280; 2007, N 49, ст.6069; 2008, N 30, ст.3616; 2009, N 7, ст.786; N 31, ст.3923; N 52, ст.6434; 2010, N 19, ст.2291; 2011, N 10, ст.1281; 2013, N 27, ст.3477; 2014, N 52, ст.7554; 2015, N 29, ст.4396; 2020, N 22, ст.3380; N 50, ст.8044) следующие изменения:

1) в пункте 1 статьи 4_1:

а) подпункт 1 после слов «программы подготовки» дополнить словами «научных и»;

б) подпункт 2 после слов «программы подготовки» дополнить словами «научных и»;

2) пункт 1_1 статьи 5 после слов «программам подготовки» дополнить словами «научных и».


Подпункт «б» пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст.1475; N 30, ст.3613; 2002, N 7, ст.631; N 30, ст.3033; 2003, N 27, ст.2700; 2004, N 17, ст.1587; N 25, ст.2484; N 49, ст.4848; 2005, N 14, ст.1212; 2006, N 11, ст.1148; N 29, ст.3122; 2007, N 44, ст.5280; 2009, N 51, ст.6149; 2011, N 27, ст.3878; N 49, ст.7053, 7054; 2012, N 53, ст.7613; 2013, N 27, ст.3477; 2014, N 42, ст.5610; 2015, N 13, ст.1802; 2016, N 27, ст.4160, 4238; 2019, N 12, ст.1229; N 40, ст.5488; 2020, N 29, ст.4510) изложить в следующей редакции:

«б) обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), по имеющим государственную аккредитацию программам ординатуры или программам ассистентуры-стажировки, — в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными требованиями или федеральными государственными образовательными стандартами сроков получения высшего образования — подготовки кадров высшей квалификации и на время защиты квалификационной работы (диссертации), но не более одного года после завершения обучения по соответствующей образовательной программе высшего образования.

Предусмотренная настоящим подпунктом отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину только один раз.

Право на предусмотренную настоящим подпунктом отсрочку от призыва на военную службу сохраняется за гражданином, получившим во время освоения образовательной программы академический отпуск, изменившим тему квалификационной работы (диссертации) и (или) перешедшим в той же образовательной организации или научной организации с одной образовательной программы на другую программу подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) или на имеющую государственную аккредитацию программу ординатуры или программу ассистентуры-стажировки либо переведенным в другие образовательную организацию или научную организацию для освоения соответствующей образовательной программы. Право на отсрочку от призыва на военную службу сохраняется за гражданином по основаниям, предусмотренным настоящим абзацем, только при условии, если общий срок, на который гражданину была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу для обучения в данных образовательной организации или научной организации либо в образовательной организации или научной организации, из которых осуществлен перевод, не увеличивается или увеличивается не более чем на один год;».


В пункте «е» части второй статьи 14 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 22, ст.2031; 2003, N 46, ст.4447; 2006, N 2, ст.170; 2007, N 49, ст.6057; 2008, N 40, ст.4498; 2009, N 1, ст.9; N 26, ст.3125; 2013, N 27, ст.3461, 3477; 2014, N 16, ст.1828, 1829; N 26, ст.3363; N 42, ст.5615; 2016, N 18, ст.2500; 2017, N 31, ст.4792; 2018, N 53, ст.8470; 2019, N 27, ст.3530; 2020, N 17, ст.2712; N 29, ст.4519) слова «по основным профессиональным образовательным программам, имеющим государственную аккредитацию,» заменить словами «по образовательным программам среднего профессионального образования, программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам ординатуры, программам ассистентуры-стажировки, имеющим государственную аккредитацию, или по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)».


Внести в Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст.3032; 2003, N 27, ст.2700; N 46, ст.4437; 2006, N 30, ст.3286; 2007, N 2, ст.361; N 49, ст.6071; 2008, N 19, ст.2094; N 30, ст.3616; 2009, N 19, ст.2283; N 23, ст.2760; N 26, ст.3125; N 52, ст.6450; 2010, N 21, ст.2524; N 31, ст.4196; N 40, ст.4969; N 52, ст.7000; 2011, N 1, ст.29; N 13, ст.1689; N 17, ст.2318, 2321; N 27, ст.3880; N 47, ст.6608; N 49, ст.7043, 7061; 2012, N 53, ст.7645; 2013, N 19, ст.2309; N 23, ст.2866; N 27, ст.3461, 3477; N 30, ст.4036, 4037, 4057, 4081; N 52, ст.6951, 6954, 6955; 2014, N 16, ст.1828; N 19, ст.2311, 2332; N 26, ст.3370; N 48, ст.6638, 6659; N 49, ст.6918; 2015, N 1, ст.61, 72; N 10, ст.1426; N 21, ст.2984; N 27, ст.3951, 3990, 3993; N 29, ст.4339; N 48, ст.6709; 2016, N 1, ст.58, 86; 2017, N 31, ст.4765; 2018, N 1, ст.77, 82; N 53, ст.8454; 2019, N 18, ст.2224; N 23, ст.2904; N 25, ст.3164, 3165; N 31, ст.4416; 2020, N 6, ст.595; N 15, ст.2242) следующие изменения:

1) в статье 5:

а) в пункте 2 слова «по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию» заменить словами «по образовательной программе среднего профессионального образования, программе бакалавриата, программе специалитета, программе магистратуры, программе ординатуры, программе ассистентуры-стажировки, имеющим государственную аккредитацию, или по программе подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)»;

б) в пункте 7:

в абзаце первом слова «по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию» заменить словами «по образовательной программе среднего профессионального образования, программе бакалавриата, программе специалитета, программе магистратуры, программе ординатуры, программе ассистентуры-стажировки, имеющим государственную аккредитацию, или по программе подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)»;

абзацы второй и третий изложить в следующей редакции:

«Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в целях обучения и поступившего в образовательную организацию для получения образования по очной или очно-заочной форме по образовательной программе среднего профессионального образования, программе бакалавриата, программе специалитета, программе магистратуры, программе ординатуры, программе ассистентуры-стажировки, имеющим государственную аккредитацию, или по программе подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), в случае перевода данного иностранного гражданина в той же образовательной организации с одной образовательной программы, имеющей государственную аккредитацию, на другую образовательную программу, имеющую государственную аккредитацию, в том числе образовательную программу другого уровня, или с одной программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) на другую программу подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) продлевается до окончания срока обучения данного иностранного гражданина по очной или очно-заочной форме в указанной образовательной организации.


Пункт 3 статьи 1 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 52, ст.5140; 2007, N 19, ст.2293; N 49, ст.6070; 2011, N 30, ст.4603; N 49, ст.7025; 2012, N 50, ст.6959; 2015, N 48, ст.6724; 2016, N 15, ст.2066; 2018, N 49, ст.7521) после слов «государственные образовательные стандарты,» дополнить словами «федеральные государственные требования, образовательные стандарты и самостоятельно устанавливаемые требования,».

Беседовала Кристина Уласович

  • Новости
  • Истории
  • Разбор
  • Игры
  • Шапито
  • Подкасты
  • Meduza Live
  • Вечерняя Медуза
  • Срочные новости
  • Все новости
  • Шапито
  • Бот
  • Реклама на «Медузе»
  • Прайс-лист
  • Примеры нативной рекламы
  • Требования к баннерам
  • Написать в рекламный отдел

Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Федеральный закон о службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Закон о Следственном комитете Федеральный закон об МГУ имени М.В. Ломоносова и СПбГУ Закон о техническом регулировании Федеральный закон о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»

Принят Государственной Думой 24 декабря 2020 года

Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2020 года

Статья 1

Законопроект о закреплении в законе «Об образовании в РФ» понятия «просветительская деятельность» внесли в ноябре 2020 года парламентарии из комиссий Госдумы и СФ по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России. В первом чтении его приняли на пленарном заседании 23 декабря 2020 года.

Этот документ закрепляет в законе «Об образовании в РФ» понятие «просветительская деятельность». Под ней предлагается понимать осуществляемую вне рамок образовательных программ деятельность, которая направлена на распространение знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта и компетенции «в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов».

Определять порядок и условия ведения просветительской деятельности, а также контролировать ее должно, согласно этому законопроекту, правительство РФ. Документ, в частности, запрещает использование такой деятельности для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, национальных, религиозных и культурных традициях.

Авторы инициативы отмечают, что в действующем законодательстве нет положений, которые бы определяли правовые основы просветительской деятельности, а также порядок ее осуществления и требования к ее участникам. Кроме того, инициатива обязывает высшие учебные заведения получать заключения для подписания соглашений о международном сотрудничестве от уполномоченных федеральных органов власти. Как отмечают авторы законопроекта, такие нововведения необходимы в целях недопущения «негативного иностранного вмешательства в образовательный процесс».

  • Профориентация
  • Школьникам
  • Взрослым
  • Список профессий
  • Рейтинг профессий
  • Тесты
  • FAQ
  • Книги
  • Статьи
  • Задать вопрос эксперту

Еще к нулевым слушаниям в Общественной палате свой отзыв на законопроект представил коллектив популяризаторов науки: Ирина Белых, Александра Борисова, Андрей Воронин, Арина Пушкина. В отзыве (есть в распоряжении «Бумаги») они отметили, что поправки не актуальны — даже авторы проекта в пояснительной записке не обосновывают его необходимость. К тому же создатели поправок не провели нужных исследований: истории вопроса, зарубежного опыта и конкретных кейсов.

Авторы отзыва добавляют, что теоретически законопроект может усложнить даже закупку зарубежных книг в библиотеки, не говоря о других видах международной научной деятельности. «Фактически, введение такого правила приведет к остановке международной деятельности значительного количества организаций, которые не смогут позволить себе содержать необходимый бюрократический аппарат, и значительно замедлит и осложнит такую работу из-за неизбежно возникающего времени ожидания согласования», — говорится в тексте. По мнению авторов отзыва, законопроект фактически вводит цензурный механизм, который остановит работу гражданских просветительских проектов, так как им придется увеличивать штат, чтобы работать с лицензированием.

Антон Шейкин
кандидат физико-математических наук, старший преподаватель кафедры физики высоких энергий и элементарных частиц СПбГУ

— В тексте законопроекта не уточняется порядок процедуры согласования, но даже само наличие такой процедуры, очевидно, удлиняет сроки, необходимые для организации какого бы то ни было просветительского мероприятия. А следовательно, отнимает время, которое в ином случае могло бы быть потрачено на улучшение качества самого мероприятия.

Собеседники «Бумаги» среди ученых и популяризаторов науки допускают, что в случае принятия законопроекта научно-просветительских мероприятий в России станет меньше, так как многие организации и люди в этой сфере не имеют большого дохода и не готовы иметь дело со сложными бюрократическими процедурами.

Антон Шейкин
физик

— Такая деятельность зачастую не приносит самим просветителям никакого дохода, а порой и наоборот: многие тратят на нее ощутимое количество своих собственных ресурсов. Значительная часть людей (в том числе и я) читают лекции и ведут занятия в свободное от основной работы время, которого не так много, и формализация такой деятельности может вынудить подобных людей просто-напросто отказаться от просветительства.

Кандидат биологических наук, лауреат премии «Просветитель» Александр Панчин считает, что в сфере может стать значительно меньше энтузиастов, организующих мероприятия в одиночку или в небольших коллективах.

Александр Панчин
биолог

— Большинство научпопа делается энтузиастами. За свой счет в свое свободное время. Часто это ученые, которые хотят делиться знаниями. Если для этого потребуется согласование, то энтузиазм может сильно поубавиться. Крупный коммерческий проект может нанять специальных людей, которые будут заниматься согласованиями. Творческие одиночки окажутся в весьма некомфортных условиях.

18 ноября пятнадцать российских сенаторов и депутатов внесли на рассмотрение Госдумы поправки в закон «Об образовании», которые предлагают регулировать международное сотрудничество образовательных организаций, а также всю просветительскую деятельность в России.

Закон будет регулировать взаимодействие образовательных организаций (то есть организаций, имеющих лицензию) с иностранцами. Если его примут, школам и вузам, по сути, запретят все виды международного сотрудничества без одобрения федеральных властей. Под определение «международное сотрудничество» при этом подпадает любое взаимодействие образовательной организации с чем-то или кем-то иностранным.

«Международное сотрудничество — это если российская образовательная организация разрабатывает и реализовывает с кем-то совместные образовательные программы, направляет учеников, студентов и преподавателей за рубеж (и они там получают стипендию), принимает иностранных студентов и преподавателей на учебу и работу в российские организации, проводит совместные научные исследования, организовывает международные конференции и участвует в них — и даже просто обменивается с кем-то учебной или научной литературой. После принятия закона вся эта деятельность, за исключением приема иностранных учеников и студентов, будет возможна только с разрешения Минобрнауки или Минпросвещения».

Татьяна Глушкова, юрист

По словам Татьяны Глушковой, порядок выдачи разрешения будет устанавливаться правительством. «Как это отразится на международном сотрудничестве образовательных организаций? Очевидно, что негативно, — добавляет юрист, — фактически это возвращение к идее, что преподаватели должны получать разрешение на участие в международных конференциях, не говоря уже о каком-то более значимом взаимодействии с зарубежными коллегами. Причем выдавать такое разрешение будет даже не руководство вуза, а министерство.

  • Репортажное видео
  • Все видеопрограммы / радиопрограммы
  • Ток-шоу
  • Всё видео
  • Расписание видеопрограмм

Возможность поступать в вузы вообще без ЕГЭ, о которой говорится в этом законопроекте — это очень смелое предложение и вряд ли найдет понимание в Минпросвещения.
В данном законопроекте отчетливо просматривается желание снизить значение ЕГЭ, как основного экзамена, определяющего качество знаний будущего абитуриента, а это идет в разрез с твердой линией на сохранение ЕГЭ.
К тому же, в этом случае невозможно будет осуществлять право поступления сразу в пять вузов, что вряд ли устроит будущих абитуриентов. (Читайте: О предложении бывшего министра просвещения О.Васильевой по отмене права поступления сразу в пять вузов.)

В таком виде, в котором он представлен сейчас, его прием маловероятен. Скорее всего, законопроект претерпит значительные изменения, в соответствии с пожеланиями Минпросвещения.

19.07.20 г.

***

При поступлении новой информации будем сообщать дополнительно.

Следите за нашими публикациями.

C 2021 года сдача ОГЭ и ЕГЭ станет добровольным выбором!

Как начнется новый учебный год — по правилам Роспотребнадзора или дистанционно?

1 сентября 2020 г. без первого звонка, учеба в несколько смен и по особым правилам.

1 сентября 2020 г. дети в школу могут не пойти. Учебный год может начаться дистанционно

В школы и детские сады не пустят без прививок!

Ещё 5 декабря 2018 года Государственная Дума приняла новые законопроекты, которые касаются социального заказа на оказание муниципальных услуг, затрагивающих социальную сферу деятельности. Закон объясняется довольно сложно, но если рассматривать все простыми словами, то каждый человек в России получит специальный сертификат, в котором будет указана возможность получения некоторого вида образовательных услуг – к примеру, в детском саду, в школе или на дополнительных кружках.

Однако впоследствии к этому закону были приняты поправки, и теперь сертификат будет действовать ещё и для институтов. Во всяком случае теоретически законодательная база выглядит именно так.

Законопроект дорабатывается, в него вносятся поправки и ориентировочно он вступит в силу в 2024 году. Только на первый взгляд кажется, что это бесплатное образование, на самом деле эксперты его активно критикуют и говорят, что именно это основной закон о платном среднем образовании, потому что всё, что не будет покрывать ваучер, придется оплачивать отдельно. И проблема стоит очень остро, поэтому изменения в системе образования заслуживают особенного внимания.

Один из депутатов Государственной Думы выступает с резкой критикой данного законопроекта, которая вполне оправдана. Он уверен в том, что ваучер не покроет все расходы на образование, соответственно, оставшуюся часть, а она будет довольно внушительной (по мнению депутата) придётся оплачивать родителям. Правда, если соблюдены будут все особенности, то власти, естественно, будут несколько видоизменять общеобразовательную систему, которая позволит школьникам получить достаточный уровень знаний.

Новости образования в 2021 году

Естественно, платное образование в 2021 году не вызывает воодушевление у многих родителей, но если посмотреть на ситуацию с другой стороны, то можно заметить, что школа сегодня действительно не доработана. Учителя обязаны отправлять отчёты о посещаемости учебных заведений в департамент образования, объясняя причины того, почему того или иного ребёнка не было на уроке.

Однако, кто сказал, что учителя это знают. Дети прогуливают, но сложно представить себе ситуацию, в которой родители оплачивают все уроки своих детей, а те не приходят на них. Ценность образования после того, как оно станет платным, повышается.

Сегодня стране нужны дополнительные нововведения, которые позволят получить достаточный уровень знаний. Закон о платном образовании должен дорабатываться, но, в целом, идея выглядит довольно неплохо. Возможно останется способ бесплатного обучения в магистратуре или обязательная стипендия правительства, но дальше это будет все обсуждаться более подробно.

Пандемия, в условиях которой наша страна живет почти год, затронула все сферы жизни, в том числе и образование. В марте 2020 года все школы, колледжи и вузы вынужденно перешли на дистант, а в программу итоговой аттестации внесли изменения. Некоторые из них сохранятся и в 2021 году, сообщил глава Минпросвещения.

Так, итоговое сочинение для 11-классников перенесли с декабря на вторую декаду апреля. Как и в прошлом году, Государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования в формате ЕГЭ будет обязательной только для тех, кто намерен поступать в вузы. Планируется, что это пройдет с 31 мая по 2 июля. Те, кто не смог написать ЕГЭ по уважительной причине, смогут это сделать с 12 по 17 июля.

Одиннадцатиклассники, не поступающие в вуз, с 24 по 28 мая сдадут государственный выпускной экзамен в форме контрольной работы в школе по двум предметам — русскому языку и математике.

По данным министра, сейчас подавляющее большинство школ страны работает в очном режиме, в некоторых используются элементы дистанционного обучения, которое в Минпросвещения рассматривают как вынужденную меру, направленную на защиту здоровья учеников, учителей, родителей. Если эпидемиологическая ситуация не будет ухудшаться, то школы и для старшеклассников после зимних каникул откроются в очном режиме во всех других регионах страны, пообещал Сергей Кравцов.

Если по объективным причинам субъект Федерации принимает решение о временном переводе школ на удаленку (из-за гриппа, коронавируса или другой угрозы), то для этого понадобится современная нормативная база: как организовать формат, как выставлять оценки, как подавать материал, поясняют в ведомстве.

Актуальную для каждой семьи тему дистанционного обучения не обошел своим вниманием президент Владимир Путин на ежегодной пресс-конференции. «Конечно, онлайн-система, такой формат, не заменит никогда прямого, личного контакта между студентом, учащимся и преподавателем. Во всяком случае, этого еще очень долго не произойдет», — сказал глава государства.

Он подчеркнул, что в 2021 году все школы должны получить доступ к высокоскоростному Интернету, а к концу года необходимо создать универсальную систему связи для населенных пунктов с численностью 250—500 человек и до 2030 года — 100-250 жителей. Для этого в бюджете предусмотрено 12,6 миллиарда рублей. А к 2030 году, по словам президента, устойчивый Интернет проведут в населенные пункты, где проживают от 100 до 250 человек.

Необходимость обновления федеральных стандартов образования назрела давно. Президент России Владимир Путин дал поручение обновить их в феврале этого года, когда обратился с посланием к Федеральному собранию. Работа над обновлением образовательных стандартов началась еще раньше и заняла около полутора лет.

Всего в разработке и обсуждении проекта приняли участие порядка 10 тысяч человек, велось широкое обсуждение с представителями профессионального сообщества и общественности.

«Мы потратили очень большое количество времени на диалог в различных форматах с экспертами и экспертными центрами, с общественными организациями и педагогами», — заявила на заседании Совета министр просвещения Ольга Васильева.

Первый заместитель министра просвещения Павел Зенькович предложил назначить датой вступления обновленных ФГОС 1 сентября 2021 года.

«За полтора года мы эту работу проделаем и успеем подготовить систему к их вступлению в силу и дальнейшей реализации», — отметил он.

Обновленные проекты основываются на базе, уже содержащейся в примерных образовательных программах.

В течение ближайших полутора лет министерству просвещения предстоит «колоссальная работа по подготовке и направлению методических рекомендаций в органы власти субъектов, разъяснительной работе, как жить с новыми ФГОС», добавил замминистра.

За время, оставшееся до 1 сентября 2021 года, педагогический состав школ должен будет уяснить для себя, как именно вести работу по новым стандартам.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *