Транспортный налог все же несколько изменили
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Транспортный налог все же несколько изменили». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Для того чтобы понять, какую же сумму придется доплачивать, сделаем небольшое отступление и рассмотрим тарифы. Отметим, что в технических характеристиках автомобиля учитывается разрешенная максимальная масса.
Порядок исчисления налога
Годовая сумма транспортного налога исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки (ст. 307-7 НК).
При возникновении (наличии) в течение налогового периода объекта налогообложения транспортный налог исчисляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором:
-
произведена государственная регистрация транспортного средства;
-
истек срок действия разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, за выдачу которого была уплачена государственная пошлина.
Исчисление транспортного налога прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором транспортное средство было снято с учета.
Плательщики-организации за I–III кварталы текущего налогового периода исчисляют и уплачивают авансовые платежи в размере 1/4 суммы транспортного налога, исчисленной исходя из ставки транспортного налога и наличия транспортных средств:
- на 1 января текущего года – за I квартал;
- на 1 апреля текущего года – за II квартал;
- на 1 июля текущего года – за III квартал.
Ответственность за неуплату налога
В случае неуплаты (неполной уплаты) авансовых платежей начисляются пени в порядке, установленном ст. 55 НК (ст. 307-8 НК).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение налогового обязательства являются основаниями для применения мер принудительного исполнения налогового обязательства и уплаты пеней, а также для применения к плательщику мер ответственности в порядке и на условиях, установленных законодательными актами (п. 8 ст. 42 НК). |
Как платить прошедшим техосмотр
Те, кто добросовестно, и главное, не пропуская сроков, посещал станции техосмотра, а значит, до недавнего времени исправно платил транспортный налог, в этом году не получат извещения от МНС. Здесь все зависит от возраста авто и уплаты налога, который раньше был привязан к прохождению техосмотра. Разрешение на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении должно действовать не позднее 1 января 2021 года.
Поясним на примере. Новая машина куплена владельцем в салоне в мае 2019 года. Вместе с покупкой авто проходится техосмотр и оплачивается дорожный сбор. Следующий техосмотр (у новых машин через два года) проводится в июне 2021-го. Значит, разрешение на допуск действительно, поскольку выдано ранее 1 января 2021 года. Владелец такой машины не получит извещение на уплату авансового платежа в этом году. Транспортный налог за 2021 год он уплатит после получения извещения, но уже в сентябре 2022-го.
Теперь о том, какую сумму налога заплатит этот автовладелец. Если срок действия техосмотра, а значит, и предыдущего дорожного налога закончился в мае 2021 г., то новый налог будет подсчитан пропорционально календарным месяцам, начиная с июня.
Поясним на примере. Для автомобиля массой не более 1,5 т размер годовой пошлины — 61 рубль. Значит, за один месяц нужно уплатить 61:12=5,083 рубля. Умножаем эту сумму на количество месяцев в 2021 г., начиная с июня: 5,083*7=35,581 рубля. Такую сумму налога за 2021-й заплатит автовладелец, но уже в 2022 году. В 2023-м он оплатит транспортный налог за весь 2022-й.
Еще примеры.
Автовладелец уплатил госпошлину и прошел техосмотр на автомобиле старше 10 лет в июле 2020 года. Срок действия разрешения, а значит, и предыдущего налога, истек 31 июля 2021 г. Значит, его транспортное средство освобождается от уплаты транспортного налога на период срока действия разрешения, т. е. с 1 января по 31 июля 2021-го. В 2022 г. ему насчитают госпошлину с августа по декабрь 2021 г., т. е. за пять месяцев.
Еще вариант. Автовладелец уплатил госпошлину в декабре 2020 года, а техосмотр прошел в январе 2021-го. Поскольку необходимое разрешение получено им уже в 2021 г., когда выдача разрешения не являлась объектом обложения государственной пошлиной, то гражданин обязан уплатить транспортный налог за 2021 г., и ему придет уведомление об авансовом платеже уже в этом году. Госпошлина, уплаченная автовладельцем в 2020 г., подлежит возврату либо зачету в счет уплаты налогов, в том числе транспортного налога.
И такой вариант. Автовладелец машины старше 10 лет проходил техосмотр в предыдущие годы, но с небольшими перерывами. Например, действие его разрешения на допуск (т. е. срок оплаты предыдущего дорожного налога) заканчивалось в октябре 2020 г., а в феврале 2021 г. он снова прошел техосмотр, но ничего не уплачивал. Получается, что на 1 января 2021 г. предыдущий дорожный сбор не был уплачен. В таком случае владельцу придет авансовое письмо из налоговой уже в этом году. В 2022 г. для автомобиля, например, массой от 1,5 до 1,75 т придется доплатить 81-29=52 рубля.
К сожалению, все варианты описать невозможно, но с некоторыми предлагаем ознакомиться здесь.
Льготы по уплате транспортного налога
В отношении транспортного средства, зарегистрированного за инвалидом III группы, при наличии действительного водительского удостоверения соответствующей категории, ставка транспортного налога снижена на 25% (за исключением случаев, при которых предусмотрено их полное освобождение от уплаты транспортного налога, либо ставка транспортного налога применяется в размере 50 процентов от установленной ставки). В отношении таких типов транспортных средств, как прицеп, полуприцеп, транспортного средства, в отношении которого отсутствуют сведения о его типе, иного транспортного средства, зарегистрированных за указанными лицами, – при наличии действительного водительского удостоверения любой категории ставка транспортного налога снижена на 25 — 50% .
Ставки транспортного налога применяются в размере 50 процентов от установленной ставки в отношении транспортного средства, зарегистрированного за ветераном Великой Отечественной войны, ветераном боевых действий на территории других государств, инвалидом I или II группы, лицом, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, или лицом, имеющим право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста, родителем (усыновителем, удочерителем) в многодетных семьях с тремя и более детьми в возрасте до восемнадцати лет, при наличии действительного водительского удостоверения соответствующей категории, а в отношении таких типов транспортных средств, как прицеп, полуприцеп, транспортного средства, в отношении которого отсутствуют сведения о его типе, иного транспортного средства, зарегистрированных за указанными лицами, – при наличии действительного водительского удостоверения любой категории.
Кто освобожден от уплаты транспортного налога
Местные Советы депутатов или по их поручению исполнительные и распорядительные органы имеют право полностью или частично освобождать от уплаты транспортного налога физических лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, по транспортным средствам, не используемым при осуществлении предпринимательской деятельности.
Освобождаются от транспортного налога транспортные средства:
- выбывшие из обладания его собственника (владельца) в результате противоправных действий других лиц — угона (кражи);
- в отношении которых не истек срок действия разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, за выдачу которого была уплачена государственная пошлина;
- снятые с учета до 1 июля 2021 года;
- используемые для оказания медицинской помощи, в том числе скорой медицинской помощи;
- выпущенные не позднее 1991 года или сведения о годе выпуска которых отсутствуют;
- категории M1 или M1G*(электромобили), приводимые в движение исключительно электрическим двигателем, — по 31 декабря 2025 года;
- у плательщиков-организаций — предназначенные для обеспечения социального обслуживания и предоставления социальных услуг нетрудоспособным и другим категориям граждан, находящимся в трудной жизненной ситуации и на которые в соответствии с законодательством нанесена надпись: «Социальная служба»;
- обращенные в доход государства по решению компетентного органа;
- специально оборудованные для использования инвалидами и имеющие соответствующую запись в свидетельстве о регистрации транспортного средства.
Для кого предусмотрены льготы
Меньше придется платить пенсионерам, а также лицам, имеющим право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста. На 50% размер платы уменьшится для ветеранов ВОВ, инвалидов I и II групп, на четверть – для инвалидов III группы. Но есть нюанс: льгота по снижению ставки транспортного налога на 50% и 25% предоставляется при условии наличия у плательщика действительного водительского удостоверения соответствующей категории.
Также сообщается, что более 1,43 млн транспортных средств прошло техосмотр по состоянию на 1 ноября, этот показатель превышает прошлогодний более чем в два раза.
Кто освобожден от уплаты транспортного налога
Местные Советы депутатов или по их поручению исполнительные и распорядительные органы имеют право полностью или частично освобождать от уплаты транспортного налога физических лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, по транспортным средствам, не используемым при осуществлении предпринимательской деятельности.
Освобождаются от транспортного налога транспортные средства:
- выбывшие из обладания его собственника (владельца) в результате противоправных действий других лиц — угона (кражи);
- в отношении которых не истек срок действия разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, за выдачу которого была уплачена государственная пошлина;
- снятые с учета до 1 июля 2021 года;
- используемые для оказания медицинской помощи, в том числе скорой медицинской помощи;
- выпущенные не позднее 1991 года или сведения о годе выпуска которых отсутствуют;
- категории M1 или M1G*(электромобили), приводимые в движение исключительно электрическим двигателем, — по 31 декабря 2025 года;
- у плательщиков-организаций — предназначенные для обеспечения социального обслуживания и предоставления социальных услуг нетрудоспособным и другим категориям граждан, находящимся в трудной жизненной ситуации и на которые в соответствии с законодательством нанесена надпись: «Социальная служба», а также специально оборудованные для использования инвалидами;
- у плательщиков — физических лиц — специально оборудованные для использования инвалидами.
Когда оплачивать транспортный налог для физических лиц?
В 2021 году все владельцы легковых транспортных средств должны были оплатить транспортный налог не позднее 15 декабря в размере 29 рублей. Данный платеж считается авансовым за текущий год. Полную же доплату за 2021 год нужно будет произвести в текущем году не позднее 15 ноября.
Подробное описание начисление и оплаты транспортного налога:
Уплата ТН плательщиками-физическими лицами производится за истекший календарный год на основании извещения налогового органа, вручаемого такому плательщику до 1 сентября года, следующего за истекшим годом. Установленный срок оплаты — 15 ноября года, следующего за истекшим годом. К примеру: ТН за 2021 год необходимо будет уплатить не позднее 15 ноября 2022 года, на основании извещения из налоговой инспекции. Стоит отметить, что физические лица, у которых на сайте Министерства по налогам и сборам создан (заведен) личный кабинет, данное извещение они будут получать в электронном виде.
Как рассчитать налог?
Размер утилизационного сбора для каждой единицы транспорта внутри страны рассчитывается индивидуально и зависит от типа авто, его возраста, объема двигателя и назначения. Например, при ввозе электромобиля возрастом до 3 лет нужно оплатить 544,5 рублей, старше 7 лет — 1225,1 рублей. Для авто с двигателями внутреннего сгорания сбор стартует от 1652,2 руб и может достигать десятков тысяч рублей – чем старше машина, чем мощнее ее двигатель, тем выше будет цена.
Отметим, что расчет утилизационного сбора для физических лиц и для юридических лиц не отличается. Ниже приводим актуальные ставки, утвержденные Советом Министров Республики Беларусь с 1 января 2021 года:
№ п/п | Транспортные средства (ТС) по видам и категориям согласно ТР/ТС 018/2011 | Ставки утилизационного сбора в зависимости от даты выпуска транспортного средства | ||
До 3х лет | От 3х до 7 лет | Старше 7 лет | ||
1 | ТС с электродвигателем: | |||
— М1 | 544,5 | 816,7 | 816,7 | |
— М2 (более 8 мест для сидения кроме места водителя, масса до 5 тонн), М3 (более 8 мест для сидения кроме места водителя, масса более 5 тонн) | 4900,5 | 8167,5 | 8167,5 | |
2 | ТС М1 с ДВС: | |||
— не более 1000 куб. см. | 1652,2 | 5771,7 | 8657,6 | |
— от 1000 до 2000 куб.см. | 6115,2 | 8995,1 | 13492,7 | |
— от 2000 до 3000 куб. см. | 9652,7 | 17554,7 | 26332,1 | |
— от 3000 до 3500 куб. см. | 8898,6 | 31036,5 | 46554,8 | |
более 3500 куб.см. | 15253,7 | 38125,9 | 57188,9 | |
3 | ТС М2, М3 с ДВС: | |||
— не более 2500 куб. см. | 4900,5 | 8167,5 | 12251,3 | |
— от 2500 до 5000 куб.см. | 9801,0 | 24502,5 | 36753,8 | |
— от 5000 до 10000 куб. см. | 13068,0 | 35937,0 | 53905,5 | |
более 10000 куб.см. | 16335,0 | 42471,0 | 63706,5 | |
4 | Все ТС категории N, т.е. не менее 4 колес, предназначены для перевозки грузов массой: | |||
— до 2,5 т. | 4083,7 | 7187,4 | 10781,1 | |
— от 2,5 до 3,5 т. | 6534,0 | 10209,4 | 15314,1 | |
— от 3,5 до 5 т. | 8167,5 | 13068,0 | 19602,0 | |
— от 5 до 8 т. | 8984,2 | 37243,8 | 55865,7 | |
— от 8 до 12 т. | 10944,4 | 56437,5 | 84656,3 | |
— от 12 до 20 т. | 12006,3 | 82165,0 | 123247,5 | |
— от 20 до 30 т. | 12600,0 | 86300,0 | 129450,0 | |
— от 30 до 50 т. | 23685,7 | 96376,5 | 144564,8 | |
5 | Самосвалы массой: | |||
— от 50 до 80 т. | 111078,0 | 253029,1 | 379543,7 | |
— от 80 до 350 т. | 204187,5 | 261360,0 | 392040,0 | |
— от 350 т. | 302197,5 | 326700,0 | 490050,0 | |
6 | Прицепы и полуприцепы массой свыше 10т. | — | 38640,0 | 57960,0 |
Каких изменений стоит ждать в 2020 году
Ежегодно количество автомобилей, проходящих техосмотр, сокращается на 15-20 %, в то время как количество участников дорожно-транспортного движения растет. Объяснить это легко: владельцы автомобилей избегают прохождения техосмотра из-за привязки к нему уплаты транспортного налога.
Не каждый автолюбитель способен внести одновременно всю сумму госпошлины и плату за техосмотр. Поэтому, в ущерб безопасности на дороге, часть водителей не проводят технический осмотр своих автомобилей. Они считают более предпочтительным получить штраф, который обычно в разы меньше самого дорожного сбора.
Госпошлина на транспорт имеет место во многих странах мира. В России она рассчитывается по мощности движка, Казахстане – по объему двигателя, Латвии – по объему выброса газов в атмосферу, Германии – по объему выброса газов, расходу бензина или весу (для электрокаров). А вот, например, в США дорожный сбор вложен в цены на бензин.
Представители власти уже давно поняли, что необходимы капитальные изменения в системе налогообложения собственников автотранспорта за пользование дорожными сетями. Еще в октябре 2018 года премьер-министр Беларуси Сергей Румас сообщил, что уплату транспортного налога в 2019 году отвяжут от техосмотра и разрешат автовладельцам оплачивать взнос по месяцам, по заявительному принципу.
За 5 месяцев 2020 г. снижение почти на 35%. Что будет дальше?
Еще шесть лет назад госпошлину связали с процедурой гостехосмотра, и, как мы видим сегодня, ни к чему хорошему это не привело.
— Начиная с 2014-го фиксируется ежегодный спад количества выданных разрешений в среднем на 10%, а за 5 месяцев текущего года выдано 291 712 разрешений на допуск транспортных средств к участию в дорожном движении, что на 34,9% ниже уровня аналогичного периода прошлого года (448 068 разрешений). Отдельно за май снижение составило 40%, а за апрель — и вовсе 50%, — рассказал нам замдиректора УП «Белтехосмотр» Владимир Пиульский. — Конечно, отчасти это связано с пандемией коронавируса, но не только. В течение последних двух лет в СМИ активно обсуждается возможность отвязки техосмотра от госпошлины, в связи с чем автовладельцы стали реже приезжать на станции диагностики.
Случаи возврата госпошлины
Существуют отдельные условия, при которых оплаченный налог перед техосмотром подлежит возврату. Подобные действия регламентируются 259 статьей Налогового Кодекса Республики Беларусь.
Частичный или полный возврат госпошлины возможен в следующих случаях:
- Дорожный налог оплачен в большем размере, чем необходимо; или не должен был оплачиваться вовсе.
- До момента обращения в «Белтехосмотр» лицо, оплатившее дорожный налог, отказывается от получения разрешения на право участвовать в дорожном движении.
- Автомобиль не прошел техосмотр.
Что в 2023 году не будет облагаться налогом
Дарение денег, выплаты в виде материальной помощи или на основании страхового договора, пожертвования — все эти виды дохода в 2023 году не будут облагаться налогом. Но если в дар принимается недвижимость или переходит к новому владельцу на основании договора ренты, то гражданину Беларуси предстоит уплатить налог на прибыль в размере 13%, но не более 9338 рублей. Ранее планка составляла 8078 рублей.
А вот те, кто не работает последние 5 лет и, которым родственники в дар предоставили деньги, обязаны платить налог на доход. Но только если сумма дарения составляет более 100 базовых величин. В 2023 году размер базовой составляет 37 рублей, налоговая ставка — 10%.
Подарки, призы, путевки и деньги на их покупку от работодателя налогом не облагаются, если не превышают 2821 рубль. Так было и в прошлом году, но только допустимая сумма была ниже — 381 рубль.
Министерство Беларуси в новом году отменила налоговые льготы:
- Пониженный коэффициент (0,9) на экологический налог отменяется. Ранее такой коэффициент применялся к ставке налога для плательщиков, которые получили экологический сертификат соответствия.
- В отношении прибыли, полученной ИП от продажи выращенных им и его родственниками товарами растениеводства и животноводства.
Сколько стоит экзамен в ГАИ 2023?
После обучения в автошколе многие задаются вопросом: сколько будет стоить сдать экзамены в ГАИ?
С 01.01.2023 года базовая величина в Республике Беларусь увеличилась с 32 рублей до 37. Выпускники уходящего года, оплатившие услуги ГАИ, но не успевшие ими воспользоваться, задаются вопросом: сколько будет стоить сдать на права в ГАИ в 2023, нужно ли доплачивать?
Ответ однозначен – да. Будущий водитель обязан доплатить за услуги, которые ГАИ будет предоставлять в 2023 году, т.е. после повышения базовой величины.
Пример: в декабре 2022 успешно сдан теоретический экзамен и этап площадки, по городу стоит «не зачтено». Будущий водитель сразу оплатил пересдачу, но потом узнал, что в январе цены изменятся. Ему необходимо доплатить:
- 5 руб. за сдачу практического экзамена;
- 10 руб. за водительское удостоверение.
Мы предлагаем сводную таблицу, чтобы посмотреть, сколько нужно доплатить за экзамен ГАИ в 2023 при оплате услуг в 2022:
Наименование услуги |
Стоимость в 2022 году, руб. |
Стоимость в базовых величинах |
Стоимость в 2023 году, руб. |
Доплата, руб. |
За сдачу теоретического экзамена |
9,6 |
0,3 БВ |
11,1 |
1,5 |
За сдачу практического экзамена |
32 |
1 БВ |
37 |
5 |
За водительское удостоверение |
64 |
2 БВ |
74 |
10 |
За компьютерные услуги |
1,28 |
0,04 БВ |
1,48 |
0,20 |
За оформление заявления |
2,56 |
0,08 БВ |
2,96 |
0,40 |
Итого: |
109,44 |
3,42 БВ |
126,54 |
17,10 |